Сообщение музыкальные инструменты древней руси

Обновлено: 05.05.2024

Балалайка

Самый популярный народный инструмент конечно –балалайка. У всех он ассоциируется с Россией. Так скажем символ русской музыки и русского народа. Произошла наша балалайка от домры. Название тоже взялось не просто так, оно произошло от слова балаболить, то есть разговаривать много. А как считается, наш народ так и славится. У балалайки немного изогнутый корпус.

Гусли

Произошло название от слова гудеть. Имеет форму трапеции и чем- то напоминает крыловидные гусли. Этот народный инструмент старше балалайки. Люди, которые на них играют называются гуслярами. Держали гусли всегда горизонтально.

Домра

Тоже достаточно известный русский инструмент. Обычно она трёхструнная. Есть 4 вида домры. Изготавливается из деревьев, у которых очень твердая кора. Также домру называют родителем нашей балалайки.

Бывшее название - хроматическая гармонь. У инструмента баварские корни. Сейчас очень часто используется и в концертной деятельности и на семейных торжествах. Один из язычковых инструментов. В Туле был открыт завод по их изготовлению, тем самым баян и становился всё известнее.

Гармошка

Еще один наиболее популярный русский народный инструмент. Родителем является китайский инструмент. Но и тут идут споры. Кто-то говорит, что гармонь была рождена в Германии, кто-то считает, что корень ее создания в России, кто-то считает, что в Чехии. По бокам у нее расположены 2 клавиатуры. У гармони есть 2 вида. Ряды кнопок тоже существуют разные.

Рожок

Клен и береза служат материалом для изготовления этого инструмента. Рожок издает своеобразные сигналы для привлечения внимания. И всё же рожок способен на веселые танцевальные мелодии. У него 6 отверстий для игры на нём.

Дрова

Название у этого инструмента говорит само за себя, возникло оно из связки дров. Есть специальная палочка – колотушка, с помощью чего и воспроизводится звук. Береза, клен и ель служат материалом, только перед этим их нужно подсушить. Самый лучший вариант – кленовый. Считается очень любопытным и оригинальным инструментом.

Свистулька

Также популярный русский народный инструмент. Самый красивый и маленький. Свистульку украшают различным орнаментом. Особенно нравятся свистульки в форме птицы с росписью или в виде другого зверька. У каждого региона может быть свой стиль орнамента. Очень часто в фильмах можно увидеть, как их делали для детей в виде игрушек. Так как инструмент выполнен из глины, то возраст определить невозможно. Когда – то свистульку считали магическим инструментом для связи с Богами.

Ложки

Казалось бы, ложки предназначены для еды, но это еще и музыкальный народный инструмент. Бытует мнение, что самый первый и самый распространённый. Раньше они изготавливались вручную. Ложки красиво расписываются различными рисунками, узорами и орнаментами. Если к ним привязать какие – то звоночки, то музыка будет разнообразнее. 2-3 ложки самый наилучший вариант для игры.

Русские народные инструменты

Популярные сегодня темы

Великая китайская стена-сооружение, которое удивляет цивилизацию с древних времён. До сих пор у исследователей много вопросов по отношению к ней. Это один из самых главных памятников древност

Многие русские путешественники, сделавшие великие открытия, которые были описаны в их путевых записках, вызвали уважение у нашего народа. Одним из них стал Афанасий Никитин, впервые рассказав

Борис Михайлович Кустодиев — тонкий ценитель искусства, талантливый русский художник конца XIX — начала ХХ века. Родился Борис Михайлович в 1878 году в Астрахани. Ранний интерес к творчеству

Вольтер (1694-1778 гг.), рожденный под именем Франсуа-мари Аруэ, относится к великим французским философам просветительского века, оставившим свой след и в литературном наследии.

Деревья рябины представляют собой декоративное растение, которое радует глаз круглый год. Дерево обладает пышными лапчатыми листьями зеленого окрас, с красным отливом.

Самая масштабная проблема в мире - это экология. Ежедневно население Земли увеличивается на 250 тысяч, что подразумевает под собой увеличение качества жизни человечества. Изобретение машин, б

русская народная музыка

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с полусферическим корпусом и тремя струнами в русской версии.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

В России это трёхструнная домра с квартовым строем - в России, в Беларуси и Украине - четырёхструнная домра с квинтовым строем . Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре - домрачей).

баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

дрова

Свистулька

свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.


Звездный час домры



Музыканты, играющие на домрах. Годуновская псалтирь, 1594 г.

Балалайку в руки – и пошла потеха…

Есть ли такой человек на земле, который не знает, что такое балалайка. Этот нехитрый инструмент болтает себе да бренчит просто и без претензий. Ну, а русскому крестьянину другого и не надо. Он из себя Страдивари строить не будет – возьмет балалайку в руки, а ноги тут же сами пустятся в пляс.


Не музыка, а свистопляска…


Хороша ложка к обеду – да не только!


Однако из всех предметов быта, мировую музыкальную известность получили именно ложки, расписные, деревянные – хороши и к обеду, и к празднику. В игровой комплект ложек могли входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна – начальница, что побольше. Дело в том, что разные по размеру ложки создавали целый каскад звуков.

Как из огорода на званый ужин попасть

К звуку и музыке у русского народа сначала был чисто практический интерес. Вот, например трещотка – известная сегодня как культовый народный ударный инструмент – первоначально использовалась для отпугивания птиц с огородов.

Ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок издавали поток звуков – звонких, глухих, скрипучих. С этих пор без трещотки уже не обходился ни один свадебный обряд или застолье.

Труба зовет


В знаменитой Липецкой битве князь Юрий Владимирский имел в своем войске шестьдесят деревянных труб, а в войске Ярослава, его противника, их насчитывалось сорок.
Источник

Сегодня разговор о народных музыкальных инструментах был бы неполным без обращения к традициям нашей страны и к истории появления самобытных русских инструментов. Народное творчество хранит в себе память веков, специфические национальные черты нашего народа. Духовная жизнь, бытовой уклад, эстетические и нравственные устои — всё нашло отражение в музыке и. способах её исполнения.

В Киевской Руси по предположениям исследователей были известны такие музыкальные инструменты:

  • рога и деревянные трубы (духовые ратные и охотничьи);
  • колокольчики и бубенцы, глиняные свистульки (обрядовые);
  • калюка и кугиклы (духовой обрядовый);
  • гусли (струнный);
  • сопель и свирель (духовые ратные инструменты достигали длины в аршин);
  • било (ударный сигнальный и обрядовый).

В те времена в Древней Руси творчество скоморохов и гусляров осуждалось церковью и признавалось бесовством. Поэтому народные музыкальные инструменты были не в почёте у власти, изымались и уничтожались. Так, в одной из летописей приведён указ, который требует искоренения скоморошества:

Благо, что эти времена тоже прошли и народ продолжал творить и жить вместе с музыкой. В XIX веке начинают появляться первые пособия по обучению игре на народных инструментах. А к концу века оформляется идея создания первого оркестра русских народных инструментов.

Первый народный оркестр

Первый коллектив народников был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым. Сначала это был Кружок любителей игры на балалайке, но после успешных концертов в России и за рубежом он получил название Великорусского оркестра. А уже после Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов стали появляться повсеместно. Какие же инструменты входили в состав народного оркестра? Сначала это были домры, балалайки, гусли, баяны и жалейки (духовой инструмент). Конечно, состав оркестра постоянно варьировался и постепенно расширялся другими русскими народными инструментами.

Инструменты русского народного оркестра

Весь инструментарий оркестра можно разделить на четыре группы:

  • Струнные: домры, балалайки и гусли.
  • Гармоники и баяны.
  • Духовые инструменты: рожок, жалейка, свирель, кугиклы, свистульки и др.
  • Ударные: ложки, бубенцы, колокольчики, дрова, шаркун, трещотки, кокошник и др.

Верхние строки партитуры русского народного оркестра занимают струнные инструменты, а именно — домры. Расскажем чуть подробнее о большинстве инструментов по порядку.


Струнные

Домра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Корпус — полусферической формы, звук производится с помощью медиатора. Обладает бархатным тембром и значительным техническим потенциалом. Среди основных исполнительских приёмов, которыми пользуются домристы, — связное и раздельное тремоло, пиццикато, одинарные и двойные удары по струне, глиссандо и флажолеты.

Домры бывают двух модификаций: трёхструнные и четырёхструнные, при этом следует отметить, что четырёхструнные инструменты широкого распространения не получили и в оркестрах обычно используются трёхструнные, которые делятся на подвиды по размеру, диапазону и настройке: пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые.

Балалайка — трёхструнный инструмент с корпусом треугольной формы. Звук мягкий, но довольно звонкий; тембр — нежный и тёплый. Основным звукоизвлечением являются удары и защипывание струн. Исполнительские приёмы — многообразны: бряцание, дробь, тремоло, пиццикато. В народном оркестре играют балалайки: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Они отличаются размерами, настройкой и диапазоном.

Гусли. У этого старинного инструмента разновидностей очень много. В русском народном оркестре обычно применяются так называемые стационарные варианты: щипковые и клавишные гусли. По-другому их ещё называют концертными или академическими. Но если того требует замысел композитора, то в ход идут крыловидные, или звончатые, гусли.

Клавишные гусли устанавливаются на металлической раме с ножками, на которой натянуты струны. С левой стороны у инструмента встроена небольшая клавиатура. Работает она следующим образом: при нажатии клавиши открываются и звучат только определённые струны. Играют на таких гуслях с помощью медиатора, а основные исполнительские приёмы — глиссандо, арпеджио и пиццикато. Диапазон составляет пять октав.

Щипковые гусли тоже установлены на ножках: металлическая рама с металлическими струнами. Они натянуты в двух разных по высоте плоскостях. Звук извлекается благодаря защипыванию струн пальцами обеих рук

Первые упоминания о гуслях начинают встречаться с эпохи Киевской Руси в лубочных картинках, летописях, житиях святых, фресках и различных сказках, пословицах и песнях.

Например, письменные источники с конца X — начала XI веков дают сведения о нескольких исторических лицах, умеющих играть на гуслях, и упомянутых в былинах.

Среди них Добрыня Никитич — богатырских дел мастер в Новгороде, Киеве, Чернигове и Москве.

Садко — богатый гость, герой новгородских былин. Кстати, Садко — имя историческое, которое встречается в новгородских летописях. В одной из них (1167 г.) содержится запись о том, что Садко построил храм Бориса и Глеба в Новгороде.

Вещий Боян, который родился не позже 1006 г. и жил примерно 95 лет. А свои песни начал слагать шестнадцатилетним юношей.


Гармоники оркестровые

В большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные — басовые партии. Без баяна сегодня невозможно представить ни один народных оркестр.

Звук гармоник обладает большой звуковой силой и по тембру значительно отличается от остальных народных инструментов. Именно поэтому они прежде всего применяются как колористические и мелодические инструменты.


Духовые

В русском народном оркестре входят не только инструменты русского происхождения: жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки, кугиклы, владимирские рожки — но и европейские. Среди них: флейта, флейта-пикколо, гобой и английский рожок.

Деревянный духовой инструмент под названием владимирский рожок обладает сильным, пронзительным звуком и немного гнусавым тембром. Поскольку рожки бывают разных размеров, то существует три разновидности этого инструмента: сопрано, альт и тенор.

Есть один русский инструмент, который часто называют народной флейтой — это свирель. По форме и тембровому окрасу она напоминает продольную флейту.

Уже не раз мы упомянули про жалейку — инструмент весьма простой конструкции, состоящий из трубочки длиной до 20 см с игровыми отверстиями, раструбом и мундштуком, который в простонародье называется пищиком. Жалейки отличаются размером, конструкцией и высотой звучания.

Европейские народные инструменты тоже стали частью нашего народного оркестра. И их заслуги очевидны. Звук флейты завораживает своей мелодичностью и выразительностью. Мелодии, исполняемые на флейта-пикколо, — пронизывают до глубины души. А гобой используется очень часто, потому что обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но с бо́льшим диапазоном. Его звук отличается особенной выразительностью и проникновенностью.


Ударные

В русском народном оркестре, как и в любом другом, без ударных инструментов ничего бы не получилось. Здесь есть и традиционные для симфонического оркестра инструменты: литавры, тарелки, треугольник, колокола, ксилофон, бубен, кастаньеты, большие и малые барабаны. Из народных ударных инструментов в оркестре звучат ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики, коробочки, шаркуны и дрова.

  • Ложки — обычные, сделанные из дерева суповые ложки. От удара ложки об ложку получается звук, напоминающий стук кастаньет, но более звонкий.
  • Трещотки — нанизанные на шнурок деревянные дощечки, которые при встряхивании издают щёлкающий звук.
  • Дрова — ударный инструмент, напоминающий ксилофон. Это скреплённые верёвкой деревянные брусочки, с тыльной стороны имеющие выдолбленную полость, глубина которой влияет на высоту звука. На инструменте играют специальными молоточками.
  • Шаркун — деревянная погремушка, внутри которой насыпан сухой горох.
  • Коробочка — это продолговатый, обструганный брусок с небольшой полостью в корпусе. Звук, колоритно имитирующий цоканье копыт, извлекается барабанными палочками.
  • Колокольчик — открытая к низу металлическая чашечка с закреплённым к низу ударником (язычком). Колокольчик (в сравнении с бубенцами) более чист и ярок по тембру.
  • Бубенчик — полый шар, в котором катается металлический шарик (иногда несколько). При встряске шарик ударяется о стенки и извлекает звук. Звук бубенчика (в сравнении с колокольчиком) тускловат; звук менее продолжителен. Его преимущество — он звучит в любом положении.

Интересные факты

В завершение хочется сказать, что инструменты русского народного оркестра — вечны. И мы верим в это. Они попадали в опалу, но заново возрождались. Сегодня к ним относятся весьма трепетно.

Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

Народная музыка, созданная с помощью русских музыкальных инструментов, продолжает радовать своим звучанием слушателей как в огромных концертных залах нашей страны, так и за её пределами.

Выражение удовольствия и радости высказывалось у наших предков пением, музыкою и пляскою и еще задолго до времени политической жизни Руси. Византийские историки повествуют, что славяне, жившие по берегам Балтийского моря, не знали войны, или если и знали, то всегда предпочитали мир войне, лю­били удовольствия и мирные занятия. Трудно решить, какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно было догады­ваться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать наверное, что дудка и рожок были у славян самым первым инструментом. Потом появилась жалейка, рог и свирель: наконец, волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли.

Дудка — самый простой пастушеский инструмент, существующий и посейчас в Малороссии; он называется сопелкою. Но дудку или сопелку нельзя смешивать со свирелью, потому что в книге пророка Даниила сказано, что в Храме, построенном Соломоном, употреблялись сопели, гусли, кимвалы, трубы, органы, свирели, самвики и псалтири и всякого рода мусикийска [1].

Рожок. В руках хорошего музыканта может заменить кларнет в заунывных песнях. Тоже принадлежат к древним пастушеским инструментам.

Дудка
Рожки

Жалейка, или сиповка, образует двойную дудку, издает сиповатый голос.

Рог делается из двух деревянных согнутых стволов, похожих на военные трубы; употреблялся на охоте. Музыка роговая была в употреблении при Екатерине II. И любителем этой музыки был обер-егермейстер Нарышкин. Музыка эта была им введена за обильными пирами.

Свирель. Самый древний инструмент. Он состоял из семи вместе сложенных рядов створов, длина каждого из них различна, притом так срезан каждый из них, что первый длиною более вдвое сравнительно с последним. Изобретателем этого инструмента был бог Пан. Этот инструмент употреблялся долгое время пастухами в Украйне и в Малороссии. В России их также употребляли на пирушках и в хороводах.

Жалейка
Свирель

Волынка. Представляет весьма своеобразный по характеру инструмент, напоминающий собою гармонику или мех в валах; здесь действует воздух, заключенный в бараний мех, к которому приложены три дудки и трубочка. В трубочку, прикрепленную кверху, напускается воздух с двух противоположных сторон, определены две разной величины трубки, чрез которые воздух, проходя, дает басистые голоса, а третья небольшая трубочка имеет несколько отверстий сбоку, дает возможность играющему производить пальцами разные голоса и звуки.

Гудок. Этот инструмент струнный, походит на скрипку, на котором находится три струны; играют посредством смычка. Рукоятка ее вверху загнута, как у баса, — с тремя колышками; по струнам водят смычком, и гудок производит гудение.

Балалайка. Всем известный трехструнный инструмент, высоко настраиваемый, служил для плясовых песен.

Гудок
Волынка

Ложки. Это два деревянные инструмента, напоминающие две сложенные вместе ложки. Рукоятки их унизывают сквозными бубенчиками и оставляют их висячими, подобно виноградным кистям; во время музыки трясут ложками, которые от движения шариков издают многообразные звуки. Тоны их многим нравятся лучше бубен.

Гусли. Они имеют вид легкой ручной арфы с медными струнами; строй их свободный, можно настраивать то очень высоко, то очень низко. Этот инструмент был известен в глубокой древности евреям. Еще Давид, будучи оруженосцем у царя Саула, часто усыплял его гнев кифарами и воспевал славу Божию [2]. В Малороссии долгое время играли на гуслях, но ныне они выводятся. Но у сербов этот инструмент существует и посейчас.

Гусли
Балалайка

Трубная музыка. О трубной музыке впервые упоминается в Киевской летописи, именно в Слове о полку Игореве (Карамзин. История государства Российского. Часть III. Пр. 165), что при осаде Киева в 1151 г. князьями Георгием Суздальским и Владимиром Галицким осажденные и осаждаемые трубили в трубы и били в бубны. Во время междоусобия новгородцев с владимирцами (в 1216 г.) первые имели 60, а последние 40 труб и 40 бубен. Во время похода русских против волжских булгар (в 1220 г.) в нашем стану были трубы, бубны, сурны, сопели. В это время были известны флейты. В XVI веке они делаются повсеместны, как то видно из песни того же века:

То ляхи в бубны вдаряют
У свистинска да у трубы выгрывают,
Усе войско свое до купы у громаду скликают.

В том же столетии появляются набаты, литавры (накры), флейты и сиповки.

Первоначальный вид труб нам не известен, но должно думать, что они были прямые, как у древних народов, и состояли из одного колена, и потом, изменяясь в устройстве, они получили ныне существующий вид, то есть трехколенные и прямые. К трубам привешивали кисти на шнурах и завесы четырехугольные: из парчи, камки, тафты с серебряной и золотой бахромой [3].

Бубнами или накрами называется подобие наших литавр. Это была небольшая медная чаша с натянутою поверх нее кожею. Конные привязывали ее к седлу, а пешие держали левою рукою и били восчагою из толстого ремня с прикрепленным на конце ее ременным шаром. У каждого воеводы был привешен к седлу тулумбас или жулумбас, поменьше описанных бубен, в который он сам бил во время надобности.

Сурни. Так называлась длинная узкая труба и прямая с закрытым нижним отверстием.

Набат. Так назывался большой медный барабан, который укреплялся на деревянном щите с помощью цепей: его утверждали на четырех рядом поставленных лошадях. Для ударения в него употребляли восемь человек [4].

Кроме музыки военной да музыки на свадьбах, духовенство запрещало ее вводить во всегдашнее употребление на пирах, кроме живших в Москве немцев. Олеарий говорит, что однажды патриарх приказал собрать все музыкальные инструменты у частных лиц, нагрузивши ими пять возов, за рекой Москвой сожгли.

Простой народ бегал от музыки, боясь нечистой силы, будто бы кружившейся во время игры. Веселившихся считали погибшими на том свете; раскаявшихся не допускали к причастию. Так было до Петра Великого, который успел рассеять мрак невежества убеждением, что музыка возвышает чувство, смягчает грубость нравов, доставляя самое невинное удовольствие.

Впродолжение XVII столетия появились в России многие музыкальные инструменты, из которых перечислим:

Барабан. Был известен у римлян. Его употребляли для собирания воинов для войны. Приписывают сарацинам его изобретение. Эдуард III, король Английский, в первый раз услышал его при въезде в Кале в 1347 г. [5].

Бубен
Барабан

Первоначальная наружность барабана была та же, что и ныне: деревянное лукошко, вызолоченное или выкрашенное, два вокруг его обруча и две натянутые кожи составляли все его устройство. В полках носили барабан на широкой тесьме или на кожаном ремне, повешенном через правое плечо; хранили в суконных чехлах, называвшихся нагалищем и чемоданом.

Литавры были то же самое, что бубны, но больше видом, медные, а часто серебряные. К ним привешивали для украшения завесы камчатные, суконные из ярких цветов и обшивали шнурами и кистями. В литавры били небольшими палочками, с закругленным на конце шариком.

Варган тоже музыкальный инструмент, зашедший к нам из Польши, а Польша получила его из Германии, представляет небольшое металлическое орудие с язычком в средине. Приложив его на зубы и вдыхая в себя воздух, бьют пальцем по языку, который при этом производит довольно приятные звуки по мере движения вдыхаемого воздуха.

Литавры
Варган

Орган, от него испорченное слово варган, введен католическим духовенством при богослужении не ранее IV столетия; употребляется ныне почти во всех христианских церквах, кроме греко-российской. Органы из духовного преобразовались в танцевальные и застольные, а эти послужили к устройству клавиров, роялей, клавесин и шарманок.

Во времена Екатерины II существовала кавалергардская музыка, или трубачи; однако она не простиралась далее гвардии. Император Павел I начал вводить музыку во всех полках, отчего она и стала называться военною. Александр I позаботился окончить намерение своего отца, и теперь она неразлучна с потребностью вкуса.

Бандура, кобза. Бандура — род арфы с 12, а иногда 28 металлическими струнами; их вешали на шею и ходили с ними из деревни в деревню слепцы или старики. Этот инструмент преимущественно известен в Малороссии.

Бандура
Цимбалы

Цимбалы, или кимвалы. Род фортепиано с металлическими струнами. Струны эти натянуты на рамке; по этим струнам ударяют стальною палочкой или надетым на палец стальным наперстком. Игра на цимбалах сопровождается или пением, или каким-либо духовым инструментом. Звук ее громкий и приятный.

[1] Кн. прор. Даниила, гл. 3, с. 5-15. Паралипомен. гл. 5, с. 12-14. Кн. 3. Царств, гл. 40, с. 12.
[2] Исповедатися Господеви в гуслях, во псалтыри десятиструнном, пойте Ему. Каф. 5, с. 2. Потом ап. Каф. 8, ст. 9. Каф. 10, ст. 22 и пр. См. Псалтирь с толкованием. Изд. Киев. Печ. Лав. 1814 г.
[3] В рис. к путешествию бар. Маиерберга. Изд. гос. канцл. гр. П. Румянце­вым в 1827, изобр. трубачи, играющие на трубах с завесами.
[4] Некоторые думают, что набат перешел к нам от татар. См. Историю одежд и вооружений. Ч. 1. С. 10.
[5] Барабан — древнее название франконских славян. Baraban

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Читайте также: