Сообщение на тему ансамбль значит вместе

Обновлено: 19.05.2024

Если музыканты образуют единый художественный коллектив, то это тоже ансамбль. Например, ансамбль скрипа­чей, вокальный ансамбль или даже ансамбль пес­ни и пляски.

Ансамбль — это и музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей: вокалистов или инструменталистов. В зависимости от количества исполнителей, от двух до десяти и более, ансамбль соответственно называется дуэт, трио или терцет, квартет, квинтет, секстет, септет, октет, нонет, децимет — по латинским названиям цифр.

Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки. Но входят также и в состав опер, ораторий, кантат.

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

- обучающая – определить характерные черты современной отечественной и зарубежной музыки;

- развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века;

- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к современной музыке.

Ход урока:

1. Организационный момент.

“Петь вместе, это не говорить разом, это вместе чувствовать, думать, мечтать, одними словами и одной, положенной на музыку страстью” (Мудрость мира).

- О чём это высказывание? (ансамбль)

- Сегодня мы поговорим о западных и отечественных

Ансамбль – значит вместе.

- обучающая – определить характерные черты современной отечественной и зарубежной музыки;

- развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века;

- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к современной музыке.

1. Организационный момент.

“Петь вместе, это не говорить разом, это вместе чувствовать, думать, мечтать, одними словами и одной, положенной на музыку страстью” (Мудрость мира).

- О чём это высказывание? (ансамбль)

- Сегодня мы поговорим о западных и отечественных поп – группах, научимся разбираться в “настоящей музыке”.

3. Работа по теме урока:

Введение понятия “ансамбль”.

- Перед вами текст “Что такое ансамбль?”. Задание: прочитать и подобрать ассоциации к ключевому слову “Ансамбль”.

(Проверка выполненного задания)

Беседа о современной поп-музыке.

- В наше время существует огромное количество вокально-инструментальных ансамблей.

- Сейчас их называют группы. Рост количества, к сожалению, сопровождается падением качества.

- Как вы считаете, почему?

М. о. Наверное, потому что интереса к музыке у молодёжи нет.

Подкрепляется ростом профессиональной музыкальной подготовки.

- Если мы с вами не предъявляем высоких требований как слушатели, то исполнители и сочинители не стремятся к совершенствованию, что ведёт к снижению наших музыкальных вкусов. Замкнутый круг. В результате то хорошее, что есть на эстраде, теряется в массе низкопробных, безграмотных ансамблей. Обратите внимание, что многие из групп подражают не самым лучшим музыкантам Запада. И мы получаем оглушительный грохот электроинструментов, пение под фонограмму безголосых певцов и механический бездушный ритм. Эти группы и существуют только потому, что на земле много слушателей, лишённых музыкального (настоящего) вкуса, легко попадающих в сети эффектных шоу.

Знакомый нам американский певец и композитор Пит Сигер в открытом письме “Всемирный потоп поп – музыки” в 1972 году размышлял: “В нашем стремлении узнать новые музыкальные стили родной страны – и новую, и старую. Конечно, в нашей жизни происходят перемены, меняются музыкальные вкусы. Но знакомство с новым не должно приводить к забвению старого.

Мне повезло: после краткого периода страстного увлечения развлекательно – популярной музыкой (я играл на теноровом банджо в школьном оркестре) мне удалось открыть для себя настоящий американский фольклор, образцы которого никогда не звучали по радио. По сравнению с этим искусством большинство популярных песенок 30 – х годов с их бесконечными вариациями на тему: “милый, милый не могу без тебя…” показались мне примитивными. Почти все они предназначались лишь для одного: уговорить людей довольствоваться своей судьбой. Существует ли в США популярная музыка, направленная против уклада “истэблишмента”? Да, существует, но до настоящего времени она не имела доступа к коммерческим каналам массового распространения: “подпольная поп – музыка”.

Молодёжь, которая обязательно хочет слушать новейшие американские шлягеры, как правило, не знает наших лучших популярных и народных песен. Она знакома только с тем, что пропагандирует американская индустрия…”

- Что хотел сказать этим Пит Сигер?

- У нас в стране происходит то же самое?

- Почему люди так “грезят” музыкой?

- Можно ли такую музыку сравнить с наркоманией? Почему?

- Чем привлекает такая музыка?

- Сегодня на уроке прозвучат произведения в исполнении отечественных и зарубежных ВИА. Это будут хорошие примеры.

2. Рассказ о группе “Beatles”.

- Первой прозвучит лирическая песня “Потому что” в исполнении одного из первых вокально-инструментальных ансамблей современного типа.

Диск с песней “Beatles” “Потому что”

- Кто узнал, что это за ансамбль?

- Какое настроение передаёт музыка?

- Что вы знаете об этом ансамбле?

(Рассказ с показом слайдов)

“Четвёрка из Ливерпуля”, которой быль суждено открыть новую страницу в истории музыки, стать ансамблем, соединившим в себе функции композитора и исполнителя, открывшим для себя и своих слушателей огромные богатства афро-американского фольклора.

БИТЛЗ – английский вокально-инструментальных квартет, самый популярный музыкальный ансамбль 1960 – х годов. Возникла группа в Ливерпуле, Великобритания, распалась в 1970.

Джон Леннон (9 октября 1940 – 8 декабря 1980)

Пол Маккарти (18 июня 1942)

Джордж Харрисон (25 февраля 1943 – 29 ноября 2001)

Ринго Старр (7 июля 1940)

Ансамбль зародился в 1956 на совместных выступлениях Леннона и Маккартни, к которым вскоре присоединился Харрисон. Два года с ними играл ударник Питер Бест, но в 1962 его сменил Старр. Этот ансамбль первым сумел превратить рок в искусство. Музыканты относились к создаваемой ими музыке с максимальным трудолюбием и неустанным творческим поиском.

Пол, Джон и Джордж составляли ядро коллектива, остальные музыканты часто менялись. Электрогитар у музыкантов не было. Начинали они, как и тысячи других групп, с сифорла (смесь джаза, блюза и фолка). Постепенно перешли к рок-н-роллу. Название тоже претерпело изменения – от “The Quarrymen” до “The Beatles”.

Слово “beatles” сочетает в себе два значения - “beat” (удар, бит) и “beetles” (жуки). Большинство биографов приписывают авторство названия Джону Леннону. Вполне возможно. Если учесть его поэтические способности и умение строить рассказы и стихотворения на игре слов. Джон всегда был их лидером – самый оригинальный из них, самый мятежный духом. Его влияние доминировало в музыке и образе мыслей “Битлз”. Пол был столь же музыкально одарённым, и в некоторых отношениях его чисто музыкальное дарование превосходило талант Джона, но именно Джон был вперёдсмотрящим. Лидером Джона делала сила его личности. Он был не просто старше Пола и Джорджа, которые на старых фотографиях выглядят именно такими невинными и уязвимыми, какими они были на самом деле. Джон был куда более зрелым, видавшим виды скептиком, всё видящим насквозь, никому не доверяющим, отдающим себе отчёт в окружающей фальши.

“Beatles” продолжали прогрессировать музыкально, но было понятно, что история коллектива близится к логическому завершению. Личные амбиции брали верх. Леннон начал выпускать сольные синглы и выступать со своими новыми друзьями – группой Plastik Ono Band. С трудом удалось уговорить не делать официальных заявлений по этому поводу.

Фактически, уже с августа 1969 года группа как единый коллектив ничего не записывала. Каждый из четверых обзавёлся собственным проектом на стороне.

Традиционно именно Пола Маккартни считают главным виновником распада “Beatles”, однако, надо не забывать, что он сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы сохранить группу после смерти Эпштейна. Трудно было проглотить первую пилюлю, но дальше было ещё хуже. В конце 1970 года Маккартни подал в суд на Леннона, Стара и Харрисона, с тем, чтобы аннулировать все существующие между ними договорённости. Разбирательство затянулось на долгие годы, лишая фанатов всякой надежды на возрождение “Beatles”.

После убийства Джона Леннона в декабре 1980 года рухнули последние надежды на воссоединение легендарной команды, слухи о котором периодически вспыхивали на протяжении всех 70-х. В 80-е годы музыканты продолжали записываться и выпускать альбомы, правда, всё реже и всё с меньшим успехом. А вот популярность самих “Beatles” никогда не переживали кризиса. Частично из-за того, что они ушли со сцены чемпионами, а не немощными, полузабытыми пенсионерами.

В 1999 году, когда началась истерия по подведению итогов уходящего века, “Beatles” лидировали во всех опросах как лучшая группа XX века.

Слушание русской версии песни “Yesterday” - “Вчера” в исполнении учителя в аранжировке синтезатора.

Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ.

ВложениеРазмер
лекция-концерт ансамблевой музыки 806.6 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Костромы

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Лекция-концерт на тему:

«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ",

Зоя Борисовна Афанасьева,

Людмила Витальевна Зимовец,

Татьяна Витальевна Майорова

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки,

Пленять своим искусством свет.

Ведущий: Слово квартет похоже на название известного нам музыкального интервала – …

Ответ из зала: кварта.

Ведущий: Как и название интервала кварта, слово квартет происходит от латинского quartus – четвертый.

Итак, квартет – это ансамбль из четырёх музыкантов.

Ведущий: А теперь предлагаю вам немного познавательной информации.

Значение слова ансамбль – согласованность, единство частей, образующих что-либо целое. Например, комплект одежды из нескольких предметов; несколько зданий, выдержанных в едином стиле (архитектурный ансамбль) и т.п. Понятие ансамбль встречается также в физике, теории вероятностей и системном анализе.

В музыке ансамблем называется совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.

Ведущий: В известном Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона мы можем прочесть, что в сценическом искусстве ансамбль обозначает хорошее исполнение, выразившееся в единодушном содействии, в общем стремлении всех артистов произвести возможно полное впечатление на зрителя. Для полного ансамбля необходимо иметь эстетически образованных артистов, добросовестно относящихся к своему делу.

В музыке под ансамблем разумеют соединение инструментов и голосов в исполнении музыкального сочинения. Стройное, точное и согласное исполнение принято называть хорошим ансамблем.

Ведущий: Сколько людей участвует в ансамбле, и что они делают, мы можем узнать из названия ансамбля.

Вопрос залу: Например, что значит вокально-инструментальный ансамбль?

Ответ из зала: Значит музыканты будут петь и играть на инструментах.

Вопрос залу: А ансамбль песни и пляски?

Ответ из зала: говорит о том, что будут плясать и петь.

Вопрос залу: Ансамбль скрипачей?

Ответ из зала: играют скрипачи.

Ведущий: Также из названия ансамбля мы можем узнать, сколько людей будет играть. Музыканты между собой считают по-латыни, и наши ребята, юные музыканты, тоже умеют это делать. Попробуем?

Вопрос залу: Итак, два музыканта – это …

Ответ из зала: … дуэт,

Вопрос залу: три музыканта – это …

Ответ из зала: … трио или терцет,

Вопрос залу: четыре музыканта – …

Ответ из зала: … квартет,

Вопрос залу: пять – …

Ответ из зала: … квинтет,

Вопрос залу: шесть – …

Ответ из зала: … секстет,

Вопрос залу: семь – …

Ответ из зала: … септет,

Вопрос залу: восемь – …

Ответ из зала: … октет

Ведущий: … и так далее.

Ведущий: Мы уже кое-что узнали об ансамбле. А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы:

Вопрос залу: Как назвать коллектив музыкантов, играющих на бандурах?

Ответ из зала: Ансамбль бандуристов,

Вопрос залу: на балалайках?

Ответ из зала: Ансамбль балалаечников,

Вопрос залу: на арфах?

Ответ из зала: Ансамбль арфистов,

Вопрос залу: на ударных инструментах?

Ответ из зала: Ансамбль ударников,

Вопрос залу: на ложках?

Ответ из зала: Ансамбль ложкарей,

Вопрос залу: а на флейтах?

Ответ из зала: Ансамбль флейтистов.

Ведущий: Молодцы! Давайте поприветствуем следующих участников нашего концерта.

Ведущий: Давайте обратимся к истории. Ансамблевая музыка звучала на дворцовых и храмовых празднествах Древнего мира, на турнирах и деревенских ярмарках Средневековья. Музыкальные ансамбли Древности могли достигать колоссальных размеров, а могли быть миниатюрными. Придворные ансамбли Древнего Египта состояли из певцов, музыкантов-инструменталистов, иногда танцоров (общая численность могла достигать 500 человек!).

Конечно, сейчас таких огромных ансамблей мы не найдём.

Мы ещё узнаем с вами сегодня интересные исторические факты об ансамблевом музицировании. А сейчас – следующий музыкальный номер.

Ведущий: Очень приятно, что вы так тепло поддерживаете наших юных музыкантов, дарите им аплодисменты.

Нельзя сказать, что выступления музыкантов всегда воспринимались так, как в современном мире. Греческий историк Полибий описал комический случай, произошедший в III в. до н. э. Тринадцать греческих артистов поехали в Рим, а неискушённые зрители соскучились и заставили их подраться. Так, можно сделать вывод, что в это время приветствовались потехи, а не музыка. Но вот уже миниатюры Средневековья свидетельствуют о небольших группах бродячих музыкантов, которых встречали с большой любовью. Во Флоренции и Венеции в эпоху Ренессанса инструментальная музыка звучала всегда и везде. Было даже постановление о запрещении игры и пения в позднее время, после звона общинного колокола.

Но в нашей школе таких запретов, к счастью, нет, поэтому наш концерт продолжает выступление следующего дуэта.

Ведущий: В XV-XVI веках при дворах европейских королей и герцогов создавались музыкальные ансамбли для забав знати. Именно с этого времени ансамблем и стали называть совместное исполнение музыкальных произведений группой участников или согласованное стройное совместное исполнение. В некоторых европейских городах начинают возникать постоянные составы ансамблей духовых и струнных инструментов. Эти ансамбли уже напоминают оркестр и исполняют музыку для танцев и уличных шествий.

В репертуаре нашего сегодняшнего концерта есть популярнейший бальный танец того времени – грациозный менуэт.

Ведущий: Продолжая тему балов и бальных танцев, предлагаем вашему вниманию мазурку. Мазурка – танец польского происхождения, в Х IХ веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Мазурка прозвучит в исполнении дуэта флейтистов.

Ведущий: Итак, традиция ансамблевого музицирования зародилась в далекие времена и развивалась на протяжении многих столетий. Уже в Древней Руси разные виды совместной музыкальной деятельности: пение, пляска, игра на музыкальных инструментах рассматривались и как область образования. Освоение традиций народного музицирования происходило непосредственно в практической деятельности и предполагало коллективное музыкальное общение и взрослых, и детей. Ансамблевое музицирование, совместное пение детей и взрослых, их сотворчество являлись традиционными формами воспитания.

Ведущий: Музицирующий человек – искусный певец, или инструменталист, высоко оценивался в старину на Руси и являл собой пример для подражания. Таковой являлась музыкальная деятельность скоморохов, мастерство народных музыкантов. Пение и игра на музыкальных инструментах являлись средством самосовершенствования и примером уважительного отношения к мастерству народных певцов и инструменталистов. Именно музыкальное мастерство, а не какое-либо другое выступало как показатель разностороннего развития человека в тех случаях, когда оно не являлось его профессией [7, с. 166].

Говоря о традициях музицирования на Руси, обратимся к соответствующему репертуару. В исполнении наших ансамблей прозвучат обработки народных песен.

В качестве подтверждения своих слов я хочу пригласить на сцену ансамбль медных духовых инструментов.

Ведущий: В заключение нашего концерта мы хотим представить вам следующую ступень коллективного музицирования – духовой оркестр нашей школы.

Предварить выступление нашего духового оркестра я хочу замечательным стихотворением Бориса Слуцкого:

Духовые оркестры на дачных курзалах

И на вдаль провожающих войско вокзалах,

Громыхайте, трубите, тяните своё!

Выдавайте по пуду мажора на брата

И по пуду минора – если боль и утрата.

Выдавайте, что надо, но только своё.

Ваши трубы из той же, что каски пожарных,

Меди вылиты, тем же пожаром горят.

Духовые оркестры! Гремите в казармах,

Предваряйте и возглавляйте парад!

Бейте марши, тяжёлые, словно арбузы!

Сыпьте вальсы весёлой и щедрой рукой!

Басовитая, мужеподобная муза

Пусть не лучше, так громче будет всякой другой.

Духовое стоит где-то рядом с душевным.

Вдохновляйте на подвиг громыханьем волшебным!

Выжимайте, как штангу тяжелоатлеты.

Тонны музыки плавно вздыматься должны.

Космонавтам играйте в минуту отлёта

И встречайте солдат, что вернулись с войны.

На этом наш концерт окончен. Надеемся, что он был интересным и познавательным для вас. Спасибо нашим юным музыкантам и их преподавателям. До новых встреч с музыкой!


- развивать творческую активность, музыкальную память, слух при слушании музыки, наблюдательность.

Содержимое разработки

Тема: Ансамбль – значит вместе.

- показать характерные черты ансамблевого исполнения;

- развивать творческую активность, музыкальную память, слух при слушании музыки, наблюдательность;

- формировать эстетический вкус;

- воспитывать интерес к музыке.

Оборудование:

- компьютер для просмотра слайдов.

Организационный момент. Приветствие.

Объявление темы урока.

(Чтение высказывания с доски.)

- О чём это высказывание?

Работа по теме урока.

Беседа о современной поп – музыке.

- В наше время существует огромное количество вокально – инструментальных ансамблей.

(На доске аншлаг ВИА)

- Сейчас их называют группы. (На доске аншлаг ГРУППА) Рост количества, к сожалению, сопровождается падением качества.

- Как вы считаете, почему?

М.О. Наверное, потому что интерес к музыке у молодёжи не

подкрепляется ростом профессиональной музыкальной

- Если мы с вами не предъявляем высоких требований как слушатели, то исполнители и сочинители не стремятся к совершенствованию, что ведёт к снижению наших музыкальных вкусов. Замкнутый круг. В результате то хорошее, что есть на эстраде, теряется в массе низкопробных, безграмотных ансамблей. Обратите внимание, что многие из групп подражают не самым лучшим музыкантам Запада. И мы получаем оглушительный грохот электроинструментов, пение под фонограмму безголосых певцов и механический бездушный ритм. Эти группы и существуют только потому, что на земле много слушателей, лишённых музыкального (настоящего) вкуса, легко попадающих в сети эффектных шоу.

(Рассказ с показом слайдов)

- Похожа ситуация на то, что происходит у нас в стране?

- Что хотел сказать этим Пит Сигер?

- Можно ли такую музыку сравнить с наркоманией? Почему?

- Чем привлекает такая музыка?

-Приведите примеры использования музыки не в её высшем духовном назначении (и серьёзном, и лёгком), а как возбуждающее средство физического воздействия.

- Какое средство выразительности играет в этом случае особенную роль? (Ритм.)

-Сегодня на уроке прозвучат произведения в исполнении отечественных и зарубежных ВИА. Это будут хорошие примеры.

- Кто узнал, что это за ансамбль?

- Какое настроение передаёт музыка?

- Что вы знаете об этом ансамбле?

(Рассказ с показом слайдов)

БИТЛЗ – английский вокально – инструментальных квартет, самый популярный музыкальный ансамбль 1960 – х годов. Возникла группа в Ливерпуле, Великобритания, распалась в 1970.

Джон Леннон (9 октября 1940 – 8 декабря 1980)

Пол Маккартни (18 июня 1942)

Джордж Харрисон (25 февраля 1943 – 29 ноября 2001)

Ринго Стар (7 июля 1940)

Ансамбль зародился в 1956 на совместных выступлениях Леннона и Маккартни, к которым вскоре присоединился Харрисон. Два года с ними играл ударник Питер Бест, но в 1962 его сменил Стар. Этот ансамбль первым сумел превратить рок в искусство. Музыканты относились к создаваемой ими музыке с максимальным трудолюбием и неустанным творческим поиском.

Фактически, уже с августа 1969 года группа как единый коллектив ничего не записывала. Каждый из четверых обзавёлся собственным проектом на стороне.

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

3.Рассказ об отечественных ВИА.

(Рассказ с записями на доске)

- О каких событиях рассказывается в песне?

- Какие чувства она вызвала у вас?

- Что особенного в исполнении?

IV. Итог урока.

В сфере музыки ВИА происходят сложные процессы развития, они создают шедевры, но много бескультурных творений. Мы должны уметь оценивать творчество поп – групп. Мы должны не забывать о том понимании красоты и правды, которое заложила в нас музыки Баха, Моцарта и других.

Читайте также: