Сообщение художники иллюстраторы рассказа тургенева бирюк

Обновлено: 02.07.2024

"Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из‑под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из‑под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза."

Бирюк один воспитывает двоих детей - 12-летнюю дочь Улиту и новорожденного сына. Жена Бирюка сбежала с прохожим мещанином:

"С прохожим мещанином сбежала, – произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девочка подошла к люльке."

"Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста."

Бирюк - строгий, непреклонный лесник, которого боятся все местные крестьяне, потому что он никому не позволяет воровать лес:

"Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он останавливался только изредка. "


Это был цитатный образ и характеристика Бирюка в рассказе "Бирюк" Тургенева: описание внешности и характера героя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 6 классе

Оргмомент. Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве

• Вспомните, о чём рассказ «Бежин луг?

Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.

• Расскажите кратко содержание рассказа.

Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

• Перед вами отрывок из рассказа . Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Был прекрасный ( эпитет ) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром ( метафора ): она разливается кротким ( эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое ( эпитет ), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное ( эпитет ) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками ( метафора ); блеск их подобен блеску кованого серебра ( метафора )… Но вот опять хлынули играющие ( эпитет ) лучи, — и весело и величаво ( эпитет ), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы.

Ученик1: Летний вечер.

Ученик 2: За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Но и та потухла.

Ученик 1: Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

Ученик 3: По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Ученик 1: И на ум приходят детям

2: Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

3: Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

1: А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

2: И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

3: Детям боязно – и дети

- Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? ( в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное ).

- Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания).

3. Знакомство с темой урока.

- Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?

-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.

II . Изучение нового материала

1. Работа в группах.

- У вас на столах лежит текст. Что это за текст? ( описание, портрет )

- А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)

- Что можно узнать по портрету?

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)

Тексты на листах А4

Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой . (Федя).

У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . (Илюша)

Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

- Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

- Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?

- Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

2. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)

- Вам дана таблица, которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

Семья, положение

Выражение лица

Впечатление

Мое мнение о мальчике

- Спасибо за ответы.

Вывод: Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.

- Ребята, что общего у этих детей? ( мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны )

- В чем отличие этих мальчиков? ( у них разные характеры )

- Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?

- Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? ( поверья )

Работа со словарем.

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

- Что же вы услышали из уст мальчишек?

- Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали?

5. Презентация и защита проектов.

План проведения презентации (примерный)

2. Словесный портрет героя.

-Как портрет помогает раскрыть характер героя? ( По описанию лесника можно понять, что Фома Кузьмич честный, мужественный, суровый, сильный, не лишённый уверенности в себе человек. Под суровой угрюмой внешностью скрывается высоконравственная личность, способная тонко чувствовать. Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим богатырским видом. Мы увидели Бирюка человеком мужественным, суровым, уверенным в себе).

- Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?

-В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.

Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе

Оргмомент. Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве

• Вспомните, о чём рассказ «Бежин луг?

Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.

• Расскажите кратко содержание рассказа.

Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

•Перед вами отрывок из рассказа .Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынули играющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы.

Ученик1: Летний вечер.

Ученик 2: За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Но и та потухла.

Ученик 1: Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

Ученик 3: По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Ученик 1: И на ум приходят детям

2: Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

3: Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

1: А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

2: И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

3: Детям боязно – и дети

- Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

- Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания).

3.Знакомство с темой урока.

- Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?

-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.

II. Изучение нового материала

1. Работа в группах.

- У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет)

- А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)

- Что можно узнать по портрету?

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)

Тексты на листах А4

Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).

У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.(Павлуша).

Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)

Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

- Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

- Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?

- Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

2. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)

- Вам дана таблица, которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

Экскурсия по выставке портретов русских художников (к уроку литературы по расска

№ слайда 1

Иван Николаевич Крамской Русский живописец, мастер портретной живописи. Обращалс

№ слайда 2

Иван Николаевич Крамской Русский живописец, мастер портретной живописи. Обращался к теме русского крестьянства.

Илья Ефимович Репин

№ слайда 4

Илья Ефимович Репин

Работа с иллюстрациями Как вы думаете, на кого из героев полотен русских художни

№ слайда 6

Работа с иллюстрациями Как вы думаете, на кого из героев полотен русских художников похож Бирюк? Почему вы так считаете?

Клавдий Васильевич Лебедев Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) – художник-пер

№ слайда 7

Клавдий Васильевич Лебедев Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) – художник-передвижник, исторический и жанровый живописец, представитель русской реалистической школы рубежа XIX-XX веков. Его имя остается мало известным. Родился К.В. Лебедев 16 октября 1852 г. в семье крестьянина, церковного живописца, что, безусловно, повлияло в дальнейшем на его творчество.

Спасибо за внимание!

№ слайда 9

1. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами И.С.Тургенева из цикла “Записки охотника”. В январе 1847 г. в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном номере журнала “Современник” был опубликован очерк “Хорь и Калиныч”. Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием “Записки охотника”. На причины популярности тургеневкого очерка впервые указал Белинский: “Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил”.

Публикацией “Хоря и Калиныча” Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев “почву, хранящую жизненные соки всякого развития”, а значение личности “государственного человека”, Петра I, он поставил в прямую зависимость от связи с ней. С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с “толстовской” меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.

В “Записках охотника” захватывается всероссийский социальный конфликт, сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая – с другой стороны.

В своих воспоминаниях Тургенев так определяет главную идею “Записок охотника”: “Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильней напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя; враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примириться”. Вот этой ярко сформулированной идее и посвящены “Записки охотника”.

2. Особенности жанра “Записок охотника”.

Цикл (от греч. “круг”) – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. (Запись в тетради.)

II. Эвристическая беседа.

Дома вы прочитали рассказы “Бурмистр”, “Бирюк” и “Певцы”. Давайте обратимся к содержанию этих рассказов.

“Бурмистр”, 1847 г.

1. Перескажите содержание рассказа, выделив основные события и образы.

2. Через какие поступки помещика Пеночкина мы узнаем о его истинном внутреннем мире?

− а) эпизод с лакеем, подавшем неподогретое вино; б) отношение к повару, которого придавило колесом; в) отношение к семье старика Антипа, к его просьбам.

3. Через какие характерные детали Тургенев показывает отношение Пеночкина к дворовым людям?

− Тургенев обращает внимание на жесты, мимику, слова, сказанные с пренебрежительным оттенком.

4. Каково отношение автора к Пеночкину?

− Оно носит отрицательный характер.

5. Видно ли настроение гнева и возмущение у крестьян?

− Проследить по тексу (−Батюшка, Аркадий Павлович, − с отчаяньем заговорил старик…Просители постояли еще немного на месте, посмотрели друг на друга и поплелись, не оглядываясь, восвояси.) Тургенев не идеализирует крестьян. В народной среде автор подметил настроения возмущения и гнева.

1. Перескажите содержание рассказа.

2. Столкнувшись с Бирюком, понимал ли обездоленный мужик, что перед ним тоже подневольный раб, или же он изливает на Бирюка свой гнев против барина?

− Мужик в данный момент забыл о подневольности Бирюка, он разорен барином до последней степени и вдруг словно пробуждается и ропщет на жизнь.

3. Какие типичные детали крестьянского быта мы находим в очерке? С какой целью их приводит автор?

− По тексту – лучина, детская люлька, еда…Он показывает крайнее обнищание крестьян.

1. Перескажите содержание рассказа, отметьте основные черты характеров главных героев.

2. Где происходит состязание?

3. Почему песня Якова Турка произвела более сильное впечатление на слушателей, чем песня его соперника – рядчика из Жиздры?

– Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в песне Якова. И вот эта душевность и искренность привлекает в его песне. (Зачитать эпизод: “Не одна во поле дороженька пролегла”, – пел он, и всем нам сладко становилось и жутко…Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль).

4. Какие черты русского народа ярко выступают в этом очерке?

− Тургенев подчеркивает талантливость, душевность русского народа.

5. Какими качествами наделил Тургенев рассказчика?

− Рассказчик Тургенева – носитель добра.

III. Работа с текстом по вариантам.

Найдите в рассказах пейзажные зарисовки. Зачитайте. Сделайте вывод о связи настроения рассказчика и восприятия им природы.

− Вывод: пейзаж у Тургенева психологичен, насыщен лиризмом. Лучшие герои “Записок охотника” не просто изображаются “на фоне природы”, а выступают как продолжение ее стихии: из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в “Записках охотника” скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.

1. Типы из “Записок охотника” в силуэтах Елизаветы Бем.

Альбом “Типы из “Записок охотника” И. С. Тургенева вышел в свет в 1914 году, хотя создан он был Елизаветой Бем еще в 1883 году. В этом издании листы иллюстраций чередуются с листами, на которых среди заставок и виньеток помещены фрагменты текста. А сами силуэты охотников, рыбаков, нищих, ребятишек выразительны и необыкновенно точны, ведь все они основаны на многочисленных натурных зарисовках. Редкое сочетание задушевности и познавательности сделало эти силуэты привлекательными для нескольких поколений зрителей. Текст в этом издании скорее вторичен, более важен и значим визуальный ряд.

Сборник “Записки охотника” не был написан специально для детей, но в некоторых рассказах дети являются главными героями, а природа изображена с таким глубоким чувством понимания и любви, что эти рассказы, конечно же, стали любимым детским чтением.

Бем Елизавета Меркурьевна (1843–1914) – русская художница, рисовальщица, силуэтист. Обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. В совершенстве владела техникой силуэта, одной из редчайших техник в области иллюстрирования детских книг. Созданный Бем творческий почерк и стиль отразили эпоху конца XIX – начала XX вв. Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы, ее силуэты украшали не только открытки и альбомы, но и стеклянные и фарфоровые предметы. Альбомы “Силуэты”, “Силуэты из жизни детей”, “Из деревенских воспоминаний” были очень популярны, а “Азбука” очаровывает читателя и ныне своим замыслом и его воплощением. Бем проиллюстрировала сказку “Репка”, басни И. А. Крылова, “Записки охотника” И. С. Тургенева. За свои работы многократно была награждена на международных и российских выставках.

2. Б. А. Дехтерев родился 31 мая (13 июня) 1908 года в Калуге. В 1925–1926 годах учился в студии Д. Н. Кардовского, в 1926–1930 годах на живописном факультете ВХУТЕИНа. Работал в издательстве “Детская литература” (на протяжении 32 лет с 1945 года) главным художником. В 1935–1937 годах – ассистент профессора А. И. Кравченко в ГМИИ имени А. С. Пушкина, с 1948 года заведующий кафедрой графики в МГХИ имени В. И. Сурикова. Можно сказать, “Школа Дехтерева” определила развитие книжной графики страны. Член-корреспондент АХ СССР. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели.

Б. А. Дехтерев умер в 1993 году.

3. Соколов Петр Петрович (1821–1899).

Несмотря на отсутствие документальных свидетельств, считается общепризнанным, что на лебедянскую ярмарку по приглашению своего друга И.С. Тургенева приезжал известный художник Петр Петрович Соколов (1821–1899 гг.), первый оформитель “Записок охотника”, автор знаменитых иллюстраций к “Бежину лугу” и “Мертвым душам”.

Страстный охотник и талантливый художник Соколов великолепно знал анатомическое строение животных, их повадки. В своих работах он использовал различную технику: гуашь, уголь, карандаш и масло, но больше всего любил писать акварели. И хотя, считается, что произведения Соколова не отличаются точностью передачи движения лошади, один из вариантов “Конной ярмарки в Лебедяни”, родившийся во время работы над иллюстрациями к “Запискам охотника”, на Международной выставке в Париже получил золотую медаль.

Сын известного российского акварелиста П.Ф. Соколова Петр Петрович Соколов унаследовал талант и наклонности отца − он также стал художником-акварелистом. Правда, главная тема его работ не продолжала семейную традицию. П.П. Соколов не получил законченного систематического образования, хотя в Академию художеств поступил и даже проучился в ней три года (1840 − 1843 гг.).

Среди его учителей был и знаменитый Карл Брюллов. Но юного Соколова не увлекли ни учителя, ни мифологические сюжеты, ни каноны академической живописи. Он покидает Академию, много путешествует, становится даже свидетелем боевых действий на русско-турецкой войне. Повсюду делает много зарисовок бытовых сцен, пишет портреты и иллюстрирует книги. Правда, его все больше привлекают динамичные сюжеты − бег лошадей, охота на птиц и зверей, взаимоотношения человека и животных.

В этом увлечении П.П. Соколов достиг замечательного мастерства, которое было оценено по заслугам. В конце жизни художник удостаивается почетного звания академика, хотя дело не в академических регалиях − произведения П.П. Соколова при его жизни были желанными приобретениями художественных музеев и частных коллекций.

V. Итог урока (слово учителя, запись в тетрадях).

Антикрепостнический пафос “Записок охотника” заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в “Записках охотника” – крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.

В “Записках охотника” Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от “Записок охотника” идут не только к “Запискам из мертвого дома” Достоевского, “Губернским очеркам” Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу “Войны и мира” Толстого.

Читайте также: