Сообщение на тему барды

Обновлено: 17.06.2024

Этот жанр является абсолютно уникальным: он далек от будней большого города и одновременно близок человеческим душам. Такие песни стали формой общения единомышленников, альтернативной культурой.

Бард – это человек, который любит путешествовать. Постоянство и комфорт он променял на походную романтику: старую гитару, лесной костер, небо в звездах и палатку.

Некоторые исполнители необыкновенно хорошо выражали эту атмосферу через свои душевные песни. Представляем 10 самых известных бардов СССР.

10. Александр Розенбаум

Он работает в нескольких жанрах: шансон, рок, эстрадная и авторская песня, романс, джаз.

Александр получил статус Народного артиста, Заслуженного артиста Российской федерации. Родители Розенбаума были врачами, сам он пошел по их стопам: ему довелось работать в отделении скорой помощи.

При этом Александр серьезно занимался музыкой. Через некоторое время ему пришлось делать выбор между новой профессией и уже полученным опытом. Розенбаум решил рискнуть и в результате завоевал очень большую популярность.

Сначала Александр исполнял блатные песни. Со временем он сменил репертуар, начав отдавать предпочтение военной тематике, истории России, философской лирике, казачьей и цыганской темам.

Манера игры Александра является своеобразной, очень насыщенной. Чтобы добиться максимальной яркости звука, он нередко применяет спаренные струны.

9. Виктор Третьяков

Виктор активно выступал в России, ездил с концертами во Францию, в Бельгию, Голландию, Германию.

Третьяков умеет заставить задуматься о жизни, он создает в своих песнях очень четкие образы. Этот бард сочиняет берущие за душу, но при этом довольно простые музыку и стихи. Его песни нравятся людям разных поколений (не только родившимся в СССР).

Профессия, которую получил Виктор, была технической, но он обладает талантом красиво преподносить различные жизненные ситуации, очень живо их описывать, что и сделало его творчество очень популярным.

8. Александр Городницкий

Александр Городницкий – исполнитель авторских песен, поэт и ученый, специализирующийся на океанологии.

Александру удалось пережить первую блокадную зиму. Городницкий добился больших успехов в научной сфере: он принимал участие в различных океанологических экспедициях, публиковал многочисленные работы.

Александр Городницкий – один из основателей авторской песни как жанра. Его песни и стихи включали в школьные программы, переводили на разные языки.

7. Олег Митяев

С детства он был спортсменом, ему удалось добиться очень хороших результатов в плавании. На гитаре Олег начал играть, когда был подростком. Мальчик учился этому сам, во дворе.

Митяев мечтал стать геологом, но в техникуме учился на монтажника. Потом будущий бард обучался в институте физкультуры.

Однажды Олег оказался на фестивале авторской песни и получил очень много приятных впечатлений. Именно после этого он начал собственный музыкальный путь.

6. Владимир Высоцкий

Этого барда можно назвать самым популярным, не только в СССР, но и в современной России. Интересно, что сам музыкант совершенно не ассоциировал себя с этим творческим направлением. Стоит отметить, что его творчество вообще с трудом поддавалось классификации.

Владимир Высоцкий занимался не только музыкой: он работал в театре, снимался в кино. Его творчество затрагивало души людей.

Причиной смерти знаменитого исполнителя стала сердечно-сосудистая недостаточность, однако многие считали, что до этого его довела алкогольная и наркотическая зависимость.

5. Александр Галич

Галич не только писал и исполнял собственные песни, он являлся еще и сценаристом, прозаиком, драматургом.

Когда Александр был ребенком, его семья переехала в Россию. С подростковых лет Галич знал, что его профессия будет творческой, но с направлением он определился не сразу.

Александр учился в литературном институте, оперно-драматической студии, погружался в театральную сферу, но потом серьезно занялся написанием песен и их исполнением под гитару.

4. Новелла Матвеева

Она являлась не только бардом, но и поэтессой, литературоведом, драматургом, переводчицей. Новеллу заметили вовремя и полюбили практически сразу.

Провинциальная девушка с гитарой и завораживающим голосом быстро стала популярной сначала в Москве, а потом и во всей стране.

3. Александр Дулов

Александр Дулов занимался не только музыкой, но и наукой: он являлся химиком.

Бард написал больше 200 песен. Реже он использовал свои стихи, чаще – чужие. Дулов провел большое количество концертов и творческих вечеров.

2. Юрий Визбор

Его песни всегда были нежными, мелодичными, что было весьма не характерно для 60-70 годов. Визбор написал более трехсот замечательных песен. Он был не только бардом, но и прозаиком, драматургом, актером.

1. Булат Окуджава

Творчество Булата Окуджавы очень сильно повлияло на многих исполнителей, в числе которых Юрий Визбор, Владимир Высоцкий.

Посвященные ему фестивали до сих пор проходят в Москве, на Байкале, в Перми, в Израиле.

Авторская песня, или бардовская музыка – песенный жанр, появившийся в середине XX века в СССР.

Этот жанр имеет и другие названия: песня – бардовская, самодеятельная, туристическая, студенческая. Все эти названия говорят о самобытном, неординарном музыкальном явлении, не укладывающемся в одно определение.

Главной особенностью авторской песни является то, что создателем поэтического текста и музыкального сопровождения композиции является автор, который не является профессиональным поэтом или музыкантом. Он же, как правило, является и непременным исполнителем своего сочинения под гитарный аккомпанемент. Важно ещё отметить, что авторскую песню принято характеризовать как поющую поэзию, так как именно поэтический текст занимает в композиции главное место, а мелодическое сопровождение лишь способствует эмоциональному воздействию на слушателей. Данные музыкальные композиции не сочиняются на заказ, а создаются на глубоком эмоциональном подъеме внезапно и самопроизвольно.

Авторская песня насквозь пронизана личностным началом, которое определяет все: от содержания песни до манеры ее преподнесения, от сценического облика автора-исполнителя до характера лирического героя.

Авторскую песню еще можно назвать формой духовного общения людей, которые считают себя единомышленниками. Автор-исполнитель не отделяет себя от аудитории, а демонстрирует своё творчество в виде простой, доверительной беседы и при этом рассчитывает на ответную реакцию. Такому искусству присущи особая задушевность, глубокая искренность и выражение сокровенных мыслей.

История возникновения авторской песни

История возникновения и развития бардовской музыки, как жанра, изображение №1

Позднее, во времена средневековья значение слова бард заметно изменилось. В ту пору на Британских островах так называли странствующих поэтов – музыкантов, которые, подобно французским трубадурам и немецким миннезингерам, воспевали любовь к Прекрасной Даме и героические подвиги доблестных рыцарей. Такие поющие поэты встречались во многих странах, только везде их называли по-разному: в Скандинавии – скальдами, в Украине – кобзарями, в Средней Азии – акынами, в Закавказье – ашугами, а на Руси – боянами, гуслярами или певцами-сказителями.

История возникновения и развития бардовской музыки, как жанра, изображение №2

История возникновения и развития бардовской музыки, как жанра, изображение №3

Затем свершилась Октябрьская Революция, которая многое изменила в жизни людей нашего отечества. Появились совсем иные песни, которые отражали темы труда, Советской Армии, колхозной деревни, молодёжного энтузиазма.

Тем не менее, в тридцатых годах прошлого столетия среди московского студенчества вошла в моду особенная композиция, в которой были такие слова:

В следующие далее страшные для нашей страны военные годы все песни как профессиональные, так и самодеятельные, призывая к подвигу, отражали героическую борьбу советской армии с фашистскими захватчиками, а также суровые испытания, выпавшие на долю тружеников тыла. Очень часто народные авторы перетекстовывали известные мелодии, но все они посвящались самоотверженному служению родине.

В начале 80-х годов, видя силу воздействия авторской песни на молодёжь, власти начали её преследование, тем не менее, благодаря магнитофонным записям, народ продолжал слушать любимых исполнителей. Ситуация смягчилась в середине десятилетия, а к началу 90-х совсем изменилась. Авторская песня перестала быть протестующей, и поющих поэтов стали допускать в концертные программы на радио и ТВ, а также не ограничивать в записи и выпуске альбомов.

Известные исполнители авторской песни

В истории авторской песни довольно много ярких представителей, но поскольку развитие жанра разделяется на несколько периодов, то каждый этап имеет своих лидеров. С середины пятидесятых и до середины шестидесятых годов в магнитофонных записях особой популярностью пользовались композиции Ляли Розановой, Геннадия Шангина-Березовского, Дмитрия Сухарева, Ады Якушевой, Юрия Кима, Владимира Чернова и, несомненно, особых авторитетов, которых принято считать основоположниками авторской песни, Булата Окуджавы и Юрия Визбора.

Наверное, ты замечал, что при прослушивании песен Высоцкого в сердце возникает едва уловимая грусть. Вроде мелодия и текст не меланхоличные, а на тоску все равно пробирает. В творчестве бардов есть что-то неуловимое, что заставляет тебя ностальгировать. Их музыка пахнет костром, а стихи горькие на вкус. Пытаемся отследить истоки возникновения культуры бардов и понять, какой магией окутаны их произведения.

Как положение в стране повлияло на бардов

Любое произведение барда — страница из дневника эпохи. Личная записная книжка человека. Поэтому их трудно называть певцами. Скорее поэтами, чьи выступления носили закрытый характер. Здесь творцы делились переживаниями. И занимались этим все, кто хоть немного умел обращаться с гитарой. Неудивительно, что критики в статьях 50-х годов разносили авторскую песню за непрофессионализм. Однако никто из представителей советской субкультуры и не метил на большую сцену. Локальные выступления среди единомышленников вполне удовлетворяли их спрос. Знаменитый песенник Юлий Ким говорил:

А в этом голосе звучали нотки отчаяния. Тотальный контроль, послевоенная разруха и печаль вводили людей в то состояние, которым пропитаны произведения бардов. Теперь ты понимаешь, почему их песни такие грустные. Островок правды и свободы на фоне серого мира.

Авторская песня как саундтрек эпохи

Примечателен один момент, который случился в 1967 году. Группа студентов отправилась в поход, и по пути они увидели перевернувшуюся лодку с детьми. Старшекурсник Валерий Грушин бросился им на помощь, но сам утонул. В его честь с тех пор проводится Грушинский музыкальный фестиваль.

Первая волна развития началась в 60-х годах. Вместе с поэтами-шестидесятниками стала совершенствоваться и бардовская песня. В это время неофициальная культура превращалась в массовую. Начали творить Высоцкий, Дольский и Вера Матвеева. Неудивительно и то, что в 2011 году сняли фильм о самом прославленном песеннике. Жалко, что качество подкачало. Тем не менее интерес к закулисной жизни бардов у людей был.

Настоящих бардов больше нет

Когда распался Советский Союз, некоторые барды сменили направленность своего творчества. Яркий пример — Вилли Токарев. Во времена СССР он был представителем бардовской культуры, однако переехал в США — а вернулся уже в Россию. Но мотивы авторской песни променял на блатные.

Некоторым бардам досталась слава народных артистов России. Это также не сочетается с изначальным понятием андеграундной культуры песенников. Они шли против устоев государства, искали способы самовыражения в серой среде. Поэтому их песни и пропитаны печалью.

Тот же Окуджава, который и не отошел от стиля песен, стал получать много плюшек от государства. Занимал высокие должности в правительстве и точно перестал быть человеком, которого притесняет власть. Конечно, критиковал за это Булата мало кто — в СССР он был слишком знаковой фигурой для народа.

Сейчас барды выглядят уныло на фоне прошлых лет. Новые представители течения не появляются, а старые движутся в сторону эстрады. Посмотри на Олега Митяева, который стал заслуженным артистом России, а ведь раньше барды не искали призвания. Сегодня атмосфера вечера авторской песни сохраняется на квартирниках. Нередко поклонники устраивают памятные вечера в честь своих любимых исполнителей. Вся культура утекла в поминки и ностальгию.

Сегодня бардовская песня далека от понятия какого-то жанра, и являлась она культурным ответвлением, закрытой группой, которая нашла поддержку в обществе. Были барды и за рубежом. В те же годы, что и в Советском Союзе, появились песенники во Франции, Италии и странах Латинской Америки. Принципы их существования были теми же, что и у нас. Они также выполняли функцию народного голоса. Видимо, основными причинами появления этой культуры были нестабильность во всем мире и глобальные перемены в обществе.

Бард

Бард это поэт-сказитель у кельтских народов (ирландцев, валлийцев, гэлов, корнцев, бретонцев и др.), которые жили на территории Ирландии, Шотландии, Уэльсе; последователь поэтической традиции друидов.

Происхождение

Ирландские барды образовали наследственное сословие профессиональных поэтов-сказителей и музыкантов. Барды знали историю и традиции страны, владели поэтическим мастерством (силлабической версификацией, рифмой, аллитерацией и др.), что облегчало запоминание преданий.

Существовали закрытые клановые бардовские школы, в которые принимали детей, походящих из рода бардов. На протяжении нескольких лет будущие поэты обучались сложным правилам метрики, рифмовки, архитектоники.

Барды и филиды

Изначально барды представляли собой группу поэтов более низкого ранга, чем филиды; они не сочиняли отдельные тексты (сказания, мифы, легенды, пророчества). Но со временем эти названия стали синонимами.

Обособленные сословия певцов существовали и у других индоевропейских народов: скальды, рапсоды, менестрели.

Придворные и странствующие барды

Барды исполняли героические, религиозные, сатирические песни, баллады, элегии под аккомпанемент арфы (которая считалась ирландской национальной эмблемой) или кроты – давнего кельтского струнного инструмента. Во время культовых праздников певцы прославляли богов и героев, в дальнейшем сочиняли религиозные стихи, вдохновляли слушателей на подвиги, провозглашали патриотические идеи в борьбе против англосаксонских и нормандских завоевателей, в том числе воспевали подвиги короля Артура и рыцарей Круглого стола (Артуриана).

  • придворные барды – поэты-сказители, которые жили при дворах ирландских князей и вождей кланов. Барды составляли хвалебные стихи для короля, на службе которого они пребывали, чтобы возвеличить правителя и увековечить память его предков. Барды, кроме героического эпоса, также сочиняли сатирические стихи, высмеивая врагов короля и даже самого правителя. Барды часто являлись должностными лицами вождя или короля, выполняя официальные функции. Придворные барды участвовали в княжеских пирах, иногда становились влиятельными советниками князей;
  • странствующие барды – поэты-сказители, которые странствовали между княжескими дворами или служили народу. Королевская форма бардовского творчества прекратилась в XIII в., когда завоевание Уэльса английским королём Эдвардом в 1282 году закончило господство валлийский князей. Барды продолжали творить ещё долгое время, странствуя между дворами или уходя в народ. Таким образом появились странствующие барды. Поэты имели цеховую организацию, подобную цехам немецких мейстерзингеров.

Знаменитые барды

Бард в литературе Нового времени

Современное значение

В современном искусстве бардами называют исполнителей авторской песни – музыкального жанра, возникшего в середине XX в. Барды исполняют песни на собственный текст, преимущественно с эстрады, сопровождая его игрой на гитаре. К знаменитым русским бардам относятся Б. Ш. Окуджава, Ю. Й. Визбор, В. С. Высоцкий и др.

Читайте также: