Сообщение на тему агрессия

Обновлено: 02.07.2024

Агрессия — это явление, которое сопровождает историю человечества на протяжении веков. Высшим проявлением человеческой агрессии в 20 веке был геноцид, а в 21 веке — терроризм. Прогрессивные умы человечества продолжают задавать вопросы о причинах деструктивности и насилия и мерах по их предотвращению.

Проблема агрессии, тесно связанная с проблемами власти, насилия, враждебности, согласия, толерантности, во все времена внимание исследователей стремилось проникнуть и определить ее природу, механизмы, причины, способы регулирования и контроля деструктивного поведения. Сегодня актуальность исследования агрессии определяется рядом причин. Несмотря на многочисленные акции и призывы к толерантности, терпимости и гармонии, наблюдается эскалация деструктивного поведения и рост аномии на всех уровнях общественных отношений. Это проявляется в росте преступности, терроризма, экстремизма, возникновении новых вооруженных конфликтов и увеличении немотивированных деструктивных действий. Социально-экономические преобразования, которые переживает сегодня Россия, направленные на развитие личности, повышение ее общественно-политической, морально-этической, социально-гражданской, социально-психологической, коммуникативной компетентности и культуры, творческого потенциала, происходят на фоне роста деструктивных явлений в обществе. Зарождающееся гражданское общество в современной России нуждается в единстве по основным интересам и ценностям. В этом контексте необходимость найти ответ на вопросы, почему люди ведут себя деструктивно и какие меры следует предпринять для предотвращения или контроля такого поведения, вновь становится актуальной.

Проблемная область, в которой рассматривается агрессия, чрезвычайно широка. Различные его аспекты входят в сферу интересов таких отраслей науки, как психология, биология, социология и конфликтология. Несмотря на значительное исследование проблемы, дихотомия этой концепции сохраняется. Это обусловлено, с одной стороны, противоречивой и парадоксальной природой агрессии, а с другой — множественностью подходов, каждый из которых имеет свое поле проблем, сводимых к явлениям биологического, психологического, социального и конфликтологического порядка, из которых вытекает проблема понимания агрессии.

Проблема агрессии в социальной психологии - Понятие и виды агрессии

Понятие и виды агрессии

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, причиняет вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняет людям физический вред или психологический дискомфорт (негативные чувства, состояние напряженности, тревоги, депрессии и т.д.).

Различают следующие виды агрессии:

  1. физическая агрессия (нападение) — применение физической силы против другого человека или объекта;
  2. вербальная агрессия — выражение негативных чувств как по форме (споры, крики, доносы), так и по содержанию вербальных реакций (угрозы, проклятия, ругательства);
  3. прямая агрессия — направленная непосредственно на объект или субъект;
  4. косвенная агрессия — действия, косвенно направленные на другого человека (злобные сплетни, шутки и т.д.), а также действия, характеризующиеся ненаправленностью и беспорядком (вспышки гнева, проявляющиеся в криках, топанье ногами, стучании кулаками по столу и т.д.);
  5. инструментальная агрессия, которая является средством для достижения цели;
  6. враждебная агрессия — выражается в действиях, направленных на причинение вреда объекту агрессии;
  7. аутоагрессия — агрессия, выражающаяся в самобичевании, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений и даже самоубийстве;
  8. альтруистическая агрессия, целью которой является защита других от агрессивных действий другого.

Агрессивное поведение — это форма реакции на различные физически и психологически неблагоприятные жизненные ситуации, которые вызывают стресс, фрустрацию и т.д. Причинные состояния. В психологическом плане А. выступает как один из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и самобытности, защитой и развитием чувства собственной ценности, самоуважения, уровня стремлений, а также с сохранением и усилением контроля над средой, что крайне важно для субъекта.

Агрессивные действия действуют как:

  1. средство для достижения значимой цели;
  2. средство психологической разрядки;
  3. способ удовлетворения потребности в самоактуализации и самоутверждении.

Переживание агрессии характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивностью. Чувство уверенности в себе значительно выше при агрессии, чем при любой другой эмоции.

Агрессия — это активная форма выражения гнева, которая проявляется в причинении вреда человеку или объекту. Это то определение, которое мы часто предпочитаем, но есть и научное определение.

Агрессия — это поведение, целью которого является причинение боли, страданий, вреда. Она проявляется под влиянием эмоций или как выученное поведение с целью достижения определенных собственных интересов.

Агрессивные реакции — это реакции борьбы за выживание, попытка изменить ситуацию. Она заключается в разочаровании, протесте, гневе или откровенном насилии. Агрессия в некоторых случаях лучше, чем нытье, жалобы, рабское послушание, бесплодные фантазии и другие эскапистские модели поведения.

Агрессивность — это психологический феномен, который проявляется как стремление к насильственным действиям в межличностных отношениях. Оно может проявляться как психологический процесс или состояние, но также может быть чертой личности и даже характера в результате неадекватного воспитания или симптомом психического заболевания.

Истоки агрессии

Вопрос о происхождении агрессии был поднят в 1920-х годах. На протяжении десятилетий исследователи пытались понять, является ли агрессивное поведение врожденной или пожизненной формой реагирования.

Агрессия как врожденное поведение. Первая заключается в том, что агрессивное поведение является инстинктивным и генетическим:

  • Приносит пользу человеку и виду в целом;
  • позволяет организму адаптироваться к окружающей среде;
  • в той или иной степени проявляется у подавляющего большинства видов;
  • увеличивается по мере взросления человека;
  • не меняется в зависимости от индивидуального опыта.

Идея о том, что агрессия является врожденной формой реагирования, была внедрена приверженцами психоаналитического, а позднее эволюционного подходов.

Основателем психоаналитического подхода к изучению агрессии был 3-й Фрейд. Первоначально он считал, что все поведение человека проистекает из Эроса, жизненного инстинкта, энергия которого направлена на сохранение и воспроизводство живых существ. Позже он говорил о втором низшем инстинкте, Танатосе, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Согласно Фрейду, энергия Танатоса взаимодействует с энергией Эроса, и между ними существует постоянное напряжение. Для того чтобы энергия Танатоса не разрушала самого человека, существуют психологические механизмы, которые направляют эту энергию вовне. Таким образом, она выносится наружу и направляется на других людей. Таким образом, согласно Фрейду, человеческая агрессия является врожденным и неизбежным следствием Танатоса. Единственный способ уменьшить его — это выразительные, неразрушительные действия. Однако эффект минимален и непродолжителен.

Эволюционный подход основан на идеях Ч. Дарвина о передаче генов от одного поколения к другому, благодаря чему организм биологически приспосабливается к окружающей среде и побеждает в борьбе за существование. Согласно сторонникам этого подхода, агрессия — это адаптивная форма поведения, которая позволяет биологическому виду выживать и оставлять потомство. Как и психоаналитики, они считают, что агрессия по своей природе инстинктивна. Напротив, эволюционисты считают, что агрессивное поведение возникает только в определенных условиях.

Пионером этого подхода к изучению агрессии был этолог К. Лоренц, который считал, что агрессия возникает из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Таким образом, животные часто проявляют агрессивное поведение в ситуациях, необходимых для поддержания жизни, таких как поиск пищи, пары или защита территории.

Однако внутривидовая агрессия часто ограничивается демонстрацией агрессивных намерений и очень редко — смертью участника. Таким образом, агрессия позволяет животному сохранить свое место во внутривидовой иерархии, но не влияет на выживание вида в целом.

Согласно Лоренцу, агрессивная энергия постоянно генерируется в организме животных и людей и накапливается с течением времени. Для того чтобы эта энергия преобразовалась в поведение, необходимы два условия: наличие энергии и стимулы, способствующие ее разрядке. Чем больше накопленной энергии, тем слабее стимулы, которые вызывают у существа агрессию.

Однако, помимо агрессивной энергии, животные также обладают способностью подавлять свои агрессивные импульсы. Чем опаснее животное (чем больше его зубы, когти или другие орудия убийства), тем сильнее эта способность. В то же время, люди являются слабым сдерживающим фактором, поскольку физические характеристики человека исключают нанесение серьезных травм. По мере того как люди в ходе эволюции создавали дополнительные орудия убийства, их способность уничтожать представителей своего вида оказалась выше, чем способность сдерживать свои агрессивные порывы.

Факторы усвоения агрессивного поведения

Агрессия как результат социального обучения. Другой взгляд на происхождение агрессии родился в рамках необихевиорального подхода. Это отражено в теории социального обучения Бандуры. Бандура предполагает, что для понимания агрессивного поведения необходимо учитывать три фактора: как агрессивные действия усваиваются, факторы, провоцирующие их возникновение, и условия, позволяющие их закрепить. Агрессия возникает под воздействием биологических факторов и обучения, но закрепляется внешними наградами и наказаниями, викарным подкреплением и самоподкреплением.

Принятие агрессивного поведения происходит из-за биологических факторов и социального обучения. Как и при любой двигательной активности, для выполнения агрессивных действий необходимы нейрофизиологические механизмы. Однако влияние биологических структур и процессов ограничено. Их активация зависит от соответствующей стимуляции и контроля сознания. Поэтому социальное обучение играет важную роль в развитии агрессии. Он возникает на основе непосредственного опыта и обучения через наблюдение.

Факторы усвоения агрессивного поведения следующие.

Взгляды Э.Фромма на агрессивное поведение

Социальный психолог Эрих Фромм считал, что агрессивное поведение может возникать у животных, детей и взрослых, когда их желания или потребности остаются неудовлетворенными. «Это агрессивное поведение — часто тщетная попытка получить силой то, что от человека скрывают.

Нет сомнений, что это агрессия на службе жизни, а не разрушения. Поскольку фрустрация потребностей и желаний была и остается обычным явлением в большинстве обществ, не стоит удивляться, что насилие и агрессия всегда возникают и проявляются.

Фромм выделил пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественная, злокачественная, инструментальная, псевдоагрессия (непроизвольная, игровая, самоутверждение) и защитная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он предложил различать биологически адаптивную агрессию, способствующую сохранению жизни, доброкачественную агрессию, и злокачественную агрессию, не способствующую сохранению жизни. Биологически адаптивная агрессия — это ответ на угрозу жизненным интересам индивида; она уходит корнями в филогенез и характерна как для животных, так и для человека. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно в ответ на угрозу, а ее следствием является устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая неадаптивная агрессия — это злокачественная агрессия, то есть деструктивность и жестокость. Это не защита от нападения или угрозы, это филогенетически обусловленное и специфически человеческое явление; оно приносит биологический вред и социальное разрушение. Его основные проявления, жестокие пытки или убийства, не имеют иной цели, кроме удовольствия, и наносят вред как жертве, так и агрессору. Она основана на определенном человеческом потенциале, уходящем корнями в сами условия человеческого существования [8].

По мнению Фромма, объяснение человеческой жестокости и разрушительности следует искать в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Основная проблема заключается в том, чтобы выяснить, какие конкретные условия человеческого существования ответственны за желание пытать и убивать, и что определяет характер и интенсивность получаемого удовольствия.

Стоит отметить, что наиболее угрожающие формы человеческой агрессии выходят далеко за рамки проблем самосохранения и саморазрушения. Они коренятся именно в человеческой форме жизни, которая выше биологической и специфика которой обусловлена способностью абстрактно мыслить, создавать особый символический мир мысли, языка и общения. Исходя из этого, агрессию следует понимать как форму поведения, направленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает такого обращения.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В нашей стране агрессивный человек, проявляющий неуважительное отношение к окружающим, не вызывает выраженного осуждения людей и стремления пресечь неподобающее поведение. Согласно статистике, 89 % россиян признают, что сталкивались с хамством в общественных местах, но предпочли перетерпеть оскорбления и не связываться с грубиянами. 9 % опрошенных выражают протест и не допускают бесцеремонности по отношению к своей персоне, и лишь 2 % никогда не попадали под негатив незнакомцев.

Понятие агрессии и агрессивного поведения

Агрессия человека

Агрессия – это устойчивая особенность в человеке, выражающаяся в готовности к внезапным вспышкам гнева, и склонности воспринимать поведение других людей, как враждебность. Под понятием подразумевается любая форма поведения, которая нацелена на унижение или причинение физического вреда другому существу (в том числе и животным). Агрессоры ведут себя деструктивно, с выраженными негативными эмоциями.

Агрессия не всегда проявляется в физических поступках и причинении телесных повреждений. К вербальной форме также относится выражение негатива через словесную форму (угрожающие намеки, проклятия, обидные высказывания, ругань, крик и т. д.).

Виды агрессии

В психологии различаются несколько разновидностей агрессии:

Что способствует агрессивному поведению?

Враждебное поведение формируется постепенно под влиянием семьи, средств массовой информации, окружающих людей. В психологии причины агрессивности подразделяются на несколько видов.

Психосоциальные факторы

Выраженность и частота вспышек гнева зависит от индивидуальных особенностей личности, характера и других условий. Психосоциальные факторы бывают:

  • Ситуативные. Агрессия вызывается раздражающими внешними условиями и физиологическими состояниями. Самоконтроль ослабевает при стрессовых ситуациях, в шумных помещениях, при усталости, боли и других провоцирующих факторах.
  • Поведенческие. Негативная защитная реакция на осуждение окружающими каких-либо поступков.
  • Личностные. К группе риска относятся люди с сангвиническим и холерическим темпераментом. Агрессивное поведение появляется вследствие эмоциональной неустойчивости и повышенного нервного напряжения.
  • Микросоциальные. К агрессии склонны люди, которые видят в своей микросреде (семье, школе, рабочем коллективе) постоянные сцены насилия, враждебности или испытывают унижения. Высокий уровень риска у детей, растущих в неблагополучных семьях, и у работников силовых структур.
  • Макросоциальные. Постоянные вспышки злости формируются на пропаганде негатива из СМИ, возведении культа насилия, демонстрация агрессивного поведения чиновников.

Проявление агрессии также случается по причине психических расстройств. Больные люди часто совершают опасные действия, направленные на себя, своих родственников или незнакомых людей. Требуется постоянное наблюдение у психиатра, чтобы исключить риски, при следующих заболеваниях:

  • депрессия;
  • деменция;
  • шизофрения;
  • эксплозивная психопатия;
  • асоциальная психопатия.

Прием наркотических и спиртосодержащих веществ способен спровоцировать агрессию, приводящую к серьезной опасности для жизни окружающих и самого зависимого от пагубных привычек. Интоксикация седативными, снотворными препаратами также приводит к повышенной возбудимости нервной системы. Сонливое состояние и чувство эйфории сменяется на гнев, повышение двигательной активности и отсутствие самоконтроля.

Внешние факторы, влияющие на возникновение агрессии

Агрессивная женщина

В основе проявлений агрессии не всегда находятся предпосылки нарушения психического здоровья и негативные процессы социального взаимодействия. Вспышки гнева могут провоцироваться внешними факторами, которые характеризуют окружающую среду. К примеру, в поездке общественным транспортом в летнюю жару мало приятного. Особенно, когда автобус переполнен, и пассажиры вынуждены стоять, прижавшись друг к другу, балансируя между потными спинами. В такой ситуации даже уравновешенный человек может потерять самоконтроль и ответить на агрессию соответствующе, поэтому вероятность неприятностей резко увеличивается.

Психологи проводили исследования, в которых было выявлено, что естественные факторы (температура и загрязненность атмосферы, теснота, шум) оказывают значимое влияние на поведение человека.

Как победить агрессора

Благодаря проведенным исследованиям доказано, что существует причинно-следственная связь между просмотром программ, содержащих отрицательное поведение участников, и ростом поведенческой агрессии у людей любого возраста. Подобный феномен наблюдается даже у тех, кому несвойственно неадекватного поведение. Для людей с явными чертами агрессивности просмотр телевидения и интернет-контента увеличивает негативное воздействие в несколько раз.

Даже если в программах и видеороликах отсутствуют явные сцены насилия, практически во всем контенте ведущими ценностями персонажей являются материальные блага и беззастенчивое потребительство. Общение с окружающими строится на конкурентной основе, которая допускает использование любых средств для достижения цели.

С детства человеку внушается, что быть агрессивным – нехорошо и деструктивно, хотя во взрослой жизни нередко случаются ситуации, когда агрессия вынуждена и жизненно необходима. Психологи так и не пришли к единому мнению: агрессия – это хорошо или плохо, норма это или патология?

Психолог, гештальт-терапевт, ассоциированный член Европейской ассоциации телесных психотерапевтов (ЕАВР), член Профессионального Совета и руководитель программ Московского гештальт-института, действительный член Европейской ассоциации гештальт-терапевтов (ЕАGT)

В повседневной жизни каждый человек сталкивается с агрессией либо как ее инициатор, либо как жертва, и обе позиции вызывают негативные эмоции. В обществе сложилось традиционно отрицательное отношение к подобной модели поведения. Считается, что интеллигентный человек, особенно родитель, должен всегда сдерживать себя и проявлять чудеса выдержки, в крайнем случае выражать свою агрессию конструктивно.

С детства человеку внушается, что быть агрессивным – нехорошо и деструктивно, хотя во взрослой жизни нередко случаются ситуации, когда агрессия вынуждена и жизненно необходима. Психологи так и не пришли к единому мнению: агрессия – это хорошо или плохо, норма это или патология?

Конечно, человек выражает свои агрессивные чувства, к счастью, чаще по-другому. И, если уж от агрессии никуда не деться, то выражать ее нужно, по крайней мере, конструктивно и цивилизованно.
Почему же у человека есть потребность в агрессии? Понятно, что все живые существа на земле – и люди, и животные – способны к агрессии и прекрасно оснащены функцией агрессивности. Для чего она нужна? Прежде всего, для охраны своей территории и жизненного пространства, для обеспечения и сохранения собственной жизни, то есть для какой-то витальности, и, кроме того, для расширения своих границ. Это крайне важная биологическая функция, и ни уменьшить ее, ни избавиться от нее совсем невозможно. Но делать-то с этим что-то нужно!

Человек может ее окультурить, то есть находить какие-то приемлемые формы, которые будут не только конструктивны, но и конформны, что позволит выстроить цивилизованный диалог между антагонистическими субъектами. Это позволяет договориться, и, не переходя на уровень открытой войны или вражды, выяснить, что предшествовало агрессивному проявлению, откуда появился этот гнев, протест, раздражение или недовольство. И в этом случае можно выяснить реальную потребность инициатора агрессии, которая, по его мнению, не будет удовлетворена, если его партнер по взаимодействию что-то не сделает, либо сделает, но не так.

Реальная потребность мамы, возмущенной тем, что сын-подросток не вынес мусор, скорее всего не пустое помойное ведро. Это может быть соучастие, подтверждение дружественности, недостаток внимания, и ее раздражение основано на этих дефиците этих чувств.

Если чело век проголодался, то через некоторое время он почувствует дискомфорт, нарастающий с течением времени от легкого раздражения до ярости

Любопытно, но любая, даже самая простая, нереализованная потребность приводит к агрессии в той или иной степени. Например, если человек проголодался, то через некоторое время он почувствует дискомфорт, нарастающий с течением времени от легкого раздражения до ярости. И, если он не заметил, что он голоден, его дискомфорт и развивающаяся дисфория относятся исключительно к тому, что он не реализовал эту простую потребность в еде. Любой человек, обратившийся к нему в это время, вызовет у него, по крайней мере, недовольство, возможно, каким-либо образом выраженное, хотя на самом деле это недовольство имеет другие корни – голод. И для того, чтобы прийти в более спокойное состояние, достаточно совершить очень простые, неагрессивные действия – что-то съесть.

Тема агрессивности является актуальной, так как за последние несколько десятков лет жизнь социума кардинально изменилась. Наше общество, которое перешло к рыночным отношениям, очень поменялось, а вместе с этим моральные нормы и принципы людей претерпели ряд изменений. Общество стало очень агрессивными, жестоким и циничным.

Содержание

Введение2
§1. Понятие агрессии и агрессивного поведения. Виды агрессии 2
§2. Факторы, способствующие становлению агрессивного поведения 4
§3. Социальные факторы, влияющие на развитие агрессии 8
§4. Гендерные различия в агрессивном поведении 15
§5. Предотвращение агрессивного поведения18
Заключение21
Список используемых источников23

Прикрепленные файлы: 1 файл

Псих. прест. реферат.docx

§1. Понятие агрессии и агрессивного поведения. Виды агрессии 2

§2. Факторы, способствующие становлению агрессивного поведения 4

§3. Социальные факторы, влияющие на развитие агрессии 8

§4. Гендерные различия в агрессивном поведении 15

§5. Предотвращение агрессивного поведения18

Список используемых источников23

Тема агрессивности является актуальной, так как за последние несколько десятков лет жизнь социума кардинально изменилась. Наше общество, которое перешло к рыночным отношениям, очень поменялось, а вместе с этим моральные нормы и принципы людей претерпели ряд изменений. Общество стало очень агрессивными, жестоким и циничным.

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Важнейшими событиями краткой истории человечества являются ситуация, в которых одни люди в массовом количестве убивали других людей. Современные общества не отличаются дружелюбием, люди порой стремятся причинять боль и страдания окружающим. Почему родители избивают собственных детей? Как самоубийца может поднять руку на самого себя, наперекор инстинкту самосохранения? Психологи, физиологи, этологи, философы придерживаются разных точек зрения по поводу того, является ли агрессия врожденным, инстинктивным феноменом или подобному поведению приходится учиться. В своей работе я попыталась найти ответы на эти вопросы.

1. Понятие агрессии и агрессивного поведения. Виды агрессии

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Иными словами агрессия – это поведение, направленное на нанесение вреда, вызванное какими-либо мотивами.

Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие подобные состояния. Здесь же можно выделить агрессивное поведение животных.

Это поведение, направленное против представителей того же или

другого вида животных. Различают истинную и мнимую борьбу животных. Истинная борьба возникает между хищником и жертвой. Преобладающая форма проявления внутривидового агрессивного поведения животных, в частности самцов-соперников – это мнимая (или ритуализованная) борьба. Наряду с этими понятиями различают ещё понятие агрессивности. Агрессивность – это качества личности. Вот как объяснил агрессивность В.А.Аверин: «Любое поведение – это всегда поведение конкретного

человека. И оно определяется не только ситуацией, в которой он находится, людьми, с которыми он взаимодействует, но и его индивидуальными особенностями. Именно они характеризуют его со стороны психологических качеств, зная которые можно спрогнозировать возможное поведение. И нередко ошибаемся в этом прогнозе, поскольку сами по себе качества – это только возможности, предпосылки того или иного действия или поступка. Они могут проявиться в поведении, а могут и не проявиться. В конце концов, решение, как поступить, всегда остается за человеком, а не за качеством.

Агрессия может появиться в силу разных причин. Ими может выступать фрустрация, и стресс, общее физическое и психологическое состояние.

А раз существуют разные причины возникновения агрессивного состояния, существуют и различные виды агрессии.

Такими видами являются:

1) физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта (как правило, физическая агрессия более свойственна мужчинам, или если это животные – самцам);

2) вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятье, ругань). Эта форма агрессии свойственна скорее женщинам;

3) прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

4) косвенная агрессия – действия, которые окольным путём направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.) и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы

ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками и т.п.);

5) инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;

6) враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;

7) аутоагрессия – проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

2. Факторы, способствующие становлению агрессивного поведения

Для ребенка первым источником получения информации об окружающем мире является семья. Как строить свои отношения с другими людьми и с миром в целом ребенок учиться на примере таких связей у родителей. И от того, чему он у них научится, в большой степени зависит,

последних. Первое, в силу естественной реакции защиты при нападении, (иногда бывает, что как бы ребенок ни старался, он всё равно делает неверно), а второе, по всей вероятности, из-за несформированности у ребенка мнения в отношении его действий, он не знает, правильно он поступил или нет, потому что не получил поощрения или непоощрения. Физические наказания детей в процессе их социализации могут оказаться примером агрессивности, т.е. фактически дети усвоят правило, что более слабых можно обижать.

Существуют ещё два параметра, которые влияют на становление или нестановление агрессивности у детей. Это степень опеки и осведомленности о своих детях – контроль. И постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия – последовательность. Дети, чьи родители не следят за их поведением и непоследовательны в наказаниях, как правило, ведут себя асоциально. Утверждается, что вмешательство родителей при агрессии между братьями-сестрами может на самом деле потворствовать развитию

агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они, не колеблясь, вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительного времени держат осаду старших братьев или сестер. Отсюда несколько неожиданных вывод – «без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине

Немало важным является влияние со стороны агрессии. Человек, ставший свидетелем насилия, зачастую открывает для себя новые грани агрессивного поведения, то есть обучается вербальным и физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом репертуаре и посредством которых можно причинять вред окружающим. Индивид, наблюдающий за агрессивными действиями других, зачастую может

кардинально пересмотреть поставленные ранее им самим ограничения подобного поведения, рассуждая, что если другие безнаказанно проявляют агрессию, то, значит, и ему позволительно то же самое (эффект снятия запретов). Постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и к признакам чужой боли. Люди, часто наблюдающие насилие склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним.

использованием агрессивных сцен и другая информация, которую дети невольно получают, так же может повлиять на становление агрессивного поведения. На примере героев просмотренных фильмов, дети могут строить модель поведения, в нашем случае агрессивного, в той или иной ситуации. Даже, казалось бы, безобидные детские мультфильмы могут стать причиной формирования агрессивного поведения у ребенка. Например, один мультяшный герой, чтобы взять у другого желаемый предмет, но не принадлежащий ему, может стукнуть беднягу чем-нибудь тяжелым. Какой

Нельзя недооценивать факторы, о которых было упомянуто. Если мы не хотим, чтобы наши дети были агрессивными, чтобы они сами в будущем страдали от этого, нужно оградить их по возможности от насилия.

3. Социальные факторы, влияющие на развитие агрессии

Агрессия не возникает сама по себе. Слова, поступки или внешность жертвы, какие-то ассоциации с этой внешностью могут способствовать появлению агрессивного поведения.

Фрустрация, как неожиданная преграда к достижению намеченной цели, к получению желаемого результата, является важным определяющим моментов в появлении агрессии у человека. Представим себе ситуацию, ты спешишь на работу, понимаешь, что уже опаздываешь, и делаешь это не в

Читайте также: