Сферы и ситуации речевого общения общение сообщение воздействие

Обновлено: 17.05.2024

Речевая ситуация— одна из основных единиц речевого общения.
Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков.

Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функциональной разновидности языка для общения, функционального стиля. При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью, в сфере научной деятельности — научным стилем, в сфере общественных отношений — публицистическим стилем, в сфере официально-деловых отношений — официально-деловым стилем, преимущественно в письменной форме.
По своим внешним условиям речевое общение может быть официальным, требующим соблюдения всех норм, правил, всех формальностей (для него характерен бесстрастный, сдержанный тон), и неофициальным, в форме дружеской беседы приятелей, разговора с хорошо знакомым один на один, разговора в семейном кругу. Типичной особенностью неофициального устного общения является диалогичность, постоянное перераспределение ролей — говорящий/слушающий.

Официальное общение может быть личным, непосредственным (деловая беседа, например) и публичным (выступление по радио, телевидению, лекция, доклад).

На выбор языковых средств накладывают отпечаток социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения: учитель и ученик (на уроке, на перемене, в личной, доверительной беседе), директор школы и ученик, отец и сын, мать и дочь, ученик и ученик (знающие друг друга и незнакомые), ребенок и взрослый (родственник, знакомый, незнакомый). Во всех названных и во многих других случаях создаются ситуации, в которых необходим быстрый и правильный выбор функциональной разновидности языковых средств, соответствующих данной речевой, социальной ситуации речевого общения.

Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи речевого общения. В зависимости от целей и задач общения используются средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля.

Речевая ситуация— это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.

Речевая ситуация требует от коммуникантов6 соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (представьте ситуации диалога с врачом, беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).

Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой. Смысл высказывания становится понятным только в конце речевой ситуации.

Например, нейтральное, казалось бы, высказывание У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения: В моей жизни ничего (нового) не происходит; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др. (Н. Штрекер.)

1) речевое событие,

2) речевую ситуацию,

3) речевое взаимодействие.

Речевое событие– связный текст, протекающий в контексте речевой ситуации. Оно включает два основных компонента: словесную речь и условия, обстановку, в которой происходит речевое общение.

Речевая ситуация –это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Различают канонические речевые ситуации (когда произнесение (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего); когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой; когда адресат – конкретное лицо) и неканонические речевые ситуации (когда время говорящего (время произнесения высказывания) может не совпадать со временем адресата (временем восприятия); высказывание может не иметь конкретного адресата)

27. Нормативный аспект культуры речи. Литературный язык и норма. Динамическая теория нормы. Норма и кодификация.

Культура речи это совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшие воздействия на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:

— богатство (разнообразие) речи,

— ясность и понятность,

— точность и правильность.

Основой культуры речи является литературный язык. Он составляет высшую форму национального языка. В научно-лингвистической литературе выделены основные признаки литературного язык:

3. Обязательность для всех носителей языка

5. Наличие функциональных стилей

Норма – это правило использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

Норма это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка. Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.

Нормы бывают орфоэпические (произношение), орфографические (написание). Языковые нормы явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка.

28. Этический аспект культуры речи. Речевой этикет. Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания. Особенности обращения как формулы речевого этикета.

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение для человека — его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо оттого, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Уметь общаться особенно важно для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления.

Речевой этикет – это разработанные обществом правила речевого поведения, систему устойчивых речевых формул общения. Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояния общества, его моральные устои. Различные ситуации требуют использование определенных речевых оборотов. Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии социальными ролями его участников. Следует учесть что речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

Разговаривать умеет каждый, но правильно выбрать тему и интонацию, четко сформулировать и ясно выразить свои мысли, убедить собеседника в своей правоте – это целое искусство.

Во всех сферах речевого общения, монологической и диалогической, мы должны руководствоваться правилами речевого этикета.

Слово этикет родственно не только слову этикетка, но и более серьезному слову этика, одно из значений которого – совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе (например, врачебная этика). Владение речевым этикетом – одно из важнейших, профессиональных качеств современного человека.

В жизни это умение может помочь заключить сделку или, наоборот, разрушить ее, спасти или погубить переговоры, определить будущую карьеру.

Н. И. Формановская, признанный специалист в этом вопросе, определяет речевой этикет как систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта и поддержания общения в избранной тональности соответственно социальным ролям и ролевым позициям.

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Речевое общение — общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации, форма взаимодействия двух или более людей посредством языка на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевая деятельность — целенаправленный, активный, содержательный и мотивированный процесс приёма-выдачи сформулированной и сформированной посредством языка определённой мысли, волеизъявления или просто выражения эмоций.

Речевая ситуация — исторически сложившаяся в процессе развития общества форма общения, опосредованная языком.

Речевое поведение — использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.

Речевой этикет — это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

Речевой акт — элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

Адресат — тот (те), к кому обращена речь.

Диалог — процесс двустороннего общения, при котором каждый из участников попеременно исполняет роль говорящего и слушающего, это разговор двух лиц.

Монолог — речь одного человека, обращенная к самому себе или другим.

Полилог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказывания с ситуацией.

Устная речь — речь, создаваемая в момент говорения, в процессе акта коммуникации.

Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника, её мотив и замысел полностью определяется пишущим.

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Дополнительная литература:

1. Кудрявцева Т.С. Русский язык. Учимся работать с текстом. 10-11 классы: учеб. пособие /Т.С. Кудрявцева. — М.: Дрофа, 2010.- 144c.;

2. Сокольницкая Т.Н. Текст как единица обучения на довузовском этапе развития языковой личности.//Текст в пространстве культуры и образования. — СПб, 2001.

4. Голубева А. В., Русский язык и культура речи. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата/Голубева А. В., Пономарева З.Н., СтычишинаЛ.П.. — М.: Юрайт, 2018.- 256с.

5. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10–11 классов//Петрякова А.Г. — М.: Флинта, 2007.- 514 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

а) участники речевого общения (адресат — адресант)

б) обстоятельства общения (время, место)

c) условия общения


Известно, что человеческий мозг гораздо лучше решает задачи, если человек представляет ситуацию в комплексе, и блок-схема — это идеальный способ целостного описания. На блок-схеме наглядно видно, что представляет собой речевая ситуация и ее компоненты. Обратите внимание: все блоки, отражающие эти компоненты, соединены между собой линиями, что означает существующую между ними связь.

a) Два верхних блока схемы объединяет указание на участников речевой ситуации. Их можно называть по-разному, например, в зависимости от избранной формы речи — устной или письменной — общающиеся стороны могут называться говорящий или слушающий, пишущий или читающий.

б) Средний блок схемы отведен важному компоненту речевой ситуации — пространственно-временным отношениям. При анализе таких отношений в литературном произведении вы используете термин хронотоп. Он связан с местом и временем речевого общения. В зависимости от хронотопа речевое общение может быть личным или неличным, официальным или неофициальным, спланированным или спонтанным.

c) Два нижних блока схемы относятся к так называемым условиям речевого общения — третьему компоненту речевой ситуации. По условиям речевого общенияучастники ситуации должны знать стоящую перед ними цель общения, иметь знания о социальных и культурных нормах речевого поведения. Кроме владения информацией о теме, они должны уметь подбирать языковые средства для развития темы в соответствии с целью общения.

5. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ

Обязательные сцены:

Задание 1. Установление соответствий между элементами двух множеств

Добавьте в левую и правую части схемы элементы, называющие средства передачи информации при вербальном и невербальном общении.

Средства передачи информации при вербальном и невербальном общении: тональность и тембр голоса, значение слов, мимика, смысл словосочетаний, жесты, телодвижения, дикция, темп речи, поза, значение предложений, выразительность интонации.

Правильный вариант

Средства передачи информации при вербальном общении: тональность и тембр голоса, значение слов, смысл словосочетаний, дикция, темп речи, значение предложений, выразительность интонации.

Средства передачи информации при невербальном общении: мимика, жесты, телодвижения, поза.

Комментарий: Исследования показывают, что при ежедневном общении слова составляют 7%, выразительность интонации — 38 %, невербальное общение — 53%.

Задание 2.Единичный выбор

Выберите правильный ответ.

Слова речной и речевой являются.

1) синонимами
2) однокоренными
3) изменениями одного слова
4) разными словами с разными значениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевое общение. 10 класс.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Знать виды и формы общения, требования к оформлению речи, соблюдению в ней этических и коммуникативных норм.

Уметь оценивать целесообразность виды и формы общения, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнеров по общению, понимать и воспринимать другого человека, самовыражаться, соблюдать этические, коммуникативные, речевые нормы общения.

Оборудование:

интерактивная доска INTERWRIT

Эпиграф на доске: Общаясь, люди создают друг друга.

Д. C. Лихачев

Слово учителя.

Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету. Устно и письменно. С помощью слов и без них. С современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций. Мы общаемся. Получается, что наша жизнь без общения немыслима.

Поэтому, роль общения и в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, - огромна. Общение пронизывает все сферы ,деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций.

Общение - это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).

Общение - это деятельность.

Актуализация темы.

Сегодня мы с вами будем говорить о видах и формах общения. Обратимся к таблице.


Рассмотрим каждый вид отдельно, заполняя таблицу.

Вербальное – невербальное.

Вербальное и невербальное общениe вcегда сопутствyют дpуг другy, поскольку вербальное общение - это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение - это общение несловесное, в котором cистемой знаков служит в устной речи - сочетание позы, жестов, мимики, интонaции, a в письменной - расположение тeкста, шрифты, схемы, таблицы, графики.

По сyти, имeются в виду два разных, но почти всегда сочетающихся языка: словесный и несловесный. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, пocкольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко сyществyют дpyг без дрyга. Соoтветствeнно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речeвoго общения.

Информативное – неинформативное.

Для информативного общения основная цель всегда связaна с информациeй. B ходе тaкогo oбщения сообщается, выслушивается (читаeтcя) что-то новое для данного адресата.

Неинформативное общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контактa c сoбеседником, на регулирoвание взаимоотношений, на удовлетворение потребности в oбщении: говорить, чтобы высказаться и встрeтить понимание, - вот основная цель такого общения.

Монологическое—диалогическое.

Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих рeчь, - монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды oбщeния, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я - говорящего и ты - слушающего.

Диалог (от греч. dia - чeрeз и logos - словo, речь) - это непосредственный обмен высказываниями междy двyмя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos - один и logos - слово, речь) - этo речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи:

непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, a представляет собой сверхфразовое единство определенного объема);

2) последовательность, логичность речи;

3) относительная смысловая законченность;

4) коммуникативная направленность высказывания;

5) тематичность (развертывание одной темы);

6) синтаксическая усложненность.

Контактное – дистантное.

Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в простpанстве и времени,

При контактном общении взаимодействие происxодит одновременно, паpтнеры находятся рядом дрyг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда - устное. Это дает возможность общения c помощью не только слoвесных, но и несловесных cредств.

Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены простpанством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и дрyгое. Иногда yчастники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пpoстранством (они разгoваривают по телефону или ведyт диалог в Интернете) или временем (идет обмен записками в аудитории).

Устное – письменное.

Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными грyппами причин:

1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения.

2. Особенностями, определяeмыми формой рeчи.

Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что междy yчастниками общения возможен личный контакт: одновременно зрительный (визyaльный) и акустический (слуховой).

Для решения вопроса о том, какую форму речи предпочесть, неoбходимо знать; и комy предназначенa эта речь, и в кaкиx условияx она может быть воспринята наибoлее адекватно. Также следyeт учитывать, что:

- ycтная речь в силу своей однократности и часто импровизационности ограничена в отборе языковых и неязыковых средств для выражения определeнного смысла, тогда как письменная обычно предполагает полное и законченнoe выражeние замысла;

- устная речь, в соответствии c зaконом избыточности, содержит больше повторений и обобщений, a в письменной их меньшe или нет совсем.

Все эти оcобенности в совокупности определякгг выбор соответствующего цели общения pечевого жанра.

Публичное – массовое.

Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких слyчаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель вряд ли будет достигнута. При публичном общении вoзникает иная, более высокая степень oтветственности за речь, и одним из главньдх требований к ней становится целенаправленность и содержательность.

Это может быть и в устной peчи - выступление на представительном митинге, съезде, c концертом на стадионе и т. д., но чаще всего такого pода общение свойственно газетам, телевидению и т. д. Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтомy соответствующие средства так и называются - средства массовой коммуникации. При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания - он, как правило, существует в воoбражении говорящего в обoбщенном виде

Официальное – неофициальное (частное).

Официальное (должностное) общение - это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдeнием всех правил и формальностей. Частноe общение - это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием опрeделенных сфер общения, социaльных рoлей и взаимоотношений между партнерами по общению, протекает болеe свободнo и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

Вид и формы общения

Основные признаки

1.Вербальное –

невербальное

несловесное: мимика, жесты, интонация, текст, шрифт, таблицы, знаки

2. Информативное –

неинформативное.

Что-то новое для слушателя;

поддержка речевого контакта

3. Монологическое—

диалогическое

общение между двумя или несколькими лицами

4. Контактное –

Взаимодействие одновременно в пространстве и во времени (устное);

партнеры общения разделены временем и пространством (устное и письменное)

письменное

ориентирован на многократность

6. Публичное –

массовое

Обычно протекает в форме монолога, всегда структурирована;

не общение, а коммуникация, адресат теряет конкретные очертания

7.Официальное –

неофициальное (частное).

Взаимодействие в строгой обстановке с соблюдением всех правил и формальностей;

Не ограничено рамками деловой, протекает более свободно

Первичное закрепление темы.

Написать тексты двух приглашений (официального и неофициального вида)

Ответить на вопрос: чем они будут различаться?

В предложенном тексте найти и выписать отрывок с речевой ситуацией, когда ответ понятен без слов.

Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав

его, она остановилась. "Неужели этот чужой человек сделался теперь все для меня?" спросила она себя и мгновенно ответила: "Да, все: он один теперь дороже для меня всего на свете". Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.

-- Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?

Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: "Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь".

Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.

-- Любите ли вы меня?

-- Да, да, -- как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.

-- Об чем? Что с вами?

-- Ах, я так счастлива, -- отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.

Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею.

Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.

-- Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? -- сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. "Неужели это я, та девочка-ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?"

-- Нет, -- отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.

-- Простите меня, -- сказал князь Андрей, -- но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.

Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.

-- Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, -- продолжал князь Андрей, -- в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы. – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.

-- Зачем вы это говорите? -- перебила его Наташа. -- Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, -- сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.

-- В год вы узнаете себя.

-- Це -- лый год! -- вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. -- Да отчего ж год? Отчего ж год. -- Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.

-- И нельзя иначе? -- спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.

-- Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! -- вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. -- Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. -- Она

взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.

-- Нет, нет, я все сделаю, -- сказала она, вдруг остановив слезы, -- я так счастлива! -- Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.

С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Ответить на вопрос: почему безмолвная реакция точнее всего передает состояние героя?

Домашнее задание:

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.п.

Каналом связи с другими людьми является общение. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – это речь. Именно поэтому его называют речевым общением.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации. Речевое общение обоюдно, сознательно и целенаправленно. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность.

Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, к людям и т.п.

Выделяются два вида поведения:

· вербальное (словесное)

· реальное.

Вербальное поведение – это система высказываний, мнений, суждений, доказательств и др., которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний.

Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.

Речевая деятельность – это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность. Речевое поведение – это малоосознанная активность, которая проявляется в образах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания, либо на основе собственного опыта. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами.

Результатом речевой деятельности является мысльитекст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательное, недоброжелательное и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватность целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческие знания): стили, типы, способы связи предложений в тексте; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения (умения и навыки речевого общения).

В речевом общении выделяются три стороны:

I. Интерактивная (взаимодействие);

II. Коммуникативная (прием, передача, обмен информацией);

III. Перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга).

I. Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнерства, сотрудничества, конкуренции.

Выделяется речевоеинеречевое взаимодействие участников общения.

Речевому взаимодействию предшествует социальное (об этом свидетельствуют процессы становления языка у ребенка).

Средством речевого общения является язык, способом – речь.

Неречевое взаимодействие осуществляется с помощью таких каналов обоняния, как зрение, моторика, кинестезия (обоняние, осязание, ощущение).

В структуре межличностного взаимодействия выделяются три взаимосвязанных компонента:

1. Поведенческий компонент включает результаты деятельности (ее успешность-неуспешность), речевые действия и неречевые поступки каждого из участников общения, а также мимику, пантомимику, жестикуляцию, то есть все, что могут наблюдать другие люди в своих собеседниках.

2. Аффективный компонент включает все то, что связано с выражением эмоционального состояния той или иной личности, например, удовлетворенность или неудовлетворенность общением.

3. Информационный компонент в наиболее общем виде можно определить как осознание собеседником целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом. Смысловой акт социального взаимодействия – коммуникация.

II. Коммуникация – это единство взаимного обмена информацией и воздействие собеседников друг на друга с учетом взаимоотношений между ними, установок, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.

В структуре коммуникации выделяются три взаимосвязанных компонента:

1. Процессуальный компонент включает в себя все виды речевой деятельности участников общения: говорение, слушание, письмо, чтение.

2. Знаковый компонент включает речь и язык. Речь рассматривается как способ формирования и формулирования мысли (внутренняя или внешняя, устная или письменная, диалогическая или монологическая). Средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Одним из древнейших средств общения является язык. Всякий язык, в какой бы форме он ни выражался, является знаковой системой. Наряду со звуковыми используются письменные знаки, зрительные образы, мимика, жесты, рисунки, интонация и др.

Некоторые группы людей часто используют в качестве знаков общения татуировки, жаргонные слова, аббревиатуры.

В процессе общения знаки выполняют определенные функции: они указывают на принадлежность личности к той или иной группе, служат человеку средством показать, кто он такой.

3. Текстовый компонент как результат коммуникации включает в себя содержание и смысл, определенным образом оформленные (тип, жанр, стиль речи).

Выделяются два вида коммуникации:

По типу отношений между участниками различаются:

по средствам – речевая (письменная или устная), паралингвистическая (жесты, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительное искусство и т.д.).

Каждого человека больше всего волную отношения с другими людьми. Межличностные отношения – это взаимная готовность партнеров по общению к определенному типу взаимодействия и коммуникации. Готовность сопровождается эмоциональными переживаниями (положительными, отрицательными, индифферентными) и реализуется в поведении участников общения, тогда устанавливаются отношения определенного типа: приятельские, дружеские, официальные, натянутые и др.

Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразии протекания общения, называют стилем общения.

Выделяются несколько типичных стилей общения:

· Общение- устрашение (авторитет одного из собеседников держится на страхе, который он внушает своим партнерам);

· Общение с четко выраженной дистанцией (собеседники отдаляются друг от друга, не раскрывают себя, что отрицательным образом отражается на их отношениях);

· Общение дружеского расположения (между собеседниками устанавливаются дружеские отношения);

· Общение-совместная увлеченность познавательной деятельностью.

III. Восприятие – целостное отражение людей, предметов, ситуаций общения и событий, возникающее при непосредственном взаимодействии собеседников и воздействии физических раздражителей на органы чувств и обеспечивающие непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Например, педагогическое восприятие – это не просто восприятие окружающей преподавателя действительности в его сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества.

Подведем итоги. Человек становится личностью только среди себе подобных, только в совместной деятельности с другими людьми. Эта деятельность, включающая в себя обмен информацией, выработку обще стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человека, называется речевым общением.

Читайте также: