Сообщение художественный мир пушкинских сказок

Обновлено: 28.06.2024

Пушкинские сказки возникли как апофеоз народного духа и закономерно предшествовали изображению народного действия. Вместе с тем в их возникновении - и в последовательности их появления - отразились судьба и жизнь Пушкина.

Сказки А.С.Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение.

Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья. (4; 5-7)

Пушкин в Михайловском начал учиться сам сочинять по - народному песни, сказки и, в конце концов, овладел этим умением. ( 6; 230 )

У Пушкина сказочные персонажи психологически и художественно совершенны; в процессе работы над сказкой он постоянно оттачивал ее стих, приближая его к народному, заостряя сатиру.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Сказки Пушкина отличаются богатством творческой фантазии. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и нрава различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером поэта. Таков целый город на острове Буяне – столица князя Гвидона:

…Город новый златоглавый…

…Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей

…В колымагах золотых

Пышный двор встречает их…

Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, Золотой петушок, тридцать три богатыря. Белка – чудесница.

Для сказок Пушкина характерны чудесные превращения: старухи- крестьянки в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; князя Гвидона – в комара, шмеля, муху. Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием за ее самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.

Великолепные сказки А.С.Пушкина всего ближе и приятнее с самого детства; прочитав их несколько раз, знаешь их на память Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве. Как известно, далеко не все современники поэта оценили его сказки по достоинству. Были люди, которые жалели, что А.С.Пушкин спускается с высот своих поэм в область простонародной сказки.

Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое слово. В сказках Пушкин реже пользуется поэтическими фигурами, чем в поэмах. Он создает живой, зримый образ, почти не прибегая к изысканным сравнениям и метафорам. Один и тот же стихотворный размер передает у него и полет шмеля или комара, и пушечную пальбу, и раскаты грома. Воспитывать это чуткое внимание надо с малых лет. Дети почувствуют прелесть пушкинских сказок и в том случае, если будут читать их сами. Но еще больше оценят они стихи, если услышат их в хорошем чтении. Ритм в его строчках – лучший толкователь содержания и верный ключ к характеристике действующих лиц сказки.

С Болдинской осени 30-го года Александр Сергеевич почти каждый год пишет по сказке. Он создает государство в государстве, страну величавой простоты и детской ясности, страну, где добро беспримесно отмежевано от зла и всегда торжествует,- обетованную землю, русскую Утопию древних поверий и легенд – остров Буян. В этой стране свои цари и свои законы природы. Ее небо ясно и безгневно; под ним есть место всем. Ее море – грозная, но разумная стихия. Ее суша – и ее главная твердыня – семья.

Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формирует активное отношение к героям. Они помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания детей.

Художественный мир пушкинских сказок целостен и нерушим, благодаря высоким ценностям, положенным в его основу. Мы осмысляем его – а он остается неразъято прекрасным и вечным. Расстилаются просторы земли, пахнет лесом и морем, и видно далеко во все концы света, и на одном крае вечно сидит царь Салтан в своем золотом венце и грустит, а на другом – Гвидон в княжьей шапке, и тоже грустит; и где то Балда с попом объегоривают друг друга, а царевна, подбираясь, поднимается на крыльцо, и Елисей все скачет и скачет по горам и долам, и вопрошает Солнце и Месяц, и Ветер. В тесном ущелье, в вечной тишине, лежат на кровавой мураве два брата, и бродят вокруг них одинокие кони. А к морю и от моря вечно ходит старый рыбак – ходит и ходит, туда-сюда, туда-сюда…

Сказки А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и надуманность моралистических книжек многих детских писателей

Произведения Александра Сергеевича Пушкина известны не только в России, но и во всём мире. Во многом свою популярность он получил из-за разнообразия в своих работах: он писал как серьёзные романы с политическим подтекстом, так и лёгкие для чтения рассказы, сказки. Именно о последних сегодня и пойдёт речь.

Одной из главных тем творчества Пушкина была тема народа и всего, что с ним связано, и в раскрытии этой темы огромную роль сыграли именно сказки. А всё началось в Михайловском, где Пушкин довольно близко общался с простыми людьми и смог очень четко нарисовать у себя в голове все проблемы и тревоги крестьян. Именно в Михайловском Пушкин начинает учиться писать сказки, народные песни именно так, как это делали в народе, ведь сказки изначально были частью устного народного творчества.

Сказки Пушкина отличаются необычностью стиля написания: в них гармонично сочетаются реальные предметы быта и выдуманные картины волшебного окружающего мира, великолепно описанного поэтом. В сказках очень часто встречаются превращения героев в предметы их желаний, что делается для лучшего раскрытия идей сказки. Например, превращение старухи-крестьянки сначала в царевну, а потом обратно в простолюдину связано с огромной алчностью старухи. Таким образом, подобные превращения не только являются увлекательными, но и содержат под собой подтекст социальных проблем.

Пушкин в своих сказках использует простые рифмы и лёгкий язык и, как правило, пишет беглым четырёхстопным хореем, делая свои сказки ещё более лёгкими для прочтения. Таким способом Пушкину удаётся сконцентрировать внимание на героях и их антиподах. Именно такие сказки и нужны детям. Как писал Гоголь, ему стоило несколько раз прочитать перед сном сказу Александра Сергеевича и он бормотал их по памяти до тех пор, пока не уснёт. К слову, Гоголь одним из первых оценил талант Пушкина в сказках.

Таким образом, сказки являются неотъемлемой частью творчества известного всем нам писателя и поэта А. С. Пушкина, ведь в них он поднимает темы, которые недостойны крупных произведений, но имеют место быть.

Сказки Пушкина

Популярные сегодня темы

Игорь Эммануилович Грабаль — живописец, теоретик искусства, который родился в семидесятых годах прошлого века в Венгрии. Его отец был Эммануил Грабарь, который прославился на посту общественн

Гидросфера – водная оболочка Земли. В её состав входят воды морей и океанов, подземных и ледовых источников, болот, рек и водоёмов. Она занимает около 70% Земли.

Один из видов грызунов, которые обитают в большинстве мест нашего мира. Суслик – небольшой зверёк, который может причинять вред сельскому хозяйству, также может переносить некоторые заболеван

Ежедневная жара, сильный ветер со скоростью до 100 к/ч гонит раскаленный и очень сухой воздух, резкие перепады температуры воздуха (днем до + 50° С, ночью может снизиться до + 5° С)

Велосипед – это не только средство передвижение. Катание на велосипеде является отличным досугом для детей и взрослых. Необходимо помнить, что езда на двухколесном транспорте может быть небез

Одним из самых старинных промыслов в России считают дымковскую игрушку. Возник он на рубеже 15-16 веков недалеко от небольшого городка Вятки, в слободе Дымково. Там всегда весело и дружно отм

Среди русских писателей есть немало авторов прекрасных сказок. И всё-таки сказки А.С. Пушкина особенные: они не только увлекательны по содержанию, но и самобытны по своему творческому воплощению.

Положивший в основу своих произведений народные сказки, предания, сохранивший в них мысли и чувства народа А.С. Пушкин мастерски изменил их, дополнил новыми образами, сделал более выразительными – и они получили совершенно новое звучание.

Поэт расширил круг народной фантазии, придал своим сказкам особенную художественную выразительность.

Как настоящий народный сказитель, мудрый, лукавый и насмешливый, Пушкин выразил в сказках свои взгляды на жизнь, общество и человека.

Многие его герои – это персонажи, взятые из фольклора (царь и царица, царевна и царевич, богатыри и т.д.).

Обращение к народному творчеству, богатство творческого воображения поэта отразились на своеобразии языка сказок. Он поражает точностью, правдивостью, живым проявлением чувств и настроений автора.

В языке пушкинских сказок слились простая непринуждённая речь с просторечными словами и выражениями и литературный язык пушкинской эпохи, но главной в нём является устная народная речь.

Большое значение А.С. Пушкин придавал слову.

В его сказках особенную роль играют глаголы: через действие автору удалось показать движения человеческой души.

Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет.

В пушкинских сказках много восходящих к народной речи афоризмов, выражения из этих произведений стали крылатыми.

Многообразие художественно-изобразительных средств (сравнения, метафоры, эпитеты, постоянные эпитеты, олицетворения, гиперболы) приближает язык Пушкина к народно-поэтическому.

Придаёт особую задушевность повествованию обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Лаконичным, но живописным представлен в сказках пейзаж:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…

Поэт использовал в своих сказках разные стихотворные размеры, рифмы и интонации.

Для автора была важна и звуковая организация стиха: с помощью звуков он сумел передать и тоску ожидания, и плеск морской волны, и жужжание комара.

В сказках широко применяются характерные для произведений народного творчества повторы. Приём повторов можно увидеть и в действиях персонажей: например, вызов стариком золотой рыбки и постоянное недовольство его старухи.

Яркие, задорные, предельно ясные по содержанию, созданные талантливым пером А.С. Пушкина сказки на протяжении почти двух столетий остаются привлекательными для детей и взрослых.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине? Когда и где родился А.С.Пушки.

Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине? Когда и где родился А.С.Пушкин? В Москве, 6 июня 1799 года

На каком языке говорили в семье Пушкина? В семье говорили на французском языке.

На каком языке говорили в семье Пушкина? В семье говорили на французском языке.

Когда Александр Пушкин начал сочинять стихи? Он начал сочинять рано, когда б.

Когда Александр Пушкин начал сочинять стихи? Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.

Кто учил его писать по–русски? Писать по-русски учила его бабушка.

Кто учил его писать по–русски? Писать по-русски учила его бабушка.

Кто ему рассказывал сказки? Дядька Никита и няня Арина Родионовна

Кто ему рассказывал сказки? Дядька Никита и няня Арина Родионовна

Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она с.

Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.



Предлагаю свои услуги: работаю за 7-х. Могу: - запрягать лошадь; - топить пе.

Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечивают.

Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорит.

Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрест.

Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый д.


Домашнее задание: 1.Все ли герои сказок Пушкина у тебя вызывают положительные.

Домашнее задание: 1.Все ли герои сказок Пушкина у тебя вызывают положительные эмоции? 2. На кого из героев сказок Пушкина ты хотел быть похож и почему? 3. Зачем нужны отрицательные герои?


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 533 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.05.2017 1608
  • PPTX 1.8 мбайт
  • 107 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Нишанова Наталия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок внеклассного чтения Художественный мир сказок А.С.Пушкина Н.А.Маринцева, уч

№ слайда 1

Урок внеклассного чтения Художественный мир сказок А.С.Пушкина Н.А.Маринцева, учитель начальных классов МОУ оош № 7 г.Приволжск 2010г.

«Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы

№ слайда 2

Добрую сказку помню с детства, хочу чтобы сказку послушал ты, чтобы подкралась к

№ слайда 3

Добрую сказку помню с детства, хочу чтобы сказку послушал ты, чтобы подкралась к самому сердцу и заронила тепло доброты.В них есть добро и любовь, и счастье.

Арина Родионовна принадлежала к типичным и благороднейшим лицам Русского мира. С

№ слайда 5

Арина Родионовна принадлежала к типичным и благороднейшим лицам Русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью, - оставили в сердце Пушкина неизгладимое воспоминание Он любил ее … беседовал с ней по целым часам. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин так много знал, слышал он от Арины Родионовны. Можно сказать с уверенностью, что он обязан своей няне первым знакомством с источниками народной поэзии .

Из воспоминаний о Пушкине святогорских крестьян:«Он любил гулять около крестьянс

№ слайда 6

Народная сказка:Создатель – народ, форма – прозаическая. Выражено народное предс

№ слайда 7

Народная сказка:Создатель – народ, форма – прозаическая. Выражено народное представление о героях.Пушкинская литературная сказка:Создатель – автор, форма – чаще стихотворная, выражено авторское отношение к героям.Общие черты сказок:Элементы: зачин, концовка, присказка, вымысел, волшебство.Особенности языка: постоянные эпитеты, повторы, сравнения, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, олицетворение.

Как рассказывать сказки А.С.Пушкина?Повествуй не монотонно. Действие в сказках т

№ слайда 10

Тема справедливого возмездия в

№ слайда 12

Тема справедливого возмездия в "Сказке о рыбаке и рыбке" Безжалостна или справедлива пушкинская золотая рыбка? Почему в сказке то и дело слышится море?

Тема справедливого возмездия в самой загадочной сказке

№ слайда 13

Картинная галерея к сказкам А.С.ПушкинаПодберите цитаты из сказок к иллюстрациям

№ слайда 14

Картинная галерея к сказкам А.С.ПушкинаПодберите цитаты из сказок к иллюстрациям

Картинная галереяк сказкам А.С.ПушкинаПодберите цитаты из сказок к иллюстрациям

№ слайда 15

Картинная галереяк сказкам А.С.ПушкинаПодберите цитаты из сказок к иллюстрациям

Желаю вам успехов!

№ слайда 16

Читайте также: