Сообщение на тему авиастроение по географии
Обновлено: 06.07.2024
Авиастроение, или авиационная промышленность, формировалось изначально как отрасль военного характера и лишь позже перешло на выпуск гражданских самолетов. Именно поэтому эта отрасль машиностроения является высокомилитаризированной, ее развитие определяется размером постоянных военных заказов государства и возможностями экспорта авиационной техники в большинство государств мира. Производство гражданских самолетов целиком зависит от поступления заказов на национальном и мировом рынках и может колебаться из года в год очень сильно.
Стоимость продукции авиастроения мира в середине 90-х годов ХХ в. Оценивалась в 250 млрд. долларов Алисов Н. В. , Хореев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор) , стр. 372., т. е. примерно в 4 раза меньше, чем в автомобильной. Это обусловлено особенностями выпуска продукции: производство не массовое - штучное. Так, ежегодное изготовление крупных пассажирских самолетов - авиалайнеров - не превышает 1 тыс. То же относится к вертолетам военного и гражданского применения - 600-1200 единиц в год. Лишь выпуск легких самолетов (учебных, спортивных, деловых и др. ) ведется в больших объемах ввиду значительного спроса на них и сравнительно невысоких цен (крупный авиалайнер стоит до 180 млн. долларов, а легкий самолет - 20-80 тыс. долларов) . Алисов Н. В. , Хореев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор) , стр. 372.
Высокая наукоемкость отрасли - результат особой сложности продукции отрасли. На разработку новых конструкций боевой и гражданской авиационной техники уходит от 5 до 10 лет. Задача достижения высокой эксплуатационной надежности продукции, обеспечение длительности использования самолетов (авиалайнеров до 20-30 лет) вызывает необходимость создания новых видов конструкционных материалов, совершенствования всех агрегатов авиационной техники. Это обусловило очень высокие расходы на научно-исследовательскую работу. Весь уровень расходов на конструирование и создание продукции авиастроения настолько велик, что его могут позволить себе только немногие фирмы нескольких промышленных государств мира.
Структура авиастроения промышленных стран представлена производством разных типов самолетов и вертолетов, двигателей, авионики (электронного оборудования) .
Самолетостроение считается важнейшим и самым сложным производством в российской и мировой экономике. Факторы размещения авиационной промышленности играют важную роль в развитии этой отрасли машиностроения. Ежегодно отечественный авиапром выпускает около 100 военных самолетов, 250 вертолетов и 30 авиалайнеров гражданского назначения. Значительная часть оборонной продукции поступает на экспорт.
Первые заводы
Мировое самолетостроение берет начало в 1903 году, когда в воздух поднялась конструкция братьев Райт. Но российские историки считают, что первый самолет был создан морским офицером А. Ф. Можайским в конце XIX века. Правда, документы, подтверждающие это событие, не сохранились, поэтому в мировой науке такой факт не учитывается. Предшественниками зарождения первых заводов авиапромышленности стали ремонтные мастерские, в которых восстанавливалась техника иностранных летчиков, прибывших на показательные выступления.
Одновременно с заявками на ремонт стали поступать заказы на изготовление самолетов. Русская авиаиндустрия образовалась в 1909 г., а через год начали строиться первые бипланы по конструкции А. Фармана из Франции.
Некоторые заводы в стране создавались на основе существующих транспортных компаний. Первые авиастроительные предприятия России:
Современная авиационная промышленность
Особенностью авиапрома России в начале двухтысячных годов стало то, что вместо единого государственного перевозчика организовалось несколько частных предприятий. Так, на 2005 год в стране насчитывалось более 180 независимых компаний. Функции и характеристика управления в гражданской авиации сегодня разделены между:
- Росавиацией;
- Ространснадзором;
- Министерством транспорта России.
Совет состоит из семи организаций стран СНГ, которые решают вопросы по общему использованию воздушного пространства и организации движения. Государственная компания России осуществляет контроль за 869 трассами, протяженность которых составляет 700 тыс. км.
В среднем организация обслуживает почти 1,5 млн российских и зарубежных рейсов. Создание самолетов считается процессом высоких технологий, а все организации можно отнести к группе новых отраслей. К основным факторам размещения авиастроения относятся:
- наличие специалистов высокой квалификации;
- близкое расположение научных центров и конструкторских бюро;
- расширенные транспортные сети.
Последний фактор особенно важен, так как многие предприятия проводят только сборочные работы из привозных элементов и деталей. Всеми авиастроительными заводами управляют два государственных холдинга:
В общей сложности в их состав входят 214 предприятий и организаций. В конце 2016 года Правительство Российской Федерации создало Авиационную коллегию. В ее обязанности входит координирование деятельности руководящих органов и предприятий авиапрома в сфере разработки, производства и продвижения на международном рынке авиационной техники.
Так, периодически в России проводится Международный авиакосмический салон, в котором участвуют ведущие предприятия страны.
Развитие отрасли в других странах
Кроме России наиболее развитыми авиационными промышленностями обладают США, Бразилия и страны ЕС. В них насчитывается наибольшее количество компаний и заводов этой отрасли. Из-за больших издержек и капиталоемкости авиационного строения в этих странах наблюдается высокая монополизация.
- Франция;
- Германия;
- Великобритания;
- Испания.
Самая развитая и мощная авиационная отрасль находится в Соединенных Штатах. Начиная с послевоенного времени, когда у производителей Америки практически не было конкурентов, весь западный рынок оказался в руках США. Они и сейчас снабжают военной техникой партнеров по НАТО, а их самолеты гражданской авиации есть практически во всем мире.
Все это способствовало быстрому росту не только авиапрома, но и машиностроения страны, которое обеспечивает потребности авиационного и ракетного производства. В Европе лидирующее положение держат Франция и Великобритания. Кроме совместного участия в создании пассажирских самолетов они производят военные истребители и космическое оборудование.
География Национальный состав зарубежной Европы - особенности, характеристика и численность населения
Самолетостроение считается важнейшим и самым сложным производством в российской и мировой экономике. Факторы размещения авиационной промышленности играют важную роль в развитии этой отрасли машиностроения. Ежегодно отечественный авиапром выпускает около 100 военных самолетов, 250 вертолетов и 30 авиалайнеров гражданского назначения. Значительная часть оборонной продукции поступает на экспорт.
Первые заводы
Мировое самолетостроение берет начало в 1903 году, когда в воздух поднялась конструкция братьев Райт. Но российские историки считают, что первый самолет был создан морским офицером А. Ф. Можайским в конце XIX века. Правда, документы, подтверждающие это событие, не сохранились, поэтому в мировой науке такой факт не учитывается. Предшественниками зарождения первых заводов авиапромышленности стали ремонтные мастерские, в которых восстанавливалась техника иностранных летчиков, прибывших на показательные выступления.
Одновременно с заявками на ремонт стали поступать заказы на изготовление самолетов. Русская авиаиндустрия образовалась в 1909 г., а через год начали строиться первые бипланы по конструкции А. Фармана из Франции.
Некоторые заводы в стране создавались на основе существующих транспортных компаний. Первые авиастроительные предприятия России:
Современная авиационная промышленность
Особенностью авиапрома России в начале двухтысячных годов стало то, что вместо единого государственного перевозчика организовалось несколько частных предприятий. Так, на 2005 год в стране насчитывалось более 180 независимых компаний. Функции и характеристика управления в гражданской авиации сегодня разделены между:
- Росавиацией;
- Ространснадзором;
- Министерством транспорта России.
Совет состоит из семи организаций стран СНГ, которые решают вопросы по общему использованию воздушного пространства и организации движения. Государственная компания России осуществляет контроль за 869 трассами, протяженность которых составляет 700 тыс. км.
В среднем организация обслуживает почти 1,5 млн российских и зарубежных рейсов. Создание самолетов считается процессом высоких технологий, а все организации можно отнести к группе новых отраслей. К основным факторам размещения авиастроения относятся:
- наличие специалистов высокой квалификации;
- близкое расположение научных центров и конструкторских бюро;
- расширенные транспортные сети.
Последний фактор особенно важен, так как многие предприятия проводят только сборочные работы из привозных элементов и деталей. Всеми авиастроительными заводами управляют два государственных холдинга:
- Объединенная авиастроительная корпорация. В нее входят основные предприятия.
- Оборонпром. Объединяет предприятия по производству вертолетов и двигателей.
В общей сложности в их состав входят 214 предприятий и организаций. В конце 2016 года Правительство Российской Федерации создало Авиационную коллегию. В ее обязанности входит координирование деятельности руководящих органов и предприятий авиапрома в сфере разработки, производства и продвижения на международном рынке авиационной техники.
Так, периодически в России проводится Международный авиакосмический салон, в котором участвуют ведущие предприятия страны.
Развитие отрасли в других странах
Кроме России наиболее развитыми авиационными промышленностями обладают США, Бразилия и страны ЕС. В них насчитывается наибольшее количество компаний и заводов этой отрасли. Из-за больших издержек и капиталоемкости авиационного строения в этих странах наблюдается высокая монополизация.
- Франция;
- Германия;
- Великобритания;
- Испания.
Самая развитая и мощная авиационная отрасль находится в Соединенных Штатах. Начиная с послевоенного времени, когда у производителей Америки практически не было конкурентов, весь западный рынок оказался в руках США. Они и сейчас снабжают военной техникой партнеров по НАТО, а их самолеты гражданской авиации есть практически во всем мире.
Все это способствовало быстрому росту не только авиапрома, но и машиностроения страны, которое обеспечивает потребности авиационного и ракетного производства. В Европе лидирующее положение держат Франция и Великобритания. Кроме совместного участия в создании пассажирских самолетов они производят военные истребители и космическое оборудование.
ГОСТ
Понятие и факторы размещения предприятий авиационной промышленности
Авиационная промышленность – это отрасль, в которой проводятся исследования, научные разработки, строительство и испытания опытных образцов, серийный выпуск летательных аппаратов и их элементов (двигатели и другое оборудование).
Научно-технический и производственный потенциал авиационной промышленности является основой для развития других отраслей: металлургической, радиотехнической, электротехнической и др.
Авиационная промышленность имеет большое общеэкономическое и оборонное значение для государства. Современное авиастроение – это одно из наиболее перспективных направлений развития экономики развитых стран.
В ВПК авиационная индустрия представлена 220 предприятиями и 150 научными организациями. Большая часть их расположена в районе Поволжья и на Урале. На крупных промышленных базах собираются готовые изделия из поставляемых деталей и узлов. Ключевыми факторами размещения производственных комбинатов являются наличие квалифицированных специалистов и транспортная инфраструктура. Разработки и проектирование осуществляется в конструкторских бюро Москвы и Московской области. Кроме строительства самолетов-амфибий. Они разрабатываются в Таганроге. Помимо этого немало важными факторами размещения авиастроительных предприятий считаются отдаленность от границ с другими государствами, обеспечение полной безопасности для населения, а также наличие дешевых ресурсов (электроэнергия, алюминий и др.).
Готовые работы на аналогичную тему
Мировая авиационная промышленность
Мировая авиация зародилась и стала бурно развиваться в начале прошлого века. Основным мотивом ее развития является военная промышленность. Поэтому изначально авиационная промышленность формировалась как отрасль военного характера, а позже стала выпускать самолеты для гражданских целей. Развитие данной сферы промышленности определяется количеством постоянных военных госзаказов и возможностью экспорта техники в другие государства.
Мировая авиационная промышленность включается в себя следующие направления: разработка; производство; испытание; ремонт, утилизация летательных аппаратов; расследование катастроф.
Авиационная промышленность обладает высокой степенью капиталоемкости, что определяет ее высокую монополизацию отрасли. В ведущих государствах представлено 3-4 компании по авиастроению. Жесткая конкуренция способствует слиянию и объединению даже крупных предприятий в рамках одной страны. Основная цель интеграции – это усиление мощности и противостояние другим государствам
Для военных целей главными разработчиками самолетов и вертолетов являются США и Россия. Но встречаются и удачные разработки и у других государств. В частности лидеров в сфере производства беспилотных самолетов (БПЛА) считается Израиль. Также Америка приняла на вооружение французский самолет Хариер.
В структуре мировой авиационной промышленности представлено:
- производство различных типов самолетов и вертолетов;
- изготовление двигателей;
- разработка и производство авионики (электронного оборудования).
Важнейшими отраслями авиационной промышленности являются самолето- и вертолетостроение. Эти сферы представлены более, чем в 20 стран мира. Крупные авиалайнеры выпускаются в США, В западной Европе и в некоторых странах СНГ и России. Самолеты до 100 пассажиров для внутриконтинентальных рейсов производят в Бразилии По данной теме мы уже выполнили эссе Бразилия подробнее , КНР и Канаде.
Большое значение в последнее время имеет производство и реализация легких гражданских самолетов для обеспечения охраны и безопасности, поиска людей и объектов, а также для спортивных, медицинских и деловых целей.
Место и роль авиационной промышленности в экономике России
В СССР авиационная промышленность получила свое развитие после декрета Советского правительства о национализации авиазаводов в 1918 году. В это время в стране было 15 небольших авиационных заводов с численностью работников в 10 тысяч, а также один аэрогидродинамический институт. Пик своего роста советская По данной теме мы уже выполнили реферат Отечественные лауреаты подробнее авиаиндустрия получила во время Второй мировой войны.
В настоящее время авиационная промышленность РФ занимает лидирующие позиции в мире по объемам выпуска гражданской и военной авиатехники. Это одна из наиболее высокотехнологичных областей промышленности с большим количеством высококвалифицированных работников.
Структура и размещения основных отраслей российской авиационной промышленности:
- предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань По данной теме мы уже выполнили реферат Производственная и социальная инфраструктура города Казань подробнее , Москва, Омск);
- авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск);
- строительство вертолетов (Москва, Казань, Ростов).
На территории РФ функционируют объединенная авиастроительная корпорация, в состав которой входят крупнейшие предприятия по производству самолетов, а также Оборонпром (крупные компании по строительству вертолетов и двигателей).
Несмотря на бурное развитие отрасли, авиационная промышленность сталкивается с рядом проблем:
- недостаток финансирования;
- ослабление кадрового потенциала;
- рост накопленной задолженности;
- невозмещение затрат на незавершенное производство в рамках государственных оборонных заказов.
Для решения поставленных проблем необходимо государственное вмешательство. Правительство для обеспечения обороны старается вкладывать значительные средства в разработку и производства военной авиатехники и развитие гражданской авиации. Создаются инновационные научно-производственные, испытательные и другие базы. Модели российских летательных аппаратов не уступают иностранным, а даже и превосходят по некоторым критериям.
Читайте также: