Сообщение на тему авиастроение по географии

Обновлено: 06.07.2024

Авиастроение, или авиационная промышленность, формировалось изначально как отрасль военного характера и лишь позже перешло на выпуск гражданских самолетов. Именно поэтому эта отрасль машиностроения является высокомилитаризированной, ее развитие определяется размером постоянных военных заказов государства и возможностями экспорта авиационной техники в большинство государств мира. Производство гражданских самолетов целиком зависит от поступления заказов на национальном и мировом рынках и может колебаться из года в год очень сильно.

Стоимость продукции авиастроения мира в середине 90-х годов ХХ в. Оценивалась в 250 млрд. долларов Алисов Н. В. , Хореев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор) , стр. 372., т. е. примерно в 4 раза меньше, чем в автомобильной. Это обусловлено особенностями выпуска продукции: производство не массовое - штучное. Так, ежегодное изготовление крупных пассажирских самолетов - авиалайнеров - не превышает 1 тыс. То же относится к вертолетам военного и гражданского применения - 600-1200 единиц в год. Лишь выпуск легких самолетов (учебных, спортивных, деловых и др. ) ведется в больших объемах ввиду значительного спроса на них и сравнительно невысоких цен (крупный авиалайнер стоит до 180 млн. долларов, а легкий самолет - 20-80 тыс. долларов) . Алисов Н. В. , Хореев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор) , стр. 372.

Высокая наукоемкость отрасли - результат особой сложности продукции отрасли. На разработку новых конструкций боевой и гражданской авиационной техники уходит от 5 до 10 лет. Задача достижения высокой эксплуатационной надежности продукции, обеспечение длительности использования самолетов (авиалайнеров до 20-30 лет) вызывает необходимость создания новых видов конструкционных материалов, совершенствования всех агрегатов авиационной техники. Это обусловило очень высокие расходы на научно-исследовательскую работу. Весь уровень расходов на конструирование и создание продукции авиастроения настолько велик, что его могут позволить себе только немногие фирмы нескольких промышленных государств мира.

Структура авиастроения промышленных стран представлена производством разных типов самолетов и вертолетов, двигателей, авионики (электронного оборудования) .

Самолетостроение считается важнейшим и самым сложным производством в российской и мировой экономике. Факторы размещения авиационной промышленности играют важную роль в развитии этой отрасли машиностроения. Ежегодно отечественный авиапром выпускает около 100 военных самолетов, 250 вертолетов и 30 авиалайнеров гражданского назначения. Значительная часть оборонной продукции поступает на экспорт.

Авиационная промышленность - факторы размещения, характеристика и особенности развития отрасли

Первые заводы

Мировое самолетостроение берет начало в 1903 году, когда в воздух поднялась конструкция братьев Райт. Но российские историки считают, что первый самолет был создан морским офицером А. Ф. Можайским в конце XIX века. Правда, документы, подтверждающие это событие, не сохранились, поэтому в мировой науке такой факт не учитывается. Предшественниками зарождения первых заводов авиапромышленности стали ремонтные мастерские, в которых восстанавливалась техника иностранных летчиков, прибывших на показательные выступления.

Одновременно с заявками на ремонт стали поступать заказы на изготовление самолетов. Русская авиаиндустрия образовалась в 1909 г., а через год начали строиться первые бипланы по конструкции А. Фармана из Франции.

Некоторые заводы в стране создавались на основе существующих транспортных компаний. Первые авиастроительные предприятия России:

Авиационная промышленность - факторы размещения, характеристика и особенности развития отрасли

Современная авиационная промышленность

Особенностью авиапрома России в начале двухтысячных годов стало то, что вместо единого государственного перевозчика организовалось несколько частных предприятий. Так, на 2005 год в стране насчитывалось более 180 независимых компаний. Функции и характеристика управления в гражданской авиации сегодня разделены между:

  • Росавиацией;
  • Ространснадзором;
  • Министерством транспорта России.

Авиационная промышленность - факторы размещения, характеристика и особенности развития отрасли

Совет состоит из семи организаций стран СНГ, которые решают вопросы по общему использованию воздушного пространства и организации движения. Государственная компания России осуществляет контроль за 869 трассами, протяженность которых составляет 700 тыс. км.

В среднем организация обслуживает почти 1,5 млн российских и зарубежных рейсов. Создание самолетов считается процессом высоких технологий, а все организации можно отнести к группе новых отраслей. К основным факторам размещения авиастроения относятся:

  • наличие специалистов высокой квалификации;
  • близкое расположение научных центров и конструкторских бюро;
  • расширенные транспортные сети.

Последний фактор особенно важен, так как многие предприятия проводят только сборочные работы из привозных элементов и деталей. Всеми авиастроительными заводами управляют два государственных холдинга:

Авиационная промышленность - факторы размещения, характеристика и особенности развития отрасли

В общей сложности в их состав входят 214 предприятий и организаций. В конце 2016 года Правительство Российской Федерации создало Авиационную коллегию. В ее обязанности входит координирование деятельности руководящих органов и предприятий авиапрома в сфере разработки, производства и продвижения на международном рынке авиационной техники.

Так, периодически в России проводится Международный авиакосмический салон, в котором участвуют ведущие предприятия страны.

Развитие отрасли в других странах

Кроме России наиболее развитыми авиационными промышленностями обладают США, Бразилия и страны ЕС. В них насчитывается наибольшее количество компаний и заводов этой отрасли. Из-за больших издержек и капиталоемкости авиационного строения в этих странах наблюдается высокая монополизация.

  • Франция;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Испания.

Авиационная промышленность - факторы размещения, характеристика и особенности развития отрасли

Самая развитая и мощная авиационная отрасль находится в Соединенных Штатах. Начиная с послевоенного времени, когда у производителей Америки практически не было конкурентов, весь западный рынок оказался в руках США. Они и сейчас снабжают военной техникой партнеров по НАТО, а их самолеты гражданской авиации есть практически во всем мире.

Все это способствовало быстрому росту не только авиапрома, но и машиностроения страны, которое обеспечивает потребности авиационного и ракетного производства. В Европе лидирующее положение держат Франция и Великобритания. Кроме совместного участия в создании пассажирских самолетов они производят военные истребители и космическое оборудование.

География Национальный состав зарубежной Европы - особенности, характеристика и численность населения

Самолетостроение считается важнейшим и самым сложным производством в российской и мировой экономике. Факторы размещения авиационной промышленности играют важную роль в развитии этой отрасли машиностроения. Ежегодно отечественный авиапром выпускает около 100 военных самолетов, 250 вертолетов и 30 авиалайнеров гражданского назначения. Значительная часть оборонной продукции поступает на экспорт.

Авиационная промышленность

Первые заводы

Мировое самолетостроение берет начало в 1903 году, когда в воздух поднялась конструкция братьев Райт. Но российские историки считают, что первый самолет был создан морским офицером А. Ф. Можайским в конце XIX века. Правда, документы, подтверждающие это событие, не сохранились, поэтому в мировой науке такой факт не учитывается. Предшественниками зарождения первых заводов авиапромышленности стали ремонтные мастерские, в которых восстанавливалась техника иностранных летчиков, прибывших на показательные выступления.

Одновременно с заявками на ремонт стали поступать заказы на изготовление самолетов. Русская авиаиндустрия образовалась в 1909 г., а через год начали строиться первые бипланы по конструкции А. Фармана из Франции.

Некоторые заводы в стране создавались на основе существующих транспортных компаний. Первые авиастроительные предприятия России:

Современная авиационная промышленность

Особенностью авиапрома России в начале двухтысячных годов стало то, что вместо единого государственного перевозчика организовалось несколько частных предприятий. Так, на 2005 год в стране насчитывалось более 180 независимых компаний. Функции и характеристика управления в гражданской авиации сегодня разделены между:

  • Росавиацией;
  • Ространснадзором;
  • Министерством транспорта России.

Департамента государственной политики в области гражданской авиации

Совет состоит из семи организаций стран СНГ, которые решают вопросы по общему использованию воздушного пространства и организации движения. Государственная компания России осуществляет контроль за 869 трассами, протяженность которых составляет 700 тыс. км.

В среднем организация обслуживает почти 1,5 млн российских и зарубежных рейсов. Создание самолетов считается процессом высоких технологий, а все организации можно отнести к группе новых отраслей. К основным факторам размещения авиастроения относятся:

  • наличие специалистов высокой квалификации;
  • близкое расположение научных центров и конструкторских бюро;
  • расширенные транспортные сети.

Последний фактор особенно важен, так как многие предприятия проводят только сборочные работы из привозных элементов и деталей. Всеми авиастроительными заводами управляют два государственных холдинга:

Авиационная коллегия

  1. Объединенная авиастроительная корпорация. В нее входят основные предприятия.
  2. Оборонпром. Объединяет предприятия по производству вертолетов и двигателей.

В общей сложности в их состав входят 214 предприятий и организаций. В конце 2016 года Правительство Российской Федерации создало Авиационную коллегию. В ее обязанности входит координирование деятельности руководящих органов и предприятий авиапрома в сфере разработки, производства и продвижения на международном рынке авиационной техники.

Так, периодически в России проводится Международный авиакосмический салон, в котором участвуют ведущие предприятия страны.

Развитие отрасли в других странах

Кроме России наиболее развитыми авиационными промышленностями обладают США, Бразилия и страны ЕС. В них насчитывается наибольшее количество компаний и заводов этой отрасли. Из-за больших издержек и капиталоемкости авиационного строения в этих странах наблюдается высокая монополизация.

  • Франция;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Испания.

Самая развитая и мощная авиационная отрасль находится в Соединенных Штатах. Начиная с послевоенного времени, когда у производителей Америки практически не было конкурентов, весь западный рынок оказался в руках США. Они и сейчас снабжают военной техникой партнеров по НАТО, а их самолеты гражданской авиации есть практически во всем мире.

Все это способствовало быстрому росту не только авиапрома, но и машиностроения страны, которое обеспечивает потребности авиационного и ракетного производства. В Европе лидирующее положение держат Франция и Великобритания. Кроме совместного участия в создании пассажирских самолетов они производят военные истребители и космическое оборудование.

Гост

ГОСТ

Понятие и факторы размещения предприятий авиационной промышленности

Авиационная промышленность – это отрасль, в которой проводятся исследования, научные разработки, строительство и испытания опытных образцов, серийный выпуск летательных аппаратов и их элементов (двигатели и другое оборудование).

Научно-технический и производственный потенциал авиационной промышленности является основой для развития других отраслей: металлургической, радиотехнической, электротехнической и др.

Авиационная промышленность имеет большое общеэкономическое и оборонное значение для государства. Современное авиастроение – это одно из наиболее перспективных направлений развития экономики развитых стран.

В ВПК авиационная индустрия представлена 220 предприятиями и 150 научными организациями. Большая часть их расположена в районе Поволжья и на Урале. На крупных промышленных базах собираются готовые изделия из поставляемых деталей и узлов. Ключевыми факторами размещения производственных комбинатов являются наличие квалифицированных специалистов и транспортная инфраструктура. Разработки и проектирование осуществляется в конструкторских бюро Москвы и Московской области. Кроме строительства самолетов-амфибий. Они разрабатываются в Таганроге. Помимо этого немало важными факторами размещения авиастроительных предприятий считаются отдаленность от границ с другими государствами, обеспечение полной безопасности для населения, а также наличие дешевых ресурсов (электроэнергия, алюминий и др.).

Готовые работы на аналогичную тему

Мировая авиационная промышленность

Мировая авиация зародилась и стала бурно развиваться в начале прошлого века. Основным мотивом ее развития является военная промышленность. Поэтому изначально авиационная промышленность формировалась как отрасль военного характера, а позже стала выпускать самолеты для гражданских целей. Развитие данной сферы промышленности определяется количеством постоянных военных госзаказов и возможностью экспорта техники в другие государства.

Мировая авиационная промышленность включается в себя следующие направления: разработка; производство; испытание; ремонт, утилизация летательных аппаратов; расследование катастроф.

Авиационная промышленность обладает высокой степенью капиталоемкости, что определяет ее высокую монополизацию отрасли. В ведущих государствах представлено 3-4 компании по авиастроению. Жесткая конкуренция способствует слиянию и объединению даже крупных предприятий в рамках одной страны. Основная цель интеграции – это усиление мощности и противостояние другим государствам

Для военных целей главными разработчиками самолетов и вертолетов являются США и Россия. Но встречаются и удачные разработки и у других государств. В частности лидеров в сфере производства беспилотных самолетов (БПЛА) считается Израиль. Также Америка приняла на вооружение французский самолет Хариер.

В структуре мировой авиационной промышленности представлено:

  • производство различных типов самолетов и вертолетов;
  • изготовление двигателей;
  • разработка и производство авионики (электронного оборудования).

Важнейшими отраслями авиационной промышленности являются самолето- и вертолетостроение. Эти сферы представлены более, чем в 20 стран мира. Крупные авиалайнеры выпускаются в США, В западной Европе и в некоторых странах СНГ и России. Самолеты до 100 пассажиров для внутриконтинентальных рейсов производят в Бразилии По данной теме мы уже выполнили эссе Бразилия подробнее , КНР и Канаде.

Большое значение в последнее время имеет производство и реализация легких гражданских самолетов для обеспечения охраны и безопасности, поиска людей и объектов, а также для спортивных, медицинских и деловых целей.

Место и роль авиационной промышленности в экономике России

В СССР авиационная промышленность получила свое развитие после декрета Советского правительства о национализации авиазаводов в 1918 году. В это время в стране было 15 небольших авиационных заводов с численностью работников в 10 тысяч, а также один аэрогидродинамический институт. Пик своего роста советская По данной теме мы уже выполнили реферат Отечественные лауреаты подробнее авиаиндустрия получила во время Второй мировой войны.

В настоящее время авиационная промышленность РФ занимает лидирующие позиции в мире по объемам выпуска гражданской и военной авиатехники. Это одна из наиболее высокотехнологичных областей промышленности с большим количеством высококвалифицированных работников.

Структура и размещения основных отраслей российской авиационной промышленности:

  • предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань По данной теме мы уже выполнили реферат Производственная и социальная инфраструктура города Казань подробнее , Москва, Омск);
  • авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск);
  • строительство вертолетов (Москва, Казань, Ростов).

На территории РФ функционируют объединенная авиастроительная корпорация, в состав которой входят крупнейшие предприятия по производству самолетов, а также Оборонпром (крупные компании по строительству вертолетов и двигателей).

Несмотря на бурное развитие отрасли, авиационная промышленность сталкивается с рядом проблем:

  1. недостаток финансирования;
  2. ослабление кадрового потенциала;
  3. рост накопленной задолженности;
  4. невозмещение затрат на незавершенное производство в рамках государственных оборонных заказов.

Для решения поставленных проблем необходимо государственное вмешательство. Правительство для обеспечения обороны старается вкладывать значительные средства в разработку и производства военной авиатехники и развитие гражданской авиации. Создаются инновационные научно-производственные, испытательные и другие базы. Модели российских летательных аппаратов не уступают иностранным, а даже и превосходят по некоторым критериям.

Читайте также: