Сообщение историческая основа басен крылова 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: “Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие”. Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились то этого истинными.

Тем самым под образом “коня доброго” Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обращая внимание на слова: “А примешься за дело сам, Так напроказишь хуже” – мы понимаем прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.

Басня написана во время войны 1812 года. "Конь добрый" - главнокомандующий русской армии М. И. Кутузов. Сберегая силы для решительного боя, Кутузов вел войну осторожно, отступал, заманивая врага в глубь страны, и наконец разбил и уничтожил огромную, считавшуюся непобедимой армию Наполеона. "Лошадь молодая" - царь Александр I и его окружение, которые не понимала планов Кутузова и были недовольны его медлительностью.

При нестандартных ситуациях границы общественнопринятого поведения часто становятся непроходимыми тупиками. Способность выйти за пределы общепринятых норм, совершить нечто, не регламентированное инструкциями, найти неожиданное для большинства решение настолько шокирует обывателя, что объявляется или сумасшествием, или гениальностью. Смысл эпиграфа в контексте произведения состоит в том, что обыватель раскованное мышление воспринимает как гениальность, полностью отделяя этим себя от качества простой находчивости.

Прочитанное произведение вызвало чувство уважения к сообразительности старика и отсутствию у него жадности. Наивная провинциальная бабушка вызвала сочувствие. Её естественное недоумение воспринималось чиновниками как плохое знание жизни, в то время как сложные мотивы, на основании которых ей отказывали в помощи, были порождением искусственных правил, сужающих человеческую волю до следования однажды заведённому распорядку.

Рифма - (от греч. rhythmos соразмерность)одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворныхстрок, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы:

Мужскую рифму, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я моЯ, моЯсвиньЯ, рАЗквАСбАСнАС) ;

Женскую рифму, где ударение на предпоследнем слоге. В них совпадает больше звуков: вИНАкартИНА; плАНЫрАНЫ; странно туманно; стАЯбольшАЯ, крАЯигрАЯ;

Трехсложную рифму, дактилическую, в которой ударение на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯпрОсИтсЯ, трОстОчкАкОстОчкА, тЯнЕтсЯпьЯнИцА).

Билет № 11

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Басня – стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение – так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII – началу XIX веков и связано с именами А.П. Сумарокова, И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Басни И.А. Крылова с их реалистической живостью, здраво мысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России.

Цель исследования определить значение и роль басни в современном художественном мире.

Объектом исследования является процесс изучения басенного творчества И.А. Крылова.

Предметом исследования являются басни И.А. Крылова.

В качестве гипотезы исследования выступают произведения русского писателя – баснописца И.А. Крылова .

В соответствии с объектом, предметом, целью, гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи :

познакомиться с биографией Ивана Андреевича Крылова;

проследить литературный путь И. А. Крылова;

изучить деятельность И. А.Крылова как баснописца;

выявить литературных предшественников писателя;

рассмотреть особенности басен И. А. Крылова.

Для решения поставленных задач были использованы такие методы , как изучение научно-методической литературы по данной проблеме.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования при изучении творчества И.А. Крылова.

Иван Андреевич Крылов вошел в историю русской литературы как великий баснописец. Образ дедушки Крылова уже в детстве осознается как бесконечно родной и близкий, чем-то напоминающий Деда Мороза. Он появляется рядом с волшебными сказками и первыми художественными впечатлениями детства. Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, суждениями. Образы и крылатые строки его басен с детских лет запечатлелись в нашем сознании. Именно поэтому я выбрала темой своего реферата басни И. А. Крылова.

Читая басни И. А. Крылова, я захотела больше узнать об этом писателе, о его необычном таланте баснописца. Почему он выбрал именно этот жанр литературы, откуда черпал многообразные сюжеты для своих басен, наконец, каким человеком он был, что волновало его в жизни.

Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль

такой ощутительной и выражаться так доступно всем,

как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём воедино.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Отец его выслужил дворянство. Сановных покровителей у него не было, и он долгое время находился в самых незначительных чинах. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства.

Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосредоточенности проявился у него с детства.

Крылов полностью отдаётся самовоспитанию и самообразованию. Он читает много, но продолжать учёбу становится всё труднее. Мать и тут помогает ему, составляет план образования своего сына. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества – самостоятельность, практичность. Крылов вступает в самостоятельную жизнь. Первым произведением его была басня, переведённая из Лафонтена.

За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец.

Его притчи –
достояние
народное…
Всякая басня его
имеет сверх того
историческое
происхождение.
Н. В. Гоголь

6. Памятник Крылову в Летнем саду

7. Герои басен Крылова

Перечислите героев басни, которые вздумали играть
квартет.
Проказница Мартышка, Осёл, Козёл
да косолапый Мишка

Внимание! Одна из героинь басни Крылова лишилась этого
предмета из-за своей глупости. Что это за предмет?
Сыр

Кто кому говорит:
"Послушай-ка,
дружище!
Ты, сказывают, петь
великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое
услышав пенье,
Велико ль подлинно
твое уменье?
Осел и Соловей

Из какой басни слова:
Бессильному не смейся
И слабого обидеть не
моги!
Мстят сильно иногда
бессильные враги.
Так слишком на свою
ты силу не надейся!
Лев и Комар

20. В России басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер

21. Что такое БАСНЯ?

Басня – это краткий иносказательный
нравоучительный рассказ, чаще в стихах.
У каждой басни есть мораль –
поучительный вывод.

22. МОРАЛЬ басни

МОРАЛЬ басни
Басня начинается или заканчивается
моралью -выводом, где объясняется
смысл басни.
Мораль – это не только нравоучение,
это высшая категория поведения
человека в обществе.
Образ животного у Крылова включает в
себя совокупность некоторых качеств и
свойств, которые составляют
определенный человеческий характер.

Отечественная война 1812 года-?
ЗНАЮ
Война с Наполеоном
Полководец Кутузов
Отступление русской
армии
Бородинская битва
Оставили Москву
Победа в войне
ХОЧУ
УЗНАТЬ
УЗНАЛ

События 1812 года
ЗНАЮ
Война с Наполеоном
Полководец Кутузов
Отступление
русской армии
Бородинская битва
Оставили Москву
Победа в войне
ХОЧУ
УЗНАТЬ
Каких
реальных
людей
изображает
Крылов в
баснях?
УЗНАЛ

29. МОЗГОВАЯ АТАКА

31. Аллегория

Крылов оправдывал неспешные, но
продуманные действия Кутузова,
должные, как понимал баснописец,
привести к полному краху
Наполеона, и порицал повеления
Александра I, торопившего Кутузова
и толкавшего его к промахам и
ошибкам.
Тем самым под образом "коня
доброго" Крылов имел в виду
Кутузова с его осторожностью
и выдержкой при отражении
наполеоновского нашествия.
А примешься за дело сам, Так
напроказишь вдвое хуже. —
Прозрачный намек на
Александра I, по вине
которого было проиграно
Аустерлицкое сражение.
Как автор относится к изображаемому в
басне?
Автор относится к изображаемому в
басне с сатирой и иронией.

В конце басни звучит авторская мораль –
нравоучение, выражающее основной
смысл произведения:
Как в людях многие имеют слабость ту
же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Какой намёк здесь скрыт?
В последних словах скрыт намек на
поражение Александра I в битве при
Аустерлице (русской армией там
командовал сам царь).
Таким образом, мы видим, что басня
раскрывает отношение автора к
конкретному историческому событию.
Образы главных героев убедительны, они
рисуются через их поведение, а также
речевую характеристику.

34. Обоз.

Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не
сродно,
На сей, однако ж, раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с
небес,
И плотно так он треснулся на царство,
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен, Степенен,
молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных
никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть с
преданностью дерзнули;
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему
бочком;
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К царю садятся уж и задом.
Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто
захочет,
Тот на него и вскочит.

В три дня наскучило с таким Царем
житье.
Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство
Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву;
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что завтрак, что обед, что ужин, то
расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий
недочет.
С утра до вечера их Царь по царству
ходит
И всякого, кого ни встретит он,
с ним, чтоб не было вам хуже!"

Тотчас засудит и - проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как
мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть
безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
"Почто ж вы прежде жить счастливо не
умели?
Не мне ль, безумные, - вещал им с неба
глас, Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь?- так тот был
слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан - так этот очень лих:
Живите ж

Лягушки, просящие царя
Проблема отношений государственной власти и
народа
– Какими чертами
наделяет Журавля
Крылов?
- Журавль под своим именем
появляется в басне только один
раз; далее он всюду именуется Царь
и все его действия изображены в
двойном плане: как журавль он
лягушек ест, как царь он судит свой
“народ” и всех приговаривает к
казни.

Лягушки, просящие царя
Вывод:
“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом
характере их стремлений, в их убеждении, что надо
попробовать другую власть.
Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном,
сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в
своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь
правлением народным, попросили себе царя

40. Домашнее задание

В России жанр басни связан с именем Ивана Крылова. Но написанные им басни имели долгую историю, восходящую к Древней Греции.

Или, может, она стоит не больше, чем басни Эзопа Фригийца.

От устных рассказов к первому сборнику

Сюжеты басен использовали в своих сочинениях историки и философы. У Геродота Кир Великий с помощью басни критикует ионийцев, слишком поздно присягнувших ему на верность. По свидетельству учеников, Сократ с удовольствием использовал басни для иллюстрации своих мыслей. Сюжеты басен были широко известны, и ораторы 5-го века любили обращаться к ним в выступлениях перед народным собранием или судом.

В конце 4-го века до н. э. басни, приписываемые Эзопу, были собраны в один корпус текстов. Создателем первого сборника эзоповых басен был философ Деметрий Фалерский, бывший афинский тиран и (позже) приближенный царя Птолемея.

1.jpg

Деметрий был ученым-антикваром, собиравшим интересные факты. Он составил также антологию высказываний философов. Его труды лежали в русле литературных изысканий эпохи Эллинизма. Тогда популярны были собрания легенд и занимательных историй. Философ проделал работу по отбору басен, автором которых считался Эзоп. Басни, сохранившиеся в стихах поэтов 7−6 веков до н. э., Деметрий переписал прозой.

Федр, Бабрий и их наследие

Федр написал пять книг стихотворных басен. Они сохранились в рукописях XI и XV веков. Всего благодаря двум рукописям сохранилось 134 басни. Федр был уроженцем Македонии. Сначала он был рабом, потом — вольноотпущенником императора Августа. Стихи он писал на латыни и, как сам признавался, хотел, чтобы они могли соперничать с греческими баснями.
Из творческого наследия Валерия Бабрия сохранилось 145 басен. Большая часть из них оказалась известна благодаря византийской рукописи X века, найденной на Афоне. Несколько других средневековых рукописей сохранили еще около 30 басен. Фрагменты нескольких басен сохранили найденные в Сирии школьные восковые таблицы, еще несколько фрагментов сохранились в египетских папирусах.

Сам Бабрий писал свои басни на греческом языке во 2-м веке н. э. Судя по многочисленным упоминанием в его текстах аравийских и сирийских областей и сюжетов, он был уроженцем востока империи.

Важной рукописью басен стал Папирус Райленда № 493, опубликованный в 1938 году. Он включал несколько прозаических историй: о Геракле и Плутосе, о пастухе и овце, о кабане, коне и охотнике, о сове и птицах. Все эти басни известны из более поздних переложений. Папирус № 493 был написан в 1-м веке нашей эры, почти одновременно со стихотворными баснями Федра.

2.jpg

У Федра изложение морали басни становится важнее фабулы. Эти строки афористичны и самодостаточны. Часто нравственная сентенция вкладывалась в уста одного из действующих лиц. Хрии включались в специальные антологии.

Героями басен Федра были не только говорящие животные. Часто выразителями его мыслей становились исторические и легендарные личности. Например, Сократ в басне строит небольшой дом, которого достаточно, чтобы собирать там настоящих друзей. В других баснях героями стали император Тиберий и полководец Помпей. Неоднократно героем басен становился сам Эзоп.

Басня в школьном образовании и ораторских упражнениях

В Римской империи басня перешла в разряд учебной литературы. В частности, произведения этого жанра входили в подготовительные упражнения начинающего оратора. В сборниках упражнений по ораторскому мастерству (прогимнасм), созданных в течение 1−5 веков н. э. дается определение басни. Это вымышленный рассказ, содержащий в себе образ истины. В 4-м веке комментатором к учебнику Автония было сделано важное дополнение, по которому басня рассказывается с целью поучения и пользы.

3.jpg

Авторы учебников сделали первые классификации басен. Первая делила их на басни, где действуют люди, животные, и люди и животные. Вторая делила их происхождений — эзоповы (приписываемые легендарному баснописцу), ливийские, киликийские, фригийские, кипрские, египетские Третья делила басни на умственные, нравственные и смешанные.
Теоретики считали басню наиболее подходящей для совещательного красноречия. С ее помощью предлагалось склонять слушателей к какому-либо решению или наоборот предостеречь от другого.

Император Юлиан Отступник в отповеди одному сенатору напомнил ему о басне Бабрия про влюбившуюся в человека ласку. Император советовал адресату перечитать эту басню.

Последние баснописцы Античности

Подражателем Бабрия был автор начала 5-го века н. э. Авиан. Он собрал 42 басни и изложил их стихами. Авиан хотел прежде всего развлечь читателя и только во вторую очередь научить чему-то хорошему. Его источником был прозаический пересказ греческих басен Бабрия.

4.jpg

В эпоху Возрождения на смену поздним сборникам вернулся интерес к оригинальным басням на греческом и латыни.

Крылов обоз анализ

История создания

Обоз крылова

Никто не одобрял его спокойствия и неспешной тактики, в том числе и император Александр I. Уклоняясь от прямых военных действий, Кутузов незаметно для всех ослаблял войска противника и бдительность французского военачальника.

Он был уверен, что возьмет французов измором, потому что понимал: суровой русской зимы им не выдержать. И он оказался прав:

  • план сработал;
  • русская армия одержала победу.

Если говорить о кратком содержании, в ней рассказывается о том, как несколько лошадей на телегах перевозят горшки. Первым идет старый опытный Конь.

Он начинает медленно спускаться с горы, чтобы не разбить посуду. Молодая Лошадь, которая идет следом, смеется над ним, называя трусом и неумехой. Но в результате старый конь сохранил все горшки, а у съехавшей быстро вниз Лошади обоз перевернулся. Басня была прочитана в доме Олениных, и все узнали в умудренном опытом Коне Кутузова, а в молодой Лошади — русского императора.

Образы басни Крылова

 анализ басни обоз крылова 8 класс

Часто советы со стороны выглядят глупыми и ненужными, но действия нас самих могут быть еще хуже. Старый Конь, который всегда надеется только на себя, не слушает никого. Он медленно и уверенно спускается с горы, и поклажа остается целой. Из этого можно сделать вывод, что на советы других не всегда стоит полагаться, так как они могут оказаться неверными.

Если перенести содержание басни на людей, то, изображая доброго Коня, автор имеет в виду Кутузова — умного и опытного полководца.

Лошадь молодая — это император Александр I, который подталкивал командующего на необдуманные действия. Основная идея произведения выражена в последних строках басни, где говорится:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Здесь явный намек на проигрыш императора в бою при Аустерлице.

Изобразительные средства

Автор широко использует различные художественные средства.

История создания басни обоз

Эпитетов не так много, так как действие описывается очень быстро:

Нравоучительный смысл произведения состоит в том, что умных и рассудительных людей, поступающих мудро, всегда ждет хороший результат, а самонадеянность и беспечность ведет к проигрышу.

Читайте также: