Сообщение мыслитель эпохи просвещения вольтер

Обновлено: 06.05.2024

Сатира — оружие молодого Вольтера

21 ноября 1694 года в Париже родился Франсуа-Мари Аруэ. В историю ему было суждено войти под псевдонимом Вольтер.

Рос мальчик в большой семье, у него было несколько братьев и сестёр. Мать будущего литератора умерла, когда Франсуа был ещё ребёнком. Его отец работал в парижском суде и старался обеспечить всем своих детей, уделял огромное внимание их образованию.

Сначала Франсуа учился в колледже в столице Франции, а после его окончания благодаря советам отца-юриста поступил в Школу права. Однако юноша был далёк от изучения юридических дисциплин. Ещё до поступления в Школу права он увлёкся написанием стихотворений, а с возрастом, познакомившись с французскими аристократами начала XVIII столетия, Аруэ вступил в литературный кружок.

В произведениях собственного сочинения начинающий писатель любил в ироничной форме поднимать на смех остросоциальные явления, устои современного ему общества. За сатирические тексты в адрес регента Филиппа II Орлеанского Франсуа понёс наказание: молодой человек провёл около года в Бастилии. За стихи, в которых высмеивались нравы дворян, литератора избивали. В заточении писатель продолжал работу над своими произведениями. Тюрьме не удалось сломить Франсуа, он продолжал гнуть свою линию, экспериментируя над жанрами художественных текстов.

В 1718 году под авторством Аруэ вышло несколько пьес, поставленных в театре в Париже. Драматические произведения имели огромный успех у французской публики. Именно в этот момент Франсуа впервые назвал себя Вольтером.

Философия Вольтера — предтеча Великой французской революции

1111.jpg

Вместе с ростом поклонников творчества Вольтера увеличивалось и количество недоброжелателей французского писателя. Однажды литератор столкнулся с дворянином из рода де Роганов. Аристократа задевали сатирические стихи Вольтера, де Роган открыто говорил, что писатель стесняется своего недворянского происхождения, из-за чего и прячется за псевдонимом. Дворянин даже один раз приказал своим подчинённым избить Вольтера. Вольтер не стал терпеть подобное отношение к себе, он, не боясь смерти, вызвал де Рогана на дуэль. Однако, не желая рисковать своей жизнью, де Роган воспользовался связями, после чего Вольтера вновь отправили в Бастилию. К счастью, в тюрьме писателя не пытали, а выпущен он был через пару недель.

Вольтер.

После освобождения из Бастилии Вольтер активно работал над созданием произведений разных жанров, популярность не покидала французского писателя. Вольтер получил звание историографа и придворного поэта, а позже его сделали членом Французской академии наук. Любопытно, что через пару лет француз стал почётным членом Петербургской академии наук в Российской империи.

В мае того же года Вольтер умер. Он стал одной из центральных фигур философии эпохи Просвещения, а систему его мировоззрения, названную вольтерьянством, ещё долгие годы использовали для осмысления религиозных и социальных вопросов.

Вольтер

Всемирно известный философ эпохи Просвещения Вольтер удивлял мир своими революционными и противоречивыми взглядами на общество, систему власти и взаимоотношений государства и его граждан. Его труды и в наше время не потеряли своей актуальности и вызывают споры, а философские идеи о состоянии общества и положения человека в социуме требуют долгого изучения и понимания. И хотя Вольтер творил в 18 веке, его исследования достаточно современны и в свете политических событий требуют особого подхода и подробного изучения.

Краткая биография Вольтера

Мари Франсуа Аруе (будущий Вольтер) родился 21 ноября 1694 года в одном из округов Парижа в семье нотариуса и сборщика налогов Франсуа Аруе. Его мать Мари Маргерит Демар была дочерью секретаря уголовного суда. Семья Вольтер вела жизнь добропорядочных буржуа. Гораздо позже будущий философ отказался от своего отца и объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, поскольку жизнь рантье и буржуа вызывала в молодом человеке протест, с которым он не мог мириться.

Поскольку в то время было принято подросткам идти по стопам своих родителей то по настоянию отца молодой Вольтер пошел учиться в иезуитский лицей, где в течение семи лет (1704-1711) он изучал право. Но свободолюбивая натура юноши взяла свое и он бросил изучать скучные закона и принялся за сочинение дерзких, свободолюбивых стихов и бросился в водоворот светской жизни.

Очень скоро в мае 1717 молодой поэт попал в Бастилию, наводящую ужас на всех крепость – незыблемый символ королевской власти, за написанную эпиграмму на герцога Орлеанского, регента Франции, но один год тюремного заключения не заставил юного поэта пересмотреть свое мировоззрение.

Первые опыты в драматургии

Поскольку Вольтер продолжал вращаться в вихре светской жизни, неизбежно должны были возникать столкновения между остроумным поэтом и высокородными дворянами, не терпящими превосходства ни в ком. В 1726 году подобная стычка произошла между Вольтером и шевалье Роганом, который упрекнул литератора в том, что за псевдонимом он прячет низкое происхождение.

Отъезд в Англию

Молодой человек дерзко ответил дворянину, но тот не счел нужным вызвать его на дуэль, а просто приказал своим лакеям избить драматурга. Это унижение сильно повлияло на моральное состояние философа, он понимал, что живет в сословном обществе, но надеялся, что ум, образование и блестящие способности помогут ему подняться в глазах света.

В этом произведении, вновь на приеме контраста, сравнивались английские либеральные порядки и в мрачном свете описывалась политическая ситуация во Франции.

По возвращению Вольтера на Родину, книгу признали еретической и по приговору Французского парламента сожгли, а сам автор долго находился под следствием. Над ним опять нависла угроза заключения в Бастилию.

Пребывание в Шампани

В этом же году, чтобы не искушать судьбу, Вольтер уехал подальше от Парижа в Шампань, в замок Сирей, принадлежавший его любовнице маркизе де Шатле. Для своего времени женщина чрезвычайно образованная, она разделяла рискованные взгляды Вольтера, увлекалась метафизикой, естественными науками и серьезно изучала Библию. Десять лет, что Вольтер и его возлюбленная провели в уединенном замке, были чрезвычайно плодотворными.

Научный подход к изучению мира постепенно меняли взгляды ученого и так критически относившегося к христианскому объяснению появления Вселенной. Пытливый ум старался научно объяснить причины возникновение государства и социальных отношений, законов и частной собственности.

В этом произведении драматург попытался развенчать двуличие и лицемерие иезуитов – церковников. Для этого он не побоялся немного иронично показать мистицизм и религиозные видения молодой Жанны, он смеялся над чудесами якобы сотворенными девушкой и явно не верил в ее божественное предназначение.

Даже говоря о девственности Жанны он иронизировал над словами иезуитов, что только невинная девушка могла в то время спасти Францию.

Но в конце произведения Вольтер отказался от иронии и скепсиса, он с пафосом и восторгом показывал самоотверженность Жанны, ее веру в успех дела, ее умение повести за собой целую армию и внушить своим солдатам уверенность в победе.

В страшной гибели девушки на костре он прямо обвиняет короля и иезуитов, он с гневом клеймит ее палачей и предателей народной героини.

Вольтер – царедворец

Карьера Вольтера – придворного была довольно короткой и весьма неудачной. В 1745 году он был назначен историографом Франции, а в 1746 году его назначили действующим членом Французской Академии наук.

И в этот момент философ хотел снискать одобрение короля и получить постоянные доходы от казны, но все его творчество, известное правительству, так и не снискало одобрения короны.

Смерть его возлюбленной маркизы дю Шатле, разочарование в высшем свете, равнодушие короля — все это подвигло философа искать прибежища в Пруссии, при дворе короля Фридриха II. Их отношения завязались еще в 1736 году, когда молодой кронпринц обратился с восторженным письмом к Вольтеру. Теперь (в 1750) Вольтер уехал из Франции в Пруссию, где он надеялся снискать понимание и уважение, а также рассчитывал на щедрость и доброжелательность короля – философа.

Эта статье негативно отразилась не только на отношении к самому Вольтеру, но и поставила под сомнение авторитет его друзей – философов.

Творчество в Фернее

Опасаясь репрессий со стороны швейцарского духовенства, Вольтер решил себя обезопасить и приобрел два небольших поместья по обе стороны женевского озера, вблизи границы с Францией.

Именно поместье Ферней стало местом паломничества философов изо всех стран мира. Здесь Вольтер провел почти двадцать счастливых лет. Все просвещенные путешественники считали своим долгом посетить философа – отшельника. Именно отсюда он вел обширную переписку, причем со многими августейшими особами: прусским королем Фридрихом II, российской императрицей Екатериной Великой, польским монархом Станиславом Августом, королем Швеции Густавом III и королем Дании Христианом VII.

Смерть в Париже

На склоне лет, в 1778 году философ решил в последний раз посетить город своего детства и юности. В феврале он прибыл в Париж, где был встречен с огромным воодушевлением.

Понимая перед своей кончиной, что католическая церковь попытается отомстить ему за все нападки, он формально исповедовался и причастился. Но архиепископ Франции Кристоф де Бомон посчитал, что раскаяние еретика было явно недостаточным, и отказал философу в христианском погребении.

Близкие философа вывезли его тело в Шампань, где он и был похоронен. Такое небрежение к всемирно известному человеку, прославившему свою Родину, вызвало негодование у широких кругов населения. В 1791 году тело философа торжественно ввезли в Париж, где оно было вновь захоронено в Пантеоне, служившим усыпальницей для всех известных людей Франции.

Основные идеи Вольтера (кратко)

Основные идеи философов эпохи Просвещения заключались в нравственном перевоспитании общества, которое должно подняться на революцию и завоевать свою свободу с оружием в руках.

Вольтер был противником существующей материалистической школы, и придерживался эмпирического (опытного) направления в науке.

Философ отстаивал естественные права и свободы каждого человека: жизнь, свободу, безопасность, право собственности и всеобщее равенство без классов и сословий. При этом он понимал, что люди лживы и злы по своей природе, поэтому общество должно создать разумные законы для гармонизации общественных отношений.

Интересно, что отстаивая равенство, Вольтер, тем не менее делил общество на две большие группы: богатых и образованных людей и необразованных и небогатых, которые должны трудиться на высший класс. При этом бедным и трудящимся не обязательно давать образование, поскольку их ненужное образование и неверные рассуждения могут погубить весь государственный строй.

Философия Вольтера (кратко)

В своих философских трудах Вольтер причиной всех зол в обществе считал католическую церковь и ее абсолютную власть над миром. Если судить по церковным канонам, то человек живет и умирает по воле Бога, и не может противиться божественному провидению.

Именно церковь уничтожает свободу совести и свободу слова. Но Вольтер, как истинный сын своего времени, не мог отрицать существование Бога и необходимость религии. При этом он считал, что доказательства существования Бога должны быть добыты эмпирическим путем, а не слепой верой.

Вольтер, в первую очередь, знаменит своими литературными трудами. Большая часть его произведения издавалась подпольно — философ всю жизнь подвергался общественной критике за свои прогрессивные взгляды. В пьесах и памфлетах философ критиковал церковь и пропагандировал необходимость свободы и просвещения. Философия Вольтера повлияла на развитие общественно-политического строя во Франции и всей западной Европы.

Биография философа

фото 850

В биографии Вольтера много противоречивых и скандальных фактов. Философ отказался от своего настоящего имени Франсуа-Мари Аруэ и подписывался придуманным псевдонимом. Родившись в Париже, в семье зажиточного чиновника и получив хорошее образование в иезуитском колледже, он вопреки воле родителей отказался от карьеры юриста. Его первой работой стало сочинение сатирических стишков, которые вызывали недовольство у аристократии. За свое творчество мыслитель дважды попадал в Бастилию.

Став придворным поэтом, мужчина быстро нажил себе новых врагов среди местной знати и переехал в Пруссию, но и там не смог прижиться, и вскоре переехал в Швейцарию, где купил поместье, в котором жил до конца своих дней. Помимо внушительного количества врагов, у него также появились влиятельные друзья. Ему покровительствовали сторонники просвещения, в число которых входили монаршие особы. Благодаря их покровительству, в том числе финансовому, мужчина стал одним из самых обеспеченных французов. В возрасте 83 лет мужчина вернулся в Париж.

Основные идеи

Главная идея Вольтера выражалась в его отношении к мракобесию и религиозному фанатизму. Непримиримый борец с властью церкви, он хотел избавления общества от религиозных заблуждений. Мыслитель критиковал веру, но не самих верующих. Мыслитель был сторонником просвещения, ратовал за свободу для всех людей, независимо от их происхождения.

Мыслитель отрицал религию, но верил в Бога. Доказательством его существования он считал сам окружающий мир, который не мог появиться сам по себе, значит, у него есть создатель и этот создатель — Бог. Но он не такой, каким его описывают в книгах.

По мнению Вольтера, Бог:

  • всемогущ,
  • бесконечен;
  • безразличен.

Вместе с религией философ отрицал и атеизм. Но к атеистам он относился с гораздо большей симпатией, чем к приверженцам религии. Атеисты сохраняют способность здравомыслия — главную черту, отделяющую людей от животных. А фанатики, одержимые своей религией, теряют способность мыслить и уподобляются диким зверям.

Философия

Философские взгляды Вольтера были основаны на учении Локка. Он разделял его эмпирический подход, но отрицательно относился к материализму. Вопрос бессмертия души и необходимости свободы воли так и остался для философа открытым.

фото 851

Лучший путь развития социума

Мыслитель был противником социального равенства. Мыслитель полагал, что в развитом обществе должно оставаться деление людей на образованных и обеспеченных и тех, кто должен трудиться ради их блага. Рабочим нельзя получать образование, иначе они разрушат само основание общества, и это приведет к хаосу.

Будучи приверженцем старого порядка, в своих работах Вольтер восхваляет аристократизм и монархизм. Мыслитель прославляет французское дворянство, наделяя благородными чертами помещиков и знать. Людей недворянского происхождения он изображает неохотно и отводит им роли отрицательных сатирических персонажей.

Отношение к вере и религии

Вольтер был беспощадным критиком религии. В своих книгах, мыслитель с помощью логики доказывал абсурдность и несостоятельность религиозного мировоззрения. Философ затрагивал христианство и иудаизм, осуждал церковь, клерикализм и власть невежества. При этом, личность Иисуса мыслитель описывал с большим уважением, не отрицая существования Бога, но отказываясь почитать его в соответствии с христианскими традициями.

Высказываясь против церкви, философ также критикует атеизм. Исповедуя деизм, он утверждает, что Бог существует и это он сотворил вселенную. Но постепенно его взгляды изменились. Публично Вольтер остается верен идее божественного создания, но сам он все больше сомневается в существовании каких-либо высших сил. В откровенных разговорах с единомышленниками мыслитель соглашается с тем, что Бога нет.

Вольтер утверждает, что вера в Бога необходима обществу. Без внешнего контроля люди не смогут удержаться от взаимного истребления. Бог выступает в качестве судьи и сдерживающего фактора и в этом смысле вера не вредит, а помогает сохранять человеческий род.

фото 852

Еще одна сторона религии, которую Вольтер считал губительной — монашеский аскетизм. По мнению мыслителя, отказ от простых радостей в виде вкусной еды и веселого времяпровождения — большая глупость. Он придерживался оптимистического подхода к жизни: все хорошо, или обязательно будет хорошо в будущем.

Литературные труды

Вольтер писал и поэзию и прозу. Он начинал, как автор сатирических стишков, в которых высмеивал видных общественных деятелей и знакомых аристократов. Из-за своего злого юмора литератор часто оказывался в тюрьме, участвовал в дуэлях и постоянно получал угрозы. Но известность ему принесли драматические произведения:

  1. Кандид. В этом произведении Вольтер описал идеальную, по его представлению, страну — Эльдорадо. Она противопоставлена злому глупому и жестокому миру, в описании которого каждый узнавал современную Европу. Повесть была запрещена к публикации во Франции, и при жизни Вольтера издавалась нелегально.
  2. Орлеанская девственница. В этой поэме Вольтер высмеивает ценности феодального мира, кратко рассматривает все негативные стороны социально-политического строя, доводя героическую поэму до фарса.
  3. История Карла, короля Швеции. Эта работа повествует о Петре Великом и Карле — двух европейских монархах, и их противостоянии. С момента публикации этого произведения началась популярность Вольтера как писателя.
  4. Царевна Вавилонская. Представляет собой цикл произведений. В них философ рассматривает основные вопросы человеческого бытия. По мнению Вольтера, предназначение человека — счастье, но жизненные трудности омрачают его, поэтому человек вынужден страдать.

Также Вольтер писал героические произведения. Драма в его исполнении эволюционировала, его персонажи были сентиментальны, романтичны и поступали нетипично для представителей их эпохи.

Взгляды на политику

Среди философов было немного приверженцев монархического строя, но к ним несомненно относился Вольтер. Философ выступал против абсолютизма. Он ратовал за просвещение, необходимость образования для отдельной части общества, которую представляют философы и интеллигенция.

Правильный монарх, способный позаботиться о подданных и создать для них достойную жизнь, также обязан быть просвещенным человеком. Свой идеал правителя философ часто описывал в произведениях. Правители в его поэмах были светилами, ведущими дикую страну к цивилизации.

Вольтер крайне отрицательно относился к идее социального равенства и демократии, как власти народа. По его мнению, непросвещенные рабочие не могут знать, какой должна быть хорошая жизнь и им обязательно нужна твердая правящая рука, которая сможет направлять их. Он видел королевство как одну большую структуру, управляемую одним монархом. Те, кто против монархизма, на самом деле против развития человечества.

В ситуации, когда у власти оказывается жестокий и глупый человек, виноваты сами подданные. Вольтер отрицал божественную природу правителя и то, что его на престол благословляет Бог. Король — такой же человек, и другие люди могут как привести его на престол, так и сместить. В роли правителя философ мечтал увидеть современного человека, настроенного на развитие и созидание.

Вольтер состоял в переписке с несколькими монархами, чьи политические взгляды ему импонировали. Среди них была и Екатерина Великая. После смерти философа она выкупила его библиотеку за огромную сумму — 30 000 золотых рублей. Вместе с книгами Екатерина надеялась получить письма, но они остались во Франции и вскоре были опубликованы.

Правозащитная деятельность

Вольтер часто выступал в защиту людей, которых церковь, по его мнению, несправедливо осудила. После казни Жана Каласа философ организовал кампанию по пересмотру дела и отмене приговора. Каласа приговорили к смерти за убийство сына, но прямых доказательств его вины не было. В результате суд уступил и оправдал Каласа посмертно, а также оправдал всех причастных к этому делу.

Впрочем, некоторые полагали, что философ просто использовал это дело, чтобы еще раз выразить свою ненависть к церкви и привлечь внимание общественности к несовершенствам судебной системы.

21 ноября 1694 года родился один из крупнейших французских философов-просветителей 18 века. Именно таким как он было уготовано влиять на умы людей, порождать революции и создавать эпохи. Представляем вам самых известных вольнодумцев этого времени

Рабочий день Вольтера длился до 20 часов, а еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.

Вольтер (1694—1778 гг.)

Кстати, рабочий день Вольтера длился от 18 до 20 часов. По ночам он часто вставал, будил секретаря и диктовал ему, или же писал сам. А еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)

Руссо не был сторонником радикальных мер, но его идеи вдохновлялись борцов за идеалы Великой французской революции.

Руссо не был сторонником радикальных мер, но его идеи вдохновлялись борцов за идеалы Великой французской революции.

Дени Дидро (1713- 1784 гг.)

Дидро с удовольствием путешествовал по России и жил в Петербурге.

Монтескьё (1689-1755)

Монтескьё разработал доктрину о разделении властей.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: