Сообщение храм благовещения пресвятой богородицы

Обновлено: 07.07.2024

История Благовещенского храма неотделима от истории Петровского путевого дворца, выстроенного в XVIII в. по указу императрицы Екатерины II архитектором М.Ф. Казаковым . Дворец расположен у древнего Тверского тракта (ныне Ленинградский проспект), которым въезжали в Москву царствующие особы, и свое название получил от владевшего этими землями Высокопетровского монастыря .

Начиная с императора Павла в Петровском дворце останавливались перед коронованием все государи. К коронации Александра II неподалеку, на Ходынском поле, был выстроен царский павильон для почетных гостей и увеселительные сооружения, проходили конные ристалища. Для народа, стечение которого достигло 500 тысяч, накрыли столы с обильным угощением; фонтаны били медом и вином, на деревьях висели булки и жареные куры.

5 мая 1896 г ., за несколько дней до своей коронации, в Петровский дворец прибыли Николай II с супругой. По обочинам шоссе, несмотря на проливной дождь, их встречал народ, многие стояли на коленях. Во дворце выстроился парадный караул, государя ожидали представители духовенства, уездного земства, дворянства. 9 мая под звон всех московских колоколов царский кортеж выехал в Кремль, а 14 мая состоялось коронование.

С Петровским дворцом связаны и события войны 1812 г . Несколько дней в нем укрывался Наполеон, а его генералы со штабами ютились рядом в английских садах, гротах, китайских павильонах и садовых беседках.

Восстановление разрушенного и разграбленного дворца началось в 1826 г . За ходом работ наблюдал сам Николай I. А в 1827 г . архитектор А.А. Менелас при участии И.Т. Таманского составил план парка на прилегающей к дворцу территории и Масловой пустоши. Работы по его устройству велись под наблюдением начальника Московской комиссии от строений А.А. Башилова.

Первые дачи московской знати строились рядом с дворцом еще в конце XVIII в. Здесь, на даче А.С. Соболевского, 19 мая 1827 г . друзья устроили прощальный ужин А.С. Пушкину. С появлением же парка иметь дачу в Петровском сделалось модным.


Среди владельцев дач была и камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина, на долю которой выпали тяжкие испытания. В 1829 г . скончались ее 19-летняя дочь Мария и зять , действительный статский советник, камергер и кавалер граф Марк Николаевич Булгари; на руках бабушки и дедушки осталась маленькая внучка Анна. В 1841 г . девочка тоже умерла, в том же году Анна Дмитриевна похоронила и супруга, камергера Павла Петровича Нарышкина.

Получив отказ от Московской Духовной Консистории, Анна Дмитриевна обратилась к Николаю I, и разрешение было получено. Государь утвердил проект академика архитектуры, профессора, надворного советника Ф.Ф. Рихтера, но на чертеже, возможно самим императором, был перечеркнут необычный параболический купол колокольни, предвосхищавший формы модерна.

12 сентября 1843 г . по предписанию святителя Филарета на Дворцовой аллее за Петровским дворцом состоялась закладка храма (ныне Дворцовая аллея называется Красноармейской улицой, аллея между храмом и парком получила название Нарышкинской).

Во священника к Благовещенской церкви был произведен Николай Моисеевич Соколов, диакон церкви Иоакима и Анны, что на Якиманке (взорвана в 1969 г .). Дьячком определили певчего хора Его Высокопреосвященства Василия Липеровского, пономарем — ученика Московской семинарии среднего отделения Дмитрия Константиновича Розанова. В 1848 г . дьячком стал Никон Федорович Троицкий.



В 1849 г . святитель Филарет утвердил храм как приходской. Кроме владельцев дач прихожанами стали их дворовые люди и солдаты из лагерей Ходынского поля. Это произошло уже после смерти А.Д. Нарышкиной, которая скончалась 6 апреля 1848 г . и была похоронена на кладбище Спасо-Андроникова монастыря недалеко от любимой внучки.

В 1852 г . настоятелем храма стал Сергей Васильевич Беляев, служивший здесь до своей кончины в 1887 г . В 1856 г ., когда Петровский дворец готовили к коронации Александра II, храм отремонтировали. В 1861 г . на западной стороне была устроена ограда с двумя железными воротами. В 1881 г . вдоль Дворцовой аллеи появилась каменная ограда с металлическими решетками, были приведены в порядок дома причта. В 1888 г . во священника Благовещенского храма был рукоположен зять о. Сергия Беляева, Петр Сперанский

К началу ХХ в. население Петровского парка сильно выросло, и в 1904 г . храм был расширен. По проекту В.П. Гаврилова к нему пристроили два боковых придела, куда перенесли престолы праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы и преподобных Ксенофонта и Марии со чадами Иоанном и Аркадием. Центральный придел был заново освящен в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Верхнюю часть окон второго этажа закрыли металлическими щитами, по которым были написаны иконы. Под храмом устроили духовую печь, отапливавшую нижний этаж.

В Благовещенском храме в разное время служили о. Авенир Александрович Полозов (он проходил по делу Патриарха Тихона, в 1920 г . был приговорен к расстрелу, который заменили концлагерем, но смог скрыться, служил в Казанском храме у Калужских ворот, после его закрытия в 1927 г . – в Благовещенском храме, с 1932 г . – в храме на Даниловском кладбище; скончался 1 сентября 1936 г .), диаконы Михаил Морозов и Сергей Иванович Смирнов, причетник Иван Васильевич Кулагин (позже был настоятелем Троицкого храма в Каменке (ныне г. Электроугли) , в годы гонений был дважды арестован и 10 декабря 1937 г . расстрелян на Бутовском полигоне), псаломщик Сергей Александрович Громаковский. Известны имена просфорницы Ольги Николаевны Морозовой и сторожа Павла Николаевича Лебедева.


25 сентября 1991 г . академия передала храм Русской Православной Церкви. Настоятелем был назначен протоиерей Димитрий Смирнов. 29 сентября впервые за долгие годы в храме совершена Божественная литургия.

Силами прихожан начались восстановительные работы: были установлены купола и кресты, заново решено внутреннее убранство церкви, выполнен белокаменный портал, реставрированы метлахские плиты центрального придела, выложены гранитные полы. Фасад украсили мозаичные изображения Спасителя, Святой Троицы, Благовещения, святителей Филарета и Тихона. На звоннице появились новые колокола. Большого труда стоило убрать с церковной земли пивную и освободить дом причта (ныне он реконструирован). По проекту архитектора С.Я. Кузнецова возведены крестильный храм во имя священномученика Владимира Медведюка и новомучеников и исповедников Российских, а также Православный просветительский центр. На церковной территории разбит парк.


Среди немалого количества церковных праздников Благовещение Пресвятой Богородицы считается особенным. По важности оно уступает, возможно, только Рождеству, которое отмечают все христиане, независимо от конфессии. Еще до дня Благовещения Пресвятой Богородицы расписание служб в храмах вывешивается на сайтах и входных дверях, чтобы каждый верующий смог найти в своем плотном графике время для радости посещения церкви. Тем более что в этот праздник визит в храм невозможно пропустить. Подобный поступок считается непростительной ошибкой, которая принесет в дом неприятности и беды. Благовещение имеет ряд правил и ограничений, однако многие верующие с ними не знакомы. Поэтому и допускают в подготовке к празднику досадные просчеты, которых в старые времена на Руси не могли сделать даже дети. Мы максимально подробно расскажем читателям об этом радостном для сердца каждого христианина дне: когда Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется, откуда пошла традиция отмечать праздник, какова история его возникновения и еще много другого интересного. Но давайте говорить обо всем по порядку.

Благовещение на Руси

Краткая историческая справка

Благовещение Пресвятой Богородицы имеет четко определенную дату празднования. Его и Рождество разделяют девять месяцев, несмотря на то что Благовещение укоренилось в церковных традициях гораздо позже Рождества. Известно, что католики и православные пользуются разными видами календарей. Неудивительно, что и даты праздников у них разнятся. Католическая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы службы в храме начинает утром двадцать пятого марта. А у православных праздник отмечается седьмого апреля.

Многие верующие среди двенадцати основных праздников христианской церкви этот считают буквально началом становления религии. Ведь суть его заключается в благой вести, которую Мария получила от ангелов. Некоторые богословы еще в давние времена утверждали, что именно во время этого разговора и произошло непорочное зачатие юной девушки. Поэтому долгое время праздник носил массу названий, характеризующих именно эту его сторону.

Интересно, что все события, касающиеся данной темы, были описаны только одним апостолом. Лука в своем Евангелии очень подробно рассказал о том, что происходило в этот великий день. По сегодняшний день все христиане ссылаются именно на данный письменный источник, рассказывая историю Девы Марии и зачатия Христа.

особенности праздника

История праздника

Рассказ о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы необходимо начинать с краткого описания жизни Девы Марии.

Не каждый знает о том, что от рождения девочка, ставшая Богоматерью, была обещана храму. Ее жизнью должно было стать служение Господу, к чему и готовили малышку. Свое детство она провела в Иерусалимском храме и воспитывалась его настоятелями. Но к четырнадцати годам юная Мария по иудейским законам должна была выйти замуж. Это очень смущало святых отцов, молившихся день и ночь о нахождении самого лучшего решения для определения судьбы девочки. После тщетных молитв на одного из старцев снизошло озарение, и он приступил к поиску мужа для Марии, который смог бы защищать ее на протяжении всей жизни, но тем не менее не предъявлять на нее прав, как делает это муж на свою жену. Поиски были недолгими, и вскоре Мария стала женой Иосифа, которому к моменту бракосочетания уже исполнилось восемьдесят лет. Нареченный муж слыл настоящим праведником и провел всю свою жизнь в трудах и молитвах. До встречи с Марией Иосиф ни разу не был женат.

В один из дней перед смущенной девушкой предстал архангел Гавриил. Согласно Евангелию от Луки он и возвестил Марии благую весть о том, что она выбрана в матери Сыну Божьему. Однако важным было не только рассказать девушке о том, что ее ожидает, но и получить ее согласие. Без него Господь не смог бы исполнить свою волю.

Услышав такие вести, Мария усомнилась в возможностях непорочного зачатия. Однако Гавриил пристыдил ее, напомнив о том, как зачала, выносила и родила младенца ее родственница, до преклонного возраста считающая себя бесплодной. Этим ангел хотел доказать безграничные возможности Господа и успокоить Марию. Будучи послушной и праведной, девушка согласилась с Божьей волей и зачала ребенка.

Интересно, что, узнав о беременности своей жены, Иосиф подумал о ее неверности. Он решил, что девушка нарушила обет невинности, и предложил ей покинуть его тайно, под покровом ночи. Однако во сне к нему явился ангел, рассказавший всю правду о зачатии Сына Божьего, и повелел мужчине охранять свою жену и заботиться о ней.

Важность Благовещения Пресвятой Богородицы заключается еще и в том, что до этого момента человечество не получало от Господа благих вестей. Последними слышали волю Творца Адам и Ева, но последующие поколения были лишены этой благости.

традиции праздника

Становление праздника

Праздновать в храмах Благовещение Пресвятой Богородицы христиане стали в пятых-шестых веках, но и еще раньше встречались упоминания об этом дне в разных источниках.

Историки и археологи нашли изображения событий Благовещения в пещерах, где первые христиане прятались от своих преследователей. Подобными картинами были расписаны не только отдельные пещеры, но и катакомбы, в которых изгнанники находились неделями и месяцами, ведя службы и проповедуя. Такие росписи датируются вторым-третьим веками.

В четвертом веке свой неоценимый вклад в становление праздника внесла святая Елена. Она прошла по местам жизни Христа и везде старалась оставить след в виде базилики, храма, церкви или собора. О Благовещении Пресвятой Богородицы как о значимом событии она тоже заговорила одной из первых. Святая нашла то место, где произошло явление архангела Деве, и поставила там базилику.

Уже к пятому веку иконописцы стали уделять этому библейскому сюжету большое внимание. Они начали изображать события непорочного зачатия Иисуса на иконах и росписях в храмах. Приблизительно сто лет спустя богослужения в Благовещение Пресвятой Богородицы проводились в большинстве церквей. Считается, что окончательно установил его каноны и традиции святитель Кирилл Иерусалимский. Буквально через столетие праздник получил статус главного в Византии и распространился на Западе.

Кстати, на Руси Богоматерь была очень почитаема. Поэтому Благовещение праздновали очень торжественно и обязательно всей семьей. От этого, по мнению наших предков, зависело благополучие всех ее членов и изобилие в доме.

В восьмом веке были составлены праздничные каноны, которые поются во время службы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в церквях. Их авторами считаются митрополит Никейский и два святых старца – Феофан и Иоанн Дамаскин.

Поговорим о традициях

Каждый праздник имеет свои традиции, тем более это утверждение актуально, когда мы говорим о церковных праздниках. Правила празднования Благовещения сформировались еще в Древние века и сегодня соблюдаются неукоснительно всеми христианами.

За день до праздника женщины приступали к выпечке просвир. Этим словом назывался пресный хлеб в форме небольших булочек. Его количество всегда приравнивалось к числу домочадцев. Утром в праздник просвиры требовалось отнести на службу и освятить. Только после этого члены семьи могли приступить к праздничной трапезе, за которой и съедался хлеб. Делалось это с большой осторожностью, чтобы не уронить мимо рта ни одной крошки. Если же это происходило, то все остатки просвиры собирались и отдавались скотине. Считалось, что это способствует сохранению ее здоровья и плодовитости. Однако необходимо было съедать освященный хлеб на голодный желудок. Это являлось непременным условием для богатого урожая и семейного благополучия.

Так как Благовещение – это очень важный праздник, то работать в этот день категорически запрещено. Наши предки никогда не стали бы забивать скот, шить, убирать дом и заниматься другими делами. Однако и затевать излишне шумное веселье тоже возбранялось. Люди должны были осознать святость этого дня и проникнуться ею.

Особо красивой традицией в Благовещение было выпускание птиц. До праздника на улицах и в лесах отлавливали пернатых певчих, которых сажали в клетки. После посещения церковной службы молодежь собиралась во дворах храмов и открывала клетки. Птицы, взмывающие в небо, являлись символом благой вести, когда-то принесенной человечеству.

В Благовещение на улицы часто выгоняли скот. Он должен был пройти под звон колотушек и колокольчиков. Это, как думали наши предки, защищало скотину от хворей и хищников.

Ассортимент праздничных блюд традиции Благовещения никак не ограничивают. Все зависит от того, на какой день выпадает данная дата. К примеру, в текущем году это была Страстная пятница. Поэтому верующие не могли позволить себе употребить в пищу даже рыбу. Хотя обычно, если праздник совпадает с постом, православные имеют некоторые послабления. К ним относятся и морепродукты.

благая весть

Символы праздника

Мало кто из христиан осведомлен о том, что Благовещение имеет свою символику. Она является своеобразным графическим рассказом о сути праздника. Первый символ изображается как луч света. Он представляет собой эфемерную дорогу, по которой Святой Дух снизошел на Деву Марию. Именно так начиналась история о благой вести, изложенная в Евангелии.

Второй символ – это прялка. Согласно письменным источникам Дева Мария много времени проводила за этим инструментом. Спустившийся с небес архангел Гавриил застал ее за прядением и в этот момент сообщил о той миссии, которую нужно будет выполнить девушке.

Третьим символом стала пальмовая ветвь. С самых древних времен она означает духовную возвышенность. Некоторые богословы трактовали символ как единство подчинения мыслей и чувств божественному промыслу.

Особенности церковной службы: день и вечер накануне праздника

Кроме общих традиций празднования Благовещения, о которых мы уже рассказали, существуют и определенные нюансы проведения церковных богослужений. Верующие обычно узнают о них уже на службе, однако кое-что могут и выпустить из своего внимания. Мы расскажем читателям обо всех особенностях встречи праздника согласно церковным канонам.

Вечером того же дня совершается утреня. На ней необходимо присутствовать всем православным, которые желают в полной мере проникнуться святостью момента. Начинается служба с песнопений, переходящих в шесть псалмов и тропари:

Далее служба продолжается чтением выдержек из Евангелия и праздничных канонов. Нельзя представить себе данную службу без канонов Благовещения и Великой субботы. Они считаются особенными, так как читаются только по большим праздникам и имеют необычную структуру. Канон Благовещения написан в виде беседы Девы Марии и архангела. А вот второй канон – это фактически философские рассуждения на тему процессов, происходящих от распятия до воскрешения Христа.

Утренняя праздничная служба

С самого утра служба мало чем напоминает праздничную. Она совершается в обычные часы, но после окончания сразу же продолжается вечерней с Литургией. Священнослужители поют воскресные стихиры и паремии. Обычно после этого оглашается список тех, кто желает принять крещение в этот праздничный день.

Утреня продолжается чтением Евангелия. Большое внимание уделяется текстам о деяниях Христа и его мучениях на кресте. Заключительным этапом службы является Литургия святителя Василия Великого.

Несколько слов о трапезе и облачении священников

Интересно, что службы в Благовещение предполагают особое облачение священнослужителей. Обычно цветом облачения во все праздники, посвященные Божьей Матери, является синий. Однако в Благовещение он переходит в фиолетовый. Кстати, это единственный день, когда служители церкви надевают одежды данного оттенка.

Что касается трапезы, то она всегда сопровождается вином. В зависимости от совпадения с другими праздниками священники выставляют ряд ограничений, касающихся блюд на столе верующих. Однако в любом случае православные получают благословение на красное вино.

храм на Васильевском острове

Храмы в честь Богородицы

В России Богоматерь почиталась особо, а количество храмов в ее честь сложно подсчитать. Многие из них были забыты и заброшены в советские времена, но за последние годы они вновь стали действующими и полностью восстановились. О некоторых из них мы расскажем читателям.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове в Санкт-Петербурге имеет долгую историю, связанную с именами многих известных деятелей российской науки и культуры.

Заложен храм был в середине восемнадцатого века и строился на протяжении тринадцати лет. В итоге верующие смогли увидеть красивейший семипрестольный храмовый комплекс. Освящен он был даже раньше, чем строители покинули территорию церкви. Процедуру освещения проводил сам Тихон Задонский.

В тридцать шестом году прошлого века храм был закрыт и возобновил богослужения только двадцать шесть лет назад. Сегодня он открыт для всех нуждающихся с девяти утра до семи часов вечера. В выходные дни церковь ждет верующих до восьми часов вечера.

По главным церковным праздникам, к которым относится Благовещение, Литургия проводится дважды в день: в семь и десять часов утра. За полчаса до службы можно исповедаться.

храм в Федосьине

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине

Данный храм расположен в Москве и был заложен в начале пятнадцатого века. В дальнейшем он не единожды перестраивался. Окончательный вариант датируется первой половиной девятнадцатого века.

Село Федосьево принадлежало Вознесенскому монастырю, который и поддерживал в трудные времена его жителей. Храм, выстроенный в пределах обители, поражает своей красотой и строгими формами. Он являлся действующим вплоть до тридцатых годов прошлого века, когда шла компания по массовому закрытию церквей. Примечательно, что сельчане не давали закрыть церковь. Они единым фронтом пытались отстоять свою веру, но все же долгие десятилетия храм использовался советской властью не по назначению.

Сегодня верующие могут узнать массу интересной и важной информации на сайте, посвященном храму Благовещения Пресвятой Богородицы. Расписание богослужений, к примеру, обновляется здесь один раз в месяц. Обычно в храме двери для верующих открыты до пяти часов вечера. Начинаются богослужения в половину девятого утра.

храм в Петровском парке

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке

В Москве расположено не менее пяти храмовых комплексов в честь Богоматери. Все они даже в самые тяжелые для христианства времена не пустовали. Верующие всегда шли сюда в надежде обрести утешение. И храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке имел очень важное значение для православных этой местности.

Инициатором и спонсором строительства церкви стала княгиня Нарышкина. По ее просьбе архитектор Рихтер создал уникальный проект, который не должен был противоречить ансамблю Петровского дворца. И ему удалось это воплотить.

Первый камень в основание храма был заложен в сорок четвертом году девятнадцатого века. Изначально он должен был иметь четыре престола. Первый освятили уже спустя три года после начала строительства.

Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском расписание богослужений выкладывает на сайте. Ресурс ведется им и некоторыми членами паствы. В храмовом комплексе Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, расписание богослужений которого интересует всех верующих, утренние службы обычно начинаются в восемь часов. Вечерние богослужения ведутся с пяти часов. Практически каждый день православные имеют возможность исповедаться. Делается это до утренней Литургии.

Благовещенский собор

Благовещенский собор Московского Кремля – древнейший храм столицы, освященный в честь одного из двунадесятых православных праздников, Благовещения Пресвятой Богородицы, отмечаемый 7 апреля по новому стилю. Небольшой по размерам величественный храм расположен в юго-западной части Соборной площади.

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

Вид на Соборную площадь

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

Архитектурные особенности храма

Благовещенский собор состоит из нескольких построек разного времени, гармонично сочетающихся между собой.

От трехглавого к девятиглавому

Первоначальный каменный храм в форме квадрата венчался тремя главами. От столпа, расположенного в центральной части, расходились к каждой стороне низкие арки. Крестово-купольную постройку окружали крытые галереи. Специальные переходы связывали храм с кремлевскими палатами.

Храм стал девятиглавым в 16 веке

В 1563 году князь Иван IV в честь победы над половцами приказал перестроить храм, возведя на четырех углах крытой галереи небольшие одноглавые церкви-приделы. На восточной стороне крыши возвели два барабана с куполами. Так трехглавый храм стал девятиглавым.

Псковская архитектура

Четырехстолпный, трехаспидный, крестово-купольный белоснежный храм расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются во внешнем украшении храма: каменная кладка образует на стене углубления треугольной формы, поребрик, выложенный вдоль стен.

Полукруглые выступы в стене украшает аркатурный пояс – декоративные украшения в виде ряда глухих арочек, опирающихся на колонки. Стены украшают узорчатые пояса.

Украшения Благовещенского собора

Пол храма выложен из ценных благородных камней: мрамора, агата, яшмы, присланных царю Алексею Михайловичу в дар персидским шахом. Сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, желая преумножить красоту кремлевского храма, установил на центральной главе крест из чистого золота.

Весть об этом разнеслась по миру, так что золотой крест долго искал Наполеон, желая завладеть золотом кремлевского храма. Судьба усмехнулась ему в ответ: полководец, перепутав главы соборов, приказал снять крест с колокольни Ивана Великого, всего лишь позолоченный, но не золотой.

Позолоты на храме Благовещенья было так много, что храм, блиставший на солнце, назвали Златоверхим. В XVI веке итальянские резчики украсили резьбой северный и западный порталы собора. Здесь проходили торжественные процессии, следуя на Соборную площадь, поэтому главные входы так торжественны и нарядны.

Храм в 19 веке

Затейливая резьба с пышными вьющимися растениями, сложные цветочные гирлянды в позолоте украшают входы в собор. Железные двустворчатые двери украшены ажурными коваными решетками. На полотнищах дверей – сцены Благовещенья и пророки, возвестившие о скором пришествии Спасителя.

Интерьер и внутреннее обустройство

Внутри собор невелик. Проектируя внутреннюю часть собора, архитекторы ввели вертикальные конструкции, которые создают ощущение стремления вверх. Для усиления эффекта особым образом использовано освещение: нижнюю часть затемнили, а поток света льется из окон барабана сверху. Бесценны росписи храма, виртуозно выполненные знаменитыми иконописцами.

Главный портал

Росписи храма

Благовещенский собор впервые расписан в 1508 году. В центральной части храма – сцены из Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова). Это пророчества о конце мира, втором пришествии Христа и Страшном суде. Наряду с библейскими мотивами в росписях стен, сводов и колонн изображены лики русских князей и античных философов.

Росписи храма

Росписи демонстрируют тему преемственности власти великих князей и царей, ведь Благовещенский храм – домовая церковь. Изображения, расположенные на лопатках внутренних стен, прославляют русских князей: Владимира Мономаха и Александра Невского, Даниила Московского и Ивана Калиту, Дмитрия Донского и Ивана III.

Православные святыни в росписях

На стене храма написан образ Благовещения: Пресвятая Дева Мария изображена у кладезя, черпающей воду. При виде Ангела в облаках она возводит на него взоры удивления. Ведь Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела благую весть о будущем рождении у Нее Спасителя.

Образ Спасителя

В притворе благовещенского собора – чтимый образ Всемилостивого Спаса, перед которым негасимо горят свечи и лампады. От этого образа чудесную помощь получил кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. К образу приходят люди, ожидая доброй вести и милости.

Здесь хранилась донская икона, поднесенная Дмитрию Донскому после куликовской битвы. В XVII столетии во имя этой иконы, не раз помогавшей России, построили Московский Донской монастырь.

Иконостас

Иконостас Благовещенского собора

В центре иконостаса – образ Господа Вседержителя в окружении небесных чинов, по бокам – образы Богоматери и Иоанна Предтечи, обращенные в молении ко Христу. За ними – Архангел Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Праздничный ряд включает в себя 14 икон. В иконостасе Благовещенского собора пустует место для изображения царя, который правит в отдельный промежуток времени. После смерти монарха икону с его изображением перенесли в Архангельский собор, разместив на надгробье.

Иконы собора

Символ точного времени – московские куранты

С великокняжеского двора Благовещенского собора началась история кремлевских курантов.

В 1624 году русские мастера Ждан и Шумило при помощи англичанина Христофора Головей установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. Потом подобные шатры увенчали и остальные кремлевские башни

Сужба в соборе

Благовещенский собор сегодня

С 1955 года в Благовещенском соборе работает музей. С 1993 года в храме, закрытом в 1918 году, начались богослужения. Службы в соборе проходят один раз в году – в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Перед ежегодным богослужением собор каждый раз освящается заново.

В советское время службы не проводились

Благовещенье – светлый весенний праздник, когда по традиции после Литургии Святейший патриарх выпускает на волю птиц – символ свободы каждого Божьего творения.

В Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.

Благовещенский cобор Московского Кремля, Благовещенский собор Московского Кремля12

Благовещенский Собор Московского Кремля - самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.

Содержание

Благовещенский cобор Московского Кремля, Благовещенский собор Московского Кремля10

По окончании строительства в 1489 году, собор был освящён в честь праздника Благовещения (7 апреля) установленного в память Благой вести о рождении Иисуса Христа, принесённой архангелом Гавриилом Деве Марии.

Первоначально Благовещенский собор имел три главы и с четырёх сторон был окружён галереями-папертями. В 1560-е годы по заказу царя Ивана IV Грозного на углах галерей соорудили 4 небольшие придельные церкви, а над западной частью собора возвели две глухие главки. Купола и кровлю покрыли медными позолоченными листами. Именно в это время в основном сложился живописный облик девятиглавого собора, который мы видим сегодня.

Этот этап строительства и посвящение приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями середины XVI века: Венчанием Ивана Грозного на царство, завоевание Казани, одной из побед Ливонской войны – взятием Полоцка. Очевидно, перестраивая и украшая свою домовую церковь, Иван Грозный стремился усилить её роль в кремлёвском ансамбле, сделать храм достойным самодержавного правителя огромного государства.

После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства.

В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей. На южной галерее была открыта выставка икон и предметов церковного обихода связанных с историей собора.

С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.

Благовещенский собор построен русскими мастерами в традициях псковской и московской архитектуры на старом подклете, сохраненном от предшествовавшего храма. Современный облик собора с крытыми галереями и четырьмя приделами на их углах, с пирамидальным силуэтом, увенчанным девятью золочеными куполами, сложился в 60-е годы XVI века.

Стены собора расчленены лопатками и завершены килевидными закомарами, что свойственно раннемосковской архитектуре, ритм закомар повторяют кокошники в основании центральной главы, в аркатурный фриз вписаны узкие щелевидные окна.

Восточную стену первоначально закрывала галерея, поэтому только высоко на апсидах помещен скромный поясок балясин. Сначала он был терракотовым, как на построенной одновременно с Благовещенским собором и теми же мастерами церкви Ризположения, но в XIX веке его заменили на каменный.

Пристроенные в 1560-х годах приделы удачно дополняют основной объем: их стены расчленены квадратными ширинками и завершены небольшими кокошниками перекликающимися с закомарами собора. Строительство приделов в Благовещенском соборе в 1564—1566 годах принципиально изменило художественный облик памятника, заставило его по-новому звучать в ансамбле Соборной площади. Благовещенский собор имеет четыре придела - небольшие одноглавые бесстолпные церковки с тонкими стенами толщиной в один кирпич. Они возведены над углами галерей. Создание приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями грозненского времени середины XVI века – венчанием на царство Ивана Грозного, взятием Казани, взятием Полоцка 1563 года (одной из побед в Ливонской войне).

Хорошо сохранившиеся внутренние помещения приделов с резными белокаменными полами и комплексы иконостасов 60-х годов XVI века позволяют восстановить интерьеры этих интересных памятников культуры Руси времени Иоанна Грозного.

Благовещенский cобор Московского Кремля, Благовещенский собор Московского Кремля3

Здание собора стоит на высоком подклете. Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна. С 1989 года в нем открыта археологическая выставка, экспонаты которой связаны с историей заселения и освоения Боровицкого холма, с уникальными кладами, которые были найдены в XIX – XX вв. на территории Кремля.

Собор с трех сторон окружен галереями. В архитектуре северной и западной парадных галерей явно видны черты итальянского Возрождения. Они перекрыты красивыми по очертаниям крестовыми сводами, несущие их столпы украшены филенками и увенчаны резными белокаменными капителями, подобные капители украшают и лопатки стен. Северная и западная галереи использовались в торжественных процессиях, для прохода царских шествий, православных гостей царя на прием Грановитую палату.

Южная и ныне утраченная восточная галереи были возведены одновременно в 1489 году. Южная паперть уже тогда представляла собой отдельное закрытое помещение. Вероятно, в середине XVI в. сюда из дьяконника был перенесен придел Василия Кесарийского. В 1562-1564 годах придел, расположенный в галерее, был обновлен.

Благовещенский cобор Московского Кремля, Благовещенский собор Московского Кремля5

Южная паперть почти полностью утратила свой первоначальный облик: переложены своды, перестроены западная и восточная стены, стесаны лопатки четверика собора. Самые большие перемены относятся к 1836 году, когда в галерее устроили придел святого Николая Чудотворца, покровителя императора Николая I. Позже ее использовали как мастерскую для вышивальщиц, здесь размещалась соборная ризница. В это время были стесаны портал и лопатки четверика. Портал восстановили в 1949 году. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества — перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Завершается портал килевидной аркой.

На эту паперть ведет украшенное резьбой крыльцо (со стороны Москвы- реки). В 1550-1560-ых годах южное крыльцо, прежде открытое, сделано закрытым.

Южное крыльцо храма выходило в небольшой дворцовый сад, по нему проходили в Архангельский собор, оно служило местом отдыха и раздачи милостыни. До наших дней дошли белокаменный резной портал, обрамление окна и часть фриза на стене, относящиеся к середине XV века.

До XIX века южная паперть, вероятно, не имела сплошной росписи, но была украшена резьбой. О богатстве и изысканности декора свидетельствуют сохранившиеся резные детали — наличник окна в восточной части и колонка середины XV века, открытая при реставрации 1949 года. Ее ствол и капитель покрыты мягким плоскостным узором крупных листьев аканта, раскрашенных желтой, светло-зеленой и красной красками. Следы многоцветной раскраски обнаружены и на резных деталях южного крыльца. Колонки при входе на крыльцо открыли во время реставрации 1860-х годов и тогда же заменили грубыми копиями.

Благовещенский собор в Кремле

Благовещенский собор в Кремле

Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.

Первый, деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался "Благовещения, что на Сенях". Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.

В 1484–1489 г.г., спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Тогда великий князь Иван III повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней.

И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая – они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.

В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, – к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.

Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.

Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней – мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.

А вот его сын, царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота – тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.

Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.

Однако это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата – это христианское изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством – над монголо-татарским игом, или над Османской империей.

Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата – это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.

И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.

Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.

Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в "часник", – колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого – около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.

Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне Благовещенский собор действует как музей.

Однако в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь. Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля.

Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана Грозного.

В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого то несправедливо обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой – Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.

А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г. Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест – так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась "Благовещенская, что на Житном дворе".

Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней в Кремль молящиеся о помощи.

А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого придел.

А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми временем. В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными.

И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Нечаянная Радость", ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.

После революции она прошла долгий и трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа Спасителя. Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен на список.

Есть легенда о том, что от иконы "Нечаянная радость" чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен.

В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя – Благовещенская.

Не хотелось бы заканчивать очерк на скорбной ноте. Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал благочестивый обычай – в этот апрельский день на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц.

Читайте также: