Сообщение медный всадник пушкин

Обновлено: 05.07.2024

История сюжета и прототипы

В основе поэмы лежит реальная история наводнения, произошедшего в ноябре 1824 года в Петербурге. Во время наводнения Пушкин был в ссылке в Михайловском, поэтому в поэме он описывал события по показаниям очевидцев.

История об "ожившем памятнике" могла быть взята Пушкиным из рассказа о том, как в 1812 году император Александр I хотел вывезти из Петербурга памятник Петру ("Медный всадник"). Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. В своем сне майор увидел, как "Медный Всадник" скачет по улицам Петербурга и, подъехав к императору, говорит ему: "Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться".

По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из "Дон Жуана".

Поэма "Медный Всадник" была написана осенью 1833 года в Болдине после поездки на Урал по пугачевским местам. По мнению исследователей, работа над поэмой продолжалась меньше месяца - с 6 по 31 октября.

Беловая рукопись поэмы заканчивается пометкой: "31 октября 1833. Болдино 5 ч. 5 ".

Замысел "Медного Всадника", вероятно, возник у Пушкина до его приезда в Болдино. Возможно, некоторые наброски были сделаны в Петербурге.

Работа над поэмой стоила Пушкину огромного труда. По данным исследователей, поэт переписывал каждый стих по нескольку раз (иногда - до 10 раз), прежде чем добиться идеальной формы для каждого из них.

"Медный Всадник" - одна из наиболее коротких поэм Пушкина. Менее чем в 500 стихов Пушкин сумел уместить и размышления Петра на берегу Невы, и описание Петербурга, и сцены наводнения 1824 года, и историю любви Евгения и т.д.

Цензура императора

В конце 1833 года, вернувшись из Болдина, Пушкин передал "Медного всадника" на цензурную проверку. В результате, рукопись ему возвратили с множеством правок. Об этом поэт написал в своем дневнике:

". 11-го получено мною приглашение от Бенкендорфа явиться к нему на другой день утром. Я приехал. Мне возвращают Медный Всадник с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурою; стихи: "И перед младшею столицей. " вымараны. На многих местах поставлен (?). " (дневник Пушкина от 14 декабря 1833 г.)

Пушкин верил, что его рукописи читаются непосредственно императором Николаем I. Но исследования показали, что рукопись "Медного всадника" читал не император, а служащие Третьего отделения (политической полиции).

Конечно, формального запрета на поэму не было, но многочисленные замечания "высочайшей цензуры" Пушкин справедливо расценивал как запрет.

В середине декабря 1833 года Пушкин сообщил своему другу П. В. Нащокину о том, что цензура не пропустила поэму:

". Медного Всадника цензура не пропустила. Это мне убыток. " (10-е числа декабря 1833 г., А. С. Пушкин - П. В. Нащокину)

Получив замечания "высочайшей цензуры", Пушкин попытался внести правки в текст поэмы. Но поэт не довел эту работу до конца и предпочел не печатать поэму.

При жизни Пушкина поэма "Медный всадник" не была напечатана. В печать вышел только отрывок из "Медного Всадника" - "Вступление". Отрывок был напечатан в 1834 году в журнале "Библиотека для Чтения".

Вскоре после смерти Пушкина "Медный всадник" был впервые напечатан полностью в журнале "Современник" в 1837 г.

Однако эту публикацию нельзя назвать полноценной, потому что Жуковский переработал текст поэмы в соответствии с пожеланиями цензуры. Так например, из поэмы был вырезан эпизод бунта Евгения против памятника Петру. В этом "изуродованном" виде поэма печаталась до начала XX века.

Оригинальный текст поэмы без цензурных правок (хотя и с некоторыми неточностями) был впервые опубликован в отдельном издании в серии "Народная библиотека" в 1919 г.

Это была история создания поэмы "Медный всадник" Пушкина: прототипы героев, история публикации, интересные факты из истории написании поэмы.

Реальное наводнение

Историческая основа произведения – наводнение в Петербурге, которое случилось осенью 1824 года. В это время Пушкина в городе не было. В произведении наводнение описано со слов очевидцев. Реальное историческое событие стало не только трагедией в обычной жизни. Оно послужило основой для создания художественного образа и получило вековую память в лице читателей произведения гениального автора. Наводнение унесло жизни множества людей, стало настоящей трагедией для города. После него были приняты меры, безопасность города была поднята на более высокий уровень. Тем не менее, трагедия успела случиться, унеся с собой жизни многих жителей город. Перед стихией оказался бессилен не только простой человек, но и цари, сам город, вся система.

Как была написана поэма

Цензура и публикация

Пушкин признаётся в любви Петербургу и показывает одновременно трагедию маленького человека, бессильного перед мощью стихии и государства. История бедного чиновника Евгения, бросающего вызов грозному создателю города, становится основанием литературного петербургского мифа.

комментарии: Валерий Шубинский

О чём эта книга?

Когда она написана?

Как она написана?

Характерна для романтической поэмы 1820–30-х годов быстрая смена картин и образов, пространственно-временные скачки. Общая картина наводнения и частная история Евгения разворачиваются одновременно и параллельно, и внимание автора постоянно переключается.

…Вещий бред безумца, слабый шёпот его возмущённой совести уже не умолкнет, не будет заглушён подобным грому грохотаньем, тяжёлым топотом Медного Всадника

Что на неё повлияло?

Как она была опубликована?

Что было дальше?


Ещё 4 важнейших произведения позднего Пушкина

Чем примечательно наводнение, которое легло в основу сюжета?

С момента основания Петербурга в городе произошло более 300 наводнений. Причина их в том, что под воздействием циклонов в Финском заливе формируется волна, которая преграждает путь невским волнам.

Вот описание событий 7 (19) ноября 1824 года, сделанное по свежим следам:

Как воспринял Пушкин известие о наводнении 1824 года?

О наводнении идёт речь в письме Пушкина к брату (из Михайловского в Петербург) от 4 декабря 1824 года:

Почему памятник Петру стали называть Медным всадником и что он символизирует?

Памятник расположен на Сенатской площади, которая ровно через год после наводнения стала ареной восстания декабристов. Это обстоятельство, несомненно, также было для Пушкина значимым: политическая коллизия, приведшая к мятежу, была связана с противоречивым петровским наследием.

Каков социальный статус героя поэмы?

Жениться? Ну… зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно;
Но что ж, он молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Он кое-как себе устроит
Приют смиренный и простой
И в нём Парашу успокоит.
Пройдёт, быть может, год-другой —
Местечко получу — Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят…
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдём мы оба,
И внуки нас похоронят.

В ранней редакции это выражено даже отчётливее:

…Я устрою
Себе смиренный уголок
И в нём Парашу успокою.
Кровать, два стула; щей горшок
Да сам большой; чего мне боле?
Не будем прихотей мы знать,
По воскресеньям летом в поле
С Парашей буду я гулять…

Мой идеал теперь — хозяйка,
Мои желания — покой,
Да щей горшок, да сам большой.

Он был чиновник небогатый,
Безродный, круглый сирота,
Собою бледный, рябоватый,
Без роду, племени, связей,
Без денег, то есть без друзей,
А впрочем, гражданин столичный,
Каких встречаете вы тьму,
От вас нимало не отличный
Ни по лицу, ни по уму.
Как все, он вёл себя нестрого,
Как вы, о деньгах думал много,
Как вы, сгрустнув, курил табак,
Как вы, носил мундирный фрак.

Пушкин, однако, отказывается от этого описания: возможно, и оно кажется ему слишком развёрнутым и индивидуализированным. В итоге мы знаем о Евгении только следующее: он безденежный и беспоместный выходец из древнего рода, скромный и неамбициозный человек; он служит в канцелярии и любит девушку по имени Параша.

Случайны ли имена героев?

Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Моё перо к тому же дружно.

Фердинанд-Виктор Перро. Вид Николо-Богоявленского морского собора (Санкт-Петербург). 1838–1840 годы. Государственный Эрмитаж

Привязано ли действие поэмы к петербургской топографии?

Да, и эта привязка очень конкретна.

Параша живёт на правом берегу Невы, в западной части Васильевского острова или на острове Голодае — районах, сильнее всего пострадавших от наводнения. В середине первой части, в ключевой момент наводнения, Евгений оказывается в центре города, — вероятно, там, где находилось место его службы.

Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознёсся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений.

Имеется в виду дом Лобанова-Ростовского Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский (1788–1866) — чиновник, военный, коллекционер. Служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел. Участвовал в Русско-прусско-французской войне и Русско-турецкой войне, в 1828 году получил чин генерал-майора. Коллекционировал предметы, связанные с жизнью киевской княжны и королевы Франции Анны Ярославны, портреты Марии Стюарт и Павла I, которые потом подарил музеям. Основатель Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба. ⁠ , построенный в 1817–1820 годы по проекту Монферрана Анри Луи Огюст Рикар де Монферран (1786–1858) — французский архитектор. Служил в наполеоновской гвардии, в 1814 году, после вступления русских войск в Париж, смог познакомиться с Александром I и получил приглашение приехать в Петербург. Первым проектом Монферрана в России стал дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте. На протяжении 40 лет занимался перестройкой Исаакиевского собора. Автор проекта Александровской колонны на Дворцовой площади. ⁠ .

Как связаны между собой вступление и повествовательные главы?

Сама же поэма посвящена бунту и контрнаступлению этого Хаоса; в момент этого контрнаступления город показывает свой иной, тёмный, мрачно-мистический, враждебный человеку лик.

В чём заключался спор Пушкина с Мицкевичем?

Царь Пётр коня не укротил уздой.
Во весь опор летит скакун литой,
Топча людей, куда-то буйно рвётся,
Сметает всё, не зная, где предел.
Одним прыжком на край скалы взлетел,
Вот-вот он рухнет вниз и разобьётся.
Но век прошёл — стоит он, как стоял.
Так водопад из недр гранитных скал
Исторгнется и, скованный морозом,
Висит над бездной, обратившись в лёд.
Но если солнце вольности блеснёт
И с запада весна придёт к России,
Что станет с водопадом тирании?

(Перевод Вильгельма Левика)

В авторских примечаниях содержатся следующие слова:

Какую роль играет в поэме Нева?

Университетская набережная (Санкт-Петербург). XIX век. Литография Иоганна Мюллера по рисунку Иосифа Шарлеманя

Stock Montage/Getty Images

Как связан бунт Евгения с его безумием?

Почему в поэме упоминается граф Хвостов?

Описывая восстановление обычной жизни на следующие дни после наводнения, Пушкин между прочим иронически сообщает:

Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов.

Для Пушкина появление этого текста — признак банализации трагедии, равнодушного забвения человеческих страданий, памятником которым остаются лишь дежурные вирши графомана.

Таким образом, саркастический образ бодрого и неунывающего пожилого графомана, который спешит откликнуться на народное бедствие (заодно елейно похвалив власти), приобретает дополнительное измерение.

Любитель муз, с зарёю майской
Спеши к источникам ключей,
Ступай подслушать на Фурштадтской,
​​​​​​​Поёт где Пушкин-соловей.

В чём особенности стихового и стилистического решения поэмы?

Евгений за своим добром
Не приходил. Он скоро свету
Стал чужд. Весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском.
Одежда ветхая на нём
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни вслед ему.
Нередко кучерские плети
Его стегали, потому
Что он не разбирал дороги
Уж никогда; казалось — он
Не примечал. Он оглушён
Был шумом внутренней тревоги.

Что касается стилистики, то достигнутая Пушкиным внутренняя гармония скрывает намеренный жанровый эклектизм: одический пафос то и дело сменяется интонацией бытовой петербургской повести. В текст замаскированно входит фрагмент идиллии (мечты Евгения), элегии (появление царя), эпиграммы (строки про Хвостова).

В черновиках эти контрасты ещё больше. После серьёзных строк о генералах, которые по приказу царя поехали спасать утопающих, идёт следующий анекдотический фрагмент:

Такой анекдот, записанный Вяземским, в действительности рассказывали о сенаторе графе Варфоломее Толстом; генералом, плывущим в лодке, был санкт-петербургский генерал-губернатор граф Милорадович.

Поэма в целом не есть достояние одной России: она будет оценена, понята и признана великой поэмою везде, где есть люди, способные понимать изящество

Александр Дружинин

История создания медного всадника

Сочинения

Краткое содержание

Поэма состоит из вступления и двух частей. В самом начале автор кратко рассказывает об истории основания Петербурга: как Петр Великий отбил шведов с берега Балтийского моря и решил поставить на этом месте портовый город, которому суждено было стать красивой и величественной столицей империи.

История создания поэмы медный всадник

Главный же герой — бедный молодой чиновник Евгений, который жил в Петербурге. Однажды ноябрьским вечером он поздно, за полночь, возвращался домой из гостей. Погода совершенно не радовала: сильный ветер и холодный ливень сбивали с ног. Евгений с трудом дошел до крохотной комнатушки и попытался заснуть. Его мучили мысли о любимой Параше: вместе с матерью она живет на другом берегу Невы на острове. Молодой человек мечтал о семейной жизни, но пока это невозможно: он слишком беден.

Через полгода после ужасного случая молодой человек ночью ходил по улицам и оказался перед памятником Петру Первому. Решив, что в его бедах виноват император, основавший город в опасном месте, Евгений высказал ему все, что думает. Внезапно сумасшедшему показалось, что статуя злобно оскалилась и готова сойти с пьедестала. Испуганный юноша бросился бежать, но его всю ночь преследовал цокот медных копыт по мостовым. Наутро видение исчезло, но с тех пор Евгений всегда снимал головной убор перед статуей. Через некоторое время домик Параши прибило к берегу. Спустя несколько дней на его крыльце нашли умершего Евгения.

Немного о памятнике

Кто написал медный всадник

Памятник представляет собой всадника на вставшей на дыбы лошади, которая топчет змею — символ врагов Российской империи. Монарх изображен как создатель, законодатель и цивилизатор. Он одет в простую одежду, на его голове надет лавровый венок, на поясе — меч, вместо седла — медвежья шкура, символ России.

Камень, на котором расположена скульптура, назывался Гром-камень. Его нашли в деревне Конная Ляхта, после его извлечения провал заполнился водой — так появился Петровский пруд. Сам камень имеет форму волны — скульптор хотел показать, что именно Петр Великий открыл морской путь государству. Но по основному замыслу неотесанный булыжник символизирует дикую природу и варварство, которые побеждены цивилизованным человеком.

Интересный факт: скульптура показывает рукой в сторону Швеции. В центре Стокгольма стоит памятник императору Карлу XII, который указывает пальцем в сторону России. Два врага в Северной войне так и не смогли помириться.

Медный всадник история создания

Модель памятника выполнил французский скульптор Фальконе в 1768—1770 годах, голову слепила его ученица Мари Анн Колло (это была первая работа в ее биографии), змею — Гордеев Федор. С литьем произошла заминка: мастер никогда не работал с такими заказами и ждал специалистов. Приехавшие в 1772 французы вскоре были уволены, так как не могли удовлетворительно выполнить работу. Отливка производилась в 2 этапа:

  1. Летом 1775. Лопнувшая труба едва не испортила все, но мастеру Хайлову удалось спасти нижнюю часть.
  2. 1777 — были вновь отлиты верхние детали.

Написание произведения

Медный всадник история создания

Проблемы при печати

Примечательно, что Александр Сергеевич считал, будто его произведения читает сам государь Николай I. Экземпляр с пометками императора хранится в петербургском Пушкинском доме. Однако специалисты считают, что правили поэму сотрудники политической полиции. Напечатано произведение было несколько раз:

Медный всадник кто написал

Читайте также: