Сообщение капитана об аварийном случае

Обновлено: 04.07.2024

На основании обращений читателей вносятся дополнения в статью от 04.09.2015 года под заголовком: "При не обращении за расследованием аварии к капитану порта, администрация порта ответственности не несет".

Указанная статья содержит обзор правовых позиций, содержащихся в пункте 1 Информационного письма от 13.08.2004 года № 81, в котором Президиум ВАС РФ исследует вопрос ответственности администрации морского порта за ущерб, нанесенный судовладельцу в морском порту, при отсутствии участия капитана морского порта в расследовании случая причинения ущерба.

Президиум ВАС РФ указывает, что в соответствии со статьей 76 КТМ РФ и Положением о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами, утвержденным Приказом Министерства морского флота СССР от 29 декабря 1989 года N 118, аварийное происшествие должно расследоваться капитаном морского порта. Между тем, при правомерности сделанного Президиумом вывода, Приказ Министерства морского флота СССР от 29.12.1989 года N 118 был отменен 14.05.2009 года, в соответствии с приказом Минтранса России N 75.

В период действия вышеуказанных нормативных правовых актов, расследование аварийного случая осуществлялось капитаном морского порта, который в необходимых случаях под своим председательством организовывал комиссию по расследованию или же принимал участие в комиссии по расследованию, образованной министерством (ведомством), а после завершения расследования направлял соответствующие материалы судовладельцу, министерству (ведомству) по принадлежности судна и транспортному прокурору.
В настоящее время порядок расследования аварийных случаев на море установлен Приказом Минтранса России от 08.10.2013 года N 308 "Об утверждении Положения о расследовании аварий или инцидентов на море" (далее – Положение).

Пунктом 9 указанного Положения установлено, что для расследования аварии Ространснадзор создает комиссию, в состав которой включаются представители организаций, уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов, представители капитана морского порта, расположенного вблизи места аварийного случая, и / или представители капитана морского порта регистрации судна / судов, с которым/которыми произошел аварийный случай.

Пунктом 12 указанного Положения установлено, что капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации.

Часть 23 статьи 16 Положения о капитане морского порта предусматривает, что капитан порта участвует в расследовании аварий или инцидентов на море.

Основываясь на вышеизложенном, на основании пункта 12 Положения, о произошедшем аварийном случае капитан судна обязан незамедлительно сообщить капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации, а так же судовладельцу и в Ространснадзор. Дополнительно, в зависимости от типа судна и места происшествия, капитан судна так же обязан уведомить Росрыболовство (в случае аварии с рыболовным судном) и администрацию Северного морского пути (при аварийном случае в акватории Северного морского пути).

от 8 октября 2013 года N 308

(с изменениями на 17 июня 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 15, ст.1519; N 45, ст.4377; 2005, N 52 (ч.I), ст.5581; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 46, ст.5557; N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.30; N 29, ст.3625; 2010, N 27, ст.3425; N 48, ст.6246; 2011, N 23, ст.3253; N 25, ст.3534; N 30 (ч.I), ст.4590, 4596; N 45, ст.6335; N 48, ст.6728; 2012, N 18, ст.2128; N 25, ст.3268; N 31, ст.4321; 2013, N 30 (ч.I), ст.4058

Приложение

Положение о порядке расследования аварий или инцидентов на море

(с изменениями на 17 июня 2019 года)

I. Общие положения

1. Положение о порядке расследования аварий или инцидентов на море (далее - Положение) разработано в соответствии с:

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 15, ст.1519; N 45, ст.4377; 2005, N 52 (ч.I), ст.5581; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 46, ст.5557; N 50, ст.6246; 2008, N 29, (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.30; N 29 ст.3625; 2010, N 27, ст.3425; N 48, ст.6246; 2011, N 23, ст.3253; N 25, ст.3534; N 30 (ч.I), ст.4590, 4596; N 45, ст.6335; N 48, ст.6728; 2012, N 18, ст.2128; N 25, ст.3268; N 31, ст.4321; 2013, N 30 (ч.I), ст.4058.

Заключительный акт Конференции, Международная конвенция о грузовой марке 1966 года, подписанная в Лондоне 5 апреля 1966 года, и Рекомендации Конференции. М Международная конференция о грузовой марке, 1968. с.4-143. Конвенция вступила в силу 21 июля 1968 года. СССР подписал Конвенцию 4 июля 1966 года с заявлением. Конвенция вступила в силу для СССР 22 июля 1968 года.

Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 года N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1979, ноябрь, с.4).

Постановление Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 года N 319 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1978, апрель, с.5).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 48, ст.5493; N 51, ст.5720.

Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации А.987(24) "О Руководстве по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии";

Расследование аварий или инцидентов на море осуществляется с учетом требований Руководства по расследованию человеческого фактора в морских авариях и инцидентах (Резолюция А.884(21) Ассамблеи Международной морской организации).

2. Настоящее Положение устанавливает порядок расследования и учета аварий или инцидентов, произошедших (в прямой связи с эксплуатацией судна) с самоходными судами, буксируемыми судами или иными плавучими объектами (только на период их перегона) на море, в акваториях морских портов и на участках рек с морским режимом судоходства или с участием таких судов и объектов (далее - аварийные случаи), плавающими:

под Государственным флагом Российской Федерации (далее - суда);

под флагами иностранных государств (далее - иностранные суда) в предусмотренных настоящим Положением случаях.

3. Целью проведения расследования аварийных случаев является установление причин аварийных случаев и выработка рекомендаций по их предотвращению в будущем.

4. Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших только:

с военными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими судами, находящимися в собственности государства или эксплуатируемыми им и используемыми только для правительственной некоммерческой службы;

с маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;

с судами, находящимися в постройке, ремонте, во время отстоя без экипажа.

Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, связанных с повреждением судном рыболовных сетей (снастей, тралов), исключая случаи намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль.

5. Расследование аварийных случаев включает сбор и анализ доказательств, установление причин, подготовку соответствующих рекомендаций по предупреждению таких аварийных случаев в будущем и повышению уровня безопасности мореплавания, включая повышение уровня подготовки персонала.

6. Расследование аварийных случаев осуществляется отдельно и независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках уголовного, административного или иного производства, и не препятствует любому другому расследованию.

7. Расследуется инцидент в случае, если имели место:

повреждение судна без потери мореходных качеств;

посадка судна на мель и его нахождение на мели 24 часа и менее;

смещение перевозимого судном груза, не приведшее к потере мореходных качеств судна;

лишение возможности движения судна 24 часа и менее;

намотка сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль;

вызванное повреждением судна загрязнение окружающей среды, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов ниже уровня, отнесенного к чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом МПР России от 3 марта 2003 года N 156 "Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации".

Расследуется авария в случае, если имели место:

гибель человека, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна;

тяжкий вред, причиненный здоровью человека в прямой связи с эксплуатацией судна;

потеря человека с судна;

повреждение судна (утрата мореходных качеств и/или создание препятствий производственной деятельности в связи с появлением эксплуатационных ограничений);

смещение перевозимого судном груза и/или изменение физико-химических свойств перевозимого судном груза, приведшее к утрате мореходных качеств судна;

посадка судна на мель и его нахождение на мели более 24 часов;

лишение возможности движения судна более 24 часов, за исключением случая намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль;

повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица либо безопасности судоходства;

причинение серьезного ущерба окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов, равный или выше уровня, отнесенного к чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом МПР России от 3 марта 2003 года N 156 "Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации", вызванный повреждением судна или судов, и меньше 500 тонн.


15. Капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае с судном:

капитану морского порта (места) регистрации судна;

капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации;

Государственному морскому спасательно-координационному центру (ГМСКЦ) ФГУ "Госморспасслужба России" или соответствующему морскому спасательно-координационному центру (МСКЦ), морскому спасательному подцентру (МСПЦ) на бассейне при нахождении судна в поисково-спасательном районе Российской Федерации;

Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;

Федеральному агентству по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота;

Администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна по трассам Северного морского пути.

16. При повреждении в результате аварийного случая с судном средств навигационного оборудования (СНО) капитан судна обязан незамедлительно сообщить о таком повреждении:

капитану морского порта Российской Федерации, на территории или акватории которого находится СНО;

Федеральному агентству морского и речного транспорта;

Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;

Федеральному агентству по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота;

Администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна по трассам Северного морского пути.

название и номер ИМО судна;

фамилия, имя, отчество капитана судна;

судовладелец и его номер ИМО (указывается при его наличии), адрес, телефон, факс;

порт (место) регистрации судна;

год постройки судна;

дата и время аварийного случая с судном;

место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);

Избранное

Международная морская организация или ИМО (англ. International Maritime Organization, IMO) — международная межправительственная организация, является специализированным учреждением ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по […]

Избранное

Судно, попав в область действия прибли­жающегося тропического циклона, должно стремиться уйти с пути его движения и удалить­ся на возможно большее […]

Избранное

Как правило, подходы к портам, рейды и портовые акватории находятся во внутренних или территориальных водах, где установлены местные правила плавания, […]

Читайте также: