Сообщение культура японии 16 18 веках

Обновлено: 02.07.2024

Века осознанной самоизоляции Японии сделали своё дело. Несмотря на сильное влияние китайской традиции, в островном котелке под крышечкой Сакоку (так японцы назвали свою политику закрытых границ) за две сотни лет сварилось причудливое блюдо уникальной культуры. На европейский вкус японское искусство, как ни крути, немного странное. Но некоторые старинные творческие веяния странные по-настоящему.

Как это понимать?

Бросовая культура

Когда гасят сотую свечу

Изящество рыбьей туши

Золотая заплатка

Журнал: Запретная история №2(95), январь 2020 года
Рубрика: История Японии
Автор: Аглая Собакина

В жизни японцев особую роль всег­да играло искусство. Стремление чувствовать гармонию с окружающим миром, умение видеть красоту вокруг себя, даже в обычных вещах — естественные черты японского характера.

В XVI-XVIII вв. достигла расцвета ансамблевая архитектура, в кото­рой в общее целое соединен замок и расположенный вокруг него сад. Замки с многоярусными изогнутыми крышами напоминали парящих в небе птиц. В садах художники столь искусно размещали деревья, кусты, камни и ручьи, что их созерцание создавало чувство покоя и отстранен­ности от повседневной суеты.

Японские художники украшали настенной росписью дворцы прави­телей и знати, тушью наносили рисунки на шелковые и бумажные свитки, на изысканные веера. Высоко ценились также картины-шир­мы, служившие декоративными перегородками между комнатами. Популярным видом живописи была гравюра — печатный оттиск рисун­ка, нанесенного на деревянную доску или металлическую пластину. На них изображали актеров в театральных образах, японских красавиц и сцены из повседневной жизни.

С XVII в. в обиход японцев широко вошли нецке — маленькие фигур­ки из дерева, камня, слоновой кости, фарфора. Их появление связано с тем, что в национальном японском костюме — кимоно — нет карманов. Поэтому все необходимые мелкие предметы (ключи, кошелек, коробоч­ку с лекарствами, трубку) прикрепляли к поясу с помощью брелока нецке. С XVIII в. нецке начали изготовлять известные мастера, и с тех пор они превратились в произведения декоративного искусства. Нецке делали в виде богов, добрых духов, животных; их считали талисмана­ми, приносящими удачу.

Нономура Нинсей. Предметы для чайной церемонии
Т. Киёхиро. Чайная церемония

Отдельное место в японской культуре занимает церемония чаепития. С XVI в. она превращается в настоящее искусство. Здесь все имело зна­чение: расположение чайного павильона и сад вокруг него, выбор ике­баны и посуды, предметы обстановки и каждый жест хозяина.

Японская культура XVI-XVIII вв. вся пронизана стремлением найти гармонию в отношениях между человеком и природой. Она исполнена стремления разглядеть красоту как в большом, так и в малом.

Вопросы по этому материалу:

Какие черты присущи японской культуре в Новое время?



Сведения общего характера

Как оценивает википедия, Япония (в транскрипции с японского языка Нихон коку) – полностью располагается на островах Тихого океана и относится к Восточной Азии. Её ближайшие соседи – Россия, Китай, Южная Корея и КНДР. Население Японии на 2015 год составляет 126, 91 миллионов человек, причем среднегодовое снижение численности составляет более 200 тысяч человек в год. Карту Японии можно представить в виде государства, расположенного на 4 крупных островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также множестве мелких островов. Столица Японии – Токио с численностью более 18 млн. человек (с Иокогамой). Наиболее крупные города Японии: Осака, Киото, Кобе, Кавасаки, Тиба, Нагоя. Денежная единица – йена.


Государство можно смело отнести к мононациональному образования, так как почти 99% населения Японии составляют японцы. Это условие во многом определяет бережное сохранение традиций и культуры. Так внешний облик крупных городов приобрел ультрасовременный вид, но на окраинах, практически везде, бросается в глаза национальный стиль. Соответственно и государственный язык – один, японский.

Официально Япония считается монархией с конституционным ограничением, даже империей. Все вопросы внешней и внутренней политики решает премьер-министр. Высшая законодательная власть сосредоточена в двухпалатном парламенте. Флаг Японии представляет собой белое полотнище, в центре которого находится красный круг. Этот символ солнца как бы подчеркивает укоренившееся название – Страна Восходящего солнца. Время в Японии на всех островах единое и опережает московское на 5 часов.

Предпочтение в еде и напитках


Японцы любят вкусно и сытно поесть. Европейцы и американцы уверены, что в Японии люди едят только суши, роллы, сукийаки и другие экзотические блюда, которые есть в ресторанах разных стран мира. На самом деле, это не так. В разных типах ресторанов подают практически одинаковые блюда. Существуют несколько видов мест, где можно покушать:

  • Шокудо – все посетители должны рассаживаться по кругу.
  • Изакайя – паб.
  • Окономийяки – посетителям разрешается принимать участие в приготовление блюд. Здесь можно заказать мясо, овощи, морепродукты, которые заворачивают в тесто, смешанное с овощами и капустой, и жарят.
  • Роботайки – вид деревенского ресторана, где всю еды готовят на углях и гриле.
  • Рестораны, где блюда готовят за столом посетителей. Подают говядину, овощи, которые варятся в бульоне (блюдо сукийаки) или набемоно (это суп, в котором все элементы для него выбирают посетители. Для этого рядом с ними ставят подносы с сырыми продуктами).
  • Заведения, где подают походные ланчи (так называемый бентос или шокудо).
  • Кафе и недорогие рестораны – можно попробовать тейшоки.

Японцы довольно пьющая нация. Спиртные напитки употребляют и мужчины, и женщины, и подростки. Популярностью пользуется, в первую очередь, пиво. Оно продается везде – с киосках, уличных ларьках, супермаркетах, магазинах, храмах. На втором месте по популярности находится рисовая водка или саке, которую нужно пить либо холодной, либо теплой (в голову бьет очень быстро). Также японцы много пьют зеленый чай, в котором много кофеина и витамина С. Его используют для утоления жажды, для восстановления сил, для насыщения организма полезными минералами, для профилактики онкологических заболеваний.

Как это понимать?

Особенности религиозного влияния

Религия сыграла ключевую роль в развитие всех сторон островного общества, в т.ч. формировании традиционных и культурных ценностей. Религия в Японии имеет две ветви: буддизм и синтоизм. Основу синтоизма составляет обожествление природных явлений, что и породило отношение японцев к неодушевленной природе, как к живым существам. Она же учит людей жить в гармонии с природой. Именно синтоизм в достаточной степени олицетворяет нацию и её культуру.

Буддизм появился в Японии значительно позже, чем синтоизм, а потому в меньшей мере повлиял на формирование культуры. Пожалуй, наибольший след он оставляет в традиционной архитектуре. В целом, обе названные религии в достаточно степени переплелись, и теперь трудно их выделить в чистом виде.

Трудовая культура


Язык и культура


Выучить за год-два в совершенстве японский язык не получиться. Это не английский и не немецкий языки. Язык жителей японских островов формировался под влиянием философии, религиозных течений, политической системы. В современной письменности присутствуют три разных шрифта, хотя некоторые лингвисты говорят, что их четыре, если брать во внимание использование римского шрифта. Из-за такой неоднородности в использовании шрифтов японский язык считается одним из самых сложных в мире. При этом уловить отдельные звуки и выучить слова на слух это совсем не мешает. Язык не тоновый, произносятся слова понятно. Туристам из европейских стран выучить несколько слов, чтобы ориентироваться в том или ином городе, не составляет труда. Так можно и узнать, где поменять деньги, где находится остановка общественного транспорта или как добраться до аэропорта/вокзала.

Века осознанной самоизоляции Японии сделали своё дело. Несмотря на сильное влияние китайской традиции, в островном котелке под крышечкой Сакоку (так японцы назвали свою политику закрытых границ) за две сотни лет сварилось причудливое блюдо уникальной культуры. На европейский вкус японское искусство, как ни крути, немного странное. Но некоторые старинные творческие веяния странные по-настоящему.


Как это понимать?

Бросовая культура

Япония в 16 — 17 веках. История государства раннего нового времени

24 января 2021, 651

Приход европейцев в Японию.

В 15 столетии в Западной Европе начался период великих географических открытий. В 16 веке европейцы — торговцы, миссионеры и военные — обратили свое внимание на Восточную Азию. В 1543 году представители Европы достигли японского острова Танэгасима. Они дали японцам огнестрельное оружие, выпуск которого вскоре был установлен по всему японскому архипелагу. В 1549 году в город Кагосима приехал иезуитский миссионер Франциск Ксаверий, который первым сообщил японцам о христианстве.

Япония в 16 веке

Объединение Японии в 16 веке

В начале 16 века на Японских островах продолжались междоусобицы между самурайскими родами. После того, как разобщенность государства стала социально-политической нормой, нашлись люди, стремящиеся объединить Японию. Ими стал руководить Ода Нобунага, богатый правитель провинции Овари. При помощи сёгуна, он взял в 1570 году Киото и в течение трех лет уничтожил ослабевший сёгунат Муромати. Вследствие поддержки христианства и благодаря применению огнестрельного оружия, Нобунага за десятилетие смог захватить наиболее важный регион Кинки и весь центр Японского архипелага. С течением времени он осуществлял замысел объединения Японии: безжалостно усмирял децентрализующие возмущения аристократии и буддистов, помогал возрождению авторитета императорской власти и восстанавливал подорванную междоусобицами экономику.

В 1582 году Нобунага был убит своим генералом, так и не реализовав свой план. Однако политику единства Японии возобновил его одаренный подданный — Тоётоми Хидэёси. Он разгромил оппозицию старейшин и захватил автономные родовые государства региональных правителей. В 1590 году Хидэёси полностью объединил Японию, и принялся самолично руководить государством. По его приказу был написан Всеобщий японский земельный кадастр, уничтоживший систему частных владений и устанавливающий степень эффективности земель. Земельные наделы отдавались крестьянам, которые были обязаны платить государству налог в соответствии с этой степенью. Кроме того, Хидэёси осуществил общественное преобразование, поделив жителей на военных распорядителей и гражданских подданных методом изъятия оружия у гражданских. В конце жизни Хидэеси вступил в военный конфликт с Кореей и преследовать и уничтожать христиан, что стоило власти его отпрыскам.

Культура Момояма 16 — 17 век

Культуру Японии конца 16 — начала 17 столетия называют культурой Момояма, по наименованию резиденции Тоётоми Хидэёси. Данная культура основывалась на принципах богатства, величественности и мощи. Самыми оригинальными примерами их реализации стали японские замки с монументальными высшими башнями в Осаке,Адзути, Химэдзи, Момояме. Снаружи эти постройки были отделывались позолотой, а внутри — картинами лучших художников того времени Кано Санраку, Кано Эйтоку, Хасэгава Тохаку.

Замки преобразовались в театральные площадки для постановок театра Но, в которых играли знаменитые актеры трупп Кандзэ и Компару, и места проведения чайных церемоний, которыми заведовали мастера, такие как Сэн-но Рикю.

Когда гасят сотую свечу

Япония в 17-18 вв. Работу выполнила: Студентка группы И-42 Гладкая В.А. — презентация



Япония в вв. Работу выполнила: Студентка группы И-42 Гладкая В.А.

План работы 1.Государственный строй и социальная структура в Японии вв. 2.Политический кризис режима Токугава, ликвидация режим сёгуната. 3.Культура Японии эпохи Токугава.

Феодальная структура сёгуната 1.Кугэ – придворная киотская аристократия, номинально составляли самый высокий ранг среди феодального дворянства. 2.Букэ (военные дома) – господствующий в стране класс военно-феодального дворянства. А)Даймё – владетельные князья синхан — принадлежала к дому сегуна фудай включала в себя княжеские фамилии, издавна связанные с домом Токугава, зависимые от него в военном или экономическом отношении и потому, являвшиеся его главной опорой тодзама состояла из владетельных князей не зависимых от дома Токугава и считавших себя равными ему феодальными фамилиями. Б) Хатамото – нижний слой военно-феодального дворянства, вассалы сегуна и удельных князей.

2.Политический кризис режима Токугава, ликвидация режим сёгуната. Кризисные явления в социально-экономической сфере стали проглядываться уже в начале XVIII в., а во второй половине обозначились вполне отчетливо. Финансовое положение страны было стабильным лишь при первых трех сёгунах, а потом расходы начали превышать доходы, что приводило к необходимости проводить такие непопулярные меры, как повышение налогов, перечеканка монет, и влекло за собой рост цен, усиливало нестабильность и вызывало социальный протест.

Попытки стабилизировать кризисную обстановку в государстве реформы годов Кёхо ( ) — седьмой сёгун Ёсимунэ ( ). В конце XVIII в. были проведены мероприятия, известные как реформы годов Кансэй ( ) – Мацудайра Саданобу в период правления десятого сёгуна Иэнари. Во второй половине XIX в. реформы годов Тэмпо ( ) – родзю Мидзуно Тадакуни при одиннадцатом сёгуне Иэёси.

Крестьянские выступления в период года ГодыКол-во выступлений Итого:2700

3.Культура Японии эпохи Токугава. Литература и театр

Спасибо за внимание

Изящество рыбьей туши

Anime Mystique

Япония в 18 веке была федерацией. Управленческий центр, который находился в Эдо, руководил всеми внутренними процессами в стране. На окраинах местная власть держалась на плечах даймё – глав провинций. В общей сложности насчитывалось около 300 даймё. Местные управленцы могли проводить независимую политику, однако, у них не было собственной армии и казны.

Административная реформа. Администрацию сегун решил оставить без изменений. Верховный владыка приказал заменить около 80% состава администрации, сделав ее более гражданской (уволил самураев и даймё).

Финансовая реформа. Появилась должность министра финансов. Ответственный человек контролировал финансовую деятельность городских магистратов и бакуфу. В обязанности министра финансов также входило поиски схем по улучшению структуры управления.

Борьба с излишествами. Сегун приказал убрать с дворца роскошь, богатую пищу, ленивых самураев, азартные игры и запретил пышные торжества.

Борьба с коррупцией. За взятку назначили смертную казнь. Кроме этого, со всех родственников брался огромный штраф за то, что не научили своего ближнего морали и честности.

Политика экономии государственных средств. Ёсимунэ сократил количество гокэнин и хатамото (местных управленцев, которые находились на пособии государства).

Приказал увеличит площади посева риса. Также Ёсимунэ учредил систему награждений за лучшие рисовые поля. Такая политика позволила навсегда избавиться от проблем с продовольствием и заложила фундамент для открытия Японии.


РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

Сёгун Ёсимунэ не оставил без внимания и науку. Он всячески способствовал ее развитию. Например, в 1742 году он разрешил ввозить в Японию европейские книги по естественным и прикладным наукам. В столицу – город Эдо сегун приглашал европейцев (преимущественно голландцев), которые интересовались культурой и историей Японии. Кроме этого, при дворе он организовал центры культурных обменов между японцами и иностранцами. Японские ученые быстро освоили английский язык и начали подымать отечественные знания с математики, астрономии и медицины. Стоит отметить, что в остальных сферах культура Японии оставалась консервативной.

Таким образом, культурная история Японии 18 век оставалась на том же уровне, что и в 17 веке – продолжалась усовершенствоваться национальная идея, укреплялся буддизм и синтоизм. Иностранная культура и обычаи воспринимались рядовыми японцами как чужие и странные. Японская культура обозначенного периода оставалась глубоко консервативной в театре, музыке, рисовании и философии. В культуре продолжали использовать старые мотивы, стили и схемы.

ЯПОНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА

В этот период в Стране восходящего солнца начали четко прослеживаться нараставшие в течение нескольких веков противоречия в социуме. Проникновение на территорию Японии европейских книг способствовало развитию мобильности населения и структурным изменениям в городе.

Вторая половина 18 столетия запомнилась японцам стихийными бедствиями: землетрясениями, ураганами и двумя засухами в 1770 и 1771 годах. В стране начался голод, от которого погибло несколько сот тысяч японцев. В 1772 году список бедствий дополнился большим пожаром, а в 1773 году началась эпидемия тифа, которая унесла за собой 140 тыс. жизней.

Стихийные бедствия негативно сказались на поступлениях в казну. Правительство попыталось залатать дыры за счет увеличения налогов. Заметных успехов в этом деле добился Танума Окицугу, который ввел политику меркантилизма. Он ввел жесткий контроль за поступавшими и тратившимися государственными деньгами. Сегун понимал, что другим важным источником пополнения казны является торговля, поэтому дал добро на создание торговых объединений, которые быстро начали трансформироваться в монополии.

Япония конца 18 века почти полностью утратила монархический строй. Власть правителя стала номинальной. Внутриполитическая власть сконцентрировалась в руках бюрократов. Всеми делами в государстве начали заведовать государственные советники – рбдзю.


В начале 18 века в Японии сегун Ёсимунэ начал проводить успешные реформы в области культуры, экономики и административного управления. Однако, после его смерти усилилась бюрократия за счет торговли и постепенно заняла все главные рычаги управления государством. Во второй половине 18 века власть сегуна носила формальный характер.

Золотая заплатка

Журнал: Запретная история №2(95), январь 2021 года Рубрика: История Японии Автор: Аглая Собакина

Вы здесь: Главная Япония Искусство Японии Искусство Японии XVI – начала XVII века

Искусство XVI – начала XVII века. Часть 1


История японского искусства позднего средневековья не совсем точно совпадает с принятым в японской историографии делением на периоды. Важнейшим ее переходным этапом был XVI век, конец правления сегунов Асикага. К нему примыкает продолжавшийся до середины второго десятилетия XVII века так называемый период Момояма (1573 - 1615). Его можно охарактеризовать как завершение развития того типа средневековой японской культуры, который сложился в основном в атмосфере дворца и монастыря. XVII век знаменует собой начало городской культуры, развивавшей наряду с традиционными и принципиально новые виды художественного творчества.

Искусство XVI – начала XVII века. Часть 2


Наметившиеся в первой половине XVI века новые качества живописи получили еще более полное развитие у мастеров следующего поколения, прежде всего у Кано Эйтоку (1543 - 1590). В то время как основатели школы Кано еще были в плену натурного правдоподобия отдельных деталей своих декоративных композиций, Эйтоку впервые выработал тот условный живописный язык, который делает его родоначальником нового этапа японской живописи. Он отказывается от трактовки изображения как суммы произвольно скомпонованных мотивов, выделяя главный сюжет (например, могучее ветвистое дерево), и разворачивает его на плоскости картины по законам орнаментального ритма.

Искусство XVI – начала XVII века. Часть 3


Принципы декоративности осваивались в японской живописи не только художниками школы Кано. Этот процесс был более широким и всеобщим, связанным с изменением общественных функций живописи в XVI веке и сдвигами в развитии японской художественной культуры этого периода.

Искусство XVI – начала XVII века. Часть 4


Искусство XVI – начала XVII века. Часть 5


С распространением чайных церемоний все большее число керамических центров начинает выпускать специальные чашки для чая, культивируя в пределах требований эстетики чайного культа собственную стилистику своих изделий. Большой популярностью пользовались в конце XVI века изделия печей на острове Кюсю, известные под названием Карацу, и вновь возникших в провинции Мино печей, выпускавших керамику, обозначаемую как Сино, Орибэ и др.

Искусство XVI – начала XVII века. Часть 6


В гораздо большей степени, чем архитектура чайного дома, соответствовала реальной действительности конца XVI - начала XVII века впервые появившаяся в Японии архитектура замков. Замки возводились в период междоусобных войн и борьбы за объединение страны как оборонительные сооружения. Затем они стали строиться крупными феодалами-даймё в каждой провинции, превращаясь в административные, торговые и культурные центры, вокруг которых вырастали новые города. Сохранилось сравнительно немного замков того времени (в Осака, Нагоя, Мацумото, Кумамото).

Читайте также: