Сообщение концепция личности по з фрейду механизмы психологической защиты

Обновлено: 04.07.2024

Развитая психика человека представляет собой систему, которая способна саморегулироваться, защищаться. Эта система устроена таким образом, что при возникновении конфликтной ситуации, стресса или тяжёлых потрясений у человека бессознательно срабатывает защитный механизм, благодаря которому, психике легче пережить сложные моменты жизни или конфликтные ситуации.

Основная цель защитных механизмов это предотвратить или ослабить вред, нанесённый стрессом, психологическим ударом.

Психологическая защита личности — это неосознанный процесс, направленный на предотвращение психических расстройств, устранение сильных отрицательных чувств и эмоций, поддержание внутренней гармонии и баланса.


Что такое психологическая защита по З. Фрейду

Первым, кто описал данный механизм, был Зигмунд Фрейд. Он определил несколько видов психологической защиты, её свойства и функции, уделял огромное внимание проблеме внутреннего конфликта, между неосознанными желаниями и сознательным контролем. Из-за невозможности осуществить желания подсознательного, очень часто нарастает чувство неудовлетворённости, вследствие чего может появиться психическое расстройство или заболевание.

Защитные механизмы, которые неосознанно включаются после драмы или сложной ситуации, конечно же, не помогут решить корень проблемы, но смогут оказать временное облегчение и снять напряжение.

Его дочь Анна Фрейд, а также многочисленные ученики и последователи подробно изучали и продолжали разрабатывать теорию бессознательных защитных механизмов.

Целью психологической защиты является ослабление или снятие психического напряжения, разрешение внутриличностного конфликта, возникшего из-за противоречий между импульсом бессознательного и требованием внешней среды.


Механизмы формирования психологических защит

механизм формирования псих. защиты

Защитные механизмы начинают формироваться в раннем детстве, под влиянием социума, в первую очередь семьи. Формирование границ, запретов, социальных норм, правил поведения (принятых именно в данном обществе) даёт возможность ребёнку адаптироваться в социуме, это же и является источником внутреннего конфликта, и при его возникновении, в зависимости от воспитания и родительского примера поведения начинают работать защитные механизмы.

Фрейд так иллюстрировал работу психологической защиты, конкретно одной из самых мощных — вытеснения:

На лекции один из студентов мешает профессору — шумит, кричит, громко смеётся (это некая травмирующая ситуация). Лектор просит вывести крикуна (вытеснение). Но он не уходит и продолжает стучать в дверь.

Далее, есть два пути решения конфликта:

Договориться — пустить его обратно, но с условием не мешать. Так и работает психоанализ. Информация осознаётся человеком с помощью аналитика и возвращается в сознание, переработанной и прожитой, перестаёт травмировать.

Или "студент" всё время будет пытаться ворваться в аудиторию. Травмирующая ситуация будет постоянно прорываться в сознание в виде снов, навязчивых мыслей, симптомов болезней, непонятных страхов и фобий.

Вытеснение — базовая защитная реакция психики, родоначальник всех остальных защитных механизмов.


Виды психологических защит: 14 незрелых и 2 высших

На данный момент нет чёткого общепринятого списка психологических защитных механизмов, разные психотерапевты, психотерапевтические школы трактуют по-разному, но есть несколько базовых, в отношении которых достигнут некоторый консенсус. Большая часть, так называемых примитивных (незрелых), они называются так, потому что формируются очень рано, и редко осознаются человеком, все они как бы скрывают, маскируют или искажают часть реальности.

Используя их человек бессознательно отказывается взглянуть правде в глаза, а значит, всегда воспринимает ситуацию искажённой и действует не слишком адаптивно. Эти защитные механизмы, конечно, очень важны для поддержания гомеостаза психики, но они же мешают изменениям, в том числе при работе с психологом.

В первую очередь благодаря им мы не можем резко меняться неважно в хорошую или в плохую сторону. Если человек изменился резко, то он либо сошёл сума, либо изменения копились внутри личности очень долго, и в один прекрасный момент они проявились.

Этот вид заставляет человека "забыть" негативные события, связанные с его действиями или с другими людьми, крайне отрицательные чувства, возможно, какие-то потери, травмирующие мысли или воспоминания. На этот механизм психика тратит огромные, просто колоссальные ресурсы, вследствие чего могут возникнуть всевозможные психические расстройства. Данный способ далеко не самый безопасный и надёжный, так как негативные воспоминания всё равно не исчезнут бесследно, а будут храниться в бессознательном и всплывать периодически, в виде тревоги, плохих снов, неприятных ощущениях.

Механизм, при котором человек переносит свои не самые лучшие качества на другого. Чаще всего это качества, не одобряемые и не приемлемые обществом, вследствие чего сам человек их также не приемлет, и в себе конечно же видеть не хочет.

В чужом глазу соринку видим, в своём бревна не замечаем

3. Идентификация (Стокгольмский синдром)

Данный механизм помогает человеку адаптироваться в безвыходной (объективно или субъективно) ситуации. Психологически легче присоединиться к сильному агрессору, чем осознать себя жалкой, ни на что не способной жертвой. Ведь осознание данного факта должно или привести в отчаяние, чего психика может не выдержать или побудить к действию (бунт, разрыв отношений, попытка побега и т.д.) к чему истощённая психика также может быть не готова.

4. Всемогущий контроль

У взрослых перерастает в веру в то, что можно управлять вселенной силой мысли, загадывать (создавать) своё будущее и т.д. У большинства адептов марафонов желаний, как правило, сильно работает данная защита.

Желание, стремление избежать неприятной или негативной информации. Отрицается печальный опыт, отказ от осознания дурных вестей. Этот механизм формируется ещё в детстве и защищает психику от травм. Очень часто это первая реакция на боль от потери.

Человек пытается отрицать смерть близкого, отказывается принимать это событие.

Женщина отказывается верить в измену мужа, даже если все факты налицо.

Отрицание очевидной реальности и правды. Очень полезно и работает как анестезия, когда человек слышит шокирующую информацию, позволяет психике постепенно адаптироваться к резким изменениям, но страшно, когда данный механизм не выключается, и, например, женщина, потерявшая детей, спустя годы продолжает верить, что они живы.

В чём отличие Отрицания от Вытеснения? При вытеснении ситуация была осознана и прожита, но в дальнейшем психика её как бы стёрла из памяти, при Отрицании же человек в принципе избегает осознания правды. Он не хочет говорить о травме, обсуждать, слушать, может физически закрывать уши и уходить, впадает в ступор, пытается жить — и в запущенных случаях — живёт так, как будто ничего не было.

Фильм, хорошо иллюстрирующий данную защиту —"Жить" Василия Сигарева

изоляция как защита

Человек испытывает какие-либо сложные чувства по поводу какой-либо ситуации, он не хочет их испытывать, ему некомфортно, неуютно, больно, и тогда он изолирует эти чувства, как бы не проживает их, осознаёт, но не чувствует.

Женщина, пережившая насилие, рассказывает об этом спокойно без эмоций и истерик.

Беременная женщина, у которой умер муж, откладывает истерики на потом, и спокойно занимается похоронами.

7. Реактивное образование

Защитный механизм нашей психики, при котором она преобразовывает негативное чувство в позитивное или наоборот. Мы довольно часто испытываем к одному и тому же объекту разнонаправленные чувства и вот если, по каким-то причинам, мы не можем выражать весь спектр чувств, психика переносит всё внимание на один из полюсов.

Например, братьям запрещают драться и ругаться: "Вы же родные люди, вы должны любить друг друга" и тогда один из них или оба время от времени, для того чтобы хоть как-то проявить накопленный негатив так обнимают друг друга, что аж рёбра трещат. Или шутливо дают подзатыльник, с которого всё же начинается драка.

Или мальчик-пятиклассник начинает замечать, что испытывает к однокласснице Оле какой-то сложный комплекс чувств, заподозрив, что влюбился, он сразу же обращает внимание на то, какие у неё отвратительные косички и мерзкий нос, и дёргает её за них (и за нос, и за косички) и дразнит, ведь если срочно не перенести всё внимание на негативные стороны Оли, одноклассники, чего доброго, засмеют. При этом он частично реализует свои положительные чувства через постоянный тактильный контакт и бурную обратную реакцию от Оли и её подружек.

Идеализирование какого-либо человека, представление его всемогущим защитником, сияющим совершенством. Главный и серьёзный минус этого способа — обесценивание этого же человека, если его дальнейшая идеализация просто невозможна.

При знакомстве девушка идеализирует, чаще всего бессознательно, своего молодого человека, считая его самым лучшим и приписывая ему самые замечательные качества. Однако, через некоторое время оказывается, что он не такой уж и прекрасный, и наша незрелая девушка впадает в другую крайность — примитивное обесценивание. Тогда приходится отправляться искать следующего, чтобы также его возвысить.

Этот вид защиты способен облегчить жизнь, освободив от ответственности, анализирования ситуаций и решения проблем. Человек безоговорочно принимает позицию других людей, доверяет авторитетному мнению чужого, копирует способы поведения, абсолютно не задумываясь, подходит ли это всё ему самому и соответствует ли его точке зрения и ценностям, в общем-то, собственной точки зрения у него нет.

Данный механизм абсолютно необходим для выживания младенца, все дети без исключения принимают на веру всё, что им говорят родители, ведь те критически настроенные малыши, которые при крике родителя: "Беги" первым делом садились и начинали размышлять: "А стоит ли?" были съедены саблезубым тигром давным-давно, и гены свои не передали.

Но, всё это хорошо работает до поры до времени, и по ходу взросления, критическое мышление должно развиваться, а человек должен перерабатывать информацию, и пропускать её через призму полученных знаний и прожитого опыта, прежде чем присвоить.

Довольно сложный механизм, в ходе которого, человек пытается "отыграть" пугающую его ситуацию, сменив роль с пассивно-жертвенной на активно-инициирующую.

То есть бессознательно воспроизводит или провоцирует травмирующую ситуацию, пытаясь на этот раз, занять активную роль. Если провести опрос среди женщин лёгкого поведения, выяснится, что многие пережили насилие, и теперь, выбрав рискованную профессию, они как бы контролируют эту ситуацию.

Повторяющиеся несчастные случаи, "хождение по граблям", повторяющиеся болезни (не про ОРВИ речь) — часто это работа данного механизма.

Травма всегда требует разрешения и разрешается тем или иным способом. Если она не осознаётся, она будет искать выхода вовне самым причудливым способом, в том числе воспроизведением первоначальной ситуации, психика будет стремиться вернуться в точку отсчёта, чтобы закрыть вопрос.

рационализация как защита

Человек пытается объяснить свои неудачи или плохие поступки какой-либо рациональной причиной. Например, сделал что-то плохое, или подумал какую-нибудь гадость, или не получилось что-то сделать — принять эту гадкую черту в себе и признать, что да, вот такой я, могу быть плохим и думать плохое — сложно, и человек пытается как-то рационализировать, подвести под свои неблаговидные мысли или действия разумную основу.

Яркий пример — басня Крылова "Лисица и виноград", впрочем, у Крылова почти все басни об этом.

Или услышал человек о том, как маленькую девочку украли и убили, опять же принять, что такое в нашем мире случается, что происходят нелогичные страшные жуткие вещи с тем, кто этого не заслуживает, человеку немыслимо, и он начинает рационализировать. "Кто же ребёнка одного отпускает", "Кто же педофилов из тюрьмы выпускает" и вообще, возможно это матери наказание за прошлые грехи прилетело.

Рационализация помогает человеку смириться с фрустрирующей его ситуацией. Мы привыкли, что в большинстве случаев есть причина и следствие, и когда не можем сходу эту связь нащупать, или она объективно отсутствует, сами её придумываем, иногда, даже натянув сову на глобус.

Тут же корни всех теорий заговора.

В сложных и стрессовых ситуациях человек пытается защититься и спрятаться, используя для этого, порою, самые примитивные методы. В таких случаях реакции подобны поведению маленького ребёнка, который плачет, кричит, скандалит, отказываясь принять логику. К этому типу относится такие методы, как привычка постоянно грызть ногти, перебарщивать с табаком и спиртным или, например, кусать губы.

13. Поворот против себя

Самообвинение, самоуничижение, нанесение себе телесных повреждений, пьянство, наркомания, обжорство, рискованное сексуальное поведение, в крайнем случае — суицид — всё это проявления аутоагрессии (поворота против себя)

В фильме Никиты Михалкова "12", есть прекрасный монолог Гармаша, в котором отлично проиллюстрировано, как это происходит.

14. Вымещение (Замещение)

Начальник наорал на мужа, он сорвал злость на жене, она отшлёпала сына, а тот избил маленькую сестру или кота за хвост дёрнул.

У бабушки маленькая пенсия и она хамит всем в маршрутке, и т.д.


Высшие психологические защиты

Высшие психологические защиты называются так, потому что человек, использующий их — зрелая личность — не скрывает от себя часть реальности, не маскирует негативные чувства, а перерабатывает их безопасным для себя и общества способом и перенаправляет негативные импульсы не на себя, не на других, а без жертв и разрушений в созидательную деятельность, приемлемую и одобряемую.

К высшим психологическим защитам относится сублимация и юмор. Разберём и их.

Защитный механизм психики, благодаря которому негативная энергия, направляется в другое социально приемлемое русло. Этот способ помогает пережить стресс, комплексы, отрицательные эмоции, снять внутренний конфликт и найти выход негативу, обычно, в форме физической активности или в творчестве.

Например, человеком овладел сильный гнев, ярость, он не начинает крушить всё кругом или резать себе руки, он:

Осознаёт и принимает эти чувства.

Идёт в спортзал, на пробежку или просто прогуляться.

Человек потерял близкого, он не пытается отгородиться от горя, не топит себя в алкоголе, а, например, пишет роман, выплёскивая всю боль и горечь на бумагу.

Отличный фильм на тему "Под покровом ночи" Nocturnal Animals Тома Форда (!имейте в виду, фильм содержит довольно травмирующие сцены насилия!)

юмор как защита от стресса

Юмор доступен лишь на высоком уровне развития личности.

Нервные смешки и зашучивание ситуации могут использоваться при любом из незрелых видов защит. Если человек рассказывает, как его избивал отец и при этом весело смеётся — это не юмор, как защита, это "идентификация" или "реактивное образование". Как понять, что это так? Обычно окружающим становится неловко от такого рода "юмора", человек выглядит немного (или даже сильно) не адекватно контексту.

Разница между зрелой и незрелой защитой, как мы говорили в том, что человек не отгораживается от реальности, он принял и переработал травму. Он способен признать, что отец вёл себя, мягко говоря, не лучшим образом, не отрицая его вины и не обесценивая свой ущерб.


Примеры проявления психологических защит

А сейчас мы приведём примеры различных психологических защит, а вы попробуете догадаться, каких именно. Если останутся вопросы или недопонимания, пишите в комментариях к статье, постараемся на всё ответить.

Человек не отдал долг вовремя, кредитор возмущён и предъявляет претензии в вежливой форме. Должник в ответ разражается гневной тирадой, хлопает дверью и перестаёт брать трубку. Какая защита работает в этом случае?

Выросший сын вспоминает в разговоре с матерью, как однажды она отшлёпала его кухонным полотенцем за то, что он разлил чай. Мать возмущена. "Не было такого, что ты выдумываешь!" Какой механизм ограждает мать от неприятных воспоминаний?

Студент проваливает важный экзамен и оказывается под угрозой отчисления. В разговоре с приятелями он небрежно говорит, что, вообще-то, и сам давно подумывал бросить вуз и поступить в другой или вообще замутить стартап, вон Цукерберг бросил Гарвард и ничего у него жизнь сложилась — удачно. Тут что работает?

Мать часто видит, что у её сына-подростка сужены зрачки, он странно себя ведёт, то добрый и ласковый, то раздражительный и злой, сильно похудел, из дома начали пропадать вещи, но она всё сама себе логично объясняет и для всего находит веское обоснование. От намёков родственников на то, что пора бы обратиться к наркологу, отмахивается. Как объяснить такое поведение?

У человека не ладится в личной жизни, от него ушла жена, он записывается в спортзал и на курсы испанского языка. Что он делает с негативными эмоциями? Как называется этот процесс?


Заключение

Психологические защиты можно сравнить с тяжёлыми доспехами рыцаря. Они действительно помогают и даже спасают от стрелы, летящей прямо в нагрудник, но жить в них всё время невозможно — ни нагнуться, ни с коня слезть, ни обнять любимого человека. Зрелая личность использует все защиты, но больше всего сублимацию и юмор и тогда они из тяжёлой брони превращаются в лёгкий и прочный щит, которым можно гибко манипулировать и подстраивать под актуальные задачи.

Гибкость и широкая вариативность использования защитных механизмов один из признаков здоровой личности в соответствии с определением таковой психоаналитиком Нэнси Мак-Вильямс. Здоровая личность никогда не использует один и тот же механизм или ограниченный их арсенал в любых жизненных ситуациях.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы замечаете, что ваша жизнь осложняется из-за неадаптивного использования психологических защит, проконсультируйтесь со специалистом!

По Фрейду, защита — это психологический механизм противостояния тревоге, который, в отличие от конструктивных действий, направленных на решение проблемной ситуации, искажает или отрицает реальность.


Фрейд описал следующие защитные механизмы:

  • ВЫТЕСНЕНИЕ
  • ПРОЕКЦИЯ
  • ЗАМЕЩЕНИЕ
  • РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
  • РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • РЕГРЕССИЯ
  • СУБЛИМАЦИЯ
  • ОТРИЦАНИЕ

Психологи утверждают, что все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана

2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Психотерапевт также заметит, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги (в ситуации стресса или вне таковой). Описываемое иногда как "мотивированное забывание", вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания, в бессознательное. В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов Я может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в снах, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл "психопатологией обыденной жизни". Более того, согласно его теории психоанализа, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения (при неврозе и не только), в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как навязчивая (патологическая) мастурбация, импотенция и фригидность) - то есть во тех случаях, когда становится необходимой профессиональная психологическая помощь - консультация психолога, помощь психотерапевта. Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего, вызывающего страх объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример, известный не только психоаналитикам – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя (вплоть до депрессии), что может потребовать консультации и помощи психолога.

Иногда Я может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу (а, иногда, и панику) в связи с собственным выраженным половым влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кинокомпании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги и страха, – это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как "надуться и не разговаривать" с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью - проявления, указывающие на целесообразность получения психологической консультации.

Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность – такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

Фрейд утверждал, что сублимация половых инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация полового влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры – благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило (что защищает его от опустошительного горя и депрессии) или жену, отрицающую измену мужа. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: "Этого со мной просто не может случиться", несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для психологии маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила Я. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности и последующему психологическому страданию, когда человеку оказывается необходима психологическая помощь и консультация психотерапевта.

Гост

ГОСТ

Общие представления о защитных механизмах с точки зрения Зигмунда Фрейда

Согласно теории Зигмунда Фрейда защитные механизмы – это определенные реакции мозга на существующие внешние раздражители, возникающие на бессознательном уровне. Путем искажения реальности они способствуют снижению угрозы стресса и тревожных проявлений.

Источниками стресса в данной ситуации выступают общественные нормы и правила, оказывающие давление на человека и приводящие к возникновению тревоги, стресса и депрессии.

Основной целью действия защитных психологических механизмов является ограждение человека от возможных переживаний, вызываемых противоречиями между социальными требованиями и личными взглядами человека.

Виды защитных механизмов

В связи с тем, что у каждого человека существуют индивидуальные особенности, реакция на те или иные события у каждого индивидуальная. В связи с этим исследователями были выделены различные виды защитных механизмов. К ним относят:

  • вытеснение;
  • проекцию;
  • замещение;
  • рационализацию;
  • реактивные образование;
  • регрессию;
  • сублимацию;
  • отрицание.

Основные свойства защитных механизмов и их проявления

Рассмотрим свойства и особенности защитных механизмов более подробно.

Готовые работы на аналогичную тему

Примером отражения механизма вытеснения в реальной жизни может выступать ситуация в которой добропорядочный супруг, в силу имеющихся у него моральных принципов, не допускает даже малейшей возможности измены в супружеской жизни. Он всячески избегает и вытесняет мысли и фантазии на данную тему. Однако совершенно не исключено, что данный запрет не будет находить свое проявление во сне.

Проекция - механизм при использовании которого человек переносит свои мысли и чувства на окружающих людей, стремясь подобным образом снять с себя ответственность за собственные неприятности и неудачи.

Примером проявления данного механизма может служить ситуация, в которой студент или ученик не приготовились к экзамену. Полученную плохую отметку он пытается объяснить тем, что преподаватель просто предвзято относится к нему как к человеку.

Замещение - действие данного механизма представляет собой переадресацию внимания с угрожающего объекта на другой. Ярким примером данного механизма выступает поведение ребенка, который был наказан родителями и вымещает свою обиду на младших братьях, сестрах или игрушках, обижая и ломая их. У взрослых данный механизм также проявляется в вымещении отрицательных чувств на более слабого человека, домашних животных или окружающих предметах.

Рационализация - представляет собой намеренное искажение человеком окружающей реальности с целью сохранения высокого уровня самооценки и самоуважения. Примером проявления механизма рационализации может выступать поведение мужчины, которому отказывает во внимании интересующая его женщина. Не желая признать неудачу, мужчина убеждает себя и окружающих людей в ее непривлекательности и наличие у нее множества отрицательных качеств, которые не имеют к нему никакого отношения. Таким образом, мужчина сохраняет чувство собственного достоинства и душевное спокойствие.

Реактивное образование находит свою реализацию на двух уровнях:

  • в процессе подавления возникающих негативных или неприемлемых импульсов;
  • одновременно с этим происходит формирование побуждений противоположного содержания на уровне бессознательного и подсознания.

Чаще всего подобный механизм проявляется в общественной жизни. Например, в социуме считается крайне неприличным активное проявление полового влечения. Таким образом, женщина, которая имеет подобную особенность, активно подавляет ее в себе и для того, чтобы заслужить одобрение и общественный статус выступает активным борцом за мораль и высокую нравственность.

Регрессия - это своеобразный возврат к детским моделям поведения. Действие данного механизма происходит с целью ограждения личности от возникающих потрясений и стресса. Ярчайшим примером данного защитного механизма выступает плач.

Сублимация - психологический механизм, позволяющий человеку изменять свои импульсы и взгляды, для того, чтобы они стали приемлемыми для данного социального окружения. Именно сублимация считается в психологии одним из самых здоровых и правильных механизмов психологической защиты личности, в связи с тем, что человек не просто сдерживает, имеющиеся у него негативные импульсы, а меняет форму их проявления в соответствии с его возможностями и нормами социального окружения.

Яркими примерами проявления данного защитного механизма могут выступать спорт и спортивные достижения человека, создание произведений искусства, литературное творчество.

Зигмунд Фрейд чаще всего обращал внимание на сублимацию сексуального влечения человека.

Отрицание - защитный механизм, заключающийся в отказе человека признавать факты происшествия отрицательных и травмирующих событий.

Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца. Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом.

Зигмунд Фрейд

Защитные механизмы — формы психической защиты, ограждающие человека от сильных переживаний и травмирующих событий, и связанной с этим тревогой. Это своеобразные механизмы адаптации, позволяющие внутреннему Я регулировать воздействие среды и общества, перенося негативные переживания в область бессознательного.

Такое поведение помогает человеку снять гнетущую тревогу, возникающую в ответ на проблемы, решить которые он не в силах. Это может быть переживание утраты близкого человека, упадок самооценки, травматические воспоминания.

Закономерно, что большинство таких механизмов формируется в детстве, когда ребенок действительно не может решить свои проблемы другим, рациональным путем. И в этом даже есть положительная сторона — психика стабилизируется, становится менее уязвимой для отрицательных переживаний. Однако, со временем, защита становится препятствием для развития и личностного роста, человек все больше уходит от реальности, теряет объективность суждений, занимается самообманом.

Характеристики, присущие всем защитным механизмам:

  • действие происходит на бессознательном уровне и носит автоматический характер;
  • результатом становится искаженное восприятие реальности.

Основные защитные стратегии психики

Нужно уточнить, что на сегодня психологами выявлено более 20 видов защитных механизмов. Однако общей и удовлетворяющей всем запросам классификации пока не выработано. Поэтому, для понимания истоков психоанализа и глубинных явлений психики, надо изучить основные и универсальные механизмы защиты, описанные Фрейдом.

Вытеснение

Процесс подавления и вытеснения в сферу бессознательного тех переживаний, мыслей и влечений, которые несут чувство вины и стыда, причиняют стресс, боль или страдания.

Проявляется это в забывании неприятных обязанностей, определенных воспоминаний, или происшествий. Однако эти вытесненные события и чувства никуда не исчезают. Они являются человеку в виде сновидений, оговорках или шутках. Для сдерживания этих прорывов, психика затрачивает много энергии, что ведет к истощению ресурсов и возникновению неврозов, психосоматическим нарушениям.

Фрейд полагал этот механизм первичной защитой от тревоги, которая может служить основой для образования других видов защит.

Проекция

Заключается в приписывании собственных мыслей, поведения и переживаний другим людям или целым сообществам. Это то, что индивидуум считает неприемлемым в результате воспитания или же перекладывание на других вину за свои ошибки и промахи.

Человек отказывается принимать в себе определенные черты характера или чувства, вроде зависти, злобы и лицемерия, обвиняет в них окружающих. Тем самым он защищается от осознания своих проблем или недостатков, перекладывает на других ответственность за свои поступки.

Феномен проекции превращает людей в удобные мишени для агрессии и лежит в основе всевозможных предрассудков, общественных стереотипах и расовой нетерпимости.

На практике встречается так же часто, как и механизм вытеснения.

Замещение

Процесс, при котором негативные эмоции перенаправляются на более безопасный, с точки зрения индивидуума, объект для реагирования. Муж, которого на работе третирует начальство, срывается дома на жену и детей. Ребенок, получив взбучку от родителей, ломает игрушки или бьет домашнего питомца.

Или же, как вариант, возникает аутоагрессия, которая проявляется в самообвинении и самобичевании, и может перерасти в депрессию.

Суть в том, что истинный объект для выплеска негодования заменяется менее угрожающим. Проявляется замещение также в высокой раздражительности и чувствительности.

Рационализация

Объяснение своего иррационального поведения разумными причинами. Рационализация помогает оправдать свои ошибки и проступки в глазах окружающих. Служит этот механизм, в первую очередь, для сохранения и защиты самооценки. Скажем, студент, проваливший сессию, объясняет это тем, что на самом деле не хочет учиться по специальности.

Этот механизм гасит тревогу и помогает найти аргументы и логику в собственном неприемлемом поведении или желаниях.

Реактивное образование

Сложный двухуровневый механизм защиты, который, в общем, заключается в том, что человек ведет себя прямо противоположно вытесненному неосознаваемому стремлению. Например, мать, которая не любит ребенка, чрезмерно заботится о нем.

  • На 1 стадии подавляется запретные чувства и переживания;
  • На 2 стадии возникает гипертрофированное противоположное чувство.

Таким образом, психика защищается от социально неприемлемых импульсов и влечений. Возникает обратное действие. Классический случай для объяснения этого феномена — активная и публичная гомофобия, которая является результатом собственных подавленных наклонностей.

Регрессия

Механизм, позволяющий избежать страха и тревоги при помощи возвращения к более ранним, детским моделям поведения. Возникает как реакция на травмирующие ситуации и переживания.

Механизм регрессии подключает более примитивные формы мышления и реагировании. Не зря детство считается периодом, наиболее безопасным и приятным для человека. Человек начинает дуться, упрямиться, вместо того, чтобы решать проблему, не сдерживает эмоциональные реакции, отрицает аргументированное мнение и факты. В поведении это может проявляться в том, что человек начинает грызть ногти, или смотреть детские фильмы и мультики.

Считается, что подобная защитная реакция присуща инфантильным людям. Однако и психически состоявшиеся и зрелые личности могут впасть в регрессию в ситуации сильной эмоциональной и психической перегрузки.

Отрицание

Например, человек может отрицать совершение преступления, если был пьян и не осознавал происходящее. Или мать может до последнего отказываться поверить в смерть ребенка.

Также отрицание является первой ступенью переживания горя, и нередко, человек не в силах перейти на другую ступень осознания утраты и снова и снова возвращается к отрицанию.

Отрицание спасает человека от первоначального шока, давая время, чтобы постепенно привыкнуть к произошедшему. Но долго задерживаться в этом состоянии нельзя.

Сублимация

Даже выбор профессии может быть обусловлен подавленными инстинктивными импульсами. Агрессивный юноша подастся в футбол или хоккей, женщина с садистическими наклонностями — становится хирургом.

По-мнению самого Фрейда, сублимация послужила основой для великих достижений цивилизации, развитии культуры, искусства и науки.

На сегодня существуют тесты, например, тест Лазаруса, позволяющие выявить у себя конкретные действующие механизмы защиты. Определив 2-3 основных механизмов, можно овладеть контролем над ними, используя копинг-стратегии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Об авторе: Психолог, специалист в области семейных отношений и воспитания детей. Обожаю рисование, лепку, рукоделие и любое интересное творчество. Мама двоих детей и прекрасная жена!

Читайте также: