Сообщение информации по вопросам аудита

Обновлено: 18.05.2024

Директор по развитию, методолог. Аттестованный аудитор, диплом АССА по международной финансовой отчетности DipIFR

Что такое аудиторское заключение и зачем оно нужно?

По окончании каждого отчетного года формируется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность. Потенциальным инвесторам, кредиторам, контрагентам и др. пользователям отчетности важно, чтобы такая отчетность была достоверна, т.е. правильно отражала факты хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете. Чтобы подтвердить достоверность показателей отчетности организации, заказывают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности — аудит.

По результатам аудита, на основе полученных аудиторских доказательств, аудиторская организация выдает аудиторское заключение.

Кто вправе заказывать и проводить аудит и требования к аудиторскому заключению

Аудиторские услуги могут осуществлять:

  • аудиторские организации — коммерческие юридические лица (все виды аудиторских услуг).
  • Индивидуальные аудиторы —индивидуальные предприниматели с квалификационным аттестатом аудитора (с отчетности за 2021 год — только инициативный аудит без выдачи аудиторского заключения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией только лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг — руководству (собственникам) компании.

Аудиторская деятельность осуществляется в том числе, в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые введены в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н.

Виды и примеры аудиторских заключений

Виды, выраженных в аудиторском заключении за 2021 или за 2022 год мнений о достоверности бухгалтерской отчетности:

  • немодифицированное мнение — выражается в случае, когда аудитор приходит к заключению, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности, в соответствии с правилами отчетности;
  • модифицированное мнение — выражается, если на основании полученных аудиторских доказательств аудитором установлено существенное искажение статей бухгалтерской отчетности, либо он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что проверяемая отчетность не содержит существенные искажения.

Модифицированное мнение в аудиторском заключении может быть выражено в форме:

Аудитор отказывается выразить мнение в том случае, когда в редких ситуациях, связанных с наличием многочисленных факторов неопределенности, он приходит к выводу о том, что, несмотря на полученные достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении каждого фактора неопределенности, невозможно сформировать мнение о финансовой отчетности вследствие потенциального воздействия факторов неопределенности друг на друга и их возможного совокупного влияния на финансовую отчетность.

Примеры аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности приведены в том числе и в Международном стандарте аудита 705 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении".

Подпись и дата в аудиторском заключении

Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде, датировано не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение.

Аудиторское заключение подписывается:

  • руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора;
  • индивидуальным аудитором.

С 01 января 2022 года установлены новые правила подписания аудиторского заключения. Теперь определен порядок подписания аудиторского заключения (п. 3.2 ст. 6 Федерального закона N 307-ФЗ).

Аудиторское заключение, выдаваемое аудиторской организацией, подписывают руководитель этой организации и руководитель аудита. Руководитель аудиторской организации вправе уполномочить иное лицо на подписание аудиторского заключения вместо себя при условии, что такое лицо имеет соответствующий квалификационный аттестат аудитора. Подписи данных лиц должны сопровождаться указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров записей в реестре аудиторов и аудиторских организаций, а также номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций в отношении самой аудиторской организации.

Дата аудиторского заключения предоставляет заинтересованному лицу основание полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение события и операции, возникшие до этой даты и известные аудитору.

К аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами, предъявляемыми к отчетности.

Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.

Аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и руководителем (собственником) компании, заключившим договор на аудит. Причем, стороны договора должны получить не менее чем по 1 экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

Аудиторское заключение: сроки предоставления, адресаты и процедура

Аудиторское заключение представляется организациями в ФНС (сейчас ФНС ведет реестр ГИР БО), а также в Федресурс, как правило, одновременно с представлением годовой бухгалтерской отчетности.

Срок предоставления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — в течение трех месяцев после окончания отчетного периода, но не позднее 31 марта.

Если к этому моменту, аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности еще не готово, то его надо сдать в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным периодом.

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ, вступающим в силу с 01 января 2022 года уточнено, что указанные сроки представления аудиторского заключения действуют в тех случаях, когда другими федеральными законами не установлены иные сроки (ранее — такая оговорка отсутствовала).

Пример:
Подлежащая обязательному аудиту бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2021 год, проаудирована и аудиторской организацией выдано аудиторское заключение, датированное 04 февраля 2022 года. Такое аудиторское заключение организации следует сдать в налоговую до 17 февраля 2022 года, что, конечно же, не позднее 31 декабря 2022 года.

Рискует ли организация, если аудиторское заключение за 2021 год не будет предоставлено в ИФНС до 31 декабря 2022 года?

Действительно, заполняя форму баланса организации, необходимо проставить значение в полях формы об обязательном аудите: подлежит ли организация обязательному аудиту (ДА) или не подлежит обязательному аудиту (НЕТ).

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются: наименование аудиторской организации, ИНН и ОГРН. В представляемой отчетности нужно проставить отметку, что отчетность подлежит обязательному аудиту.

Таким образом, по отчетности за 2021 год организация имеет возможность представить аудиторское заключение позднее 31 декабря 2022 года, а аудиторское заключение за 2022 год — не позднее 31 декабря 2023 года.

Тем организациям, кто опасается вопросов от налоговых органов можно подготовиться следующим образом: выбрать аудитора заблаговременно, заключить договор и составить пояснения для налоговых органов о сроках завершения обязательного аудита и представления аудиторского заключения за 2021 и 2022 год.

Аудиторское заключение может быть представлено после сдачи бухгалтерской отчетности, если на момент представления отчетности проверка еще не завершена или срок представления аудиторского заключения еще не наступил.

Помимо стандартного обязательного аудита, направленного на подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности, проверяем налоги, правильность расчета налогооблагаемой базы и корректное заполнение деклараций.

Штрафы за не проведение аудита и непредставление аудиторского заключения

Отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) считается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности и влечет наложение штрафов (ст. 15.11 КоАП):

  • от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);
  • при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица:

  • налоговых органов (пп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
  • органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп. 11 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
  • Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП).

За непредставление аудиторского заключения к комплекту бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу по инициативе органа статистики может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

Даже если был наложен штраф, аудиторское заключение все равно должно быть предоставлено (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Более серьезные санкции могут быть наложены по инициативе отделения Центробанка по жалобе одного из акционеров АО.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице организации в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

Так, раскрытие информации не в полном объеме (непредставление аудиторского заключения), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 15.19 КоАП):

  • от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • от 700 тыс. рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

Как видим, ответственность за нарушения, связанные с аудиторским заключением, достаточно серьезная.

Однако аудит – это не только проверка соблюдения требований законодательства и сокращение различных рисков. Это также и новые возможности, которые аудит может раскрыть перед организацией.

Образец аудиторского заключения

Законодательно утвержденной формы аудиторского заключения нет. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности разрабатывают ее самостоятельно, в соответствии с положениями действующих нормативных актов РФ.

Аудиторское заключение должно содержать утверждение о том, что бухгалтерская отчетность была проаудирована аудитором. В аудиторское заключение обязательно включаются, в том числе, части, озаглавленные:

Аудиторское заключение всегда содержит указание на международные стандарты аудита.

Примерные формы аудиторских заключений предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетности специального назначения и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с Международными стандартами аудита. Примерные формы аудиторских заключений используются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации.

В рамках аудиторской проверки аудиторы и налоговые эксперты проверят отчетность, покажут риски и найдут финансовые резервы

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 19.10.2010
Размер файла 20,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1.1 Надлежащие получатели информации

Введение

Что же такое аудит?

Хотя понятие аудита и используется в настоящее время в нескольких толкованиях, однако, по сути, это только выработка заключения о степени соответствия объекта аудита некоторому эталонному образцу, и не более того.

Применительно к информационным технологиям и системам под аудитом традиционно принято понимать процедуру получения объективных качественных и количественных оценок соответствия текущего состояния информационных систем аудируемой организации и процессов их функционирования действующим законодательным и нормативным документам, национальным и международным стандартам и т.д. Оценка производится на всех основных уровнях обеспечения информационных технологий и систем: методологическом, организационно-управленческом, технологическом и техническом (аппаратно-программном) Котухов М. Регламентация аудита// информационная безопасность. - 2004, №4, с. 3.

В ходе работы ставились следующие задачи:

2. рассмотреть надлежащих получателей информации;

4. проанализировать формы получения информации.

Аудит проникает во все сферы и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций, поэтому актуальность темы в этом случае неоспорима.

Так как в настоящее время аудит проникает во все сферы жизни, соответственно, эта тема с каждым днем становится все более и более изученной. Стало издаваться много учебников по основам аудита, а также появляется множество статей в различных газетах и журнала, освещающих аудит и аудиторскую деятельность.

Информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней. Информация включает только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом Отношения между аудитором и аудируемым лицом// Вестник России. - 5 июня 2002, № 33 (611), с. 11.

Аудитор должен сообщать информацию руководству и представителям собственника аудируемого лица.

Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер).

Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.

1.1 Надлежащие получатели информации

Аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.

Организационная структура и принципы корпоративного управления могут быть различными для разных аудируемых лиц. Это усложняет задачу по универсальному определению круга лиц, которым аудитор сообщает информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом. Аудитор основывается на собственном профессиональном суждении для определения тех лиц, которым должна сообщаться информация, принимая во внимание управленческую структуру аудируемого лица, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства Российской Федерации. Аудитору следует учитывать права и обязанности соответствующих лиц.

Во избежание недоразумений в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) может быть разъяснено, что аудитор будет сообщать только ту информацию, представляющую интерес для управления, на которую он обратит внимание в результате аудита, и что аудитор не обязан разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом. В договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) могут также:

- указываться форма, в которой будет сообщаться информация;

- определяться надлежащие получатели информации;

Аудитор должен рассмотреть информацию и сообщить сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, надлежащим получателям такой информации. Как правило, такая информация отражает:

- общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;

- выбор или изменение руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;

- возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);

- предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;

- существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;

- разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;

- предполагаемые модификации аудиторского заключения;

- другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся порядочности руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства);

- вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита).

Аудитор также должен проинформировать надлежащих получателей информации о том, что:

- сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита;

- аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не направлен на выявление всех вопросов, которые могут представлять интерес для управления аудируемым лицом.

Аудитор должен своевременно сообщать информацию. Это дает возможность представителям собственника и руководству аудируемого лица оперативно принимать надлежащие меры.

Аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме. На решение аудитора о том, сообщать ли информацию в устной или письменной форме, влияют:

- размер, структура, организационно-правовая форма и техническое обеспечение аудируемого лица;

- характер, важность и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом;

- существующие договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов;

- принятые аудитором формы взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица Дубовенко Л.А. Аудит. - М.: ИНФРА-М, 2005, с. 57.

Если аудитор считает, что необходимо модифицировать аудиторское заключение в соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 6, то любая иная письменная информация, направляемая аудитором руководству или представителям собственника аудируемого лица, не может рассматриваться в качестве надлежащей замены модифицированного аудиторского заключения Дубовенко Л.А. Аудит. - М.: ИНФРА-М, 2005, с. 58.

Аудитор должен проанализировать, может ли какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, иметь значение для достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего года. Если аудитор приходит к выводу, что такая информация представляет интерес для управления аудируемым лицом, он может принять решение повторно сообщить ее представителям собственника аудируемого лица.

Аудитор обязан выполнять требования законодательства РФ и Кодекса этики аудиторов России в отношении конфиденциальности информации, полученной по результатам аудита. В некоторых случаях потенциальные конфликты между этическими и правовыми обязательствами аудитора в отношении конфиденциальности и требованиями по предоставлению информации могут носить сложный характер. В данном случае аудитору целесообразно получить юридическую консультацию.

Заключение

Необходимо сказать, что под аудитом традиционно принято понимать процедуру получения объективных качественных и количественных оценок соответствия текущего состояния информационных систем аудируемой организации и процессов их функционирования действующим законодательным и нормативным документам, национальным и международным стандартам и т.д.

Информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней. Информация включает только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.

Аудитор обязан выполнять требования законодательства РФ и Кодекса этики аудиторов России в отношении конфиденциальности информации, полученной по результатам аудита.

Список литературы

1. Адамс Р. Основы аудита. / Под ред. Я.В. Соколова. -- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995

2. Алборов Р.А., Хорунжий Л.И., Концевая С.М. Основы аудита. Учебное пособие для вузов. - М.: Дело и сервис, 2001

3. Дубовенко Л.А. Аудит. - М.: ИНФРА-М, 2005

4. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2002

5. Котухов М. Регламентация аудита// Информационная безопасность. - 2004, №4

6. Отношения между аудитором и аудируемым лицом// Вестник России. - 5 июня 2002, № 33 (611)

8. Терехов А.А. Аудит. - М.: Финансы и статистика, 2000

9. Шеремет А.Д. Суйц В.П. Аудит. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003

Подобные документы

реферат [27,7 K], добавлен 04.07.2010

контрольная работа [31,8 K], добавлен 17.06.2010

Этапы и принципы планирования аудита. Получение информации о деятельности аудируемого лица. Изменения в общем плане и программе аудита. Сроки подготовки и представления аудиторских заключений. События, произошедшие после даты аудиторского заключения.

контрольная работа [34,9 K], добавлен 28.03.2015

реферат [288,1 K], добавлен 10.02.2014

Особенности планирования аудита производственных запасов: оценка системы внутреннего контроля; оценка аудиторского риска и уровня существенности. Оформление результатов аудиторской проверки. Письменный отчет руководству аудируемого лица, заключение.

курсовая работа [67,5 K], добавлен 14.09.2010

Формы, объем и сроки предоставления статистической отчетности. Нормативно-правовая база для формирования деловой информации. Подготовка данных для составления бухгалтерской отчетности на предприятии "Рос Азия", исправления выявленных искажений в учете.

курсовая работа [50,8 K], добавлен 19.01.2015

Понятие бухгалтерской отчетности как завершающего этапа учетного процесса, требования к информации, которая в ней формируется, порядок и сроки ее предоставления. Состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности в МУП г. Омска "Банное хозяйство".

17. Аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме. На решение аудитора о том, сообщать ли информацию в устной или письменной форме, влияют:

а) размер и сложная структура, организационно-правовая форма и техническое обеспечение аудируемого лица;

б) характер, важность и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом;

в) существующие договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов;

г) принятые аудитором формы взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица.

20. Если аудитор считает, что необходимо модифицировать аудиторское заключение, то любая иная письменная информация, направляемая аудитором руководству или представителям собственника аудируемого лица, не может рассматриваться в качестве надлежащей замены модифицированного аудиторского заключения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 586)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Аудитор должен проанализировать, может ли какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, иметь значение для достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего года. Если аудитор приходит к выводу, что такая информация представляет интерес для управления аудируемым лицом, он может принять решение повторно сообщить ее представителям собственника аудируемого лица.

(в ред. Постановлений Правительства РФ
от 19.11.2008 N 863 , от 02.08.2010 N 586 )

2. Для целей настоящего правила (стандарта) информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются важными для руководства и (или) представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней, результативностью и эффективностью хозяйственных операций и эффективным использованием ресурсов, а также соответствием деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам Российской Федерации. В настоящем федеральном правиле (стандарте) речь идет об информации по вопросам, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.

3. Аудитор должен сообщать информацию руководству и (или) представителям собственника аудируемого лица.

4. Для целей настоящего правила (стандарта) используются следующие определения:

  • "руководство аудируемого лица" - лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, главный бухгалтер и др.);
  • "представители собственника аудируемого лица" - лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.

Надлежащие получатели информации

5. Аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.

6. Организационная структура и принципы корпоративного управления могут быть различными для разных аудируемых лиц. Это усложняет задачу определения круга лиц, которым аудитор сообщает информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом. Аудитор с учетом требований пункта 4 настоящего правила (стандарта) основывается на собственном профессиональном суждении для определения тех лиц, которым должна сообщаться информация, принимая во внимание управленческую структуру аудируемого лица, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства Российской Федерации. Аудитору следует учитывать права и обязанности соответствующих лиц.

Например, в аудируемых лицах, где имеется совет директоров и комитет по аудиту, надлежащими получателями информации могут быть как оба эти органа, так и один из них.

7. Если управленческая структура аудируемого лица четко не определена либо представители собственника не могут быть четко определены в соответствии с условиями задания или согласно законодательству Российской Федерации, то аудитор приходит к соглашению с аудируемым лицом в отношении того, кому должна сообщаться информация.

8. Во избежание недоразумений в договоре оказания аудиторских услуг может быть разъяснено, что аудитор будет сообщать только ту информацию, представляющую интерес для управления, на которую он обратит внимание в результате аудита, и что аудитор не обязан разрабатывать аудиторские процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом. В договоре оказания аудиторских услуг могут также:

Информация, сообщаемая руководству аудируемого лица и представителям его собственника

10. Информация, сообщаемая аудитором руководству аудируемого лица и (или) представителям его собственника, как правило, отражает:

  • а) общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;
  • б) выбор учетной политики или ее изменение руководством аудируемого лица, которое оказывает или может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;
  • в) возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо существенных рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);
  • г) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;
  • д) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;
  • е) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;
  • ж) предполагаемые модификации аудиторского заключения;
  • з) другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся деловой репутации руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства);
  • и) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.

11. Аудитор должен сообщить представителям собственника о не исправленных аудируемым лицом корректировках, предложенных аудитором в ходе аудита, признанных руководством аудируемого лица несущественными, по отдельности или в совокупности для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

12. Неосуществленные корректировки, о которых сообщается представителям собственника, не должны быть ниже выбранного значения уровня существенности.

13. Аудитор также должен проинформировать надлежащих получателей информации о том, что:

  • а) сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита;
  • б) аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не направлен на выявление всех вопросов, которые могут представлять интерес для управления аудируемым лицом.

14. Аудитор должен своевременно сообщать информацию таким образом, чтобы представители собственника и руководство аудируемого лица имели возможность оперативно принимать надлежащие меры.

16. В определенных случаях в связи с необходимостью решения срочного вопроса аудитор может сообщить о нем раньше, чем это было согласовано предварительно.

17. Аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме. На решение аудитора о том, сообщать ли информацию в устной или письменной форме, влияют:

  • а) размер и сложная структура, организационно-правовая форма и техническое обеспечение аудируемого лица;
  • б) характер, важность и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом;
  • в) существующие договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов;
  • г) принятые аудитором формы взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица.

20. Если аудитор считает, что необходимо модифицировать аудиторское заключение, то любая иная письменная информация, направляемая аудитором руководству или представителям собственника аудируемого лица, не может рассматриваться в качестве надлежащей замены модифицированного аудиторского заключения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 586)

21. Аудитор должен проанализировать, может ли какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, иметь значение для достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего года. Если аудитор приходит к выводу, что такая информация представляет интерес для управления аудируемым лицом, он может принять решение повторно сообщить ее представителям собственника аудируемого лица.

22. Аудитор обязан выполнять требования законодательства Российской Федерации и Кодекса этики аудиторов России в отношении конфиденциальности информации , полученной по результатам аудита . В некоторых случаях потенциальные конфликты между этическими и правовыми обязательствами аудитора в отношении конфиденциальности и требованиями по предоставлению информации могут носить сложный характер. В данном случае аудитору целесообразно получить юридическую консультацию.

Прежде чем, заключить договор и заключить договор на проведение аудита организации, аудитор собирает информацию о клиенте, проверяет деловую репутацию клиента, согласовывает сроки и стоимость аудита.

Цель проведения аудита состоит в выражении независимого, объективного и обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудит подразделяется на две большие группы:

  1. Обязательный аудит в соответствии с 307-ФЗ.
  2. Инициативный аудит.

Обязательный аудит организации по 307-ФЗ

Если организация соответствует критериям обязательного аудита в 2021 году, то она обязана пройти проверку бухгалтерской (финансовой) годовой отчетности и предоставить аудиторское заключение по результатам аудиторской проверки.

Напомним, что критерии аудита были повышены. С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

В соответствии с законом № 476-ФЗ Увеличены финансовые критерии обязательного аудита:

  • по размеру выручки — с 400 миллионов рублей до 800 миллионов рублей (считается годовая выручка компании);
  • по размеру активов — с 60 миллионов рублей до 400 миллионов рублей (активы бухгалтерского баланса).

Однако, аудит в любом случае остается обязательным для фондов, при условии поступления имущества и денежных средств в предшествующем отчетном году свыше 3 млн рублей.

В перечне организаций, которые подлежат обязательному аудиту, отсутствуют акционерные общества (АО). Однако, это не означает, что обязательный аудит для АО отменен.

Инициативный аудит организации

Инициативный аудит — это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности компании по инициативе руководства бизнеса, акционеров, инвесторов или покупателя бизнеса, которая позволяет объективно оценить состояние бизнеса.

По результатам проведение инициативного аудита не обязательно предоставлять аудиторское заключение, так как проверка является добровольной.

То есть, собственник получает всю информацию по результатам аудита строго конфиденциально. Данную информацию не вправе затребовать контролирующие органы.

Инициативный аудит может быть проведен внутренней службой или внешним независимым аудитором. Предпочтителен второй вариант, так как будут действовать принципы независимости и беспристрастности .

Когда может понадобиться инициативный аудит?

Как уже говорилось выше, инициативный аудит — не обязателен. Он может проводиться по желанию заказчика и в любом объеме.

Добровольный аудит организации целесообразен в следующих случаях:

  • смена руководящего состава организации;
  • реорганизация бизнеса;
  • смена Главного бухгалтера;
  • сомнения в качестве ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • перед выездной налоговой проверкой;
  • при сомнении акционеров в части выплаты дивидендов (для инициации проверки акционер должен владеть более 10% голосующих акций компании);
  • привлечение инвестиций в проект;
  • при продаже или покупке бизнеса (нарушения в учете являются предметом торга);
  • иные случаи.

Аудиторское заключение передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг, в соответствии с 307-ФЗ, п. 4.

Основные вопросы аудита

Ключевыми вопросами аудита являются:

  • анализ системы внутреннего контроля на предприятии;
  • составление плана и программы аудита;
  • анализ учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета;
  • проверка результатов годовой инвентаризации имущества и обязательств;
  • проведение аудиторских процедур по существу.

В целях получения аудиторских доказательств, аудитор применяет такие аудиторские процедуры по существу, как:

  • Инспектирование (проверка записей, документов или материальных активов);
  • Пересчет (проверка арифметической точности бухгалтерских записей, независимые расчеты налогов и т.п.);
  • Наблюдение (отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами);
  • Запрос (поиск информации у осведомленных лиц внутри или за пределами предприятия);
  • Подтверждение (получение подтверждающих документов и других свидетельств у третьих лиц);
  • Аналитические процедуры (анализ существенных показателей и тенденций, включая исследование изменений и соотношений, несоответствующих прочей информации или прогнозируемым суммам).

Количество отобранных для проверки элементов устанавливается по каждому проверяемому разделу в зависимости от оцененных нами рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе рисков системы внутреннего контроля.

По результатам проведенных аудиторских процедур и полученных результатов проверки аудитор подготавливает аудиторское заключение.

Виды аудиторских заключений

Аудиторское заключение может быть немодицифицированным — то есть, это безоговорочное положительное аудиторское заключение, когда аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности.

Также, аудиторское заключение может быть модифицированным и подразделяться на типы:

  • Положительное аудиторской заключение с оговоркой , когда аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности, но указывает в аудиторском заключении отдельные замечания по допущенным ошибкам.
  • Отрицательное аудиторское заключение , когда аудитор пишет в аудиторском заключении, что бухгалтерская отчетность является недостоверной, а также указывает нарушения, которые являются основанием для выдачи отрицательного аудиторского заключения.
  • Аудиторское заключение с отказом от выражения мнения аудитора, в этом случае аудитор должен обосновать отказ от выражения мнения в связи с ограничением объема работы аудитора.

Аудиторская проверка может быть проведена по специальному заданию клиента. В этом случае, перед началом аудита необходимо согласовать с клиентом цели аудита и техническое задание на аудит.

По результатам аудита по специальному заданию аудитор предоставляет клиенту отчет аудитора по выполненному заданию.

Читайте также: