Сообщение музыка и танец древней эллады

Обновлено: 18.05.2024

Все мы знаем, что музыка родилась вместе с человечеством. Изначально она была рядом с нами в виде гармонии звуков природы, но постепенно человек, всё больше и больше увлекающийся чарующими звуками, начал создавать мелодии сам.

Музыка в самом начале пути использовалась для "связи" с богами, различных ритуалов "околорелигиозного" характера и общения между людьми. Предлагаю сегодня поговорить о музыке Древней Греции.

Какой она была? На чём играли греки античности? Что унаследовала современная музыка от мелодий Эллады? Давайте разбираться! В конце вас ждёт бонус - возможность послушать настоящую древнегреческую музыку!

Платон: "Для тела - гимнастика, для души - музыка"

Слово "музыка" произошло от слова "муза". Так в Древней Греции называли девять богинь, покровительствующих искусству. К слову, пять из них "патронировали" непосредственно музыке, а это говорит о том, что музыка была очень важна для жителей античной Эллады.

Кстати слова "мелодия", "симфония", "ритм", "гармония" и многие другие также унаследованы нами из греческого языка.

Что понимали под термином "музыка"? Чувства и мысли, выраженные с помощью гармоничного сочетания звуков. Издревле музыка была близка человеку, помогала выразить характер и показать переживания. Поэтому её называют "языком души".

Всё древнегреческое искусство пронизано любовью к музыке - Орфей, играющий на лире и очаровывающий диких зверей; Амфион, завороживший музыкой камни, которые сами прыгали на положенное им место во время стройки; Арион, переливами своей музыки добившийся спасения со стороны дельфинов в ситуации, казалось бы, безвыходной.

Это показывает глубину веры в магическую, сверхъестественную силу звуков. Такая вера была свойственна всем народам мира.

Древнегреческая музыка была характерна своей "песенной" направленностью: слово и звук, объединённые в союз и связанные единым ритмом. Уже в гомеровскую эпоху странствующие барды, повествующие о мифах, легендах и правдивых историях, сопровождали свои выступления игрой на лире или кифаре.

Была популярна и народная песня. Нам известно, что были распространены такие песни, как плач, комос (завершающая день), гименей (торжественная свадебная песня), лен (лирическая песня, повествующая о прощании лета и осени) и другие.

Около V века до н.э. наступает золотой век жанра песни и комедии. Историки считают, что эти жанры восходят к культу бога Диониса, который помимо виноделия покровительствовал религиозному экстазу, театру и вдохновению.

Драматургия того времени связала воедино песню, танец и музыку - даже разговоры актёров сопровождались игрой на инструментах.

К сожалению, из огромного музыкального наследия античной Эллады до нас дошли всего лишь несколько произведений и отрывков. Сохранились гимны Аполлону, Дельфийские гимны, Эпитафия и несколько других.

Но до нас дошли многие труды древнегреческих философов, посвящённых музыке и музыкальной теории. Например, вы можете прочитать "Элементы гармоники" за авторством Аристоксена или "О музыке", написанную Плутархом. Именно эти труды позволяют нам понять, какой была музыка Древней Греции.

"Та никого там не мучают - соседский мальчуган играть учится. Если кто и мучается, то это мы!"

А на каких инструментах играли в Древней Греции? У эллинов был довольно богатый арсенал струнных, духовых и ударных инструментов.

О музыке Древней Греции можно судить преимущественно по памятникам литературы (художественной и научной) и изобразительного искусства. Уцелели лишь некоторые фрагменты собственно музыкальных памятников – лирических и погребальных песен, 12 строк гимна радости в честь бога Аполлона и др.

Урания – покровительница астрономии

Каллиопа – эпической поэзии

Эрато – любовной поэзии

Эвтерпа – лирической поэзии (музыки)

Полигимния – священных гимнов

Возглавлял группу муз Аполлон – древнегреческий бог, покровитель знаний, науки и искусства. Все музы – сёстры, и в их родстве заключается глубокий смысл: миф в образной форме отражает суть реальных явлений. В Древней Греции музыка возникает не как самостоятельное искусство, а в триединстве: поэзия – музыка - танец. Во главе – поэзия, музыка сопровождала её всего несколькими звуками на лире или кифаре. Вот почему Эвтерпа, Эрато, Каллиопа и Полигимния олицетворяли собой не отдельные искусства, а разные жанры внутри музыкально-поэтического искусства. Песни и гимны вначале сопровождались танцем. Музы театра – Талия и Мельпомена – также олицетворяют союз разных искусств. В греческом театре музыка была обязательным элементом, актёры произносили свои роли нараспев. Важное значение имел хор, раскрывавший слушателям смысл происходящего действия.

Большое место в древнегреческой музыке отводилось гимнам - песнопениям в честь богов: Аполлона (номы), Артемиды (парфении), Диониса (дифирамбы, фаллики) и т.д. Древнейший ритуал жертвоприношений представлял собой синкретическое музыкально-танцевальное действо. Аэды и рапсоды были одновременно поэтами, композиторами и певцами, аккомпанировавшими себе на каком-либо струнном инструменте.

Сохранившиеся сведения о различных жанрах народных песен (георгики - крестьянские, эпиталамы и гименеи - свадебные, трены – плачи и др.) свидетельствуют о развитом музыкальном фольклоре. Из народного музыкально-поэтического искусства берёт свои истоки профессиональное искусство древнегреческой хоровой и сольной лирики (первоначально лирика – песня под лиру).

Наиболее распространёнными жанрами хоровой лирики были элегии и оды. Элегией первоначально называлась жалобная песня под флейту, игрой на которой сопровождались причитания по умершим. Впоследствии элегией стали именовать стихотворение либо музыкальное произведение (вокальное или инструментальное) задумчивого, печального характера.

Высшего расцвета хоровая лирика достигла в одах - песнопениях, создававшихся в честь победителей на Пифийских, Олимпийских и других играх. Отсюда торжественность, приподнятость настроения, особое строение оды: в центре – легендарное повествование, обрамлённое воспеванием победителя (трёхчастная форма: строфа-антистрофа-эпод). Классическим образцом древнегреческой оды могут служить творения Пиндара (VI-V вв. до н. э.).

В конце VIII – начале VII вв. до н.э. на острове Лесбос образуется музыкально-поэтическая школа, имевшая особое значение в развитии сольной лирики (Сафо, Алкей, Анакреон). Там возникает школа кифаристов во главе с Терпандром.

Роль инструментальной музыки в Древней Греции была менее значительной, нежели вокальной. Вначале инструменты использовались для аккомпанирования пению. Распространение получили:

Кифародия – сопровождение пения игрой на кифаре (струнный щипковый инструмент, родственный лире. Количество струн – от 4 до 18);

Лиродия – на лире;

Авлодия – на авлосе (род свирели) – обычно сопровождала военные действия, гимнастические упражнения, трагедийные хоры.

В области сольного инструментального исполнительства - авлетика и кифаристика (игра на авлосе и кифаре соло, без пения).

Появляются следующие жанры: авлодический и кифародический номы (песнопения в сопровождении авлоса или кифары), авлетический и кифаристический номы (виртуозные пьесы для солирующих авлоса или кифары).

Хоровая и сольная лирика, трагедия и комедия, инструментальная музыка – все эти виды искусства включались в Пифийские игры (названы в честь Аполлона, победившего дракона Пифона), на которых, наряду с атлетами, выступали поэты, певцы, музыканты. Победителей награждали лавровыми венками.

В Древней Греции применялась буквенная нотация. Древнегреческая музыка была, в принципе, одноголосна, но при инструментальном сопровождении напевов и дифференциации вокальных партий возникало гармоническое звучание отдельных интервалов. Основой ладового мышления древних греков были разные виды тетрахорда. Греки определяли ритм как мужское начало, а мелодию – как женское.

2. Разновидности музыкальных инструментов

Инструменты, какими пользовались греки, резко отличались от современных. Основных их видов насчитывалось два: струнные, типа кифары, и духовые, типа флейты. Как с точки зрения тембра, так и силы звука они были необычайно просты и бесцветны.

При игре на лире исполнитель (лирист) обычно сидел и держал инструмент на коленях несколько наискось от себя. Настраивали лиру при помощи особого ключа (хордотона). При игре использовали не только пальцы, но и плектр из дерева, слоновой кости или металла. Играли одновременно пальцами и плектром, то попеременно (плектр представлял собой плоскую, заостренную с обоих концов небольшую палочку; иногда это была ложечка с отверстием, в которое удобно вставлялся палец правой руки).

Как отдельный вид лиры упоминается барбитон. Он был больше лиры и обладал более низким звучанием. Другие разновидности лир – пектида, эпигонион и магада. Последняя имела 20 струн, эпигонион – 40.

Кифара была одним из наиболее бедных и наименее выразительных инструментов, какие только можно вообразить, но она отличалась строгой чистотой звука и мужественной ясностью. А именно это греки и ценили в ней! Они ведь не требовали от своих инструментов ни блестящего и страстного воспроизведения наслаждений, борьбы, страданий, наполняющих жизнь, ни изменчивого отражения тех мечтаний, в которые нас погружают иногда наши радости и печали. Они желали ясных и простых впечатлений, являющихся как бы эхом того Олимпа, где царствовало вечное блаженство.

Более крупная кифара, которая имела струнник, соединявший дужки, колышки и резонансный ящик, называлась формингой.

5. Другие струнные инструменты

Духовые инструменты, в отличие от струнных, издавали страстные и воодушевляющие звуки. Самым простым духовым инструментом была флейта. Ее изготовляли из специального тростника; такой тростник появлялся, когда после проливных дождей в озере не менее двух лет стояла высокая вода. Выросший при высокой воде тростник был толще и мясистее обычного. Все флейты были снизу шире, сверху – уже и имели несколько боковых отверстий (от 1 до 7). Мундштук мог быть металлическим и имел различную форму: был то уже, то шире; то прямой, то загнутый.

Флейта обладала большим разнообразием и гибкостью звучания. Ею пользовались как необходимой принадлежностью блестящих празднеств; обыкновенно она служила аккомпанементом любовным и страстным песням. Впрочем, возможности этого инструмента также были весьма ограничены.

Наряду с кифарой самым распространённым инструментом в античном мире был авлос. Он состоял из мундштука с одним или двумя язычками и из трубки (бомбикса), снабженной четырьмя (и более) дырочками и боковыми клапанами в форме подвижных колышков. Длина бомбикса варьировалась в зависимости от требуемого регистра и вида инструмента: высокие авлосы с небольшим диапазоном были короткими, а низкозвучащие, обладавшие более широким диапазоном – значительно длиннее. Изготовляли бомбикс из тростника, дерева, слоновой кости, а также очищенных коленных костей осла или оленя. В бомбиксе было определенное количество отверстий (в наиболее сложных - до 15), так что диапазон авлоса мог охватывать до двух октав. Мундштук с язычком делался из камыша и являлся важнейшей частью инструмента. По своему устройству авлос приближался к современному кларнету.
Исполнители на авлосах именовались авлетами.

9. Инструменты для подачи сигналов

У спартанцев, наряду с кифарой и лирой, одним из самых распространенных инструментов был салпинкс – прямая длинная труба с чашеобразным патрубком и расширенным нижним концом. Она издавала хриплые отрывистые звуки и использовалась для подачи сигналов войскам на поле боя, а также для исполнения боевых маршей. Для подачи сигналов в лагере использовался рог (керас). Трубач назывался кератаулесом.

10. Шумовые и ударные инструменты

Кимбалон – ударный инструмент; состоял из двух небольших полых металлических полушарий одинаковой величины. Каждое полушарие имело плоское кольцо, за которое можно было держать инструмент, когда музыкант ударял ими друг о друга. Особенно широко использовался кимбалон во время Дионисий.

Тимпан – бубен, обтянутый кожей с металлическими кружками на раме. В него били рукой или потряхивали. Тимпан задавал ритм маршам и пляскам в праздники Диониса и Деметры.

Кроталон (погремушка) использовался во время оргий в честь Диониса, а также в качестве аккомпанемента при исполнении веселых танцев.

Крупесион - представлял собой две соединенные под острым углом металлические или деревянные дощечки с колокольчиком между ними. Надевался на ногу и использовался начальниками хоров, задававших ритм певцам.

11. Характер древнегреческой музыки

Переходя от музыкальных инструментов к самой музыке, необходимо отметить разницу между искусством древних греков и современных народов. В музыке греки любили скорее ясность, спокойствие и чистоту тона, чем богатство созвучий. Они питали инстинктивный страх к слишком богатой и слишком чувствительной мелодии. В особенности это касается спартанцев. Слова их песен были всегда просты и мужественны. Они лишь восхваляли тех, кто жил благородно и имел счастье умереть за Спарту, или же порицали людей, проявивших трусость.

12. Основоположники мусического искусства

Терпандр родился в городе Антиссе на западном побережье Лесбоса. Согласно преданию, он стал наследником лиры мифического Орфея (волны прибили ее к острову) и вместе с нею получил редкостную способность к созданию музыкальных произведений. Терпандр ввел ноты, посредством которых изображал не только свои мелодии, но и произведения прежних композиторов, старинные народные песни и принятые богослужебные напевы. Четыре раза подряд он одерживал победу на Пифийских играх.

Заслуга Терпандра заключалась в том, что он сочинял замечательную музыку, эмоциональный строй которой полностью соответствовал духу утверждающихся законов и особенностям их текста. Это должна была быть яркая и образная музыка, помогающая проникнуть в суть законоположений и приемлемая для всех возрастов и самых разнообразных вкусов.

14. Эволюция нома

Младший современник Терпандра Фалет родился в Горгине на Крите. Свои законодательные идеи он облекал не в параграфы учения, не в своды законов, а в лирические песни. Лакедемоняне уговорили Фалета переехать в их полис. По преданию, он спас Спарту от стихийного бедствия – отвратил своей игрой от города чуму. Но еще больше сделал Фалет для поддержания гражданского мира. Песни, сочиненные им, посредством мелодий и ритмов призывали к послушанию и единомыслию. Совместно с двумя другими музыкантами Фалет учредил в Лаконике гимнопедии – ежегодные десятидневные празднества, проводившиеся в память погибших спартанцев и посвященные Аполлону. Исполнение упражнений сопровождалось на гимнопедиях песнопениями, имевшими серьезный и торжественный характер.

16. Дальнейшее развитие древнегреческой лирики

Симонид Кеосский (556 – 468 гг. до Р.Х.) стал творцом двух новых жанров хоровой лирики: эпиникия – песни в честь победы на состязаниях и френа – плача о смерти именитого гражданина.

17. Танцевальное искусство

Греков всегда приводили в восторг ритмические, стройные и выразительные движения. Поэтому танцы занимали важное место среди других искусств, и насчитывали множество разновидностей. Одни танцы исполнялись отдельными танцорами, другие – целыми хорами; одни были печальными, другие – веселыми; одни – мирными, другие – воинственными. К особому жанру следует отнести гипорхемы – песни, сопровождавшиеся танцами.

Танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага с подобающей жестикуляцией и движением рук. Средствами танца представляли различные исторические события или разыгрывали сценки из жизни. Каждый танец был посвящен кому-либо из бессмертных обитателей Олимпа и отражал то, что должно быть свойственно тому или иному божеству, тот мир, на который бог распространял свое покровительство.

Греки предъявляли ко всем танцам два основных требования: во-первых, они должны были отличаться красотой пластики, во-вторых – ясно выражать различные чувства и известные мысли. Танец очень часто носил чисто подражательный характер. Например, танцоры изображали подобие битвы и совершали в такт все движения, какие имеют место в сражении: делали вид, что мечут стрелы или уклоняются от них, бросали копье и отражали удары; они бежали вперед, отступали, нагибались, падали на землю, как бы раненные или убитые, быстро поднимались и меняли фронт. В хоровых лирических танцах к красоте каждого отдельного танцора присоединялась прелесть движений хора, который развертывался то в прямые, то в волнистые линии, то в параллельные и встречные, причем эти движения устраивались и разнообразились на тысячи ладов; иногда хор состоял наполовину из юношей, наполовину из девушек; группы их переплетались, стройно и в такт исполняя простые и сложные фигуры.

18. Некоторые древнегреческие танцы

Своеобразным танцем, исполнявшимся на пирах, был кордакс. Пошатываясь и покачиваясь, танцор подражал движениям пьяного.

Древнейшее средство самовыражения внутреннего мира человека - танцы. Греция известна всему миру своим Сиртаки, Каламатианосом, Зейбекико и другими плясками. Их знают и изучают в разных странах, а сами греки не представляют своей жизни без национальных танцев, которые дают возможность выразить движениями тела массу чувств.

Притча о том, как появился танец Курит

Древний Уран был смещен с небесного трона своим сыном Кроносом. Понимая, что его отпрыски могут поступить с ним так же, новый Верховный Бог съедал всех младенцев, коих рождала ему жена, богиня Гея. Когда родился Зевс, ставший впоследствии верховным богом Олимпа, мать спрятала его в одной из пещер острова Крит, а своему безжалостному мужу скормила камень, завернутый в пеленку.

Полубоги куриты спасли Зевса. Он, конечно же, сместил своего отца с трона, а танцоров сделал священниками. Потомки же древних курит во время проведения религиозных служений обязательно использовали танец, спасший в свое время верховного бога Олимпа, как обязательную часть церемонии.

Греческие танцы: история появления
Греческие танцы: история появления
Греческие танцы: история появления

Когда появились танцы в Греции

Ученые говорят о том, что массовые танцы на территории Греции появились примерно в 3000 веке до нашей эры. Раскопки минойской цивилизации на острове Крит показали - для людей той далекой эпохи пляски являлись важным элементом их каждодневной жизни, а также религиозных ритуалов.

Танец у критян имел тесную связь с работой и любовью, весельем и грустью, и даже со смертью человека. В 1500 годах до н.э. Микены захватили Крит и переняли у местных жителей их танцевальные и культурные традиции, распространив их с течением времени по всему континенту.

Как правило, критяне танцевали вокруг алтаря, крупного дерева либо каких-либо предметов, наделенных, по верованиям людей, мистическими силами. Танцоры верили, что таким образом они изгоняют из свои тел и мыслей злых духов, делают свою душу чистой.

Критские танцы, если верить оставшимся с древних времен скульптурам и изображениям на скалах, могли быть и парными (женщины танцевали с мужчинами). А вот в античной Греции создавалось два круга танцоров. В одном были исключительно парни, в другом только девушки.

Лучшие отели Крита Посмотреть все

Stella Island Luxury Resort & Spa

Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц. Подробнее

10% скидка на Раннее Бронирование, плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Nana Princess Hotel. Крит

Курортный отель Nana Princess предлагает превосходное 5-звездочное обслуживание и богатый выбор 102 безупречно спроектированных люксов и вилл. Подробнее

30% скидка на Раннее Бронирование (до 31/01/22), плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Royal Marmin Bay Boutique & Art Hotel

Первый в Греции 5-и звёздочный энергоэффективный, экологически чистый отель с видом на знаменитую бухту Мирабелло. Подробнее

Раннее бронирование 2022, плюс 10% доп. скидка

Древние танцы античных времен сопровождались музыкой с четко выделяемым ритмом, издаваемым колокольчиками, цимбалами из металлического материала, морскими ракушками и деревяшками.

Античная система образования придавала танцу особое значение. Из старинных рукописей нам известно, что он являлся отдельной дисциплиной, наряду с письмом, музыкой и физическим развитием, в учебных учреждениях Древней Греции. Причем каждой греческой области были присущи собственные танцевальные традиции. В мирных городах и землях в почете были спокойные танцы, а вот, например, спартанцы признавали исключительно воинственные пляски перед началом битв с врагами, либо после победы над неприятелем.

Читайте также: