Сообщение о художнике сибири

Обновлено: 18.05.2024

Произведения художников, связанных с Сибирью, составляют значительную часть собрания музея. В экспозиции этому разделу отведен целый этаж, где можно проследить развитие профессионального изобразительного искусства Сибири на протяжении XX –XXI веков на примерах работ художников разных регионов.

Перечень имен самых значительных новосибирских авторов говорит об укоренении профессионального искусства в молодом городе. Местный Союз художников – один из самых представительных в стране в то время. Произведения Х.А. Аврутиса, В.И. Копаева, В.Д. Кречетова, Б.В. Крюкова, И.П. Наседкина, А.Н. Невзгодина, А.Н. Никольского, И.П. Попова, П.Л. Поротникова, А.А. Пяткова, А.С. Тришина, В.П. Хлынова, Н.В. Шагаева составляют золотой фонд художественного наследия города.

Собрание сибирской живописи второй половины ХХ века представлено именами, получившими широкую известность за пределами региона. Выдающемуся новосибирскому художнику по праву отводится ведущее место. Он был одним из первых, кто нарушил запреты на поиски формальной выразительности. К не менее талантливым работам относятся включенные в экспозицию картины Л.А. Серкова.

Собрание сибирской живописи второй половины ХХ века представлено именами, получившими широкую известность за пределами региона. Выдающемуся новосибирскому художнику по праву отводится ведущее место. Он был одним из первых, кто нарушил запреты на поиски формальной выразительности. К не менее талантливым работам относятся включенные в экспозицию картины Л.А. Серкова.

Многие тогда еще молодые художники, можно сказать, прошли школу Это касается М.С. Омбыш-Кузнецова, приверженца фотореализма, в 1980-е годы получившего большую известность в стране и за рубежом, и В.С. Бухарова, живописца с подчеркнутой индивидуальностью. Дочь Н.Д. Грицюка, Т.Н. Грицюк, по-настоящему нашла себя, только обратившись к абстракции. Художники А.И. Беляев, М.Г. Казаковцев, С.С. Мосиенко, Н.А. Толпекина, Ю.И. Третьяков, В.А. Фатеев, И.Д. Шуриц и многие другие на современном этапе продолжают развивать сложившиеся в искусстве Новосибирска традиции и осваивать новые пути. Среди более молодых живописцев заметное место занимает Е.А. Шадрина.

Заикина Анастасия Борисовна

Доклад на конференции "ЛЮДИ.СОБЫТИЯ.ФАКТЫ",посвященной 120-летию города Новосибирска про художника Сибири - Титкова И.В.

ВложениеРазмер
doklad.docx 27.63 КБ
ivan_vasilevich_titkov.rar 2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Научный руководитель: Заикина А.Б., преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Участник Великой Отечественной войны. Служил артиллеристом-разведчиком, на фронте с 1941 по 1945 гг. Войну закончил в звании старшины, награжден двумя орденами Красной Звезды. Работы художника находятся в государственных художественных музеях Москвы, Новосибирска, Барнаула, а также во многих районных музеях (г. Искитим, р.п. Сузун, р. п. Красноозерское, р.п. Чистоозерное и др.) Новосибирской области.

Цель нашей работы – рассмотреть творчество Ивана Васильевича Титкова.

- изучить творческий багаж художника;

- проанализировать его вклад в развитие искусства Сибири .

Свой путь к всеобъемлющему и достойному отображению современности искал старейшина новосибирских художников Иван Васильевич Титков (1905 — 1993), человек неутомимого темперамента и неисчерпаемых духовных сил. Не было сколько-нибудь значительного события в истории социалистического преобразования Сибири, которое бы не отразил он в своём творчестве. Убеждённость в правоте своего искусства, природный талант, одарённость и упорство в достижении поставленных целей — вот составные части его выдающегося творческого потенциала, позволившего мастеру создать за пятьдесят лет более 4 тысяч произведений живописи и графики. Причём диапазон художника был необычайно широк: от большой, эпического звучания тематической картины до портрета или жанровой зарисовки, от плаката до книжной иллюстрации, от декоративной росписи до оформления спектаклей.

С 1932 по 1935 гг. Иван Васильевич руководит Домом культуры, ведет активную общественную деятельность. В 1935 г. он организовал первую народную изостудию на Алтае, руководил которой вплоть до переезда в Новосибирск. В 1938 г. Титкова переводят в Новосибирск инструктором Дома народного творчества. Быстрорастущий молодой город влек к себе творческие натуры. Разнообразие окружающей жизни оказывало благотворное влияние на творчество. Этот период художник активно занимался живописью, графикой. Основные темы – трудовая деятельность народа, природа Сибири, иллюстрации к народному эпосу Алтая. В становлении художественной индивидуальности Титкова большую роль сыграли его учителя, мастера кисти и рисунка К. М. Чукалов, Ю. К. Куртуков, а также повышение квалификации в стенах Академии художеств в Ленинграде. [4., С. 315]

Повседневный, казалось бы, будничный труд художника военного времени является ценнейшим вкладом в летопись Великой Отечественной войны.

«А однажды мы с отцом поехали с ним на Байкал, - продолжает нам рассказывать Элеонора Ивановна, - наш дом находился рядом с озером, буквально в нескольких метрах. И вдруг вечером началась очень сильная буря, волны даже доходили до нашего дома. Папа разбудил меня и говорит:

Творчество Народного художника России И.В. Титкова может быть примером общественно значимого слияния таланта и души.

Подписи к слайдам:

Цель работы – рассмотреть творчество Ивана Васильевича Титкова. Задачи исследования: Изучить творческий багаж художника Проанализировать его вклад в развитие искусства Сибири.

В 1924 году отправляется в свою первую Научную экспедицию по Горному Алтаю. С 1932-1935 Иван Васильевич руководит домом культуры, ведёт активную общественную деятельность. В 1938 г. Титкова переводят в Новосибирск инструктором Дома народного творчества.

Но планы были нарушены в июне 1941 г. – началась война. Иван Васильевич ушел добровольцем на фронт. За пять долгих военных лет художник создал около трех тысяч произведений живописи, станковой графики и фронтового документального рисунка на темы Великой Отечественной войны. Все они воскрешают атмосферу героических страниц истории нашей страны. Главная тема в портретных рисунках однополчан, разведчиков-артиллеристов – это концентрация духа, мобилизация всех сил во имя Победы.

Повседневный, казалось бы, будничный труд художника военного времени является ценнейшим вкладом в летопись Великой Отечественной войны. Иван Васильевич совершает вылазки на передовую, выслеживает оборону противника, наносит на карту расположение вражеских позиций и огневых точек, чертит панорамы артиллерийских плацдармов и направляет огонь своих батарей.

Периоды истории живописи в Сибири

Историю живописи в Сибири можно разделить на три периода:

Первый период истории живописи в Сибири

До 1860 -х гг. спрос на живопись предъявляли две группы населения:

  1. Крестьяне (в числе которыхпо глухим местам было много сектантов), покупавшие иконопись и картинки на религиозные темы.
  2. Служилый люд, тянувшийся за крупным чиновничеством, и зажиточное сибирское купечество.

Второй период истории живописи в Сибири

В Сибири в эту пору возникает среди либеральной буржуазии меценатство в отношении живописи.

В Красноярске золотопромышленник П.И. Кузнецов заводит небольшую картинную галерею, составленную большей частью из картин иностранных художников. Он же в конце 1860-х гг. посылает стидендиатом в Академию Художеств, впоследствии известного художника В. Сурикова.

В Енисейске И.П. Кытманов помогал учащимся и имел стипендиатом в Академии Художеств местного уроженца художника Коренева.

В Иркутске золотопромышленник Сукачёв создал картинную галерею, которая послужила базой для современной нам Иркутской картинной галереи. Галерея Сукачёва была значит, собранием картин преимущественно иностранных мастеров.

В Томске золотопромышленник Цибульский составил собрание ценных картин.

Расширившийся интерес и спрос на произведения живописи в Сибири обуславливает численный рост художественных сил. О художниках-сибиряках, работавших в этот период, сведения сохранились полнее.

В 1890-х и 1900-х гг. потребности и вкусы интеллигентского, буржуазного и мещанского населения сибирских городов выравниваются по интересам и вкусам любого губернского города Европейской России. Количество художников в Сибири сильно возрастает. Направления и оттенки их работ размножаются, в зависимости от усложнения классово сословного состава общества, отвечая на все разновидности вкусов и настроений.

Среди сибирских художников можно уже найти представителей почти всех тех школ, направлений и оттенков, какие имеют место в Европейской России. В это время и в Томске работают: B.В. Смитрович, А.С. Капустина, М.П. Черепанона, 3.А. Рокачевскин, Н.М. Швецов, Л.П. Базанова, П.М. Тихомиров, А.П. Степанов, М.А. Рейснер, В.Ф. Оржешко, А.В. Евреинов, В.Е. Юдин, М.М. Щеглов, В.Д. Вучичевич, C.М. Прохоров, Н.П. Ткаченко, К.Н. Каль, П.П. Шарлаимов, Котов, М.М. Полясов, интересный мастер, искусствовед и коллекционер. В Иркутске в то же десятилетие: М.А. Рудченко, М.И. Зязин, Скорняков, Моисеенко, Лыткин, П.В. Шабалии, В.Г. и И.Г. Шешуновы, Власенко, Боложинский, И.Г. Козлов, Н.И. Верхотуров, В.И. Камкин. В Омске: Г.Г. Платонов, Клементьев, Златогорский, Н.К. Молочников, Н.К. Россихии, И.В. Волков; Г.И. Чорос-Гуркин—один из крупнейших сибирских художников этого и следующих десятилетий—работает на родине в Ойротии.

В Семипалатинске В.Н. Белослюдов, Н.М. Давыдов, В.Т. Винокуров. В Барнауле—Курзии, А.В. Худяшев. В Тюмени— Н.В. Кузьмин. В Красноярске — Д.И. Каратанова, М.И. Педашенко — Третьякова, Н.К. Константинов, Мельников, Сергеев. В Канске Шимбаревич. В Чите—С.О. Бирибаум. В Кяхте и Троицкосавске—Куклина, Колесников.

За это время оставили свои картины: П.П. Верещагин, Бровар (Прибаикалье), В. Казанский (Восточный Урал и Северо-Западная Сибири), Добровольский (Иркутск), Н.С. Шульпинов (Алтай), Розанов, Сахаров и другие.

Художники-военнопленные в Сибири

События мировой войны с сопровождавшими их явлениями—переброской масс военнопленных в Сибирь, появлением беженцев, а затем революция со своими потоками беженцев гражданской войны—все это усложняло состав сибирского населения, вносило пестроту в национальном, классовом и культурном отношении. В числе заезжих людей в Сибири оказалось много художников. Из числа военнопленных, приемущественно австрйских художников, оказались: в Томске—Рудольф Веккер (ученик Еггер Лиенца), Ковач, Шполярич, Ганс Франтаи Зукопе; в Красноярске — Рапше: в Чите — Винцлицкий; в Иркутске — Малиц, Райхенталь, Жотэре, Шоен, Будеиберг, Абердам.

Третий период истории живописи в Сибири

К концу второго и началу третьего периода истории живописи в Сибири оказались представленными все течения и направления искусства только в лице сибирских последователей этих течений, но российских и европейских представителей их.

После же окончания гражданской войны в Сибири и после отлива военнопленных и всех родов беженцев, в Сибири выявился весьма значительный актив прежних и молодых художественных сил, который постепенно воспринимает новую тематику и оформление заказа революционной эпохи и советского строительства. Этот актив к 1928 находится группами по городам Сибири, состоя из представителей разных течений и школ.

В Новосибирске работают: А.В. Вощакин, Д.С. Владек, И.И. Ивакин, А. Иванов, С.Н. Липин, А.Н. Никулин, А.Н. Пакшин, Ю.М. Попова-Ветрова, Я. Сафонов, А.Д. Силич, А. И. Сухарев, Янова-Надольская, А.Н. Фокин, Долгов и многие другие.

В Ойротии: Г.И. Гуркин и Н.И. Чевалков.

В Минусинске: Г.Л. Лисовский и Моисеенко.

В Барнауле: А.В. Худяшев, Корев, Борисов, Гуляев. В Бийске: Д.И. Кузнецов.

В Казахстане: В. Халдеев.

В Бурят-Монгольской Республике: молодые художники: Мердыгеев.Дадуев, Сампилон, Хангалов, Аржиков, Ажигиров, Окладников.

В Чите: И.П. Сверкунов и ряд выдвигающихся новых сил.

Направления в живописи Сибири

Сделать полную и систематическую классификацию всех многочисленных сибирских художников кисти по школам, направлениям и оттенкам — чрезвычайно трудная и даже неразрешимая задача: большинство из них, развиваясь в разные периоды работы, подвергалось переменным влияниям, а наличный состав их (в виду преобладания молодежи) тоже не может считаться окончательно закрепленным в принадлежности своих склонностей и симпатий, к тому же литература о Живописи в Сибири крайне скудна, а история ее не изучалась. Поэтому лишь часть мастеров может быть группирована, примерно, следующим образом:

  • школа Шишкина (Гуркин, Лебединский, отличающийся от учителя своего не только сибирским колоритом и сибирскими темами);
  • школа Сурикова (Ляхов);
  • школа Врубеля (Ивакин);
  • реалисты-передвижники (Пакшин, Лодейщиков, Тютиков);
  • импрессионисты (Иванов, Сверкунов, Вологдин, Овчинников, Вощакин);
  • мирискусники (Мизерова, Янова-Надольская, Никулин, Николаев);
  • сезаннисты (Вальдман);
  • экспрессионисты (Уфимцев, Петраков, Андреев);
  • примитивисты (Каратанов, Чевалков, Емельянова).

Некоторые группы этих художников уделяют специальное внимание не столько станковой живописи, сколько художественному плакату, газетно-журнально-книжной иллюстрации, декоративным интересам нового театра, проблемам фресковой живописи. Следует отметить, что сибирские художники все чаще берут современные темы. Часть художников много работает в направлении новых постановок проблемы композиции и конструктивизма, а также над живописным разрешением местных, краевых, световых и цветовых особенностей, зависящих от климатических, орогидрографических и вообще ландшафтных элементов страны, как они преломляются в восприятии местных жителей. Это искание связывается у некоторых с использованием фольклористических и вообще этнографических сюжетов (это особенно относится к художникам-сибирякам и туземцам).

Общественная и выставочная деятельность

В это же время в Санкт-Петербургском Обществе поощрения художеств выставлялась коллекция Соловьёва (сибирского золотопромышленника).

Известно, что выставки были:

В Красноярске: выставка военнопленных художников в 1920; в 1922 выставляли: Никонов, Мальков, Щербаков,Троицкий и другие.

В Барнауле—выставки происходят в 1920—1921.

В Бийске с 1920 музеем устраивались неоднократно выставки картин Г.И. Гуркина, Д.И. Кузнецова, Мако, Никулина и других.

Музейная деятельность Сибири, возникшая в довоенное время, развивалась тогда отрывочно и слабо. Теперь же, после Октябрьской революции по городам Сибири организовались весьма ценные картинные галереи (Омск, Томск, Иркутск, Новосибирск Красноярск, Барнаул, Бийск, Троицкосавск, Кяхта, Хабаровск) .

Этот неполный перечень показывает, что со времени Октябрьской революции растёт близость сибирского искусства к массам, а эта близость в свою очередь вызовет из рабочекрестьянских недр новые молодые худ. силы.

Объединения художников Сибири


В 2005 г. Ивану Васильевичу исполнилось бы 100 лет.

Он родился 15 октября 1905 г. в Камне-на-Оби, в семье крестьянина.

Значительную роль для развития мастерства Титкова сыграла учеба в 1926–1929 гг. в Омском художественно-промышленном техникуме имени М. Врубеля. Его трудовая биография интересна еще и тем, что, например в 1929 г. он работал учителем рисования и физкультуры в Камне-на-Оби. В этом же 1929 г. его назначают уполномоченным по коллективизации в Крутихинском районе Каменского округа. В 1931 г. его вновь направляют на работу в народное образование. Он на протяжении двух лет – директор одной из школ.

В 1938 г. Титкова переводят в Новосибирск инструктором Дома народного творчества. Быстрорастущий молодой город влек к себе творческие натуры. Разнообразие окружающей жизни оказывало благотворное влияние на творчество. Этот период художник активно занимался живописью, графикой. Основные темы – трудовая деятельность народа, природа Сибири, иллюстрации к народному эпосу Алтая.

В становлении художественной индивидуальности Титкова большую роль сыграли его учителя, мастера кисти и рисунка К. М. Чукалов, Ю. К. Куртуков, а также повышение квалификации в стенах Академии художеств в Ленинграде. Появилось много интересных задумок.

Но планы были нарушены в июне 1941 г. – началась война.

Живые впечатления воплотились в зрелые и законченные образы советских солдат; здоровое, оптимистическое начало, столь свойственное натуре художника, составляет их основной лейтмотив.

За ратный труд на фронтах разведчик-артиллерист Титков награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и медалями.

Повседневный, казалось бы, будничный труд художника военного времени является ценнейшим вкладом в летопись Великой Отечественной войны.

Было бы прекрасно в год 100-летнего юбилея художника и в связи с 60-летием Победы выставить его картины военной тематики. Конечно, не все произведения Титкова равноценны по своим художественным достоинствам, но все они сильны своим неравнодушием к жизни, острым чувством времени, близостью народному миропониманию.

В 1993 г. Иван Васильевича не стало, но остались его картины.

Литература и документальные источники

ТИТКОВ И. В. Каталог выставки произведений народного художника РСФСР Титкова Ивана Васильевича, посвященной 75-летию со дня рождения и 55-летию творческой и общественной деятельности / Предисл. М. Клименко. – Новосибирск, 1981. – 15 с. : ил.

ТИТКОВ И. В. Моя Сибирь : [Альбом-книга]. – М. : Изобраз. искусство, 1973. – 111 с. : ил.

ТИТКОВ И. Этого забыть нельзя // Сов. Сибирь. – 1991. – 2 янв. – С. 5 : ил.

ТИТКОВ И. Люблю людей труда // Сов. Сибирь. – 1987. – 4 окт. – С. 2.

ТИТКОВ И. Встать всем миром // Художник. – 1986. – № 12. – С. 11 : ил.

ТИТКОВ И. За Родину! // Сов. Сибирь. 1984. – 26 дек. – С. 3 : ил.

КОПТЕЛОВ А. Всегда в строю // Наши земляки: Очерки о передовых людях Новосибирска. – Новосибирск, 1951. – С. 225–237.

ВАРАКИН А. Воин-художник // Сибиряки-гвардейцы. – Новосибирск, 1942. – С. 125–130 : ил.

ТОКАРЕВ В. . И дыхание эпохи // Сов.Сибирь. – 1992. – 5 дек. – С. 3 : портр. О персональной выставке художника.

КЛИМЕНКО М. Верность правде // Сов. Сибирь. – 1987. – 4 июня. – С. 4 : ил.

МАТОЧКИН Е. Сибирью призванный // Сов. Сибирь. – 1986. – 15 мая. – С. 3.

БОРТНИКОВА Т. Воспел Сибирь // Правда. – 1985. – 17 дек. – С. 6.

КЛИМЕНКО М. Звучание палитры : К 80-летию нар. худож. РСФСР И. В. Титкова // Веч. Новосибирск. – 1985. – 15 окт. – С. 3 : портр.

ИЛЬИНА К. С. Титков Иван Васильевич // Новосибирск : Энцикл. – Новосибирск, 2003. – С. 870.

НОВОНИКОЛАЕВСК – Новосибирск. 100 лет : События. Люди. – Новосибирск : Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. – 472 с. : ил., портр. См. с. 315–316.

Читайте также: