Сообщение курган в степи

Обновлено: 17.06.2024

Курганные погребения. Большинство ученых считают, что при решении проблем этнической интерпретации археологических памятников наиболее перспективным является анализ погребального обряда, так как он относится к наиболее консервативным и устойчивым элементам культуры.

Наиболее распространенным на Южном Кавказе древнейшим типом погребения являются курганные погребения.

А.А.Формозов пишет о курганах следующее: «Раскопки показали, что курганы это не просто кучи земли, наспех набросанные над прахом умерших, а остат­ки весьма своеобразных и достаточно сложных архитек­турных сооружений. Первоначально они были сложены из дерна, нарезанного кирпичами. Применялся и камень. Холм иногда опоясывало кольцо из вкопанных верти­кально плит, так называемый кромлех. Шло в дело и де­рево. Отмечаются следы истлевших столбов, плахи, обли­цовка насыпи досками. Воздействие дождей, ветра, рас­пашки все это сгладило. В ряде мест встречаются и каменные изваяния, стояв­шие некогда на вершинах курганов. Это не объемные скульптуры, а так называемые ан­тропоморфные стелы — плиты камня с намеченной высту­пом головой и в нескольких случаях с показанными грави­ровкой или рельефом чертами лица, руками, оружием, бу­лавой иди топором, поясами и ожерельями. Должны были произойти крупные сдвиги в мировоззрении людей для то­го, чтобы появились первые памятники человеку — курга­ны и каменные изваяния (даже если статуи изображали богов, все равно им придавали человеческий, а не звери­ный облик). Позднейшие каменные бабы южнорусских степей — скифские и половецкие — в какой-то мере восхо­дят к далеким прототипам. На некоторых скифских изва­яниях так же своеобразно переданы черты лица — в виде буквы Т, показаны пояса и оружие. Это, конечно не натуралистические детали, а атрибу­ты, указывающие на место изображенного в обществе. Знаками власти были и булавы и декоративные топоры. Пояс же фигурирует в числе царских атрибутов в скиф­ской легенде, приведенной Геродотом. (А. А. Формозов. Древнейшие этапы истории Европейской России. Москва. 2003).

Курганы Южного Кавказа являют собой разительный контраст погребальному обряду синхронных ранне­земледельческих обществ, где мертвые оставались в пределах своего поселка, даже своего дома, а если и выносились за их пределы, то оставались вблизи стационарного поселения на стационарном же некрополе и не требовали столь специфических памятников.

Необходимо отметить, что курганы были не просто насыпями над могилами. Они были своеобразными храмами. С их появлением религиозная жизнь выходит за пределы поселений. У курганов собирались общины, чтобы почтить память умерших, принести жертвы богам, произвести праздника, решить важные дела. Курганы через чествования предков олицетворяли для степняков их исконную связь с определенной территорией. Возвышаясь над степными просторами, они обозначали территории расселения скотоводов и пути их передвижения. Каменная или земляная насыпь кургана символизировала сферическую форму купола неба.

На вершине многих курганов устанавливались вертикально камни, напоминали человеческую фигуру, а впоследствии антропоморфные скульптуры.

Курганная культура появилась на Южном Кавказе свыше шести тысяч лет тому назад, примерно, в первой половине IV тысячелетия до н.э., синхронно с появлением в этом регионе яйлажного скотоводства, и просуществовала до распространения на Кавказе новой религии-ислама (VІІІ век).

Курганная культура на Южном Кавказе появляется в то время, когда здесь возрастает роль скотоводства, и главным источником наших знаний о жизни местного населения служат курганные захоронения. Интенсификация животноводства могла быть достигнута только при пере­ходе к новому типу хозяйства — яйлажному скотоводству. Южнокавказцы первыми из скотоводов Евразии освоили вертикальный способ кочевания, при котором стада весной угоняются на богатые горные пастбища. Это подтверждается топографией курганных могильников, расположенных у пе­ревалов высоко в горах.

В давние времена по нашим степям кочевали скифские племена. В память о себе они оставили курганы – искусственные насыпи, сооруженные для погребения покойников. Рядом с умершими скифы укладывали те вещи, которыми их соплеменники пользовались при жизни, а также слуг, животных. Женщин хоронили в лучшей одежде, с серьгами, ожерельями, а воинов – в полном боевом снаряжении. На могилах наиболее знатных покойников сооружались большие насыпи почвы, а на захоронениях бедных – маленькие бугорки. За прошедшие с тех пор тысячелетия под воздействием климатических условий курганы претерпели значительные изменения. Низкие в основном сравнялись с почвой, и теперь даже исследователи не всегда смогут их обнаружить.

На возвышающиеся над степью курганы ветры за минувшие тысячелетия нанесли кучи земли и глины. В зависимости от плодородия образовавшейся на поверхности слоя почвы (а местные знатоки убеждали меня – от наличия или отсутствия геопатогенных зон) порастают они либо кураём и полынью, либо мощным сочным травостоем из наших типично степных растений.

Курганы расположены в основном у балок, недалеко от берегов рек на естественных возвышенностях. Высота наших наиболее известных курганов колеблется от 15 сантиметров до 3-7 метров над уровнем почвы. Невысокие курганы, оказавшиеся на полях, в основном распаханы и продолжают распахиваться. Расположение некоторых из них можно определить лишь с помощью специальных карт, а более высоких осталось около 40.

Курганы, как памятники старины, имеют большое значение для изучения эпохи бронзы, раннего железного века и раннего средневековья степной части Кубани. Они включены в объекты культурного наследия и охраняются государством.

Самый высокий в районе курган – Кордон – расположен в трех километрах к северо-западу от станицы Новопокровской. Он возвышается над уровнем воды реки Еи на 80 метров. Своё название он получил по месту расположения казачьего кордона, охраняющего границы Российской империи. Такие заградительные отряды были и на других курганах, расположенных по берегам Еи, но этот остался под таким названием, так как оказался самым большим и на нем даже в конце XIX века находился наблюдательный пункт казаков. С Кордона степь просматривается на довольно большом расстоянии. И даже лесополосы, появившиеся в сороковые годы прошлого века, не заслоняют от взоров туристов наши благоухающие пшеничные поля, паутинки полевых дорог, плутающую по бескрайней степи речку, камыши, одинокие кусты терновника…

На Кордоне много редких растений, которые уже давно занесены в Красную книгу. Мне несколько раз удавалось увидеть здесь даже колокольчики. Весной на отдельных полянках появляются подснежники, гиацинты, тюльпаны Шренка, гусиный лук, горицвет. Потом – зверобой, различные виды шалфея, полынь, ковыль, коровяк, резак обыкновенный, чабрец, мята… Из разных мест сюда приезжают люди, чтобы полюбоваться на первозданную степную растительность и раздолье.

Некоторые ученые утверждают, что курганы являются предшественниками пирамид. Причём не все они использовались для захоронения. Часть из раскопанных курганов была жилищем для племен. В некоторых при раскопках обнаружены следы храмов.

В некоторых курганах и даже на полях находят скифских баб. В 2012 году одну из таких уникальных находок обнаружили на поле, на котором долгие годы выращивали сельскохозяйственные культуры. Случайно ее задел плугом механизатор Андрей Маслов. В конце рабочего дня он допахивал поле и вдруг услышал хруст металла. Остановив трактор, заметил, что плуг повредила какая-то каменная глыба. Когда ее начали раскапывать, поняли, что это скифская баба. У ценной находки отсутствовала голова, которую нашли невдалеке. Была она повреждена местами сельхозорудиями. Каменная баба оказалась довольно высокой – около двух метров, а весила более 500 килограммов. Поднимали ее на поверхность с помощью трактора. Эту ценную находку отправили в Краснодарский государственный музей имени Фелицина. Возможно, что рядом с этой бесценной находкой находится древнее захоронение, над которым когда-то возвышался курган, всё богатство которого скрыто в глубинах земли.

Скифских баб (каменные изваяния) находили и в других местах невдалеке от станиц Ильинской, Новопокровской, хутора Хлебороб. Судьба их не всегда была известна. Грубое вторжение в курганы приводит иной раз к потере ценнейших артефактов. Житель станицы Ильинской подарил мне фотографии одной из разбившихся скифских статуй. А какие предметы древности были ещё рядом с этими находками, и какова их судьба, вряд ли кто ответит.

Дмитрий Алексеевич Шапошников и работники районного архива время от времени бывают на курганах, чтобы узнать об их состоянии. На одном из них, расположенном на полях бывшего колхоза имени Кирова (в 4-5 километрах юго-западнее станицы Новопокровской), когда-то стояла геодезическая вышка. Сейчас от неё остался только кусок металла, торчащего на 10-15 сантиметров из-под земли. Курган покрыт мощным пыреем и выбрасывающим белые, удивительно нежные, словно летящие во воздуху соцветия, резаком. Кое-где виднеются цветы шалфея и серебристая полынь. День жаркий, а на сравнительно невысокой возвышенности веет свежий ветерок, приятно пахнет полынью.

– Невдалеке от этого места, – рассказывает Дмитрий Алексеевич Шапошников, – несколько лет назад механизатор выпахал скифскую бабу. Он очень аккуратно перевез ее на полевой стан. А потом находку передали, кажется, в музей.

Судьба скифских баб (каменных изваяний), найденных в других местах, не всегда была известна. Грубое вторжение в курганы приводит иной раз к потере ценнейших артефактов. И не только вблизи месторасположения курганов. Обыватели обычно считают курганом только видимую часть насыпи, возвышающейся над полями. Но ученые, изучающие наши курганы, установили, что диаметр многих из них составляет 30-75 метров. И иной раз его большая часть расположена на пролегающих по полям дорогах, и на самих полях. В советское время курганы опахивали. Не допускалось их уничтожения. Сейчас на фермерских полях только изредка можно увидеть их следы.

Впрочем, уничтожение памятников древней истории началось ещё в 60-70 годах прошлого века. На кургане Почтовом в станице Новопокровской, расположенном в ее восточной части, выровняли верхушку и установили ретранслятор, а на кургане, возвышающемся в 300 метрах южнее станицы Новопокровской, – водонапорную башню, в бывшем хуторе Первомайском – кладбище… В наше время вряд ли бы дали на это разрешение. Оставшиеся вне полей курганы в последние годы стоят пока нетронутыми. И это даёт надежду на то, что хотя бы их увидят и изучат потомки.

Настало время написать и о курганах, разбросанных по полям и лугам не только Ростовской области, но и других регионов нашей страны. Частенько, путешествуя пешком, я натыкаюсь на них.

По большей части курганы – это могильники прежних цивилизаций, проживающих когда-то в наших краях. Однако позже куполообразные насыпи устраивались также как наблюдательные пункты. Именно поэтому археологи, раскопав курган, не всегда находили там захоронение – порою внутри ничего не было.

В одной из прогулок, пару недель назад, я проходил как раз мимо одного из курганов, где было захоронение. Понять это просто, проследив специфические следы на поверхности, а именно прямоугольные ямы и траншеи – такие следы остаются после археологи. Ну и в добавок к этому курган уже не имеет куполообразной вершины, а больше похож на широкий круг земли, высотой не более метра.

Герман Парцингер — доктор исторических наук, профессор, президент Фонда прусского культурного наследия (Берлин, Германия). Награжден рядом престижных премий и наград. Почетный доктор РАН (2004) и СО РАН (2001). Автор и соавтор свыше 230 научных работ, в том числе 20 монографий.

Антон Гасс — кандидат исторических наук, сотрудник Фонда прусского культурного наследия (Берлин, Германия). Член Exzellenzcluster TOPOI, Berlin, Берлинской античной коллегии. Автор и соавтор 16 научных работ, в том числе одной монографии.

Йорг Фассбиндер — доктор естественных наук, приват-доцент, научный руководитель сектора магнетики кафедры геофизики Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана (Мюнхен, Германия). Автор и соавтор свыше 300 научных работ, в том числе 2 монографий.

Десятки, а может быть, и сотни тысяч курганов на евразийских степных просторах — безмолвные свидетели прошлого. Сколько их на самом деле — сказать уже невозможно, ежегодно обнаруживаются все новые и новые курганные памятники. Эти курганы строили, начиная с эпохи энеолита и бронзового века (IV–III тыс. до н. э.) вплоть до раннего средневековья. Однако большая часть сохранившихся на сегодня курганов степи была сооружена древними кочевниками в первом тысячелетии до нашей эры, в раннем железном веке. Основная часть курганов раннего железного века была построена представителями скифо-сакской культурно-исторической общности, существовавшей на территории степного и лесостепного поясов Евразии от Среднего Енисея на Востоке до Среднего Дуная на Западе в период с конца IX — начала VIII вв. до н. э. до III–II вв. до н. э. Среди так называемых скифских курганов особо выделяются курганы больших размеров, возвышающиеся на однообразном степном ландшафте и служащие как ориентиром для путников, так и маркерами территорий, принадлежащих тому или иному объединению древних кочевников.

Распаханные курганы малых размеров на фоне большого кургана. Могильник Виноградный 1 (Ставропольский край, Северный Кавказ)

Рисунок кургана с околокурганным рвом вокруг Александропольского кургана (Нижнее течение Днепра, Украина). Вид с запада. (По: Polin, Daragan, 2011, Abb. 2)

Вокруг больших курганов и ранее фиксировались валы, каменные кольца, скопления камней или рвы — все эти элементы могут быть отнесены к объектам периферии кургана, играющей значительную роль как в период его возведения, так и после завершения строительства. Возможно, сооружением рва, вала или каменного кольца намечалась будущая граница кургана, носящая также и сакральный характер, отделяя пространство мира живых от мира мертвых (Мозолевский, Полин, 2005). Именно на периферии кургана по завершении строительства исполнялись различные культово-религиозные церемонии, фиксируемые археологами в виде остатков поминальной тризны. Это подтверждают как античные письменные источники, например, повествование Геродота о проведении царских поминок у курганов (Геродот, кн. 4, § 72), так и результаты недавних археологических раскопок таких больших курганов, как Аржан 2 в Туве (Южная Сибирь) и Александропольский курган (Луговая Могила) по нижнему течению Днепра (Украина) (Čugunov et al., 2010; Polin, Daragan, 2011).

В результате исследований царского кургана Аржан 2 в Туве в 1998–2004 гг. вокруг него было выявлено около 130 каменных колец и каменных округлых вымосток, содержащих следы древесного угля, золы, пережженных, кальцинированных костей и оплавленных металлических предметов (Čugunov et al., 2010). Все это свидетельствовало о ритуальном характере сооружений, относящихся к большому кургану, хотя определить их точное хронологическое соотношение оказалось невозможным. Часть конструкций вокруг кургана Аржан 2 была видна на поверхности до начала раскопок. Для выявления полной картины периферии кургана были привлечены специалисты-геофизики Баварского департамента охраны памятников (Мюнхен), проводившие исследования с применением цезиевого магнитометра.

Схожие признаки интенсивного использования околокурганного пространства больших курганов кочевниками раннего железного века в местах, столь удаленных друг от друга, побудили нас исследовать периферию курганов и на других скифо-сакских памятниках на территории между курганом Аржан 2 и Александропольским курганом. Принимая во внимание огромные размеры интересующей нас территории, исследования проводились выборочно на ряде памятников Юго-Восточного Семиречья, в Западном Казахстане и на Северном Кавказе (Ставропольский край).

Для проведения этих исследований было решено привлечь специалистов-геофизиков из Баварии под руководством Й. Фассбиндера, уже имеющих опыт работ с курганами на этих территориях (Fassbinder, 2009; Коробов и др., 2014). Геофизическим исследованиям в данном случае отводилась особая роль, так как они позволяют за довольно короткий срок получить детальную информацию о структуре околокурганного пространства и всего могильника в целом. С использованием цезиевого магнитометра мы получаем своего рода рентгеновский снимок измеряемой поверхности, отображающий все магнитные изменения почвы на глубине до 3 м и охватывающий все структуры размером более 25 см. В результате можно фиксировать изменения в почвенных слоях, вызванные выкапыванием и засыпанием ям, сооружением полых и каменных конструкций, следы кострищ и другие следы человеческой деятельности, а также следы природных явлений, таких как удар молнии.

Слева: Йорг Фассбиндер проводит геомагнитную съемку. Справа: золотые предметы из кургана Аржан 2. (Тува)

Магнитограммы позволяют еще до проведения раскопок получить информацию о наличии каких-либо конструкций на периферии кургана, которые не видны на поверхности, что облегчает проведение полевых работ. Но, конечно, одни лишь результаты геофизических измерений не могут ответить на вопрос, принадлежат ли исследуемые памятники одной или разным эпохам. Это можно сделать только благодаря археологическим раскопкам.

План кургана и магнитограмма, сделанная в 1998 г. Размер квадрата 40×40 м; Север справа. Динамика измерений ±3,0 нанотесла. По: Čugunov et al., 2010, Abb. 17, 23

В стране семи рек

Курганы могильника Иссык на фоне гор Заилийского Алатау (Юго-Восточное Семиречье)

Слева: ров вокруг кургана 4 на плато Кеген (Юго-Восточное Семиречье, Казахстан). Справа: проведение геофизических измерений на наклонной поверхности с помощью цезиевого магнитометра на склоне большого кургана могильника Виноградный 2 (Ставропольский край, Северный Кавказ)

При осмотре памятников Юго-Восточного Семиречья наше внимание привлекло наличие рвов, валов и каменных колец вокруг больших курганов, которые встречались как единично, так и в комбинации между собой. Особый интерес вызвали двойные каменные кольца, находящиеся на расстоянии от 0,5 до 5,0 м друг от друга, между которыми виднелись единичные речные окатыши средних размеров. Периферия одного такого большого кургана была исследована в рамках совместной казахстано-германской экспедиции под руководством профессора З. Самашева с казахской стороны и Г. Парцингера и А. Наглера — с немецкой. Был выбран самый большой и, по-видимому, основной из девяти курганов могильника Жоан Тобе, расположенный к востоку от Алма-Аты.

Курган 1 могильника Жоан Тобе. Юго-Восточное Семиречье. Вид с востока. Фото Р. Бороффки

Интересующие нас двойные каменные кольца располагались в 33 м от подножия кургана 1, а расстояние между ними составляло 3,0–3,5 м, так что общий диаметр конструкции достигал 185 м. Между этими двойными кольцами и подножием кургана было обнаружено еще 28 округлых каменных конструкций, представляющих собой курганы малых размеров диаметром 4–7 м. Некоторые из них были видны на поверхности, но полностью их число удалось установить лишь благодаря геофизическим исследованиям.

Магнитограмма кургана 1 и его периферии могильника Жоан Тобе. 2008 г. Размер квадрата 40×40 м. Север сверху. Динамика измерений ±40 нТл. Геомагнитная проспекция (Й. Фассбиндер и Т. Горка)

В дальнейшем выяснилось, что такие каменные выкладки возводились над могильными ямами на одного человека, а из-за полного отсутствия могильного инвентаря дату этих захоронений можно определить лишь с использованием радиоуглеродного анализа костей скелета. Анализ фаланги пальца погребенного в одной из могил позволил датировать его X–XI вв., т. е. у подножия большого сакского кургана V в. до. н. э. находилось как минимум одно погребение раннетюркского времени, периода существования Караханидского государства. Были ли остальные 27 малых курганов также возведены в раннем средневековье или же значительно раньше — ответить на этот вопрос могут лишь дальнейшие исследования на этом могильнике.

Погребение из малого кургана раннетюркского времени у подножия большого сакского кургана 1 могильника Жоан Тобе. Фото Р. Бороффки

Пирамиды степей

До начала наших исследований в Семиречье курганы подобной формы были известны лишь в Южной Сибири (в Республике Хакасия и на юге Красноярского края), на территории распространения Тагарской культуры скифского мира. Кроме этого, один ров подквадратной формы был найден вокруг скифского кургана 22 у с. Волчанск в Утлюкском междуречье, севернее Азовского моря. Но так как сам этот курган был сильно распахан, то установить его первоначальную форму было невозможно (Мозолевский, Полин, 2005). Все это позволяет говорить о том, что большие курганы подквадратной пирамидальной формы возводились древними кочевниками не только в Сибири, но и в Средней Азии.

Такая форма кургана, очевидно, была неслучайна, однако объяснить ее мы пока не можем. Не прояснили проблему и раскопки одного из таких подквадратных курганов на могильнике Жоан Тобе. Сильно распаханный, курган 8 выглядел округлым, но геофизические измерения показали изначальную квадратность его конструкции. Для подтверждения этого был параллельно исследован соседний курган 9, который, как оказалось, имел классические округлые формы скифо-сакского кургана. К сожалению, из-за больших разрушений этих курганов нам не удалось найти какие-либо различия, указывающие на причины возведения конструкций столь разных форм.

На запад обращая взгляд

В 2010 г. Зайнолла Самашев (Астана) обратил наше внимание на могильник Тёрт-Оба у с. Жиренкопа на северо-западе Актюбинской области (Казахстан), расположенный недалеко от границы с Оренбургской областью. Могильник состоит из пяти курганов, стоящих по линии запад — восток. Каждый курган был окружен рвом, причем курганы стояли так компактно, что рвы некоторых из них соприкасались и частично перерезали друг друга.

Могильник Тёрт-Оба Актюбинской Области (Западный Казахстан) состоит из пяти окруженных рвами курганов, расположенных очень близко друг к другу. Вид с северо-запада

Результаты геофизического исследования периферии курганов в 2011 г. превзошли все ожидания: вокруг каждого из них было обнаружено большое число малых, не видимых на поверхности курганов, единичных могил, ритуальных ям и жертвенных комплексов. Кроме того, с южной стороны каждого кургана располагалась ранее не известная науке подпрямоугольная конструкция размером около 10×40 м, вытянутая по линии север — юг. Раскопки части периферии самого восточного кургана цепи обнаружили жертвенные комплексы с остатками керамики, предметами конской упряжи, а также бронзовый котел. Также был исследован и ряд захоронений.

На 3D-модели могильника Тёрт-Оба (справа) видны малые курганы, ритуальные ямы, а также вытянутые подпрямоугольные конструкции неизвестного назначения. 3D-модель выполнена Й. Фассбиндером на основе наложения магнитограммы на топографическую карту. Слева сверху: раскопки подпрямоугольной конструкции южнее восточного кургана могильника Тёрт-Оба позволили предположить, что она носила ритуальный характер. Фото Р. Бороффки

Изучение подпрямоугольной конструкции неизвестного предназначения показали, что она представляла собой ров размером 39×13 м, глубиной от 1,0 до 1,8 м и шириной по дну до 1 м. В материале, заполнявшем ров, встречались зола, древесный уголь и кости животных, уложенные в определенном порядке. Так как следов оплывания рва не было обнаружено, можно сделать вывод, что после краткосрочного использования он был засыпан еще древними строителями. Очевидно, речь идет о культовом сооружении, возведенном для определенного ритуала, проводимого у подножия кургана. Результаты радиоуглеродной датировки костей животных показали, что вся эта конструкция была построена в одно время с курганом (VII–V вв. до н. э.).

Скифы Северного Кавказа

Первое впечатление от некрополя было неоднозначным — возникало стойкое ощущение дежавю, как будто бы снова находишься в Семиречье, на известнейшем могильнике Иссык; для полноты картины не хватало только горной гряды Заилийского Алатау. Однако выехать на исследования в Ногайскую степь удалось лишь весной 2014 г.

Зункарь-2 представляет собой три расположенные по линии север — юг курганные цепи, содержащие от пяти до девяти курганов. Его территория, расположенная на небольшой возвышенности, защищена от талых вод в период весенних паводков. С севера некрополь граничит с пашней, где, возможно, ранее находились малые, теперь полностью распаханные, курганы. По границе степи и пашни была протянута линия ЛЭП, вызывающая большие магнитные помехи сигнала магнитометра, поэтому исследовать можно было лишь южную часть могильника, включавшую три кургана диаметром 30–50 м и один малый.

Магнитограмма некрополя показала наличие рвов вокруг больших курганов, дополнительных малых курганов и ям неизвестного характера. Особый интерес вызвали подпрямоугольные конструкции к югу от больших курганов, которые очень напоминали аналогичные конструкции, обнаруженные в Западном Казахстане. Хотя необходимо отметить и ряд внешних отличий подобных конструкций с территории Северо-Восточного Кавказа от поминальных площадок в Актюбинской области. Подпрямоугольные конструкции Зункарь-2 были значительно меньше (размером 10×15 м и 10×20 м), а ориентированы они были по линии запад — восток, т. е. вдоль кургана, а не поперек, как на Тёрт-Оба и Бесоба.

Магнитограмма и ее интерпретация могильника Зункарь-2 показала наличие рвов вокруг больших курганов, дополнительных малых курганов, ям неизвестного характера, а также прямоугольных конструкций, очень похожих на ритуальные площадки у сакских курганов Западного Казахстана Геомагнитная проспекция (Й. Фассбиндер и И. Хофманн)

Поисковые шурфы или разрезы на периферии больших курганов некрополя Зункарь-2 пока еще не заложены, поэтому нельзя однозначно утверждать, что подпрямоугольные конструкции периферии этих курганов полностью соответствуют ритуальным площадкам у сакских курганов Западного Казахстана. По той же причине нельзя утверждать, что эти конструкции соорудили в то же время, что и сами курганы. Но сам факт их находки, общность формы и места расположения на периферии большого кургана наталкивает на мысль, что религиозные представления древних кочевников раннего железного века в Ногайской степи и степи Западного Казахстана были одинаковы, и что там практиковались схожие погребально-поминальные ритуалы. Так это или нет, мы сможем узнать лишь после раскопок периферии курганов некрополя Зункарь-2.

Измерение цезиевым магнитометром могильников Виноградный 1, Виноградный 2 (Ставропольский край, Северный Кавказ)

Наглядным подтверждением этого предположения стали результаты геофизических измерений могильника Виноградный (Ставропольский край), сделанные в 2012 г. Виноградный 1 состоит из одного большого (высота 5,4 м; диаметр 58 м) и, как минимум, 14 малых курганов. Так как весь могильник находится на современной пашне, нетронутым остался лишь большой курган, при этом окружающий его ров и подножие также значительно повреждены.

Магнитограмма могильника Виноградный 1 (2012 г.). На фрагменте — увеличение подковообразной и округлой конструкций ритуального характера. Цветовая гамма и характеристика магнитограммы позволяют определить конструкции как рвы, подвергавшиеся термальному воздействию

Насчет времени сооружения остальных культово-погребальных конструкций трудно судить без раскопок. Единственным исключением служит центральное погребение кургана с пристройкой в южной половине некрополя, исследование костного материала из которого позволило датировать его концом IV тыс. до н. э. Таким образом, перед нами предстает картина ритуального использования четко ограниченного пространства, связанного с погребально-поминальным культом, охватывающего периоды от раннего бронзового (майкопская культура) до раннего железного века (скифский период) и, возможно, заканчивающегося в период раннего средневековья (аланская культура).

Таким образом, на территории Северного Кавказа удалось выявить два различных типа ритуального использования околокурганного пространства больших курганов. Было ли это связано с различным социальным статусом погребенных, их половозрастными различиями или же их различной культурной, если не хронологической принадлежностью, определить без проведения раскопок невозможно. Несмотря на годы работ, мы находимся пока в самом начале пути, и скифские курганы в бесконечных степях Евразии продолжают хранить свои тайны.

Читайте также: