О первых каменных постройках сообщение

Обновлено: 04.07.2024

ПО СЛЕДАМ ДРЕВОДЕЛОВ

Каменное строительство на Руси началось, как известно, с конца X века, после того как князь Владимир Святославич принял христианство. Именно с этого времени появилась потребность в новых культовых сооружениях. Следуя византийской традиции, киевский князь строит первую каменную церковь во имя Успения богоматери, или, как ее называли впоследствии, Десятинную. С 989 года, то есть с момента закладки Десятинной церкви, и ведет свою историю древнерусское каменное зодчество. Нет ничего удивительного в том, что первые каменные здания строили мастера, приглашенные на Русь из Византии. Ведь языческая Русь каменного строительства не знала. Не было своих мастеров каменного дела, не было и соответствующих строительных традиций. Обработка камня, изготовление кирпича и приготовление извести требовали не только больших затрат времени и энергии. Каменное строительство предполагает высокий уровень развития ремесла, материальной и духовной культуры в целом.

Непопулярность камня в языческие времена объяснялась еще и тем обстоятельством, что в распоряжении наших предков находился такой замечательный строительный материал, как дерево. Изобилие разнообразных пород (сосна, ель, дуб, лиственница, липа, клен, осина и.т. д.), прочность, способность противостоять различным атмосферным воздействиям, простота обработки при помощи самых элементарных инструментов — все это и предопределило первенство дерева среди других строительных материалов. Из дерева строили все — от простого землепашца до боярина и князя, дерево прекрасно подходило и для жилых построек, и для хозяйственных. Не составляли исключения из этого правила и культовые сооружения. Арабские и западноевропейские путешественники, побывавшие в славянских землях, отмечают, что строительство повсеместно было деревянным.

После принятия христианства наряду со строительством каменных храмов началось и массовое возведение

деревянных церквей. Развитая традиция деревянного строительства позволяла возводить церкви с наименьшими затратами средств и очень быстро. Если каменный городской или монастырский собор в XI веке строился не менее 4—5 лет, то деревянный возводили несравнимо быстрее. Бывали случаи, когда церковь сооружали в один день. Разумеется, такие храмы уступали грандиозным каменным постройкам времени Владимира и Ярослава, зато они в полной мере отвечали материальным возможностям рядовых прихожан. Среди первых деревянных храмов Древней Руси были и небольшие клетские церквушки, близкие по типу обычной избе, были и такие великолепные сооружения, как тринадцатиглавый Софийский собор в Новгороде и Успенский собор в Ростове.

Если каменные храмы, особенно в домонгольское время, были редкостью, то деревянные возводились в огромном числе уже в XI веке. По свидетельству Дитмара Мерзебургского, в Киеве в начале XI века было около 400 церквей. Поскольку жилые, хозяйственные и оборонные сооружения Киева этой поры также были деревянными, то легко себе представить соотношение 3—4 каменных зданий, которые к началу XI века существовали в Киеве, и целого океана деревянных изб, хором, амбаров, церквей и часовен. Таким же было соотношение каменной и деревянной застройки и в других крупнейших городах Руси XI — XIII веков.

О том, как выглядели деревянные сооружения древнейшей поры, судить крайне сложно. В письменных источниках можно найти весьма краткие упоминания об отдельных постройках, но почти полностью отсутствуют хотя бы беглые их описания. Сохранившиеся памятники деревянной архитектуры относятся в подавляющем большинстве к XVI — XIX векам, причем и среди памятников названного хронологического диапазона преобладают позднейшие постройки. Речь идет именно о памятниках архитектуры, то есть о выдающихся по своим художественным достоинствам сооружениях, главным образом о постройках культового назначения. Рядовые постройки гражданской архитектуры того же периода сохранились намного хуже по сравнению с немногочисленными памятниками церковного назначения.

Единственный способ познакомиться с массовым светским строительством древнейшего времени — обратиться к результатам археологического изучения древних городов. Раскопки в Новгороде, Киеве, Ладоге,

Пскове и других русских городах дают замечательный материал для суждения о деревянном строительстве не только христианской, но и языческой эпохи.

Пожалуй, именно этот вопрос более всего занимал Ю. П. Спегальского, когда он приступил к разработке проблем, связанных с особенностями жилища Северо-Западной Руси IX — XIII веков. Показательно, что иследователь ставил перед собой проблему исключительной трудности — реконструировать объемно-пространственный облик исчезнувшей застройки, опираясь при этом на археологический материал Новгорода и Ладоги. Раскопки в Новгороде и Ладоге ведутся с давних пор, открытые здесь остатки многочисленных деревянных сооружений дают возможность составить представление не только об отдельных выдающихся сооружениях, но и о массовой застройке. Последнее особенно важно, поскольку массовая, можно сказать — типовая, застройка определяла облик не только Новгорода и Ладоги, но и любого другого древнерусского города. Выводы, полученные на материале этих двух городов, можно было бы с небольшими поправками на местное своеобразие и индивидуальность конкретной постройки распространить и на другие города.

Сложность поставленной Ю. П. Спегальским задачи усугублялась еще и тем обстоятельством, что он должен

. Ю. П. Спегальский отдавал должное своим предшественникам. Особенно высоко он оценивал результаты работ И. Е. Забелина, но одновременно исследователь решительно подчеркивал свой собственный подход к материалу и неприемлемость старых методов. Позиция самого Ю. П. Спегальского основывается на следующих принципах. Прежде всего для него совершенно непригоден любой подход, который предполагает заранее принятую схему или концепцию. Втискивать архитектурно-археологический материал в рамки предвзятой теории представляется ему едва ли не самым большим прегрешением перед научной истиной. Дело должно обстоять прямо противоположным образом: в полной мере доверия заслуживает только сам археологический материал; малейшее противоречие натурных данных формирующемуся обобщению ставит над последним знак вопроса. Такой подход ясно показывает, что, стремясь к предельной достоверности выводов, Ю. П. Спегальский на первый план выдвигает объективные научные данные — факты архитектурно-археологического происхождения.

Однако, коль скоро археологические данные — всего лишь остатки первоначального целого, а задачей своей

1 - Спегальский Ю. П. Жилище Северо-Западной Руси IX - XIII вв. Л., 1972, с. 16 назад

ученый ставит реконструкцию этого целого, то встает вопрос о принципах истолкования исходного материала. Ведь раскопками, как правило, устанавливается план исчезнувшего объемно-пространственного целого, но на одном и том же основании можно возвести или реконструировать самые разнообразные наземные части. Из чего в данном случае исходил исследователь? Отвечая на этот вопрос, мы должны вспомнить, что Ю. П. Спегальский по образованию был архитектором и на подходе его к любой проблеме сказывалась логика зодчего, который ищет прежде всего функциональное и конструктивное обоснование для изучаемого материала. При работе с археологическим материалом его в первую очередь занимает вопрос о назначении той или иной части анализируемого здания, об особенностях конструктивного осуществления того или иного узла исходя из возможностей дерева.

Ю. П. Спегальский убедительно опроверг суждения своих предшественников о назначении этой части жилой постройки и предложил свою, неожиданную на первый взгляд, версию, согласно которой внешним ограждением ладожского дома были узкие галереи, утеплявшие дом и служившие для бытовых нужд. В работе ученого - дается конструктивное обоснование галерей, устройства крыши, полов, воспроизводится декоративное решение фасадов. Галереи ладожских изб располагались, как показал Спегальский, с двух или с трех сторон, а иногда охватывали избу и с четырех сторон. Нередко изба соединялась переходом с холодной клетью.

Все эти наблюдения — прекрасный пример того, как, избавившись от стереотипов, исследователь восстанавливает картину подлинного историко-архитектурного прошлого. Ведь предлагавшиеся до него реконструкции объясняли, данную особенность ладожских домов, осно-

вываясь на этнографическом материале и исходя из незыблемости типов и форм деревянного строительства.

У Ю. П. Спегальского был замечательный дар распознавать древний смысл того или иного архитектурного термина, по незначительным остаткам определять назначение отдельных помещений и, следуя строительной логике, реконструировать композицию, форму и конструкцию здания или его частей.

То большое внимание, которое уделялось Спегальским терминологии, кажется совершенно естественным и, более того, обязательным для ученого, приступающего к изучению того или иного явления. Однако так бывает далеко не всегда. Обратных примеров из практики работы дореволюционных и советских исследователей можно было бы привести великое множество.

В дальнейшем повалуша поднимается на подкат, устраивается в отдельном срубе и оказывается в составе многосрубных хором, обретая башнеобразный облик к XVI—XVII векам. В XV веке повалуши встречаются уже в составе княжеских хором. Название это в позднее время проникло и в деревенский обиход для обозначения общего помещения в избе.

В книге Спегальского содержится множество интереснейших наблюдений, суждений и гипотез, связанных с реконструкцией как массового жилища древнейшей поры, так и домов богатых посадских людей. Подробно на материале новгородских раскопок проанализированы проблемы воссоздания внешнего и внутреннего облика боярских хором X—XIII веков, а также княжеского жилища.

Вероятно, не все гипотезы Ю. П. Спегальского получат подтверждение в дальнейшем. Такова участь всех гипотетических построений. Что-то оказывается соответствующим научной истине, что-то не подтверждается, но, возбуждая интерес к поставленной проблеме, способствует ее разрешению и тем самым помогает развитию науки. Работа Спегальского о жилище Северо-Западной Руси будит исследовательскую мысль, заставляет соглашаться или спорить, а это верный признак ее злободневности.

Важный вклад в разработку этого вопроса внес Ю. П. Спегальский. Взаимоотношения каменного и деревянного зодчества рассматриваются им в специальной статье, построенной,таким образом, что в поле внимания исследователя оказываются самые важные памятники столпообразного и шатрового типов.

О происхождении и взаимовлияниях форм каменного и деревянного зодчества писали многие предшественники Ю. П. Спегальского. Среди них И. Е. Забелин, считавший деревянную архитектуру своего рода первоисточником форм для мастеров каменного дела. В советское время прямо противоположную позицию занимал Н. И. Брунов, отводивший ведущую роль каменной архитектуре, памятники которой, по его мнению, служили образцами для плотников — строителей шатровых храмов второй половины XVI и XVII веков. Главный вопрос, на который в конечном счете пытались ответить историки архитектуры, писавшие о взаимоотношениях каменного и деревянного зодчества, можно сформулировать так: возможно ли объяснить происхождение каменного шатрового храма особенностями развития только самого каменного зодчества, а если нет, то чем обязано каменное строительство деревянному?

Ю. П. Спегальский, отмечая сложный характер связи между архитектурными приемами и формами каменного и деревянного строительства, писал о взаимном, а

не одностороннем влиянии 1 . Особое внимание он уделял, если можно так сказать, внутренним ресурсам каменного зодчества, изучению тех возможностей, которые были заложены в приемах каменной архитектуры. Не было ли предпосылок для возникновения шатрового храма в процессе предшествующего развития каменного зодчества?

В статье проанализированы древнерусские постройки XII — начала XVI века, которые, по мнению Ю. П. Спегальского, содержали отдельные элементы, впоследствии сложившиеся в стройную систему каменного шатрового храма. Это собор Евфросиньева монастыря в Полоцке и псковские храмы с шестнадцатискатным покрытием и постаментом под барабаном. Отдельно рассмотрены первый памятник шатровой каменной архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском и ее предшественники.

Полоцкая постройка была первой в ряду многочисленных построек второй половины XII — начала XIII века, которые нередко именуются башнеобразными. Подчеркнутый вертикализм композиции роднит постройки этого типа с шатровыми храмами-монументами XVI века. Таким образом, истоки новых веяний в архитектуре

XVI века есть основания связывать с творческими исканиями мастеров домонгольского времени.

В том же ряду рассматриваются и псковские храмы с шестнадцатискатным покрытием. Как объяснить происхождение этого чрезвычайно эффектного приема венчания храма,— приема, который лучше всего можно понять на примере хорошо сохранившейся церкви Успения в селе Мелётове?

И опять Спегальский убедительно показывает, что подобно трехлопастному кокошнику форма многоскатного покрытия обязана своим происхождением не деревянной архитектуре, а каменной. Псковские зодчие XIV—XV веков решали вполне определенные конструктивные задачи. Среди излюбленных приемов перекрытия здания у псковских мастеров на первом месте были повышенные подпружные арки с восьмиугольным постаментом под барабан. Именно следствием этого конструктивного приема и была форма венчающих частей под барабаном. Что касается щипцовых покрытий основного объема храма, то их появление опять же не результат предпочтения форм деревянного зодчества, а следствие приема, с помощью которого устраивалась кровля, крепившаяся к брусьям, положенным на шелыгу и в пазухи сводов.

Происхождение храмов типа Вознесенского в Коломенском Спегальский считает закономерным результатом развития каменного зодчества. Среди храмов, которые в той или иной мере могут рассматриваться как предшественники Вознесенского, он рассматривает церковь Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре в Москве, Ильинскую церковь в селе Ильинском Малоярославецкого района Калужской области и церковь Благовещенского погоста Кольчугинского района Владимирской области. В них исследователь видит первые шаги на пути от бесстолпных типов к шатровым, а храм Вознесения — это своего рода итог, синтез тех приемов и форм, которые ранее уже существовали, но по отдельности.

утверждать непосредственную связь между каменным зодчеством традиционного характера и шатровой архитектурой.

Несмотря на то, что дошедшая до нас древнерусская каменная архитектура в какой-то мере изменена позднейшими влияниями, она имеет древнюю основу. Большое каменное строительство на Руси началось в Х веке. В архитектуре первых каменных храмов сказывалось влияние Византии, но с самого начала ярко проявились самобытные черты русского каменного зодчества. Так, в основе киевской Софии лежал пятинефный принцип, но в то же время храм отличался большим своеобразием – имел тринадцать куполов над сводами, а не дошедшая до нас Десятинная церковь (первое каменное здание Киева) – имело 25 куполов.

Характерной чертой древнерусского каменного зодчества с самого начала его возникновения являлось умение создателей органически вписывать храмы в окружающий ландшафт. Мастера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озер, на возвышениях, чтобы они были маяками для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересекаемый мягкими очертаниями холмов, древние русские церкви вписывались как необходимый завершающий вертикальный акцент среди волнистых линий. Церкви не были слишком высокими, ни угловато-остроконечными, им свойственна компактная пластичность и округленность форм. Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое.

В XII веке утвердился тип крестово-купольного храма. Он был шести – или четырехстолпный, одноглавый, со шлемовидной главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими абсидами с восточной стороны. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части – соответственно разделению внутреннего пространства храма. Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода – закомарами. Закругленные абсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают угловатость, храм выглядел почти скульптурно. Чудесным произведением древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли. Она одна стоит в поле, на берегу реки, вокруг нет никаких строений, словно огромная белоснежная статуя церковь видна издалека, даже с окраины Владимира.

Очень рано сложились на Руси определенные архитектурные школы: новгородская, киевская, псковская, владимирская и др. Особенностью, например, псковской и новгородской архитектуры было то, что здесь строили крупные здания не из кирпича, а из естественного камня. Во Владимире широко применяли белый тесаный известняк. Редчайшим памятником владимирской архитектуры являются Золотые ворота Владимира, сохранившиеся до нашего времени.

Основными характерными особенностями архитектурного стиля древнерусского зодчества X – XII века являются стройность силуэта, изящество плавно изогнутых линий и строгость внешнего вида в контрасте с пышным убранством интерьера.

В конце XII века начинается новый этап развития древнерусской архитектуры, прерванный в 30 – 40–х годах следующего столетия монголо-татарским нашествием. В этот период большое внимание уделяется внешней отделке зданий. Если в предшествующее время даже такие значимые храмы, как новгородская София, были выложены простым, необработанным камнем без каких-либо особых украшений, то теперь почти повсеместно основное внимание уделяется внешним формам – экстерьеру. В этом состоит особенность нового архитектурного направления. Для него также характерны стройная пирамидальность силуэта здания и чрезвычайно богатая декоративная разработка фасадов.

Вертикальная динамическая устремленность композиции, придававшая архитектурному образу русской церкви характер храма-монумента, проявлялась во всех русских архитектурных школах того времени. Дальнейшему его развитию помешало нашествие. На большей части страны каменное строительство надолго прекращается. Ценнейшие памятники архитектуры разрушаются. Однако древние традиции русской архитектуры сохранились.

После превращения Москвы в столицу государства особенно оживленное строительство идет в Московском Кремле. В 1475 – 1479 годах строится Успенский собор. Здание собора по стилю близко владимирской архитектуре, с характерными для нее узкими щелевидными окнами, куполами-шлемами, строгими, белокаменными стенами с аркатурным поясом. В 1484 – 1489 годах неподалеку от Успенского собора возводится Благовещенский собор, в 1505 – 1509 годах сооружается Архангельский. Удивительным архитектурным памятником этого времени является Грановитая палата, представляющая собой квадратное одностолпное строение с замечательной фресковой живописью. В 1485 году начинается сооружение стен нового Кремля. В центре Кремля высится Иван Великий – церковь-столп со звонницей наверху.

В XVI веке русская архитектура достигает нового расцвета. В это время создаются такие выдающиеся памятники, как храм Вознесения в селе Коломенском (1532 год), Покровский собор на Красной площади, Смоленская крепость и др.

Огромную роль в жизни страны сыграли монастыри. В XIV веке митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики перевели монастыри с келиотского устава на общежитейный. В связи с этим в монастырях начинают строиться крупные столовые – трапезные. Площади монастырей разрастаются. Для их охраны возводятся мощные сооружения. В XIV – XV веках возникли крупнейшие монастыри: Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спас-Ефимьев и др. К концу XVI века в стране насчитывалось до 200 монастырей. Создание многих монастырей связано с деятельностью тех, кто осваивал российские земли.

Одним из выдающихся памятников зодчества является Соловецкий монастырь. Монастырь был мощнейшей крепостью, в течение почти 300 лет прикрывавшей единственный морской путь в Западную Европу. Строительство Соловецкого кремля началось в XV веке, а завершилось к началу XVI-го. Несокрушимость кремля обусловлена, прежде всего, тем, что при его создании было найдено оптимальное решение древней строительной проблемы.

С давнего времени в архитектуре боролись два принципа: стремление использовать естественный камень и попытка заменить его искусственным кирпичом. Кирпич – хрупок, а естественный камень – практически вечен, однако для того чтобы сложить из него крупное сооружение, нужно придать каждому камню ровную поверхность, что требовало огромного труда.

Небольшие пустоты или слабые места в стене вели к разрушению здания. Стены кремля на Соловках сложены из огромных многотонных глыб, но их не обтесывали и не подгоняли. Пространство между глыбами заполняли кирпичом и известью. Стены получились особенно прочными, так как внешняя цементирующая камень корка не была нарушена. Занимая малую площадь, кирпич не разрушался, ему некуда было осыпаться, так как со всех сторон он был зажат многотонными валунами. Так издавна строили и в Новгороде, но таких огромных блоков, как в Соловецком монастыре, нигде не использовали.

В XVI веке внутри Соловецкого кремля возводятся крупнейшие каменные сооружения Руси того времени – Успенская трапезная церковь (1552 – 1557), Спасо-Преображенский собор (1558 – 1566) и многочисленные постройки. Для промысла в монастыре строились одни из первых на Руси каменные производственные помещения. Здание водяной мельницы является древнейшей из сохранившихся построек производственного характера. Через крытую аркаду оно соединялось с помещением сушильни, где перед помолом сушилось зерно.

Очень интересна архитектура этих зданий. Фасад мельницы членится широкими лопатками и завершается под карнизом декоративным фризом – богатым на освещенном фасаде и более скромным – на фасаде, затененном галереей. Торцовые фасады завершались щипцами, и линия карниза здесь соответствовала наклонным линиям двускатной крыши. Таким образом, декоративный пояс карниза изменялся в зависимости от линии кровли и условий освещения при одних и тех же декоративных элементах. Стремление к высокохудожественному совершенству архитектуры скромного хозяйственного сооружения, расположенного на скрытом от посторонних взоров хозяйственном дворе, является важной особенностью, свидетельствующей о тонком художественном чутье народных мастеров.

Тысячелетние традиции деревянной архитектуры не были забыты и в XVI – XVIII веках. В XVI – XVII веках и в каменной архитектуре сформировался своеобразный шатровый стиль, копирующий соответствующие деревянные сооружения. Так, в Москве в Покровском соборе на Красной площади можно увидеть много типичных для деревянной архитектуры деталей. Здесь и крытые переходы, и наружные лестницы, крылечки, и сочетания шатрового и луковичных верхов, и многое другое, определяющее народный вкус.

В Софийском соборе Новгорода также сказалось влияние традиций русской деревянной архитектуры, но в более скрытой форме. В начале XVII века наблюдается некоторый упадок в развитии архитектуры, связанный с иностранной интервенцией и разрухой. Конец XVII века характеризуется новым расцветом русской архитектуры. В это время с Запада в русские города проникают элементы архитектурного стиля барокко (в переводе с итальянского – странный, неправильный), который распространился из Италии во многие страны.

Барокко представляет собой торжественный и пышный стиль, который характеризуется изогнутыми формами и линиями, обилием лепных или резных внешних и внутренних украшений, затейливыми завитками узоров, статуями, лепными виньетками и др. В русской архитектуре влияние барокко сказалось несколько позднее. Сложившийся в конце XVII века стиль нарышкинского или московского барокко вырос на основе местных архитектурных традиций и свидетельствовал лишь об отходе строителей от церковных догм.

В основном эти памятники строились как типичные для Руси ярусные храмы с колоколами. Главной частью таких зданий является восьмерик на четверике с восьмилотковым сомкнутым сводом и колокольней над ними с небольшой главкой. Такие здания были типичны для конца XVII века. Эти церкви-колокольни имели в русской архитектуре давние традиции. К ним относятся Духовская церковь XV века в Троице Сергиевском монастыре, церковь-колокольня в Александрове XVI века и др.

Русские храмы в стиле барокко обычно высокие, с легкими изящными контурами. В XVIII веке русское барокко начинает приобретать западноевропейские черты. В этом стиле начинают строиться петербургские дворцы, а также дворцы в Царском Селе и Петергофе. Великолепие Екатерининского дворца поражает: огромной длинный фасад, скульптуры, яркая позолота на белом и голубом фоне, серебристые крыши и др. Не менее прекрасны и торжественны Зимний дворец и Смольный институт. В стиле барокко строили известные зодчие – Растрелли, Ухтомский, Чевакинский, Квасов и др.

Во второй половине XVIII века в России, как и во многих европейских странах, распространяется новый архитектурный стиль – классицизм. Подобно архитектуре эпохи Возрождения, классицизм возвращается к основным античным ордерам или стилям, существовавшим в Древней Греции – дорическому, ионическому, коринфскому. В принципе ордерная система представляет собой ту же балочно-стоечную конструкцию, которая лежала в основе древнего жилища и дольмена, но более сложная, усовершенствованная и четко разработанная.

В дорическом ордере массивный ствол колонн с вертикальными ложбинами – канелюрами – вырастает прямо из каменного пола – стилобата, вверху колонна завершается круглой подушкой – эхином, поддерживающим более широкую квадратную плиту – абаку. Эхин, абак и примыкающую к ним снизу шейку колонны называют вместе капителью колонны. На капителях лежит поперечное крепление – антаблемент. Он состоит из балки – архитрава, горизонтально лежащей на капителях колонны, фриза, расположенного над архитравом и расчлененного на прямоугольные триглифы и квадратные плоскости – менопы с рельефными изваяниями, и карниза. Выше антаблемента находится фронтон – треугольник, образующийся при двускатном покрытии на торцах здания. На нем обычно расположены многофигурные композиции монументальной скульптуры.

Ионический стиль – более изящный. В некоторых случаях дорические храмы сравнивают с мужской фигурой, а ионические – с грациозной фигурой женской. Колонна здесь вырастает из базы и завершается капителью с волютами (закруглениями в виде спирали).

В коринфском ордере по сравнению с дорическим колонны более стройные и изящные. Капитель колонны со временем стала похожа на корзину из листьев. Образцы ионического стиля в сравнении с ними казались уже скромными.

На территории страны стали вновь возрождаться и распространяться белоснежные портики и храмы античного вида. Однако в некоторых случаях колонны из несущих конструкций превращаются теперь в декоративные элементы. Наряду с ними часто употребляются пилястры, представляющие собой четырехгранные колонны, утопленные одной стороной в стену.

Отличительными признаками классицизма в архитектуре являются строгие геометрические формы, безупречная композиция и точно выдержанные пропорции здания. Архитекторы Д. Кварнеги, И. Старов, К. Росси, М. Казаков, О. Бове, А. Воронихин, В. Баженов и другие создали выдающиеся произведения в этом стиле: Казанский собор в Санкт-Петербурге, дом Пашкова в Москве и др.

Позднее распространяется так называемый псевдорусский стиль, представляющий собой имитацию старинной русской архитектуры. Одновременно с псевдорусским стилем зарождается стиль модерн, не получивший широкого распространения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Зодчество

Зодчество Каменное строительство Древнего царства берет свое начало в погребальном сооружении царя Джесера, которое находится около нынешнего селения Саккары. Память о зодчем Джесера — Имхетепе жила в стране спустя тысячелетия.Во времена III династии каменное

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Альгамбра – дворец правителей Гранады Арабское искусство, по сравнению с древнеегипетским или античным, относительно молодо. В VII–VIII веках кочевники, ранее известные лишь своим близким соседям, вдруг превратились в отчаянных завоевателей,

Глава 6 НАИБОЛЬШЕЕ КАМЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Глава 6 НАИБОЛЬШЕЕ КАМЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Эти сооружения знали еще давние греки, но для них, как и для нас, они были седой древностью. Время ласково обходится с памятниками прошлого. Вот если бы еще и человек был такой же ласковый! Л. Гринселл Было утро, но

Зодчество и изобразительные искусства

Зодчество и изобразительные искусства Нигде, быть может, характер римского народа не сказался так ярко, как в архитектуре. Римляне были созидателями-практиками. В отличие от греков, великих теоретиков, творцов высоких идеологических форм, рим­ляне были великими

Зодчество и изобразительные искусства

Деревянное зодчество

Деревянное зодчество Деревянные сооружения древнекаменного века до нашего времени, основном из-за пожаров, не дошли. Глинобитные и каменные строения сохранились довольно хорошо, поэтому изучены полнее. На территории лесной полосы уже в каменном веке сооружались как

Зодчество и скульптура Двуречья

Зодчество и изобразительное искусство

Зодчество и изобразительное искусство Иногда кажется, что иного материала, кроме камня, египетские строители в эпоху Среднего царства не признавали — таково многообразие используемых для возведения сооружения горных пород и способов их обработки. Это является

КАМЕННОЕ МАСЛО КАМЕННОГО ПОЯСА

КАМЕННОЕ МАСЛО КАМЕННОГО ПОЯСА Уральцам нефть, гудрон, асфальт были известны с незапамятных времен. В старинных хрониках сохранились описания, как башкиры разводили костры в ненастную погоду. Они поливали их каменным маслом. Да и упоминания о нефтепроявлениях

Каменное чудо в джунглях

Каменное чудо в джунглях О том, что в джунглях северо-запада Камбоджи скрываются остатки гигантских каменных сооружений, в Европе впервые узнали от испанского миссионера Марсело Р ибандейро. В 1601 г., блуждая в джунглях близ озера Тонлесап, он неожиданно натолкнулся

6. Зодчество 1700–1725 гг

6. Зодчество 1700–1725 гг Архитектура в петровское время также переживала западноевропейское влияние. Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например в

Культура и зодчество

Культура и зодчество 2004 год. В Белой Руси насчитывалось 12 425 учреждений культуры и искусства, где трудилось 50 000 чел. В стране действует 1256 выставок. В 4500 книгохранилищах собрано более 70 000 000 единиц хранения (4 000 000 читателей). В Белой Руси 16 000 памятников, 260

Зодчество и памятники

Зодчество и памятники Верховский Роман Николаевич (1881–1968), окончил Императорскую Академию художеств в Петрограде. В 1914 году ушёл добровольцем на Первую мировую войну (1914–1918), офицер (1915). С 1920 года в Сербии.Р. Н. Верховский в 1922 году на русской художественной выставке

Первые церкви построенные на Руси были сооружены византийскими строителями, которые отличались от современных гастарбайтеров наличием навыков и обучали в процессе работ русских строителей. По этой причине кладка X и XI веков идёт по византийскому образцу, в которой ряды бутового камня чередовались с плоским квадратным кирпичом-плинфой, швы делались толщиной в кирпич, в известковый раствор примешивали цемянку (толчёный кирпич). Одним из примеров такой кладки выступает Софийский собор в Киеве. Здание стоит на ленточном бутовом фундаменте неглубокого заложения (70 сантиметров), кладка чередующаяся, 4-5 рядов плинфы размером 365х312х45 мм и один ряд камня на известково-песчаном растворе с цемянкой, кирпич через один ряд углублялся в стену, поэтому швы кажутся втрое толще рядов. Арки, своды и купола выполнены из кирпича на известковом растворе, покрытие кровли выполнялось из свинцовых листов. Для облегчения кладки и акустических целей в стенах заложены глиняные горшки-голосники.

С X по XII века стены большинства зданий выполнялись в своего рода опалубке, с двух сторон укладывался камень чередующийся плинфой, а внутрь засыпался битый кирпич и рваный камень, который заливался известковым раствором, такая кладка обрела название бутовой. Здесь прослеживается желание сэкономить на дефицитных материалах и облегчить тяжёлую и кропотливую работу, подтверждением этому служит дальнейшее упрощение и уход от византийских приёмов строительства. Тёсаный камень и кирпич были новыми и редкими материалами, для их производства требовалось время и месторождения, а кладка больших стен требовала огромных затрат труда из-за веса камней и необходимости соблюдать порядовку.


Фото 2. Дмитриевский собор во Владимире. Год постройки 1191.


Фото 3. Белокаменная резьба Дмитриевского собора. Видны швы между отдельными камнями наружной кладки.

Рассказывая о различных типах старинных жилищ ( саманных домов , землебитных , фахверка ), мы неоднократно упоминали каменный фундамент. Это важная составная часть различных построек - и деревянных, и каркасных, и саманных. В отсутствие бетона и кирпича (а иногда и при их наличии) это один из самых надежных видов основания для капитальной постройки в один-два этажа.

Различают несколько вариантов каменного фундамента из:

  • валунов - гладких, округлой или продолговатой формы камней природного происхождения, сглаженных действием воды и/или ветра. Часто находятся в местах, где когда-то располагались ледники;
  • рваного камня - бута. Это куски неправильной формы и произвольного размера, обычно размером не более 50 см по наибольшей стороне и весом до 50 кг. Выделяют постелистый бут (полученный разрушением слоистых пород с раскалыванием вдоль слоев), бут-плитняк (из слоистых осадочных и метаморфических пород), а также рваный (получаемый буровзрывным методом из магматических пород);
  • обработанных блоков.

Интересно, что валуны достаточно часто применялись для постройки бревенчатых сооружений - из них выполняли опоры для нижнего венца сруба. При этом фундамент не обязательно представлял собой привычную "ленту", иногда крупные валуны укладывались только под углы или в местах пересечения внутренних стен - таким образом получалось своего рода столбчатое основание

Более или менее крупные обработанные блоки - основа большого количества сохранившихся древних сооружений. Сюда относятся и так называемые "циклопические" стены из громадных блоков, и относительно привычные глазу современные постройки из ракушечника.

Схожая с полигональной, так называемая "лесбосская" кладка с характерным рисунком стены (о.Лесбос, Греция)

Схожая с полигональной, так называемая "лесбосская" кладка с характерным рисунком стены (о.Лесбос, Греция)

Об особенностях и технологии такой кладки говорить можно много, но узнать все секреты древних мастеров и доподлинно разобраться, как же это было сделано, сейчас вряд ли удастся. Стоит только упомянуть тот факт, что большинство упомянутых сооружений (и многие другие, не названные) были выполненные технологии сухой кладки - то есть без раствора, а плотность соединений достигалась подтесыванием камней друг к другу.

Современные технологии позволяют не просто придавать камню требуемую форму с гораздо меньшими затратами труда, но и получать ровные, правильной формы и одинакового размера блоки. Конечно, в основном это относится к мягким породам - ракушняку, известняку, песчанику, туфу - но и гранит с мрамором успешно распиливают на плиты и блоки необходимых габаритов, шлифуют и полируют.

Гораздо чаще в строительстве встречался - и встречается - бутовый камень. Это и понятно, расколоть на блоки более-менее правильной формы горные породы гораздо сложнее, чем получить куски неправильной геометрии и разного размера. Интересно и то, что при раскалывании камня "как пойдет" сколы происходят по линиям наименьшего сопротивления, то есть по естественным "волокнам" породы, если можно так сказать. Это места, где есть природные напряжения в породе, слабые места глыбы. Соответственно, получившиеся фрагменты будут обладать более равномерной структурой, чем искусственно распиленные на правильные "кирпичи".

В кладке такие камни приходится подбирать друг к другу, заполняя пустоты более мелкими фрагментами.

Ленточный фундамент современного типа, полученный методом кладки с использованием цементного раствора

Ленточный фундамент современного типа, полученный методом кладки с использованием цементного раствора

У любого каменного фундамента есть определенные особенности. Так, лента или столбчатые основания должны быть заложены ниже глубины промерзания и при этом для большей устойчивости расширяться книзу, особенно для пучинистых грунтов.

При работе с блоками достаточно правильно выполненной траншеи, достаточно глубокой и широкой, с подушкой из трамбованного песка (песка со щебнем). Для бутовых фундаментов, укладываемых с цементным раствором, устанавливается опалубка.

При использовании метода сухой кладки иногда тоже делают опалубку своего рода - просто для удобства получения относительно ровной поверхности с лицевой стороны.

При устройство фундаментов из рваного камня, неважно, с раствором или без, необходимо понимать - прочность такой кладки будет на порядок меньше, чем исходной скальной породы. Поэтому для оснований многоэтажных и просто очень тяжелых зданий бутовый камень мало пригоден.

Подводя итоги, хочется отметить - в отсутствие потрясающего терпения и трудолюбия далеких предков, ухитрявшихся создавать огромные даже по современным меркам сооружения из цельных каменных блоков, современному строителю лучше выбрать вариант бутобетонного фундамента и позаботиться о качественной гидроизоляции расположенных выше стен. А заодно не забывать о современных технологиях защиты природных материалов от природных же воздействий - влаги, ветра и солнечных лучей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПЛАН От чего зависел облик жилища на Руси? Каким был крестьянский дом? «Изба.

1. ОТ ЧЕГО ЗАВИСЕЛ ОБЛИК ЖИЛИЩА НА РУСИ? Облик жилища на Руси зависел от мест.

ЖИЛИЩА ЮЖНЫХ РЕГИОНОВ РУСИ На юге, в степной части, где леса было мало, строи.

ЖИЛИЩА ЮЖНЫХ РЕГИОНОВ РУСИ На юге, в степной части, где леса было мало, строили МАЗАНКИ – хаты из соломы, камыша, прутьев, обмазанных с двух сторон глиной. Пол был глиняный. Крышу крыли соломой или камышом

2. КАКИМ БЫЛ КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ? Дом наших предков назывался ИЗБОЙ – это отапли.

Русские избы были двух типов КУРНАЯ (ЧЁРНАЯ) и БЕЛАЯ изба. Крестьяне обычно ж.

Русские избы были двух типов КУРНАЯ (ЧЁРНАЯ) и БЕЛАЯ изба. Крестьяне обычно жили в КУРНЫХ ИЗБАХ. Они на метр уходили в землю и представляли собой полуземлянку. Стены обкладывались бревнами. Пол был земляной или деревянный. Окна в избах отсутствовали или были очень маленькие. Стекол не было, их затягивали высушенным бычьим пузырём или закрывали соломой. В черной избе находилась печь без трубы. Весь дым валил в избу и выходил через дверь и щели. Это позволяло экономить дрова и сохранять больше тепла, но стены покрывались сажей. Зимой в избе вместе с людьми находились и все домашние животные – куры, гуси, свиньи, телята. КУРНАЯ (ЧЁРНАЯ) ИЗБА бедного русского крестьянина

4. БОЯРСКИЕ, КНЯЖЕСКИЕ, ЦАРСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА И ДВОРЦЫ Княжеские и боярские.

4. БОЯРСКИЕ, КНЯЖЕСКИЕ, ЦАРСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА И ДВОРЦЫ Княжеские и боярские деревянные дома на Руси назывались ХОРОМАМИ. Они состояли из нескольких срубов, соединенных между собой галереями. Хоромы передавали знатность и богатство их владельцев. Жилой верхний ярус древнерусских хором назывался ТЕРЕМОМ. Обычно в тереме жили дочери боярина.

ЦАРСКИЕ ХОРОМЫ Шедевром русского деревянного зодчества является дворец царя А.

ЦАРСКИЕ ХОРОМЫ Шедевром русского деревянного зодчества является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (Москва). Он построен в 17-м веке мастерами Семёном Петровым и Иваном Михайловым

5. КАМЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ НА РУСИ ХРАМ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ / ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ (К.

5. КАМЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ НА РУСИ ХРАМ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ / ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ (Киев, 989-996) Разрушена татарами в 1240-м году Первые каменные постройки появились на Руси в конце Х-го века. Это было связано с крещением Руси и обращением ее в христианскую веру. Сначала строили каменные храмы. Первой каменной постройкой на Руси была Десятинная церковь в Киеве. Её построили византийские мастера. В ней был похоронен князь Владимир Красно солнышко. Эта постройка не сохранилась.

Самая древняя храмовая каменная постройка, которая дошла до наших дней – это.

Самая древняя храмовая каменная постройка, которая дошла до наших дней – это Спасо-Преображенский собор в городе Чернигове, построенный в ХI веке. СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР (Чернигов, 1031-1036)

Каменное зодчество на Руси возродилось в конце 13-го века, после освобождения.

Каменное зодчество на Руси возродилось в конце 13-го века, после освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Раньше всего стали возводить каменные здания в Новгороде. Храмы были строги, просты по форме и лишены пышных украшений. В основном - это небольшие одноглавые церкви, такие как Новгородская церковь Николы на Липне (1292 год). ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ НА ЛИПНЕ (1292)

Во второй половине 14-го века из камня стали возводить оборонительные укрепле.

Во второй половине 14-го века из камня стали возводить оборонительные укрепления вокруг городов – КРЕМЛЬ – крепостные стены с бойницами и башнями вокруг города. БЕЛОКАМЕННЫЙ МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО (1366-1368) МОСКОВСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕМЛЬ ИВАНА III (1485-1508) КРЕМЛЬ НИЖНЕГО НОВГОРОДА (1374)

Богатые люди – князья и бояре – стали строить каменные дома для проживания. Т.

Богатые люди – князья и бояре – стали строить каменные дома для проживания. Такие дома назывались ПАЛАТЫ. Самым древним светским зданием из камня, которое частично сохранилось до наших дней, являются ПАЛАТЫ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО. Они были построены около 1158 года недалеко от города Владимира. ПАЛАТЫ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО (Владимирская область, Боголюбское, 1158)

Самая старая полностью сохранившаяся гражданская постройка Руси из камня - эт.

Самая старая полностью сохранившаяся гражданская постройка Руси из камня - это ВЛАДЫЧНАЯ ПАЛАТА в Великом Новгороде — дворец архиепископа Евфимия, заложенная в 1433 году. ВЛАДЫЧНАЯ ПАЛАТА (Новгород Великий, 1433)

В Московском кремле находится ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА (1487-1491), построенная по у.

В Московском кремле находится ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА (1487-1491), построенная по указу царя Ивана III. Она стала самым большим торжественным залом Кремля. В Грановитой палате царь принимал иностранных послов. В ней объявлялись наследники русского престола. Однако в палатах цари только принимали знатных гостей, а жили в хоромах, которые не были так богаты, как палаты. ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (1487-1491) ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ

Читайте также: