Сообщение мерцающий свет византийских мозаик

Обновлено: 05.07.2024

Мозаика – это искусство составления единой картины или композиции из мелких частиц какого-либо материала. Как правило, мозаики, особенно крупные, предназначены для рассматривания с большого расстояния.

В Византии, после начала массового обращения жителей в христианство (III-IV вв.), возникла потребность в новых культовых сооружениях: церквях и соборах. Для их благоукрашения местные мастера начали использовать уже существующие техники и разрабатывать новые.

Так, после экспериментов с доступным сортом стекла — смальтой, они смогли делать заготовки для высокохудожественной мозаики:

  • разноцветные, с добавлением природных минеральных красителей;
  • с добавлением различных металлов (золота, серебра и др.).

Начиная с III в. искусство византийских мастеров стало развиваться и достигало наибольшего расцвета на протяжении 2 периодов:

Христианская и библейская истории стали центральной темой мозаик.

Для достижения максимального впечатления от изображений мастера доводили красочную палитру до возможности передавать все, встречающиеся в природе:

На протяжении существования Византийской империи искусство создания мозаики развивалось и совершенствовалось.

Этапы развития

Много столетий насчитывает история византийской мозаики. Первые образцы, которые нашли археологи, датировались вторым веком до нашей эры. А из сохранившихся известны панно III -го столетия. Известные образцы византийской мозаики находятся в Константинополе, Айе-Софии.

Обнаружена древняя смальта и в Киеве. Мастера Киевской Руси работали по проектам, созданным византийскими художниками. Этот вид изобразительного искусства достиг своего пика на период расцвета всей Империи. А позже приемы распространились по всем европейским государствам.

Археологи считают, что практически все изобразительное искусство произошло именно из культуры Византийской империи — фреска, мозаика, живопись. Но в период между VIII и IX столетиями в государстве длилась борьба с иконами. Из-за этого многие древние изображения были уничтожены.

Сохранились только те картины, где были геометрические фигуры и кресты. Но позже иконоборчество прекратилось, и мастера смогли возобновить работу над ликами святых. За несколько десятилетий они усовершенствовали свое ремесло, что поспособствовало возникновению изящных и необычайно красивых мозаик.

Но когда Константинополь завоевали Османы, они покрыли штукатуркой знаменитые фрески. И только в 1929 году по приказу Ататюрка главный собор отреставрировали и открыли при нем музей. Большинство изображений удалось восстановить и сохранить до сегодняшнего дня.

Что используется в изготовлении

В те времена мастерами Византии был создан необычный отделочный материал, величаемый смальтой. Как гласят древние предания, византийские мастера смогли обнаружить необычные особенности стекла, способного становиться прочным после добавки в расплавленную массу разных металлов. Так получилась византийская мозаика из смальты в виде стекломассы, в которую добавлялись в различных пропорциях золото, медь, ртуть. Каждый металл в отдельности придавал своеобразные оттенки отделочным блокам, а мастера, пользуясь нехитрыми инструментами, обрабатывали мозаичную плитку, придавая ей геометрические параметры, удобные для монтажа. Творческие проекты из византийской мозаики стали главным элементом отделки для усыпальниц, базилик и соборов.

смальта


Этот материал дал старт плитке из стекла. Для изготовления мозаики из смальты существует два метода:

  • прямой набор – изображение укладывается по поверхности и фиксируется сырой штукатурной смесью;
  • обратный набор – укладка выполняется по кальке, лицевой поверхностью вниз. После этого полотно крепится с тыльной стороны, лицевая подвергается обработке и шлифовке, покрывается восковым слоем.

Различают четыре разновидности смальты:

  • прозрачная – получают из огнеупорных красительных компонентов;
  • глухая (опаловая) – в стеклянное сырье вводится вещество, приглушающее прозрачность. Это может быть диоксид олова либо триоксид сурьмы;
  • жилистая (пятнистая) – в стеклянном куске за счет термической обработки происходит соединение смальты нескольких цветов;
  • золотая либо серебряная – современное название – триплексная смальта, изготовленная запрессовкой фольговой бумаги в двухслойное стекло. Оттенок смальты зависит от толщины фольгового материала и пробы сплава золота. К примеру, раскатанное до состояния прозрачности червонное золото создает зеленоватый оттенок, а его легирование медью либо серебром придает розовость.

золотая смальта

Варят смальту в печи, распределив сырье по оттенкам в отдельные небольшие емкости (горшочки), называемые тиглями. Процесс длится от трех до четырех часов, после чего горячее сырье переливается на чугунные сковородки и раскатывается валиком на необходимую толщину.

Смальтовая масса остывает, после чего ее распиливают либо раскалывают на элементы необходимых размеров с учетом задач, стоящих перед мастером-мозаичистом. Особенности византийской мозаики в том, что для миниатюрных работ необходимы тессеры миллиметровых габаритов, а огромные монументальные полотна создаются из крупных пластин.

На начальном этапе производства мозаики варить стекло, чтобы оно получалось прозрачным и светлым, было трудно, и первоначальные варианты отдаленно напоминали идеальную мозаику – мозаичная пластина получалась желтовато-коричневого цвета.

Преимущества древнего отделочного материала

Смальта, применяемая при создании византийской мозаики, отличается высокими потребительскими характеристиками. Хотя стекло считается бьющимся, раздробить мелкие кусочки достаточно сложно.

По прочности и морозостойкости оно намного превосходит керамику, отсутствие пор на поверхности делает его устойчивым к воздействию атмосферных явлений.

Полученный путем плавления материал:

  • не крошится;
  • не выгорает;
  • не требует специального ухода и реставрации.

Стекло инертно по отношению к агрессивным химическим соединениям. Благодаря однородной структуре фрагментов мозаики, результаты истирания поверхности остаются практически незаметными.

Для очистки смальты можно использовать любые моющие средства, не опасаясь, что отделка потеряет блеск или цвет.

Мозаика


Мозаика из смальты не выгорает.

Художественные особенности

Композиции из смальты в Византии всегда отличались большей, чем у римлян, красочностью, многими оттенками и игрой цвета. Главным цветом для фона стал золотой.

Основные особенности византийской мозаики:

Технология изготовления

Византийская мозаика характеризуется художественным мастерством высокого уровня. В основе ее изготовление лежит штучный элемент. При правильном подборе цветов и форм всех элементов и фрагментов на выходе, у мастера-мозаиста получался художественный шедевр.

При смешивании исходных ингредиентов в различных соотношениях мастера научились изготавливать до нескольких сотен различных видов смальты. Для ее обработки хорошо подходил несложный слесарный инструмент, которым в те времена располагали ремесленники. Благодаря такой огранке отдельным элементам придавались геометрические формы, удобные для укладки их в мозаичное полотно.

Распространенные формы штучных элементов:

  • кубическая (использовалась чаще всего);
  • прямоугольная;
  • треугольная;
  • фрагмент зигзага;
  • многогранная и др.

Основные этапы технологии изготовления мозаик:

  1. Выполнение эскиза будущего полотна. Он прорисовывался в полном виде. Затем делился на фрагменты и смысловые части. Над одной мозаикой могло трудиться несколько ремесленников одновременно.
  2. Укладка первоэлементов проводилась только на ровную и гладкую поверхность. Ее подготовке и конечному качеству уделялось особое внимание.
  3. Параллельно идет изготовление смальты: подбираются ингредиенты, при смешивании которых мастер получает необходимый цвет. Например, если на лицо персонажа падает тень, то этот фрагмент будет состоять из 3-4 оттенков смальты для постепенного перехода колера.
  4. Отличительная черта готового рисунка — четкий контур у каждого персонажа и объекта. Для этого применяется прием оконтуривания — когда маленькими кубиками прокладывается 1 или 2 тонких линии вдоль границ объекта и фона.
  5. Для подчеркивания святости участников библейского события на полотне применялась смальта с добавлением: золота, серебра и ртути. Данный технологический ход позволял создать эффект живости и показать особое значение происходящих событий.

Техника.

Применяемые материалы

При создании мозаичных картин византийские мастера использовали смальту. История ее изготовления неразрывно связана с разработкой технологии варки стекла.

Получить прозрачный материал было намного сложнее, чем сплавлять песок с добавлением золы и окислов металлов. Но первые цветные образцы не отличались эстетичностью, оттенки получались серыми, грязно-зелеными, бурыми, даже с получением черного цвета возникали сложности.

Римские мастера, создававшие свои мозаические полотна намного раньше, применяли не только стекло, которое в большинстве случаев имело желто-коричневый оттенок, но и осколки натуральных камней.

Византийцам удавалось добиваться более высоких результатов, отчасти благодаря использованию секретов, которыми обладали древние ассирийские и вавилонские стекловары.
Заслуга византийских мастеров — изобретение золотого триплекса, состоящего из:

  • толстой основы;
  • золотой фольги;
  • тонкого стеклянного покровного слоя.

Путем изменения толщины фольги и пробы металлического сплава достигалось изменение цвета смальты: тонко раскованное червонное золото придавало ей зеленоватый оттенок, легирование медью и серебром позволяло получать нежные розовые тона.

Старая мозаика

Основные отличия от римского направления

Римская мозаика решала как практически-функциональные вопросы, так и эстетические. В отличие от такого подхода, в Византии мозаики были скорее сугубо художественным решением и или украшали соборы, базилики и усыпальницы. Византийские мозаики в первую очередь решали визуальные вопросы оформления.

Византийский мозаичный стиль обладает рядом отличительных художественных особенностей.

  1. Золотистый фон. Композиции традиционно размещались на золотистом фоне. Цвет золота смальте придавало добавление к стеклу частиц этого металла. Отражение света на золотистых полотнах, дополняемое мерцанием свечей, создавало необыкновенную атмосферу. Золотой фон символизировал божественное сияние.
  2. Различный угол наклона мозаичных элементов. Кусочки смальты укладывались в мозаику под разным углом наклона, благодаря чему игра света на неровных поверхностях создавала эффект движения и объемности изображенных на картинах фигур, оживляла их.
  3. Контур. Все объекты на мозаичных полотнах – фигуры людей, животные, предметы, — обязательно обрамлялись ровным контуром: рядом мозаичных кубиков более темного оттенка. Это придавало изображениям четкость на золотом мерцающем фоне.
  4. Точность пропорций. Большинство византийских мозаик изображали человеческие фигуры в полный рост и очень часто в движении, при этом художники старались максимально соблюдать точные пропорции тел.

Сюжеты в римских мозаиках были очень разнообразны – от бытовых сцен до мифологических образов. Такую отделку использовали как в частных атриумах и общественных термах, так в административных и религиозных сооружениях. В Византии полотна были монументальны и грандиозны по масштабам и в основном имели исключительно религиозные сюжеты. Христианские сюжеты стали центральными для мозаичного изобразительного направления. Стремление произвести максимально сильное и благоговейное впечатление полотном на зрителя стало одной из движущих сил для поиска новых технологий, составов и цветовых решений.

church-tabgha-mosaic-2-600x400

Образцы византийской мозаики

По истечении веков интерес к мозаике не исчез. До наших дней сохранились композиции, вызывающие восторг ценителей искусства. К числу шедевров относят работы, датируемые XI-XIV вв.

В кафедральном соборе города Чефалу, находящемся в метрополии Палермо на Сицилии, сохранилась фигура Пантократора. Изображена на ней верхняя часть тела Христа Вседержителя.

Левой рукой он удерживает раскрытое Евангелие, правой благословляет молящихся. Живость изображению придает благородный золотой фон за спиной Иисуса.

Панно в кафедральном соборе

Не менее знаменито панно с изображением Девы Марии в Соборе Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). Матерь Божья с Младенцем Христом на коленях восседает на троне.

По сторонам от нее изображены святые, в руках они держат макеты храмов. Фон изображения золотистый, его выгодно оттеняет пол, выполненный из смальты роскошного изумрудного цвета.

Причащение Апостолов

Сегодня также можно увидеть фрагменты напольной мозаики в Большом дворце Стамбула.

Наибольшее количество панно сохранилось в церкви Сан-Витале, расположенной в итальянском городе Равенне. Главным отличием изображений в этом храме является использование голубого, зеленого и белого фона.

Сами картины имеют христианскую тематику, но используемые цвета присущи произведениям поздней античности. Золотой оттенок присутствует только в мозаиках алтаря.

Хотя часть произведений византийских мастеров в результате разрушительных войн утрачена, даже дошедшие до наших дней образцы дают представление о величии этого направления искусства.

Мозаика в церкви

Древность и современность

Надо обязательно отметить, что многие приемы византийской мозаики используются в подобных работах и до сих пор. Эти особенности укладки и отделки стали не только визитной карточкой мастеров тех веков. Но и классикой художественных промыслов, к которой обращаются и многие современные художники.

Специалисты со всего мира приезжают в этот город на семинары и симпозиумы. А выпускники академии работают реставраторами и делают копии известных картин византийской древности.

Смальта отличается прочностью, долговечностью, привлекательностью. Сегодня применяется в качестве отделки для стен и фасадов, дверей и лестниц, полов и колонн.

Преимущества материала — в возможности использования его:

  • в помещениях с высоким уровнем влажности (сауне, бассейне, ванной, кухне);
  • в условиях освещения поверхностей прямыми солнечными лучами;
  • в местах, где возможны резкие перепады температуры.

Укладкой мозаики вручную в наше время занимаются крайне редко. Поскольку смальта поступает в продажу в виде готовых блоков на бумажной или тканевой основе, то задача мастера заключается в качественной подготовке поверхности и правильном перенесении на нее готового изображения.

Византийская мозаика из смальты — это произведение искусства, которое может применяться отдельно или в сочетании с другими элементами декоративной отделки.

Где все это можно увидеть?

Мозаика в Равенне

Великолепные образцы византийской мозаики можно увидеть, если поехать в Стамбул и посетить древнюю Айю-Софию. Богатейшие исторически художественные сокровища находятся в старинном городе Италии Равенне.

Великолепными мозаичными панно украшены местные соборы, баптистерии и мавзолеи древних правителей. Это, пожалуй, самые известные произведения данного стиля в мире.

ВложениеРазмер
mir_vizantiyskoy_kultury.docx 20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Действительно, в Средние века ему было суждено претерпеть глубокие изменения, пройти сложную эволюцию. Главной причиной этого являлось распространение христианства, во многом определившего общий характер и основные направления в развитии искусства. Иными стали представления о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Теперь в произведениях искусства в большей степени подчеркивались духовная сущность человека, его суровый облик, такой чуждый и непонятный гуманистам Возрождения.

Средневековая культура, созданная народами Западной Европы и Востока в течение десяти веков, уникальна и неповторима. Она внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место. Сегодня она предстает перед нами как важнейший этап художественного развития человечества, заложивший фундамент современной цивилизации.

Мир византийской культуры.

Здесь был воплощен в жизнь крестово-купольный храм, идеально отвечающий требованиям христианского богослужения. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная строго обоснованным законам (канонам), которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси. Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-прикладном искусстве.

Достижения византийской архитектуры.

Базилика отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, так называемые нефы , число которых достигает 3 или 5. Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим – центр земли.

Позднее все большее значение приобретает новый тип храма – крестово-купольный , имеющий в плане форму креста с куполом в центре.

Мерцающий свет византийских мозаик .

Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это поваляло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мастера Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо были знакомы различные оттенки и интенсивность цветов: от бледных и нежных, приглушенных и тусклых, до ярких и насыщенных.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.. их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект священного сияния.

Если светлый фон античной мозаики позволял передавать пространство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью вызывал своеобразный эффект присутствия, рождал у зрителей ощущение сопричастности с изображенным.

Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер еще большей таинственностью. Глубокие насыщенные тона вызывали у зрителя ощущение свершающегося на его глазах чуда. Как цветной ковер, повторяя каменную кладку, мозаика покрывала стены, своды и потолков храмов. Она сливалась с богатой резьбой и мраморной облицовкой стен.

На первой из них в центре изображен император Юстиниан , подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимф – символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, а другой – кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят над землей.

Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору . Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы – большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Справа – дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественности и величия.

Обе мозаичные картины внушают зрителю мысль о незыблемости власти византийского императора. Как не покориться этой державной власти, окруженной такой роскошью, богатством и красотой! Спустя много веков в Равенне побывал поэт А.А.Блок. вдохновленный мозаиками, он написал эти стихи:

Всё, что минутно, всё, что бренно,

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик.

И догорает позолота

В стенах прохладных базалик

Замечательны и мозаики церкви Успения в Никее (VII в., разрушена в 1922 году) изображенные здесь ангелы поражают утонченным благородством облика, пристальным, как будто гипнотизирующим взглядом. Чем-то они напоминают античный идеал красоты. В роскошных нарядах придворных телохранителей они выступают на темно-золотом фоне алтарного свода. Подобно стражам, они попарно стоят у трона с знаменами в руках. Их спокойные позы естественны, а тонкие сочетания цветов, плавные переходы, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивает свет, делают эти фигуры особенно жизненными и привлекательными.

Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на север Италии, в VI в. Центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаичные росписи церкви Сан Витале . Потолки света, льющегося из купола и арочных проемов галерей, заставляют мозаики загораться неземным блеском. По обеим сторонам от окон расположены мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры со свитой.

Мир Византийской культуры

В Византии был воплощен в жизнь идеально отвечавший требованиям христианского богослужения тип крестово-купольного храма, представлявший собой в плане равносторонний греческий крест с купольным перекрытием. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых композиций в пространстве архитектурных сооружений. Живописцы Западной Европы и Древней Руси строго следовали иконографии, в основе которой лежал канон — совокупность установленных правил в изображении библейских сцен и персонажей. Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-прикладном искусстве.

Достижения архитектуры

Характерную черту архитектуры базилики составляли деревянные балочные перекрытия, обращенные во внутреннее пространство храма. У входа в здание на западе обычно располагался двор — атриум, окруженный крытой колоннадой. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутренним обликом. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг, он поражает мощью суровых гладких стен с прорезанными в них редкими и узкими окнами, скромным декором в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора и гранита, мозаикой и фресковыми росписями, роскошными предметами церковной утвари.

В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный подкупольный квадрат. Центральный купол, составляющий в диаметре 31,5 м, — самое замечательное сооружение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких боковых купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.

Иное дело его интерьер. Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и ослепляющая золотым фоном мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через 40 окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движения.

В середине XV в. Византия пала под натиском турок. Храм Святой Софии был превращен в мусульманскую мечеть. К нему пристроили минареты, крест на куполе заменили полумесяцем, мозаики и фрески покрыли штукатуркой, под которой они были скрыты вплоть до нашего времени. Тем не менее храм Святой Софии оказал огромное влияние на развитие мировой архитектуры и монументальной живописи.

Мерцающий свет мозаик

В Византии были созданы выдающиеся образцы изобразительного искусства, представленного иконописью, фресковой живописью и книжной миниатюрой. Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись на связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мозаичисты Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо было знакомо множество различных оттенков: от бледных и нежных, приглушенных и тусклых до ярких и насыщенных.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего священного сияния.

Если светлый фон античной мозаики позволял передавать пространство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер еще большей таинственностью. Глубокие насыщенные цвета вызывали у зрителя ощущение свершающегося на его глазах чуда. Как цветной ковер, мозаика покрывала стены, своды и потолки храмов. Она прекрасно соединялась с богатейшей резьбой и мраморной облицовкой стен.

Лучше всего сохранились мозаики Равенны — города на севере Италии, ставшего в VI в. одним из центров византийской культуры. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале, дающие наиболее яркое представление о былом великолепии византийского искусства. Потоки света, льющиеся из купола и арочных проемов галерей, заставляли мозаики загораться неземным блеском. На боковых стенах алтаря, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики с изображением триумфального шествия императора Юстиниана и его жены Феодоры со свитой.

На первой из них в центре изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб — символ святости. На нем торжественные пурпурные одежды, украшенные золотом. Фигура императора симметрично делит композицию на две равные части. Справа от Юстиниана — двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора — пожилой человек в одежде сенатора, архиепископ Максимилиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, другой — кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят над землей.

Другая мозаика изображает входящую в храм императрицу Феодору. В руках она несет потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах у нее — роскошные ожерелья. На голове — корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы — большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы в туниках, украшенных драгоценными камнями. Справа — дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Одухотворенная красота ликов, гармония, богатая цветовая гамма, более свободная манера в передаче эффекта движения, окружающей обстановки являются отличительными особенностями этого мозаичного шедевра.

Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль о незыблемости власти византийского императора. Как не покориться этой державной власти, окруженной такой роскошью, богатством и красотой!

После распада империи в 1453 г. византийское изобразительное искусство продолжало оказывать мощное воздействие на культуру других стран и народов, в том числе и России, восхищая совершенством созданных образов.

Выразительна и самобытна византийская музыкальная культура, о высоком назначении которой говорил один из самых значительных отцов церкви, епископ Константинополя Иоанн Златоуст (между 344 и 354—407 гг.):

История византийской музыки ознаменована также введением нотного письма, позволившего с точностью записывать и воспроизводить мелодию. С помощью особых знаков указывали, в какой тональности следует исполнять музыкальное произведение, где повышать или понижать звук, где ускорять или замедлять темп музыки.

В Византии существовала и светская музыка, которую можно было услышать во время торжественных приемов во дворцах императоров, массовых зрелищ на ипподроме, во время народных праздников, шумных процессий и пиршеств. В целом для музыкальной культуры Византии были присущи эмоциональность и торжественность, гармонировавшие с праздничностью и роскошью богослужения.

Вопросы и задания

1.Расскажите о важнейших достижениях художественной культуры Византии. В чем и как проявилась ее связь с античным искусством?

2.Определите характерные особенности византийской архитектуры. Сравните конструкции базилик и крестово-купольных сооружений.

3.Опишите храм Святой Софии в Константинополе. Какие идеи стремились воплотить его создатели?

5.Используя дополнительные материалы, расскажите о происхождении и развитии искусства иконописи. Чем были вызваны споры между сторонниками и противниками икон? Как вы думаете, почему для византийского изобразительного искусства была свойственна анонимность? Опишите одну из византийских икон.

6.Какую роль в жизни византийского общества играла церковная музыка? Назовите ее основные жанры. Послушайте одно из церковных песнопений. Какие чувства и мысли пробуждает у вас эта музыка?

1. Византийский иконографический канон строго регламентировал использование композиций и сюжетов Священного Писания. Попробуйте на известных вам примерах показать зависимость иконных изображений от иконографических образцов.

Книги для дополнительного чтения

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969.

Колпакова Г. С. Искусство Византии: Ранний и средний периоды. СПб., 2004.

Колпакова Г. С. Искусство Византии: Поздний период. СПб., 2004.

Лазарев В. Н. История византийской живописи: В 2 т. М., 1986.

Лихачева В. Д. Искусство Византии IV—XV веков. Л., 1981.

Тяжелов В. Н., Сопоцинский О. И. Искусство Средних веков: малая история искусств. М., 1975.

Удальцова 3. В. Византийская культура. М., 1988.

Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты. Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов ( золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала наряду с эстетическими задачами чисто функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план. Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые, одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины.Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость. Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона - это классика мозаики, классика Византии.

Читайте также: