Сообщение многопартийность в обновленной россии

Обновлено: 05.07.2024

Наиболее активный процесс образования партий и других политических объединений в России наблюдался в конце 80-х — начале 90-х годов. Данный краткий, но бурный период отечественной политической истории стал первым этапом формирования многопартийности в стране.

Этот процесс был обусловлен рядом социально-экономических и политических обстоятельств. Одно из них — глубокое политическое отчуждение, назревшее в обществе по отношению к КПСС, которая как партия в единственном числе доминировала на советской политической сцене. Так, по данным Центра социологических исследований АОН при ЦК КПСС, в ноябре 1989 г. в пяти республиках СССР (в том числе в четырех регионах Российской Федерации) доля населения, разуверившегося в прогрессивной общественной роли КПСС, значительно превышала долю верящих в ее способность вывести страну из экономического тупика и политического кризиса. Не только большинство населения, но и 37% опрошенных членов КПСС высказались в пользу создания в стране многопартийной политической системы. Иначе говоря, монопольное положение КПСС в политической жизни было утрачено де-факто[15].

Образование многопартийной системы было связано также с дроблением КПСС на партии и движения социалистической ориентации, рассматриваемых обычно в качестве партий левого фланга. К ним принадлежала тогда Всесоюзная партия большевиков (ВКП(б)), Российская партия коммунистов (РПК), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) и др.

Все эти партии превратились в аутсайдеров политической жизни либо прекратили самостоятельное существование. Главные причины их развала — отсутствие социальной опоры и программ действий, адекватных этапу перехода российского общества от прежней к новой модели экономического и политического устройства.

В этот период создавались также региональные партии и общественно-политические движения. Практически единственная цель их создания состояла в удовлетворении властных амбиций людей, претендовавших на посты административных руководителей субъектов Российской Федерации (президентов, губернаторов), а также в формировании лоббистских групп депутатов в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации.

В 1992 г на волне роста политического плюрализма была создана Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). В ее составе, по разным данным, насчитывается от 150 до 200 тыс. членов. Во время выборов в Государственную Думу первого созыва она имела наибольший успех: за нее проголосовали по общефедеральному округу 12,3 млн избирателей, а ее фракция составляла 63 депутата. Однако на выборах 1999 г. за эту партию проголосовали уже только 4 млн человек. Главная особенность ЛДПР, по данным социологических исследований, состоит в том, что ее поддерживают в основном представители маргинальных слоев населения, политическое поведение которых зависит от ситуативных факторов — задержек выплат заработной платы, колебаний уровня безработицы, массовых отключений электричества из-за задолженности предприятий и населения перед энергетиками и т.д.

Создание многих, так сказать, протопартий и движений в весьма слабой степени было связано с потребностями политического развития и интересами населения. Фигурально выражаясь, эти партии и движения можно назвать партиями головастикового типа, т.е. за редким исключением они не имели действующих организационных структур на территории страны и функционировали только в Москве, в отдельных республиканских, краевых и областных центрах. Нередко такого рода партии и движения создавались как ширмы иной (не политической) деятельности или сугубо для реализации устремлений отдельных политиков и предпринимателей быть избранными в органы государственной власти. Поэтому вышеизложенная классификация их относительна, поскольку схожесть декларируемых большинством из них программных установок, социальных ценностей, а также клубный принцип организации и малочисленность состава обусловливают трудность типизации по политическим, организационным и иным основаниям. Многие партии (в том числе из упомянутых) сошли с политической сцены.

К концу 90-х годов процесс образования новых партий практически завершился, но еще не увенчался формированием эффективной партийной системы. Это объясняется переходным состоянием российского общества, которое связано с тотальной ломкой системы производственных отношений, с глобальными изменениями социальной структуры общества, образа жизни и политической культуры населения. В этих условиях абсолютное большинство партий было не в состоянии определить свою реальную социальную базу и соответственно осуществить представительство интересов конкретных групп людей в политической борьбе.

На рубеже 1999—2000 гг. наметился третий этап процесса становления многопартийной системы в России — этап укрупнения партий, четкого определения их политического лица и электоральной базы, отстранения квазипартий и политических движений от участия в политическом процессе.

На процесс укрупнения партий существенное влияние оказывает принятие парламентом России закона о партиях. Среди его ключевых положений фигурируют такие, как отказ от регистрации партий, образованных на национальной и религиозной основах, а также региональных партий и партий, не имеющих широкого представительства в субъектах Российской Федерации. Эти и ряд других законодательных норм, несомненно, отражают объективные потребности формирования политической системы российского общества. Они ограничат возможности регистрации новых карликовых партий и подтолкнут существующие однотипные партии к объединению.

Надо сказать, что укрупнение партий и установление более четких правовых норм их деятельности может оказать положительное влияние на реализацию ими роли посредника между государством и населением с точки зрения более адекватного выражения интересов различных социальных слоев в государственной политике. Во всяком случае в том виде, в котором существовала многопартийность в 90-е годы, она мало устраивала большинство российских граждан.

В принципе в общественном сознании преобладают взгляды на многопартийность как на основу демократии. Абсолютное большинство населения имеет вполне определенное мнение о различных партиях. Это говорит о том, что многопартийная система при всей ее неразвитости вошла в политическую жизнь страны. Но не менее существенно и другое: то, что доля опрашиваемых, антипатично настроенных по отношению к партиям, в полтора раза превышает долю тех, кто выражает им симпатии. Более того, по данным исследования, проведенного Социологическим центром РАГС при Президенте РФ в мае 2000 г., у населения ширится мнение о полной ненужности многопартийности в политической системе российского общества[16] (табл. 10.1).


Следует понимать, что многопартийность, существующая исключительно на бумаге, присуща не только нашей стране. В тех же Соединенных Штатах или Великобритании реальный политический ландшафт государства уже веками определяют две силы: в первом случае демократы и республиканцы, во втором – либералы и консерваторы. Остальные партии (которых в этих странах существует, поверьте, более чем достаточно) играют роль статистов, ни на какое реальное влияние претендовать не смеющих. При этом, заметьте, обе упомянутых страны гордо несут звания оплотов парламентаризма и светочей демократии.

Кстати говоря, реальная многопартийность вовсе не всегда идет на пользу интересам государства. В основном такое положение характерно для некоторых стран Европы. В Австрии, Бельгии, Дании как таковых нет ни правящей, ни вообще лидирующей по количеству симпатий электората партий. Отсюда потрясающий разнобой в тамошних парламентах, вечная борьба за создание дееспособных коалиций, которые зачастую распадаются, не успев родиться. Следствием этого нередко становятся весьма затяжные парламентские кризисы, делающие невозможным принятие сколько-нибудь важных решений, для которых необходимо большинство, и сопровождающиеся калейдоскопической сменой правящих кабинетов, члены которых не успевают даже толком войти в курс порученных им дел.

Содержание работы

Введение 3
Становление многопартийной системы в России 3
Особенности многопартийной системы в современной России 7
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

контрольная по политологии.doc

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

по дисциплине "Политология"

Тема: Особенности многопартийной системы в современной России.

заочная форма обучения

3 курс, группа ВГ810

План контрольной работы

Введение

Наличие полноценной многопартийной системы в развитых странах является одним из важнейших условий существования демократии, формирования ценностей свободы личностной автономии, гражданских прав и гражданского общества, развитие новых отношений общества с государством. Вопросы же о будущем многопартийности в России все чаще привлекают внимание многих политологов, ученых. И совсем неслучайно.

Поэтому политические преобразования в России 90-х годов прошлого века направлены были в первую очередь на ликвидацию монополии КПСС на власть в обществе и на утверждение партийной системы европейского типа, т.е. многопартийной политической системы. И во многих публикациях последних 20-ти лет, и в общественном сознании российских граждан сложилось твердое убеждение, что на смену однопартийной системе пришла близкая к европейской классической модели многопартийная система. Однако критически мыслящие политологи уже с середины 90-х годов стали замечать, что реальные политические процессы в России существенно отличаются как от традиционных, так и от современных европейских.

В данной работе попытаемся разобраться во всех сложностях и противоречиях становления и дальнейшего развития многопартийной системы нашей страны.

Становление многопартийной системы в России

Первые политические партии в России появились в конце XIX в. (социал-демократическая партия, партия социалистов-революционеров). Однако возникновение партийной системы в стране относится к началу XX в., когда Манифест 17 октября 1905г. даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу союзов (что подразумевало и свободу создания политических партий). До начала 20-х гг. в России существовала многопартийная система, в 20-80-е гг. – однопартийная, в конце 80-х гг. страна вернулась к многопартийной системе, о реальном существовании которой уместно говорить лишь с 1993г., т.е. с момента первых соревновательных выборов.

В качестве одной из основ конституционного строя закреплена многопартийность, что означает не только возможность существования ряда партий с различными программами (идеологический плюрализм), но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом о партиях.

Политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии добровольное и никто не может быть принужден к вступлению в нее или лишен возможности выхода из нее. Свобода вступления в политическую партию ограничена законом для некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих). Запрещены создание и деятельность партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности российской государственности, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни. Действующим законодательством не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах государственной власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и правоохранительных органах.

Процесс формирования многопартийной системы в России происходит сложно и противоречиво, сопровождается внезапным появлением и столь же внезапным исчезновением с политической арены большого числа партий, расколами и размежеваниями партийных рядов. Причины этого заключаются как в своеобразии самих российских политических партий, так и в особенности исторической ситуации, в которой партиям приходится действовать.

Прежде всего, следует отметить взрывной характер формирования многопартийности в России. За несколько лет в стране возникло большое количество партий. Однако деятельность многих из них не затрагивает глубинные слои общества. По возможностям и способам влияния на принятие решений большинство ныне существующих российских партий ближе к группам давления, а по основным признакам – к протопартиям, характеризующимся малочисленностью, организационной слабостью, аморфностью программ, популизмом.

Трудности процесса становления многопартийности в стране связаны и со сложностью конкретной исторической ситуации, когда перед обществом стоит проблема поиска и выбора нового пути развития, который соответствовал бы как культурным, историческим и иным особенностям России, так и стандартам, выработанным мировым сообществом. В условиях поиска нового пути развития партии обращаются не к отдельным слоям и группам населения, а к обществу в целом, отстаивая свою модель развития страны. Зачастую эти обращения носят общий и неопределенный характер.

Попытки ориентации на стандарты, выработанные мировым обществом, в том числе попытки перенести многие элементы современного западного общества (либерализацию, политическую институализацию по западному типу) на российскую почву, обусловили формирование у российских политических партий черт, присущих новому типу электорально-профессиональных партий Запада, к которому последние пришли в процессе длительной эволюции.

За последние годы были приняты действенные решения, направленные на укрепление и укрупнение партий. Вместе с тем партии получили и дополнительные возможности. Выборы в Государственную Думу проходят исключительно по партийным спискам. Как минимум половина депутатов региональных законодательных собраний также избирается по партийным спискам. Партии получают финансирование из федерального бюджета, то есть существуют практически на деньги избирателей. Только партиям с прошлого года дано право выдвигать кандидатов на замещение должностей в субъектах Федерации, представляя их Президенту.

Перечень этих полномочий можно продолжить. В результате той работы, которую вели в последние годы Президент и правительство, количество партий стало меньше, но их влияние заметно повысилось, в том числе и на региональном уровне. Организационно все партии стали сильнее: и правящая партия, и партии оппозиционные.

Перечисленные доводы еще раз подтверждают тот факт, что многопартийность в России это сложное противоречивое явление, которое в первую очередь обусловлено как особенностями действующего законодательства, так и менталитетом российского общества.

Особенности многопартийной системы в современной России

О значимости данной проблемы говорит еще и тот факт, что в Кремле 22 января 2010 года под председательством Дмитрия Медведева состоялось заседание Государственного совета, посвящённое вопросам развития политической системы страны, на котором значительная часть времени была уделена вопросам партийной системы в России. Кроме того, стоит отметить тот факт, что данный вопрос постоянно освещается в ежегодном послании президента России к Федеральному собранию. Глава российского государства в ходе оглашения послания 12.11.2009 г. Федеральному Собранию РФ констатировал, что "многопартийная система в целом в Российской Федерации сложилась. Политические партии прошли испытание временем. Они завоевали доверие, стали по-настоящему массовыми. Их программы отражают весь спектр существующих в обществе политических взглядов".

Однако, следует отметить, что в предшествующих шестнадцати посланиях Президентов современной России о многопартийности говорилось не так уж и много. Дважды к этой теме обращался Президент России Ельцин Б.Н. В послании Президента РФ Федеральному Собранию от 17.02.1998 "Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" он отметил, что «есть несколько препятствий на пути к формированию нормальной многопартийной системы. О двух существенных хочу упомянуть. Первое - отсутствие закона о партиях. Второе - неадекватность действующей избирательной системы современным социально - политическим условиям России. Во многом из-за этого происходит дробление партий. Одновременно необходимо продолжать совершенствование избирательного законодательства по следующим направлениям:

- усиление общественного контроля за ходом выборов;

- изменение принципов финансирования избирательных кампаний;

Безусловно, со времени нахождения во главе государства Б.Н. Ельцина до прихода к руководству страной Д.А. Медведева произошло достаточно много того, что способствовало формированию определенных особенностей развития партийной системы России. Приведенные выше высказывания в разное время президентов об этом лишний раз свидетельствуют.

Во-вторых, в России невозможна правящая партия в полном смысле этого слова, так как ни доминирующая партия, ни партийная коалиция согласно Конституции не полномочны определять состав и политику правительства. В современной России отсутствует также потребность в создании партийных коалиций, так как любая коалиция, даже обладающая 100% мандатов в парламенте не сможет существенно влиять на позицию беспартийных правительства и президента. К этому критическому замечанию В.Я. Гельмана уместно добавить, что в России в силу невостребованности партийных коалиций оказывается бесполезной и сама многопартийная модель.


Конституция определяет государственное и общественное устройство страны, роль Конституции, вне всяких сомнений, не может быть переоценена. Конституция, как законодательный акт, является не только правовым, но и политическим, социальным, и даже мировоззренческим. Поскольку государство не может исключать глубокий национальный характер основного закона, если даже установлен запрет на государственную идеологию.

Философия конституции и его правопонимание непросты, изучение этих явлений требует особых усилий, юридических установок и научной эрудиции. Таким образом, в данной статье сделана попытка изучения системы многопартийности в Российской Федерации с точки зрения юридической науки, а именно теории права.

Конституция — это единый политико-правовой документ, каждая часть которого должны быть органически связана со всеми остальными, пронизана едиными концептуальными основами политического и экономического развития общества, государственно-правового строительства. Это — нормативная модель организации жизни общества, охватывающая все его сферы и наиболее важные проявления [2].

Современное становление российской конституции берет свое начало с эпохи СССР. Именно преобразования всех сфер жизни общества (возможно и человечества в целом) явились детерминантой возникновения и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Учеными-юристами считается, что для принятия новой конституции любого государства, в стране должны существенным образом подвергаться изменениям следующие составляющие: социальные, политические, экономические изменения. Именно наличие всех этих трех элементов жизни общества в совокупности влекут изменения устройства государства.

В 1990–1991 годы начался процесс распада СССР, продиктованный тяжелым положением советского государства. Республики, входящие в состав советского государства, в том числе РСФСР, приняли Декларации о государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года, в которой была поставлена задача разработки совершенно новой Конституции РСФСР на основе провозглашённых в ней принципов, включая принцип разделения власти и систему сдержек и противовесов.

Итак, новая Конституция Российской Федерации определила новый вектор развития российской государственности. В частности, мы затронем статью 13 основного закона, устанавливающей, что одним из элементов конституционного строя России являются принципы идеологического многообразия и многопартийности.

Целью многопартийность является наиболее оптимальное представление интересов всех слоев населения, обладающих своими специфическими и сугубо индивидуальными взглядами на мир. Именно представление интересов группы лиц является главной и основной целью статьи 13 Конституции Российской Федерации.

Многопартийность — это один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия) [5]. Возможно, элемент многопартийности является наиболее важным элементом в системе основ конституционного строя, в связи с невозможностью существования демократического государства без парламентаризма (по крайней мере, на сегодняшний день).

Главная суть политической партии заключается в выражении воли своих членов, избирателей. Данная воля может быть различна, аксиологически зависимо от мировоззрения, в соответствии с которым у отдельно взятой политической партии необходимо наличие индивидуально-определенной идеологии относительно государственного устройства и обустройства.

При таких обстоятельствах нужно понимать, что не все граждане России имеют членство в политической партии, таковые являются беспартийными, однако, данный факт вовсе не означает, что такие граждане не нуждается в представителях (депутатах) в государственных органах государственной власти, в конечном счете, партии в виде фракций существуют лишь в одной ветви власти, так называемой представительной (законодательной). Данное обстоятельство приводит к проблеме парламентаризма, в игнорировании мнения беспартийных.

При этом, следует особо подчеркнуть, что федеральным законодательством установлены ограничения для образования политической партии, к примеру, ценз на численность членов. Представляется, что такой факт не согласуется с идеями ни демократического государства, с вытекающим оттуда избирательным правом, ни с идеей правового государства, ни с идеей федерализма.

Возможно, современное российской государство, в целях своего дальнейшего развития как государства демократического, правового, должно с необходимым вниманием относиться к категории многопартийности, вникать в суть государственного строительства.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Конституция, политическая партия, всенародное голосование, демократическое государство, принятие новой, советское государство.

Читайте также: