Сообщение о башкирском музыкальном инструменте думбыра

Обновлено: 19.05.2024

Думбыра́ (башк. думбыра ) — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Близкородственные инструменты распространены также у казахов (домбра), киргизов (комуз), узбеков, других тюркских народов, а также у таджиков. От казахской домбры отличается более коротким грифом, а также количеством струн (традиционно три).

К концу ХІХ — началу XX века думбыра вышла из обихода. Это было связано с тем, что на протяжении XVII—XVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям. Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу XX века среди башкир стала популярной мандолина фабричного изготовления, которая стала использоваться частично вместо думбыры.

Реконструкцию башкирской думбыры в 1980-х годах, опираясь на письменные источники и воспоминания старшего поколения, начал мастер В. Ш. Шугаюпов. Также над воссозданием этого инструмента работали мастера Г. Кубагушев, Ю. Зирин, А. Овчинников, В. В. Зубченко и А. Параев. В 1992 году при Уфимском государственном институте искусств была организована экспериментальная мастерская по производству башкирской думбыры и кыл-кубыза. В этой мастерской работали Р. М. Галимов, А. Я. Янгужин, А. Х. Байрамгулов, С. У. Баймухаметов.

Современный инструмент пережил некоторые видоизменения, в частности, гриф стал изготавливаться с 19 врезными ладами, корпус часто делается не из долбленого дерева, а склеивается.

Думбыра применяется как сольный и ансамблевый инструмент. Созданы оркестровые разновидности думбыры: сопрано, альт, бас.

Музыкальный инструмент думбыра

В башкирской культурной традиции фольклор занимает особое место. Несколько тысячелетий назад башкирские сказители сэсэны бродили по землям, рассказывая о родном крае, а на родине – о своих путешествиях, обычаях других людей. При этом они аккомпанировали себе при помощи струнного щипкового музыкального инструмента думбыры.

Строение

Самые древние экземпляры изготавливались из долбленого дерева. Дека каплевидной формы с резонаторным отверстием в верней части заканчивается узким грифом с 19 ладами. Длина национального башкирского инструмента – 80 сантиметров.

На головку грифа крепятся три струны, снизу на корпусе они фиксируются кнопками. У современного устройства струны металлические или нейлоновые, в старину их изготавливали из конского волоса.

Музыкальный инструмент думбыра

Строй думбыры – квинто-квартовый. Нижняя струна издает бурдонный звук, мелодическими являются только две верхние. Во время игры музыкант сидит или стоит, удерживая корпус наклонно грифом вверх, одновременно ударяет по всем струнам. Техника игры напоминает балалаечную.

История

Башкирская думбыра существовала около 4000 лет назад. Она была инструментом путников, сказителей, под ее звучание исполнялись песни и кубаиры – поэтические речитативные сказы. Сэсэны традиционно воспевали национальный дух, свободу народа, за что в конце XIX века активно преследовались царскими властями. Сказители постепенно исчезали, а вместе с ними замолчала и думбыра.

Инструмент свободолюбивых сэсэнов сменила мандолина. Только в конце прошлого столетия началась его реконструкция, которая основывалась на сохранившихся описаниях, свидетельствах, рисунках. Музыканту и этнографу Г. Кубагушеву удалось не только восстановить конструкцию национальной думбыры, но придумать свой вариант по типу казахской домры-альт. Для нее было написано более 500 произведений башкирским автором Н. Тлендиевым.

В настоящее время интерес к думбыре снова появляется. Ей интересуется молодежь, поэтому вполне возможно, что совсем скоро национальный музыкальный инструмент снова будет звучать, воспевая свободу своего народа.




Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.

Сказители-сэсены в своих рассказах часто прибегали к инструменту, во много напоминающему балалайку,
но в отличие от русского аналога, думбыра
использовалась не для развлечения.

Под её аккомпанемент исполняли эпосы, прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли и призывали к борьбе против гнёта.

Думбыра башкирская — трехструнный щипковый музыкальный инструмент.
Близкородственные инструменты распространены также у казахов,
узбеков, других тюркских народов. В сравнении с казахской
домброй думбыра заметно отличается
меньшей длиной грифа.

У нее корпус овальной формы с длинной шейкой и колковой головкой, установленной на шейке с наклоном вниз. Ладовые пластины вклеены
в гриф шейки. Струны в верхней части крепятся к колковой головке,
а в нижней − к струнодержателю. Во время игры исполнитель держит
инструмент перед собой с наклоном, приподняв шейку вверх,
ударяя одновременно по всем струнам. Извлечение звука
производится бряцанием или щипком, штриховыми
приемами. При этом нижние струны издают
бурдонный звук, верхняя струна –
мелодическая.


У современного инструмента, как и у старинного, корпус грушевидный или овально-плоский, деревянный. Нижняя дека инструмента склеена из
отдельных гнутых клепок, верхняя дека плоская, снабжена
резонансным отверстием в виде полумесяца и подставкой
под струны. Длина думбыры – около 800 мм. Струны
жильные. Строй квартоквинтовый – ми, ля ми.

По некоторым исследованиям, на территорию Башкирии этот инструмент проник из древней Ассирии через Закавказье, Среднюю Азию, Персию и Россию. Кое-где у юго-восточных башкир встречался еще трехструнный музыкальный инструмент думбыра, мало для них характерный и, по-видимому, заимствованный от казахов.

В других легендах отмечено, что башкирская думбыра изготавливалась из плоского куска дерева. Есть и другие, достаточно многочисленные
упоминания о думбыре, которые дают основание полагать,
что какой-то традиционной, чисто национальной формы у
думбыры не было. Видимо, каждый мастер
изготавливал инструмент на
свой вкус и лад.

К концу ХІХ — началу XX века думбыра вышла из обихода. Это было связано с тем, что на протяжении XVII—XVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям. Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу XX века среди башкир стала популярной мандолина фабричного изготовления, которая стала использоваться частично вместо думбыры, а затем — трёхструнная домра альт.

Реконструкцию башкирской думбыры в 1980-х годах, опираясь на письменные источники
и воспоминания старшего поколения, начал мастер Вакиль Шугаюпов. В 1992 году при Уфимском государственном институте искусств была организована экспериментальная мастерская по производству башкирской думбыры и кыл-кубыза. Современный
инструмент пережил некоторые видоизменения, в частности, гриф стал
изготавливаться с 19 врезными ладами, корпус часто делается не из
долблёного дерева, а склеивается. Думбыра применяется как
сольный и ансамблевый инструмент. Созданы также
оркестровые разновидности думбыры:
сопрано, альт, бас.

Практически все аналогичные названия, в том числе и русское "домра", происходят от арабского слова "танбур", что со времен Дервиш-Али в вольном переводе считается ". тан - сердце, бура - терзать". Все зависит от разного прочтения арабских знаков, где согласные свободно заменяются ("М"
на "Н", "Т" на "Д"), а гласные (кроме "А", "У" и "И") существуют
в виде огласовок. Отсюда и идут производные слова:
танбур - домбур - дунбура - думбра - домбра -
домр - домра и так далее.

Башкирский вариант имеет русское написание "думбыра", где "ы" часто опускается ("думб(ы)ра"),
а
"у" заменяется на "о" ("домб(ы)ра"), что продиктовано национальной грамматикой
и региональными диалектами.

Башкирский музыкальный инструмент – Думбыра

Думбыра являлся традиционным инструментом народных сказителей-сэсэнов. Сэсэны, которые исполняли кубаиры, сопровождали свое исполнение игрой на национальном музыкальном инструменте думбыра. Под её аккомпанемент исполняли эпосы, прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли и призывали к борьбе против гнёта.

Ценность старинной технологии изготовления думбыры заключалась в использовании случайных материалов. Все остальное зависело от мастерства изготовителя и исполнителя. Предела совершенствования не было, и здесь выигрывали наиболее простые конструкции, все остальное доделывало мастерство исполнителя.

Думбыра башкирская — 3-х струнный щипковый музыкальный инструмент. Близко родственные инструменты распространены также у казахов (домбра), узбеков, других тюркских народов. В сравнении с казахской домброй думбыра заметно отличается меньшей длиной грифа 1 . Для расширения исполнительских возможностей содержит корпус овальной формы с длинной шейкой и колковой головкой, установленной на шейке с наклоном вниз. Нижняя дека инструмента склеена из отдельных гнутых клепок, верхняя дека плоская, снабжена резонансным отверстием в виде полумесяца и подставкой под струны. Ладовые пластины вклеены в гриф шейки. Струны в верхней части крепятся к колковой головке, а в нижней - к струнодержателю (кнопками). Во время игры исполнитель держит инструмент перед собой с наклоном, приподняв шейку вверх, ударяя одновременно по всем струнам.. Извлечение звука производится бряцанием или щипком, штриховыми приемами 2 . При этом нижние струны издают бурдонный звук, верхняя струна – мелодическая 1 .

У современного инструмента, как и у старинного, корпус грушевидный или овально-плоский, деревянный (долбленный или клееный). Длина думбыры – около 800 мм. Струны жильные (нейлоновые или металлические). Строй квартоквинтовый (е 1 , а, е) 1 .

Башкирская думбыра содержит корпус, выполненный в виде объемного многогранника из набора плоских клепок. Корпус содержит плоскую нижнюю деку (на чертеже не показано), плоскую верхнюю деку 1 и граненые обечайки 2, симметричные относительно продольной оси корпуса. На верхней деке 1 установлена подставка для струн 3 и выполнено фигурное резонансное отверстие 4. Верхняя дека с внутренней стороны укреплена системой деревянных планок (на чертеже не показано), которые помогают деке 1 выдерживать натяжение струн. В верхней части корпуса установлена укороченная шейка 5 с грифом 6. Шейка 5 снабжена боковыми сквозными отверстиями 7, перпендикулярными продольной оси. Над сквозными отверстиями 7 по грифу 6 расположены ладовые пластины 8. Ладовые пластины 8 выполнены из отрезка гибкого материала (жилка, леска или т.п.), последовательно пропущенного через все сквозные отверстия 7 и охватывающего гриф 6 методом узелковой шнуровки. На шейке установлена колковая головка 9, выполненная в виде купола, переходящего в шпиль. На головке установлены винтовые колки 10 сбоку и/или снизу. Струны инструмента в верхней части крепятся к колкам 10, а в нижней части - к струнодержателю 2 .

Исполнитель играет сидя, при этом держит инструмент на коленях перед собой с наклоном, приподняв шейку вверх, придерживая ее слегка левой рукой и перебирая лады. Свободной правой рукой исполнитель воспроизводит мелодию. Используются приемы игры - бряцание, дробь, защипывание струн пальцами, скользящие удары сверху вниз и снизу вверх, чередование отдельных ударов с бряцанием и т. д. Ладовые пластины 8 дают хроматический звукоряд. Изготовление струн инструмента и ладовых пластин из одного и того же материала придает игре мягкое, бархатное звучание. Строй струн - квартовый, квинтовый или, наоборот, квинтово-квартовый. Звук может извлекаться как непосредственно пальцами, так и плектром.

Читайте также: