Сообщение на тему цель христианской жизни

Обновлено: 07.07.2024

Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной на ближней пажнинке своей, возле той же его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее.

Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках.

— Господь открыл мне, — сказал великий Старец, — что в ребячестве вашем усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали…

Я должен сказать тут, что с двенадцатилетнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я, действительно, ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но ответы их меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно.

— Но никто, — продолжал отец Серафим, — не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро — вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты небогоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.

Так-то, ваше Боголюбие. Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель . нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьяго.

— Как же стяжания? — спросил я батюшку Серафима. — Я что-то не понимаю.


Такова, например, притча о десяти девах, ожидавших жениха с зажженными светильниками (см. Мф. 25, 1—13). Жених медлил до полуночи. Но мудрые девы имели в запасе масло для своих светильников, и достойно встретили его, и вошли с ним на брачный пир. Неразумные же девы не предусмотрели, что жених придет поздно, и масла не припасли. Когда возвестили, что жених приближается, их светильники уже стали угасать. Они пошли к торговцам купить масло, а когда вернулись, то не успели встретить жениха и потом напрасно стучались в закрытые двери.

Пока человек живет в этом мире, он может задать направление своего пути в вечности. За порогом смерти он утрачивает способность изменяться – его духовное развитие продолжится в выбранном при жизни направлении добра или зла. Поэтому вектор нашего развития в земной жизни должен быть направлен ко Христу – это самое главное. Но как осуществить это на деле? Как, живя в этом непростом мире, достичь цели христианской жизни?

Любой торговец трудится ради получения прибыли. Духовной прибылью преподобный Серафим называет постепенное уподобление Христу благодатью Святого Духа. Поступая подобно торговцу, христианин должен совершать добрые дела в стремлении получить через них Божию благодать, которая переводит его из тленного состояния в нетленное, обоженное. Сами по себе добрые дела, если они не умножают в человеке благодати Христовой, не имеют ценности. Уврачеванное благодатью Святого Духа человеческое естество приобретает способность к вечному бытию вместе с Господом в Его Царстве.

Практически все задаются вопросом, в чем заключается смысл их жизни, но не только этот вопрос является актуальным для людей. Те, кто воспитан в духе христианства, часто задаются вопросом, в чем заключается цель христианской жизни и, эта тема действительно является важной, также довольно интересной. Христианская жизнь – это не просто походы в церковь, исповеди и причастие, подача милостыни – это что-то намного глубже и, именно данную тему стоит рассмотреть ближе каждому, кто хоть раз задавался озвученным выше вопросом.

Смысл жизни христианина – в чем он заключается?

Наверное, смысл жизнь каждого христианина – это достичь такого состояния, чтобы иметь возможность находиться с Богом в вечности. Каждый христианин должен стремиться к тому, чтобы в его сердце вошел Дух Святой, чтобы его сердце стало чистым и добрым, а также терпеливым, ведь только в таком сердце может жить Господь.

Каждый христианин должен понимать, что он имеет свободную волю и бессмертную душу, а основная цель его жизни – это отойти от всего злого и избрать путь добра, ведущий к Господу. Цель жизни христианина – это стремление быть вместе с Богом, этого христианин должен желать всем сердцем и всей душой. Если говорить о цели христианской жизни более детально, то здесь стоит отметить такие важные моменты:

  • основная цель жизни христианина – ощутить благодать Святого Духа и быть вместе с Богом;
  • чтобы достичь своей основной цели, каждый христианин должен четко следовать примеру Иисуса Христа;
  • человек должен стремиться быть ближе не только к Богу, но и к другим людям, никого не осуждая, стараясь жить без зависти, ненависти, а пытаться помочь;
  • для достижения основной цели христианской жизни, человеку нужно постоянно читать и изучать Священное Писание;
  • человек должен возлюбить Господа и ближнего своего, чтобы приблизиться к достижению основной цели христианской жизни;
  • чтобы прийти к своей основной цели, человек не должен нарушать Господни заповеди;
  • находясь в этом мире и проживая земную жизнь, человек должен задать себе направление, способное привести его к вечности и единению с Богом;
  • человек должен духовно развиваться каждый день, становясь все более совершенным.

Чтобы достичь своей основной цели, христианин должен искренне верить в Бога, соблюдать посты, молиться, ходить в церковь, помогать ближним, познавать истины Священного Писания.

Христианин должен понимать, что ему стоит поступать подобно Творцу, приумножая на земле добрые дела и отдавая свою любовь. Человек должен понимать, что его хорошие дела должны приумножать в душе благодать Христову, ведь только так они смогут принести реальную пользу. Христианин четко должен понимать, что если при жизни он не будет расти духовно, проявляя стремление быть вместе с Богом, то после смерти он закроет для себя двери Неба и не сможет пребывать в вечной радости с Богом и всеми верными Ему людьми.

Что нужно христианину, чтобы достичь своей основной цели?

Чтобы достичь основной цели христианской жизни, человеку нужно стремиться познать Христа, следовать его примеру, исполнять Господни заповеди и делать все хорошие поступки во славу Божью. Да, порой может получаться не все идеально, но жизнь христианина – это вечная борьба и, если он уверенно двигается на пути к Богу, пытаясь познать Его, как можно глубже, то уверенно приближается к своей основной цели.

Поскольку каждый человек является творением Божьим – основной целью людей должно быть именно сближение со своим Творцом, что особо актуальным является для тех, кто называет себя христианами. Если человек уже проявил желание стать христианином, то он четко должен следовать примеру Иисуса Христа, тем самым приближаясь к Господу. Да, единение с Господом – это главная цель каждого христианина, к которой стоит стремиться на протяжение всей жизни, несмотря на возникающие трудности и проблемы.

Христианин должен понимать, что его путь не будет гладким и легким, придется столкнуться с многими трудностями, но преодолев их, он сможет получить высшую награду в своей жизни – быть с Богом в вечности и ощущать Его любовь. Каждый христианин должен пройти свой путь, который приведет его к Богу и поможет спасти бессмертную душу.

Цель христианской жизни

Цель христианской жизни

Чтобы в твое сердце сошел Сам Святой Дух, нужно, наверное, чтобы это сердце было очень чистым, очень добрым, очень терпеливым. Но достичь этого весьма нелегко, и удается не всем.

Дух Святой

И все равно мы должны, каждый в меру своих сил, стремиться к этой чистоте и не отчаиваться, когда у нас не всё сразу получается. Ведь Господь дал каждому человеку бессмертную душу, разум и свободную волю, чтобы в этой жизни выбрать добро и отвратиться от зла. А это значит, если мы захотим всем своим сердцем быть с Богом – Господь, видя наше стремление, поможет нам.

Получается, что цель христианской жизни каждого из нас – приблизиться к своему Творцу, к Богу, настолько близко, насколько позволяет чистота нашего сердца. А чем чище будет наше сердце, чем ближе мы будем к Богу, тем легче нам будет выполнить свое главное человеческое предназначение – возлюбить Бога и возлюбить ближнего своего.

Дети с родителями в храме

Господь в Священном Писании и Священном Предании открыл нам все истины о Себе, о мире и о человеке. Христианство – открытая и ясная вера, а не какое-то тайное учение. Каждый, кто захочет узнать христианскую веру, может это сделать. Но при одном условии: знать нашу веру – это значит жить по ней. Жить, исполняя Божии Заповеди, любя Бога и людей вокруг.

Кто-то скажет, что это нелегко. А мы не станем пугаться! Ведь у нас есть столько святых друзей на небесах, которых мы в любую минуту можем попросить о помощи! У нас есть посты, чтобы собрать все свои духовные силы, – и праздники, чтобы увидеть и ощутить удивительную красоту Божьего мира!

Сегодня поговорим о радости. Эта тема всегда актуальна, ведь чего ищет человек в своей жизни, независимо от того верующий он или нет, если не радости? Человек – это существо, которое питается радостью, потому что он рожден для радости Царства Божия. Во все времена и во всех обществах человек хочет найти радость. Разумеется, в большинстве случаев это не всегда ему удается, в результате чего у нас и у всего общества возникает большая трагедия.

Изображение из iOS.jpg

Радость – это не только цель общества, но и цель каждого христианина, то есть человека, ведущего духовную жизнь в Церкви. Потому что радость, согласно словам святого апостола Павла, – это плод Святого Духа. Настоящая радость – это не просто эмоция, не просто успех или духовный энтузиазм, а плод Святого Духа. В Церкви радость – это присутствие Бога в нашей жизни.

Чтобы это объяснить, я воспользуюсь жизнеописаниями двух людей, которых я очень люблю. Первый – преподобный Порфирий Кавсокаливит уже является святым, а второй любимый мною человек – это старец Емилиан Симонопетрский. Может быть, этот великий духовник Церкви менее известен, но заслуживает того, чтобы о нем узнало больше людей, и для меня он святой человек. В текстах двух этих людей я увидел, что они по-особенному говорят о радости, а как именно, мы это увидим в нашей беседе.

Радость – это присутствие Бога. Вот почему старец Емилиан говорит, что отсутствие радости означает отсутствие Бога. Согласно его словам, радость в жизни христианина является доказательством того, что Господь действует в нас. Отец Александр Шмеман еще более радикален и говорит, что источником лжерелигиозности является неспособность испытывать радость. То есть если ты живешь в искаженной форме религиозности, как становится очевидным, что твои отношения с религией и Богом не нормальные? Отсутствие радости является доказательством твоих неправильных отношений с Богом или, точнее, твоего неправильного отношения к тому, что ты называешь Богом.

Изображение из iOS (1).jpg

Что происходит в противном случае? Если я пойду к своему ближнему, не познав себя, то я спроецирую на него свои страсти, не полюблю его, не буду служить ему, а буду его эксплуатировать. Исключительно важно, чтобы человек знал в Церкви, в Святом Духе, кто он, чего хочет, что он хочет постичь.

Сегодня, к сожалению, реальность христианской жизни несколько искажена, и христианином считается человек хмурый, который молчит, не может засмеяться, не участвует в своей жизни и вообще сторонится других людей, мира, даже в Церкви и храме он ведет себя странно, и ты видишь один депрессивный профиль, и это часто представляется как добродетель, как духовность. Но действительно ли это духовность? Или что-то другое?

Изображение из iOS (2).jpg

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, как человек может решиться и сделать выбор, чтобы быть радостным и создавать в себе условия для радости.

Изображение из iOS (3).jpg

В духовной борьбе очень важно понимать, что все то, что происходит в Церкви, – богочеловеческое: не монофизическое, то есть только божественное, потому что таким образом уничтожилась бы человеческая личность, и не полностью антропоцентричное, потому что тогда христианство превратилось бы в гуманизм, идеологию, психологизм и, наконец, в бессилие. А в Церкви все богочеловеческое, то есть Господь и человек во всем работают вместе и одновременно.

Вот почему радость – это выбор, но выбор, которого нужно придерживаться постоянно. Нелегко человеку выбрать радость, потому что с детства нас учат тому, что в нашей жизни будет много скорби. Когда родители будут уделять ребенку больше внимания? Когда он плачет. Поэтому что делает ребенок? Он плачет, пытаясь привлечь к себе внимание. Нас научили, что когда мы притворяемся жертвой и плачем, тогда на нас обращают больше внимания. Особенно в современном обществе, когда дома родители не проводят много времени со своими детьми. Современная психология установила, что дети находят способы, они даже могут заболеть, чтобы только привлечь к себе внимание родителей. Когда государственный служащий или какая-то организация обратят на вас больше внимания? Когда вы жалуетесь или подаете жалобу, когда вы приходите к ним и притворяетесь грустным, несчастным. Таким образом, мы больше подготовлены к скорби, чем к радости.

Это еще больше относится к греческому обществу, поскольку мы прошли через множество трудностей, страданий, исторических испытаний, которые истощили наш народ. В результате чего люди стали испытывать чувство вины от радости. Мы чувствуем себя виноватыми от того, что радуемся. Это и мы, христиане, делаем – как только мы немного порадуемся, то начинаем думать, что с нами произойдет что-то плохое. Я очень хорошо это знаю от своих родителей, бабушек и дедушек: если ты будешь смеяться, то с тобой случится что-то плохое.

Изображение из iOS (4).jpg

Мы приходим на какое-то развлечение, и это вызывает у нас поверхностное удовлетворение. Но когда мы возвращаемся домой, вставляем ключ в замочную скважину, то нас снова начинает давить печаль, меланхолия. Я могу быть с друзьями, но когда они уходят, приходит скорбь. Радость – это нечто гораздо более глубокое, более существенное и не подверженное влиянию внешних событий. Человек, имеющий радость, которой является Христос, имеет твердость, внутреннюю основу. Внешне чувства могут меняться при разных обстоятельствах, но, несмотря на трудности, у нас есть ощущение, что Кто-то любит меня, и это дает мне покой.

Часто мы не можем радоваться, потому что отождествляем радость с нашей волей, с нашим планом. Говоря иными словами, когда мы нервничаем и злимся? Когда все идет не так, как мы хотели, представляли или планировали, и тогда мы начинаем негодовать, гневаться и таким образом теряем предпосылки для радости. Жизнь никогда не бывает такой, как мы себе ее представляем. В ней есть неуверенность, чувство, что ты не можешь ее точно понять, и поэтому мы начинаем впадать в меланхолию. За моей внутренней реакцией скрывается понимание того, что все идет не так, как я себе представлял. Итак, что мы делаем в Церкви? Позволяем себе плыть по течению, то есть предоставляем себя Божию Промыслу, потому что Кто-то знает больше нас, но иногда мы этого не понимаем и противимся этому. Но когда пройдут годы, чувство вины исчезнет, и наши экзистенциальные часы повернуться вспять, тогда мы начнем понимать, что для нашего добра некоторые вещи происходили не так, как мы планировали. Ради нашего блага наши молитвы не были услышаны, потому что ради нашего добра некоторые вещи не произошли по нашей воле, а мы думали, что Господь не слышит нас и молчит. Кто-то знал нечто большее, чем мы. В Церкви ты не планируешь, а предаешь себя Божией воле, и она ведет тебя по жизни. Словно, если бы ты вошел в реку и не вышел из нее, будь она бурная или тихая, ведь в конечном итоге течение отнесет тебя в море, а не в какое-нибудь другое место. Так и в жизни мы предоставляем себя Божией воле.

Когда я настаиваю, чтобы кто-то другой забрал мои страдания, скорбь, беспокойство, что, в сущности, я делаю? Я терплю неудачу, потому что создаю воображаемого идола, воображаемого человека, которого не существует. Совершенство в Церкви – это эсхатологическая реальность, реальность из эсхатона, а не из настоящего, и оно существует только в Боге.

Изображение из iOS (5).jpg

Вот почему в Церкви, в чинопоследовании Божественной литургии есть очень хороший возглас, который возглашают перед Святым Причастием:

– Вонмем. Святая святым.

А певчие отвечают:

– Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Есть одно, другого нет. Мы можем испытывать какую-то потребность и воображаем себе, что мы найдем идеального священника, духовника, старца, жену, детей, семью, приход, хор. Это только наша потребность, так как в мире не существует полного совершенства.

Когда мы успокоимся? Когда мы поймем, что другой такой же, как мы – раненый, измученный своими страхами, безвыходностью, и тоже борется и подвизается. И тогда ты его прощаешь, то есть находишь ему место в своем сердце. Он больше не мой противник, я нахожу ему место в своем сердце и смиряюсь. Смирение – это не самосожаление. За самосожалением часто скрывается большой эгоизм. Истинное смирение значит, что я могу дать человеку место в своем сердце, чтобы он мог дышать. Мы, люди, либо в браке, либо в духовных отношениях, либо в обществе, создаем удушающую атмосферу для других людей, и они не могут дышать рядом с нами. Смирение – это способность принять другого, позволить ему существовать рядом со мной, не сковывать его своими желаниями и эгоизмом, проявлять уважение к его разнообразию и уникальности. Когда ты смиряешься, ты можешь почувствовать радость, потому что ты не ищешь совершенных вещей, и тогда ты начинаешь находить радость в маленьких, повседневных и простых вещах, на которые ты смотришь с Божией и евангельской точки зрения.

(Продолжение следует)

Читайте также: