Сообщение иисус христос и иешуа га ноцри

Обновлено: 02.07.2024

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в романе "Мастер и Маргарита": описание внешности, характера героя и другие материалы для сочинения.

Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Мастер и Маргарита"

Образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в "Мастере и Маргарите"

". – Прозвище есть?
– Га‑Ноцри. "

Иешуа - бродячий философ. У нет постоянного жилища. Он путешествует по городам со своей проповедью:
". рядом с ним шел бродячий философ. "
". послал на смерть философа с его мирною проповедью. "
". У меня нет постоянного жилища, – застенчиво ответил арестант, – я путешествую из города в город. "
". короче, одним словом – бродяга. "

Возраст Иешуа - около 27 лет (Иисусу Христу было 33 года, когда его казнили):
". человека лет двадцати семи. "

О внешности Иешуа известно следующее:

". Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. "
". к стоптанным сандалиям Иешуа. "
". голову в размотавшейся чалме. "
". молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. "
". арестант с обезображенным побоями лицом. "
". потирая измятую и опухшую багровую кисть руки. "

Иешуа носит оборванную одежду:
". оборванный философ‑бродяга. "
". нищего из Эн‑Сарида. "

У него ясные глаза:
". Глаза его, обычно ясные, теперь были мутноваты. "

У Иешуа бесшумная походка:
". связанный пошел за ним бесшумно. "

У него светлая улыбка:
". И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант. "

Иешуа является выходцем из Галилеи:

". Подследственный из Галилеи. "

Он родился в городе Гамалы (по другой версии - из Эн-Сарида). Так как Булгаков не завершил роман, то в тексте присутствуют обе версии одновременно:
". – Откуда ты родом?
– Из города Гамалы, – ответил арестант, головой показывая, что там, где‑то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала. "
". нищего из Эн‑Сарида. "

Иешуа является сиротой. Он не знает, кто его родители. У молодого человека вообще нет родных:
". Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей. "
". я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец. "
". – Родные есть?
– Нет никого. Я один в мире. "

Иешуа - одинокий, холостой мужчина:
"..Жены нет? – почему‑то тоскливо спросил Пилат, не понимая, что с ним происходит.
– Нет, я один. "

Герой является умным человеком:
". Не притворяйся более глупым, чем ты есть. "
". Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что. "

Иешуа - наблюдательный, проницательный человек. Он видит то, что скрыто от глаз других людей:
". Это очень просто, – ответил арестант по‑латыни, – ты водил рукой по воздуху, – арестант повторил жест Пилата, – как будто хотел погладить, и губы. "
". Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. "

Он способен предчувствовать события:
". У меня, игемон, есть предчувствие, что с ним случится несчастье, и мне его очень жаль.
". я вижу, что меня хотят убить. "

Иешуа способен лечить людей, но при этом он не врач. Каким-то чудом Иешуа снимает головную боль Понтия Пилата:
". Нет, прокуратор, я не врач, – ответил арестант. "
". мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
". поверь мне, я не врач. "

Иешуа - добрый человек. Он никому не причиняет зла:
". тот жестоким не был. "
". Иешуа, не сделавший никому в жизни ни малейшего зла. "
". сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. "

Он считает всех людей добрыми:
". ответил арестант, – злых людей нет на свете. "
". философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые. "
". Добрый человек! Поверь мне. "

Иешуа - застенчивый человек:
". застенчиво ответил арестант. "

Он умеет интересно говорить так, что люди ходят за ним по пятам:
". теперь я не сомневаюсь в том, что праздные зеваки в Ершалаиме ходили за тобою по пятам. Не знаю, кто подвесил твой язык, но подвешен он хорошо. "

Иешуа является довольно образованным человеком для своего времени:
". – Знаешь ли грамоту?
– Да. "

Иешуа знает арамейский, греческий и латинский языки:
". – Знаешь ли какой‑либо язык, кроме арамейского?
– Знаю. Греческий. "
". – ты, может быть, знаешь и латинский язык?
– Да, знаю, – ответил арестант. "

Иешуа - трудолюбивый человек. Оказавшись в гостях у огородника, он помогает ему с огородом:
". Позавчера днем Иешуа и Левий находились в Вифании под Ершалаимом, где гостили у одного огородника, которому чрезвычайно понравились проповеди Иешуа. Все утро оба гостя проработали на огороде, помогая хозяину. "

Иешуа - милосердный человек. Даже во время своей казни он заботится о других преступниках:
". Иешуа оторвался от губки и хрипло попросил палача. "
– Дай попить ему. "

Герой считает трусость одним из главных пороков людей:
". он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость. "
". трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га‑Ноцри. "

Иешуа - безобидный человек, которого не за что казнить. Тем не менее, его казнят, как опасного преступника:
". совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. "

". спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. "

Добрый Иешуа прощает людям их грехи. Он никого не винит в своей казни:
". Он сказал, что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь. "
". он перед смертью сказал, что он никого не винит. "

У Иешуа есть единственный ученик - Левий Матвей (у Иисуса Христа было 12 учеников - это одно из отличий персонажа Иешуа от Иисуса Христа):
". ответил Левий Матвей, – я его ученик. "
". Ты, я знаю, считаешь себя учеником Иешуа. "


В конце концов Иешуа оказывается всемогущим и бессмертным существом. Он представляется собой воплощение добра и света в противоположность князю тьмы Воланду:
". А что же вы не берете его к себе, в свет? (о мастере)
– Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий. "

О прототипе персонажа Иешуа

Прототипом философа Иешуа Га-Ноцри является Иисус Христос. Но при этом Иешуа и Иисус Христос имеют некоторые отличия. Например, в романе Иешуа умирает в возрасте 27 лет, а Иисус Христос был казнен в возрасте 33 лет; у Иешуа есть всего один ученик Левий Матвей, а у Иисуса Христа было 12 учеников. Несмотря на эти и другие различия, Иисус Христос, без сомнения, является прообразом Иешуа, но в булгаковской интерпретации.

Это был цитатный образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова: описание характера и внешности героя, его происхождения, прототипа, а также другие материалы для сочинения.

Место героя в романе

Все произведение М. А. Булгакова построено на принципе двойничества. Ершалаимский мир идет параллельно с московским обществом. В двух мирах выделяются образы Иешуа и Мастера, которые имеют и своих последователей, и своих предателей. Левий Матвей – ученик Иешуа, а Иван Бездомный – ученик Мастера. Га-Ноцри предает Иуда из Кириафа, а Мастера – Алоизий Могарыч. Для полного раскрытия произведения, необходимо понимать, что оба мира тесно переплетены друг с другом.

В то же время образ Иешуа Га-Ноцри интересен в сюжетной линии, связанной со столкновением взглядов данного героя с взглядами Понтия Пилата. Несмотря на то что этих персонажей можно назвать антиподами с различными точками зрения на жизнь, друг в друге они нашли интересных собеседников. И их беседы наполнены философскими мыслями, интересными для всего повествования.

Характеристика образа

Иешуа Га-Ноцри, хотя и является безобидным и ни в чем не виноватым человеком, никого не винит в предстоящей ему казне. Прощение – вот главный принцип Иешуа. Он прощает даже трусость Понтия Пилата, несмотря на то что считал самым главным людским пороком именно трусость. Иешуа умирает, ни разу за свою жизнь не предав собственные убеждения. Он чист перед самим собой.

Значение образа

Иешуа Га-Ноцри – своеобразный Иисус Христос в булгаковской версии. Существует множество точек зрения по поводу такого отождествления. Многие исследователи до сих пор спорят, является ли Иисус прототипом героя, почему герой назван именно так и с какой целью это сделал М. А. Булгаков.

Вероятнее всего, писатель не называет героя именем Иисуса, чтобы показать его человеческое начало. Отличается и возраст Иисуса Христоса и героя романа М. А. Булгакова. Иешуа не обожествлен, он простой человек, который страдает, боится, чувствует боль и радуется любому проявлению жизни. Га-Ноцри – образ человеческой любви к ближним, который в произведении выступает как доброе начало, противопоставленное злым началам (Воланд и его свита).

Перед писателем не было цели описать образ Христа, он показал простого человека, прототипом которого был сам Иисус.

Иешуа является человеком, философские мысли которого затрагивают душу каждого. Именно данный герой учит, что на свете не существует злых людей. Однако Иешуа не пытается распространить свое учение, он высказывает свои мысли в надежде, что они смогут быть поняты каждым человеком.

Данная статья, которая поможет написать сочинение “Иешуа Га-Ноцри в “Мастере и Маргарите”, рассматривает место и значение образа Иешуа в романе М. А. Булгакова.

История создания

Михаил Булгаков

Михаил Булгаков

Все это намекает, что перед читателем стоит узнаваемый герой Библии. Но исследователи нашли подтверждения, что в лице философа Булгаков изобразил Христа только частично. В задачу автора романа не входило воспроизвести события, связанные с сыном Божьим.

Роман

Роман "Мастер и Маргарита"

По мнению биографов Булгакова, именно от этого видения Христа отталкивался писатель, создавая образ Га-Ноцри. Библия преподносит Иисуса как сына Божьего, способного творить чудеса. В свою очередь оба писателя (Булгаков и Достоевский) хотели показать в романах, что Иисус существовал на свете и нес свет людям, не используя при этом мистические способности. Далекому от христианства Булгакову такой образ казался ближе и реалистичнее.

Детальный разбор биографии Иешуа подтверждает мысль, что если Иисус и был использован писателем как прототип Га-Ноцри, то только в общих вехах истории. Философия странствующего мудреца отличается от догматов Христа.

Прототип Иешуа – Иисус Христос

Прототип Иешуа – Иисус Христос

К примеру, Иешуа отвергает мысль, что человек может содержать в себе зло. Такое же отношение к ближнему встречается у Дон Кихота. Это еще один повод утверждать, что образ Иешуа – собирательный. Библейский же персонаж утверждает, что общество в целом (и каждый человек в частности) может быть злым или добрым.

Иешуа не ставил себе цель распространить собственную философию, путешественник не призывает людей к себе в ученики. Мужчина приходит в ужас, когда находит свитки, записанные соратником. Такое поведение в корне отличается от поведения Христа, старающегося распространить учение на всех встречаемых людей.

Образ и сюжет

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри родился в городке Гамла, расположенном на западном склоне Голанской возвышенности. О родителях мальчика ничего не известно, лишь вскользь упоминается, что отец Иешуа прибыл в Гамлу из Сирии.

У мужчины нет близких людей. Философ много лет скитается по свету и рассказывает желающим о собственном взгляде на жизнь. У мужчины нет философской школы или учеников. Единственным последователем Иешуа стал Левий Матвей – бывший сборщик налогов.

Воланд

Воланд

Первым в романе Булгакова, как ни странно, Иешуа упоминает Воланд. Разговаривая с новыми знакомыми на Патриарших прудах, маг рисует перед слушателями портрет просвещенного:

Именно в таком виде предстал перед римским префектом Понтием Пилатом Иешуа Га-Ноцри. В черновиках Булгаков упоминает длинные рыжие волосы мужчины, но позже эту деталь убрали из романа.

Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат

Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат

Бесхитростного философа схватили и объявили преступником из-за проповедей, который читал Иешуа на рынках Ершалаима. Представителя закона поразили проницательность и доброта арестованного. Иешуа интуитивно угадал, что Понтий Пилат страдает от боли и мечтает, чтобы мучения прекратились:

Не менее впечатлило прокуратора, что Иешуа свободно говорил на арамейском, греческом и латинском языках. Допрос с пристрастием внезапно превратился в интеллектуальный разговор двух образованных и нестандартно мыслящих людей. Мужчины спорили о власти и истине, доброте и чести:

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри

Осознав, что причиной ареста стала глупость и недалекость местного населения, Понтий Пилат пытается повернуть судебное расследование вспять. Прокуратор намекает философу, что нужно отвергнуть собственные убеждения, чтобы сохранить жизнь, но Иешуа не готов отказаться от собственного взгляда на будущее.

В этом поступке все, даже стражники, видят смелость мужчины, который до последнего вздоха остается верен себе. Но прокуратор не готов рисковать карьерой из-за умного и доброго путешественника, поэтому, невзирая на симпатии, казнь состоится.

Суд Пилата

Суд Пилата

Приговоренных к смерти ведут на Лысую гору, где и произойдет распятие. Смирившегося с судьбой и не сопротивляющегося Иешуа прибивают к деревянным доскам. Единственное, что смог сделать Понтий Пилат – отдать приказ, чтобы философа быстро закололи ножом в сердце. Подобный поступок избавит славного Га-Ноцри от продолжительных мучений. В последние минуты жизни Иешуа говорит о трусости.

Тело учителя снимает с креста Левий Матвей. Мужчина проклинает бога и Понтия Пилата за смерть друга, но сделанного не воротишь. Префект Иудеи отдает приказ захоронить тело философа, воздав тем самым по заслугам мудрому отшельнику.

Казнь Иешуа Га-Ноцри

Казнь Иешуа Га-Ноцри

Но смерть – вовсе не конец для Иешуа. Философ навещает нового знакомого во снах, где прокуратор и Га-Ноцри беседуют о волнующем их и ищут смысл жизни. Последнее упоминание философа опять же связанно с Воландом. Га-Ноцри отправляет Левия Матвея к черному магу с распоряжением.

Экранизации

Тадеуш Брадецкий в образе Иешуа

Тадеуш Брадецкий в образе Иешуа

Классическая экранизация известного романа вышла в 1988 году. За съемки столь сложного и многогранного сюжета вновь взялся режиссер из Польши – Мацек Войтышко. Критики отметили талантливую игру актерского состава. Роль Иешуа исполнил Тадеуш Брадецкий.

Сергей Безруков в образе Иешуа

Сергей Безруков в образе Иешуа

Недавно на классическое произведение обратили внимание голливудские кинорежиссеры. Большинство сцен американского фильма будут снимать в России. Планируемый бюджет экранизации – $100 миллионов.

Николай Бурляев в образе Иешуа

Николай Бурляев в образе Иешуа

Роман Булгакова в значительной степени основан на осмыслении и переосмыслении евангельских и библейских идей и сюжетов.

В период написания романа Булгаков изучил не только текст Евангелий, но и многочисленные исторические источники об Иудее начала эры, иврит, неканонические толкования. Автор сознательно отступает от евангельского сюжета, предлагая свое видение библейских мотивов.

Самый спорный с библейской точки зрения образ – это образ Иешуа. С ним связаны центральные мотивы романа: мотив свободы, страданий и смерти, казни, прощения, милосердия. Эти мотивы получают в романе новое, булгаковское воплощение, порой очень далекое от традиционной библейской традиции.

Иешуа буквально означает Спаситель; Га-Ноцри означает "из Назарета", Назарет – город в Галилее, в котором жил святой Иосиф и где произошло Благовещение Пресвятой Деве Марии о рождении у нее Сына Божия. Сюда же возвратились после своего пребывания в Египте Иисус, Мария и Иосиф. Здесь прошло все детство и отрочество Иисуса. Таким образом, Булгаков глубоко забирается в библейские толкования.

Первое серьезное различие между библейским мотивом Спасителя и булгаковской трактовкой - это то, что Иешуа в романе не заявляет о своем мессианском предназначении, и никак не определяет своей божественной сущности, в то время как библейский Иисус говорит, например в беседе с фарисеями, что он не просто Мессия, а еще и Сын Божий: "Я и Отец – одно" [1. с. 312]. Но некоторые строки романа, связанные с образом Иешуа, имеют прямую соотнесенность с Библией, например: "…возле того столбом загорелась пыль" [2. с. 53]. Возможно, это описание рассчитано на ассоциацию с тринадцатой главой Библейской книгипод названием "Исход", где рассказывается о выходе евреев из египетского плена, когда Бог двигался перед ними в виде облачного либо огненного столпа: "Господь же шел перед ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем, и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа" [1. с. 282]. Тогда это место в романе служит единственным указанием на божественную сущность Иешуа.

В романе встречается только один эпизод, напоминающий о совершаемых Иисусом евангельских чудесах. "Что такое истина?" - спрашивает Понтий Пилат у Иешуа. Этот вопрос в другом немного звучании встречается и в Евангелии от Иоанна: "Пилат сказал ему: "Итак, Ты царь?" Иисус отвечал: "Ты говоришь, что я царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает голоса моего" [1. с. 407]. В булгаковском же романе Иешуа на этот вопрос отвечает: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет…"[2. с. 38]. Исцеление Понтия Пилата – единственное исцеление и единственное чудо, совершенное Иешуа.

У Иисуса были ученики. За Иешуа же следовал лишь один Левий Матвей. Некоторые исследователи считают, что прообразом Левия Матвея стал библейский апостол Матфей, написавший первое Евангелие.До того, как Матфей стал учеником Иисуса, он был мытарем, то есть сборщиком податей, как и Левий Матвей. Известно, что Иисус в сопровождении своих учеников въехал на осле в Иерусалим. А когда в романе Пилат спрашивает Иешуа верно ли то, что он "через Сузские ворота верхом на осле" въехал в город, тот отвечает, что у него "и осла-то никакого нет" [2. с. 55]. Пришел он в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея, и никто ему ничего не кричал, так как никто его тогда в Ершалаиме не знал.

Иешуа лишь немного был знаком с Иудой из Кириафа, предавшим его, а Иуда из Кариота являлся учеником Иисуса. Очевидно. Что Булгакова не так сильно волновали эти отношения, гораздо больше его занимал вопрос отношений Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.

Во время суда над Иисусом лжесвидетели признавались перед Синедрионом: "…мы слышали, как он говорил: "Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный" [1. с. 186]. Булгаков делает попытку сделать своего героя пророком. Иешуа произносит такую фразу: "Я, игемон, говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины…" [2. с. 41]

Серьезным отличием булгаковского героя от библейского Иисуса Христа является и то, что Иисус не избегает конфликтов. "Суть и тон его речей, - считает С.С.Аверинцев, - исключительны: слушающий должен либо уверовать, либо стать врагом… Отсюда неизбежность трагического конца" [см.10. с. 96]. А слова и поступки Иешуа Га-Ноцри совершенно лишены агрессивности. Кредо его жизни заключается в таких словах: "Правду говорить легко и приятно" [2. с. 348]. Правда для Иешуа состоит в том, что все люди добрые, но есть среди них несчастные. Он проповедует Любовь, а Иисус предстает Мессией, утверждающим Истину.

Следовательно, булгаковский Иешуа – не богочеловек, а человек, временами слабый, даже жалкий, чрезвычайно одинокий, но великий своим духом и всепобеждающей добротой. Он проповедует не все христианские догматы, а лишь идеи добра, значительные для христианства, но не составляющие всего христианского учения. От него нельзя услышать о будущем Царствии Божием, о Спасении грешников, о загробном воздаянии праведным и грешным. Булгаковский Спаситель земной, и ищет добро здесь, на грешной земле. В отличие от евангельского Иисуса, у Иешуа только один ученик, Левий Матвей, поскольку Булгаков полагает, что и одного человека в поколении, воспринявшего некую идею, достаточно, чтобы идея эта жила в веках. Библейские мотивы в образе Иешуа претерпели серьезное преломление.

Читайте также: