Сообщение на тему аксиология

Обновлено: 26.04.2024

Аксиология – это теория ценности, как особенная наука в философии появилась в России в конце 19 века. Человечество всегда волновала система ценностей, ее место в отношениях между людьми. В каждой социальной группе были свои понятия о добре, зле и истине, это отразилось в трудах многих ученых.

Что такое аксиология?

Что изучает аксиология? Ответ на этот вопрос философы формулируют так:

  • темы, сопряженные с естеством ценностей;
  • место ценностей в обществе;
  • их связь в структуре и – с восприятием человека.

Главной темой своей философской позиции ценности сделал Сократ, определив, что ценность, которую удалось реализовать – это благо и польза. Ученые Средневековья называли такие категории, как полнота бытия, добро и красота. В современной трактовке аксиология, как ветвь философии, проявляется, когда понимание бытности делится на реальность и ценность, в качестве шанса реализовать себя, продемонстрировать способности своего разума.

Аксиология в философии – это поиск смысла блага для личности, которое можно достичь только через познание внутренних ценностей

Аксиология

Что такое аксиология в философии?

Аксиология в философии – это поиск смысла блага для личности, которое можно достичь только через познание внутренних ценностей. Много лет философы разных эпох доказывали свою точку зрения, ведь в каждом веке существовали свои главные ценности. Единых для всех нет, разные люди называют не схожие категории того, что они считают ценным для себя. Ученые отмечают такие проявления:

  1. Средневековье. Главная ценность – вера в Бога.
  2. 19-20 века – красота и гармония.

И только в начале 20 века ученые попытались понять, как же видит мир каждый человек, в какой степени данное понимание отвечает внутренним и цивилизованным образцам. Философы-аксиологи ориентируются на формулу идеала, но при общих категориях, ведь у каждого человека – свои представления, даже у мужчин и женщин они отличаются. Поэтому речь идет об объединении философских единиц измерения.

Что такое аксиология культуры?

В современной трактовке аксиология, как учение о ценностях, занимает особое место в культуре, которая сама является сборником ценностей. По аксиологическим меркам, культура – это:

  • осуществление ценностных целей;
  • мир вещей через восприятие человека;
  • идеалы, которые определяют действия и поступки, мотивацию общества.

Аксиологическая цель – сохранить важную роль ценностей. Ценность – это значимость объектов мира для людей, и определяется не по свойствам, а по роли для разных социальных групп. Красоту, добро, честность каждый трактует по-своему, исходя из общих категорий, но нет в мире явлений, одинаково значимых для всех. Есть значимости личные, характерные для пола или возраста, то, что ценно для одного народа может быть абсолютно не существенно для другого.

Функции аксиологии

Аксиологический метод используется во многих науках, потому что система ценностей является основным стержнем любой идеологии. Она определяет рамки поведения человека, этические нормы, развитие вкуса и ощущение прекрасного. Аксиологический подход предоставляет возможность:

  • выяснить критерии, более значимые для человека;
  • отличить ценность от повседневности в понимании личности.

Исследователи выделяют три функции такой науки, как аксиология:

  1. В воспитании – мотивация в процессе принятия важных решений.
  2. В педагогике – привитие нравственных ценностей.
  3. В культуре – формирование принятых норм.

Аксиологический подход в психологии

Аксиологический подход в психологии часто используется для переоценки ценностей людей, которые оказались в тяжелой ситуации. Нередко на первом месте такие личности ставят ошибочные стереотипы, и чтобы человек правильно осознал личностные и общественные ценности, психологи опираются на аксиологический метод:

  • ценности анализируются, как средства преодоления жизненных препятствий;
  • определяют нацеленность действий личности;
  • фиксируют стремления индивидуума к лучшей жизни.

Аксиологический подход в педагогике

Аксиологический подход в воспитании формирует индивидуальность, которая бережет национальное наследие, выстраивает линию своего поведения, с учетом моральных норм и идеалов. Чтобы воспитать настоящего гражданина, который понимает и умеет ценить свое наследие, педагоги:

  • ставят в пример выдающихся личностей на уроках истории и литературы;
  • организовывают киносеансы полезных для патриотического воспитания фильмов;
  • проводят фольклорные фестивали;
  • изучают в экскурсиях и походах историю своего края;
  • стимулируют школьников составлять родословную семьи.

Аксиологический подход к культуре

Аксиология культуры выделяет четыре высшие ценности, сформулированные учеными разных времен, и которые постоянно проявляются в духовной жизни:

  1. Вера или Бог.
  2. Добро.
  3. Красота.
  4. Истина.

Ценность воплощает подход к конфигурациям людского существования, стягивает духовное к разуму и воле человека. Поэтому аксиологическая функция – определять ценность, как осознанное бытие для каждой личности. Существует три уровня культуры в реализации ценностей:

  1. Низший. Моральные категории существуют, как значимости.
  2. Специализированный. Ценности могут реализоваться в поведении и поступках.
  3. Полноценный. Высшей ценностью становится сам человек своим отношением к миру.

Аксиология культуры выделяет четыре высшие ценности, сформулированные учеными разных времен

Аксиология

Аксиология — это философская дисциплина, исследующая категорию ценностей (см. Ценность) как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни. Аксиология изучает характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Она также включает и изучение ценностных аспектов других философских (см. Философия), а также отдельных научных дисциплин (см. Наука), а в более широком смысле — всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом (см. Культура).

Аксиология ставит вопрос о соотношении ценности и оценки (см. Оценка). Это — центральная проблема теории познания, этики и эстетики. Признание ценности истины, доброй воли и красоты не приводит к отождествлению ценности с благами, а оценки — с ценностями. Между трансцендентной ценностью и оценкой как смыслом деятельности человека нет полного совпадения. Ценности придают смысл человеческим действиям. Коренным противоречием аксиологии является признание в одних концепциях универсализма ценностей, наличия трансцендентных ценностей и отрицание этого в концепциях, придерживающихся эмпирической и плюралистической трактовки ценностей.

Этапы развития аксиологии

Выделение и конституирование предметной проблематики аксиологии как самостоятельной области философской рефлексии было связано:

В истории аксиологии как специализированной философской дисциплины можно различить по крайней мере три основных периода:

  1. предклассический период;
  2. классический период;
  3. постклассический период.

1. Предклассический период: годы

Близкий к Лотце философ и теолог А. Ритчль соотносил предметы веры в отличие от научных или метафизических с формулировками ценностных суждений, которые отличны от теоретических утверждений. Однако он пошел дальше, утверждая, что любое связное знание не только сопровождается, но и направляется чувством, и поскольку внимание необходимо для реализации цели познания, воля становится носителем познавательной цели. Но мотивом воли является чувство, делающее вещь или деятельность достойной желания.

2. Классический период: годы

Наиболее важная иерархия — самих ценностных модальностей — описывается в последовательности четырёх рядов:

В субъективистской трактовке ценностного отношения различимы в свою очередь три позиции, связанные с тем, в каком начале душевной деятельности оно преимущественно локализуется — в желаниях и потребностях субъекта, в его волевом целеполагании или в особых переживаниях его внутреннего чувства.

3. Постклассический период: с годов

Второй момент. Среди трёх основных направлений современной фундаментальной аксиологии два — натуралистическое и феноменологическое — продолжают традиции классической аксиологии, тогда как третье, реализующееся в рамках англо-американской аналитической философии (см. Аналитическая философия), связано с предшествующим периодом более опосредованно.

Последователи феноменологии, напротив, считают ценностные суждения не эмпирическими, но априорно синтетическими, аксиологию же в целом — априористским наукоучением, методологически отличным от эмпирических наук. Среди них выделяется польский философ и эстетик Р. Ингарден, различавший в аксиологическом контексте эстетическое и теоретическое переживания и соответствующие установки (ср. различение душевных переживаний и суждений у Брентано). Эстетическая установка означает такое вхождение в связь с произведением искусства, которое реализуется в особом наслаждении, означающем оценивание без оценочной объективации предмета переживания.

В качестве основных методов работы в аксиометрии называются:

Библиография

Издания на русском языке:

Издания на других языках:

  • Albert E. M., Kluckhohn С. A Selected Bibliography on Values, Ethics and Esthetics in the Behavioral Sciences and Philosophy. — Illinois, .
  • Eisler R. Wörterbuch der philosophischen Begriffe historischquellenmässig bearbeitet, Bd. II. — Berlin, 1930.
  • Kraus О. Die Werttheorien. Geschichte und Kritik. — Brunn, 1937.
  • Mumterberg H. Philosophie der Werte. — Leipzig, 1921.
  • Rokeach M. The Nature of Human Values. — NY, L., 1973.
  • Wissenschaft und Ethik. — S-Petersburg, Geidelberg, 2005.

Философия: направления и школы

Базисные концепты

Новые концепты

Гуманитарный портал ISSN 2310-1792 About • Agreement • Terms of Use Гуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты, фаб­рики мысли. Гума­нитар­ные иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги, прог­нозы, энцик­ло­пе­дия, биб­лио­тека. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.

Сократ

Аксиология — это одна из дисциплин философии, предметом изучения которой являются ценности. Согласно аксиологии, именно ценности образуют фундамент нашего бытия, они представляют собой главную движущую и мотивирующую силу в жизни человека. К задачам аксиологии относится изучение структуры, характеристик и иерархического построения системы ценностей, а также познание ее природы и научной специфики.

Основным вопросом аксиологии является вопрос о соотношении оценки и ценности, одна из основных этических, эстетических и познавательных проблем современности. Даже признав такие ценности как истина и красота, человек не станет отождествлять их с благами, а оценки — с ценностями, эти понятия просто не совпадут в человеческом сознании, но ценности способны дать смысл любому действию человека.

Что изучает аксиология?

Описываемая дисциплина изучает:

  • весь спектр вопросов, связанных с естеством системы ценностей;
  • роль, которую играют ценности в обществе;
  • структурную взаимосвязь внутри ценностной системы и вопросы, связанные с ее восприятием человеком.

Основополагающие признаки и характеристики ценностей в различные эпохи менялись и дополнялись. Так, Сократ определял реализованную ценность в качестве блага, называя ее полезной, а средневековые мыслители дополнили данное понятие такими категориями как красота, доброта и полнота бытия. В наши дни философы выделяют аксиологию в отдельную философскую ветвь, делящую сферу понимания бытия на ценность и реальность.

Таким образом, первым мыслителем, задавшимся вопросом о ценностях в философском понимании этого слова стал Сократ. Данный вопрос занял место центрального в его философии, ценность Сократ считал благом, причисляя ее к абсолютным идеям, придающим вещам истинность

Причины зарождения

Процесс появления аксиологии делится на несколько периодов. Попытки понять и конкретизировать систему ценностей прослеживаются еще в Античности, но тогда понятие ценности не являлось предметом, выделяемым мыслителями в отдельную категорию. Становление аксиологии в качестве самостоятельной ветви философии относится ко второй половине 19 столетия, данный процесс связывают с рядом следующих обстоятельств:

Следовательно, появление аксиологии и ее дальнейшее становление в качестве самостоятельной дисциплины в философии было связано со специфическими условиями, в которых находилась во второй половине 19 столетия европейская интеллектуальная жизнь. Именно тогда исчерпали себя импульсы, заданные в эпоху Просвещения, а ученые четко осознали момент перелома эпох, за которым неизбежно следуют и перемены в векторе развития научной и философской мысли. Подобные тенденции вылились в единое стремление о подведении итогов развития классической философии и переходом к новому этапу ее развития, связанному с большим плюрализмом мнений, а также значительным числом новых учений и философских школ.

Обращение к системе ценностей на тот момент стало, с одной стороны, своеобразным отображением кризисных явлений в просвещенческом рационализме с попыткой преодолеть их, с другой стороны оно явилось свидетельством перехода философии к новой стадии в ее развитии. Помимо этого, обнаружились принципиальные различия во всевозможных системах познания, которые, при этом, могли активно взаимно дополнять друг друга. Дальнейшее развитие аксиологии поспособствовало выявлению и осознанию неоднородности научных знаний, что создало условия для их последующего упорядочения и систематизации.

Периоды развития

Исторически развитие аксиологии делится на три основных периода:

Подобно истинности, ценность нельзя отнести к свойствам, она лишь связывает мысль и окружающую нас реальность. А человек, определяя свою собственную систему ценностей, основывается сугубо на индивидуальном жизненном опыте, личных интересах и потребностях. Ценность имеет положительное для индивида значение, ее роль для себя он определяет не на основе ее свойств, а на основе вовлеченности конкретной вещи в его жизнь.

Ценностный мир отличается огромным динамизмом, при этом он сильно зависим от мира людей, поскольку природу в принципе отличает ценностная нейтральность. Изменяется и восприятие ценностей, к примеру, в античное время к категории высших ценностей относили гармонию и полноту жизни, в Средневековье система ценностей стала носить уже ярко выраженный религиозный характер, а в Эпоху Возрождения высшей ценностью признавался гуманизм. На современном этапе развития человечества ценности могут рассматриваться как важные и приносящие пользу вещи и предметы, также ценностями признаются идеалы, принципы и нормы, имеющие большое значение, как для отдельных людей, так и для больших групп населения.

При всем их разнообразии и множественности, ценности классифицируют по следующим признакам:

  • по содержанию (на материальные, духовные, социальные и политические);
  • по сфере бытия (выделяя культурные, природные, научные и другие ценности);
  • по субъектам (здесь нужно отметить ценности, стоящие выше индивидуальных, к примеру, общечеловеческие и групповые, и индивидуальные ценности, важные для конкретной личности);
  • по роли, отводимой ценностям в жизни индивида, выделяя прагматичный по характеру утилитарный (относящийся к жилью, питанию и др.) и довольно самодостаточный духовный спектр человеческих ценностей.

Таким образом, иерархическая структура ценностного мира соответствует структуре духовного мира личности. Именно формирование собственной системы ценностей является главным фактором при становлении индивида в качестве самостоятельной личности. Помимо этого, наличие у человека системы ценностей является признаком усвоения им принятых в обществе норм и правил, при одновременном наличии у него собственных норм, основанных на личном опыте.

Аксиоло́гия (др.-греч. ἀξία – цен­ность, λόγος – слово, учение) – учение о цен­но­стях; наука, пред­ме­том кото­рой явля­ются вопросы, свя­зан­ные с иссле­до­ва­нием цен­но­стей, связи их между собой, с фак­то­рами рели­ги­оз­ного, соци­аль­ного, куль­тур­ного и инди­ви­ду­ально-лич­ност­ного харак­тера.

Когда и кем был впер­вые постав­лен вопрос о цен­но­стях?

Счи­та­ется, что впер­вые вопрос о цен­но­стях был постав­лен древ­не­гре­че­ским фило­со­фом Сокра­том (V в. до Р. Х.), сде­лав­шим его цен­траль­ным пунк­том своей фило­со­фии и сфор­му­ли­ро­вав­шим его в виде вопроса о том, что есть благо.

Когда воз­никла аксио­ло­гия как наука?

Аксио­ло­гия воз­никла в конце XIX – начале XX вв. в связи с попыт­ками раз­ре­шить ряд слож­ных фило­соф­ских вопро­сов, отно­ся­щихся к про­бле­ма­тике цен­но­стей, таких, напри­мер, как смысл жизни и исто­рии, направ­лен­ность и осно­ва­ние позна­ния, конеч­ная цель и оправ­да­ние чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, отно­ше­ние лич­но­сти и обще­ства и др. Термин аксио­ло­гия введен фран­цуз­ским фило­со­фом П. Лапи в 1902 г., кото­рый заме­нил исполь­зу­е­мый И. Крей­би­гом термин тимо­ло­гия (греч. τιμη – цена, λόγος – слово, учение).

Аксио­ло­гия – это теория цен­но­стей. Можно ли гово­рить о едином под­ходе к осмыс­ле­нию при­роды цен­но­стей?

В фило­со­фии суще­ствуют раз­лич­ные, иногда диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ные под­ходы к осмыс­ле­нию при­роды цен­но­стей.

Каковы цен­но­сти в рамках хри­сти­ан­ской аксио­ло­гии?

Общая клас­си­фи­ка­ция хри­сти­ан­ских цен­но­стей может быть условно пред­став­лена сле­ду­ю­щим обра­зом. Рели­ги­озно-онто­ло­ги­че­ские цен­но­сти: Бог, бытие, при­рода (как тво­ре­ние Бога); рели­ги­озно-антро­по­ло­ги­че­ские: чело­век, душа, сво­бода воли, вера, надежда, любовь, бла­го­дать, спа­се­ние; рели­ги­озно-эти­че­ские: благо, любовь к ближ­нему и своему врагу, про­ще­ние, свя­тость, доб­ро­де­тель; рели­ги­озно-эсте­ти­че­ские: кра­сота как про­яв­ле­ние Бога в мире, пре­крас­ное как форма добра; рели­ги­озно-когни­тив­ные: Свя­щен­ное Писа­ние и Свя­щен­ное Пре­да­ние; рели­ги­озно-сим­во­ли­че­ские: икона, бого­слу­же­ние, молитва; рели­ги­озно-соци­аль­ные: Цер­ковь, хри­сти­ан­ская община, собор­ность, чело­ве­че­ство.

Какие можно назвать отли­чи­тель­ные черты хри­сти­ан­ской аксио­ло­гии?

Этика и аксио­ло­гия хри­сти­ан­ства пред­став­ляют собой утвер­жде­ние идеала добра и свя­то­сти, источ­ни­ками кото­рых явля­ется Бог, пол­ноту Откро­ве­ния Кото­рого мы имеем во Христе.

В хри­сти­ан­стве любовь высту­пает важ­ней­шей нрав­ствен­ной цен­но­стью, поскольку через нее про­ис­хо­дит осво­бож­де­ние лич­но­сти от эго­изма, обре­те­ние мира с Богом, окру­жа­ю­щими людьми и с самим собой. Вера в Боже­ствен­ный суд сви­де­тель­ствует о нали­чии цен­но­сти спра­вед­ли­во­сти, воз­да­я­ния по делам, поз­во­ля­ю­щей чело­веку пози­тивно рас­смат­ри­вать не только смысло­жиз­нен­ные, но и соци­аль­ные про­блемы.

Читайте также: