Сообщение использование жанров народной словесности в думе к ф рылеева смерть ермака
Обновлено: 03.07.2024
(историческая основа думы
Автор презентации:
учитель русского языка и литературы МОУ
Печказова Светлана Петровна
Константин Фёдорович Рылеев (1795 - 1826) —
русский поэт, общественный деятель, член Северного тайного общества, декабрист
При жизни Кондратия Рылеева свет увидели две его книги:
Константин Фёдорович Рылеев
ставил перед своим поэтическим творчеством задачу напоминать юношеству о ратных патриотических подвигах предков, знакомить со знаменательными эпохами народной истории, привить искреннюю привязанность к родине, подлинную любовь к отечеству.
Думы К.Ф.Рылеева
Дума — поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы.
основана на реальных исторических событиях.
Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи.
Произошло это 6 августа 1585 года. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом в 50 человек ночёвал на берегу Иртыша в устье реки Вагай. Кучум напал на казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков.
Согласно воспоминаниям очевидцев той страшной ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём двумя кольчугами. Пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше.
Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьём в горло татарским богатырём Кутугаем.
По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин Яныш. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум.
Говорят, что татары несколько дней стреляли в тело атамана из луков и пировали.
Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царём московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почётном месте, но за кладбищем, так как Ермак не был мусульманином.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.
Задачи:
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.
образовательные:
познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века;
уметь анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей;
формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;
совершенствовать навык осознанного чтения;
развивающие:
развивать речь учащихся, навыки монологической речи;
закреплять и ввести термины: дума;
активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;
воспитательные:
воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
формирование и воспитание духовно развитой личности;
воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны.
Наглядность и оборудование: иллюстрации, портрет К.Ф. Рылеева, высказывания современников о Рылееве, презентация, компьютер, мультимедиапроектор, экран,
карточки со словами, толковые словари, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009г
Психологический настрой (включение в учебную деятельность)
-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
Опрос домашнего задания.
- Что было задано на дом?
- А сейчас несколько вопросов к тем, кто готовился дома по дополнительным источникам.
-Кем служил Рылеев? Связана ли его профессиональная деятельность с литературой?
- Каково жизненное кредо К.Ф.Рылеева? В каком произведении оно сформулировано? Как вы его понимаете?
- Чем обернулось для поэта участие в восстании на Сенатской площади?
-Нам уже известно, что Кондратий Фёдорович интенсивно работал над думами и публиковал их. Каковы же особенности этого жанра? В чём своеобразие дум Рылеева?
1.Цифровой диктант
1.Рылеев родился 18 сентября 1793 года
2.Рылеев окончил кадетский корпус.
3.Поэт не служил в действующей армии.
4.Рылеев был членом Северного тайного общества.
5.Он мечтал о неограниченной монархии в России.
6.Поэт стал одним из организаторов восстания на Сенатской площади.
7.Ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813-1814 годам.
8.Рылеев никогда не писал оды.
10.Думы – любимый жанр поэта.
11.В 1822 году в печати появляется 15 дум.
12.Публикации дум в журналах привлекли к себе внимание литературной общественности.
В 1821 — 1824 Рылеев служил заседателем уголовной палаты, в 1824 поступил в Российско-американскую компанию правителем канцелярии.
Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина.
Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским .
Своеобразие рылеевских дум:
1.При написании используется исторический материал;
2. Дума как жанр сочетает в себе признаки оды, элегии, поэмы, баллады и, может быть, исторической повести в стихах.
3.В творческой установке Рылеева при создании дум преобладало воспитательное, поучительное стремление.
4.Задача дум пробудить интерес и сочувствие к мужественным людям, совершавшим подвиги во имя Родины и народа.
Определение темы и цели урока.
1.Вступительное слово учителя.
-Общенародной известностью пользовалась дума "Смерть Ермака".
-Что такое дума?
-Прочитайте тему урока.
Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.
(Термин записываем в тетрадь.)
Дума - это украинская народная песня об историческом событии и народных героях. Тематика дум по преимуществу историческая.
Определение цели урока самими обучающимися.
Мы познакомимся с …
Мы научимся читать .. , правильно говорить,
Мы узнаем, о чём говорится в ..
- Какова тема этого произведения?
Какому событию она посвящена?
2.Чтение думы учащимися
- Как вы понимаете слова и строки из произведения?
2) Беседа по вопросам.
1.Из предложенного списка выберите словосочетания, которые автор использует для создания картины природы в думе.
В чём своеобразие этой картины?
-Что общего между заглавием и первым предложением?
- Не читая текста в полном его объёме, сможете ли вы сформировать о нём дальнейшее представление?
- Как погибла дружина Ермака Тимофеевича? В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?
3) Составление цитатного плана думы.
-Выделите в тексте думы микротемы и озаглавьте их словами из думы (работа в группах).
- Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.
5) Работа над выразительным чтением думы
Тема расширения русских земель.
Тёмной ночью Кучум нападает на войско казаков. Не имея средства к спасению, кроме бегства, Ермак бросился в Иртыш, в намерении переплыть на другую сторону, и погиб в волнах.
Работа с толковыми словарями.
(Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами);
В) «С вождём покой в объятьях сна
( Вкушать – ощутить, испытать).
(Термины записываем в тетрадь.)
Сияло солнце, во мраке молнии летали, от ветра листья трепетали, гром гремел, чуть колыхалася волна, дождь шумел, ревела буря, звенели капли дождевые, ветры в дебрях бушевали.
О чём-то трагичном, мрачном.
Работа в группах Самостоятельная исследовательская работа.
Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают.
В ходе обсуждения возникла в тетрадях и на доске запись:
1 – буйство стихии
2 – мысли героя
3 – подлость врага
4 – гибель Ермака
Работа в группах
Учащиеся готовят выразительное чтение думы
Физкультминутка
(проводится в середине урока)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Домашнее задание
Открывают дневники, записывают домашнее задание.
Подведение итогов урока.
-Так в чём же заключается жизненный подвиг К.Ф.Рылеева?
-В чём заслуга автора перед народом и историей?
Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.
Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны?
- Поставьте смайлики напротив утверждений:
Формулировка выводов, запись их в тетради.
В дни перед восстанием декабристов К.Ф.Рылеев проявил исключительную энергию, став душой предстоящего переворота, настаивал на необходимости решительных действий. К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!
Заполняют бланк самооценки.
- хорошо усвоил
- отлично усвоил и могу применить на практике
- усвоил хорошо, но есть вопросы
- многое непонятно.
Читайте также: