Сообщение на тему бытовое обслуживание

Обновлено: 02.07.2024

Бытовое обслуживание - часть непроизводственной сферы, цель которой - помощь в организации быта (перепоручение домашней работы или части трудовых затрат по самообслуживанию) сторонним людям (прислуге) или фирмам.

К БОН относятся: прачечные, парикмахерские, всевозможный ремонт, отдельные виды организации отдыха и досуга, фотография, похоронное обслуживание, пошив обуви и одежды на заказ и т.д.

Предприятия БОН характеризуются рядом признаков: -

их деятельность ориентирована на помощь в самообслуживании клиентов, -

они заняты обслуживанием, т. е. выясняют пожелания клиента, согласовывают их с возможностями производства, демонстрируют ему конечный продукт, общение с клиентом рассматривается как способ его релаксации.

- индивидуальный характер потребления услуг. БОН - одна из древнейших сфер производства, т.к. слуги (помощники по дому) появились сразу же с появлением излишков продуктов, т.е. в период дикости. Работники, занятые обслуживанием хозяина, обладали низким социальным статусом. Они были практически бесправными (рабы и слуги), обязаны всеми доступными способами угождать хозяину. И хотя их труд был легче непосредственных производителей - крестьян и рабочих, как носители низкой квалификации, легко заменимые работники, теряющие способность "радовать глаз" по мере старения - они не были защищены ни законом, ни логикой (разумом) хозяина.

Исходя из распространения сферы БОН, характера потребления, можно выделить 3 этапа ее становления: начальный, рыночный и демократичный. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Начальный этап характеризовался чрезвычайно неравномерным потреблением услуг среди населения: одни - потребляли очень много, другие - ничего. Обслуживание по дому концентрировалось вокруг богатых людей. Естественно, что "ублажение" хозяев превалировало над качеством (содержанием труда) самих услуг, накоплением и закреплением передового опыта.

Рыночный этап характеризовался расширением спроса на БОН.

По мере роста благосостояния населения, повышения уровня образования и социальной самооценки индивидов, равно как и удешевления себестоимости услуг за счет их механизации, автоматизации, роста разделения труда, закрепления за фирмами- производителями. В целом потребление услуг приводит к экономии общественных затрат труда, поскольку тяжелая, малопроизводительная работа по дому вытесняется механизированным трудом.

Современный (демократичный) этап характеризуется двумя тенденциями. Первая - излишнее потребление услуг. Социологи считают, что в развитых странах наблюдается избыточное потребление услуг. В большей мере это связано с действием средств массовой информацией, рекламой, вызывающими у населения склонность к обслуживанию, отсутствующую у него ранее. Частично эту избыточную склонность к обслуживанию оправдывает возросшая напряженность жизни, необходимость в новых формах релаксации, чему и способствует БОН. Специфика человека, испытывающего нервное перенапряжение в зависимости от хозяина, покупателя, внешних условий, предполагает стремление человека самому воспользоваться правом на обслуживание. Вторая тенденция - новая природа труда по обслуживанию дома. На место слуг (прислуги), работающей в семье длительное время, пришли работники, нанимаемые для определенных операций по дому: чистке мебели, ванн, мойке окон, уборке помещений и т.д. Такой подход деперсонифицирован. Заказчик не знает исполнителя, он платит деньги за проделанную работу, за подбор людей, которым можно доверить квартиру. Современные исследователи отмечают рост спроса на деперсонифицированное обслуживание. Работники, осуществляющие эти работы, не испытывают проблем с занятостью. Их труд специализирован и максимально механизирован, хорошо оплачиваем, дает определенную свободу времени. Итак, социальная роль бытового обслуживания заключается в том, что он является способом: *

освобождения человека от монотонного и ручного труда по дому, *

повышает, таким образом, эффективности общественного труда и производства: *

экономит время для творчества, отдыха, общения с друзьями и семьей, саморазвития.

По мере перехода к массовому потреблению бытовых услуг происходит процесс социального выравнивания людей, так как эти услуги стали доступными каждому. Выбор профессии, связанной с бытовым обслуживание, является результатом их доброй воли, а не проявлением желания хозяина (как при феодализме) или невозможностью получить другую работу вследствие низкого образования (капитализм).

Елена Мехоношина

Предприниматели оказывают услуги, а люди ими пользуются. Чтобы не было хаоса и неразрешимых споров государство установило правила для каждой сферы услуг.

В этой статье мы разобрали правила работы с клиентами в бытовой сфере и пересказали их для малого бизнеса.

Кто обязан соблюдать правила бытового обслуживания

Бытовое обслуживание — это платные услуги и работы для людей, их семей и домов. Предприниматели и юрлица должны работать в этой сфере по Закону о правах потребителей и Правилам бытового обслуживания населения.

✅ Бытовые услуги оказывают:

— парикмахерские, тату-мастера, косметологи, СПА-салоны;

— ивент-агентства, если праздник для семьи, детей;

— ателье, ремонт обуви;

— мастерские ремонта бытовой техники;

— строители при ремонте квартир, строительству домов по индивидуальным заказам;

— мастера по мелкому ремонту в доме;

— фотографы, видеооператоры — когда сессии индивидуальные, семейные, свадебные;

— похоронные агентства, изготовители памятников на могилы;

❌ Формально не являются бытовыми услугами, хотя очень на них похожи:

— хостелы и отели.

Нашли себя в первом списке — правила бытового обслуживания для вас. Во втором — для вашей деятельности тоже есть обязательные правила. В следующих статьях мы расскажем и о них.

Штрафы за несоблюдение правил бытового обслуживания

За нарушение правил Роспотребнадзор штрафует по ст. 14.4 КоАП РФ. Штрафы: для ИП от 10 000 до 30 000 ₽, для ООО от 20 000 до 50 000 ₽.

Обычно у предпринимателей находят, на первый взгляд, мелкие ошибки в услугах. Но с юридической точки зрения это нарушения правил.

Мастер не сделала биологическую пробу краски для волос на коже клиентки. Женщина получила химический ожог, а предприниматель штраф 10 000 ₽ и исполнительный лист на выплату в счёт возмещения вреда на 26 000 ₽ — дело № А29-13733/2016.

На мебельный салон в Роспотребнадзор пожаловалась клиентка. Реальный повод неясен, но формально женщине не понравилось, что в салоне нет уголка потребителя. Штраф — 10 000 ₽ — дело № А56-6531/2017.

Есть ещё другие штрафы и негативные последствия, если между исполнителем и клиентом что-то пошло не так. Подробно о просрочках оказания услуг, плохом качестве и отсутствии терминала эквайринга мы писали в отдельной статье.

Роспотребнадзор находит нарушения правил по жалобам потребителей. В ответ сотрудники ведомства проводят у предпринимателей внеплановые проверки и контрольные закупки. Что полезно знать об этом — тоже посмотрите в наших статьях.

Общие правила бытового обслуживания

Как обещали, простым языком.

Информация для клиентов об исполнителе

На входе в помещение исполнителя весит вывеска. На вывеске: наименование, юридический адрес и режим работы. Для ИП ещё ОГРНИП, ИНН, дата регистрации и наименование регистрирующей налоговой.

Если у исполнителя нет помещения и работа разъездная, например, ремонт квартир, эту информацию пишут в договорах и квитанциях.

Когда в помещении ремонт, санитарный день или отключили свет, исполнитель размещает объявление о датах и времени, в течение которого он не работает.

Информация для клиентов об услугах

До заказа услуги исполнитель сообщает заказчику:

— какие услуги оказывает с ценой для каждой;

— какие материалы используются и цену на каждый;

— если важно — имя и квалификацию исполнителя, например, инструктора по занятиям йогой;

— гарантийный срок на результат работ.

Строгого требования, в каком виде исполнитель рассказывает клиентам об услугах, нет.

Перечень услуг, цены и остальную информацию можно сообщать потребителям так, как это принято в вашей сфере. В парикмахерских вешают таблички со списком косметических процедур. Строители сообщают о гарантии на работу в договоре подряда. В фитнес-клубах имена тренеров стоят в расписании занятий. Главное — ваш клиент должен знать эту информацию. Иначе это нарушение.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Уголок потребителя

Уголок потребителя — это набор документов и информации для клиентов. Касательно бытовых услуг там должны быть:

— распечатанные Закон о правах потребителей и Правила бытового обслуживания;

— копия лицензии — если есть;

— книга отзывов и предложений;

— адрес и телефон местного Роспотребнадзора;

— образец договора и квитанции на услуги;

— информация о льготах определённым клиентам, к примеру, студентам.

Ювелиры обязаны повесить в уголке уведомление о включении в реестр Федеральной пробирной палаты.

Ещё где-то в помещении выкладывают каталог с образцами изделий, если у услуги есть материальный результат. Чтобы клиент видел, что получит. Как исполнять это требование, зависит от фантазии предпринимателя.

Как оформить договор с клиентом

Договор на услуги оформляют в виде привычного документа на листе с подписями сторон или в виде квитанции. Угадали, это зависит, от того, как принято в вашей сфере. А когда клиент получает услугу прямо здесь и сейчас, например, маникюр, достаточно чека или билета.

Один экземпляр договора отдают заказчику.

В договор и квитанцию обязательно записывают:

— кто исполнитель: наименование, юрадрес, для ИП — имя, ОГРНИП, ИНН, дату регистрации;

— в чём состоит услуга, что входит в работу и описание результата;

— срок оказания услуги и отдельных этапов;

— точное описание материала или вещи потребителя, с которой работают;

— цену вещи потребителя;

— что на данный момент с оплатой: долг, оплачена полностью, внесён аванс — с точной суммой;

— дата приёма заказа;

— срок гарантии на результат;

— имя работника, принявшего заказ.

Если нужна смета на работы

Когда работа сложная, многоэтапная или дорогая, к договору составляют смету. Ещё смету придётся сделать, если этого просит заказчик.

Смета бывает твёрдая и приблизительная. Если знаете, что стоимость вашей работы невозможно просчитать заранее, пишите в смете, что она приблизительная.

Твёрдую смету меняют только в случае форс-мажора, например, существенного удорожания импортного материала. Но в реальности сделать это практически невозможно.

С приблизительной сметой стоимость работы можно повысить, если походу понадобились допработы или новые материалы. Но с заказчика обязательно получают согласие. Если клиент не согласен платить больше, договор расторгают. Исполнитель в этом случае получает деньги за то, что успел сделать.

Подробнее про смету — в ст. 33 Закона о правах потребителей.

Как клиент оплачивает услуги

Исполнитель сообщает заказчику в договоре или квитанции, как платить за услугу: авансом, после услуги, за каждый этап, в рассрочку. То же самое с оплатой материала, если его предоставляет исполнитель.

Оказывать неодобренные клиентом услуги и просить за них деньги нельзя.

Сроки оказания и качество услуг

Общий срок услуги записывают в договор. Если нужно — разбивают услугу на этапы, тогда для каждого тоже пишут срок. За просрочку исполнитель платит штраф и возмещает убытки.

Уровень качества — как договорились с клиентом или как принято для такой услуги. В сшитом платье не торчат нитки, волосы окрашены ровно, кухонный стол не шатается.

После услуги в договоре делают отметку о фактической дате её оказания.

Место оказания услуги

Услугу можно оказывать не только в помещении исполнителя. Для выездной услуги, например, уборки квартиры или фотосессии в парке, в договоре пишут точное время приезда работника. Клиент в таком случае обязан быть дома или вовремя прийти на встречу. Если что-то пошло не так из-за заказчика, за услугу платят полностью.

Работа со своим материалом

Когда у исполнителя свой материал, на него должен быть сертификат качества, декларация соответствия. Это касается тканей, шампуней, красок для волос, стройматериалов. За испорченную услугу из-за плохого материала клиент вправе не платить.

Работа с материалом клиента

Исполнитель профессионально разбирается в качестве материала, с которым работает. Поэтому когда клиент приносит свой материал, исполнитель смотрит, годен ли он.

Если материал не подходит, исполнитель сразу и лучше в письменном виде сообщает заказчику что-то из этого:

— материал непригоден для работы;

— из данного материала не получится сделать то, что просит клиент (сшить, построить);

— с этим материалом работать можно, но понадобится больше времени, чем изначально договаривались.

Тут же исполнитель даёт клиенту срок для замены материала или выбора другой услуги.

Заказчик не согласен или не заменил материал — услугу можно не оказывать. Но тогда надо сразу вернуть деньги.

Если клиент настаивает именно на этом материале, средстве или неподходящей ему услуге, с исполнителя снимается ответственность за качество. Важно лишь сохранить письменное предупреждение клиента на случай спора.

Остатки материала после услуги возвращают заказчику или выкупают.

Испорчен материал клиента

В работе предпринимателей бывает всякое. Если исполнитель потерял или испортил материал клиента, он в течение трёх дней покупает новый на свои деньги и снова делает работу.

Когда подобный материал не купить, клиенту платят двукратную стоимость испорченной вещи. Поэтому следите, какую стоимость клиент указывает в квитанции.

Клиент передумал

Заказчик вправе в любое время отказаться от услуги, заплатив за то, что исполнитель успел сделать.

А вот исполнитель может отказаться от клиента только оплатив все его расходы, например, переплату другому мастеру по плитке в ванной.

Как сдавать результат клиенту

Заказчик принимает результат в сроки, указанные в договоре, или как это принято в силу характера услуги.

О видимых недостатках клиент должен сообщить сразу. Исполнитель записывает их в акт или квитанцию. Тут же оговаривают, как и в какой срок доделывают услугу.

По скрытым недостаткам клиент предъявляет претензии в течение гарантийного срока. Если его нет — в течение двух лет и пяти для недвижимости.

Клиент пропал

Когда клиент не пришёл за заказом, исполнитель письменно приглашает его на приёмку в конкретный срок.

Если и теперь клиент не идёт, исполнитель ждёт два месяца и продаёт результат работ. Из вырученных денег берёт себе вознаграждение. Остаток вносит в депозит нотариуса — вдруг человек опомнится. Правило о депозите вряд ли кто-то воспринимает всерьёз, но мы не можем умолчать о нём

Правила для отдельных сфер

В правилах бытового обслуживания есть немного конкретики по отдельным услугам. Вот главное.

Пошив обуви и одежды

Изделие шьют по образцу или эскизу клиента. Образец можно менять по желанию клиента. Что именно изменили в каблуке, фасоне или фурнитуре, записывают в договор. Чтобы потом не было претензий.

Если шьют из меха, шкурки помечают в присутствии клиента.

Химчистка

Когда вещь берут в химчистку, в квитанцию записывают:

— что есть из фурнитуры;

— косяки, которые точно не получится убрать химией;

— какие допуслуги заказал клиент, например, антистатическую обработку.

Что можно делать с вещью, работники смотрят на маркировочной ленте. Если лента срезана, договариваются с клиентом.

Работник химчистки может срезать фурнитуру, чтобы не испортить. А съёмные детали пришить, чтобы не потерялись.

Ремонт бытовой техники

Когда клиенту выдают заказ, изделие включают и показывают, что вот, все работает.

Изготовление и ремонт мебели

Когда заказчик принимает работу, он обязан проверить соответствие вещи эскизу, чертежу. Иначе с исполнителя снимается ответственность за неточность.

Парикмахерская

Все инструменты дезинфицируют.

Мастера перед работой с каждым клиентом моют руки с мылом.

Для каждого клиента — чистое или одноразовое полотенце.

Перед покраской волос мастер делает биологическую пробу кожи клиента на чувствительность.

Изготовление и ремонт ювелирных изделий

В квитанцию записывают перечень работ и точное описание драгоценных камней. Клиент подписывает квитанцию.

Для драгоценных металлов, которые принёс заказчик, определяют пробу.

На изготовленном украшении из драгоценного металла исполнитель ставит оттиск именника.

После ремонта на украшении должно сохраниться пробирное клеймо.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

P. S. Мы понимаем, что правила часто невыполнимы

Правила бытового обслуживания рассчитаны на разные услуги и разных людей. В них не предусмотрены нюансы каждой деятельности. Сложно представить фотографа, который письменно предупреждает клиентку, что такая идея для фотосессии безвкусна и за результат он не отвечает. Или мастера по ремонту квартир, который носит с собой книгу отзывов и предложений.

Но по нашему мнению, правила нужно соблюдать настолько, насколько это возможно при оказании конкретной услуги. Правила — это образец деятельности, ориентир. Иначе есть риск рано или поздно нарваться на склочного клиента или принципиального инспектора Роспотребнадзора.

Статья актуальна на 29.01.2021

Оказание бытовых услуг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, облагаемых налогом на вмененный доход. В 2017 году состав бытовых услуг изменен Правительством РФ, введены их новые коды.

В статье будет подробно рассмотрено, что понимается под термином бытовых услуг и какие особенности характеризуют отрасль.

Общие принципы

Бытовые услуги – это платная помощь физическим и юридическим лицам за наличный или безналичный расчет. Перечень услуг регламентируется специальным Классификатором. Он определяет, попадают ли под ЕНВД бытовые услуги, предлагаемые той или иной компанией. В Классификаторе прописаны все существующие сервисные виды помощи населению с указанием кодов.

Бытовые услуги – это такие виды деятельности, которые помогают восстановить функциональные свойства изделий или изготовить новые предметы. К ним относят перевозку пассажиров и грузов, а также обеспечение условий спроса. Здесь же числятся жилищно-коммунальная, транспортная помощь и общепит.

Бытовое обслуживание людей входит в сферу производственного и непроизводственного сервиса, выполняется с помощью общественно поддерживаемых методов и имеет формы для реализации материальных и нравственных запросов потребителей.

Ранее бытовые службы существовали в форме кустарных мастерских. Затем они объединились в отдельную отрасль народного хозяйства и теперь располагают своей промышленно-технической базой с предприятиями промышленности и различными бытовыми комбинатами. Характер бытового обслуживания становится все более универсальным, виды и типы обслуживания специализируются.

Бытовые услуги это

Роль отрасли и ее особенности

В наше время бытовые услуги – это неотъемлемая часть рынка, без которой часто люди не могут обойтись. Все большее количество людей и организаций не желают самостоятельно решать те или иные проблемы, возникающие в быту, и обращаются за помощью к обученным специалистам. Прошло то время, когда работали неквалифицированные сотрудники, их заменяют профессионалы в своих сферах.

Общая величина российского сервисного рынка составляет 400-500 млн долларов.

Российские бытовые услуги – это своеобразный рынок по сравнению с европейским. Если на Западе популярностью пользуются малое предпринимательство и семейная форма организации, то в России набирают обороты кооперативные способы устройства.

Другая особенность российского рынка бытового обслуживания состоит в том, что на предприятиях активно развиваются непрофильные виды деятельности с целью выживания в рыночных условиях, что ведет к перепрофилированию организаций.

Верхние позиции на рынке сервисной помощи принадлежат Москве и Подмосковью.

Оказание бытовых услуг

Направления развития

Усовершенствованию деятельности сервисных предприятий способствует умножающийся спрос на социально-бытовые услуги. Причем сервисной помощью пользуются и организации, и частные лица. Увеличение спроса связано с желанием людей повысить качество жизни и сберечь свое время. Сервисное обслуживание запрашивается наиболее зажиточными гражданами.

Спрос на сервисную помощь неравномерен. Для поддержания уровня на рынке организации разрабатывают новые бизнес-решения и внедряют другие способы ведения дела. Данная разновидность бизнеса считается одной из самых непростых, поскольку обладает низкой рентабельностью. С целью ее повышения компании диверсифицируют бизнес и осуществляют экспансию в регионы.

Диверсификация заключается в расширении спектра выполняемых услуг. Например, компании, работающие в сфере клининга, предлагают клиентам дополнительную помощь:

  • доставку чистой воды; ; организованное на удаленных точках.

Эксперты полагают, что наиболее успешными формами ведения данного бизнеса являются сопутствующая и сетевая. При сопутствующей форме сервис является дополнительной формой деятельности компании. При сетевых формах организации создают сеть своих фирм по оказанию бытовых услуг. В этом случае открываются филиалы или применяется франчайзинг.

ЕНВД бытовые услуги

Проблемы отрасли

Основной сложностью российского рынка бытовых услуг является низкая рентабельность этого вида бизнеса. Она составляет не более 10%.

Низкая рентабельность объясняется долгими сроками окупаемости проектов. Например, при организации прачечной затраты на ее техническое оснащение составляют не менее 3 млн долларов, а срок окупаемости до 70 лет.

Решить проблему позволяют сопутствующие и сетевые формы организации предпринимательства. Они являются наиболее эффективными моделями ведения бытового бизнеса в наши дни.

Кроме рентабельности проблемами отрасли являются:

  • некачественность предоставляемого социально-бытового сервиса из-за устаревшего оборудования, недостаточной квалификации работников, невысокой зарплаты; проверок от государственных органов, мешающих деятельности предприятий;
  • жесткая конкуренция.

Центр бытовых услуг

Способы решения проблем

Для решения проблем специалисты советуют:

  1. Совершенствовать систему кредитования предприятий, оказывающих социально-бытовые услуги.
  2. Предоставлять организациям льготы по налогообложению и аренде.
  3. Улучшать нормативное регулирование отрасли.

Для полноценного развития отрасли важна государственная поддержка социальной сферы.

Мультисервисные предприятия

Для эффективной работы в обслуживающей сфере и решения многих проблем в данном направлении предприятия организуют свою деятельность по типу мультисервиса. Такая форма организации обеспечивает возможность запроса сервиса в одном месте и популяризирует его у населения.

Для работы подобных предприятий важно найти подходящие помещения в тех местах, где проживает большое количество людей. Некоторые организации продолжают работать в небольших подвальных помещениях, что, конечно, не повышает спрос на их помощь. Государственным структурам и власти важно обеспечить мультисервисным компаниям выход на главные пешеходные улицы, а также предоставить упрощенный порядок рекламирования своей деятельности.

Социально-бытовые услуги

Классификация

Бытовые услуги населению квалифицируют по таким критериям:

  1. По видам выполняемых работ (прачечные, парикмахерские, ритуальные).
  2. По наличию субъектов бизнеса (собственными силами или с привлечением работников).
  3. По степени значимости задействованных технологий (непосредственные услуги предприятий или дополнительно предлагаемые).
  4. По социально-экономическому содержанию (услуги, экономящие время и трудозатраты, а также средства потребителей).
  5. По вещественному содержанию (материальные и нематериальные).
  6. По трудозатратности (сервис, требующий или не требующий привлечения высококвалифицированных работников).
  7. По предоставляемому месту (помощь предоставляется в центрах бытовых услуг или за их пределами).
  8. По времени выполнения (срочные, несрочные).
  9. По регулярности (систематические, периодические, эпизодические).

Центр бытовых услуг

Нюансы организации деятельности предприятий

Для обеспечения эффективной работы центров бытовых услуг очень важна грамотная кадровая политика. Основные решаемые вопросы в данном направлении:

  • подбор и подготовка квалифицированных сотрудников различных уровней;
  • аттестации сотрудников;
  • повышение квалификационного уровня специалистов;
  • ориентирование работников на ответственное выполнение своего труда;
  • осуществление технической помощи предприятиям.

Таким образом, современный этап развития рынка бытовых услуг требует разработки методов регулирования данной отрасли.

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.

Отрасль в значительной мере определяет повседневную жизнь граждан, позволяет более рационально распределить свое время, а также способствует эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов общества. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг.

• реализация государственной политики в сфере бытового обслуживания населения, включая регулирование деятельности субъектов хозяйствования, с целью максимального удовлетворения его потребностей в бытовых услугах, повышения культуры обслуживания;

• анализ и прогноз тенденций развития бытового обслуживания населения, разработка на их основе концепций, программ деятельности и обеспечение их реализации;

• обеспечение финансовой стабилизации организаций бытового обслуживания населения и безубыточности их деятельности, наращивания объема бытовых услуг, расширения их видов и повышения качества.

Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.

За последние годы в сфере бытового обслуживания произошла определенная реструктуризация. Так, в 2003 г. негосударственный сектор экономики оказывал 66,3 % объема бытовых услуг, в том числе более половины — индивидуальные предприниматели. На долю государственных субъектов хозяйствования приходилось 33,3 % бытовых услуг, иностранных предпринимателей — 0,6 %.

Сфера бытового обслуживания подразделяется на технологически различные производственные отраслевые группы. Это ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и парикмахерских, ритуальные, обрядовые и прочие виды услуг.

Основную долю в бытовом обслуживании занимают производственные услуги, которые в общем объеме реализации бытовых услуг достигают 80 % 1 . Они оказываются как в индивидуальном порядке, так и через специализированные организации.

Несмотря на важность и перспективность сферы бытового обслуживания населения, в Беларуси постоянно ощущается недостаточность предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности; нет соответствующей материально-технической базы; не хватает профессиональных кадров; качество и структура оказываемых услуг не всегда отвечают потребностям населения. За 1991—2003 гг. число предприятий бытового обслуживания в Беларуси сократилось на 32 % . Лишь по такому виду бытовых услуг, как техническое обслуживание и ремонт автомобильных и других транспортных средств наблюдался рост числа предприятий (в 4,3 раза).

Объем реализации бытовых услуг населению за 1991 — 1995 гг. сократился на 73,2 % , в том числе в сельской местности — на 83,9 % . Особенно резко уменьшились объемы бытового обслуживания по отдельным видам деятельности. Так, индивидуальный пошив обуви сократился на 90,7 % , индивидуальный пошив и ремонт одежды — на 88,2, химическая чистка — на 91,3 %. К 2003 г. объем реализации бытовых услуг хотя и вырос по сравнению с 1995 г. однако составлял лишь 62,5 % уровня 1990 г., а в сельской местности — 18,5 %.




1. Рондак Д. Бытовое обслуживание населения в Республике Беларусь и странах запада: состояние и проблемы // Белорус. журн. жеждунар. права и междунар. отношений. 2003. №2. с.85.

На уменьшение объемов оказываемых бытовых услуг повлияли резкое снижение в 1991—1995 гг. реальных денежных доходов населения; увеличение стоимости услуг, которые росли быстрее, чем денежные доходы. Сокращение объемов услуг в домах быта, райбыткомбинатах привело к избытку производственных площадей, что обусловило в свою очередь и рост издержек производства, снижение качества услуг. Старение сельского населения привело к сокращению потребностей в бытовых услугах на селе, где многопрофильные пункты оказались нерентабельными и были закрыты. За 1991—2003 гг. изменилась и структура оказываемых услуг.

В стране уменьшается доля услуг по ремонту и пошиву одежды и обуви, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий, ремонту бытовой аппаратуры, но резко возрастает доля услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, парикмахерских. На это определенное влияние оказали и ценовые факторы. Так, открытие частных салонов по предоставлению парикмахерских услуг, саун позволило не только улучшить качество последних, но и привело к значительному росту цен на них.

Экономическая эффективность предприятий бытового обслуживания населения зависит от многих факторов. Главными из них являются срок выполнения заказа и качество услуг. Например, в Беларуси срок оказания услуг по ремонту бытовой техники составляет до 12 дней, а в странах Западной Европы — один день.

В Республике Беларусь взят курс на развитие бытового обслуживания населения, которое имеет средние доходы. Наиболее высокими темпами предполагается развивать услуги по ремонту бытовой техники, личного автотранспорта, мебели, услуг парикмахерских, прачечных и химчисток.

С целью создания конкурентной среды необходимо осуществить меры по развитию малого предпринимательства. Сейчас лишь небольшая часть индивидуальных предпринимателей имеет разрешение на выполнение бытовых услуг, а некоторые из них — даже с участием наемных работников. Однако значительное количество индивидуальных предпринимателей, не имеющих лицензии, оказывают бытовые услуги на дому. Для их легализации предполагается упростить процедуру регистрации.

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.

Отрасль в значительной мере определяет повседневную жизнь граждан, позволяет более рационально распределить свое время, а также способствует эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов общества. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг.

• реализация государственной политики в сфере бытового обслуживания населения, включая регулирование деятельности субъектов хозяйствования, с целью максимального удовлетворения его потребностей в бытовых услугах, повышения культуры обслуживания;

• анализ и прогноз тенденций развития бытового обслуживания населения, разработка на их основе концепций, программ деятельности и обеспечение их реализации;

• обеспечение финансовой стабилизации организаций бытового обслуживания населения и безубыточности их деятельности, наращивания объема бытовых услуг, расширения их видов и повышения качества.

Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.

За последние годы в сфере бытового обслуживания произошла определенная реструктуризация. Так, в 2003 г. негосударственный сектор экономики оказывал 66,3 % объема бытовых услуг, в том числе более половины — индивидуальные предприниматели. На долю государственных субъектов хозяйствования приходилось 33,3 % бытовых услуг, иностранных предпринимателей — 0,6 %.

Сфера бытового обслуживания подразделяется на технологически различные производственные отраслевые группы. Это ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и парикмахерских, ритуальные, обрядовые и прочие виды услуг.

Основную долю в бытовом обслуживании занимают производственные услуги, которые в общем объеме реализации бытовых услуг достигают 80 % 1 . Они оказываются как в индивидуальном порядке, так и через специализированные организации.

Несмотря на важность и перспективность сферы бытового обслуживания населения, в Беларуси постоянно ощущается недостаточность предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности; нет соответствующей материально-технической базы; не хватает профессиональных кадров; качество и структура оказываемых услуг не всегда отвечают потребностям населения. За 1991—2003 гг. число предприятий бытового обслуживания в Беларуси сократилось на 32 % . Лишь по такому виду бытовых услуг, как техническое обслуживание и ремонт автомобильных и других транспортных средств наблюдался рост числа предприятий (в 4,3 раза).

Объем реализации бытовых услуг населению за 1991 — 1995 гг. сократился на 73,2 % , в том числе в сельской местности — на 83,9 % . Особенно резко уменьшились объемы бытового обслуживания по отдельным видам деятельности. Так, индивидуальный пошив обуви сократился на 90,7 % , индивидуальный пошив и ремонт одежды — на 88,2, химическая чистка — на 91,3 %. К 2003 г. объем реализации бытовых услуг хотя и вырос по сравнению с 1995 г. однако составлял лишь 62,5 % уровня 1990 г., а в сельской местности — 18,5 %.

1. Рондак Д. Бытовое обслуживание населения в Республике Беларусь и странах запада: состояние и проблемы // Белорус. журн. жеждунар. права и междунар. отношений. 2003. №2. с.85.

На уменьшение объемов оказываемых бытовых услуг повлияли резкое снижение в 1991—1995 гг. реальных денежных доходов населения; увеличение стоимости услуг, которые росли быстрее, чем денежные доходы. Сокращение объемов услуг в домах быта, райбыткомбинатах привело к избытку производственных площадей, что обусловило в свою очередь и рост издержек производства, снижение качества услуг. Старение сельского населения привело к сокращению потребностей в бытовых услугах на селе, где многопрофильные пункты оказались нерентабельными и были закрыты. За 1991—2003 гг. изменилась и структура оказываемых услуг.

В стране уменьшается доля услуг по ремонту и пошиву одежды и обуви, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий, ремонту бытовой аппаратуры, но резко возрастает доля услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, парикмахерских. На это определенное влияние оказали и ценовые факторы. Так, открытие частных салонов по предоставлению парикмахерских услуг, саун позволило не только улучшить качество последних, но и привело к значительному росту цен на них.

Экономическая эффективность предприятий бытового обслуживания населения зависит от многих факторов. Главными из них являются срок выполнения заказа и качество услуг. Например, в Беларуси срок оказания услуг по ремонту бытовой техники составляет до 12 дней, а в странах Западной Европы — один день.

В Республике Беларусь взят курс на развитие бытового обслуживания населения, которое имеет средние доходы. Наиболее высокими темпами предполагается развивать услуги по ремонту бытовой техники, личного автотранспорта, мебели, услуг парикмахерских, прачечных и химчисток.

С целью создания конкурентной среды необходимо осуществить меры по развитию малого предпринимательства. Сейчас лишь небольшая часть индивидуальных предпринимателей имеет разрешение на выполнение бытовых услуг, а некоторые из них — даже с участием наемных работников. Однако значительное количество индивидуальных предпринимателей, не имеющих лицензии, оказывают бытовые услуги на дому. Для их легализации предполагается упростить процедуру регистрации.

Читайте также: