Сообщение на тему административные правоотношения

Обновлено: 02.07.2024

Основы административного права

1. Понятие, предмет, источники административного права

. Субъекты административного права

. Государственная служба: понятие, принципы

. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды, состав

. Административная ответственность и административное наказание

1. Понятие, предмет, источники административного права

Административное право - самостоятельная отрасль публичного права, совокупность правовых норм, регулирующих управленческие общественные отношения, возникающие в связи с организацией и осуществлением исполнительной власти в целях реализации законов в процессе руководства экономикой, социально-культурным развитием, административно-политической деятельностью.

Предмет административного права - общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления исполнительной власти, т. е. государственного управления (управленческие отношения, отношения власти).

Управленческие отношения характеризуются следующими факторами:

Юридическое неравенство сторон - административное или иное властное подчинение одной стороны другой с преобладанием воли субъекта исполнительной власти. Одной из сторон всегда является орган исполнительной власти.

Организационное содержание - целенаправленное упорядочивающее воздействие исполнительной власти на общественные отношения в процессе организации исполнения законов, относящихся к руководству экономикой, социально-культурным развитием, административно-политической деятельностью.

Безвозмездность - по общему правилу отношения не имеют денежного выражения, оценки, но при совершении исполнительным органом определенных юридических действий на платной основе правовое неравенство и организационный характер отношений сохраняются.

Многие органы исполнительной власти наделены правом издания нормативно-правовых актов.

Административные правоотношения могут возникать по инициативе любой из сторон. В предмет административного права входят управленческие отношения:

) связанные с осуществлением исполнительной власти - отношения между органами систем управления:

отношения в системе законодательных (представительных), судебных органов, органов прокуратуры;

связанные с взаимодействием исполнительных органов местного самоуправления с гражданами, муниципальными организациями;

) отношения между должностными лицами и внутриорганизационные отношения государственных органов между руководителями и подчиненными;

) отношения между гражданами и органами управления (должностными лицами);

) отношения между гражданами в сфере обеспечения общественного порядка, защиты прав и свобод граждан.

2. Субъекты административного права

Субъект административного права - участник административно-правовых отношений (физическое лицо или организация - государственная или негосударственная), наделенный определенным объемом прав и обязанностей.

Различие в видах субъектов административного права заключается еще и в том, что правовой статус физических лиц определяет совокупность прав, свобод и обязанностей, установленных и гарантированных конституцией РФ и международными нормами, а статус государственных органов определен наличием объема компетенции и полномочий, а также присущими направлениями деятельности, определенными законодательством.

Таблица 1 Субъекты административного права

Физические лицаГосударственные организацииНегосударственные организации- граждане РФ; - иностранные граждане; - лица без гражданства1. Аппараты: - законодательных, - исполнительных, - судебных, - контрольных органов власти. 2. Государственные предприятия и учреждения.- профсоюзы; - политические партии; - творческие союзы; - коммерческие объединения.Совокупность прав и обязанностей зависит от степени связанности с государством и неодинаков, так граждане РФ обладают более широким правовым статусом, нежели иностранцы, которые не вправе, например избирать, занимать определенные должности и т. д.Эти субъекты создаются и действуют от имени и по поручению государства, опосредованно выполняют функции государства и управляются им.Реализуют как групповые, так и индивидуальные интересы граждан и действуют независимо от государства.

3. Государственная служба: понятие, принципы

Согласно этому закону система государственной службы в Российской Федерации включает в себя следующие элементы:

. Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

лиц, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

. Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

. Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

. Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

. Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

. Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Принципы государственной службы:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

. По существу служебной деятельности:

добросовестное исполнение должностных обязанностей;

обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;

исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей;

поддержание уровня квалификации;

право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы;

получение необходимой для исполнения своих должностных обязанностей информации и материалов и т. д.

. Сопутствующие статусу государственных служащих:

обязанность не совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государственной службы;

право знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного дела, требовать приобщения к личному делу своих объяснений.

На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются законом.

В соответствии с законом контракт может заключаться с гражданином:

на неопределенный срок;

на определенный срок;

на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Предельный возраст пребывания на государственной службе определяется Федеральным законом.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства в соответствии с законом.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды, состав

Административное правонарушение (проступок) - это противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или закон субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

действие или бездействие, направленное против государственного или общественного порядка;

антиобщественность деяния - негативно сказывается на жизни общества, посягает на общественные и государственные интересы;

противоправность: характеризуется нарушением запретов, неисполнением обязанностей, установленных правом;

виновность: как умысел, так и неосторожность;

наказуемость в форме административной, а не уголовной ответственности, т. е. проступок несет в себе меньшую степень общественной опасности.

Состав административного правонарушения - это совокупность установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно-опасное деяние, как административный проступок.

Элементы состава административного правонарушения

Объект - общественные отношения, охраняемые административным правом и нарушаемые в результате совершения правонарушения.

Объективная сторона - внешние признаки проступка, характеризующие его наличием определенных черт:

деяние (действие или бездействие);

последствия деяния (результат);

причинная связь между деянием и наступившими последствиями;

- обстоятельства места, времени, обстановки, способ, орудия и средства административного правонарушения.

а) физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 16 лет, вменяемые.

б) юридические лица - государственные и негосударственные организации.

а) вина - психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию, осознание общественной опасности своего деяния, психическое отношение к ожидающим результатам и последствиям.

б) мотив - то, что является побудителем действий правонарушителя (месть, корысть);

в) цели - то, к чему стремиться правонарушитель (некий результат).

Виды административных правонарушений, предусмотрены в Особенной части КоАП РФ и в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. К ним можно отнести следующие:

посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП РФ);

посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое здоровье населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ);

в области охраны собственности (гл. 7 КоАП РФ);

в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ);

в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9 КоАП РФ);

в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ);

на транспорте (гл. 11 КоАП РФ);

в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ);

в области связи и информации (гл. 13 КоАП РФ);

в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ);

в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ);

в области таможенного дела - нарушения таможенных правил (гл. 16 КоАП РФ);

посягающие на институты государственной власти (гл. 17 КоАП РФ);

в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима;

пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18 КоАП РФ);

против порядка управления (гл. 19 КоАП РФ);

посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ;

в области воинского учета (гл. 21 КоАП РФ).

. Административная ответственность и административное наказание

Административная ответственность - вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное наказание - это мера ответственности, установленной государством, которая применяется за совершение административного правонарушения.

Содержание административного наказания состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.

Характерные особенности административной ответственности:

- материальное основание: совершение виновным административного правонарушения;

нормативное основание: федеральные законы и подзаконные акты, правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

выражается в применении к виновным особых мер государственного принуждения - административного наказания;

назначается широким кругом уполномоченных законом органов и должностных лиц;

назначается органами и должностными лицами в отношении неподчиненных им правонарушителей;

субъектом ответственности являются как физические, так и юридические лица физическое лицо, равно как и привлечение физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо;

законодательством установлен особый порядок привлечения правонарушителей к административной ответственности;

в КоАП РФ содержаться как материальные, так и процессуальные нормы.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное.

Виды административных наказаний (взысканий):

исправительные работы (15 суток - 20 месяцев);

удержание 20 % зарплаты;

административный арест до 15 суток (по решению суда);

конфискация предмета, который является объектом правонарушения;

возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

лишение специального права (на управление транспортным средством: 15 суток - 3 года);

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Право налагать административное взыскание имеют уполномоченные органы государственного управления (должностные лица) в отношении граждан, неподчиненных им по службе:

административные комиссии при администрациях края, города, района;

органы надзора и инспекции;

административный правонарушение наказание

1.Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для юрид. Вузов и факультетов. - М.: ИНФРА - М Норма, 2009. - 776 с.

2.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. - М.: Юристъ, 2007. - 420 с.

.Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов \ Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 2008. - 360 с.

.Основы права: учебник для студентов технических вузов \ Под ред. В.Г. Крыловой. - М.: Высшая школа, 2006. - 460 с.

.Фарберова О.Е., Паршин Н.М. Правоведение: Учебное пособие. - М.: Издательство РДЛ, 2008. - 400 с.

.Шкатулла В.И. Правоведение: учебное пособие для студентов не юридических вузов. - 3 изд., перер. и доп. - М.: Академия, 2006. - 352 с.

- это урегулированные нормами административного права фактические, общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, осуществление исполнительной власти, а также внутри-организационные отношения в аппаратах государственных органов, отношения связанные с осуществлением государственной службы и разрешение споров, вытекающих из административных правоотношений (административная юстиция), а также привлечение к административной ответственности (административная юрисдикция).

Основные признаки административных правоотношений:

1) Административные правоотношения возникают, изменяются, прекращаются на основании административных норм, они урегулированы нормами административного права.

2) Административные правоотношения всегда возникают в сфере государственного управления, осуществления исполнительной власти и всего что связанно с ее функционированием.

3) Участники административных правоотношений всегда наделаются взаимными правами и обязанностями. Если у одного участника есть права, то у другого участника есть обязанности и наоборот.

4) Административные правоотношения имеют сознательно волевой характер. Возникают, изменяются, прекращаются по воли одной из сторон.

5) Административные правоотношения могут возникать по инициативе любой из сторон. Согласия другой стороны не является обязательным. Характерная черта административных правоотношений.

6) Одной из сторон всегда выступает орган государственного управления. Организация наделенная властными полномочиями (Банк России), органы местного самоуправления.

7) В административных правоотношениях один из субъектов всегда действует юридически властно и данный субъект всегда наделен властными полномочиями.

8) Административные правоотношения гарантируются государством, в том числе в необходимых случаях его принудительной силой.

9) Административные правоотношения могут защищаться как в судебном порядке, так и не в судебном административном порядке. В основном эти отношения защищаются вне судебном порядке.

Классификация административных правоотношений:

По соотношению прав и обязанностей :

- Вертикальные (отношения власти и подчинения)

- Горизонтальные (участники отношений находятся на одном организационном уровне)

В зависимости от назначения :

- Процессуальные - процессуального права ( характерная особенность - регулирует вопрос реализации материального права)

- Материальные - урегулированы нормами материального права.

Структура административных правоотношений:

- Субъекты - являются отдельные индивиды и организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей, которые могут или являются участниками административных правоотношений. Административная правосубъектность - это административная правоспособность и дееспособность. Мера участия сторон в административных правоотношениях определяется правосубъектностью.

Административная правоспособность, закрепленная нормами административного права способность либо возможность субъектами иметь юридические права и нести юридические обязанности. Правоспособность служит реальным условие вступлением в административные отношения. Административная правоспособность возникает у физических лиц либо с рождения или получения гражданства. У должностных лиц с момента вступления в должность. У беженца возникает с момента приобретения статуса беженца. У организации с момента их создания. Органы государственной власти с момента их создания и определения их компетенции, начало правоспособности у организации и органа государственной власти совпадает с их дееспособностью.

Административная дееспособность - признаваемая нормами административного права способность субъекта административного права самостоятельно своими действиями осуществлять юридические права и нести юридические обязанности.

Частичная дееспособность у физических лиц наступает,как правило, с 14 лет. Полная административная дееспособность наступает с 18 лет. Первый фактор возраст. Второй фактор, который влияет на административную дееспособность физическое здоровье. Третий фактор - родство граждан. На гражданской службе запрещается родство. Четвертый фактор - законопослушность субъекта.

- Объекты - то по поводу чего возникают административные правоотношения, действия его участников, которые происходят в сфере государственного управления, либо осуществлении исполнительной власти.

- Субъективные права - предоставляемая государством и охраняемая им возможность, свобода субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены нормами административного права.

3 разновидности проявления субъективного права:

- Возможность положительного поведения для реализации своих прав в целях удовлетворения своих интересов.

- Возможность субъекта права требовать от других лиц необходимого поведения для реализации прав и удовлетворения своих интересов.

- Возможность обратиться к органам государственной власти и местного управления для защиты своих прав.

- Субъективные обязанности - предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника административного правоотношения в интересах уполномоченного субъекта.

Выражается в необходимости совершать активные положительные действия в отношении других участников административных правоотношений, и во - вторых необходимости воздержания от действий запрещенных нормами административного права.

Юридические факт - административные правоотношения возникают, изменяются либо прекращаются при наличии каких - либо фактических обстоятельств, с которыми нормы административного права связывают наличие тех или иных обстоятельств. Это события и действия.

Событие - юридические факты происходящие происходящие независимо от воли людей.

Действия - юридические факты происхождения которых зависят от людей:

Правомерные - влекут за собой возникновение прав и обязанностей.

Неправомерные - правнарушения противоречат нормам административного права влекут юрисдикционные отношения. К число не правомерных относится бездействие.

Читайте также: