Сообщение каллиграфия в японии

Обновлено: 15.05.2024

Используя только кисти и тушь, эти каллиграфические надписи стали популярными среди высокопоставленных дворян и у самого Императора.

Хорошая каллиграфия считается искусством и требует многолетней самоотверженной практики.

Японские каллиграфы создали несколько новых стилей, которые отличаются гораздо большей простотой и эмоциональностью. В эпоху Эдо (1600—1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи.

Техники японской каллиграфии

Техники японской каллиграфии

Как мы уже говорили, ранняя японская каллиграфия возникла из китайской каллиграфии, поэтому многие из принципов и методов очень похожи. Основные стили сёдо:

Иероглифы печати Чжуаньшу. Этот стиль письма появился в VIII—III веках до н. э. и стал официальным стилем в царствах Чжоу и Цинь.

Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.

Лишу, официальное письмо — стиль китайского письма, иногда этот стиль называют цзошу — деловое письмо.

Этот стиль письма возник во второй половине III века до н. э. в период династий Цинь-Хань. Лишу был гораздо

позволял экономить время.

Данный стиль отличается квадратной конфигурацией иероглифов, характерной жёсткостью структуры иероглифов и строгой перпендикулярностью горизонтальных и вертикальных черт. Также, в связи с экономией места на бамбуковых пластинках, здесь преобладает широта иероглифа над его длиной.

Стиль лишу сыграл немаловажную роль в развитии образования и науки в Китае.

Кайшу (kǎishū), уста́вное письмо. Этот стиль письма возник в эпоху династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) и достиг расцвета в эпоху династии Тан (618—907). Стиль был направлен в сторону более стандартного написания иероглифов.

Благодаря тому, что кайшу был еще более удобным по сравнению с лишу, стиль стал популярен и получил широкое распространение.

Образованный китаец может прочесть бо́льшую часть написанного синшу.

Этому стилю присущи упрощенность, экономность, плавность, безотрывность и в следствии этого писать становится гораздо быстрее, чем другими стилями. Но такие тексты трудно читать для тех, кто не знаком с цаошу. Данный стиль существует в основном как вид стенографического письма или каллиграфического стиля. Люди, которые могут читать стандартные или печатные формы китайских иероглифов, могут быть не в состоянии понять этот стиль.

Эдомодзи — японский каллиграфический стиль, изобретённый в период Эдо, предназначенный для рекламы и вывесок. Он используется в Китае и Корее для оформления вывесок японских ресторанов.

Инструменты и материалы, используемы в японской каллиграфии

Инструменты и материалы, используемы в японской каллиграфии


В древности люди должны были сами делать свои собственные инструменты, чтобы практиковать Сёдо, но в настоящее время всё изменилось. Сейчас можно найти все необходимые аксессуары в нашем магазине.

Современные технологии позволяют заказать все необходимое онлайн, и через короткий промежуток времени вы можете пробовать свои силы в японской каллиграфии.

Теперь давайте рассмотрим, из чего именно должен состоять набор для каллиграфии Сёдо.

Четыре самых основных инструмента были в совокупности названы четырьмя сокровищами ученого:

Итак, первое сокровище – Кисть — как правило изготавливали из шерсти животных… или из волос маленьких детей (поговаривали, что такие кисти приносили удачу на императорских экзаменах).

Кисть

Современные кисти изготавливаются в основном из шерсти козы, волка, кролика, ласки или комбинируя их.

Волосы кропотливо сортируются по мягкости, твердости, толщине и длине. Настоящие, профессиональные кисти собираются вручную.

Различные кисти используются для разных стилей каллиграфии и письма.

Бумага Васи (和紙, washi) — японская бумага. Изготавливается из волокон коры дерева гампи в течении длительного и сложного процесса. Более дешёвые сорта бумаги могут производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.

Бумага

Бумага васи характеризуется неровной структурой и белым цветом.

Так же эта бумага настолько прочная, что ее использовали для изготовления различных предметов повседневного обихода, таких как одежда, предметов домашнего обихода, игрушек, а также одеяний и ритуальных предметов для священников и статуй Будды. А во время Второй Мировой Войны из бумаги васи изготовлялись оболочки аэростатов-бомбардировщиков, запускаемых через Тихий Океан на территорию США.

Сейчас васи используется, в основном, для японской каллиграфии.

Третья драгоценность ученого – Тушь. В японской каллиграфии и живописи традиционно используют твердую сухую тушь.

Тушь

Тушь изготавливают в основном из сажи и животного клея, иногда с добавлением благовоний.

Для того чтобы сделать тушь, необходимо растереть тушечный брусочек, смешать с небольшим количеством воды, чтобы получилась темная жидкость. Художники и каллиграфы могут варьировать концентрацию полученной туши в зависимости от своих предпочтений путем уменьшения или увеличения количества сухой туши или воды.

Тушечный камень (тушечница) — четвертая драгоценность ученого, его используют для растирания твердой туши.

Тушечный камень

Сёдо и Дзэн-буддизм

Сёдо и Дзэн-буддизм

Японская каллиграфия испытала большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. Она основана на принципах, которые подчеркивают связь с духовным, а не с физическим. В дзэн она является и средством медитации. Поэтому сёдо часто используют в дзенских монастырях.

Тот, кто практикует японскую каллиграфию, знает, что вертикальность кисти, положение рук, подготовка туши работа кистью и концентрация на том, что рождается на бумаге, являются ключевыми элементами в написании хорошей каллиграфии.

Чтобы писать дзэнскую каллиграфию мастерски, нужно очистить свой ум и позволить иероглифам течь из себя, а не практиковать и прилагать огромные усилия. Японский философ Нисида Китаро назвал это состояние Мушин (без ума).

Японская каллиграфия сегодня

Японская каллиграфия сегодня

Сегодня одним из ведущих объединений в области японской каллиграфии является Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая была создана в 1948 году.

В современной Японии, сёдо является популярным классом для начальной школы. Многие родители считают, что целеустремленность и неподвижность детей во время занятий каллиграфией вырабатывают полезные навыки. В средней школе каллиграфия является одним из предметов искусств, наряду с музыкой или живописью.

Некоторые университеты, такие как Университет Цукуба, Токийский университет Гакугеи и Университет образования Фукуока, имеют специальные кафедры каллиграфии, которые акцентируют внимание на педагогических программах по каллиграфии сёдо.

О японской каллиграфии в западном искусствоведении говорят мало , предварительно признаваясь в бессилии и неприспособленности существующего научного языка. Но если взять себе в оправдание восточное представление о написанном слове как о материализованном явлении , то на такой разговор можно решиться. Заговорить , чтобы понять.

Японская каллиграфия: живопись, философия, поэзия и путь

Японцы относят каллиграфию к изящным искусствам — причем , считают ее искусством более сложным , чем живопись или гравюра

, требующим особой внутренней подготовки. Создание каждого произведения — это не столько работа над конечным результатом , сколько процесс постижения древней мудрости и самопознания. А еще — исцеляющая и приводящая в равновесие медитация.

Материалы: бумага, тушь, кисть, чернильница

Материалы и инструменты в каждом виде искусства — это основа техники , способ реализации любой мысли и образа. Круглая или плоская кисть , акварель

с вырезанной пластины — выбор какого-то из этих материалов настраивает художника , вдохновляет на открытия , ставит перед фактом , загоняет в рамки , открывает возможности , злит , восхищает. И , конечно , материалы — особый объект страсти , собирания , любования.

В современной Японии каллиграфия является обязательным образовательным предметом в младшей школе, а в старших классах – дополнительным предметом на выбор учащегося наряду с живописью и музыкой. Также некоторые японские университеты, такие как Университет Цукуба, Токийский университет искусств, Национальный университет в Фукуока имеют специальные факультеты по изучению каллиграфии, которые готовят, главным образом, преподавателей этого вида традиционного искусства Японии.

Японские инструменты для каллиграфии:
1. Черная тушь (墨 – sumi)
2. Традиционная японская бумага (和紙 – washi)
3. Тушечница для растирания твердой туши (硯 – suzuri)
4. Пресс-папье (文鎮 – bunchin)
5. Подложка под бумагу (下敷き– shitajiki)
6. Кисть (筆 fudé)

Стили японской каллиграфии

Японская каллиграфия

2. Gyosho (гёсё) – полукурсив. Стиль более художественно выразительный, линии более плавные и изящные. Текст, написанный в таком стиле, могут прочитать большинство образованных японцев:

Японская каллиграфия

3. Sosho (сосё) – курсив или даже скоропись. В данном стиле форма скорее заменяет читаемость текста. Работа, исполненная в таком стиле, более воспринимается как произведение искусства. Прочитать текст, написанный в данном стиле, может, как правило, человек обученный каллиграфии. Еще раз внимательно посмотрите на три разных изображения, презентующих стили каллиграфии, чтобы увидеть разницу написания.

Японская каллиграфия

Каллиграфия и Дзэн

Понять смысл и самую суть японской каллиграфии можно при её неразрывном рассмотрении с Дзэн. Японская каллиграфия формировалась под влиянием Дзэн буддизма. Суть японского каллиграфического искусства неразрывно связана с учением Дзэн. У практикующего каллиграфию всегда есть только одна возможность создать с помощью кисти произведение искусства. Исполненные линии не могут быть исправлены, поэтому от мастера требуется максимальная концентрация. Кисть передает состояние духа в определенный момент времени.

Японская каллиграфия

Один из знаковых символов каллиграфии Хицудзэндо – круг энсо (яп. 円相 / enso: ), символизирующий собой истинную сущность и абсолютное просветление. Сотворить подлинный энсо может только тот, кто обладает чистым просветленным духом. Поскольку подлинная линия в Хицудзэндо есть продолжение просветленного сознания творящего её мастера. В энсо, как и в целом в Хицудзэндо находит выражение особая тонкая эстетика японского минимализма.

Дзэн каллиграфия практиковалась среди буддийских монахов. Чтобы создать произведение не должно предпринимать колоссальных усилий, важно достичь такого чистого освобожденного от мирских проблем состояния сознания, чтобы знаки свободно формировались кистью практикующего, словно свободный поток, единый с сознанием. Такое состояние сознание было именовано японским философом Нишида Китаро как mushin (無心). Основывается оно на принципах и идеях пути дзэн и взаимосвязано, прежде всего, с пробужденным сознанием.

Отметим, что даже перед чайной церемонии в Японии (которая связана с дзэн буддизмом), человеку следует уделить некоторое время созерцанию каллиграфических произведений сёдо (shodo: ) в целях очищения своего сознания и сосредоточения. Это, считается, важнейшим шагом в подготовке к чайной церемонии.

Современная каллиграфия в Японии

Приведем некоторые выдержки из текста на японском. Японская каллиграфия – это не только чистописание (書道はただの「字を上手に書く練習」ではありません…). Достижение гармонии в сердце (心) – ключ к постижению каллиграфического искусства. Основа каллиграфии в Японии – концентрация (集中力). Прежде, чем нарисовать знак необходимо привести к полному спокойствию свое сердце, придти к душевному равновесию (心を落ち着かせ、…). Такая концентрация позволит движению кисти и форме знака возникнуть в сознании (字の形と筆の動かし方を頭の中/自分の心中に思い浮かべます). Создаваемые практикующим таким образом линии выражают его состояние сердца и души (心中でイメージ), являются их отражением и продолжением в материальном мире.

В этом, пожалуй, проявляется эстетика истинной красоты каллиграфического знака как отражения красоты души и достигнутой душевной гармонии. В этом философия и внутренний фундамент японских каллиграфических произведений.



Самое простое определение каллиграфии – искусство красиво писать. Пользуясь бамбуковой кистью, тушью и рисовой бумагой мастером создается настоящее произведение искусства, в котором воплощены красота и гармония. Японская каллиграфия относится к самым изящным и популярным искусствам Японии. Каллиграфические работы оцениваются подобно произведениям живописи. Но в этих произведениях присутствуют не только художественные достоинства, в них скрыт довольно глубокий философский смысл.



Слоговая азбука катакана

История японского письма начинается с III - V века нашей эры, когда в Японию попали первые китайские книги. Японская каллиграфия и китайская письменность тесно связаны между собой. Сначала японцы взяли за основу китайские иероглифы, а затем, изменяя их в течение столетий, создали свою письменность и превратили каллиграфию в искусство. Первых трех мастеров японской каллиграфии занесли в ранг святых: буддийского монаха Кукай, императора Сага и придворного - Татибана-но Хаянари. Японские мастера постепенно все больше добавляли в каллиграфию творческих элементов, уходя от китайской грамоты. Глубокий след оставил в истории Японии выдающийся поэт и каллиграф своего времени Фудзивара-но Ёсицунэ. Он получил прекрасное образование, занимался изучением литературы и философии, смог достичь совершенства в искусстве каллиграфии. Он является создателем своего стиля в искусстве каллиграфии, который называется гокёгокурю.


Слоговая азбука катакана

В течение тысячи лет в японскую письменность постоянно вносились изменения. В XIX веке в Японии начали унифицировать устную и письменную речи. Для упрощения японского языка и сокращения числа иероглифов стали проводить постоянные реформы языка.

Если европейская письменность практична и функциональна, то с помощью иероглифов японского языка опытный мастер каллиграфии, доносит не только информацию. Он может отразить мимолетное настроение, зафиксировать пришедшее во время вдохновения четверостишье и буквально мгновенно создать художественное произведение, которое будет достойно, чтобы его созерцали многие поколения.


Кисти для написания иероглифов

Предметы для каллиграфии не претерпели изменений. К ним относится:

- ситадзики - черная мягкая циновка, обеспечивающая ровную поверхность;

- бунтин – палочка из металла, прижимающая бумагу для письма;

- ханси - специальная, тонкая бумага для каллиграфии, традиционно изготовленная из рисовой соломы;

- фудэ - кисть. Большую кисть футофудэ используют для написания текстов и больших символов, а маленькую хософудэ используют для подписей и написания маленьких иероглифов;

- судзури - тяжелая металлическая чернильница и ступка, в которой размельчают тушь.

- суми: тушь для каллиграфии – твердая основа для чернил, которую перед применением толкут и затем и разбавляют водой;

- мидзусаси – сосуд для воды.


Принадлежности для каллиграфии

Чтобы овладеть каллиграфией, необходимо изучить основные навыки письма в разных стилях; изучить историю каллиграфии и теорию иероглифики; ознакомиться с японской культурой и языком с помощью каллиграфии.


Стиль sosho

Для восприятия каллиграфии следует обладать необходимым уровнем интеллектуальной и духовной культуры. Требуется не просто понимать написанное, важно прочувствовать, как это написано.



Самое простое определение каллиграфии – искусство красиво писать. Пользуясь бамбуковой кистью, тушью и рисовой бумагой мастером создается настоящее произведение искусства, в котором воплощены красота и гармония. Японская каллиграфия относится к"/>

Читайте также: