Сообщение как образуются формы слова 5 класс
Обновлено: 02.07.2024
- Сядьте на свои места удобней. Прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.
- Чтобы продуктивно построить сегодняшнее занятие, нам необходимо вспомнить материал предыдущего занятия. В этом нам поможет первый слайд презентации (слайд №1). Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос: почему морфема - значимая часть слова?
- Повторив материал, перейдем к практике.
- Выполним следующее задание: используя карточки со словами, составьте с ними известные пословицы и поговорки. Далее на экране появляется слайд №2: какую морфему вам пришлось изменить? Почему? (постановка проблемного вопроса)
Раздаются карточки на парту заранее
Работа в парах
- Какая пара справится быстрее? Советую начать с сиреневой пословицы!
Карточки: Нос, не, комар, подточить. Что люди, то, пожелать, и, получишь, сам.
Тот, кто справился быстрее, оформляет ответы на доске с подзаданием - выделить все орфограммы.
Результат: Комар носу (а) не подточит.
- Так какую морфему мы изменили в данных словах? А для чего нам это понадобилось? (Изменили окончание для связи слов в предложении).
Беседа с классом
- А теперь внимательно посмотрите на составленные вами тексты. А могли ли мы догадаться о том, к какой части речи относятся слова только по окончаниям? На экране появляются окончания (слайд №3):
-у,-а-, -ит, -ям, -ешь, -ишь
А если внимательно посмотреть на экран и в ваши тетради, то про какие слова мы забыли? (Комар, сам). А разве в них окончание выделить нельзя?
- Как мы назовем такое окончание? (Нулевое)
- А для чего служит нулевое окончание? Какова тогда основа таких слов?
Вывод: в словах есть нулевое окончание, которое также обозначает грамматические признаки слова; основа слова - все слово.
- Но дело в том, что большинство слов, в которых мы можем выделить такое окончание, вы прекрасно знаете. Большинство из них, но не все - это слова на изученную ранее вами орфограмму. А какую, вы ответите мне ровно через 5 минут. Поиграем в ручеек.
Игра “Ручеек”
- записать в строчку слова, вставив пропущенные буквы
- определить склонение;
- выделить окончания и основы слов.
Слова для ручейка: туш(?), к(о,а)са, плющ (?), рощ(?), плащ (?), г(о,а)в(о,а)рил, прих(о,а)дил, грач(?).
Во время ручейка перевернутыми раздаются карты самоконтроля. Меняются тетрадями и анализируют и оценивают работы друг друга.
Выводы по упражнению (беседа):
- На какие орфограммы встретились вам слова в упражнении? как они называются?
- Слова каких частей речи встретились вам в ручейке? (Глаголы, существительные)
Сделайте сами вывод, в какие формы имен существительных и глаголов имеют нулевое окончание? (слайд №5). Таблицу можно занести в памятку.
- Докажите, что написание нулевого окончания возможно только в этих формах? Подставляем, н-р, рощ –роща; грач –грачи, грачом, грачей и т.д.
- С каким разделом лингвистики, как оказалось, тесно связана морфемика? (Морфология)
- Итак, теперь мы знаем, что именно в этих формах данных частей речи мы всегда отметим нулевое окончание. А может не нужно его выделять? О чем оно говорит? (Несет грамматическую информацию о слове)
- Знания об окончании, в том числе и нулевом, помогут нам выполнить следующее упражнение.
Индивидуальная работа
- Задание такое: разделите тетрадь на две колонки, как это представлено на слайде №6. Ваша задача – записать предложенные слова в столбик в первую колонку, выделить в них все известные морфемы. Каждый работает индивидуально!
- А какие морфемы нам известны? (Окончание, приставка, корень, суффикс)
- Что общего у всех слов? (Корень) Как называются такие слова? (Однокоренные).
- Одинаковы ли лексические оттенки слов? (Разные, но оба они связаны с лесом)
Проверка выделенных морфем с помощью слайда №7
- Поработаем со вторым столбиком. Измените слова первого столбика по указанным падежам и числам, выделив все известные морфемы (слайд №8).
Проверка выделенных морфем с помощью слайда №9
Если нужно помочь ученикам:
- Как изменилось лексическое значение слов при изменении их форм? (Осталось прежним). Что в словах осталось прежним, а что изменилось? (изменилось окончание, остался корень, суффикс).
- Всегда ли однокоренные слова являются близкими по лексическому значению? А изменилось ли оно при изменении его формы с помощью окончания?
Подведение итогов урока (работа со схемой), оценивание.
- В начале урока мы поставили перед собой задачу: определить, как образуются формы слова с помощью окончания. Для подведения я хочу воспользоваться следующей схемой (появляется на экране слайд №10).
- Дает ли она нам ответ на вопрос? Каким образом?
- А теперь соберем урожай!
На листочках поставьте отметку себе и моему уроку в виде вот такой физиономии (слайд №11).
Организация домашнего задания
1) карточки с изображением морфем русского языка (с их помощью дети на других уроках могут составлять различные слова), сочинить сказку о королеве Морфемике. Примерные темы мини – сочинений: “Как однажды поссорились две морфемы”, “Как лексика к морфологии в гости ходила” и др. Необходимо объяснить учащимся, что содержание сочинений должно отражать материал урока.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Как образуются формы слова
познакомить с основными способами словообразования.
Задачи урока:
- уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;
- дать понятие о способах образования слов в русском языке.
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- тренировать мышление, память.
- создавать положительную мотивацию к процессу овладения тайнами родного языка путём вовлечения в активную деятельность каждого учащегося;
- воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.
Предметные: научиться отличать слово от формы слова.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Технология: ТРКМ
Приемы критического мышления: кластер, инсерт, верные и неверные утверждения, РАФТ – для домашнего задания
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты УУД
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
Учитель читает стихотворение
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово – корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом;
С ним садовник идет.
Гулять в саду чудесном!
Демонстрируют готовность к уроку.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация знаний
Цель этапа: подготовка мышления учащихся
Стадия вызова
Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).
Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)
Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы)
Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. Работаем в парах в течение 3-х мин.
Слово учителя: Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.(каждая пара озвучивает по одному примеру. Учитель фиксирует на доске )
Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс) Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Как образуются слова) Запишем в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.
Обдумывают ответы на вопросы.
Вместе с учителем определяют состав слова.
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
- Сформулируйте цели сегодняшнего урока
3. Стадия осмысления
Обдумывают ответы на вопросы учителя.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Метапредметные результаты
Постановка вопросов (К)
Предметные результваты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.
Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: составить план достижения целей
Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник) Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)
Слово учителя: Определите способ образования у слов, записанных на доске.
Детский, известный, рассказал, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, подоконник, солнышко, спеть, подберезовик, разглядеть, пятьдесят.
(Индивидуальная работа учащихся)
Слово учителя: Теперь поработайте в парах и сверьте свою работу с работой соседа
Слово учителя: Проверим выполненное задание. В каких словах при определении способа образования у вас возникли трудности? ( Обратить внимание учащихся на правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова)
А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:
1. Корень мой находится в цене,
В окраске найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете.
В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)
Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)
Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало
Планирование, прогнозирование (Р),
Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)
Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний
- Запишите в первую колонку слова:
САД – САДА (Р.п., ед.ч.).
САДОВЫЙ – САДОВЫЕ (И.п., мн.ч).
- Выделите морфемы в этих словах?
- Как называются такие слова? (Однородные) Одинаково ли лексическое значение слов (нет, но оба они связаны с садом).
- Во второй столбик запишите формы слов в указанном падеже.
- Как изменилось лексическое значение слов при изменении их форм? (Осталось прежним). Что в словах осталось прежним, а что изменилось? (изменилось окончание, остался корень, суффикс).
- Как образуются формы слов? (Основа + окончания).
- Самостоятельно выполните морфемный разбор и образуйте формы данных слов (один ученик за доской).
КОТ – КОТА (И.п., ед.ч.).
КОТЁНОК – КОТЯТАМ (Д.п., мн.ч.).
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок (потягивание, руки вверх)
Мы попрыгаем немного (прыжки на месте)
И пройдемся по дороге (ходьба на месте)
За столы садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно (дети садятся за парты).
Метапредметные результаты
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Самостоятельная работа
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
Работа с текстом по учебнику.
Подготовка к ВПР
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Домашнее задание
1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?
2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?
3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?
4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?
5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?
6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?
7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?
8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?
- Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)
- Почему мы не смогли ответить на него?
(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке не подходит).
- Что же мы должны сделать?(Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
Посредством приёма РАФТсоздайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и зададите вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.
Двенадцатое октября Классная работа Что такое морфемы?
Образование форм слова Книга (дать ) книгу (о ) книге книги .
Образование форм слова книга И.п . ед.ч . (дать ) книгу Д.п . ед.ч . (о ) книге П.п . ед.ч . книги И.п . мн.ч .
Образование форм слова Окончание помогает образовать формы слов . У существительных окончание образует форму числа и падежа .
Образование форм слова синие цветы в зелёной траве
Образование форм слова синие цветы И.п . мн.ч . в зелёной траве П.п . ед.ч . ж.р . Помни! У прилагательных во мн.ч . род определить нельзя!
Образование форм слова Окончания образуют формы числа , падежа и рода у прилагательных.
Образование форм слова Красивый лес Не видно леса Восхищаться лесом Говорить о лесе Вижу лес
Образование форм слова Формообразующие суффиксы Суффикс прошедшего времени -л- Суффикс инфинитива (неопределённой формы глагола) - ть , - ти Ушё л Учи л а Цве л и Уй ти Учи ть Цвес ти
Итоги урока Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
Домашнее задание Упражнение 19 (пункты 1,2), с. 151
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме.
План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс
План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР.
Цели.Повторить и закрепить знания, полученные по теме «Правописание слов с гласными после шипящих;Формировать навыки правописания слов с гласными после шипящих;Развивать орфографическую зоркость;Воспи.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский.
Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".
Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах.
Конспект урока по русскому языку "Слова-приятели" для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков.
1. Формы одного и того же слова образуются при помощи окончания. Окончание- это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Например: осина, осины, осине, осину - это формы одного и того же слова ОСИНА.
2. Родственные слова объединяет корень слова. Корень слова - это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных (родственных) слов. Чтобы найти корень слова, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и выделить в них общую часть. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. Например: класс, классный, внеклассный (корень КЛАСС).
3. Родственные слова образуются при помощи приставок и суффиксов.
Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Например: жарить - пережарить (приставка ПЕРЕ-), поджарить (приставка ПОД-).
Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Например: трава - травка (суффикс -К-), травинка (суффикс -ИНК-), травушка (суффикс -УШК-).
4. Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Читайте также: