Сообщение курские пейзажи в лирике фета

Обновлено: 05.07.2024

Поэзия Фета необыкновенна. Он последовательно переносил свое понимание мира на искусство слова, любил повторять, что поэзия и действительность не имеют ничего общего, что поэзия есть ложь и что поэт, который “с первого же слова не начинает лгать без оглядки, никуда не годится”.

Афанасий Фет известен нам, прежде всего, как чудесный мастер пейзажа. Строки его поэзии удивительным образом передают красоты природы, запечатленной в разные времена года и дня. Его стихотворения, чрезвычайно образные и живописные, заставляют каждого читателя

увидеть перед своим внутренним взором пейзажи полей, лесов, виды радуги, облачных небес и восходящего солнца.

Некоторые строки Фета вошли в сокровищницу отечественной поэзии и знакомы практически каждому. Примером этому служит стихотворение “Чудная картина”:

Как ты мне родна:

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Другое, не менее известное стихотворение носит название “Я пришел к тебе с приветом…”. В нем предстает масштабная картина раннего утра, времени пробуждения природы

во всем ее многообразии. Всего в четырех строфах автор при помощи замечательных по своей красоте и одновременной лаконичности образов показал восход солнца, лес, все обитатели которого очнулись ото сна, а также описал внутреннее, приподнятое состояние человека, душа и тело которого просыпаются к жизни ранней весной.

Фет стремится запечатлеть даже не столько движения души и природы, сколько, сколько впечатления от этих движений. И навеять свои настроения на душу читателя. В творчестве Фета напевная интонация в ее наиболее развитой и романсовой форме достигает предела выразительности.

Не менее удачны и эффектны у Фета и одномоментные картины природы. В своих стихотворениях он смог сказать о том, что не только целый лес, роща или поле могут быть объектами искусства, но даже одно-единственное дерево или куст, участок реки, дорога, аллея, сугроб или просто ветер.

Примеры этому мы также найдем в текстах стихов:

Уж верба вся пушистая

Поэт не стремится никого убедить. Не стремится и нечто изобразить, хотя создание образов в XIX веке считалось главной задачей и особенностю, привилегией искусства.

Внушить, навеять – вот единственная по-настоящему достойная задача поэта. Слова слишком грубы для ее выполнения.

Читая строки, написанные Фетом, чувствуешь себя приобщившимся к тайнам мироздания, к простым радостям бытия, не омрачаемым никакими проблемами и тяжкими раздумьями. Иногда фантазия уносит читателя и в морские глубины, который автор описывает как настоящий знаток:

Расписные раковины блещут

В переливах чудной позолоты…

Но бывает и так, что строки стихов вызывают поистине философские раздумья о бренности бытия, о том, что человек смертен, его жизнь коротка, в то время как природа вечна, она была до нашего рождения и останется после нас:

Придут с песнью на устах

А не дети, так пройдут

К ним с весною низойдут

Однако несмотря на появляющуюся иногда грусть, в большинстве своем стихотворения Фета полны радости и весенних настроений. В них перед читателем открывается предчувствие скорой весны, цветения, молодости и новых сил, и даже в самом воздухе как будто чувствуется обновление. Поэтому поэзию Фета можно с полным основанием назвать поэзией весны, радости и молодости.


Рассказ о творчестве писателей — уроженцев курской земли, а также тех, у которых пребывание в Курском крае оставило след в художественных произведениях.
(1979)

Песенный, соловьиный край коренной России пробудил к жизни немало писательских дарований. С курскими впечатлениями связаны яркие страницы в творчестве замечательных художников слова. Курская земля, на которой произошло одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны и где добывается богатая железная руда, привлекает внимание писателей и в наши дни.

Однако на литературной карте России Курский край далеко не всегда представляется должным образом. Это связано с тем, что литературное краеведение в Курске и области до недавнего времени находилось в зачаточном состоянии. Лишь в последние годы работы ряда краеведов позволили создать более или менее общее представление о литературных связях и литературном значении курской земли.


Афанасий Афанасьевич Фет – замечательный поэт 19-го века. Его мелодичные стихи давно были положены на музыку и известны нам как романсы. Он писал ради красоты и не касался своим возвышенным слогом политики. Русская природа в лирике Фета стала чуть ли не главным предметом изображения. Именно этой чудесной стороне творчества великого поэта посвящена данная статья.

Творчество Фета

русская природа в лирике фета

Для Фета искусство было убежищем от повседневности жизни. Он считал, что творчество не должно касаться общественных и политических дел и вообще действительности. Его стихи всегда были посвящены только любви и природе.

Первые произведения Фета увидели свет, когда он учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В студенческие годы он обретает известность и активно печатается в журналах.

Чистое искусство

Искусство ради искусства, или чистое искусство, - именно этой эстетической концепции придерживался Фет. Заключалась она в том, что творчество должно быть независимым от общественной жизни. Искусство должно приносить только эстетическое удовольствие, а не призывать к чему-либо или выступать против какого-либо политического строя. Именно этой концепции придерживался поэт, поэтому природа в творчестве А. А. Фета столь прекрасна и цельна. Она не зависит от сильных мира сего, ни на что не влияет, ее заслуга - лишь в красоте, и это самое главное.

Пейзажная лирика Фета

Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

фет тема природы в лирике

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

тема природы в лирике а фета

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Изображение весенней природы

природа и человек в лирике а а фета

Тема природы в лирике поэта очень распространена. Нет ни одного стихотворения, в котором так или иначе она бы не звучала.

Изображение зимней природы

природа в творчестве а а фета

Заключение

Итак, тема природы в лирике А. Фета всегда связана с внутренним миром поэта. При этом вся сила его стихов заключена в эмоциональном, поэтическом и невероятно детализированном изображении пейзажей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовательская работа по творчеству А.А.Фета

ученица 10 класса

учитель русского языка

hello_html_346cd119.jpg

И пока святым искусством

Будет дорог нежным чувством

Я заинтересовался творчеством нашего земляка-поэта. Для нас курян важно знать историю края и великих людей, творивших на Курской земле.

hello_html_m2eb05960.jpg

Изучив жизнь и творчество поэта, я провел небольшую исследовательскую работу, выяснил, что в 10 километрах на восток от Коренной пустыни расположено большое село 1-я Воробьевка. Эти места посещали великие русские писатели Л.Н.Толстой, В.Г.Белинский, композитор П.И.Чайковский, художник И.Е.Репин, а также другие деятели литературы и искусства.

Проживая постоянно у себя в Степановке Орловской губернии, А.А.Фет часто бывал в имении брата – Грайворонке и Тиме – и ему полюбились курские края.

Осенью 1877 года управляющий Фета И.А.Иост, будучи в Курске, узнал, что в 25 верстах от него продается имение –сельцо Воробьевка.

Кроме парка, новому имению принадлежали 270 десятин черноземной земли вокруг Воробьевки и каменные постройки. К тому же – рукой подать до железнодорожной станции – Будановка.

А.А.Фет и его управляющий И.А.Иост принялись за дело. В кухне барского дома разместили своеобразный штаб по благоустройству усадьбы. Перевезли из Степановки в Воробьевку мебель, книги и прочее имущество. Из Москвы доставили сюда паркет, цемент и другие строительные материалы. Из Грайворонки выписали мастеров и рабочую силу. Фет и управляющий решили из одноэтажного с высоким чердаком здания сделать двухэтажное, более благоустроенное, владельческие земли перевести с крестьянской аренды на экономическую запашку, построить сараи для скота, колодцы, теплицы, фонтаны, пустить на полный ход мельницу.

hello_html_m41d2ef20.jpg

А.А. Фет на террасе в своем имении Воробьевке.

С картины Я.П. Полонского. 1890

А.А.Фет постоянно держал в курсе всех дел Л.Н.Толстого.

А.А.Фет радовался и гордился, когда в Воробьевку приходили письма от Толстого, Тургенева и других писателей. Из переписки Фета с Толстым этого периода до нас дошло более ста писем, из которых почти половина написана Л.Н.Толстым по воробьевскому адресу.

Всей душой А.А.Фет полюбил Воробьевку. Поэт наслаждался природой: журчанием весеннего ручья, перелетом птиц, трелями курских соловьев, ароматом трав и цветов, рекой Тускарью, которую он называл маленькой Волгой…

К красотам природы были приложены старательные руки, и через некоторое время от былого беспорядка в новом имении не осталось и следа.

Вся усадьба утопала в цветах. Здесь росли георгины, розы, олеандры, кипарисы, туберозы и филодендроны. Все это высаживалось из теплиц в клумбы весной и обеспечивалось хорошим уходом.

В Степановке поэт писал:

Угрюм и празден я брожу:

Напрасно веру светлую лелею, -

На славный подвиг силы не имею,

Для песни сердца слов не нахожу .

На смену им пришли воробьевские стихи:

Сегодня день твой просветленья,

И на вершине красоты

Живую тайну вдохновенья

Всем существом вещаешь ты.

Разумеется, Фет и в Воробьевке не перестает быть помещиком, но можно с полным правом утверждать, что живописная природа Воробьевки были для него живительным эликсиром, который излечил поэта от духовного недуга и возвратил в лоно русской поэзии.

В стихотворении, датированным 1887 годом, Фет пишет:

Как богат я в безумных стихах!

Этот блеск мне отраден и нужен, -

Все алмазы мои в небесах,

Все росинки под ними жемчужны:

Выходи, красота, не робей

Звуки есть, дорогая есть краска, -

Это все я, поэт-чародей,

Расточу за мгновенные ласки…

В Воробьевке писалось стихотворение, посвященное Петру Ильичу Чайковскому.

Со времени переселения А.А.Фета в Воробьевку оно часто упоминается в стихах и письмах:

Митя – крошка,

Да с Покровки

К Воробьевке

В письмах к А.А.Фету о Воробьевке говорят Л.Н.Толстой и П.И.Чайковский.

Я рад, когда с земного лона,

Весенней жажде соприсущ,

К ограде каменной балкона

С утра кудрявый лезет плющ,-

20 марта 1878 года Фет пишет Толстому из Воробьевки:

«Не писал вам до сих пор, дорогой Лев Николаевич, отделила нас от остального мира, а завтра думаю послать в объезд верховного за рыбной сетью на Будановку, и я пользуюсь случаем писать.

Давно не встречал весны с таким искренним чувством. Для этого надо много жить, чтобы действительно понять весь этот великий воздух природы…

Третьего дня обычным мерным полетом пронеслась над парком цапля. Ну точно, буквально, она несла за собой весну…

Вчера быстрей американского поезда пронеслись гуси. Скворцы и дрозды прилетели, и вот ждем вальдшнепов…

У нас мучительная и неизбежная стройка вытаскивает последнюю копейку, так что я уже чешу не затылок, а пустопорожнее место. Хотя до сих пор выхожу на воздух мало, но не томлюсь скукой, деля день между чтением, счетами, бильярдом и пасьянсом.

Кант подвигается микроскопически, прочел одну треть книги и многого не разжевал, как бы хотел, хотя общий очерк его системы мне понятен. Но есть выводы демонстративные, до того тонкие, что надо особенное внимание при чтении. Недаром Шопенгауэр понял его только при восьмом чтении.

Известно, что для Толстого это был трудный период в его жизни. Отголосок собственной муки и душевных переживаний слышит Толстой и у Фета. Это сближает их еще больше.

«Но хотя люблю я Вас таким, какой Вы есть, и всегда сержусь на Вас… Не думайте, чтобы я разумел стихи. Хотя я и их жажду, но не о них речь, они придут и под биллиардом, а о том миросозерцании, при котором бы не надо было сердиться на глупость людскую.

Кабы нас с вами истолочь в одной ступе и слепить потом пару людей, была бы славная пара. А то у вас так много привязанности к житейскому, что если как-нибудь оборвется это житейское, вам будет плохо, а у меня такое к нему равнодушие, что нет интереса к жизни; и я тяжел для других одним вечным переливанием из пустого в порожнее.

Фет отвечает Толстому: «…Можно быть не только равнодушным ко всему житейскому, но даже чувствовать к нему непреобратимое обращение и быть слепорожденным для духовных потребностей…

Я люблю, чтобы лошади, собаки, коровы, экипаж соответствовали своему названию. Легко ли это, да еще в России, где никто не подумает, можно ли тонкой серебряной ложкой доставать крутую кашу из горшка, не прогнув ложки.

Вот теперь я обнес парк оградой, а народ становится ногами на засов и лезет через палисадники. Поставили сторожа у ворот и поймали его с женой, готовых пройти в охраняемые ворота. С другой стороны: мы сердимся, зачем он выливает тут нечистую воду, а дали ли ему, куда ее вылить? В Европе, где чисто, все это прилежно и близко.

Что касается до стихов, то это молния, которая приходит и уходит и зимой бывает как исключение. Напрасно хотите Вы лепить пару людей там, где бог уже слепил ее… Если Вы боитесь за мой материализм, то я не боюсь за Ваш аскетизм и хандру. Такие силачи все перемалывают в муку, а не в муку.

В 1878 году, переломном в жизни Л.Н.Толстого и в мировоззрениях великого писателя, между ним и Фетом начинается еще больше чувствоваться несходство языка, на котором они говорят.

Лев Николаевич пишет Фету в Воробьевку такое письмо: «Есть молитва, которая говорит: не по заслугам, но по милосердию твоему, так и вы…

Теперь уже стремление к личной встрече вызывается не только житейскими интересами двух людей, но и стремлением выяснить точки зрения каждого, поэтому-то она и представляет несомненный интерес.

Летом 1879 года Л.Н.Толстой собирается поехать в Соловецкий монастырь, предполагая добыть сведения о своих предках – графе Петре Андреевиче и его сыне Иване Петровиче, бывших там в заточении. Приглашал с собой Н.Н.Страхова, но тот отказался. Не собрался поехать и Толстой.

После этого Лев Николаевич решил побывать в Киеве.

10 июня 1879 года он выехал из Ясной Поляны и на другой день был в Будановке, где его ожидал парадный экипаж Фета, доставивший писателя в Воробьевку. знаменитый и желанный гость был встречен хозяином необычайно радушно.

Л.Н.Толстой пробыл в Воробьевке два дня (11 и 12 июня 1879г.). Кажется весьма странным, что столь желанная и длительная встреча не была отражена Фетом в его двухтомных воспоминаниях. Однако на это имелись свои причины.

hello_html_6b4ed4be.jpg

Гостем А.А.Фета в Воробьевке был и замечательный русский поэт Я.П.Полонский. Мы сейчас с наслаждением слушаем его романс:

Мой костер в тумане светит,

Искры гаснут на лету…

Поэт, который в свои ранние годы подчинил поэзии и философию, и религию, несколько раз посещал Воробьевку. В 1888 году он создает здесь свое стихотворении, посвященное А.А. Фету:

Нет, не забуду я тот ранний огонек,

Который мы зажгли на первом перевале,

В лесу, соловьи и пели, и рыдали…

Это о наших, курских соловьях пишет поэт.

Уезжая от гостеприимного хозяина, Полонский на потолке флигеля, в котором жил, написал карандашом:

Полонский здесь не без привета

Был встречен Фетом, и пока

Старик гостил у старика,

Поэт благословлял поэта.

И, поправляя каждый стих,

Здесь молодые музы их

Уютно провели все лето.

Помимо многочисленных живительных лечебных источников, каждый из которых содержался в чистоте и порядке, здесь были заложены рощи и аллеи. До сих пор угадываются их очертания, если глядеть с холма. Разводил поэт породистых лошадей, еще сохранились вековые здания конюшни. А знаменитая оранжерея была оснащена по последнему слову техники: постоянная температура, высокая влажность воздуха, освещение, создаваемые искусственно, позволяли выращивать в ней тропические растения и фрукты.

К сожалению, оранжерея не сохранилась, но еще стоит дом. В нем располагается 1-я Воробьевская основная школа с краеведческим музеем. Основные материалы, хранящиеся там, - конечно, о Фете.

Читайте также: