Сообщение как образуются формы слова 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

- Сядьте на свои места удобней. Прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.

- Чтобы продуктивно построить сегодняшнее занятие, нам необходимо вспомнить материал предыдущего занятия. В этом нам поможет первый слайд презентации (слайд №1). Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос: почему морфема - значимая часть слова?

- Повторив материал, перейдем к практике.

- Выполним следующее задание: используя карточки со словами, составьте с ними известные пословицы и поговорки. Далее на экране появляется слайд №2: какую морфему вам пришлось изменить? Почему? (постановка проблемного вопроса)

Раздаются карточки на парту заранее

Работа в парах

- Какая пара справится быстрее? Советую начать с сиреневой пословицы!

Карточки: Нос, не, комар, подточить. Что люди, то, пожелать, и, получишь, сам.

Тот, кто справился быстрее, оформляет ответы на доске с подзаданием - выделить все орфограммы.

Результат: Комар носу (а) не подточит.

- Так какую морфему мы изменили в данных словах? А для чего нам это понадобилось? (Изменили окончание для связи слов в предложении).

Беседа с классом

- А теперь внимательно посмотрите на составленные вами тексты. А могли ли мы догадаться о том, к какой части речи относятся слова только по окончаниям? На экране появляются окончания (слайд №3):

-у,-а-, -ит, -ям, -ешь, -ишь

А если внимательно посмотреть на экран и в ваши тетради, то про какие слова мы забыли? (Комар, сам). А разве в них окончание выделить нельзя?

- Как мы назовем такое окончание? (Нулевое)

- А для чего служит нулевое окончание? Какова тогда основа таких слов?

Вывод: в словах есть нулевое окончание, которое также обозначает грамматические признаки слова; основа слова - все слово.

- Но дело в том, что большинство слов, в которых мы можем выделить такое окончание, вы прекрасно знаете. Большинство из них, но не все - это слова на изученную ранее вами орфограмму. А какую, вы ответите мне ровно через 5 минут. Поиграем в ручеек.

Игра “Ручеек”

  • записать в строчку слова, вставив пропущенные буквы
  • определить склонение;
  • выделить окончания и основы слов.

Слова для ручейка: туш(?), к(о,а)са, плющ (?), рощ(?), плащ (?), г(о,а)в(о,а)рил, прих(о,а)дил, грач(?).

Во время ручейка перевернутыми раздаются карты самоконтроля. Меняются тетрадями и анализируют и оценивают работы друг друга.

Выводы по упражнению (беседа):

- На какие орфограммы встретились вам слова в упражнении? как они называются?

- Слова каких частей речи встретились вам в ручейке? (Глаголы, существительные)

Сделайте сами вывод, в какие формы имен существительных и глаголов имеют нулевое окончание? (слайд №5). Таблицу можно занести в памятку.

- Докажите, что написание нулевого окончания возможно только в этих формах? Подставляем, н-р, рощ –роща; грач –грачи, грачом, грачей и т.д.

- С каким разделом лингвистики, как оказалось, тесно связана морфемика? (Морфология)

- Итак, теперь мы знаем, что именно в этих формах данных частей речи мы всегда отметим нулевое окончание. А может не нужно его выделять? О чем оно говорит? (Несет грамматическую информацию о слове)

- Знания об окончании, в том числе и нулевом, помогут нам выполнить следующее упражнение.

Индивидуальная работа

- Задание такое: разделите тетрадь на две колонки, как это представлено на слайде №6. Ваша задача – записать предложенные слова в столбик в первую колонку, выделить в них все известные морфемы. Каждый работает индивидуально!

- А какие морфемы нам известны? (Окончание, приставка, корень, суффикс)

- Что общего у всех слов? (Корень) Как называются такие слова? (Однокоренные).

- Одинаковы ли лексические оттенки слов? (Разные, но оба они связаны с лесом)

Проверка выделенных морфем с помощью слайда №7

- Поработаем со вторым столбиком. Измените слова первого столбика по указанным падежам и числам, выделив все известные морфемы (слайд №8).

Проверка выделенных морфем с помощью слайда №9

Если нужно помочь ученикам:

- Как изменилось лексическое значение слов при изменении их форм? (Осталось прежним). Что в словах осталось прежним, а что изменилось? (изменилось окончание, остался корень, суффикс).

- Всегда ли однокоренные слова являются близкими по лексическому значению? А изменилось ли оно при изменении его формы с помощью окончания?

Подведение итогов урока (работа со схемой), оценивание.

- В начале урока мы поставили перед собой задачу: определить, как образуются формы слова с помощью окончания. Для подведения я хочу воспользоваться следующей схемой (появляется на экране слайд №10).

- Дает ли она нам ответ на вопрос? Каким образом?

- А теперь соберем урожай!

На листочках поставьте отметку себе и моему уроку в виде вот такой физиономии (слайд №11).

Организация домашнего задания

1) карточки с изображением морфем русского языка (с их помощью дети на других уроках могут составлять различные слова), сочинить сказку о королеве Морфемике. Примерные темы мини – сочинений: “Как однажды поссорились две морфемы”, “Как лексика к морфологии в гости ходила” и др. Необходимо объяснить учащимся, что содержание сочинений должно отражать материал урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как образуются формы слова

познакомить с основными способами словообразования.

Задачи урока:

- уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;

- дать понятие о способах образования слов в русском языке.

- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

- тренировать мышление, память.

- создавать положительную мотивацию к процессу овладения тайнами родного языка путём вовлечения в активную деятельность каждого учащегося;

- воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.

Предметные: научиться отличать слово от формы слова.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Технология: ТРКМ

Приемы критического мышления: кластер, инсерт, верные и неверные утверждения, РАФТ – для домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

Учитель читает стихотворение

Как-то много лет назад

Посадили дивный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово – корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом;

С ним садовник идет.

Гулять в саду чудесном!

Демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

Стадия вызова

Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).

Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)

Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы)

Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. Работаем в парах в течение 3-х мин.

Слово учителя: Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.(каждая пара озвучивает по одному примеру. Учитель фиксирует на доске )

Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс) Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Как образуются слова) Запишем в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

Обдумывают ответы на вопросы.

Вместе с учителем определяют состав слова.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

- Сформулируйте цели сегодняшнего урока

3. Стадия осмысления

Обдумывают ответы на вопросы учителя.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Метапредметные результаты

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: составить план достижения целей

Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник) Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)

Слово учителя: Определите способ образования у слов, записанных на доске.

Детский, известный, рассказал, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, подоконник, солнышко, спеть, подберезовик, разглядеть, пятьдесят.

(Индивидуальная работа учащихся)

Слово учителя: Теперь поработайте в парах и сверьте свою работу с работой соседа

Слово учителя: Проверим выполненное задание. В каких словах при определении способа образования у вас возникли трудности? ( Обратить внимание учащихся на правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова)

А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:

1. Корень мой находится в цене,

В окраске найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете.

В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)

Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)

Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний

- Запишите в первую колонку слова:

САД – САДА (Р.п., ед.ч.).

САДОВЫЙ – САДОВЫЕ (И.п., мн.ч).

- Выделите морфемы в этих словах?

- Как называются такие слова? (Однородные) Одинаково ли лексическое значение слов (нет, но оба они связаны с садом).

- Во второй столбик запишите формы слов в указанном падеже.

- Как изменилось лексическое значение слов при изменении их форм? (Осталось прежним). Что в словах осталось прежним, а что изменилось? (изменилось окончание, остался корень, суффикс).

- Как образуются формы слов? (Основа + окончания).

- Самостоятельно выполните морфемный разбор и образуйте формы данных слов (один ученик за доской).

КОТ – КОТА (И.п., ед.ч.).

КОТЁНОК – КОТЯТАМ (Д.п., мн.ч.).

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок (потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного (прыжки на месте)

И пройдемся по дороге (ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно (дети садятся за парты).

Метапредметные результаты

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

Работа с текстом по учебнику.

Подготовка к ВПР

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Домашнее задание

1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?

2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?

3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?

4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?

5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?

6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?

7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?

8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?

- Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)

- Почему мы не смогли ответить на него?

(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке не подходит).

- Что же мы должны сделать?(Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Посредством приёма РАФТсоздайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и зададите вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.

Двенадцатое октября Классная работа Что такое морфемы?

Образование форм слова Книга (дать ) книгу (о ) книге книги .

Образование форм слова книга И.п . ед.ч . (дать ) книгу Д.п . ед.ч . (о ) книге П.п . ед.ч . книги И.п . мн.ч .

Образование форм слова Окончание помогает образовать формы слов . У существительных окончание образует форму числа и падежа .

Образование форм слова синие цветы в зелёной траве

Образование форм слова синие цветы И.п . мн.ч . в зелёной траве П.п . ед.ч . ж.р . Помни! У прилагательных во мн.ч . род определить нельзя!

Образование форм слова Окончания образуют формы числа , падежа и рода у прилагательных.

Образование форм слова Красивый лес Не видно леса Восхищаться лесом Говорить о лесе Вижу лес

Образование форм слова Формообразующие суффиксы Суффикс прошедшего времени -л- Суффикс инфинитива (неопределённой формы глагола) - ть , - ти Ушё л Учи л а Цве л и Уй ти Учи ть Цвес ти

Итоги урока Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

Домашнее задание Упражнение 19 (пункты 1,2), с. 151

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме.


План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс

План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР.



Цели.Повторить и закрепить знания, полученные по теме «Правописание слов с гласными после шипящих;Формировать навыки правописания слов с гласными после шипящих;Развивать орфографическую зоркость;Воспи.


План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский.


Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".

Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах.


Конспект урока по русскому языку "Слова-приятели" для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков.

1. Формы одного и того же слова образуются при помощи окончания. Окончание- это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Например: осина, осины, осине, осину - это формы одного и того же слова ОСИНА.
2. Родственные слова объединяет корень слова. Корень слова - это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных (родственных) слов. Чтобы найти корень слова, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и выделить в них общую часть. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. Например: класс, классный, внеклассный (корень КЛАСС).
3. Родственные слова образуются при помощи приставок и суффиксов.
Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Например: жарить - пережарить (приставка ПЕРЕ-), поджарить (приставка ПОД-).
Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Например: трава - травка (суффикс -К-), травинка (суффикс -ИНК-), травушка (суффикс -УШК-).
4. Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Читайте также: