Сообщение история создания романа дубровский прототипы героев

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Пушкин Дубровский История создания романа.docx

Планируемые результаты обучения:

- познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к художественной детали;

- коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения и актерского мастерства;

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

- познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

- регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

- коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении проекта.

I. Мотивация учебной деятельности.

Везде, всегда себя достойный

Ты нас, волшебник, изумлял,

Пленял ли ты картиной стройной,

Язвил ли ты, иль тосковал.

II. Целеполагание.

III. Работа над темой урока.

1. Дубровский - приключенческий роман?

В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить живых героев в жесткие схемы.

2 . Словарная работа.

- Авантюра, приключение, популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.

Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;

2. пользующийся широкой известностью.

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.)

- Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.

IV . Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальное домашнее задание (отвечает подготовившийся ученик).

История романа.

Исследователям известны точные даты создания романа "Дубровский", так как сам Пушкин в рукописи проставил даты под каждой главой и иногда даже в середине глав. Работа над романом "Дубровский" началась 21 октября 1832 г. К 11 ноября 1832 г. Пушкин написал восемь глав. После перерыва он снова начал писать 14 декабря. Последняя глава была закончена 6 февраля 1833 г.

"История Пугачева", а затем "Капитанская дочка" надолго отвлекли Пушкина и помешали ему закончить "Дубровского". Из черновиков Пушкина видно, что роман "Дубровский" остался неоконченным. Произведение не имело названия. Роман "Дубровский" был впервые напечатан только после смерти Пушкина - в 1841 г.

Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

Прототипы героев романа.

В основе романа "Дубровский" лежат несколько реальных историй, произошедших во времена Пушкина. Дело Муратова и Крюкова Пушкину было известно одно печальное дело "О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском". В суде шла речь об имении Новоспасском, которое состояло из 186 душ крепостных. Это имение было продано 70 лет назад, в 1759 г., отцом Крюкова отцу Муратова. Таким образом, в деле правда была на стороне Муратова. Однако документ о праве на имение ("купчая крепость") сгорел у Муратовых во время пожара в 1790 г. Поручик Муратов не смог предоставить в суд никаких документов. Он объяснял чиновникам, что в архивах уездного суда должна храниться купчая крепость на его имение. Но чиновники оставили это без внимания. Судебная тяжба длилась около 6 лет (1826-1832 годы).

В конце концов в 1832 году суд встал на сторону влиятельного господина Крюкова и присудил ему имение. Муратов же пропустил срок апелляции и безвозвратно потерял свое имение. Помимо этого Крюков потребовал от Муратова все доходы от имения за прошедшие 70 лет, которые он якобы потерял. Однако суд не удовлетворил эту просьбу. Знакомый Нащокина, Д. В. Короткий, сделал для Пушкина выписку из судебного дела об отобрании имения у Муратова. Копию этого дела Пушкин вставил в рукопись романа "Дубровский". В романе Пушкина поручик Муратов носит фамилию Дубровского, а Крюков - Троекурова. Дело Островского Также известна другая, похожая история, которую Пушкин услышал от своего приятеля П, В. Нащокина осенью 1832 года в Москве. Это трагическая история небогатого белорусского дворянина Островского. Богатый сосед отсудил у Островского отцовское имение, по праву принадлежащее семье Островских. Бездомный, доведенный до нищеты, Островский со своими крестьянами начал мстить чиновникам, которые оставили его ни с чем. В результате Островский стал разбойником. Однако в конце концов его поймали и посадили в тюрьму. Друг Пушкина, Нащокин, лично видел Островского, когда тот сидел в остроге. История Островского легла в основу романа "Дубровский": об этом говорит тот факт, что в первоначальном тексте романа Пушкин называет героя Островским, а не Дубровским.

Слово учителя.

V. Работа с учебником.

1. Комментированное чтение 1 главы.

2. Работа над составлением плана. Запись плана в тетрадь.

А) Старинный русский барин Кирилла Петрович Троекуров.

Б) Старинный русский барин Андрей Гаврилович Дубровский.

В) Дружба Троекурова и Дубровского.

Г) Ссора между друзьями.

Д) Коварный замысел Троекурова.

Е) Приглашение Дубровского в суд.

Беседа по вопросам.

- За что любил и уважал Троекуров Дубровского?

- Прав ли был Дубровский на псарне?

- Почему два лучших друга стали врагами?

- Кто виноват в их ссоре?

3. Аналитическая беседа.

- Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?

(Владимир "был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста", "воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать".)

- Каковы были отношения отца и сына Дубровских?

(Владимир "лишился матери с малолетства, к отцу был "романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями".)

- Как воспринял Владимир известие о болезни отца?

("Мысль потерять отца : тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного: ужасала его", "Владимир упрекал себя в преступном небрежении" и он срочно выезжает к отцу.)

- Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?

(Кистеневка официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)

- Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

(Потому что при виде Троекурова отца В.Дубровского охватило "ужасное смятение", он "с видом ужаса и гнева" показывает на Троекурова и падает без чувств, "паралич его ударил". Владимир понял, что виновником всех бед является Троекуров.)

4. Устное рисование.

- Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.

(Слуга с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он им этого не простит.)

5. Выразительное чтение. Анализ эпизода.

- Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще". Как вы думаете, какие чувства испытывает герой?

(Владимир пытается заглушить свою боль, идет, не разбирая дороги, он понимает, что одинок и не представляет своего будущего.)

- Какую роль здесь играет пейзаж?

(Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя.)

6 . Аналитическая беседа.

Пожар в усадьбе Дубровского.

- Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?

(Они пытались поднять бунт.)

- Как ведет себя Дубровский?

(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)

- Как его это характеризует?

(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)

- Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?

(Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)

7 . Слово учителя.

Владимир Дубровский представлен в романе в трех вариантах своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный "разбойник". Эти превращения объясняются попытками героя изменить свою судьбу. Но Владимиру Дубровскому это не дано: он остается, в конце концов, всякий раз сыном старинного дворянина, который был "беден и независим". Душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый слуга, добрый разбойник). Желания героя постоянно не совпадают с его судьбой. Его поведение часто определяется не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомы хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз Пушкин приводит Владимира Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить разбой и благородство.

VI . Работа с книгой.

1. Столкновение отряда Дубровского с войсками. Анализ 7 главы.

- Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?

(Им двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)

- Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Во-первых, они были преданы своему хозяину, во-вторых, прекрасно понимали, что Троекуров расправится с ними.)

- Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

(Что это смелый, умный и великодушный человек.)

- Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

(Троекуров думал, что его дом не трогают из-за страха, который он внушил всем в округе. Но мы понимаем, что он ошибается. Так Пушкин хотел заинтриговать читателя.)

- Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли его поступки?

2. Романтические отношения Дубровского и Маши Троекуровой. Глава 12.

1. - Почему автор не раскрыл нам тайну Дефоржа сразу?

- С какой целью Дубровский проник в дом Троекурова?

- Только ли чувство мести двигало В. Дубровским?

3. - Какое событие изменило отношение Маши к учителю?

- Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду?

4. Выразительно прочитайте монолог-признание Дубровского. Почему Владимир решился на это признание?

- Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому?

- Какое событие послужило причиной второго свидания героев?

- Как относился Кирилла Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?

- Маша убеждает, плачет, грозит отцу, но свадьба неминуема. Почему она обращается к Дубровскому?

- Что вы представили, слушая эту песню? Как можно озаглавить этот эпизод?

- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет?

- А как вела себя Мария Кирилловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька?

- Где же Дубровский? Так ли сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кирилловна?

- Почему Мария Кирилловна отказывается бежать с Владимиром?

- Как вы думаете, что стало причиной разрыва Дубровского и Маши Троекуровой?

VII . Итог урока. Рефлексия.

1. Слово учителя.

Дубровский - благородный разбойник.

Благородство - это нравственность, самоотверженная честность и открытость. В романе благородство проигрывает везде и во всем: история дружбы завершается враждой, приезд сына оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление - вот такие непохожие события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец, наделен благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству. Но герой заслужил уважение отца, Троекурова, интерес Маши и наши восхищения.

Пушкин работал над романом Дубровский” в течение нескольких месяцев. Первая глава была начата им 21 октября 1832 г., а последняя закончена 6 февраля 1833 г. В своих черновиках писатель сам проставил эти даты. Работа шла трудно, так как он отвлекался на создание других произведений. Роман остался незавершенным, у него даже не было названия. Это подтверждают черновые рукописи автора.

Опубликован роман был под названием “Дубровский” уже после гибели поэта на дуэли в 1841 г. В его основу

Пушкин положил реальные истории, подтвержденные документально копиями судебных дел, предоставленных ему друзьями. Так, у поручика Муратова богатый сосед Крюков отсудил имение, проданное его отцом много лет назад отцу Муратова. Купчая сгорела во время пожара. Суд в этой тяжбе принял сторону влиятельного Крюкова. В романе Пушкина Муратов – это Дубровский, а Крюков – Троекуров. Еще одна трагическая история стала известна Пушкину. Судебная тяжба и несправедливое решение суда разорило дворянина Островского, у которого богатый сосед с помощью подкупа отсудил родовое имение. Став бездомным и нищим, Островский вместе со своими крестьянами вынужден был разбойничать на дорогах. Он мстил несправедливым чиновникам и богатому соседу. Его поймали и посадили в тюрьму. Друг Пушкина Нащокин сам видел беднягу в остроге. Поначалу Александр Сергеевич даже назвал Островским своего главного героя, но потом заменил на фамилию Дубровский.

Основано на реальных событиях

Идея произведения появилась, когда друг Пушкина поведал ему историю о простом дворянине белорусского происхождения, Островском, владевшим маленьким селом в Минской губернии. К несчастью, при пожаре его документы были охвачены пламенем огня. Состоятельный сосед юного дворянина воспользовавшись положением бедного дворянина, отнял у оного родной дом. Весть об этом событии дошла до простых крестьян, и те возмутившись, отказались повиноваться своему новому покровителю, устроили забастовку и стали разбойниками. Поговаривали молодой Островский после этого инцидента, сперва работал учителем, а позже встал на путь разбойничества. За разбой Островский был отдан под стражу, но смог увильнуть и благополучно уйти в подполье. Как развивались события дальше - неизвестно.

Вдохновившись этой историей, поэт принялся незамедлительно писать произведение о добром разбойнике, изначально назвав своего персонажа именем реального прообраза.

История создания

1832-й - год начала работы над произведением. События разворачиваются в Тамбовской губернии Козловского уезда. В данном месте как-то произошла история, оказавшая влияние на роман: полковник Крюков выиграет дело о принадлежности имения у бедного дворянина Мартынова. Данные инциденты не были новы. Небогатые помещики, по всей России бывали обобраны более состоятельными дворянами. Александр Пушкин детально описал данное явление, всю громадную несправедливость суда, возмущающую его. Не обошел стороной беспредел и помещика Дубровского. Данная фамилия показалась писателю звучной, и её он присвоил своему главному герою.

Год понадобился Александру Сергеевичу для создания романа.

Печать произведения

Александр Пушкин, к сожалению не окончил свое произведение о разбойнике Дубровском. Одолевали сомнения писателя насчет названия романа (в черновиках на месте заглавия лишь дата - 21 октября 1821 года). В 41 году впервые было напечатано великое произведение поэта, произошло это уже после его трагической гибели.

Немого погодя, в черновиках Александра Сергеевича Пушкина, была найдена завязка произведения. Так, по замыслу писателя пожилой князь умирает, а главный герой благополучно возвращается в Россию, скрывается, и снова бросается в бега из-за обнаружения. Если бы не оборвалась жизнь великого Александра Сергеевича, вполне вероятно, что финал произведения был бы счастливым.

Вариант 2

Главный герой Дубровский поссорился с дворянином Троекуровым, тот благодаря своим связям лишил Дубровского поместья и всех владений. В итоге Дубровский из дворянина превратился в нищего, его сын стал грабить богачей на дорогах, вместе с принадлежащими ему крестьянами.

Многие критики и биографы, которые производили изучение творчества Пушкина, уверены, что прототипом Дубровского стал Павел Островский. Именно с ним произошла точно такая история, он стал нищим, а потом и пошел против закона, из-за ссоры с богатым соседом.

Эту историю автору произведения рассказал друг Павел. В архивах были найдены данные на основе, которых все документы на имение у Островского сгорели, та же история описана и в романее Пушкина. Дубровский не смог доказать свое право на владение поместьем, так как все документы были уничтожены огнем.

Островскому было 22, а Дубровскому 23 года, почти одинаковый возраст с разницей в один год. Только название имений и адреса, фамилии героев изменены. Кроме этого Островский стал участвовать в делах, которые противоречили тогдашнему правительству, его, назвали мятежником и подали в розыск.

Но в связи с тем, что герой хорошо был информирован о том, что его ищут, и имел, много поддерживающих его деятельность друзей, Островский не был пойман. Те же события видим в романе, Дубровский исчезает, найти его не могут, он так же является мятежником и его необходимо срочно задержать.

Видимо по причине того что события происходили в недавнем времени и полиция еще искала преступника, автор и изменил название романа, чтобы не навредить реальном персонажу.

Виновника же всех бед главного героя, богача Троекурова, точного героя из жизни современники сначала не нашли, но видя как его описывает, поет, многие понимают, что с таким дворянином был лично знаком автор произведения.

Просто ради того чтобы не указывать точного имени этого дворянина, влиятельного, жестокого и самовлюбленного Пушкин придумывает ему фамилию Троекуров.

После более детального изучения один знаток творчества Пушкина нашел специальную карточку, в которой написано, что Троекуров это рязанский помещик Измайлов. В одном из музеев есть специальная картотека, в ней записаны имена людей, которые упомянуты в творчестве великого поэта.

Этот Измайлов был еще и генералом, но очень жестоким, подарив одному из подчиненных тройку лошадей, затем ее отобрал, а этого человека заставил идти пешком и вести лошадей. Одного человека измазал дегтем и перьями, водил по улицам, другого прикрепил к лопастям ветряной мельницы.

И никто не мог ему противоречить, так как они были ниже по званию, боялись потерять свои привилегии. Измайлов очень любил собак, разводил их для охоты, так же в имении у него были и медведи.

Гостей катал в телеге, запряженной медведями, все ехали и боялись, еще одним из его развлечений было запускать гостя в комнату с сидящим на цепи медведем. Вот именно этот эпизод описан в романе Дубровский, молодой человек убил животное.

Но барин ничем его не наказал, он любил людей, которые умеют за себя постоять и не унижаются перед имеющими большую власть друзьями. Единственное, что было положительной чертой Измайлова, его уважение к людям, которые храбрые и не позволяли над собой издеваться.

Вот главные два героя произведения Дубровский и Троекуров, найдены их прототипы в реальной жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания произведения Дубровский

Популярные сегодня темы

Владимир Дубровский, потеряв отца и оставшись по воле Троекурова без крыши над головой, вынужден был со своими людьми искать пристанище в лесу. Там появился их лагерь, а средства для существования добывались

На протяжении своей творческой карьеры Антон Павлович Чехов, писал на животрепещущие темы для народа, темы у него настолько жизненные, что от них не куда не деться, а преодолеть их необходимо.

А. Сайкина написала картину Детская спортивная школа в 1979 году. На картине изображён спортивный зал, в котором некоторые гимнастки занимаются с тренером, а другие отдыхают, ожидая следующую часть тренировки

Манилов и Обломов - герои произведений разных авторов, но во многом схожи. Они оба – помещики, которые не занимаются хозяйственными делами, не ведут книгу приходов. Оба довели свои имения до запустения.


Повесть без названия

Прототип Дубровского

Самое интересное, что сюжет романа полностью был взят поэтом из реальной жизни. Его рассказал Александру Сергеевичу в 1832 году Павел Воинович Нащокин. В последние годы жизни поэта этот радушный московский барин, легко растративший свое многомиллионное состояние на друзей и веселые кутежи, являлся одним из его ближайших приятелей. При этом обладая невероятно большим количеством друзей в обеих столицах, Павел Воинович был настоящей кладовой сюжетов для произведений поэта. Во время одной из посиделок, как вспоминала жена П.В. Нащокина, ее муж рассказал Александру Сергеевичу трагичную историю белорусского дворянина Павла Островского. Во время судебного спора с соседом за имение одного из его близких родственников, Островский несправедливо лишился земли. Оставшись в двадцать два года без средств к существованию молодой помещик сколотил из своих бывших крестьян бандитскую шайку, после чего принялся грабить местных чиновников и помещиков.

Островский и Дубровский: близнецы-братья

Беглый каторжанин

Читайте также: