Сообщение изделия из древесины у древних чуваш

Обновлено: 27.04.2024

Известно, что без культурного наследия в прошлом общество не может иметь будущего. Только на основе исторической преемственности, изучения, сохранения и умелого использования богатого культурного достояния чувашского народа, достигнутого им в прошлом, возможен прогресс освоения учащимися традиционной чувашской культуры, приумножения ее богатства.

Богатое наследие оставили нам предки. Новое применение находит сейчас творчество народных умельцев через творческие проекты учащихся художественное наследие возвращается в наши дома, как декоративное украшение интерьера, как оригинальные сувениры, которые разлетаясь по стране и миру, становятся визитной карточкой чувашской художественной культуры.

Людские потери стран во второй мировой Все города России и численность их населения

Резьба по дереву одно из традиционных занятий у народа чуваши


Чуваши делятся на две этнические группы: верховые (вирьял) и низовые (анатри). Они говорят на разных диалектах чувашского языка и в прошлом несколько различались по бытовому укладу и материальной культуре. Теперь эти различия шаблон иконы для резьбы по дереву, которые продолжали особенно устойчиво сохраняться в женской одежде, с каждым годом все больше сглаживаются. Вирьялы занимают преимущественно северную и северо-западную части Чувашской АССР, а анатри юго-восточную. На стыке территории расселения верховых и низовых чувашей живет немногочисленная группа средненизовых чувашей (анатенчи). Они говорят на диалекте верховых чувашей, а по одежде близки к низовым.

Резьба по дереву одно из традиционных занятий у народа чуваши

В прошлом каждая группа чувашей делилась по бытовым особенностям на подгруппы, по их различия теперь в значительной мере стерлись. Только среди низовых чувашей некоторым своеобразием отличается так называемая степная подгруппа (хирти), живущая в юго-восточной части Чувашской АССР; в быту хирти отмечается немало черт, сближающих их с татарами, рядом с которыми они живут.
. Самоназвание Чувашей, по одной из версий, восходит к названию одного из родственных булгарам племён – сувар, или суваз, суас. В русских источниках упоминаются с 1508.
В конце 1546 восставшие против власти Казани чуваши и горные марийцы призвали на помощь Россию. В 1547 русские войска вытеснили татар с территории Чувашии. В чувашском руническом письме насчитывалось 35 (36) знаков, что совпадает с количеством букв древнего классического рунического письма. По расположению и количеству, начертаниям, фонетическим значениям, наличию литературной формы знаки чувашских памятников входят в общую систему рунического письма восточного типа, к которому относятся письменности Средней Азии, Орхона, Енисея, Северного Кавказа, Причерноморья, Болгарии и Венгрии.В Волжской Булгарии была распространена арабская письменность. Часть Чувашей, проживавшая вне Чуваши и, приняв ислам, отатарилась. В 1917 Чуваши получили автономию: АО с 1920, АССР с 1925, Чувашская ССР с 1990, Чувашская республика с 1992.
Основное традиционное занятие Чувашей – земледелие, в древности – подсечно-огневое, до начала 20 века – трёхпольное. Главные зерновые культуры – рожь, полба, овёс, ячмень, реже сеяли пшеницу, гречиху, горох. Из технических культур Чуваши возделывали лён, коноплю. Было развито хмелеводство. Животноводство (овцы, коровы, свиньи, лошади) из-за недостатка кормовых угодий было слабо развито. Издавна Чуваши занимались пчеловодством. Были развиты резьба шаблон прорезной резьбы по дереву по дереву (утварь, особенно пивные ковши, мебель, столбы ворот, карнизы и наличники домов), гончарство, плетение, вышивка, узорное ткачество (красно-белые и многоцветные узоры), шитьё бисером и монетами, кустарные промыслы – главным образом деревообрабатывающие: колёсный, бондарный, столярный, также верёвочно-канатное, рогожное производство; существовали плотничьи, портняжьи и другие артели, в начале 20 века возникли небольшие судостроительные предприятия.
Основные типы поселений Чувашей – сёла и деревни (ял). Наиболее ранние типы расселения – речной и приовражный, планировки – кучево-гнездовой (в северных и центральных районах) и линейный (на юге). На севере характерно деление деревни на концы (касы), обычно заселённые родственными семьями. Уличная планировка распространяется со 2-й половины 19 века. Со 2-й половины 19 века появляются жилища среднерусского типа.

Резьба по дереву одно из традиционных занятий у народа чуваши

Мужчины у Чувашей носили холщовую рубаху (кепе) и штаны (йем). В основе традиционной одежды у женщин – туникообразная рубашка-кепе, у вирьял и анат енчи – из тонкого белого полотна с обильной вышивкой шаблоны волка для резьбы по дереву, узкая, носилась с напуском; анатри до середины 19 – начала 20 века носили белые расклешённые книзу рубахи, позже – из пестряди с двумя или тремя сборками из ткани другого цвета. Рубахи носили с передником, у вирьял он был с нагрудником, украшался вышивкой и аппликацией, у анатри – без нагрудника, шился из красной клетчатой ткани. Женский праздничный головной убор – полотенчатый холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат енчи надевали шапочку в форме усечённого конуса, с наушниками, застёгивающимися под подбородком, и длинной лопастью сзади (хушпу); вирьял скрепляли сурпаном вышитую полоску ткани на темени (масмак). Девичий головной убор – шлемовидная шапочка (тухъя). Тухъя и хушпу обильно украшались бисером, бусинами, серебряными монетами. Чувашки носили также платки, предпочтительно белые или светлых расцветок. Женские украшения – наспинные, поясные, нагрудные, шейные, перевязи через плечо, перстни. Для низовых Чувашей характерна перевязь (тевет) – полоса ткани, покрытая монетами, надевавшаяся через левое плечо под правую руку, для верховых Чувашей – плетёный с крупными кистями пояс с полосками кумача, покрытыми вышивкой и аппликацией, и подвесками из бус. Верхняя одежда – холщовый кафтан (шупар), осенью – поддёвка из сукна (сахман), зимой – приталенная шуба из овчины (керек). Традиционная обувь – лыковые лапти, кожаные сапоги. Вирьял носили лапти с чёрными суконными онучами, анатри – с белыми шерстяными сувенир резьба дерево (вязаными или сшитыми из сукна) чулками. Мужчины онучи и портянки носили зимой, женщины – круглый год. Мужская традиционная одежда используется только в свадебных обрядах или в фольклорных выступлениях.
В традиционной пище Чувашей преобладают растительные продукты. Распространены супы (яшка, шурпе), похлёбки с клёцками, щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени – сныти, борщевика, крапивы и т.д. каши (полбенная, гречневая, пшённая, чечевичная), толокно, варёный картофель, кисели из овсяной и гороховой муки, ржаной хлеб (хура cакар), пироги с крупой, капустой, ягодами (кукаль), лепёшки, ватрушки с картофелем или творогом (пуремеч). Реже готовили хуплу – большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой. Молочные продукты – турах – кислое молоко, уйран – пахтанье, чакат – творожные сырки. Мясо (говядина, баранина, свинина, у низовых Чувашей – конина) было относительно редкой едой: сезонной (при забое скота) и праздничной. Готовили шартан – колбасу сувенир дерево резьба из овечьего желудка, начинённого мясом и салом; тултармаш – варёную колбасу с начинкой из крупы, рубленого мяса или крови. Из мёда делали брагу, из ржаного или ячменного солода – пиво (сара). Квас и чай были распространены в районах контакта с татарами и русскими.

Резьба по дереву одно из традиционных занятий у народа чуваши


Сельская община Чувашей могла объединять жителей одного либо нескольких поселений с общим земельным наделом. Существовали национально-смешанные общины, главным образом чувашско-русские и чувашско-русско-татарские. Сохранялись формы родственной и соседской взаимопомощи (ниме). Устойчиво сохранялись родственные связи, особенно в пределах одного конца деревни. Существовал обычай сорората. После христианизации Чувашей постепенно исчез обычай многожёнства и левирата. Неразделённые семьи уже в 18 веке были редки. Основным типом семьи во 2-й половине 19 века стала малая семья. Муж являлся основным владельцем семейного имущества, жена владела своим приданым, самостоятельно распоряжалась доходами от птицеводства (яйцами), животноводства (молочными продуктами) и ткачества (холсты), в случае смерти мужа становилась главой семьи. Дочь имела право наследования наряду с братьями что такое ручная резьба по дереву. В хозяйственных интересах поощрялись ранняя женитьба сына и относительно позднее замужество дочери, и поэтому часто невеста была на несколько лет старше жениха. Сохраняется характерная для тюркских народов традиция минората, когда младший сын остаётся с родителями и наследует их имущество.

Резьба по дереву одно из традиционных занятий у народа чуваши


Наиболее развитый жанр фольклора – песни: молодёжные, рекрутские, застольные, поминальные, свадебные, трудовые, лирические, а также исторические песни. Музыкальные инструменты – волынка, пузырь, дуда, гусли, барабан, позднее – гармонь и скрипка. Распространены легенды, сказки и предания. Чуваши, как и многие другие народы с древней культурой, в далеком прошлом пользовались своеобразной письменностью, сложившейся в форме рунического письма, широко распространенного в добулгарский и булгарский периоды истории.
Летом 1551 во время основания шаблон цветка по резьбе по дереву россиянами крепости Свияжска на месте впадения Свияги в Волгу, чуваши горной стороны вошли в состав Российского государства. В 1552-1557 в подданство русского царя перешли и чуваши, проживавшие на луговой стороне. К середине 18 века Чуваши в основном были обращены в христианство.

В 18 веке создаётся письменность на основе русской графики 1769 (старочувашское письмо). Новочувашская письменность и литература созданы в 1870-х годах. Формируется супер резьба по дереву чувашская национальная культура.

Резьба по дереву одно из традиционных занятий у народа чуваши

Резьба по дереву одно из традиционных занятий у народа чуваши

Все города России
Великий Новгород
Почему у азиатов узкие глаза
Все страны мира и численность их населения
С антропологической точки зрения большинство чувашей относится к европеоидному типу с некоторой долей монголоидности. Судя по материалам исследований, монголоидные черты доминируют у 10,3 % чувашей, причем около 3,5 % из них являются относительно чистыми монголоидами, 63,5 % относятся к смешанным монголоидно-европейским типам с преобладанием европеоидных черт, 21,1 % представляют различные шаблон рыцаря для резьбы по дереву европеоидные типы как темноокрашенные, так и русоволосые и светлоглазые, и 5,1 % относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками.

Самый маленький город России
Столицы стран мира
Средняя продолжительность жизни в странах мира
Рейтинг стран мира по площади их территорий
Монархии мира
Потери немецкой авиации
Россия и педерасты
Лидеры всех стран и их портреты
Одним выстрелом трёх немцев
Тайна генотипа Рюриковичей
Евреи в Вермахте
Евреи-полицаи
Мигранты из Средней Азии – угроза нашим детям
Американцы о русских
Теракт на Дубровке
Взрыв на Каширском шоссе
Американцы о русской армии

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Народные промыслы Чувашии. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Древние мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. На простом домотканном холсте шерстянными и щёлкывыми нитками создавали они неповторимые узоры, расшивая ими предметы убранста. Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт, без неё не обходились посиделки.

Чувашские украшения Украшения из серебра и бисера представляют собой одно из ярких явлений развития чувашского народного искусства. К ним относятся женские головные уборы: тухья и хушпу, нагрудные украшения: ама, шулкеме, тевет, шейные украшения: алка, наспинные украшения: сурпан.

Резьба по дереву В прошлом бытовые предметы из дерева украшали резьбой- это чашки, ложки, ковши для пива, солонки, вазы для мёда.

Хорошо развито с древних времён у чуваш гончарное ремесло. Изготавливали керамические изделия: кувшины, миски, горшки, чаши и др. Хорошо развито с древних времён у чуваш гончарное ремесло. Изготавливали керамические изделия: кувшины, миски, горшки, чаши и др. В наши дни производство гончарных изделий налажено в цехе бытовой керамики Чебоксарского завода стройматериалов.


В 2020 году Чувашия отмечает вековой юбилей автономии. Днём образования республики считается 24 июня.

К юбилейной дате мы сделали подборку о народном творчестве чувашей.

В число основных национальных промыслов издавна входили керамика, резьба по дереву, вышивка, плетение, узорное ткачество, шитьё монетами и бисером. Ювелирное искусство – чеканка и инкрустация – развивались медленнее.

Национальная вышивка

Чувашская вышивка XVII-XIX веков считается одной из вершин народной культуры. Она отличается разнообразием форм, символичностью, сдержанной красочностью, высоким художественным вкусом мастериц и точностью исполнения. Техникой вышивания владела каждая чувашская девушка и женщина.

В национальном костюме вышивкой украшаются верхняя мужская и женская одежда, аксессуары, предметы быта. В чувашском орнаменте сочетаются приглушённые, в основном красные, с вкраплением золотистого, зелёные и синие цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость.


В разных этнографических группах мотивы и техника исполнения вышивки различаются. Для верховых чувашей, имеющих более выраженную генетическую связь с финно-уграми, характерны более строгая гамма цветов (оранжевый, зелёный, чёрный; на головных уборах (хушпу и тухья) – розовый, голубой и лиловый), ромбические фигуры составляли геометрический орнамент.

Рубахи средненизовых чувашей (анат енчи, проживающих на северо-востоке Чувашии) украшались вышивкой по разрезам и швам, по краям рукавов и подола. Преобладал геометрический орнамент, ведущим цветом являлся приглушённо-красный, мареновый в сочетании с зелёным и оранжевым (позже – синим и коричневым).

Узнать вышивку низовых чувашей (анатри) можно было по ярким и крупным полихромным узорам. Если у верховых чувашей геометрический орнамент небольшой и простой, то у анатри и анат енчи – рисунок крупнее, чаще сочетается с растительными стилизованными узорами.

С XIX в., с появлением в чувашских деревнях фабричных тканей, для декоративного оформления костюмов начинает применяться аппликация. Чуваши выделялись мастерством художественного ткачества поясов с геометрическим орнаментом, тесьмы, витьём шнуров. Особенно искусно украшали они бисером, монетами, мелкими раковинами-ужовками (каури) головные уборы XIX в. – хушпу и тухью.


Музыка

Традиционная музыкальная культура чувашей сложилась в результате взаимодействия финно-угорского, древнеиранского и тюркского влияния.

Исполнение большинства песен сопровождалось игрой на музыкальных инструментах: волынка (сарнай), пузырь (шапар), варган (купас), скрипка (сёрме купас), свирель и дудка (шахличё), гудок (род скрипки с тремя струнами), гусли (кёсле) и др.

Вокал преобладал одноголосный и редко двухголосный. В отличие от многих соседних народов, у чувашей большое распространение получило хоровое пение. В чувашских народных песнях обычно рассказывается о любви к родственникам, к своей родине, к своим родителям.

В танцах женские движения плавные, пластичные, а мужчин – темпераментные, с приседаниями и подпрыгиваниями.
В начале XX века в чувашских селах появляются гармонь, балалайка, нередко и гитара. Под влиянием городской культуры возникает новый молодёжный стиль музыкального фольклора (девичьи любовные песни, частушки, плясовые напевы), становятся популярными русские пляски (барыня, камаринская).

Резьба по дереву

Фольклор

Чувашское устное народное творчество тесно связано с сельскохозяйственным трудом и национальными обрядами.
Фольклор чувашей основывается на песне. Молодёжью исполнялись песни во время посиделок (улах) и вечерних хороводов (уяв, вайа), гаданий на кольцах (сере яни), масленичных катаний (саварни чупни). Пелись свадебные, трудовые, лирические, рекрутские, а также исторические песни. Бытовали у чувашей и ритуальные песни, их исполняли во время проведения обрядов осеннего жертвоприношения в честь нового урожая (кёр сари или аван сари). Имели место и печальные песни-причёты похоронно-поминального цикла.

До христианизации застольные песни чувашей имели сугубо обрядовую окраску. Они были полны духа уважения к родственным связям, обычаям, труду. Со временем застольные песни превратились в гостевые. Спецификой поэтики является образный параллелизм: первая половина песенной строфы содержит описание какого-либо природного явления, а вторая, основная, даёт сходную с ним картину переживаний человека.

Среди многочисленных чувашских сказок (юмах) преобладают волшебные тексты. Наиболее распространённые сюжеты – это поиски крестьянским сыном, по завету отца, страны счастья, борьба за возвращение украденного счастья, месть злым силам за поруганную честь родных и народа.

Широко представлены сказки о животных, бытовые и новеллистические. Особый жанр народного творчества представляли заклинания и заговоры, связанные с языческим культом. Выражением народной мудрости являлись пословицы, поговорки, загадки. В чувашском фольклоре имеется слой исторических преданий и легенд (халап-сем) о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Емельяне Пугачеве и др. Особенно популярны сказания об Улыпе – чувашском мифическом добром герое-великане.


При подготовке статьи использовалась литература:
– Узоры земли чувашской. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007.
– Узоры, цвет, символика. Народное искусство и художественные промыслы современной Чувашии. – Чебоксары, 2012.
– Чувашская резьба по дереву. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2007.
– Чувашский костюм от древности до современности. – Научно-художественное издание. – Москва – Чебоксары – Оренбург, 2002.
– Чувашское узорное ткачество: Книга-альбом. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008.

Читайте также: