Сообщение на тему антитеррористические операции

Обновлено: 26.04.2024

Весной 1986 года США обвинили Ливию в поддержке международного терроризма и развернули в центральной части Средиземного моря три авианосные группировки (в общей сложности 45 кораблей и более 300 самолетов). В ночь на 25 марта 1986 года эти силы нанесли ракетно-бомбовые удары по предместьям города Сирт на побережье Средиземного моря, а также по ряду других объектов. В результате операции, получившей название "Огонь в прерии", было потоплено два ливийских ракетных корабля, уничтожено нескольких объектов на суше. ПВО Ливии заявили об уничтожении трех американских самолетов, США признали лишь повреждение одного истребителя F-14A.

15-16 апреля 1986 года авиация США нанесла удары по ливийским городам Триполи и Бенгази. Эта акция стала ответом на террористические акты, в организации которых США обвинили ливийские спецслужбы (взрыв американского самолета и взрыв в ночном клубе в Западном Берлине в апреле 1986 года). В операции, получившей название "Эльдорадо каньон", участвовало 45 ударных самолетов, базировавшихся на авианосцах и авиабазах в Великобритании (Франция и Испания отказались предоставить США свои авиабазы и воздушное пространство). Согласно заявлению Белого дома, удары были нанесены по объектам, имеющим отношение к террористической деятельности. Атакам подверглись объекты ПВО И ВВС, штаб главного командования вооруженных сил Ливии, управление внешней безопасности Ливии, центр подготовки военнослужащих в Триполи, а также авиабаза в Бенгази.

В общей сложности было сброшено порядка 100 тонн бомб и выпущено 50 ракет. В результате бомбардировок, по данным ливийской стороны, погибли более 40 человек, были разрушены посольства нескольких стран. США признали потерю одного истребителя-бомбардировщика F-111, ливийские СМИ сообщали о нескольких сбитых американских самолетах.

Афганистан/Судан, 1998 год

20 августа 1998 года США нанесли ракетные удары по базам террористов в Афганистане и промышленному объекту в Судане в качестве возмездия за взрывы посольств США в Кении и Танзании 7 августа 1998 года, в результате которых погибли 257 человек и более 5 тыс. были ранены. Операция получила название "Безграничная досягаемость". По утверждению американской стороны, взрывы посольств осуществили исламские террористы, имевшие тесные связи с Усамой бен Ладеном. По целям в Афганистане и Судане с кораблей ВМС США в Красном море и Персидском заливе было выпущено от 75 до 100 крылатых ракет "Томагавк".

"Несокрушимая свобода"

Операция "Несокрушимая свобода" - общее название всех военных мероприятий США, проведенных за рубежом в ответ на террористические акты 11 сентября 2001 года. Первоначальное название - "Безграничное правосудие".

Афганистан, 2001 год

7 октября 2001 года США начали операцию "Несокрушимая свобода" в Афганистане. Перед военными была поставлена задача уничтожить базы террористов на территории Афганистана и захватить руководителей террористической группировки "Аль-Каида". Операция, начавшаяся ракетно-бомбовым ударом по Кабулу и Кандагару, проводилась без санкции ООН. США и Великобритания лишь уведомили СБ ООН о начале военных действий в Афганистане, квалифицировав их "как реализацию права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН".

Союзниками США и Великобритании в этой операции выступили Австралия, Канада, внутри Афганистана их поддерживал Объединенный исламский фронт спасения Афганистана (Северный альянс). Впоследствии число участников коалиции возросло до 50. 25 ноября в Афганистане высадились наземные силы США. Вскоре американо-британская оперативная группировка, непосредственно участвовавшая в боевых действиях, насчитывала 55 тыс. военнослужащих.

В декабре 2001 года с санкции ООН были созданы Международные силы по содействию безопасности в Афганистане. 18 июня 2013 года силы международной коалиции передали территорию страны под контроль национальной афганской армии и служб безопасности. Вывод войск запланирован на конец 2014 года.
По оценкам правозащитных организаций, с 2001 года в Афганистане погибли от 20 тыс. до 35 тыс. человек. США потеряли 2346 человек, другие участники коалиции - 3467 человек.

Филиппины, 2001 год

10 октября 2001 года США объявили о начале военной операции "Несокрушимая свобода - Филиппины". В январе 2002 года спецназ США приступил к проведению антитеррористической операции, целью которой было прекращение длившегося несколько десятилетий на юге страны конфликта филиппинских властей с мусульманскими сепаратистами (в частности, с Исламским фронтом освобождения моро, исламистской экстремистской группировкой "Абу Сайяф" и "Джамаа Исламия") и коммунистическими повстанцами - леворадикальной группировкой "Новая народная армия". По некоторым оценкам, с начала противостояния конфликта на Филиппинах его жертвами стали более 150 тыс. человек. Со стороны США в операции принимали участие около 1200 военных (17 из них погибли), с филиппинской - более 18 тыс. военных и сотрудников сил безопасности (свыше 460 погибших). Потери террористов составили более 980 человек. Операция продолжается до сих пор.

Грузия, 2002-2004 годы

В 2002-2004 годах США проводили в Грузии антитеррористическую операцию "Несокрушимая свобода - Панкисское ущелье". Цель операции - помощь силам безопасности Грузии в борьбе с чеченскими боевиками и криминальными элементами в Панкисском ущелье. В рамках операции США реализовали программу "Грузинская программа обучения и оснащения" по вооружению и обучению вооруженных сил Грузии. В конце апреля - начале мая 2002 года в Грузию прибыла группа из 26 американских военных инструкторов. С их помощью была подготовлена грузинская бригада для службы в Ираке. Еще 2 тыс. грузинских солдат, в том числе из 112-го батальона "коммандос", 116-го Сачхерского горно-стрелкового батальона, 111-го Телавского батальона легкой пехоты, 113-го Шавнабадского батальона легкой пехоты, смешанной бронетанковой роты, подразделений министерства внутренних дел и пограничной охраны, прошли обучение с американскими инструкторами. В рамках программы США также поставили Грузии легкое стрелковое оружие и средства связи. Помимо американских инструкторов в программе участвовали британские офицеры. Общая стоимость программы составила $64 млн. К концу операции силы безопасности Грузии при содействии США смогли в основном очистить Панкисское ущелье от вооруженных боевиков.

Операции в Африке

7 октября 2002 года началась операция "Несокрушимая свобода - Африканский Рог". Проводится главным образом в Сомали и в районе Аденского залива, прежде всего в Йемене и его акватории. Цель операции - подавление активности пиратов и террористических группировок, связанных с "Аль-Каидой". Кроме США в операции задействованы войска НАТО и более 20 стран, не входящих в Североатлантический альянс. Из стран Африканского Рога операцию США поддерживают (в основном предоставляя свои военные базы) Йемен, Судан, Сомали, Джибути, Эфиопия, Эритрея, Сейшельские острова, Кения, а вне этого региона - Маврикий, Коморские острова, Либерия, Руанда, Уганда и Танзания. В настоящее время численность войск США и союзников достигает 2 тыс. человек. Небоевые потери США и союзников составили 29 человек (боевых нет). В ходе операции убиты около 150 пиратов и боевиков, более 1,2 тыс. получили ранения. Потери гражданского населения, по разным данным, - от 11 до 59 человек. В 2014 финансовом году бюджетные расходы США на проведение операции предусмотрены в размере $639 млн, на 2015 финансовый год запланированы в размере $252 млн.

С 2005 года министерство обороны США осуществляет контртеррористическую операцию "Несокрушимая свобода - Транссахара" в рамках межведомственной программы "Транссахарское контртеррористическое партнерство". В начале 2013 года операции было присвоено новое название "Можжевеловый щит", под которым она продолжается по сей день. Странами-партнерами США по операции являются 10 государств Северной и Западной Африки: Алжир, Буркина-Фасо, Чад, Мали, Мавритания, Марокко, Нигер, Нигерия, Сенегал и Тунис. Целью операции является помощь государствам-партнерам в осуществлении контроля за своей территорией и поддержания стабильности, борьба с террористической угрозой, незаконным наркотрафиком и повышение профессионализма силовых структур. Операция не предусматривает прямого участия американских военных в боевых действиях. Ее задачи сводятся к подготовке вооруженных сил стран-партнеров, модернизации их военно-технической базы, военному планированию, помощи в патрулировании границ, консультировании вооруженного командования, продвижении принципа демократизма и подотчетности силовых структур. Общее руководство операцией осуществляется командованием ВС США в Африке (АФРИКОМ). В 2014 финансовом году бюджетные расходы США на проведение операции предусмотрены в размере $51 млн, на 2015 финансовый год запланированы в размере $40 млн.

Операции против группировки "Исламское государство"

С 8 августа 2014 года ВВС США наносят удары по позициям боевиков "Исламского государства" (ИГ) в Ираке. Отряды боевиков ИГ, которые были основной ударной силой антиправительственных группировок в Сирии, с начала 2014 года установили контроль более чем над одной третью территории сопредельного Ирака. Президент США Барак Обама санкционировал применение военных самолетов в Ираке для поддержки курдского ополчения и иракских военных в боевых действиях против исламистов. В операции участвуют истребители, бомбардировщики и беспилотные летательные аппараты. В результате авиаударов удалось остановить наступление ИГ на севере Ирака. Иракские и курдские силы отбили у исламистов плотину близ города Мосул.

Одной из основных тактических форм действий ОВД по пресечению террористической деятельности является проведение контртеррористической операции.

Контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Анализ материалов отечественной и зарубежной печати показывает, что контртеррористические операции могут иметь разведывательный, спасательный, психологический, силовой и другие аспекты, в том числе:

- получение информации о деятельности, возможностях и намерениях существующих или потенциальных террористических организаций и групп, обнаружении лагерей и других мест содержания заложников;

- предотвращение террористических акций, поиск, задержание или уничтожение террористических групп и ликвидация баз террористических организаций до начала их активных действий;

- воздействие на определенные группы людей и отдельных лиц с целью вызвать у них такое настроение или поведение, которое способствовало бы достижению целей борьбы с терроризмом;

- деморализация террористов, дискредитация террористических организаций и террористических методов в глазах общества и формирование у населения благожелательного отношения к контртеррористической политике государства;

- обеспечение безопасности граждан, находящихся в зоне совершения террористической акции, проведение эвакуации населения и материальных ценностей;

- освобождение и эвакуация в безопасное место военнослужащих, гражданских лиц и иностранных граждан, захваченных в качестве заложников или удерживаемых насильно по другим причинам;

- пресечение антигосударственной или террористической деятельности, направленной на изменение политического или государственного устройства страны насильственными методами;

- деблокирование объектов, пресечение совершающейся террористической акции, обезвреживание террористов, сохранение или восстановление на отдельных территориях конституционного строя;

- захват, разоружение или разгром бандформирований, уничтожение баз и лагерей их подготовки или ликвидация особо одиозных боевиков и лидеров террористических организаций и групп.

Для успешного проведения контртеррористической операции необходимо определить:

1) общие принципы антитеррористической деятельности;

2) систему управления контртеррористической операцией;

3) порядок привлечения сил и средств, необходимых для проведения операции;

4) компетенцию руководителя операции, его взаимоотношения с органами власти;

5) процесс управления контртеррористической операцией;

6) правовой режим в зоне проведения контртеррористической операцией;

7) правила ведения переговоров с террористами;

8) порядок информирования общественности о террористической акции;

9) сроки окончания контртеррористической операции;

10) обязанности организаций и граждан при возникновении кризисной ситуации.

Антитеррористическая деятельность в Российской Федерации основывается на следующих принципах: неотвратимости наказания за террористическую деятельность; приоритетности защиты прав лиц, подвергающихся опасности; правомерности причинения вреда террористу; минимальных уступок террористам; единоначалия в оперативном руководстве привлекаемыми силами и средствами; персональной ответственности руководителей органов исполнительной власти и управления за выполнение решений, принятых штабом по проведению контртеррористической операции; минимальной огласке при проведении специальных контртеррористических операций.

Система управления контртеррористической операцией должна отвечать определенным требованиям, к которым относятся: эффективные действия в ходе операции; строгое соответствие поставленным задачам; возможность оперативного информирования инстанции о меняющейся обстановке; способность быстрого реагирования на стремительно меняющуюся ситуацию и адаптация всей системы к новым условиям.

Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб (ОШ), возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Министерством внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

В субъектах и регионах Российской Федерации могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях этих субъектов (регионов).

Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической руководитель контртеррористической операции может быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

Порядок деятельности оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяется положением, утверждаемым председателем соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии. Положение об оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией разрабатывается на основании типового положения, утвержденного федеральной антитеррористической комиссией.

Для проведения контртеррористической операции ОШ по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии с Федеральным законом "О борьбе с терроризмом". Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходимые для проведения контртеррористической операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические средства.

Как правило, для проведения контртеррористической операции задействуются силы и средства различных правоохранительных, военных и гражданских ведомств, предприятий и организаций.

Компетенция руководителя ОШ по управлению контртеррористической операцией, распространяется на всех военнослужащих, сотрудников и специалистов, привлекаемых к проведению контртеррористической операции, которые подчиняются руководителю с момента начала указанной операции.

В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента Российской Федерации руководителем ОШ по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

Так, руководителем ОШ может быть представитель внутренних войск (при введении режима проведения контртеррористической операции), который имеет заместителей по криминальной милиции, милиции общественной безопасности, войскам, следствию. Объединенный ОШ разрабатывает и организует выполнение всех мероприятий по проведению операции и ликвидации негативных последствий. Здесь возможна несколько иная система управления. ОШ возглавляет руководитель органа внутренних дел - начальник управления МВД РФ по федеральному округу, министр внутренних дел республики в составе РФ, начальник УВД (ГУВД) края, области, автономного образования, города, УВДТ (ОВДТ). Членами ОШ являются: заместители руководителей органов внутренних дел (заместители руководителя ОШ); представитель Федеральной службы безопасности, командиры соединений, воинских частей вооруженных сил Министерства обороны и внутренних войск МВД (на правах заместителей руководителя ОШ); представители администрации того региона, где проводится операция. В ОШ могут быть включены и руководители органов государственной власти и управления.

Руководитель ОШ по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.

Зоной проведения контртеррористической операции являются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

Процесс управления контртеррористической операцией включает в себя два комплекса функций: а) подготовку и принятие решения; б) организацию его исполнения.

Контртеррористическая операция начинается с момента постановки подразделениям задачи и включает в себя: оценку обстановки; отдачу предварительных распоряжений подчиненным и своим заместителям для принятия решения о подготовке подразделения к выполнению поставленных задач; принятие решения (выбор тактики); отдание боевого приказа (реализация выбранной тактики).

Командир подразделения доводит до сведения сотрудников, участвующих в контртеррористической операции:

1) этапы проведения контртеррористической операции;

2) границы района операции, участки сосредоточения основных усилий, подходы к ним;

3) характер оперативных и режимных мероприятий;

4) порядок действий при выполнении поставленной задачи и после ее выполнения;

5) состав сил и средств, привлекаемых к операции;

6) роль и место каждого подразделения (сотрудника) в выполняемой задаче;

7) время, местонахождение взаимодействующих подразделений;

8) время готовности к операции.

Оценка обстановки проводится путем умозаключений руководителя операции (командира подразделения), основанных на глубоком и всестороннем анализе: тактики и состояния противника; информации, полученной в результате проведенных оперативных и разведывательных мероприятий; изучении особенностей рельефа местности (населенного пункта); специфики региона; состояния своих сил и средств; погоды, времени проведения операции и т.д.

Решение на проведение контртеррористической операцииявляется наиболее важным этапом процесса управления операцией. В нем должны быть определены: замысел действий, группировка используемых сил и средств, задачи исполнителям и последовательность их решения, организация связи и управления, тактика применения оружия и спецсредств, исходные рубежи, а также материально-техническое, медицинское обеспечение.

Решение оформляется приказом, в котором указываются: краткие выводы из оценки обстановки, место, время и цель проведения операции, привлекаемые силы и средства, исходные позиции, направления (рубежи) действий, задачи группам оперативного построения и их руководителям (указываются на прилагаемой к приказу схеме), порядок взаимодействия, ответственные лица и задачи по всестороннему обеспечению операции, порядок использования боевой техники, место расположения пункта (пунктов) управления, время и порядок докладов о ходе выполнения задач. Уточняется также порядок применения оружия и специальных средств.

Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операцииопределяет права лиц, проводящих указанную операцию. В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

1) принимать при необходимости меры по своевременному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

Ведение переговоров с террористами допускается при проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы.

К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем ОШ по управлению контртеррористической операцией.

При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

Информирование общественности о террористической акции при проведении контртеррористической операции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем ОШ по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем ОШ по управлению контртеррористической операцией, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Не допускается распространение информации:

1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель ОШ по управлению контртеррористической операцией.

Контртеррористическая операция — комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Руководство контртеррористической операцией осуществляет её руководитель, который несёт персональную ответственность за её проведение.

Решение о проведении контртеррористической операции и о её прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористическои операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

Руководитель контртеррористической операции:

  • определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включённых в состав оперативного штаба;
  • определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;
  • отдаёт распоряжения оперативному штабу о подготовке расчётов и предложений по проведению контртеррористической операции;
  • в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;


  • определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;
  • определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, о чём незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;
  • принимает решение и отдаёт боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении контртеррористической операции;
  • реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

Оперативный штаб:

  • осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;
  • подготавливает расчёты и предложения по проведению контртеррористической операции;
  • разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;
  • подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;
  • организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;
  • принимает другие меры по предотвращению и минимизации последствий террористического акта.

Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создаётся группировка сил и средств.

В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооружённых Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до её окончания подчиняются руководителю данной операции.

В ходе контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров с террористами лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.

Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечён (прекращён) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет данную операцию оконченной.


Рис. Благодаря участию детского хирурга Леонида Рошаля (в центре) в переговорах с террористами из здания Театрального центра на Дубровке были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Октябрь 2002 г.

  1. В борьбе с террористической угрозой соединены усилия органов исполнительной власти всех уровней.
  2. Контртеррористическая операция - это тщательно подготовленное, хорошо скоординированное широкомасштабное мероприятие органов исполнительной власти, направленное на защиту населения и государства от террористических актов и их последствий.
  3. Для спасения жизни людей возможны переговоры с террористами. При этом их политические требования не рассматриваются.
  4. Контртеррористическая операция прекращается по решению органов исполнительной власти, если имеются основания считать, что террористическая угроза пресечена и нет угрозы жизни, имуществу и законным интересам населения.
  1. В каких случаях для пресечения террористического акта проводится контртеррористическая операция?
  2. Кто принимает решение о проведении контртеррористической операции?
  3. Какие силы и средства могут привлекаться для проведения контртеррористической операции?
  4. Когда контртеррористическая операция считается оконченной?
  5. Назовите наиболее опасные террористические акты, произошедшие в нашей стране.

Из различных публикаций и Интернета подберите несколько примеров проведения контртеррористической операции. Проанализируйте последствия для террористов. Сделайте выводы.

Дополнительные материалы к § 6

Пример ликвидации террористов в период проведения контртеррористической операции

Здание Театрального центра было заминировано с таким расчётом, чтобы не только нанести максимальный вред заложникам, но и повредить соседние здания. Среди террористов находились женщины с поясами шахидов, которые были готовы в случае штурма здания взорвать себя и заложников.

Боевики хотели вынудить Российское правительство прекратить антитеррористическую операцию на Северном Кавказе и пойти на переговоры с одним из лидеров сепаратистов, чьё руководство этим терактом стало очевидным почти сразу после захвата заложников. Впоследствии выяснилось, что бандиты поддерживали постоянную связь со скрывавшимися руководителями терроризма в России. Этот террористический акт был лишь одним из запланированной серии терактов, многие из которых экстремистам не удалось осуществить из-за проведения антитеррористических мероприятий в Москве.

Во время переговоров с террористами им было обещано сохранение жизни в том случае, если они отпустят заложников. Но боевики всё время говорили о готовности взорвать себя и здание, если не выполнят их требования. При этом террористы угрожали убивать заложников за неповиновение и для устрашения остальных жертв насилия. Террористы изначально поставили ультиматум, что, если в 3 ч ночи 26 октября 2002 г. их требования не будут выполнены, они начнут расстреливать заложников. Около 2 ч ночи в здание пытался прорваться мужчина, дочь которого находилась в заложниках у бандитов. Он был убит. Затем бандиты начали расстреливать заложников. Как только раздались выстрелы, спецслужбы начали спецоперацию при помощи усыпляющего газа. В результате взрыв заминированного Театрального центра был предотвращён.

Все террористы были уничтожены, погибло 129 заложников. Около 700 человек удалось спасти. Позднее были обнаружены и ликвидированы главные руководители террористов, организовавшие этот теракт и руководившие боевиками, используя технические средства связи.

25 октября 2002 г. был задержан 25-летний гражданин, который пытался информировать террористов о том, что происходит вокруг здания и в штабе по спасению заложников. Спецслужбам удалось перехватить его телефонные переговоры с террористами.

Преступник не входил в состав группы террористов, захвативших Театральный центр, но за свои действия он был признан виновным в пособничестве терроризму и захвату заложников. Мосгорсуд приговорил его к 8,5 годам лишения свободы.


В гараже одного из задержанных изъяты компоненты для изготовления взрывного устройства с поражающими элементами и взрывчатые вещества.

Пресечена деятельность очередной религиозно-экстремистской ячейки


В результате проведённых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, при поддержке Управления Росгвардии по Ивановской области задержаны 7 участников данной организации: 3 гражданина Россиии и 4 гражданина Азербайджана.

В отношении пяти граждан России возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.30 – ст.278 УК России


Следственным отделом УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю в рамках расследования ранее возбужденного уголовного дела по ст.205.5 (организация и участие в организации деятельности террористической организации) в отношении пяти граждан РФ возбуждено новое уголовное дело по ч.1 ст.30 – ст.278 УК России (приготовление к насильственному захвату власти или насильственному удержанию власти).

Задержан участник экстремистского сообщества



В горно-лесистой местности КЧР нейтрализованы двое бандитов


В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий органами безопасности получена информация о скрывающихся в Карачаевском районе Карачаево-Черкесской Республики лиц, вынашивающих намерение совершить преступления террористической направленности. В результате задействования необходимых сил и средств органов безопасности и сил правопорядка на одном из участков горно-лесистой местности были обнаружены и блокированы двое бандитов.

ФСБ России пресечена деятельность ячейки МТО


Федеральной службой безопасности Российской Федерации во взаимодействии с подразделениями Министерства внутренних дел и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в городе Москве и Московской области пресечена деятельность ячейки международной террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (запрещена в России решением Верховного Суда РФ в 2003 году), задержано 2 главаря и 6 ее активных участников.

В ходе КТО в Дагестане нейтрализованы двое бандитов


Сегодня ночью при проведении оперативно-разыскных мероприятий, связанных с поиском лиц, вынашивающих намерение совершить преступления террористической направленности, органами безопасности в лесном массиве Буйнакского района Республики Дагестан были обнаружены два вооруженных бандита. В целях недопущения.

В Казани вооруженный преступник открыл стрельбу в гимназии


Сегодня около 9.30 в городе Казани Республики Татарстан вооруженный преступник открыл стрельбу в гимназии №175, расположенной на улице Джаудата Файзи. На территории, прилегающей к гимназии, проводится контртеррористическая операция, введен соответствующий правовой режим. Силовыми структурами осуществляются необходимые оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия.

В Республике Крым задержаны сторонники международной террористической организации


УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю задержаны сторонники международной террористической организации "ХайятТахрираш-Шам".

8 апреля следственным отделом УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю в отношении двух функционеров "ХайятТахрираш-Шам" возбуждены уголовные дела по ч.

Читайте также: