Сообщение координация мышц знания ком

Обновлено: 06.07.2024

Чтобы проводить результативное лечение, необходимо провести комплексную диагностику и устранить факторы, первоначально повлиявшие на процесс деятельности мозга человека. Самолечение в такой ситуации невозможно и недопустимо. Это обусловлено тем, что возможны серьезные последствия, такие как инвалидность или летальный исход.

Опорно-двигательный аппарат подвержен контролю нервной системы. Нейроны, располагающиеся в спинном и головному мозге, взаимосвязаны. Благодаря их слаженной работе, передается сигнал в главный орган человека. Оттуда исходит ответный импульс, провоцирующий действие.

При правильной работе нейронов из разных областей, сигнал получается четким и молниеносным. Если в какой-то части существуют проблемы, то импульс подается замедленно или отсутствует вовсе. Нарушения называются потерей координации движения.

Чаще всего заболевание возникает у пожилых людей, переступивших 60-летний порог, независимо от того, мужчина это или женщина. Причиной возникновения, в первую очередь, выступает старение организма и невозможность четко и в полной мере выполнять поставленные задачи. Болезнь может развиваться не только у взрослых, но и у детей.

Виды и типы

Выделяют статическое и динамическое нарушение. В первом случае проблемы с координацией возникают только при вертикальном расположении человека, когда больной стоит. Во второй ситуации дискоординация появляется при любом движении.

Диагностируются следующие типы атаксии:

  1. Заднестолбовой (сенситивный) – развивается при поражении спинальных и периферических нервов, а также таламуса и задних столбиков спинного мозга. Передвижение затруднено, пациент при ходьбе не ощущает под собой твердой поверхности и собственных действий. Причиной возникновения являются изменения в чувствительности мышечно-суставной системы.
  2. Мозжечковый – проявляется из-за повреждений в мозжечковой системе. Он делится на 2 вида: динамический или статико-локомоторный. При первом виде происходит нарушение работы полушарий мозжечка. Человек делает частые хаотические движения, присутствует раскоординация, дрожь рук и ног, выявляется расстройство речи. Второй тип характеризуется поражением червя мозжечка. У пациента прослеживается нетвердая походка, он пошатывается и расставляет ноги при ходьбе. При тяжелом протекании нарушается поддержка головы, ее удержание в одном положении становится невозможным.
  3. Вестибулярный – происходят расстройства в вестибулярном аппарате. Голова постоянно кружится, состояние сопровождается тошнотой и рвотой. При смене положения или резком движении симптоматика ухудшается.
  4. Корковый – проблема возникает в коре на участке лобной доли в передних отделах. Импульсы из этой части направлены на мозжечок. Наблюдается изменение походки, шаткость и неуверенность при ходьбе. Корпус человека отклоняется в разные стороны, ступни выставляются по одной прямой, возникает заплетание ног.

Чтобы правильно диагностировать тип заболевания, сначала выявляются факторы его возникновения. На основании этих данных пациенту назначается терапия. Чтобы устранить проблему, нужно точно знать причины нарушения координации движения при ходьбе.

Причины возникновения заболевания

Проблема движения является опасной и серьезной для пациента с отклонениями. Находясь в таком состоянии, человек не имеет возможности скоординировать собственные действия.

На развитие заболевания влияет много факторов. Выделяют следующие причины:

  1. Черепно-мозговая травма
  2. Новообразований головного мозга
  3. Болезнь Паркинсона
  4. Дисциркуляторная энцефалопатия
  5. Дорсопатии
  6. Инсульт
  7. Детский церебральный паралич
  8. Интоксикация при неправильном приеме лекарственных средств
  9. Отравление газами
  10. Аутоиммунные заболевания
  11. Склеротические изменения в старческом возрасте
  12. Инфекционные болезни: менингит, энцефалит
  13. Прием наркотических препаратов
  14. Каталепсия – расслабление мускулатуры из-за всплеска эмоций.

Выявить болезнь не составляет труда, симптомы заметны невооруженным глазом. Но чтобы точно знать, какие они бывают, необходимо ознакомиться с клинической картиной.

Симптомы проявления

Люди с развивающейся болезнью плохо передвигаются, с неуверенностью, у них отсутствует равновесие, просматривается рассеянность, артикуляция нарушена. При попытке начертить в воздухе фигуру, например, круг, у больного получается зигзаг или ломаная линия.

Один из методов проверки на координацию является тест, где больного просят дотронуться до носа. В случае развития заболевания человек не может нормально выполнить поставленную задачу. Пациент попадает то в рот, то в глаз. По почерку также видны негативные изменения: буквы написаны неравномерно, наползают друг на друга, прыгают по строке. Эти признаки свидетельствуют о неврологических проблемах.

При нарушении координации проявляются следующие симптомы:

  1. Зрачок воспринимает настоящее как иллюзию, предметы постоянно находятся в движении или вращении;
  2. Походка изменяется, присутствуют частые падения;
  3. Фиксируется повышенное артериальное давление, выявляется гипертония;
  4. Больной становится вялым, проявляется сонливость или нарушается сон;
  5. Возникает сбой в работе органов слуха: то слышатся шумы, то внезапная тишина;
  6. Наблюдается тремор конечностей;
  7. Отмечается потеря четкости и слаженности движений;
  8. Присутствуют головные боли без видимых причин и сильное головокружение;
  9. Нарушение ритма дыхания, одышка, выявляется усиленная потливость;
  10. Возникают нарушения психоневрологического состояния – бред, галлюцинации.

Независимо от того, какой присутствует симптом, следует срочно обратиться к врачу. Доктор оценивает состояние пациента и точно устанавливает диагноз, на основании которого назначается терапевтическое воздействие. Раннее выявление нарушений в координации движений приводит к уменьшению симптоматики и непродолжительной терапии.

Лечение атаксии

Чтобы точно выявить заболевание, которым страдает пациент, доктор записывает жалобы, проводит внешний осмотр и тестирование. Для точности постановки диагноза необходимо пройти определенное обследование:

  1. Биохимический анализ крови в развернутом виде;
  2. Магнитно-резонансную и компьютерную томографию;
  3. Анализ мочи и крови общего типа;
  4. Ультразвуковое исследование внутренних органов.

В зависимости от жалоб пациента диагностика подвергается корректировке, расширяется спектр необходимых анализов. Доктор на основе полученных результатов рассказывает, как и почему нужно лечиться.

Чтобы лечить нарушение координации движения, применяется комплексный подход, в который входит медикаментозная терапия, а так же при исключении противопоказаний- реабилитация.. Для терапии используют следующие медикаменты:

  1. Ноотропы и ангиопротекторы;
  2. Витамины B, A, C, B12;
  3. Антибиотики, справляющиеся с присутствующей инфекцией в головном мозге или среднем ухе;
  4. Медикаменты, активирующие клеточный метаболизм.

Все лекарственные средства назначаются доктором для больного в индивидуальном порядке.

Разработан ряд упражнений, призванных восстановить равновесие, а так же с целью профилактики их возникновений:

  1. При проезде в общественном транспорте лучше не садиться, а оставаться стоять. Ноги раздвигаются на ширину плеч, нужно удержаться от поддержки. Стараться координировать свои движения, балансируя на весу;
  2. Поставить ноги вместе, руки развести в разные стороны, глаза закрыть. Выстоять в положении нужно 20 секунд. После опустить руки и повторить процедуру еще раз;
  3. Требуется ежедневно долго гулять, совершая пешие прогулки. Необходимо пройтись по узкому бордюру без помощи посторонних. Это упражнение можно осуществлять в домашних условиях. Для этого нужно нарисовать линию или выложить доску и стараться ровно пройти по отмеченной поверхности;
  4. Занятие с лестницей. По ней нужно в течение дня несколько раз подниматься по перекладинам и спускаться.
  5. Обе ноги устанавливаются на одной линии, так чтобы носок упирался в пятку другой. Руки разводятся в разные стороны. Простоять так нужно 15-20 секунд, после поменять положение.

Благодаря ежедневным занятиям все системы постепенно приводятся в норму. Терапия лекарствами дополнительно воздействует на внутренние органы и приводит в норму кровообращение. Это позволяет быстро лечить приобретенную болезнь.

Таким образом, нарушение координации движения – патологический процесс, происходящий из-за сбоев в работе нервной системы. Симптоматика заболевания очевидна, поэтому не стоит затягивать с лечением. Правильно и ежедневно выполняемые упражнения, а также прием рекомендуемых препаратов позволяют быстро восстановить состояние пациента.


Координационные способности – это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма человека, единство которых в границах функциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, то есть умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его.

Они зависят от уровня двигательной подготовки и врожденных качеств спортсмена. Н.А. Бернштейн (1966) указывает, что координация – это преодоление избыточных степеней свободы органов движения, превращение их в управляемые системы. На основании информации от органов чувств, интегрирующейся в ЦНС, в движения вносятся непрерывные поправки, то есть происходит их сенсорная коррекция. Таким образом, автор представляет ее как кольцо афферентно-эфферентных импульсов, которые приводят к формированию определенных двигательных актов, исходя из изменяющихся условий. При этом внешняя структура движений не меняется, благодаря использованию различных мышечных волокон, обеспечивающих поддержание позы, равновесия и т.д.

Координационная сложность выполняемых двигательных актов зависит от способности нервной системы и ее высших отделов к согласованной и оперативной переработке информации.

Структуры, обеспечивающие двигательную активность человека, расположены в различных отделах центральной нервной системы – от спинного мозга до коры больших полушарий. Повышение спортивной результативности во многом обусловлено совершенствованием координационной деятельности между нервными центрами.

Координированность работы нервных центров, регулирующих определенные двигательные акты, обусловлена постоянным импульсным воздействием на них проприоцептивных анализаторов. При выработке устойчивых навыков движения формируется функциональная система управления движением и взаимосвязанные центры коры больших полушарий образуют единую структуру. С ростом квалификации спортсмена отдельные функциональные зоны объединяются в плеяду, которые, как правило, локализуются в левом полушарии и функционально изолируются от других корковых зон. На электроэнцефалограмме это выглядит как классический механизм формирования доминантных очагов. Такая синхронизация структур коры по электроактивности происходит по частоте, которая соответствует темпу выполняемого (или воображаемого) движения.

Таким образом, систематические занятия приводят к специфическим приспособительным реакциям на уровне центральной нервной системы, способствующим проявлению высокой координированности движений и совершенствованию функций нервно-мышечного аппарата.

Необходимый для адекватного ответа центральной нервной системы поток информации о длине мышц, степени их растяжения, расположения в пространстве звеньев тела и углах в суставах поступает от рецепторов сухожилий мышц, связок (проприорецепторов); об особенностях взаимодействия организма с внешней средой – от рецепторов кожи, вестибулярного аппарата и сенсорных систем.

Достижение высоких результатов в спорте возможно лишь при условии развития способностей точно оценивать и регулировать динамические, пространственные и временные параметры движения. Поэтому степень развития координационных способностей спортсмена зависит от его способности к переработке информации от различных сенсорных систем и обеспечения адекватного двигательного действия, то есть определяется уровнем его сенсомоторной координации.

Сенсомоторная координация (от лат. sensus – чувство, ощущение, motor – двигатель, со – вместе, ordinatio – расположение в порядке) – согласование во времени и пространстве двигательных действий. Еще И.П. Павлов, исследуя физиологические механизмы произвольных движений, обратил внимание на ассоциирование нейронов двигательного анализатора с многочисленными нейронами коры больших полушарий, при передаче импульсов от внешних и внутренних рецепторов.

Американские ученые также полагают, что сенсомоторная координация – это развитие, управление и коррекция движений с помощью сенсорных систем (органов чувств): зрительной, двигательной, вестибулярной, слуховой и др. При этом коррекция осуществляется корковыми структурами на двигательные единицы (Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл, 2001).

Физиологическим механизмом сенсомоторной координации является система обратной афферентации и она представляет собой сложный навык. На начальных этапах обучения выполняемые действия в составе сенсомоторной координации, могут состоять из отдельных реакций, затем они объединяются в пластичную систему. Уровень сложности проявлений сенсомоторной координации является отличительным признаком новичка от мастера.

С точки зрения физиологии, Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл (2001) описывают явление сенсомоторной координации следующей последовательностью событий:

– чувствительные рецепторы принимают сенсорные стимулы;

– импульс передается в центральную нервную систему (ЦНС). Участок, где заканчивается передача импульсов называется интеграционный центр;

– интеграционный центр ЦНС перерабатывает поступившую информацию и определяет наиболее подходящую ответную реакцию;

– принятое решение передается двигательным нейронам;

– импульс от двигательных нейронов пересылается мышцам и осуществляется ответная реакция.

Система управления движениями достаточно сложная, она включает в себя структуры спинного мозга (интеграционный центр простого двигательного рефлекса); продолговатого мозга (вызывают подсознательные двигательные реакции, например, постуральный контроль); среднего мозга (проводящие пути); промежуточного мозга (формирование новых навыков), интеграционные центры таламуса начинают различать ощущения и двигательные действия достигают сознания; лимбической системы (обеспечивает эмоциональность двигательных действий), мозжечка (сенсомоторная координация позы и двигательного акта). Основная же координация деятельности различных звеньев тела и мышечных групп в пространстве и времени осуществляется корой больших полушарий (теменная доля, зона постцентральной извилины). Таким образом, координация двигательной деятельности осуществляется всеми структурами центральной нервной системы.

С позиции психофизиологии, деятельность в спорте, заключается, прежде всего, в пространственно-временной организации психомоторных реакций двигательных актов, которые являются специфичными для каждого вида спортивной деятельности. Важнейшими элементами такой организации являются:

– сенсорный процесс обнаружения и восприятия внешнего стимула, целью действий на который является двигательная реакция;

– центральные процессы переработки воспринятого стимула с его различением и оценкой;

– моторный процесс, определяющий начало движения.

По сложности протекания центрального процесса различают реакции простые и сложные. Простая сенсомоторная реакция – это ответ на внезапно появляющийся, но при этом заранее известный сигнал простым одиночным движением, также заранее известным. Скорость реакции оценивается либо по времени реакции с момента подачи сигнала до ответного действия, либо по общему времени реагирования. Продолжительность латентного периода простой реакции зависит, в основном, от скорости передачи нервных импульсов по всей рефлекторной дуге от рецепторов до двигательных единиц. Скорость двигательной реакции определяется интенсивностью предъявляемого стимула, интервала времени между стимулами, способностью к предвидению (антиципацией), видом сигнала (звуковой зрительный, и т.д.), текущим функциональным состоянием спортсмена.

Сложная сенсомоторная реакция зависит от центральных процессов переработки воспринятого стимула и может быть:

– реакцией выбора, если необходимо выбрать двигательный ответ из ряда возможных;

– реакцией различения, если вид выполняемого движения зависит от типа сигнала, при этом на другие сигналы не надо делать никакого движения;

– реакцией переключения, если при изменении смысловой связи подаваемых стимулов необходимо выбирать возможные двигательные акты;

– реакция задержки, которая заключается в том, что двигательное действие должно быть не столько быстрым, сколько своевременным (когда ответная реакция должна быть отделена от стимула определенным интервалом времени.

Сенсомоторная координация является проявлением индивидуальных свойств личности и субъективными условиями успешного осуществления двигательной активности, обнаруживается в быстроте и прочности овладения приемами двигательных действий. То есть, является основным условием проявления координационных способностей.

В ходе анализа научно-исследовательской литературы не было выявлено единого мнения относительно сенситивных периодов развития координационных способностей. Это можно связать с многообразием проявления координационных способностей, каждые из которых имеют свои физиологические механизмы, а так же тем, что в онтогенезе можно выявить несколько сенситивных периодов развития каждого из видов координационных способностей. Так В.К. Бальсевич (1985) и Г.В. Доля (1973) утверждают, что координационные способности интенсивнее всего развиваются в дошкольном возрасте параллельно с освоением основных локомоций. Н.А. Фомин, Ю.А. Вавилов (1991) выделяют возраст от 8 до 12 лет, поскольку для этого возрастного периода характерна
пластичность ЦНС, интенсивное совершенствование проприоцептивного анализатора, выражающееся в частности, в улучшении пространственно-временных характеристиках движения. Л.В. Волков (1981) и В.А. Ярмалюк (1989) высказывают мнение, что наиболее интенсивное развитие координационных способностей наблюдается в 11–12 лет и последующие годы идет уже их стабилизация. D.-D. Blume (1978) в своих работах указывает, что сенситивными периодами в дифференциации мышечных усилий – 6–10 лет, ритмичность движений 9–11 лет, ориентировка в пространстве 11–15 лет, равновесие 10–12 лет.

Сущность координации движений как умение согласовывать движения различных частей тела, их основные задачи и главные методы развития. Комплекс упражнений для развития мышц тела. Понятие координационных способностей, влияние на усвоения техники движений.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.03.2013
Размер файла 704,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Первомайская средняя общеобразовательная школа

Реферат по физкультуре на тему: координация и способы её развития

1. Как можно улучшить координацию движений

2. Комплекс упражнений для развития координации движений

3. Координационные способности

Список используемой литературы

В процессе координации движений всегда согласуется работа мышечных движений и тех или иных органов чувств.

Координация движений имеет важное значение для многих видов трудовой деятельности. Однако надо иметь в виду, что координация движений -- это очень сложное образование, которое опосредуется многими качествами, такими, например, как двигательная память, гибкость или высокая подвижность суставов и др. Кроме того, координация имеет как общие, так и специфические для разных движений особенности. Поэтому, выявляя в ходе приведенных далее заданий на координацию движений руки свои особенности, помните, что нельзя по показателям одной способности судить об эффекте в целом.

Эффективность деятельности определяется многими факторами, и не только двигательными, но и знаниями,- умениями, навыками и др.

1. Как можно улучшить координацию движений

Развивать качества, связанные с координацией движений, можно разными путями и средствами. Назовем основные из них.

Совершенствование различных компонентов двигательной координации: улучшение точности мышечных усилий, повышение скорости реакции -- двигательной памяти, согласованности действий, происходит в процессе систематических занятий разными видами спорта.

Развивать такое важное качество, как координированность движений, можно в ходе специально организованных занятий. Разработана система специальных физических упражнений, направленных на отработку точных движений рук, повышение мышечно-суставной чувствительности -- качеств, способствующих быстрому овладению трудовыми навыками чертежника, сборщика радиоаппаратуры, хирурга и других специалистов.

Ниже даны примеры таких упражнений для совершенствования координации движений обеих рук.

Хорошо развивается координация движений в процессе освоения игры на различных музыкальных инструментах, требующих определенной ловкости рук (пианино, баян и т. п.), а также в процессе лепки, рисования, вязания.

Полное развитие координации движений происходит только после 13--14 лет.

2. Комплекс упражнений для развития координации движений

Упражнения на координацию:

Выполнение: следить за плотной группировкой.

Задача: разминка, координация движений.

Кувырок вперёд с прыжком вверх

Выполнение: во время прыжка полностью разогнуть ноги, руки прямые - расстояние между ладонями 15-10 см.

Задача: координация движений с динамической нагрузкой.

Все кувырки необходимо выполнять на специальных матах. При этом требуется убрать все лишние предметы, о которые можно удариться.

Кувырок вперёд с прыжком вверх (с поворотом на 180 градусов) - кувырок назад с прыжком вверх ( с поворотом на 180 градусов).

Задача: координация с динамическими движениями, постановка поворота из положения стоя.

Выполнение: быстрый упор рук под плечи, можно делать не группируясь.

Задача: координация движений при движении назад.

1. Комплекс упражнений для развития координации движений, который можно использовать в качестве разминочного для последующих более ресурсоемких упражнений. Также эти упражнения можно использовать для ежедневной утренней зарядки.

Эти упражнения необходимо выполнять в начале тренировки с целью разогрева мышц и суставов конечностей для осуществления более трудных динамических упражнений. Для увеличения координационного эффекта можно на время выполнения упражнений закрыть глаза.

В развитии координации также важны и некоторые другие принципы:

Отсутствие вредных привычек - курение, злоупотребление алкоголем;

Регулярные спортивные занятия (командные виды спорта, бодибилдинг и фитнес, легкая атлетика, единоборства и борьба, лыжи, коньки).

Регулярный ночной сон (7-9 часов в сутки);

Регулярное, рациональное питание (3-5 раз в день).

1. Вытянутой правой рукой делайте вращательные движения, левой -- горизонтальные. Упражнения выполняйте на два счета.

2. Вытянутой правой рукой делайте круговые движения, левой -- вертикальные взмахи вверх-вниз на два счета.

3. Вытянутой правой рукой делайте вращательные движения, левой вычерчивайте равнобедренный треугольник. Выполняйте на три счета.

4. Руки на уровне груди согнуты в локтях ладонями вниз. Одну руку поворачивайте по часовой стрелке, чуть разгибаясь в локтевом суставе, другую -- против часовой стрелки.

5. Правая рука на голове, согнутая левая ладонью повернута к животу, правой рукой делайте движения вверх-вниз, левой -- круговые во фронтальной плоскости около живота.

И ещё несколько простых упражнений

Стоя на одной ноге в течение одной минуты, нужно сохранять равновесие. Руки лучше развести в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. При совершенствовании навыка координации можно закрывать глаза.

Упражнение с мячом. Стоя напротив стены или двери на одной ноге, нужно кидать мяч и ловить его после того, как он отскочит от поверхности. Смотреть нужно только на мяч, чтобы тело получало навык удерживать равновесие.

Прыжки. Стоя на одной ноге, нужно подпрыгнуть и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание - приземление в исходную позицию. Упражнение выполняется в течение нескольких минут

3. Координационные способности

Координационные способности - неотъемлемый атрибут нашей обыденной и спортивной жизни. При недостаточном развитии координационных способностей формируются неправильные элементы жизненно необходимых для человека движений, которыми он пользуется в разнообразной деятельности - бега, прыжков, лазанья, метания. Так, при недостаточно развитой координации не получится широкий замах, сильный толчок снаряда, высокая траектория его полёта, позволяющая добиться дальности метания; недостаточно развитая координация приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах, не используя при этом энергичного отталкивания, и затруднит овладение хорошей скоростью бега; без хорошей координации не пробежать по извилистой тропинке, не натолкнувшись на стоящие по её краям деревья. Способность правильно координировать свои движения - залог того, что будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и развитие всего организма в целом.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственно поставленной задаче.

Развитые координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

Это комплекс следующего уровня сложности, включающий и упражнения для развития координации, и общефизические упражнения для развития гибкости.

Каждое упражнение повторяйте в максимальном темпе 10-30 раз, в зависимости от тонуса организма. Попеременные подъемы коленей, наклоны вперед и назад, и другие упражнения можно попробовать выполнять с закрытыми глазами.

Благоприятное воздействие на координацию оказывают упражнения с гимнастическими мячами различных размеров и веса. Вес мяча подбирается индивидуально, чтобы тренирующийся не затрачивал чрезмерных усилий при выполнении упражнения. Упражнения на координацию выполняются как в плавном темпе, с акцентом на растяжку, так и в динамичном - различные броски и пасы партнеру.

Также можно осуществлять упражнения с закрытыми глазами: касание различных точек лица и тела определенными пальцами.

координация движение мышца

При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей юные спортсмены значительно быстрее и рационально овладевают различными двигательными действиями.

Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития и уровнем развития координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений.

Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений, а также на её дальнейшую стабилизацию.

Список используемой литературы

1. Дьячков В.М. физическая подготовка спортсмена.- М.: Физкультура и спорт, 1961. - 193 с.

2. Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и практика физической культуры. №1, 2000. - 24 с.

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 336 с.

Подобные документы

Координация как процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи, направления и правила ее развития. Исследование и анализ связи координации с показателями умственных способностей на примере борьбы.

контрольная работа [23,6 K], добавлен 26.08.2013

Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста, особенности развития координации движений. Психофизиологические механизмы развития координационных способностей. Сущность игр в касания и дебюты, атакующие и блокирующие захваты.

дипломная работа [56,0 K], добавлен 01.09.2011

Кроль на спине как один из многих способов плавания. Умение развивать высокую скорость при плавании с помощью движений одними ногами. Основные движения. Положение тела. Координация движений руками. Основная часть гребка. Согласование движений. Дыхание.

контрольная работа [48,9 K], добавлен 19.02.2009

Разновидности, задачи, методы и приемы развития координационных способностей, особенности их развития у людей разного пола и возраста. Тесты для контроля за координацией. План-конспект урока физической культуры, направленный на развитие координации.

курсовая работа [35,1 K], добавлен 11.05.2014

Методы развития координационных способностей. Роль координации в борьбе, ее развитие в разных возрастных группах. Параметры, фазы и элементы координации. Использование и роль упражнений в развитии координации на тренировках у борцов вольного стиля.

дипломная работа [211,0 K], добавлен 25.06.2012

Понятие и характеристика координационных движений в спортивной аэробике. Возрастные физиологические особенности девочек 7-9 лет. Разработка и обоснование эффективности комплексов упражнений, направленных на повышение общей и специальной координации.

дипломная работа [71,9 K], добавлен 09.03.2015

Волейбол как игровой вид спорта. Физиологические особенности и техническая подготовка волейболистов 11-14 лет. Разработка комплекса специальных упражнений для развития координационных способностей, позволяющий повысить уровень освоения техники игры.

Поднимите руку. Теперь сожмите кулак. Сделайте шаг. Правда, легко? Человек выполняет привычные действия практически не задумываясь. Около 700 мышц (от 639 до 850, согласно различным способам подсчета) позволяют человеку покорять Эверест, спускаться на морские глубины, рисовать, строить дома, петь и наблюдать за облаками.

Но скелетная мускулатура — далеко не все мускулы человеческого тела. Благодаря работе гладкой мускулатуры внутренних органов, по кишечнику идет перистальтическая волна, совершается вдох, сокращается, обеспечивая жизнь, самая важная мышца человеческого тела — сердце.

Определение мышц

Мышца (лат. muskulus) — орган тела человека и животных, образованный мышечной тканью. Мышечная ткань имеет сложное строение: клетки-миоциты и покрывающая их оболочка — эндомизий образуют отдельные мышечные пучки, которые, соединяясь вместе, образуют непосредственно мышцу, одетую для защиты в плащ из соединительной ткани или фасцию.

Мышцы. Вид спереди

Мышцы. Вид сзади

Мышцы тела человека можно поделить на:

Гладкая мускулатура входит в состав внутренних органов — кишечника, мочевого пузыря, стенки сосудов, сердца. Благодаря ее сокращению повышается артериальное давление при стрессе или передвигается пищевой комок по желудочно-кишечному тракту.

Сердечная — характерна только для сердца, обеспечивает непрерывную циркуляцию крови в организме.

Интересно узнать, что первое мышечное сокращение происходит уже на четвертой неделе жизни эмбриона – это первый удар сердца. С этого момента и до самой смерти человека сердце не останавливается ни на минуту. Единственная причина остановки сердца в течение жизни — операция на открытом сердце, но тогда за этот важный орган работает АИК (аппарат искусственного кровообращения).

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник-навигатор + CD

Строение мышц человека

Единицей строения мышечной ткани является мышечное волокно. Даже отдельное мышечное волокно способно сокращаться, что свидетельствует о том, что мышечное волокно – это не только отдельная клетка, но и функционирующая физиологическая единица, способная выполнять определенное действие.

Отдельная мышечная клетка покрыта сарколеммой – прочной эластичной мембраной, которую обеспечивают белки коллаген и эластин. Эластичность сарколеммы позволяет мышечному волокну растягиваться, а некоторым людям проявлять чудеса гибкости – садиться на шпагат и выполнять другие трюки.

В сарколемме, как прутья в венике, плотно уложены нити миофибрилл, составленные из отдельных саркомеров. Толстые нити миозина и тонкие нити актина формируют многоядерную клетку, причем диаметр мышечного волокна – не строго фиксированная величина и может варьироваться в довольно большом диапазоне от 10 до 100 мкм. Актин, входящий в состав миоцита, — составная часть структуры цитоскелета и обладает способностью сокращаться. В состав актина входит 375 аминокислотных остатка, что составляет около 15% миоцита. Остальные 65 % мышечного белка представлены миозином. Две полипептидные цепочки из 2000 аминокислот формируют молекулу миозина. При взаимодействии актина и миозина формируется белковый комплекс — актомиозин.

Название мышц человека

Когда анатомы в Средние века начали темными ночами выкапывать трупы, чтобы изучить строение человеческого тела, встал вопрос о названиях мускулов. Ведь нужно было объяснить зевакам, которые собрались в анатомическом театре, что же ученый в данный момент кромсает остро заточенным ножом.

Ученые решили их называть либо по костям, к которым они крепятся (например, грудинно-ключично-сосцевидная мышца), либо по внешнему виду (например, широчайшая мышца спины или трапециевидная), либо по функции, которую они выполняют (длинный разгибатель пальцев). Некоторые мышцы имеют исторические названия. Например, портняжная названа так потому, что приводила в движение педаль швейной машины. Кстати, эта мышца — самая длинная в человеческом теле.

Читайте также: