Сообщение и по теме лидирующее позиции германии в евросоюзе и в мире

Обновлено: 04.07.2024

После выхода Великобритании из Евросоюза в нём значительно изменился баланс сил в пользу франко-германского тандема. Прошло не так много времени, чтобы однозначно говорить о всех его последствиях для континента, однако какие-то изменения происходят уже сейчас и дают пищу для размышлений.

Начнем с Франции. Несмотря на то, что экономическим лидером ЕС является Германия, у Пятой республики больше возможностей в политической и военной сферах. Более того, даже в переговорах с Великобританией по условиям Брексита французский фактор играл важнейшую роль. Во-первых, главным переговорщиком со стороны ЕС был Мишель Барнье, занимавшийся политической деятельностью в голлистских партиях. Наблюдатели верно оценили этот фактор. Дело в том, что президент Франции Шарль де Голль в 1963 и 1967 годах ветировал вступление Великобритании в Европейское экономическое сообщество, считая её троянским конем США и страной, принципиально отличающейся от континентальной Европы по экономическим, юридическим и культурным параметрам.

Заявление же Барнье, сделанное им в конце декабря 2020 года, красноречиво говорит о его позиции:

Поэтому можно смело утверждать, что в качестве главного переговорщика он стремился к отстаиванию интересов не только ЕС, но прежде всего собственно Франции. Во-вторых, Brexit имеет прямое отношение к военно-политическому положению Франции. Великобритания, имеющая особые отношения с США, особенно в сферах обороны и разведывательной деятельности, традиционно стремилась к тому, чтобы оборонная политика ЕС не противоречила НАТО. Такой подход был частным проявлением политики Лондона, стремившегося быть мостом, связывающим ЕС с США. Некоторые подвижки произошли при премьер-министре Тони Блэре, который в декабре 1998 года подписал с президентом Франции Жаком Шираком в Сен-Мало декларацию о европейской оборонной идентичности. Согласно этой декларации обе стороны должны были создать армию в 50−60 тысяч человек, задачей которой было бы дополнять НАТО на таких направлениях, где Североатлантический альянс не мог быть задействован. Однако, несмотря на это, Лондон по-прежнему был в военно-политических вопросах ближе к США и НАТО, чем к ЕС. Ярким примером такого поведения был 2003 год. Тогда США и Великобритания осуществили вторжение в Ирак, Франция же с Германией были против этой агрессии.

Президента Пятой республики можно понять. Он опасается, что Brexit станет заразительным примером для других стран ЕС. И дело не только в ценностно-идеологическом расколе с проамериканской и пронатовской Восточной Европой. Выход Великобритании серьезно ослабил ЕС в военно-политическом отношении. Так, в 2012 году на Соединенное королевство пришлось 22,4% военных расходов ЕС и 11,8% численности вооруженных сил, используемых странами ЕС в военных операциях (20,8% от средней численности развертываемых вооруженных сил стран ЕС). Теперь военные возможности ЕС урезаны.

«Самым важным союзником в политике безопасности и обороны были и остаются Соединенные Штаты Америки. И они останутся таковыми в обозримом будущем. Без ядерного и обычного потенциала Америки Германия и Европа не могут защитить себя. Это реальные факты… США предоставляют 70 процентов так называемых „стратегических средств обеспечения“, что означает, например, разведку, вертолеты, дозаправку в воздухе и спутниковую связь. Почти 100 процентов средств защиты от баллистических ракет вводятся в НАТО со стороны США. И, конечно же, США обеспечивают подавляющее большинство средств ядерного сдерживания…

По авторитетным оценкам, на то, чтобы компенсировать все это, потребуются десятилетия, и сегодняшние оборонные бюджеты выглядят более чем скромными. Так что мы особенно заинтересованы в том, чтобы Америка оставалась заинтересованной в защите Европы, одновременно смещая свой стратегический фокус на Азию… Идея европейской стратегической автономии заходит слишком далеко, если питает иллюзию того, что мы можем гарантировать безопасность, стабильность и процветание в Европе без НАТО и без США.

Важно отметить, что это был ответ Макрону, заявившему о необходимости большей военно-политической самостоятельности от США и НАТО. Фактически же речь идет о том, что Германия не сможет и не захочет расходиться с США. Это связано с тем, что прошедшие под чутким американским контролем денацификацию политические элиты ФРГ априори не могут стать суверенными в таких вопросах.

С экономической точки зрения Brexit оказал заметное влияние на Францию, причем его нельзя однозначно определить как позитивное или негативное. Так, из Лондона в Париж переместилось 170 млрд евро активов и 2500 рабочих мест. Однако, как всегда, Дьявол кроется в деталях. Первое место по притоку финансистов из Лондона занимает ирландская столица Дублин, Париж занимает второе место, далее идут Люксембург, нидерландский Амстердам и германский Франкфурт-на-Майне. Далее, перебравшиеся на континент банки, такие как Standard & Poor’s, Blackstone Group, Goldman Sachs Group и JPMorgan Chase являются американскими. Наконец, Лондон все равно остается финансовым центром Европы, хотя его позиции в глобальном финансовом мире в определённой степени переформатированы. Кроме того, французские предприятия наряду с предприятиями других стран ЕС страдают от реалий, сложившихся после выхода Великобритании из ЕС и введения новых таможенных правил. Таким образом, с экономической точки зрения Brexit действительно является разрушительным процессом для обеих сторон, но его последствия более чётко проявятся позднее.

Однако примечательно, что, действуя подобно Ангеле Меркель, он заявил о провокации с Навальным следующее:

Стоит также отметить, что Тэтчер предупреждала страны народной демократии насчет членства в ЕС, которое повлечёт за собой угрозу создания европейского супергосударства и европейской армии с лишением этих государств суверенитета. При этом она считала, что восточноевропейские страны должны быть в НАТО. И тут мы подходим к парадоксу: Франция и Германия, мечтающие сохранить ЕС в нынешнем составе, могут превратить его в самостоятельного игрока только путём избавления от экономического балласта из числа сателлитов США и Великобритании, то есть значительной части ЕС. Другой же парадокс состоит в том, что США при Байдене могут не только сохранить присутствие американских войск в Германии, но и вернуться к проекту Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, невыгодного ЕС.

В этой связи очень примечательно, что немецкий политолог Александр Рар в интервью изданию Украина.ру сказал следующее:

Однако 24 января в Telegram Рар написал:

И эта страна претендует на самостоятельность и лидерство в ЕС?!

Не нужно забывать и о том, что даже в либеральных демократиях личность и волевые качества лидера имеют большое значение. Будет ли Лашет, если станет канцлером, таким же лидером как Меркель? Кто будет преемником Макрона? Смогут ли они сделать Евросоюз мощным самостоятельным образованием, или он будет противостоять России и Китаю вместе с США? На эти вопросы пока нельзя однозначно ответить.

Гост

ГОСТ

Политика Германии в Европейском Союзе на современном этапе

Внешняя политика Германии – это общий курс ФРГ в международных делах и вся совокупность отношений страны с другими государствами и международными организациями.

На сегодняшний день Германии отводится довольно весомое положение на мировой арене по целому ряду направлений. Особую роль она играет в Евросоюзе, большое внимание уделяется его развитию и поддержке. Более того, Германия отождествляет свою внешнюю политику с внешней политикой ЕС, а потому стремится к улучшению и усилению общей европейской политики в сфере безопасности, обороны и развития.

Федеративная Республика Германия - одно из наиболее мощных государств в Европейском Союзе. Он не только выстраивает общею линию развития ЕС, но и представляет его интересы на политической арене. Учитывая это, многие страны и регионы, выстраивая отношения с Европейским Союзом, ориентируются на Германию как основной центр силы.

В рамках ЕС приоритетным направлением внешней политики Германии считается, прежде всего, укрепление данной организации, его стабилизация и защита от возможных угроз, а также его активное развитие в различных направлениях. Основные концептуальные направления внешней политики Германии в общем виде представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Концептуальные направления внешней политики ФРГ на современном этапе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Способы достижения целей внешней политики Германии в рамках каждого из вышеобозначенных направлений находят свое отражение в соответствующего род документах (доктринах, конвенциях и пр.), закрепляющих за ФРГ статус ведущей мировой державы, а также формирующих основу для реализации ее внешнеполитического потенциала, повышения роли в НАТО и обеспечения лидерства в деятельности Евросоюза.

Готовые работы на аналогичную тему

Современная Германия использует Евросоюз в качестве инструмента реализации своей внешней политики. Проявляется это, в основном, в экономической сфере за счет распространения своей продукции как на европейских рынках, так и за его пределами.

Помимо прочего, Германия активно занимается налаживанием связей с восточной частью ЕС. В данном случае одним из приоритетов внешней политики ФРГ выступает попытка консолидировать государства Центральной и Восточной Европы. Кроме того, имеет место быть ярко выраженная ориентация на углубление интеграции ЕС и преобразование его институциональной структуры с целью повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток. Особое внимание при это отводится обеспечению эффективности интеграции в ЕС новых членов.

Приоритетные направления внешней политики ЕС под председательством Германии

Сегодня Германия имеет довольно много внешнеполитических приоритетов в Евросоюзе. Глава немецкого МИД выступил с заявлением, что Европа должна, в первую очередь, с одной стороны выступить единым фронтом в противостоянии с Китаем, а с другой – укрепить свой суверенитет по отношению к США.

На сегодняшний день руководство Германии к числу основных приоритетов Берлина в сфере европейской внешней политики относит:

  • укрепление европейского суверенитета в сфере технологий, ресурсов и обороны;
  • более уверенная позиция в отношениях с Китаем и США.

Выработка единогласной европейской позиции в отношениях с Китаем попросту незаменим, особенно, учитывая необходимость расследования причин пандемии COVID-19 и все более активные действия, предпринимаемые Китаем в Гонконге и его окрестностях. К числу прочих внешнеполитических интересов Германии в ЕС может быть отнесено оказание помощи бедным регионам мира. Впрочем, он играет далеко не первую роль.

Еще одним приоритетом Германии выступала адекватная реакция на смену политического лидерства в США. Так, одним из приоритетов Германии в 2020 году стала разработка конструктивной повестки, с которой страна могла бы прийти к новой администрации Байден или второй администрации Трампа. Укреплять стратегическую независимость от США Германии следует вне зависимости т исхода выборов. Германия настаивает на необходимости укрепления европейского суверенитета в отношениях с Вашингтоном, в особенности тех, что касаются вопросов обороны.

Министр иностранных дел ФРГ в своем недавнем выступлении отметил важность завершения работы над инициированным Францией Европейским фондом мира, предназначенным для финансирования оборонных проектов в сфере общей внешней политики и политики безопасности европейских стран.

Прочие ориентиры внешней политики Германии

Приоритетной целью внешней политики Германии по-прежнему остается сохранение мира и безопасности во всем мире, а сама она неразрывно связана с деятельностью Организации Объединенных Наций и Евросоюза.

К числу прочих приоритетных направлений реализации внешней политики Германии на современном этапе ее развития могут быть отнесены:

  • укрепление социальной справедливости;
  • борьба с отмыванием денег, уклонением от налогов, мошенничеством и налоговым демпингом;
  • расширение сотрудничества с Африканскими странами на всех уровнях;
  • дальнейшее развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недопущение конфликтов и напряжённости внутри организации в случае обнаружения разногласий;
  • улучшение организации и управления процессами беженства и миграции, борьба с причинами бегства;
  • укрепление сплоченности Европы на всех уровнях с опорой на ее демократические и конституционные ценности и принцип взаимной солидарности;
  • расширение партнерских отношений со странами-соседями ЕС (регионами Ближнего Востока, Средиземноморья и СНГ).

Также одним из ориентиров германской внешней политики было и по-прежнему остается усиление роли международных организаций, таких, например, как ООН, и активизация своего участия в их деятельности. Центральными остаются задачи по разоружению, контролю за вооружениями и нераспространением оружия массового поражения.

Кроме того, реализуемая Германией внешняя политика направлена на обеспечение устойчивости мирового развития, предупреждение возникновения глобальных катастроф, а также укрепление и уважение прав человека во всем мире.

ФРГ – крупнейшая экономика Европы и одна из самых состоятельных и развитых экономик в мире. Цифры экономической статистики говорят сами за себя: в 2018 г. в рейтинге стран по общему объему ВВП Германия занимала четвертую позицию, по объему ВВП по паритету покупательной способности – пятую. Если обратиться к рейтингу экономик мира в 2020–2021 гг. (по данным ООН), то здесь Германия уверенно занимает четвертую позицию, уступая только лишь Японии, Китаю и США.

Можно отметить, что до 2007 г. страна находилась соответственно на третьем и четвертом местах. Некоторый регресс обусловлен мировой конъюнктурой и волатильностью, возникшей после кризиса 2008 г., однако тот факт, что Германия на протяжении десятилетий сохраняет позиции в числе мировых экономических лидеров, позволяет рассматривать ее в качестве стержневой станы Европейского сообщества.

Характеризуя экономику Германии образца 2021 г., целесообразно очертить некоторый круг ее основных черт и специфических особенностей. Германия – государство с постиндустриальной экономикой, т.е. экономикой услуг и экономикой знаний. Именно сфера услуг занимает в экономике страны около 54%, 45,9% приходится на производственный сектор, 0,1% – на агробизнес.

Доминирование сектора услуг является сложившимся базисом: еще по результатам 2011 г. их доля в ВВП страны составляла 78%. В некотором историческом экскурсе отметим, что с начала 1970-х гг. сфера услуг демонстрировала поступательный рост, однако уже к 2001 г. обогнала промышленность. При этом основная доля услуг приходится на область промышленности. Некоторый откат, который отмечается в последние годы, обусловлен главным образом естественным переформатированием структуры сферы услуг: за текущее пятилетие особую значимость стали обретать такие виды услуг, как электронное обеспечение, обработка цифровых параметров, логистика, лизинг и др.

Дальнейшее развитие данного сектора имеет под собой достаточно оснований: созданы все условия для развития туризма, финансовых услуг, значимым фактором в этом ключе является налаженная сеть высокоэффективных железных и автомобильных дорог, востребованные воздушные гавани и морские порты, имеющие высокую пропускную способность и безусловную логистическую значимость.

Второй доминантой, которая обеспечивает устойчивость экономики ФРГ, является промышленность страны. Анализируя ее структуру, можно выделить автомобилестроение, строение общественного транспорта, сектор технического оснащения. Весьма значима роль черной металлургии, а также химии, фармацевтики, косметики. Нельзя не отметить и ставшее своеобразным брендом понятие немецкого качества. Весьма наглядно это прослеживается на примере немецкого автопрома: именно немецкие автомобили давно зарекомендовали себя как одни из наиболее надежных, а научные центры, филиалы и дилерские центры немецких автогигантов имеют более чем широкую мировую географию.

Высокопроизводительным остается и сельское хозяйство Германии. Страна входит в число лидеров по производству зерна, продукции животноводства, молока. Отметим, что уровень эффективности сельскохозяйственного производства ФРГ – а он существенно выше, чем в ЕС в целом – обусловлен высочайшей степенью механизации, применением современных и инновационных агропромышленных технологий. При этом в сельском хозяйстве стран, где заняты всего около 2–3% работоспособного населения, превалирует мелкое семейное фермерство, которое привлекает при необходимости временных работников, располагающих основным источником дохода в других сферах занятости.

Пандемия коронавируса негативно сказалась на экономике всех стран. В этом смысле Германия исключением не стала. По данным Федерального статистического ведомства ФРГ (Destatis), на начало мая 2021 г. объем поставок немецкой продукции на мировой рынок достиг 126,5 млрд евро – объем поставок фактически восстановился до уровня февраля 2020 г., за которым последовал жесткий спад, вызванный COVID-ограничениями и локдаунами. Текущий потенциал экономки страны, а также отложенный из-за пандемии внутренний и внешний спрос допускают некоторые оптимистичные прогнозы. По результатам 2021 г. Deutsche Bank скорректировал цифры роста ВВП Германии, подняв планку с 3,7 до 4%. Аналогичная позиция и у Commerzbank, который поднял прогнозные значения с 3,5 сразу до 4%.

Подобная динамика – а двукратный рост, случившийся за несколько лет, нельзя не назвать существенным – объясняется тем, что после Brexit именно Германия взяла на себя роль флагмана и ядерного компонента углубления европейских интеграционных процессов. Соответственно, финансовая составляющая тоже значительным образом возросла. Германия объективно стала самым главным донором ЕС-интеграции.

Необходимость нести повышенные финансовые обязательства неоднозначным образом была воспринята в европейских странах, которые относятся к числу наиболее экономически развитых. В этом ключе целесообразно отметить, что после выхода Великобритании из ЕС Еврокомиссия пересмотрела структуру взносов, которые осуществляют основные государства-доноры. Так, с 1,17 до 1,14 % снижен взнос, определяемый как процент от ВВП страны, уплачиваемый в общеевропейский бюджет, кроме того, сокращены ставки таможенных сборов.

Как ожидается, в 2021–2025 гг. это позволит сэкономить Германии 8,4 млрд евро.

Еще один важный аспект, который определяется экономическим положением Германии и достигнутым там уровнем жизни, заключается в том, что страна на протяжении многих лет является центром притяжении миграционных потоков. Уровень гарантированных государством социальных гарантий для мигрантов заставляет многих искать различные способы попасть в Германию и легализоваться там в соответствующем статусе. К слову, по данным на 2020 год в Германии проживало 1,31 млн лиц, которые получили статус беженца (в 2019 г. было на 50 тысяч человек больше). Совершенно понятно, что необходимость решения проблемы поддержки мигрантов – а она требует постоянного участия и финансовых вливаний – также есть одно из следствий проводимой ФРГ политики относительной открытости.

Говоря о некоторых положительных аспектах, которые инспирированы фактическим положением ФРГ как стержневой страны Европейского сообщества, отметим следующее.

Фактически Германия, равно как и другие страны-доноры, может извлекать (и извлекает) больше выгод от присутствия на общем европейском рынке. Существует точка зрения, согласно которой на те финансовые ресурсы, которые предоставляют государства-доноры и которые так или иначе получают страны-реципиенты, последние закупают промышленную продукцию и делают это именно у тех самых флагманов и лидеров в сфере технологий и промышленного производства (условно говоря, у той же Германии и Голландии).

В целом представляется обоснованным тезис о том, что роль Германии как стержневой экономики Европейского союза детерминирована комплексом эффектов как положительного, так и отрицательного свойства. Нахождение здесь некоторого баланса, точки паритета – одна из основных системных задач социально-экономической реальности современной Германии, решение которой при всей своей инвариантности должно подчиняться необходимости дальнейшего поступательного прогресса как национальной экономики ФРГ, так и экономики ЕС в целом.

По случаю Дня Европы: что нужно знать о роли Германии в Европе и внутри ЕС.

Инициатива Pulse of Europe образовалась в Германии.

Инициатива Pulse of Europe образовалась в Германии. dpa

9 мая 1950 года тогдашний министр иностранных дел Франции Робер Шуман предложил основать Европейское объединение угля и стали. Это считается датой основания Европейского союза. День Европы 9 мая напоминает об исторической речи Шумана. Какую роль в Европейском сообществе Германия занимала и занимает? Десять дат и фактов.

Читайте также: