Сообщение хиппи в ссср

Обновлено: 05.07.2024

Они слушали Битлз, напивались в хлам и убегали от КГБ.

В середине 1960-х годов в СССР сквозь Железный занавес прорвалась популярная на западе культура хиппи. Она пришлась по вкусу многим советским девушкам и юношам, которые были недовольны коммунистическим режимом, хотели тусоваться и слушать иностранную музыку.

Первые хиппи появились в России не в 1960–1970-х годах, но значительно раньше. Эта культура произошла из пацифизма, идеологии неприязни к любого рода насилию. Первым русским пацифистом считается Лев Толстой, который утверждал, что никакая война не может быть оправдана, поскольку она воплощает в себе лишь зло и желание причинить боль ближнему.

Его последователи, толстовцы, стремились к тотальному изменению общественного уклада с помощью мирного преображения человека, его идеалов и ценностей, повседневной жизни, а также отношений между людьми. Борясь за ценности ненасилия и свободы совести, толстовцы активно взаимодействовали с западными пацифистами и осваивали западную политическую терминологию.

Отцами-основателями первого массового объединения советских хиппи, находившегося в Москве, принято считать Юрия Буракова, которого единомышленники из-за круглого лица называли Солнцем, и Михаила Козака, прозванного Мишей Красноштаном. Хотя негласным лидером всё же был Солнце. В Систему вступали не только хиппи, но и панки, буддисты, подпольные художники и другие нонконформисты.

Система критиковала коммунистический режим, считая его чересчур авторитарным и милитаризованным, однако большинство советских хиппи имели к политике весьма опосредованное отношение. Как они сами заявляли, им хотелось не столько протестов, сколько развлечений: слушать музыку, носить модные прикиды и тусоваться с друзьями.

Кто такие хиппи

Суть в том, что часть американского общества восстала против милитаристической внешней политики США в целом и войны во Вьетнаме, в частности, в результате образовалось новое молодежное движение.

Хиппи в СССР

Первые западные субкультуры проникли в Советский Союз в ходе Международного Фестиваля Молодежи 1957 года. Как таковых хиппи в то время еще особо не было, движение только зарождалось, но некоторые черты внешности наши студенты и молодые рабочие заприметили сразу:

  • длинные волосы;
  • драная одежда;
  • очки с линзами безумных цветов

В начале 60-х нарисовались и хиппи в их классическом смысле, но… только внешне. Дело в том, что информация, поступающая из-за рубежа относительно тех или иных субкультур, была мало того, что скудная, так еще и малопонятная советскому человеку. Следовательно, идеологию перенять наша молодежь так и не смогла, зато начала подражать западным хиппарям внешне.

Практически сразу на новое в СССР движение обрушилась общественная и государственная критика. С одной стороны, странно – хиппи ведь выступают за мир во всем мире и равенство. Но это за бугром! А у нас новый образ жизни вылился в:

  • разврат;
  • пьянки;
  • совсем уж неопрятную внешность;
  • тунеядство

Все это шло вразрез с учениями Маркса, Ленина и прочих основоположников советской идеологии. Начались гонения. Студентов, которые выглядели и вели себя, как хиппи, начали массово отчислять из ВУЗов; на работе таким ребятам постоянно устраивали взбучки, даже друзья от хиппарей оторачивались.

Впрочем, не сильно они из-за этого расстраивались – новый круг общения у представителей субкультуры сформировался быстро, и крупные города увидели на своих улицах горстки нигде не работающей спивающейся (или уже спившейся) молодежи, курящей травку . Ребята натурально выглядели, словно бомжи, и это не шло ни в какое равнение с американскими хиппи , которые тоже не были образцом морали и трудолюбия, но хотя бы активно отстаивали разные общественные позиции, кстати, не самые плохие – та же свобода для всех.

В итоге советские хиппи превратились в этаких неформалов – лохматых, вечно пьяных, воняющих, попрошайничающих на городских улицах. Перенять внешность – не значит перенять идеологию, а в случае с хиппи в СССР именно это и произошло.


1 июня 1971 года сотни московских хиппи собрались на антиамериканский митинг. Протест против агрессии США во Вьетнаме плохо закончился для советских пацифистов.

Статья вызвала неожиданный эффект — тысячи советских юношей и девушек заинтересовались взглядами своих заокеанских ровесников и захотели быть такими же, как они. В крупных городах страны появились компании длинноволосых молодых людей в одежде разной степени обтрёпанности. Они никому не мешали, просто, сидя в парках и скверах, пели под гитару, чаще всего что-то англоязычное. Вечерами хиппи перемещались к кому-нибудь домой, где продолжали культурно отдыхать, употребляя алкогольные напитки. Крепких они не любили, предпочитая дешёвый портвейн.

В позднем Советском Союзе признавался прогресс лишь научно-технический. В общественной и культурной сферах господствовал консерватизм. Тем, кому это не нравилось, предстояло иметь дело с защитниками традиций в погонах. Именно с ними пришлось столкнуться первым советским хиппи.


Андрей Матвеев, 1970-е. Источник: архив Свердловского рок-клуба

Сась Дормидонтов на рок-фестивале в Эльве, Эстония, 1972. Источник: личный архив А. Дормидонтова

По московским меркам подобная малочисленность считалась явно несерьёзной. Без столичного размаха не могли тусоваться даже тамошние хиппи. В Москве они собирались на Пушке (Пушкинская площадь), на Маяке (площади Маяковского, ныне Триумфальная), на Психодроме (скверике у входа в корпус МГУ на Моховой), гуляли по улице Горького.


Существует несколько версий их предыстории. Согласно одной, в последних числах мая молодые люди в аккуратных костюмах подходили к хиппанам, сидевшим на Маяке и Психодроме, и предлагали им провести демонстрацию против войны во Вьетнаме у стен посольства США. Молодые люди якобы не скрывали, что они — сотрудники КГБ, обещали покровительство своей конторы и помощь в доставке автобусами от мест тусовок хиппи к стенам посольства.

Как бы то ни было, сотни московских хиппи собрались протестовать против американской военщины. 31 мая к некоторым из них подходили знакомые ребята из комсомольских оперотрядов и по секрету рассказывали, что ходить к посольству нельзя, что готовится провокация и массовые задержания. Уговорам мало кто поверил.


Группа хиппи на трассе, 1970-е. Источник: Soviet Hippies, 2017

Советские дети цветов хранили верность своей Системе и спустя десятилетия после событий на Психодроме. До сих пор значительная часть длинноволосых россиян 1 июня отмечает не только Международный день детей, но и хипповский праздник.

Дорога. Фото из архива Анатолия Ломоносова

Полвека назад идеи движения хиппи проникли в СССР, где реализовались по-своему, не так, как на Западе. Сначала советские власти приветствовали поддержку американских бунтарей: молодцы, они же против капитализма! – но потом не знали, что делать со своими. Им могли грозить аресты, избиения, помещение в психбольницу. Каково это – быть хиппи в СССР?

Пришедшее в СССР в конце 60-х движение хиппи сначала распространилось в Прибалтике, Москве, Ленинграде и Украине. Советские хиппи, о которых написаны диссертации и сняты фильмы, тоже были против власти (хотя социалистические идеи равенства были им близки), но имели особенности: при тотальном контроле вынуждены были образовать тайную "Систему", в которой общались только свои, не могли, как на Западе, открыто выходить на демонстрации. Стремясь к духовной общности, они построили, как тогда шутили, лучший в мире коммунизм. Для своего круга.

И хотя считается, что быть хиппи в Советском Союзе физически было относительно нетрудно – дешевые продукты, не было особой заботы о завтрашнем дне, о крыше над головой, всегда можно было подработать в очередной котельной, – решались на это смельчаки: им грозили репрессии, проработки в КГБ и аресты за организацию лагерей, помещение в психушку, особенно за отказ идти в армию. На улице могли не только волосы обрезать, а избить, и еще как. Не говоря уже о нередком разрыве с близкими.

Через этот отчаянный опыт поиска смыслов прошло тогда немало людей. Одни из этого опыта вынесли лишь верность музыке Боба Дилана, другие творческий кураж и экологическое мышление. Другие забыли про него вовсе. Немало хиппарей умерли от наркотиков. В СССР таких смертей было много в 90-е годы.

О своей непростой судьбе рассказывает музыкант Анатолий Ломоносов. Давно живущий в Вильнюсе, он приехал в Литву с Украины. Жизнь его в итоге вышла на круги своя: родословный круг замкнулся (Анатолий оказался там, где в старину обитали предки), и духовный тоже (от хиппи в молодости – к индийской музыке сейчас).

пожалуйста, подождите

Анатолий Ломоносов в программе "Культурный дневник"

No media source currently available


– С 1975 года начал ездить автостопом во Львов, в Литву. За пластинками на толчок мы отправлялись в Одессу. Мне был тогда 21 год, учился в Технологическом университете в Херсоне. Там жил и мой дед, который был из литовских староверов. В Литву они приехали в ХIХ веке, а раньше он был бурлаком и вечно от армии косил, от царской. По натуре был бродягой высочайшего уровня! От него, видать, эта хромосома у меня…

Братство основывалось на интересе к западной музыке, восточной философии, относительно антисоветской настроенности

В советские годы хиппи организовали целую систему. Например, во Львове достойный человек говорит тебе: "В Москве у меня есть свой". Приезжаешь по адресу с паролем: "Я от такого-то из Львова". В Москве могли дать другие адреса, и можно было поехать в Таллин, в Вильнюс или Питер. Братство это основывалось на интересе к западной музыке, литературе, восточной философии, относительно антисоветской настроенности. Иногда собирались в лагеря.

В 1978 году я был участником летнего лагеря хиппи, который считается самым многочисленным в СССР. Мы с Мишей Бомбиным его организовали. (Михаил Бомбин позже стал корреспондентом Радио Свобода в Риге.)

Анатолий Ломоносов в семье индийского учителя

Его хиппи "отцом" называли, авторитетный был, глубокий. К нему люди из разных мест приезжали. Миша удивительный был человек, часто у меня бывал – окружающие думали, что в гостях монах, потому что у него были очень длинные волосы.

Где были самые активные группы хиппи сначала?

– В Эстонии, Москве. Люди, которые мыслили иначе, чем тогдашнее большинство, обсуждали индийскую философию, йогу, слушали джаз, битлов. Не говоря уже о том, что выглядели необычно. Вот сейчас снова в моде (из 40-х годов в США) слово "хипстер". Если такой модник – который, как хиппи в свое время, выделяется внешним видом – выйдет на улицу, то в кармане его рваных джинсов обязательно будет кредитная карточка.

Хиппи же были бродягами настоящими, убежденными. В те годы с такой внешностью тебя запросто могли остановить, арестовать. Обрезать волосы силой. Попадешь на три дня в милицию, появишься – окружающие расспрашивают: где был? Или хуже того – как в Таллине. Там в 70-е годы была группировка "урла", как правило, русскоязычная молодежь. Они отлавливали хиппарей и били. В Эстонии частенько случались на этой почве драки, довольно жестокие. Урла считала хиппарей чуждыми.

Эстонцы в Системе были самыми интересными, "голубая кровь" советских хиппи. Они начинали, потом им подражали остальные. В Эстонии был тогда особенный человек – Рам Тамм, известный философ, практикующий йогу, к которому люди ездили как паломники.

Михаил Бомбин

– Ночью всех нас – приехавших из разных мест СССР в лагерь хиппи – арестовала эстонская милиция, отвезли в тюрьму Кохтла-Ярве. Помурыжили и выкинули в пять утра на шоссе: "Сейчас приедет за вами милиция РСФСР". Те приехали и говорят: "У нас таких своих до фига! Вы нам не нужны". Вывезли опять в Эстонию на железнодорожную станцию и рукой махнули: "Поезжайте куда-нибудь туда, южнее, в Латвию, но только не к нам". При этом у всех документы переписали. И до свидания!

Миша Бомбин говорит: "Я знаю одно подходящее место в Латвии, Витрупе (Лимбажский район), там есть кемпинг, если даже с вертолетов будут искать, мы с палатками там затеряемся среди деревьев". Поехали туда на электричках (в которых местные контролеры уже знали про нас, но не тронули), потом – автостопом. В Витрупе разбили лагерь, огромное количество людей приехало тогда со всего СССР. Удивительным образом все как-то узнавали, куда ехать, когда – своя была связь. Из уст в уста. Все всё знали в отсутствие интернета и мобильных телефонов!

Психиатр мне советовал: будет медкомиссия, тебе ничего особого выдумывать не надо, и так странно выглядишь

Что представлял собой такой лагерь? Просто наслаждались жизнью. Свободой. Знакомились, общались, спорили, много с тех времен друзей осталось. С ними было интересно. Как ни странно – не пили. Я на Украине вырос на вине, на хересах, портвейнах. И не помню, чтобы мы пили. Вот то, что в таких лагерях люди баловались наркотиками – это да. Но! Мы с Бомбиным предложили и на совете лагеря постановили: кто "торчит", ворует у местных крестьян мак – пусть переселяется на другую сторону речки Витрупе. В результате было два лагеря. Для нас наркотики – по той терминологии – это было стрёмно. В результате милиция арестовала всех, по обе стороны реки.

Когда я вернулся в Херсон после этого лагеря, после арестов – всем пошли дела. Моих родителей пригласили в КГБ на разговор. Я устроился на работу, зная, что это просто передышка, для спокойствия родителей. Советская жизнь в виде той рутины меня лично не интересовала. В КГБ со мной тогда беседовал такой Николай Трофимович. Как ни странно, сейчас я с ним переписываюсь по скайпу… А после тогдашних бесед с ним я, молодой парень, выходил на улицу с мучившим вопросом: так люблю ли я свою родину? Когда мои дети были в таком же возрасте, я смотрел на них и думал: счастливые, что у них нет такой проблемы! Могут просто жить, развивать себя, а не мучиться поиском ответа на этот вопрос, не сомневаться, что родину они любят. У меня в молодости такая проблема была.

Анатолий Ломоносов, 70-e годы

Для хиппи в СССР попадание в психушку было нередким явлением, по своей или не по своей воле.

– Оказался в больнице, потому что по убеждениям не хотел в армию идти. Один знакомый психиатр мне советовал: будет медкомиссия, тебе ничего особого выдумывать не надо, и так странно выглядишь. Будь собой, только немного глубже. Пришел на обследование длинноволосый, в соответствующем прикиде и немного пофорсировал свой образ, в итоге приклеили статью "Социально опасная психопатия", 7Б. И – в больницу. Повезло, что никаких инсулинов там не было, а таблетки я правдами и неправдами выкидывал. Психушка – вообще неплохое тогда было (по крайней мере в моем случае) место для обдумывания жизни".

Что по большому счету вас толкало на эти эксперименты, что хотели познать?

– Мой отец в Херсоне был ответственным партийным работником, курировал большое хозяйство. И меня с пеленок кормили советскими идеями, уже было плохо от них. Я чувствовал, что в жизни есть что-то другое, и не обязательно это политика. Искал новые идеи. Узнал о практике голоданий, через которые можно постичь то, что обычному человеку закрыто. Но я благодарен при этом родителям, что потом уже они меня поняли. Когда отец ушел на пенсию, я привозил ему книги, выходившие в Литве. Например, дипломатическую переписку Молотова – Риббентропа о том, как Вторая мировая начиналась. Отец со слезами на глазах тогда говорил: Толя, в 70-е годы мы про это и думать не могли, не смели сомневаться в линии партии. Анекдоты, свои умозаключения, любое отклонение от этой линии считалось плохим делом.

Со временем вы переехали в Вильнюс. Быть хиппи в Литве тогда было не то, что в Херсоне?

– Совсем не то, свободнее. Особенно если в политику не лезешь. И здесь были единомышленники. Некоторые хиппари, правда, в ту же политику шли осознанно, была такая форма антисоветского протеста. Как ни грустно, многих людей, с которыми был тогда знаком и дружен, я сейчас вычеркиваю из своего фейсбука. Когда чувствую имперское мышление – сразу! Не интересно уже, для меня все дискуссии 20 лет назад прошли.

Сейчас вы один из лучших в странах Балтии исполнителей на индийском ситаре.

– Когда впервые взял в руки этот музыкальный инструмент, понял, что это знак изменить жизнь. Тем более устал тогда от того, что не было своего угла. Занимаюсь все эти годы индийской классической традиционной музыкой, и мне 24 часов в сутки не хватает. В свое время в СССР вышла пластинка под рубрикой "Музыка Азии и Африки" с такой музыкой, она очень меня захватила, поразила – была настолько сильная, насколько и непонятная. Я сразу почувствовал – это мое. На инструмент нужно было собрать полторы тысячи (при зарплате тогда в 90 рублей в месяц). И я собрал эту сумму! Настолько хотелось все поменять с помощью этого, потому что понял: вот этим могу всю жизнь заниматься.

В 1985 году в Москве познакомился с человеком, который стал моим первым настоящим учителем игры на ситаре. Вернее, стала. Это индийская исполнительница Карни из Бомбея, которая убежала оттуда от родителей, которые хотели против воли ее там выдать замуж. Она была ученицей Картикумара, известнейшего индийского ситариста. Желание совершенствоваться дальше было у меня огромное. В этом деле главное – кто твой учитель. Я выбрал в качестве наставника Имратхана и его сыновей. С ними даже ездил на гастроли, потом в Индии эта семья приняла меня для дальнейшей учебы".

Анатолий Ломоносов с ситаром

Лично для вас этот инструмент что дает?

– Всё. Во время игры время останавливается.

В советские годы ваш протест против той системы был в виде обращения к хиппи, сейчасситар: индийская музыка, не протестная, но все же альтернативная по своему ладу той музыке, среди которой вы живете, европейской.

– Индийской музыке несколько тысяч лет, а европейской классической – лишь пятьсот. К хиппи я пришел в молодости, когда все было интересно, но позже, когда взял в руки ситар, понял: это серьезно, на всю жизнь.

Нашли свою струну в прямом смысле.

– Конечно! Особенно, когда есть учитель. Это дает в музыке ощущение уверенности, связи с конкретной исполнительской школой. Особенность индийской классической музыки в том, что она наполовину связана с глубокими знаниями, наполовину – с импровизациями. Играя, ты видишь те же самые вещи по-новому каждый раз. Каноны, правила тут невероятно глубокие, но – свобода. Свобода в дисциплине! И в этом жить.

Эта музыка, инструмент, игра на немизменили ваш взгляд на мир, на себя?

– Да. Благодаря этому я нашел и жену. Она приходила на концерты, так познакомились. С тех времен аккомпанирует на тампуре.

Если бы в молодости попали бы на ситар с его свободой в дисциплинекак вам кажется, это помогло бы тогда найти ответы на вопросы бытия?

– Как всё в жизни произошло – так и хорошо! Я прошёл свой путь. А ответы эти я и сейчас не знаю.


митинги протеста против войны во Вьетнаме 1968—1970-х гг. представляли собой официально организованные и заранее планируемые мероприятия. Длинноволосых парней советские дружинники отлавливали в городских скверах и на улицах, доставляли в участок, переписывали и нередко брили наголо. О свободной любви как модели поведения и подумать было страш­но. В итоге из советского хиппизма были вытравлены все содержательные элементы. Осталась лишь форма. Советские хиппи не имели четкой идео­логии и перенимали у западных собратьев скорее образ жизни, чем образ мышления. Известно, что на культурных задворках западной цивилизации вся идейная жизнь, если она ориентирована на ценности этой цивилизации, обречена на вторичность.

Расцвет субкультуры и общественного движения хиппи в нашей стране произошел с опозданием на 10-15 лет. В середине 1960-х, когда движение хиппи родилось на Западе, наша молодежь еще увлекалась так называемы­ми стилягами — упрощенным (сниженным) вариантом высокой моды: блес­тящие ботиночки, цветастый галстук и зауженные брюки. Хиппи одевались совершенно иначе — грязные рубашки или свитера, засаленные джинсы, рваная спортивная обувь. Стиляги и хиппи — две разные моды, две разные эпохи, но общий протест против господствующей культуры и попытка вы­разить в одежде свое стремление к свободе.

Субкультурой хиппи никак не могли увлекаться настоящие шестидесят­ники, поскольку основной их пафос — исторический оптимизм, активное участие в строительстве коммунизма, социальная энергия, воодушевление. В идеологии хиппи все наоборот: пессимизм, неверие в будущее и недове­рие социальным институтам, разочарование, наконец, эскапизм — бегство от реальности. Советские критики, низвергавшие устои буржуазной мора­ли, в чем-то были правы. Хиппизм представляет собой идеологию упадниче­ства. Она возможна только в ситуации общественного застоя и разочарований. Именно такое время наступило в 1970-е гг. в СССР. Период существования аутентичного — соответствующего истинному предназначению, функциям и содержанию — хиппизма в СССР соответствует началу 1970-х гг.; место дей­ствия — Москва, Ленинград, Рига 36 .




среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства). Статус по самооценке здесь никогда не совпадает со статусом по оценке другими: то, что общественным мнением ставится высоко, для хиппи ценится низ­ко, и наоборот. Принимаемые нормы и ценности в Системе иные, чем пред­писаны обществом.


Созданная ими социальная сеть связей, каналов и поддержки спасла жизнь многим социальным изгоям, которые без ее помощи могли бы спить­ся, куда-то сгинуть, покончить жизнь самоубийством. В так называемой Системе — незримой империи хиппи — они обретали братство, моральную

Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования сис­темы 1986-1989 гг. СПб., 1993

и материальную поддержку, находили единомышленников и формы твор­ческой самодеятельности.



Досуг хиппи

Дав толчок возникновению Системы, хиппи западного образца, впослед­ствии, на протяжении десятилетия сосуществовали с системными хиппи. Си­стема окончательно сформировалась как движение в Сибири, сохраняясь в этом регионе вплоть до наших дней, — и, в целом, она больше характерна для провинции, чем для столиц, в которых больше интеллектуалов-одино­чек (в том числе, своих людей) 29 .

Базовые ценности интернациональной культуры — духовный поиск и любовь между людьми — советским хиппи приходилось отстаивать в мили­цейских кутузках, в столкновениях с общественностью и дружинниками, в подполье. Несмотря на свою вторичность и суррогатный характер советский хиппизм пытался быть или по крайней мере казаться оригинальным и само­стоятельным феноменом, которому свойственны искренние чувства, взлет фантазии и творчества, поиск откровений, любви и человеческих отношений. Заимствованную форму советская андерграундная молодежь стремилась на­полнить незаимствованным содержанием. Советские хиппи в итоге являлись такими же настоящими, подлинными, как их западные предшественники.

Как отражаются в сленге особо значимые для хиппи реалии? Первая тема — внешний облик. Для внешнего облика хиппи самое главное — воло­сы, на сленге — хайр. Два других декоративных элемента — ксивник (нашей­ный мешочек для ношения паспорта, от ксива — письмо, бумага, любой документ — слово из уголовного жаргона) и феньки (украшения из бисера).

Других специальных слов для обозначения одежды у хиппи нет, за исклю­чением постоянно используемых избыточных англицизмов типа шузы 40 .

Хиппи общались между собой на своеобразном сленге, состоявшем в основном из словечек, заимствованных из английского языка. Толковый словарь советского хиппи 41 формировался на протяжении четверти века и ныне он включает некий набор основных терминов. Хайр — длинные волосы, характерные для хиппи. Факер — большой любитель заниматься любовью. Герла — девушка. Скипать — уходить, уезжать.

Глюк — галллюцинация, вызванная наркотическими средствами. Олдовый — старый, опытный; с большим стажем пребывания в Системе.

41 Мазурова A.M. Словарь сленга, распространенного в среди неформальных молодежных объедине­
ний // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных обьеиинений. М., 1988;
Радзиховский Л.А., Мазурова А.И. Сленг как инструмент остранения // Язык и когнитивная дея­
тельность. М, 1989.

Оттягиваться — предаваться наслаждениям.

Флэт — квартира, любое жилье, в котором пипл регулярно вписывает множество людей; обычно — место проведения квартирников.

Дорога — идущие подряд следы на вене от систематических уколов.

Юкс — один рубль.

Заморочка — навязчивая идея.

Ринг — веревочка вокруг головы, держащая волосы.

Свинтить — арестовать, задержать.

Стебаться — смеяться, иронизировать.

Отвязанный — не стесняющий себя чрезмерно условностями и общепри­нятыми правилами.

Рок — андерграундное песенное творчество.

Квартирник — бесплатный концерт в частном помещении.

Стоп — автостоп, передвижение на попутных машинах.

Вписка — квартира, где можно пожить или переночевать.


Системные хиппи в СССР


тесные пересечения у хиппи были с наркоманами, поскольку редкий хип­пи не пробовал употреблять хоть ка­кие-либо наркотические препараты. По наблюдению Ф.И. Рожанского 43 , поколение хиппи 1970-х гг., довольно хорошо знавшее английский язык, сменилось поколением 1980-х, уже не блиставшим в такой же степени знани­ем иностранных языков. Значительно реже стали употребляться англициз­мы. Словотворчество у отечественных хиппи стало иссякать.

Свои настоящие имена хиппи заменяли на экстравагантные прозвища, шокирующие непосвященных, например, Инерция, Крот, Дикобраз, Дизи, Десс, Сталкер, Сольми, Папа Гнус и др.

Основным каналом распространения субкультуры хиппи является самиз­дат — форма самодеятельного творчества, тексты, изданные на средства авторов и допускающие неограниченное тиражирование (перепечатку) без согласования с ними.


митинги протеста против войны во Вьетнаме 1968—1970-х гг. представляли собой официально организованные и заранее планируемые мероприятия. Длинноволосых парней советские дружинники отлавливали в городских скверах и на улицах, доставляли в участок, переписывали и нередко брили наголо. О свободной любви как модели поведения и подумать было страш­но. В итоге из советского хиппизма были вытравлены все содержательные элементы. Осталась лишь форма. Советские хиппи не имели четкой идео­логии и перенимали у западных собратьев скорее образ жизни, чем образ мышления. Известно, что на культурных задворках западной цивилизации вся идейная жизнь, если она ориентирована на ценности этой цивилизации, обречена на вторичность.

Расцвет субкультуры и общественного движения хиппи в нашей стране произошел с опозданием на 10-15 лет. В середине 1960-х, когда движение хиппи родилось на Западе, наша молодежь еще увлекалась так называемы­ми стилягами — упрощенным (сниженным) вариантом высокой моды: блес­тящие ботиночки, цветастый галстук и зауженные брюки. Хиппи одевались совершенно иначе — грязные рубашки или свитера, засаленные джинсы, рваная спортивная обувь. Стиляги и хиппи — две разные моды, две разные эпохи, но общий протест против господствующей культуры и попытка вы­разить в одежде свое стремление к свободе.

Субкультурой хиппи никак не могли увлекаться настоящие шестидесят­ники, поскольку основной их пафос — исторический оптимизм, активное участие в строительстве коммунизма, социальная энергия, воодушевление. В идеологии хиппи все наоборот: пессимизм, неверие в будущее и недове­рие социальным институтам, разочарование, наконец, эскапизм — бегство от реальности. Советские критики, низвергавшие устои буржуазной мора­ли, в чем-то были правы. Хиппизм представляет собой идеологию упадниче­ства. Она возможна только в ситуации общественного застоя и разочарований. Именно такое время наступило в 1970-е гг. в СССР. Период существования аутентичного — соответствующего истинному предназначению, функциям и содержанию — хиппизма в СССР соответствует началу 1970-х гг.; место дей­ствия — Москва, Ленинград, Рига 36 .

среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства). Статус по самооценке здесь никогда не совпадает со статусом по оценке другими: то, что общественным мнением ставится высоко, для хиппи ценится низ­ко, и наоборот. Принимаемые нормы и ценности в Системе иные, чем пред­писаны обществом.


Созданная ими социальная сеть связей, каналов и поддержки спасла жизнь многим социальным изгоям, которые без ее помощи могли бы спить­ся, куда-то сгинуть, покончить жизнь самоубийством. В так называемой Системе — незримой империи хиппи — они обретали братство, моральную

Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования сис­темы 1986-1989 гг. СПб., 1993

и материальную поддержку, находили единомышленников и формы твор­ческой самодеятельности.



Досуг хиппи

Дав толчок возникновению Системы, хиппи западного образца, впослед­ствии, на протяжении десятилетия сосуществовали с системными хиппи. Си­стема окончательно сформировалась как движение в Сибири, сохраняясь в этом регионе вплоть до наших дней, — и, в целом, она больше характерна для провинции, чем для столиц, в которых больше интеллектуалов-одино­чек (в том числе, своих людей) 29 .

Базовые ценности интернациональной культуры — духовный поиск и любовь между людьми — советским хиппи приходилось отстаивать в мили­цейских кутузках, в столкновениях с общественностью и дружинниками, в подполье. Несмотря на свою вторичность и суррогатный характер советский хиппизм пытался быть или по крайней мере казаться оригинальным и само­стоятельным феноменом, которому свойственны искренние чувства, взлет фантазии и творчества, поиск откровений, любви и человеческих отношений. Заимствованную форму советская андерграундная молодежь стремилась на­полнить незаимствованным содержанием. Советские хиппи в итоге являлись такими же настоящими, подлинными, как их западные предшественники.

Как отражаются в сленге особо значимые для хиппи реалии? Первая тема — внешний облик. Для внешнего облика хиппи самое главное — воло­сы, на сленге — хайр. Два других декоративных элемента — ксивник (нашей­ный мешочек для ношения паспорта, от ксива — письмо, бумага, любой документ — слово из уголовного жаргона) и феньки (украшения из бисера).

Других специальных слов для обозначения одежды у хиппи нет, за исклю­чением постоянно используемых избыточных англицизмов типа шузы 40 .

Хиппи общались между собой на своеобразном сленге, состоявшем в основном из словечек, заимствованных из английского языка. Толковый словарь советского хиппи 41 формировался на протяжении четверти века и ныне он включает некий набор основных терминов. Хайр — длинные волосы, характерные для хиппи. Факер — большой любитель заниматься любовью. Герла — девушка. Скипать — уходить, уезжать.

Глюк — галллюцинация, вызванная наркотическими средствами. Олдовый — старый, опытный; с большим стажем пребывания в Системе.

41 Мазурова A.M. Словарь сленга, распространенного в среди неформальных молодежных объедине­
ний // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных обьеиинений. М., 1988;
Радзиховский Л.А., Мазурова А.И. Сленг как инструмент остранения // Язык и когнитивная дея­
тельность. М, 1989.

Оттягиваться — предаваться наслаждениям.

Флэт — квартира, любое жилье, в котором пипл регулярно вписывает множество людей; обычно — место проведения квартирников.

Дорога — идущие подряд следы на вене от систематических уколов.

Юкс — один рубль.

Заморочка — навязчивая идея.

Ринг — веревочка вокруг головы, держащая волосы.

Свинтить — арестовать, задержать.

Стебаться — смеяться, иронизировать.

Отвязанный — не стесняющий себя чрезмерно условностями и общепри­нятыми правилами.

Рок — андерграундное песенное творчество.

Квартирник — бесплатный концерт в частном помещении.

Стоп — автостоп, передвижение на попутных машинах.

Вписка — квартира, где можно пожить или переночевать.


Системные хиппи в СССР


тесные пересечения у хиппи были с наркоманами, поскольку редкий хип­пи не пробовал употреблять хоть ка­кие-либо наркотические препараты. По наблюдению Ф.И. Рожанского 43 , поколение хиппи 1970-х гг., довольно хорошо знавшее английский язык, сменилось поколением 1980-х, уже не блиставшим в такой же степени знани­ем иностранных языков. Значительно реже стали употребляться англициз­мы. Словотворчество у отечественных хиппи стало иссякать.

Свои настоящие имена хиппи заменяли на экстравагантные прозвища, шокирующие непосвященных, например, Инерция, Крот, Дикобраз, Дизи, Десс, Сталкер, Сольми, Папа Гнус и др.

Основным каналом распространения субкультуры хиппи является самиз­дат — форма самодеятельного творчества, тексты, изданные на средства авторов и допускающие неограниченное тиражирование (перепечатку) без согласования с ними.

Читайте также: