Сообщение на тему архаические основы фольклора

Обновлено: 02.07.2024

3. Русский героический эпос ……………………………………….. стр. 7.

6. Русский советский фольклор ………………………………………стр. 15.

8. Использовавшаяся литература …………………………………….стр. 19.

1. Введение.

«Русский народ создал огромную изустную литературу : мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Во всех изданиях авторы выделяют несколько жанров фольклора – это гадания, заговоры, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки,

Более подробно на страницах реферата будут рассмотрены такие вопросы как русский героический эпос, песенная лирика, заговоры, а также русский советский фольклор.

2. О русском фольклоре.

В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний : на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.

Как правило, в момент создания, произведение переживает период особой популярности и творческого расцвета. Но наступает время, когда оно начинает искажаться, разрушаться и забываться. Новое время требует новых песен. Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера ; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с тем народное поэтическое творчество дореволюционного не могло не отразить историческую ограниченность и противоречия крестьянской идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.

3. Русский героический эпос.

… Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,

Никого-то Святогор он не нахаживал,

С кем бы силой богатырскою помериться ;

А сам чует в себе силу он великую,

Чует – живчиком по жилкам разливается..[2] 1

Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца :

…Он подобен мирту нежному :

Тонок, прям и величав собой.

Взор его быстрей орлиного,

И светлее ясна месяца.

Кто сей рыцарь ? – Илья Муромец.1

Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича ; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников ; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.

Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, которых они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими вещей. Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что у ней:

Как лебедь плывет.2

4. Песенная лирика.

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного жанра. Например, женские песни семейной тематики, начиная со свадебных, как наиболее старые и традиционные помнятся лучше других. Песни же рекрутские 18 века и несколько больше половины 19 века, прожили чуть больше столетий и совсем исчезли из народного репертуара после военной реформы 70 – х годов 19 века.

Недолог был век и удалых песен. Возникшие как противодействие крепостному гнету, они были поддержаны вниманием передовых поэтов и вызвали множество откликов и подражаний в художественной литературе. Но они быстро забывались после реформы, уступив место новым произведениям и новым формам борьбы и протеста.

Песни очень различны. Например, песни детские и разные виды песен свадебного обряда или хоровода ни по содержанию, ни по оформлению не сходны. Для более полного представления. Остановимся на некоторых из них.

Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например :

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например :

Отображение архаических ритуалов в фольклоре

Особенное внимание Пропп уделяет изучению волшебной сказки, он выделяет ее отдельно от остальных сказок, чтобы сузить количество материала и более конкретно и точно рассмотреть структуру сказки на этой, особой категории сказок. Но родство сказок настолько тесно, что нельзя точно отграничить один сюжет от другого. Следовательно, ни один сюжет волшебной сказки не может изучаться без другого, и, во-вторых: ни один мотив волшебной сказки не может изучаться без его отношения к целому. Пропп, анализируя связь сказки с обрядом, выделяет различные формы отношений, формы связи.

Прямое соответствие между сказкой и обрядом.

Это наиболее редко встречающийся и наиболее простой способ, позволяющий провести параллели от мотива к обряду или обычаю, для объяснения его [мотива] генезис (в сказке – царских детей держат в подземелье, в действительности – так же).

Переосмысление обряда сказкой.

Переосмысление обычно связано с деформацией, с изменением мотивировки либо других частей обряда. Факт переосмысления свидетельствует об определенных изменениях в жизни народа, которые влекут за собой изменение мотива. Для проведения параллелей от мотива к обряду необходимо систематическое изучение обычаев и мотивов, их сравнение по внешним формам и по внутреннему содержанию (в сказке – герой зашивает себя в шкуру животного, что бы попасть в тридесятое царство, в реальности же, существовал обычай зашивать покойников в шкуры).

Это особенная форма переосмысления, с сохранением всех форм обряда с придачей ему в сказке противоположного смысла или значения, обратной трактовки. То есть сюжет иногда возникал из отрицательного отношения к существующим некогда обрядам. Этот сюжет, как сказочный мог возникнуть только после падения уклада, требующего исполнения подобных обрядов (принесение девушек в жертву реке, от которой зависело плодородие; в сказке – девушка спасается героем).

В волшебной сказке Пропп выделяет такую композиционную линию, лежащую в основе очень многих сюжетов. Начинается сказка с нанесения ущерба или вреда (изгнание, похищение и т.д.) или с желания иметь что-то (героя посылают за жар-птицей), развивается через отправку героя из дома либо встречу с дарителем, который дарит волшебное средство (помощника), при помощи которого предмет поиска находится. Далее следует поединок (важнейшая форма – змееборство), возвращение и погоня. Часто эта композиция усложняется – по дороге домой герой снова подвергается испытанию (братья сбрасывают его в пропасть), но в дальнейшем герой снова прибывает, воцаряется и женится в своем царстве или в царстве тестя. Эта схема позволяет рассматривать все волшебные сказки как сказки с одинаковым сюжетом, пестроту и разнообразие сказке придает наличие множества различных действующих лиц. Наиболее ярко в сказке отображен обряд инициации, это пример как переосмысления, так и обращения обряда. Обряд инициации всегда был страшным таинственным действом, который сопровождался различными пытками над посвящаемым. Фактически, мальчик, проходивший обряд инициации должен был умереть и вернуться с того света, уже другим – мужчиной. Обряд инициации проводился в лесу, в хижине (в сказке герой попадает в лес, находит избушку на курьих ножках); мальчика должен был отвести лес мужчина – женщина не имела права появляться в лесу (мачеха всегда отсылает детей мужа в лес, но сама их никогда не отвозит); сам обряд заключался в мнимом убийстве инициированного, над ним проводились различные пытки, его доводили до безумия, не давали спать, истязали, ослепляли, выбивали зубы, отрезали палец руки и приносили родным в качестве доказательства убийства. Это все также нашло свое отображение в сказках… Баба-яга, при детальном рассмотрении выступает как пережиток матриархата, она – хозяйка леса, мать-властительница, властвующая над животными. Яга обладает атрибутами женского характера (кочерга, метла, ступа. ) и она непосредственно связана с очагом, откуда следует, что яга может рассматриваться и как родоначальница-женщина…

Все эти сказки,- по мнению автора,- несут в себе острие интуиции, пламя страстной жизни, стремление говорить то, что знаешь, смелость, не отводя взгляда выносить то, что видишь, аромат дикой души.

На примере вышерассмотренных произведений, видно как архаические ритуалы отображены в фольклоре, как фольклор рассматривается в новом ключе и архаические обряды, в сказках, приобретают совершенно новый смысл в контексте актуальных на сегодняшний день проблем. К сожалению, в своей работе я привела минимально возможное количество примеров из выбранных мною произведений, но я постаралась отобразить основные моменты и кратко изложить их.

Способы изучения сказок у упоминаемых мною авторов абсолютно различны, но я думаю, что взгляд на сказки Эстес интересен не менее, чем традиционный структуралистский подход Проппа, являющийся базовым в этой области исследований.

1. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Изд. Ленинградского университета, 1986.

2. Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М. ,2007.

закли­нания, активизирующие духов-покровителей.

Дело в том, что музыка в архаичном фольклоре устроена по аналогии с бессознательно регистрируемыми каждым человеком в самом себе витальными процессами. А человек в культурах с преобла­данием мифомышления проецирует себя на природу 8 . Поэтому музыка способна быть сразу и дубликатом индивида, и частью универсума.

Витальность архаичной музыки основывается на двух факторах - олиготонном характере мелодики и репетитивной ритмике. Олиготони­ка - это небольшой объем попевок и малое количество вовлеченных в напев звуков. Репетитивизм - многократное повторение унифициро­ванных мелодико-ритмических оборотов. Олиготоника и репетитивизм обусловливают друг друга. Ведь чем проще повторяемый сегмент, тем слышнее, что он повторяется. А чем настойчивее нечто повторяется, тем оно делается для восприятия проще, так что даже если изначально оно состояло из многих элементов, то в конце концов его можно свести к минимуму, к схеме.

Конечно, дело не сводится только к звучанию. Важна прежде всего вера исполнителей и слушателей в то, что музыка может и должна оказать магическое действие. Существенна и обстановка музицирования, нацеленная на укрепление

Слушая колдуна, люди с радостью или ужасом ощущают, как меняется их состояние. Убедившись на собственном опыте в эффективности музыкальной магии, они не сомневаются, что и природа, и духи предков подчиняются воздействию аналогичных напевов. Веря, что песня доения коровы (такой жанр есть в казахском фольклоре) вызывает большую отдачу молока, поющая женщина бессознательно начинает работать сноровистее (и, соответственно, с лучшим результатом). И даже если дождь, вызываемый специальными песнями и танцами, задерживается, для участвующих в ритуале это несущественно. Рано или поздно дождь прольется, а музыка подтвердит свою магическую силу.

Хотя архаический фольклор не выдерживает натиска радио, сосед­ства с интернациональной развлекательной музыкой, он в то же время чрезвычайно живуч - способен возрождаться в новых условиях. Всякий раз, когда в культуре возникает массовая потребность в выходе за пределы рациональной прагматики, к иррациональной образно-символической аутокоммуникации людей, олиготонный ре­петитивизм архаики тут как тут. Им проникнута музыка многих мистических культов, сектантских ритуалов, как старых, так и новей­ших На повторении кратких мелодико-ритмических паттернов дер­жится эффект воздействия и некоторых развлекательных форм совре­менной музыки.

Если архаичный фольклор частично воспроизводится в новых куль­турных условиях, то фольклор классический к такой регенерации не способен Он умирает вместе с породившей его крестьянской цивили­зацией.

Тема 1. Понятие фольклор. Основные свойства фольклора……. 3с.

Тема 2. Этапы возникновения и развития фольклора……………..6с.

Тема 3. Миф и мифологическое сознание……………………. …11с.

Тема 4. Жанровая система русского фольклора………………….16с.

Тема 1. Понятие фольклор. Основные свойства фольклора.

Архаический фольклор (ритуальный) — это форма первобытного сознания, в основе которого лежат древние верования.

Традиционный фольклор — совокупность произведений устного народного творчества, включенных в практическую деятельность человека.

Современный фольклор — это произведения устного творчества отдельных людей или коллективов, перешедших в устное бытование и распространившихся в определённой среде.


Фольклор изучает наука фольклористика

Собирательная фольклористика занимается сбором, записями и публикацией фольклорных произведений.

Академическая фольклористика предполагает аналитическую и исследовательскую работу с готовыми текстами.

Свойства фольклора:

1. Синкретизм — соединение, в широком толковании — изначальная слитность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития; применительно к искусству означает первичную нерасчленённость разных его видов, родов, жанров.

2. Устность — установка на устное говорение, бытование и передача из поколения в поколение.

3.Коллективность — предполагает три аспекта: коллективный автор, коллективный исполнитель и слушатель. Первоначально принималось как выражение жизненного опыта, знаний о мире, мыслей и чувств всего племени, рода, общины.

Анонимность — как свойство коллективного автора, которое заимствуется и ранней литературой.


  • Аэды и Рапсоды в Древней Греции

  • Мимы и Гистрионы в Древнем Риме

  • Шпильманы в Средневековой Германии

  • Жонглёры в Средневековой Франции

  • Скоморохи в Древней Руси

Контаминация — смешение, когда несколько сюжетов соединяются в одну редакцию (вариант) фольклорного произведения.

Продуктивный и непродуктивный период в жизни жанра – способность или неспособность создавать новые сюжеты.

Возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение и угасание — историческая жизнь, которую переживает каждый жанр и каждое произведение.

5.Народность — это свойство фольклора, связанное с тем, что первоначально ( архаический и ранние стадии традиционного) фольклор отражал мировоззрение всего народа, независимо от социальных, возрастных, образовательных признаков носителей фольклора.

6.Традиционность — это свойство фольклора переткать одной жанровой формы в другую, традиционного выбирания в новые формы предшествующего материала.


Отличия

Фольклор

Литература

Международный характер

Национальная форма

Коллективность творчества

Индивидуальность творчества

Анонимность

Авторский характер

Традиционность

Новаторство, оригинальность

Естественный, стихийный характер

Искусственность (замысел, план)

Вариативность

Канонический авторский текст

Живое исполнение с драматизацией

Чтение вслух или про себя по печатному тексту

Импровизация

Неизменность текста

Устность

Письменный характер

Тема 2. Этапы возникновения и развития фольклора.

-первоначальное феодальное государство


  1. Эпоха капитализма и 20 век.

  2. Современное состояние фольклора.

  • Имитационный характер;

  • Приоритет ритма над мелодией;

  • Приоритет танца над песней.

  • Матрилокальность — семья формируется вокруг матери,

  • Матрилинейность — распределения и наследования собственности передаётся по женской линии,

  • Полигамия — отсутствие упорядоченной семьи (многомужие и многожёнство одновременно).

  • Охота, собирательство, зарождение скотоводства и огородничества,

  • Отсутствие классов,

  • Отсутствие собственности.

  • возникновение мифологического сознания как системы воззрений.

  • возникновение развитой системы ритуального фольклора.

  • круг семейно-бытовых обрядов.

  • круг календарно-бытовых обрядов.

  • Патрилинейность — счёт происхождения детей, родства и наследование по линии отца,

  • Патрилокальность — проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем,

  • Моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многожёнство), т.е. упорядоченные половые связи мужа с одной женой при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многоженстве.

  • Возникновение классового общества;

  • Скотоводство, земледелие, ремесла;

  • Разделение труда в семье;

  • Возникновение собственности;

  • Возникновение классов;

  • Предпосылки к возникновению государства.

  • Десакрализация фольклора — мифы и обряды порождают эпические жанры;

  • Тотемистический миф переходит в сказку о животных;

  • Обряд инициации становится сюжетной основой волшебной сказки;

  • Героический миф переходит в архаический эпос;

  • Из обряда выделяются в качестве отдельных жанров загадка и заговор;

  • В отличие от других жанров заговор до сих пор сохраняет свою ритуальную природу.

Военная демократия — стадия перехода от первобытнообщинного строя к государству.

Период расцвета первоначального государства — Киевская Русь.


  • Песни рабочих: лирические, социально-бытовые, корильные (сатирические), гимнические;

  • Былички;

  • Малые жанры фольклора;

  • Загадки, пословицы, поговорки;

  • Частушки;

  • Народная драма.

  • Городской (жестокий романс);

  • Песни тюрьмы, каторги, ссылки;

  • Возникновение городского мифа: предания, легенды, былички, сказы;

  • Жанровые разновидности народного театра.

  • Солдатские песни: лирические, социально-бытовые, корильные, военно-исторические;

  • Социально-бытовые сказки;

  • Исторические предания;

  • Малые жанры фольклора — загадки, пословицы, поговорки;

  • Народная драма.

Тема 3. Миф и мифологическое сознание.


  1. Основные понятия о мифе.

  2. Предпосылки возникновения мифологического сознания.

  3. Характеристики мифологического сознания.

  4. Пространственные представления.

  5. Мифологические представления о мире древнего человека.

  6. Категории мифа в процессе эволюции.

  7. Категории мифологических персонажей.

Мифология — совокупность подробных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире.

Обряд — совокупность действий стереотипного (повторяющегося) характера, которым присуще символико-религиозное значение.

Исполнитель обряда воспроизводит в настоящем рассказанные в мифе (произошедшие в прошлом) события, тем самым восстанавливая порядок и регулируя установленные мифом отношения людей и богов.

Сокральное — в широком смысле всё имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, источескому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений и требующее благоговейного отношения.

Профанное — мирское, не связанное с религиозным, священным; светское.

Профан — тот, кто не прошёл инициации, не введён в тайны эзотерического знания.


  1. Первобытный человек ещё не выделял себя из окружающей среды — природной и социальной.

  1. Нерасчленённости первобытного мышления, не отделившегося ещё отчётливо от эмоциональной, аффектно-моторной среды.

Характеристики мифологического сознания:

Мифологические представления о времени основаны на циклической модели, что обусловлено эмпирическим и аграрным характером древних культур, вовлеченностью человека в бесконечно сменяемый цикл повторений.

Время сокральное — это время деятельности богов и первопредков в эпоху первотворения.

Время профанное — то время, которое проживает человечество.

Пространственные представления:

Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определённым тотемом.

Бинарное (двоичное) — горизонтальное представление о мире.

Важную роль играет граница между пространством рода (миром жизни) и всем остальным миром (миром смерти).

Трихотомическое (троичное) — вертикальное представление о мире.

Трихотомическая модель мира воплощается в мифе в виде мирового дерева или мировой горы и описывает мир богов, мир людей, мир демонический.

Мифологические представления о мире древнего человека можно описать в следующих понятиях:

Анимизм— вера в существование души и духов как сверхъестественных двойников природных, культурных и социальных объектов, управляющими всеми предметами и явлениями материального и нематериального характера.

Фетишизм— представление о том, что некоторые неодушевлённые предметы наделены сверхъестественной силой и поэтому могут стать предметом поклонения.

Тотемизм – вера, связанная с представлениями о сверхъестественном родстве данного рода с животными, растением или другим явлением окружающей природы, так называемым тотемом, первопредком и родичем одновременно.

Магизм – представления о том, что слова и действия людей, произведённые в определённых условиях и в определённом порядке, могут воздействовать на жизнь и здоровье человека и природы.

Корпогоническя магия – вызывание подобного подобным.

Симпатическая магия – воздействие на часть, чтобы воздействовать на целое.

Категории мифа в процессе эволюции:


  1. Этиологический миф;

  2. Тотемистический миф;

  3. Космогонический миф (антропогонический, астральный, солярный, лунарный);

  4. Близнечный миф;

  5. Календарный миф;

  6. Героический миф;

  7. Эсхатологический миф.

Этиологические мифы – первопричинный, это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов, рассказы о происхождении некоторых животных и растений и т.д. Тотемистические мифы – мифы о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей и т.н. тотемами, т.е. видами животных и растений.

Космогонические мифы – повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе.

Астральные мифы – мифы о звёздах и планетах.

Антропогонические мифы – мифы о происхождении человека, первых людей или племенных первопредков.

Солярные и лунарные мифы – разновидность астральных мифов и одновременно близнечных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры.

Близнечные мифы – это мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев.

Календарные мифы – мифы об уходящем и возвращающемся или умирающем и воскрешающем герое.

Героические мифы – строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя.

Тотемные предки – представляются в виде существ двойной, зооантропоморфной природы. Умирая, сами первопредки могут превращаться в природные предметы или в животных, а также в духов.

Культурные герои – мифические персонажи, которые добывают или впервые создают для людей различные предметы культуры, учат их охотничьим приёмам, возделыванию земли, ремесла, искусствам, вводят социальные и религиозные установления и праздники, брачные правила и т.п.

Демиурги – изготавливают культурные и природные объекты с помощью гончарных, кузнечных и других инструментов.

Духи – мифологические существа, находящиеся в постоянном взаимодействии с человеком( покровители человека, родовые духи, духи предлог, духи шаманские, духи болезней, духи-хозяева природы и т.д.).

Боги – могущественные сверхъестественные существа, являются важнейшими персонажами в развитых религиозных мифологиях. В образах богов сливаются черты культурных героев-демиургов, покровителей обрядов инициации, различных духов; творческие функции сочетаются с управлением.

Тема 4. Жанровая система русского фольклора.


  1. Родовые формы фольклора.

  2. Русский народный театр.

  3. Календарные песни.

  4. Семейно-бытовые песни.

  5. Сказка и несказочная проза.

  6. Героический эпос русского народа/былины;

  1. Исторические песни русского народа;

  1. Русская народная баллада.

Эпос – в объективной повествовательно-сюжетной форме изображает внешнее по отношению к исполнителю события.


  • Поэтический эпос

  • Русский героический эпос/былины

  • Исторические песни

  • Русские народные баллады

Предание(историческое и топонимическое)

Драма – при помощи прямой речи персонажей и соответствующих действий передает характеры героя и создаёт картину мира.

Лирика – субъективно и эмоционально воспроизводит внутренний мир человека, выражая его мысли и переживания.


Обрядовая лирика

Необрядовая лирика

Календарная; Социально-бытовая.

Традиционная лирическая песня

Необрядовая лирика – бурлатские песни, любовные/семейные песни, казачьи/разбойничьи песни, песни тюрьмы/каторги/ссылки, жесткий романс, лирические песни рабочих.

Русский народный театр


  • Театр в обрядах и обрядовые игры

  • Крестьянский сатирический крепостной театр

  • Собственно народная драма

  • Кукольный театр

  • Театр в городских зрелища

Календарные песни


  • Песни больших народных земледельческих праздников.

  • Невелики по объему.

  • Имеют мажорный характер.

  • Включают в себя заклички, имеющие магическое значение.

  • В центре песни персонифицированный образ божества растительности.

  • Песни носят величальный (возвеличивают, славят) или корильный (укоряют, осмеивают) характер.

  • Монологический, импровизационный, лирический, женский жанр.

  • Метрическое построение – размер близок к хореическому с дактилическим окончанием.

  • Длинные строки – от 4 до 7 стоп в строке.

  • Строки стилистически закончены, потому что после каждой строки следует вздох, всхлип и т.д.

  • Характерно единоначатие, анафора, безударный первый слог( начало из-за такта).

  • Художественные приёмы – олицетворение, сравнение, эпитеты, символика.

  • В свадебной поэзии кроме причитаний встречаются песни:

Корильные – предназначены для дружек, подружек, сватов.

Сказка и несказосная проза

Сказка

Сказочная проза обладает установкой на вымысел.

О чем бы не рассказывал сказитель, слушатель воспринимает сказку как вымысел.

Докучные сказки – повторяет один и тот же текст, чтобы отвадить докучливых детей.

Кумулятивная сказка – построена на цепочном нанизывании повторяющихся действий.

Несказочная проза

Быличка (мифологический рассказ, суверенный меморат) – рассказ о якобы имевшей место встрече человека со сверхъестественным существом.

Историческое – рассказ о исторических персонажах или событиях.

Топонимическое – рассказ о происхождении и названиях гор, рек, озер, городов и др. географических объектов.

Легенда (то, что подлежит чтению) – рассказы о персонажах Ветхого и Нового Завета, о чудесах и святых.

Сказ – рассказ очевидца, который при устном бытовании обрастал подробностями.

Общее свойство – установка на достоверность.

Героический эпос русского народа/ былины

Былины – эпические песни героического содержания.

Исполняются сольно, под аккомпанемент музыкального инструмента.

Возникают в период возникновения государства.


  1. Архаические циклы;

  2. Киевский цикл/ Владимировский цикл;

  3. Новгородский цикл.

  • Воинские былины, изображающие сражение богатырей/богатыря с врагами.

  • Единоборство двух богатырей или врагов или неузнанных друзей/ родственников.

  • Борьба героя с чудовищем, обладающим зооморфными чертами.

  • Борьба социального характера.

4. Былины-скоморошины – былины пародийно-комического характера, непрояснённый генезис.

Баллада – эпический жанр 14 – 16 вв., возник как потребность человека отразить в фольклоре мир человеческих страстей, трактуемый всегда трагически и необъяснимо.

Читайте также: