Сообщение мир русской песни

Обновлено: 05.07.2024

Папка содержит конспект урока и презентацию (другой вариант).

ВложениеРазмер
mir_russkoy_pesni.zip 1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе по теме:

"Мир русской песни".

Тип урока: изучение нового материала.

Цель : сформировать представление о многообразии мира народной песни.

Научить различать жанры народных песен;

Возбудить интерес к народной песенной культуре.

  • Познакомить с историей развития жанров народной песни;
  • Научить определять в звучании жанровые особенности народных песен;
  • Научить вслушиваться в музыкальную ткань произведения;
  • Развивать эмоциональный отклик на слушание и исполнение музыки;
  • Сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы;
  • Обучить разным способам движения в хороводе;
  • Сформировать умение моделировать из знакомых ритмических рисунков музыкальное сопровождение к народной песне;
  • Побудить детей к самостоятельному поиску ритмических рисунков при музицировании на шумовых инструментах;
  • Формирование вокально-хоровых навыков.
  • Компьютер.
  • CD-проигрыватель.
  • Проекционная система.
  • Синтезатор.

Предварительная подготовка: учащихся класса разделить на пять групп (по количеству изучаемых жанров народной песни). Каждая группа сидит отдельно вокруг стола, на котором лежат музыкальные инструменты и текст об одном из видов народных песен..

Здравствуйте, ребята и ув. гости! Сегодня у нас необычный урок. Давайте поприветствуем улыбками наших гостей. И приступим к нашему уроку.

  1. Мотивация на активное сотрудничество . (Звучит народная музыка)

Учитель : Кто может сказать, какая музыка звучала сейчас? Кто ее автор? (Ответы детей)

Как вы считаете, какая тема нашего урока? Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Ответы детей)

Тема нашего урока: НАРОДНАЯ МУЗЫКА.

Цель урока : Мы сегодня научимся различать жанры народных песен.

А как можно изучать музыку? Что мы с вами на уроке сможем сделать для этого? А еще мы узнаем новое о народной песне. Для этого я приготовила вам небольшие карточки-справки на данную тему.

(Ответы детей: петь, танцевать, слушать, играть на инструментах).

  1. Изучение нового материала.
  1. Учитель: Все народные песни связаны с какими-то моментами нашей жизни. Ребята, чем был занят каждый день простой человек? Чем заняты ваши родители каждый день? (Ответы детей)

Давайте с вами послушаем отрывок песни и поразмышляем, для чего была нужна во время работы песня? (Ответы детей)

песня? (Ответы детей)

Конечно, народная песня помогала в работе, облегчала труд людей.

Чтобы людям было проще организовать свои усилия, они кричали возгласы или пели короткие попевки - возгласы. Давайте попробуем все вместе почувствовать ритм этой песни. (исполнение вместе с учителем)

  1. Учитель: закончился трудовой день. После тяжелой работы чем занимался человек?

Как отдыхал? (Ответы детей)

Послушаем отрывок песни и поразмышляем о ее роли в жизни человека. (слушание) (Ответы детей)

Хочется вам поучаствовать в исполнении этой песни? (исполнение вместе с учителем: игра на детских музыкальных инструментах, импровизация движений)

Но не все плясовые песни у народа были быстрыми. Были и особенные - хороводные. Что это за песни, послушаем ответы 2 группы.

Каждый вечер после работы парни и девушки собирались водить хороводы. Хоровод можно водить по- разному: по кругу, змейкой, улиткой.

Я буду гл. хороводницей. (выходят 3.4 группы) (водят хоровод и поют песню).

  1. Учитель: На вечерних гуляньях молодые люди приходили не только развлекаться, но и других посмотреть и себя показать, а еще и точно подметить достоинства и недостатки друг друга. В каких коротких песенках это исполнялось? (Ответы детей)

Послушаем 3 группу о роли этого жанра в народной песне. А как поются частушки? (Ответы детей)

Приглашаю на нашу сцену самых голосистых. ((исполнение вместе с учителем)

  1. Учитель: Ребята, а если не было у человека настроения. Какую музыку мог послушать или исполнить человек? (Ответы детей) Были в народе для этого случая особые песни – лирические. Послушаем 4 группу, что они нам расскажут об этом жанре песни.
  1. Учитель: На этот случай были у народа особенные песни – обереги. Относились они к обрядовому жанру. Послушаем 6 группу об особенностях этого жанра. Для того, чтобы защитить себя от разных неприятностей, народ совершал разные обряды. Сегодня мы поучаствуем в обряде, защищающем от неурожая.

(учитель вместе с ребенком выходит из класса, одевает на ребенка рубаху, подпоясывает, под рубаху прячет конфеты.)

Инсценирование песни. Ребенок, играющий роль деда Ермака, стоит в центре, остальные в хороводе вокруг него. Все поют

На горе мак, под горой сад.

А в садике маковочки,

спросите про мак.

Учитель после каждогог пропевания песни задает деду Ермаку вопрос на который ребенок всегда отвечает утвердительно.:

Дед Ермак, ты сеял мак? Сеял..

Дед Ермак, взошел мак? Взошел….

Дед Ермак, ты поливал мак? ……

Дед Ермак, растет мак? ……

Дед Ермак, ты полол мак? ……

Дед Ермак, созрел мак? …..

Дед Ермак, пора трясти мак? ……

Все за учителем кричат: Тряси мак……(обступают деда Ермака и трясут его, пока не высыпятся конфеты.

Садитесь на свои места.

Итак, что мы сегодня узнали на уроке? Какие жанры народных песен существуют? (Ответы детей)

Мне очень понравилась ваша работа, и я хочу отметить самых голосистых, самых плясунов, самых сообразительных.

Рефлексия. Я хочу узнать, с каким настроением вы уйдете с сегодняшнего урока? У меня есть 2 корзины. Одна для веселого настроения, другая - для грустного. Съешьте свои конфеты, а фантик положите в понравившуюся корзину.

Спасибо, урок закончен.

Песня – это самый популярный вид музыки. Песни бывают: народные и композиторские. У Народной песни нет автора. Ее создателем является коллективный творец – народ. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Поэтому народные песни отличаются простотой мелодии и текста.

Хоровод - Старинный массовый танец у славянских народов, сопровождаемый песнями и драматическим действием. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались. Большая роль в хороводе отводится хороводнице – женщине, которая пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить танцем.

Песня – это самый популярный вид музыки. Песни бывают: народные и композиторские. У Народной песни нет автора. Ее создателем является коллективный творец – народ. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Поэтому народные песни отличаются простотой мелодии и текста.

Один из наиболее старинных видов русских народных песен. Наши предки, поклоняясь силам природы, старались символически выразить то, что совершалось на небе или на земле. Подражая действиям своих богов, они думали, что творят им угодное и верили, что таким образом задабривают богов. Обряды тесно связаны земледелием, поэтому проводились круглый год.

Песня – это самый популярный вид музыки. Песни бывают: народные и композиторские. У Народной песни нет автора. Ее создателем является коллективный творец – народ. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Поэтому народные песни отличаются простотой мелодии и текста.

Во время трудовых процессов, требовавших постоянных ритмических усилий, уже в глубокой древности зародились трудовые песни. Они известны у всех народов и исполнялись при подымании тяжестей, забивании свай, вспахивании поля, водочерпании, ручном помоле зерна, выделке льна, во время гребли и проч. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной. Песни содержали команды к одновременному действию. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда.

Песня – это самый популярный вид музыки. Песни бывают: народные и композиторские. У Народной песни нет автора. Ее создателем является коллективный творец – народ. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Поэтому народные песни отличаются простотой мелодии и текста.

Лирические песни для русского народа были способом выражения своих мыслей и чувств, радости, горя, тоски. Главными героями лирических песен всегда были простые люди: крестьяне, солдаты, бурлаки, ямщики.

В песнях рассказывалось о простой повседневной жизни: о чувствах к далекому любимому, о воспоминаниях, о родине, о жалобах на свою жизнь. Такие песни исполнялись чаще сольно.

Песня – это самый популярный вид музыки. Песни бывают: народные и композиторские. У Народной песни нет автора. Ее создателем является коллективный творец – народ. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Поэтому народные песни отличаются простотой мелодии и текста.

Частушки – это небольшие песенки обычно юмористического содержания. Термин частушка был введен писателем Г.И. Успенским. До него частушки называли прибасками, побасками, припевками. Частушки в краткой юмористичной форме выражают отношение народа к определенным событиям. Частушки первоначально исполняли исключительно молодые парни на деревенских беседах. Не удивительно, что первые частушки были любовного характера.

1. Кто сказал – частушки вроде,

В наши дни уже не в моде?

Только дело разве в моде

Если любят их в народе?

2 Если надо – мы станцуем,

Если надо – мы споем,

Не волнуйтесь наши мамы,

Мы нигде не пропадем!

3. Мама пишет сочиненье

И решает уравнение.

Получается, что “5”

Будем вместе получать.

4. Мама спрашивает Васю:

– Чем ты, Вася, занят в классе?

Он задумался слегка

И ответил: – Жду звонка!

5.Папа мне решил задачу,

В математике помог,

Мы потом решали с мамой

То, что он решить не смог.

6. Ох, устали мы устали,

По хозяйству хлопотали.

Если надо вам помочь-

Позовите, мы не прочь!

7. Обожаю я мамулю,
Она самый высший класс!
Все расскажет и покажет,
И всегда накормит нас!


8.Я на мамочку похожа,
Я — неугомонная.
А моя мамулечка
Самая весёлая!


9. Я к мамулечке пришла,
И родную обняла!
Живи много-много лет
И храни Господь от бед

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект открытого урока с презентацией по физике для 8 класа по теме" Преломление света"

Урок разработан с учётом требований новых стандартов (ФГОС). Используются технологии развивающего обучения.


План-конспект открытого урока "Машиноведение". Презентация к уроку.

История создания швейных машин. Классификация машин. Виды приводов швейных машин. Устройство швейных машин. Техника безопасности.


План конспект открытого урока с презентацией "Виды наводнений и их оценка"

Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветро.


Конспект открытого урока и презентация по английскому языку для 8 класса на тему: "Компьютерные сети", "Using a computer network".

План конспекта открытого урока в 8 классе по английскому языку на тему "Компьютерные сети", презентация прилагается. Все этапы расписаны.


Конспект открытого урока и презентация по географии в 8 классе "Реки и озёра Европы"

Конспект открытого урока и презентация по географии в 8 классе "Реки и озера Европы" школа 8 вида.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

С Чего Начинается Родина минус.mp3

С чего начинается Родина.mp3

Выбранный для просмотра документ Мир русской песни 03.ppt

*

Описание презентации по отдельным слайдам:

*

*

«Ничего нет на свете чудесней И прекраснее нет ничего, Чем простая народная п.


*

* Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю р.

* Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я люблю, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз.

*

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ! *

Давным-давно жил в Вене весельчак, который был известен благодаря своим песням, многие из которых сочинял прямо на ходу… Он был своего рода символом радости и веселья.

Но однажды в страну пришла страшная болезнь – чума, которая уносила жизни людей, так, что вымирали целые улицы и даже города. Приуныли жители Вены. И только Августин по-прежнему появлялся то там, то здесь со своим немудрёным инструментом, и повсюду задорно звучала волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал горожан, а они смотрели на него с удивлением: неужели он не боится смерти?

А утром он вдруг обнаружил, что попал на кладбище и провёл ночь в общей могиле для бедняков, сражённых болезнью.

Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в город. А по дороге он сочинил песню, в которой говорилось о том, что сегодня ночью он повстречался со Смертью и победил её.

Он пел эту песню повсюду, и жители гибнувшего города с восторгом и надеждой слушали его, веря, что песня может спасти человека от гибели.

А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем.

Но, конечно, лучший памятник песне – она сама, её звучание сегодня и всегда.

Давным-давно жил в Вене весельчак, который был известен благодаря своим песням, многие из которых сочинял прямо на ходу… Он был своего рода символом радости и веселья.

Но однажды в страну пришла страшная болезнь – чума, которая уносила жизни людей, так, что вымирали целые улицы и даже города. Приуныли жители Вены. И только Августин по-прежнему появлялся то там, то здесь со своим немудрёным инструментом, и повсюду задорно звучала волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал горожан, а они смотрели на него с удивлением: неужели он не боится смерти?

А утром он вдруг обнаружил, что попал на кладбище и провёл ночь в общей могиле для бедняков, сражённых болезнью.

Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в город. А по дороге он сочинил песню, в которой говорилось о том, что сегодня ночью он повстречался со Смертью и победил её.

Он пел эту песню повсюду, и жители гибнувшего города с восторгом и надеждой слушали его, веря, что песня может спасти человека от гибели.

А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем.

Но, конечно, лучший памятник песне – она сама, её звучание сегодня и всегда.

Мир русской песни

- Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки - значит сказать всё и ничего.

Песня - душа народа. Песня - это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека.

В каких бы условиях ни находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус, время и место их пребывания на земле. Особое место в искусстве занимает русская песня. Сегодня мы будем говорить о русской песне.

Работа по теме урока

1. Народные праздники и обряды

Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту и жениха, шуточные, комические, иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые, застольные, плясовые. Всё в этом своеобразнейшем действе - песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто мудростью и красотой сердца русского народа.

Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни: колыбельные, шуточные, лирические, песни причитания, оплакивающие умерших, песни-былины, повествующие о далёком прошлом, трудовые, бурлацкие, покосные, жатвенные и т.д.

2. Слушание музыки

- Как звучала эта песня? Кто её исполнял? Что в ней необычного в сравнении с современными песнями?

- А как вы думаете, почему Волгу народ называет матушкой?

(Потому что Волга - кормилица и поилица народа. Она полноводна, в ней много рыбы, по ней бурлаки тащат баржи, зарабатывая себе копейку на пропитание.)

- Совершенно верно. А что же всё-таки отличает лирическую народную песню от современных песен с музыкальной точки зрения.

(То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог припевается достаточно много нот.)

Ах ты степь широ-о-о-о-ка-я.
Степь раздо-о-о-льна-а-я.
Ах, ты, Волга-ма-а-а-а-ту-ушка,
Волга во-о-о-о-льна-я.

Учитель показывает нотную запись данной строфы.

3. Работа с учебником

- Откройте учебники на стр. 60 и прочитайте два последних абзаца.

Если народное песенное творчество - это целостный образ страны, её природы, уклада жизни, характеров людей, то песенное творчество композиторов связано обычно с лирическими страницами искусства.

Иван Шишкин. Среди долины ровныя (1883)

- Какой вывод можно сделать?

(Мы можем сказать, что русская поэзия также является важным источником для создания песен.)

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветёт, растёт высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!
Взойдёт ли красно солнышко -
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка -
Кто будет защищать?
Ни сосенки кудрявые,
Ни ивки близ него,
Ни кустики зелёные
Не вьются вкруг него.
Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

Мелодия песни, написанной на это стихотворение, нетороплива и величава, как народная песня. Русский пейзаж, облик могучего одинокого дерева - излюбленный мотив песенного искусства, выражающего через образ природы характер и силу народа.

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.

- Что вы можете сказать об этом произведении?

(Наверное, это стихотворение привлекает композиторов потому, что оно легко ложится на музыку. Кроме того, образ деревянной России с её церквями, храмами, колокольным звоном близок каждой русской душе. Это часть родного края, детства, юности, мечтах, надеждах, то есть всего того, что составляет духовную сторону человеческой жизни.)

Исаак Левитан. Вечерний звон (1892)

Перекликается ли это произведение искусства с тем, что мы с вами только что прослушали?

(Да, на картине изображены храм, церковь на берегу небольшой речушки, в водах которой они отражаются. Сумерки, лодка на противоположном берегу и осенний лес. Всё это - облик Родины.)

5. Вокально-хоровая работа

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли стояла,
Люли, люли стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати,
Люли, люли заломати.
Я пойду, пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли, люли заломаю,
Люли, люли заломаю.
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка.
Люли, люли три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
А четвертую балалайку,
А четвертую балалайку.
Люли, люли балалайку,
Люли, люли балалайку.
Стану в балалайку я играти,
Стану в балалайку я играти.
Люли, люли я играти,
Люли, люли я играти.

Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

Вопросы и задания

Двум учащимся дать материал для подготовки к следующему уроку. См. урок № 11

Презентация

русская народная песня

Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения русской песни

истоки русской народной песни

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки


Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

Читайте также: