Сообщение использование жанров народной словесности в думе к ф рылеева смерть ермака

Обновлено: 03.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

(историческая основа думы

Автор презентации:

учитель русского языка и литературы МОУ

Печказова Светлана Петровна

Константин Фёдорович Рылеев (1795 - 1826) —

русский поэт, общественный деятель, член Северного тайного общества, декабрист

При жизни Кондратия Рылеева свет увидели две его книги:

Константин Фёдорович Рылеев ставил перед своим поэтическим творчеством задачу напоминать юношеству о ратных патриотических подвигах предков, знакомить со знаменательными эпохами народной истории, привить искреннюю привязанность к родине, подлинную любовь к отечеству.

Константин Фёдорович Рылеев

ставил перед своим поэтическим творчеством задачу напоминать юношеству о ратных патриотических подвигах предков, знакомить со знаменательными эпохами народной истории, привить искреннюю привязанность к родине, подлинную любовь к отечеству.

Думы К.Ф.Рылеева

Дума — поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы.

основана на реальных исторических событиях.

Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи.

Произошло это 6 августа 1585 года. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом в 50 человек ночёвал на берегу Иртыша в устье реки Вагай. Кучум напал на казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков.

Согласно воспоминаниям очевидцев той страшной ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём двумя кольчугами. Пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше.

Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьём в горло татарским богатырём Кутугаем.

По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин Яныш. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум.

Говорят, что татары несколько дней стреляли в тело атамана из луков и пировали.

Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царём московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почётном месте, но за кладбищем, так как Ермак не был мусульманином.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.

Задачи:

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.

образовательные:

познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века;

уметь анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей;

формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;

совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие:

развивать речь учащихся, навыки монологической речи;

закреплять и ввести термины: дума;

активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;

раскрывать творческий потенциал учащихся.

развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные:

воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

формирование и воспитание духовно развитой личности;

воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;

воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны.

Наглядность и оборудование: иллюстрации, портрет К.Ф. Рылеева, высказывания современников о Рылееве, презентация, компьютер, мультимедиапроектор, экран,

карточки со словами, толковые словари, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009г

Психологический настрой (включение в учебную деятельность)

-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

- Что было задано на дом?

- А сейчас несколько вопросов к тем, кто готовился дома по дополнительным источникам.

-Кем служил Рылеев? Связана ли его профессиональная деятельность с литературой?

- Каково жизненное кредо К.Ф.Рылеева? В каком произведении оно сформулировано? Как вы его понимаете?

- Чем обернулось для поэта участие в восстании на Сенатской площади?

-Нам уже известно, что Кондратий Фёдорович интенсивно работал над думами и публиковал их. Каковы же особенности этого жанра? В чём своеобразие дум Рылеева?

1.Цифровой диктант

1.Рылеев родился 18 сентября 1793 года

2.Рылеев окончил кадетский корпус.

3.Поэт не служил в действующей армии.

4.Рылеев был членом Северного тайного общества.

5.Он мечтал о неограниченной монархии в России.

6.Поэт стал одним из организаторов восстания на Сенатской площади.

7.Ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813-1814 годам.

8.Рылеев никогда не писал оды.

10.Думы – любимый жанр поэта.

11.В 1822 году в печати появляется 15 дум.

12.Публикации дум в журналах привлекли к себе внимание литературной общественности.

В 1821 — 1824 Рылеев служил заседателем уголовной палаты, в 1824 поступил в Российско-американскую компанию правителем канцелярии.

Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина.

Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским .

Своеобразие рылеевских дум:

1.При написании используется исторический материал;

2. Дума как жанр сочетает в себе признаки оды, элегии, поэмы, баллады и, может быть, исторической повести в стихах.

3.В творческой установке Рылеева при создании дум преобладало воспитательное, поучительное стремление.

4.Задача дум пробудить интерес и сочувствие к мужественным людям, совершавшим подвиги во имя Родины и народа.

Определение темы и цели урока.

1.Вступительное слово учителя.

-Общенародной известностью пользовалась дума "Смерть Ермака".

-Что такое дума?

-Прочитайте тему урока.

Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.

(Термин записываем в тетрадь.)

Дума - это украинская народная песня об историческом событии и народных героях. Тематика дум по преимуществу историческая.

Определение цели урока самими обучающимися.

Мы познакомимся с …

Мы научимся читать .. , правильно говорить,

Мы узнаем, о чём говорится в ..

- Какова тема этого произведения?

Какому событию она посвящена?

2.Чтение думы учащимися

- Как вы понимаете слова и строки из произведения?

2) Беседа по вопросам.

1.Из предложенного списка выберите словосочетания, которые автор использует для создания картины природы в думе.
В чём своеобразие этой картины?

-Что общего между заглавием и первым предложением?

- Не читая текста в полном его объёме, сможете ли вы сформировать о нём дальнейшее представление?

- Как погибла дружина Ермака Тимофеевича? В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?

3) Составление цитатного плана думы.

-Выделите в тексте думы микротемы и озаглавьте их словами из думы (работа в группах).

- Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.

5) Работа над выразительным чтением думы

Тема расширения русских земель.

Тёмной ночью Кучум нападает на войско казаков. Не имея средства к спасению, кроме бегства, Ермак бросился в Иртыш, в намерении переплыть на другую сторону, и погиб в волнах.

Работа с толковыми словарями.

(Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами);

В) «С вождём покой в объятьях сна

( Вкушать – ощутить, испытать).

(Термины записываем в тетрадь.)

Сияло солнце, во мраке молнии летали, от ветра листья трепетали, гром гремел, чуть колыхалася волна, дождь шумел, ревела буря, звенели капли дождевые, ветры в дебрях бушевали.

О чём-то трагичном, мрачном.

 Работа в группах Самостоятельная исследовательская работа.

Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают.

В ходе обсуждения возникла в тетрадях и на доске запись:

1 – буйство стихии

2 – мысли героя

3 – подлость врага

4 – гибель Ермака

 Работа в группах

Учащиеся готовят выразительное чтение думы

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Домашнее задание

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Подведение итогов урока.

-Так в чём же заключается жизненный подвиг К.Ф.Рылеева?

-В чём заслуга автора перед народом и историей?

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.

Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны?

- Поставьте смайлики напротив утверждений:

Формулировка выводов, запись их в тетради.

В дни перед восстанием декабристов К.Ф.Рылеев проявил исключительную энергию, став душой предстоящего переворота, настаивал на необходимости решительных действий. К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!

 Заполняют бланк самооценки.


- хорошо усвоил


- отлично усвоил и могу применить на практике


- усвоил хорошо, но есть вопросы


- многое непонятно.

Читайте также: