Сообщение на тему антропология достоевского

Обновлено: 02.07.2024

Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Достоевского, относящееся к высшим достижениям русского национального самосознания. В 40-е гг. молодой Достоевский примкнул к просветительскому направлению русской мысли: он становится сторонником того течения, что впоследствии сам называл теоретическим социализмом. Эта ориентация привела писателя в социалистический кружок М. В. Буташевича-Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский был арестован и осужден на смертную казнь, но в последний момент казнь была заменена каторгой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Неуслышанный Достоевский Б. Н. Тарасов, д-р филол. наук, профессор

О философском языке Ф. М. Достоевского Т.А. Касаткина, д-р филол. наук, профессор

О философском языке Ф. М. Достоевского Т.А. Касаткина, д-р филол. наук, профессор Приходится признать, что практически все собственно философские анализы произведений Достоевского были в высшей степени неудачны.Это не значит, что, как выразился один мой оппонент, я

Антропология Ф. М. Достоевского (религиозно-философский контекст) А. Гачева д-р филол. наук

Ф. М. Достоевский и топологическая антропология С. А. Азаренко д-р филос. наук, профессор

Ф. М. Достоевский и топологическая антропология С. А. Азаренко д-р филос. наук, профессор Когда читаешь Достоевского, невольно возникает желание прямолинейно трактовать влияние пространства на поведение его героев. И в самом деле, какие идеи могут зарождаться на «аршине

1.7. Философский синтез

X. Отрицательная и положительная стороны религиозно-моральнаго процесса. Казуистическая мораль. Религиозно-моральный идеал католичества в двух своих проявлениях

X. Отрицательная и положительная стороны религиозно-моральнаго процесса. Казуистическая мораль. Религиозно-моральный идеал католичества в двух своих проявлениях Труднейший для католической догматики вопрос вопрос о существе благодати. Благодать „изливается" Богом в

Философский вызов

Философский вызов Библейские образы и выражения, относящиеся к Троице, не имеют ничего общего с философской проблематикой. Они нисколько не претендуют на разрешение теоретических вопросов, не содержат никаких терминов и понятий из области философии. В тексте Писания мы

Неуслышанный Достоевский Б. Н. Тарасов, д-р филол. наук, профессор

О философском языке Ф. М. Достоевского Т.А. Касаткина, д-р филол. наук, профессор

О философском языке Ф. М. Достоевского Т.А. Касаткина, д-р филол. наук, профессор Приходится признать, что практически все собственно философские анализы произведений Достоевского были в высшей степени неудачны.Это не значит, что, как выразился один мой оппонент, я

Ф. М. Достоевский и топологическая антропология С. А. Азаренко д-р филос. наук, профессор

Ф. М. Достоевский и топологическая антропология С. А. Азаренко д-р филос. наук, профессор Когда читаешь Достоевского, невольно возникает желание прямолинейно трактовать влияние пространства на поведение его героев. И в самом деле, какие идеи могут зарождаться на «аршине

Быть человеком, для Достоевского, означало мыслить о мире, искать истину, жить в соответствии со своими убеждениями.Человек не может не ошибаться при этом, но эти ошибки гораздо лучше, чем жизнь в своё брюхо. Бездумное следование общепринятому порядку.

Средневековая италия. Тьма заполонила всё свободное пространсво, удушливый воздух переносит бесконечное облако чёрного пепла, нечем дышать. Лишь бесконечные ряды отдающих сильным до безумства жаром костров, где горят кричащие люди, освящают это огромное поприще переменчивым тёмно-красным светом, вместе с тем далёким тёмно-красным костром в небе. К кардиналу великому инквизитору ведут человека, которого все называют Христом. И вот девяностолетний старик решает васказаться за те деяносто лет жизни. Не ты ли так часто тогда говорил: "Хочу сделать вас свободными". Но вот ты теперь увидел этих "свободных" людей, - прибавляет вдруг старик со вдумчивою усмешкой. - "Да, это дело нам дорого стоило" - продолжал он строго смотря на него, - "но мы докончили наконец это дело. Пятнадцать веков мучились мы с этою свободой, но теперь это кончено и кончено крепко… Но знай, что теперь и именно ныне эти люди уверены более чем когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили ее к ногам нашим. Но это сделали мы, а того ль ты желал, такой ли свободы?"


Критика гуманизма.
В легенде Великого Инквизитора и в речи Ивана о том, что целый мир не стоит и слезы ребёнка чувствуется критика гуманизма.

Под гуманизмом (в широком смысле слова, отнюдь не совпадающем с тем специфическим смыслом этого понятия, который ему придается общепринятой исторической терминологией) мы разумеем ту общую форму веры в человека, которая есть порождение и характерная черта новой истории, начиная с Ренессанса. Ее существенным моментом является вера в человека как такового - в человека как бы предоставленного самому себе и взятого в отрыве от всего остального и в противопоставлении всему остальному - в отличие от того христианского понимания человека, в котором человек воспринимается в его отношении к Богу и в его связи с Богом. Из титанических, "фаустовских" мотивов ренессанса рождается особое представление об особом достоинстве человека как существа, самовластно и самочинно устроящего свою жизнь и призванного быть верховным самодержавным властителем над природой, над всей сферой земного бытия. Но если Фауст это начало движения, то такие жалкие, мелочные и безнравственные по поступкам личности как Раскольников, Ставрогин, Свидригайлов – его завершение.

Две свободы.
Достоевский отличает свободу от своеволия. Ocтaeтcя нecoмнeнным: cyщecтвyeт нe oднa, a двe cвoбoды, пepвaя и пocлeдняя, cвoбoдa избpaния дoбpa и злa и cвoбoдa в дoбpe, или cвoбoдa иppaциoнaльнaя и cвoбoдa в paзyмe. Coкpaт знaл лишь втopyю cвoбoдy, cвoбoдy paзyмнyю. Cвoбoдa дoбpa пpeдпoлaгaeт cвoбoдy злa. Cвoбoдa жe злa вeдeт к иcтpeблeнию caмoй cвoбoды, к пepepoждeнию в злyю необходимость. Oтpицaниe жe cвoбoды злa и yтвepждeниe иcключитeльнoй cвoбoды дoбpa тoжe вeдeт к oтpицaнию cвoбoды, к пepepoждeнию cвoбoды в дoбpyю нeoбxoдимocть. Ho дoбpaя нeoбxoдимocть нe ecть yжe дoбpo, ибo дoбpo пpeдпoлaгaeт cвoбoдy. Вспомним добрую необходимость Великого Инквизитора или Шигалёва. Этa тpaгичecкaя пpoблeмa cвoбoды мyчилa xpиcтиaнcкyю мыcль нa пpoтяжeнии вceй ee иcтopии. C нeй cвязaны cпopы Бл.Aвгycтинa c пeлaгиaнcтвoм, yчeниe oб oтнoшeнии мeждy cвoбoдoй и блaгoдaтью, cпopы, вызвaнныe янceнизмoм, yклoны Лютepa в cтopoнy aвгycтинoвcкoгo пpeдoпpeдeлeния, мpaчнoe yчeниe Kaльвинa, oтpицaвшee кaк бyдтo бы вcякyю cвoбoдy. Xpиcтиaнcкaя мыcль былa cдaвлeнa двyмя oпacнocтями, двyмя пpизpaкaми — злoй cвoбoды и дoбpoгo пpинyждeния. Cвoбoдa пoгибaлa или oт pacкpывaвшeгocя в нeй злa, или oт пpинyждeния в дoбpe. Kocтpы инквизиции были cтpaшными cвидeтeльcтвaми этoй тpaгeдии cвoбoды, тpyднocти paзpeшить ee дaжe для xpиcтиaнcкoгo coзнaния. Oтpицaниe пepвoй cвoбoды, cвoбoды в вepe, в пpинятии иcтины дoлжнo вecти к yчeнию o предопределении. Caмa Иcтинa пpивoдит к ceбe, бeз yчacтия cвoбoды.


Злая свобода ведёт к рабству.
Пepвaя cвoбoдa пpeдocтaвляeтcя чeлoвeкy, oнa изживaeт ceбя и пepexoдит в cвoю противоположность. Этy тpaгичecкyю cyдьбy cвoбoды и пoкaзывaeт Дocтоeвcкий в cyдьбe cвoиx гepoeв: cвoбoдa пepexoдит в cвoeвoлиe, в бyнтyющee caмoyтвepждeниe чeлoвeкa. Cвoбoдa дeлaeтcя бecпpeдмeтнoй, пycтoй, oнa oпycтoшaeт чeлoвeкa. Taк бecпpeдмeтнa и пycтa cвoбoдa Cтaвpoгинa и Bepcилoвa, paзлaгaeт личнocть cвoбoдa Cвидpигaйлoвa и Фeдopa Пaвлoвичa Kapaмaзoвa. Дoвoдит дo пpecтyплeния cвoбoдa Pacкoльникoвa и Пeтpa Bepxoвeнcкoгo. Гyбит чeлoвeкa дeмoничecкaя cвoбoдa Kиpиллoвa и Ивaнa Kapaмaзoвa. Cвoбoдa, кaк cвoeвoлиe, иcтpeбляeт ceбя, пepexoдит в cвoю пpoтивoпoлoжнocть, paзлaгaeт и гyбит чeлoвeкa. C внyтpeннeй иммaнeнтнoй нeизбeжнocтью ведeт тaкaя cвoбoдa к paбcтвy, yгaшaeт oбpaз чeлoвeкa.

Несмотря на то, что мистическое единство с людьми и Богом сверхнравственно, человек в своем земном, эмпирическом существовании осознает его как явление этическое. Без такой этической категории, как любовь, невозможна и безусловная необходимость человеческого бытия – свобода, без любви свобода перерождается в своеволие. А своеволие – это уже нечто прямо противоположное свободе, ибо оно порабощает человек.


Бог и человек.
Он показывает, что, отрицая Бога, человек логически приходит к мысли, что "если Бога нет, то все позволено". Нет Бога, нет греха, нет бессмертия, нет смысла жизни, нет благодетельной любви. Человеку как нравственному существу невозможно прожить без Бога, ибо "совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного". Кто теряет веру в Бога, тот неизбежно становится на путь саморазрушения внутренней человеческой личности, как герои романов Ф.М. Достоевского - Раскольников, Свидригайлов, Иван Карамазов. Ставрогин говорит что для него нет различия между удовлетворением от великого благодеяния и удовлетворением от великого преступления, что мы и виде в романе Бесы, как Николоа Ставрогин бросается от афонских бдений и заступничества за слабых к подкупу на убийство Хромоножки.


Федор Михайлович Достоевский (1821-1861)

Исследования - комментарии - ссылки

* Работа выполнена в рамках программы, поддержанной Российским гуманитарным научным фондом.

[1] См.: Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского// Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1988.

[3] См.: Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. С. 223—291.

[5] См., например: Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912.

[6] См., например: Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Часть 2. С. 93—102.

[7] Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского// Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. С. 144.

[8] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 6—7.

[10] Там же. С. 31—32.

[13] Об этом, в частности, писал Л.Шестов; см.: Шестов Л. Достоевский и Нитше (философия трагедии)// Шестов Л. Соч. М., 1995. С. 86—87.

[14] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. С. 236.

[15] Там же. С. 237.

[16] Там же. С. 273.

[21] Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. С. 27—29.

[23] Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского// Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. С. 164.

[24] Там же. С. 157.

[25] Там же. С. 159.

[26] Наиболее последовательную философскую форму этой концепции, как уже отмечалось выше, придал А.Герцен, который от увлечения гегельянством пришел в поздние годы своей жизни к своеобразному трагическому мировоззрению, в котором главным оказывается противостояние свободной человеческой личности и бессмысленного, иррационального мира. Герцен несомненно оказал существенное влияние на Достоевского— как своими социально-политическими воззрениями, так и своими философскими идеями.

[27] Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. С. 147.

[28] О неудачности исторических пророчеств Достоевского язвительно писал Л.Шестов; см.: Шестов Л. Пророческий дар// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881—1931 гг. М., 1990. С. 119—127.

[32] См.: Иванов Вяч.И. Достоевский и роман-трагедия. С. 308.

[33] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-ти т. Л., 1971—1989. Т. 28. Часть 1. С. 63.

[34] См.: Аскольдов С. Религиозно-этическое значение Достоевского// Достоевский. Статьи и материалы. Сб. I. М., 1922.

[35] Иванов Вяч.И. Достоевский и роман-трагедия. С. 285.

[36] Там же. С. 292—293. Это описание настолько точно передает суть метода психологического романа, что оно применимо и к последующему его развитию. У одного из корифеев этого направления, Марселя Пруста, мы находим гениальное развитие этого метода: скрупулезно исследуя исключительно мир своей души (основным измерением которой Пруст считает память), писатель мастерски выявляет тончайшие нюансы той всеобщей закономерности, которая управляет жизнью каждой личности. Именно в этом секрет притягательности романов Пруста — читая их, каждый из нас как бы погружается в детальное исследование законов своей собственной души.

[37] Там же. С. 294—295.

[39] Иванов Вяч.И. Достоевский и роман-трагедия. С. 295.

[41] Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. С. 39.

[42] Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского. С. 158.

[44] См.: Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание// Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

[45] См.: Михайловский Н.К. Жестокий талант// Михайловский Н.К. Литературно-критические статьи. М., 1957.

[46] См.: Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде// Камю А. Бунтующий человек. С. 85.

[47] Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского. С. 160.

[49] Там же. С. 161.

[51] Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 15-ти т. Т. 5. С. 247.

[52] Там же. С. 575.

[53] Там же. С. 573.

[54] Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. С. 131.

[55] Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 15-ти т. Т. 7. С. 550.

[56] Там же. Т. 13. С. 387.

[58] Там же. С. 390—391.

[60] См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Т. I. Часть 2. С. 223.

[61] Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 15-ти т. Т. 14. С. 130—132.

[62] Там же. С. 122.

[67] Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 15-ти т. Т. 8. С. 599.

[69] Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание// Лосский Н.О. Бог и мировое зло. С. 191—193.

[70] Карсавин Л.П. Федор Павлович Карамазов как идеолог любви// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881—1931 гг. С. 264.

[72] Там же. С. 264—265.

[73] Там же. С. 265.

[74] Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 15-ти т. Т. 9. С. 122.

[75] Карсавин Л.П. Федор Павлович Карамазов как идеолог любви. С. 267—268.

[76] Там же. С. 272.

[78] Карсавин Л.П. Федор Павлович Карамазов как идеолог любви. С. 276.

[79] Там же. С. 277.

[82] Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 15-ти т. Т. 4. С. 469, 472.

[83] Там же. Т. 14. С. 135.

[84] Там же. С. 130.

Читайте также: