Сообщение гринев и маша тема бунта и идея романа

Обновлено: 17.05.2024

В центре сюжета – юный Петруша Гринев, молодой дворянин, воспитанный отцом в лучших традициях дворянства. Гринев-старший прививал сыну любовь к Отечеству, умение держать собственное слово, чтить семейные традиции, не придавать большого значения наградам и почестям. Не желая, чтобы Петр вырос избалованным барчуком, отец отдал его на службу, чтобы отпрыск рода Гриневых смог морально и физически окрепнуть вдали от дома.

Оторвавшись от семьи, Петруше довелось пройти весьма суровую школу жизни. Поначалу он крупно проигрался в карты, обидел старого слугу, который верой и правдой долгие годы служил его семье. Петр понимал, что поступил дурно, а потому мучился угрызениями совести. Прибыв в Белогорскую крепость, он познакомился с семьей Мироновых, и влюбился в их единственную дочь Машу. Петру пришлось защищать честь возлюбленной, вызвав на дуэль Швабрина – незадачливого поклонника Марьи Ивановны. Гринев-старший, узнав о причине дуэли, отказался дать Петру свое родительское благословение на брак с бесприданницей.

Захват Белогорской крепости бунтовщиками стал настоящим испытанием для Петра, который, несмотря на угрозу для жизни, остался верным данной им присяге. Емельян Пугачев по достоинству оценил смелость юноши и оставил его в живых. Кроме того, он помнил, как в свое время Гринев отдал свой полушубок замерзшему в дороге путнику, коим и оказался Пугачев. Писатель еще не раз сталкивал лицом к лицу двух героев, но неизменно Гринева выручала его природная доброта и искренность.

Однако на этом испытания, уготованные Гриневу судьбой, не окончились. Юноше пришлось выбирать между службой, честью офицера и спасением своей возлюбленной. Петр, нарушив приказ начальника, вызволил Машу из рук коварного Швабрина, который принуждал девушку к замужеству. Пугачев и в этот раз пришел на выручку Гриневу, и милостиво отпустил пленницу. По навету Швабрина Петр был арестован, и его ожидала весьма горькая участь. Узнав об этом, Марья Миронова отправилась к императрице, чтобы вымолить прощение для своего любимого. Трогательная история любви, их удивительная верность и преданность друг другу растрогали Екатерину Вторую, которая отдала приказ об освобождении Петра Гринева. В дальнейшем судьба влюбленных сложилась счастливо, и они обвенчались. Участь Емельяна Пугачева оказалась гораздо более печальной, хотя и весьма прогнозируемой – его арестовали, и в присутствии большого скопления народа четвертовали.

Пушкин полагал, что в основе всех поступков человека лежат его убеждения. Так, Петр Гринев был воспитан глубоко порядочным человеком, в то время как Швабрин имел совсем иные жизненные ценности и стремился оказаться в выигрыше любой ценой. Автор хотел показать, как сложно в этом мире противостоять искушениям, и единственным способом уберечь молодые неопытные души от соблазнов является правильное родительское воспитание.

Взросление человека, становление личности неизбежно связано со всевозможными испытаниями, которые показывают, насколько зрелым является человек. Не стоит их бояться - в борьбе с трудностями закаляется характер, выкристаллизовываются жизненные ценности и приоритеты. Если бы не служба в Белогорской крепости, Петр стал бы заурядным чиновником в Петербурге, чьи способности заключались бы только в хорошем знании охотничьих собак. Вряд ли бы он понял, насколько сложной и вместе с тем интересной является настоящая жизнь, он не научился бы забираться в людях, ценить любовь и дружбу.

Главные герои повести "Капитанская дочка" - их характеристика

Среди центральных персонажей произведения – Петр Гринев, Мария Миронова, Емельян Пугачев, Алексей Швабрин, Архип Савельев и Екатерина Вторая. В повести присутствует много других героев, однако приведем описание только главных персонажей.

Отец отправляет молодого дворянина Петра Гринева служить в захолустье, чтобы он научился настоящей армейской службе. По дороге он попадает в буран, обращается к путнику с просьбой стать его проводником, затем дарит провожатому, который позже оказывается Пугачевым, заячий тулуп.

В Белогорской крепости он влюбляется в дочь коменданта Машу и вступает в поединок из-за нее с Швабриным.

Чуть позже территория Оренбургской губернии, где протекает служба Гринева, оказывается охваченной народным восстанием под предводительством Пугачева. Мятежники захватывают Белогорскую крепость, убивают коменданта и его жену. Гринева Пугачев узнает и отпускает в Оренбург, который вскоре оказывается осажденным разбойниками.

Швабрин переходит на службу к Пугачеву, его оставляют главным в Белогорской крепости, и Маша оказывается у него в руках. Швабрин пытается принудить девушку выйти за него замуж.

Гринев самовольно покидает Оренбург, чтобы спасти свою невесту. Судьба вновь сводит его с Пугачевым, который помогает герою воссоединиться с возлюбленной.

Машу Гринев отправляет к родителям, сам остается воевать против мятежников вместе с гусарами.

После подавления восстания Гринева арестовывают по ложному доносу Швабрина. Не желая впутывать в неприятное дело свою невесту, Гринев не может объяснить причину самовольного оставления Оренбургской крепости, его признают изменником. Маша ходатайствует за своего жениха перед Екатериной II, и та прощает Гринева, очищая от позора его доброе имя.

Основная сюжетная линия в произведении – любовная. Завязкой является поединок Гринева с Швабриным, после которого он и Маша признаются в сердечной склонности друг к другу. Кульминацией становится момент, когда Маша оказывается в руках Швабрина, и когда благодаря покровительству Пугачева герою удается вырвать свою невесту из рук бесчестного соперника. Развязкой можно считать эпизод, когда Маша спасает своего жениха, обвиняемого в измене, ходатайствуя за него перед самой Екатериной II.

Повествование построено на контрасте. Пугачев сначала является простым казаком, которому Гринев дарит заячий полушубок. Потом он становится предводителем мятежников, присвоившим себе имя погибшего ранее государя, и уже он одаривает Гринева овчинным тулупом и конем. Гринев сначала предстоит неопытным и доверчивым юношей, мечтающим о кутежах, затем – мужественным человеком, способным принимать ответственные решения, блюсти дворянскую честь и защищать свою невесту. Его соперник Швабрин сначала предстает уверенным в себе, храбрым и насмешливым, а на поверку оказывается жалким трусом и предателем. А вот Маша, которая в начале повести кажется трусихой, которая боится даже звука ружейного выстрела, наоборот, оказывается смелой женщиной, способной защитить своего жениха и свое счастье, даже если ради этого нужно подать прошение самой императрице.


Идея произведения

народного бунта, пугачевщины;
любви;
дома, семьи;
служения Отечеству;
взросления человека, становления личности.
Все эти темы тесно между собой связаны. Какую из них считать главной, точно сказать нельзя. Однако темы бунта, любви и становления личности, очевидно, развиты в произведении лучше других.

Раскрывая основную мысль произведения, автор поднимает следующие проблемы:

Сочинение по литературе 8 класса

Также в произведении поднимается тема воспитания. Пётр Гринёв смог стать достойным человеком только благодаря воспитанию, которое ему дали его родители. Он получил те важнейшие духовные основы, на которых строится благородство.

В число основных тем входит и любовная тема. Чувства Петра Гринёва и Марии Мироновой – пример чистой искренней любви. На протяжении всего романа они отстаивали своё право быть вместе, доказали всем окружающим, что достойны счастья.

Композиция произведения

  1. Экспозиция: детство Петра Гринёва и все события, которые происходили до его появления в Белогорской крепости.
  2. Завязка: знакомство Петра Гринёва и Маши Мироновой.
  3. Развитие действия: жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости, конфликт со Швабриным.
  4. Кульминация: захват Белогорской крепости Емельяном Пугачёвым, казнь капитана Миронова и ео жены.
  5. Развязка: спасение Маши Мироновой, помилование Петра Гринёва императрицей.

Проблематика

Центральной проблемой романа является проблема чести и долга, и автор целенаправленно помещает своих героев в такие трудные жизненные ситуации, из которых им удаётся выйти, сохранив своё достоинство. Отсюда ещё следует проблема нравственного выбора, любви и верности, дружбы и предательства.

Таким же образом воспитана и Маша Миронова, которая не побоялась пойти к самой императрице, для того чтобы доказать невиновность своего возлюбленного и вернуть ему честное имя.

Ещё одной важной проблемой, поднятой в романе, является проблема взросления и становления человеческой личности. Через что необходимо пройти человеку, для того чтобы повзрослеть? Благодаря событиям, произошедшим, в Белогорской крепости, главный герой рано повзрослел и стал настоящим офицером, человеком чести, однако цена этого взросления оказалась слишком высокой.

Смысл названия произведения

Несмотря на то, что главным героем романа является Пётр Гринёв, в названии упоминается не он. Мария Миронова – это умная, добрая и честная дочь капитана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Её родителям не удалось нажить себе богатства, зато они воспитали достойную, порядочную дочь. Маша сумела сохранить свою честь даже после захвата крепости пугачевцами, которые убили её отца и мать. Она осталась там совсем одна во власти подлого Швабрина, державшего девушку в заточении до тех пор, пока она не согласится стать его женой. Маша была напугана и сломлена гибелью своих родителей, однако ничто не могло заставить её предать свою любовь и выйти замуж за другого человека.

Для истинных представителей дворянства честь была превыше всего, как и преданность своей Родине. За оскорблённую честь шли в бой, уничтожали врагов, дрались на дуэлях. Но Швабрину оказалось это понятие незнакомо, несмотря на его происхождение. Он с лёгкостью присягнул Пугачёву, когда понял, что его жизни угрожает реальная опасность. Он переступил через дворянскую честь и достоинство, ради собственного благополучия. В то же время Петр Гринёв отказался давать клятву верности предводителю бунта, чем и заслужил его неподдельное уважение. Даже таким преступникам, как Пугачёв, оказалось не чуждым чувство долга. Он по достоинству оценил отвагу Гринёва, и даже даровал ему помилование.

Основная идея

Однако преданным можно быть не только своей земле. Мария Миронова даже в самых трудных ситуациях оставалась верной Петру Гринёву. Она не отказалась от своей любви к нему даже тогда, когда эта непоколебимость могла ей стоить жизни. Маша не покорилась Швабрину, несмотря на то, что он держал её в заточении и морил голодом. Таким образом, автор показал, что не только преданность Родине делает человека храбрым, преданность любимому человеку – не менее значима.

Тема повести: показать исторические события Пугачёвского бунта в художественном изображении и жизнь в этих событиях главных героев повести Петра ГРИНЁВА, СЕМЬЮ Миронова, предателя Швабрина и необыкновенный образ русской девушки, которая в начале повести--робкое застенчивое существо, но в годину смертельной опасности её будущему счастью превращается в бесстрашную женщину, которая уже ничего не боится, спасая свою любовь. Именно в честь Маши Мироновой Пушкин и назвал свою повесть не Пётр Гринёв или Емельян Пугачёа, а именно "Капитанская дочка".
Идея повести фактически заключена в эпиграфе её, высказанном когда-то поководцем Суворовым: "Береги платье снову, а честь смолоду",
Идея --в нравственном становлении бывшего барчука, избалованного дитяти, которому отец выбрал достойный путь настоящего мужчины, защитника своего Отечества, который напутствие отца беречь свою честь всегда и во всём ни разу не посрамил, не унизился, не струсил перед опасностью виселицы, не перешёл в стан врага, не предал присягу императрице и ОТЕЧЕСТВУ. Честь и достоинство молодого поколения--вот идея, которая двигала рукой автора, задумавшего написать эту повесть

Начиная работу над “Капитанской дочкой”, писатель акцентирует внимание на “мнении народном”, как активном и даже решающем факторе истории. По мысли Пушкина изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянской массы. Вероятно, именно над этой идеей и размышлял Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, в которой не только отражается восстание 1773—1775 годов, но и затрагиваются такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.
В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Петруша Гринев не является безликим средством передачи фактов и событий, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типического, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Показывая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины II. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих “ежегодно получаемый” “Придворный календарь”, уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий “барское дитяте” всем сердцем, тоже является типическим образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но ведь было и много таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.
Образы Швабрина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его “господами генералами” — все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называл эти образы “чудом совершенства по верности, истине содержания мастерству изложения”.
Эту повесть можно назвать историческим сочинением не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно ясно в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности — восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала) .
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было именно крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Пытаясь найти пути сближения дворянства с крестьянами и показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет: что дворяне еще не способны понять низшее сословие. В некоторых местах повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников; он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву. Дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя против своего сердца.
Пушкин, конечно, не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам возможность увидеть, на каких идеалах стояло общество того времени. Это еще раз показывает, что повесть носит исторический характер.
Подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные автором в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.

Капитанская дочка — одно из немногих прозаических произведений великого русского поэта А. С. Пушкина. Это книга, повествующая о крупном крестьянском восстании, которое потрясло Российскую империю в семидесятых годах восемнадцатого века. Значение романа столь велико, что многие люди уже в наше время воспринимают те давние события именно через творение Пушкина.

История создания

Специально ради этого Пушкин отправился в путешествие по Уралу, чтобы лично встретиться с очевидцами тех событий. Во время поездки были найдены прототипы главных героев романа. Пётр Гринёв был скопирован с офицера Вашарина — ярого борца с пугачёвщиной, служившего под командованием генерала Михельсона. Прототипом Швабрина стал присягнувший на верность Пугачёву подпоручик Шванович. Образ Марии Мироновой был рождён под впечатлением от встречи с молодой дворянкой Марией Васильевной Борисовой.

Жанр, направление

Этот роман сочетает в себе элементы как романтизма, так и реализма. Несмотря на некую идеализацию главного героя и даже его антипода (Швабрин добивался брака с Марьей, хотя мог добиться своего и без венчания, будучи единственным и полновластным хозяином крепости), Пушкин в первую очередь стремится к созданию достоверной атмосферы тех событий и органичному вплетению в неё своих персонажей.

Смысл названия и эпиграфа

Композиция

Всё повествование построено на контрасте. Положение героев по отношению друг к другу меняется по ходу сюжета. Вначале зависимый от Гринёва простой казак Пугачёв в середине романа сам получает неограниченную власть над судьбой молодого человека. Мария Миронова, которая в начале романа была несравненно ниже Гринёва, в конце романа становится уважаемой дочерью героя, в то время как Пётр становится бесправным заключённым, обвиняемым в измене.

Суть и конфликт

Молодой дворянин Пётр Гринёв отправлен своим строгим отцом на офицерскую службу в район Оренбурга. В пути главный герой попадает в снежную бурю, от которой его спас простой казак Емельян Пугачёв.

После прибытия на место службы, Пётр влюбляется в дочь коменданта Белогорской крепости — Марию Миронову. Симпатия к девушке доводит героя до дуэли с другим офицером — Алексеем Швабриным.

Чуть позже крепость захватывают восставшие во главе с Пугачёвым. Выжившим предлагают присягнуть на верность лидеру мятежников. Комендант погибает, отказавшись предать свою честь. Швабрин же изменяет присяге. Гринёв отказывается и готовится принять смерть, однако Емельян узнаёт его и отпускает из-за личной симпатии.

Гринёв возвращается к своим и участвует в обороне Оренбурга. Во время осады он узнаёт, что его возлюбленная Маша находится в Белогорской крепости и подвергается истязанию голодом со стороны изменника Швабрина. Пётр отправляется в стан врага и просит у Пугачёва помочь. Емельян соглашается, спасает Миронову и отпускает пару восвояси.

После поражения восстания Пугачёва казнят, а Швабрин сообщает правительству об отношениях Гринёва с лидером мятежников. Петра арестовывают, но Маша вымаливает прощение для него в личном разговоре с императрицей Екатериной II и выходит за Гринёва замуж. Подробнее обо всех этих перипетиях Вы можете узнать из краткого содержания по главам от Многомудрого Литрекона.

Главные герои и их характеристика

  1. Пётр Гринёв — молодой дворянин и офицер. Превыше всего ценит свою честь. Лично знал Пугачёва, и проникся к нему уважением, оставшись при этом убеждённым противником вооружённого мятежа. Позиционируется Пушкиным как образец для подражания. Этот образ раскрывается в возрастных метаморфозах: сначала Петр был безответственным и весьма ограниченным недорослем, даже по пути на фронт он совершает детские ошибки и попадает в курьезные ситуации; потом любовь преображает героя, он становится сильным и гордым; затем штурм крепости и смертельная опасность показывают истинного Петра — мужественного, храброго и честного; в финале перед нами не недоросль, а ответственный и готовый ко всему солдат, знающий не понаслышке, что такое честь.
  2. Марья Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Отказалась выйти за Швабрина, готова была умереть голодной смертью, оставшись верной Петру. Приложила все усилия для спасения любимого даже после того, как на него махнул рукой собственный отец. Идеал женщины (для Пушкина). Ее характер украшают бескорыстие, смелость, преданность и сила духа. Даже несмотря на то, что шанс выйти замуж без приданного был минимален, она не согласилась стать супругой нелюбимого человека.
  3. Иван Миронов — бедный офицер, отдавший армии 40 лет жизни. Честный, добрый, исполнительный человек, но мягкосердечный и уступчивый в быту (поэтому многие из его людей не были готовы к осаде, а кое-кто и вовсе перешел на сторону мятежников). Самоотверженно оборонял крепость и принял смерть от рук мятежников, отказавшись изменить присяге. Вот эссе, которое поможет Вам узнать капитана получше.
  4. Василиса Миронова — властная и хозяйственная жена коменданта. Почтенная старушка. Заботливая мать и добросовестная супруга, которая отказалась покинуть крепость, ведь не хотела бросать мужа. Была безжалостно убита восставшими. Подробнее о ее характере расскажет эссе.
  5. Емельян Пугачёв — мятежный казак, лидер восстания, самозванный император Пётр III. Безжалостный убийца и бескомпромиссный бунтарь. Не лишён благородства, способен помнить добро. Уважает Петра Гринёва за его честность и простоту. Изначально понимая печальные перспективы своей авантюры, идёт до самого конца, смиряясь со своей судьбой. Вот его описание, таблица с характеристикой и образ.
  6. Алексей Швабрин — молодой и талантливый офицер. Вопреки внешнему сходству с Гринёвым, оказывается его полной противоположностью. Подлый и низкий человек, который стремиться лишь к собственному благополучию и выживанию. Изменяет присяге, подвергает мучениям Марию Миронову, после ареста клевещет на Петра в мелочном желании навредить тому, кто лучше, чем он.
  7. Екатерина II — императрица России. Приятная и сострадательная женщина. Милосердно снимает с Гринёва все обвинения и обеспечивает счастье его и Маши.
  8. Савельич — старый слуга Петра Гринева, ставший его верным спутником и другом. Это хозяйственный и ворчливый старик, привыкший экономить и во всем блюсти барские интересы. В то же время этот человек искренне предан Гриневу и любит его как сына. Вот его сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию его образа.

Проблемы

Главная мысль

Историзм

В целом Пушкин довольно точно отобразил происходившие в то время события, вроде осады Оренбурга. Изменению подверглись названия некоторых городов, так, Белогорская крепость на самом деле называлась Татищевской.

Мораль

Роман учит нас всегда оставаться человеком, отстаивать свои убеждения и держать слово. В конце концов, именно такие люди достигнут вполне заслуженного счастья, как показывает финал романа.

Гуманизм и человечность возможны в любой ситуации, и наш долг — не забывать об этом. Таков простой вывод, который следует из данного произведения.

Критика

Произведение Пушкина было высоко оценено, как современниками поэта, так и потомками. О романе с восхищением отзывались Достоевский и Гоголь.

Эту точку зрения разделял и А. М. Скабичевский, который подробно прокомментировал образ Петра Гринева:

В наше время роман кажется излишне прямолинейным и простым, но так или иначе является повсеместно узнаваемым образцом литературного творчества Пушкина.

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 19.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 17.09.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 29.06.2019

комментариев 6

Восстание было в 70-е года восемнадцатого, а не девятнадцатого века

Проблема милосердия неправильная, Пугачев оставил их в живых не потому что он добрый, а потому что Гринев помог ему дав заячий тулуп.

Здравствуйте. Мы все-таки думаем, что заячий тулуп, вещь, бесспорно, стоящая, не был достаточным поводом для сохранения жизни в такой ситуации. Кроме того, тулуп был наградой Пугачеву за то, что он вывел путников к поселению и тем самым спас жизни Петра и Савельича. Они в расчете. Напомним, что герои заблудились в буране и могли бы замерзнуть насмерть, несмотря на обилие меховой одежды. Следовательно, между ними не могло быть уже никаких счетов. Храбрость Савельича, напомнившего в порыве страха за барина о тулупе, восхитила Пугачева, как и мужество Петра, согласившегося на казнь. Тогда он проявил милосердие — сохранил жизнь врагу, к которому проникся уважением.

Большое спасибо за Ваши анализы! Это лучший контент для самостоятельной (и не только) подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Спасибо, очень приятно)

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

“Капитанская дочка”, созданная в 1836 году, – одно из самых значительных произведений последнего периода творчества Пушкина. Именно в этой повести с наибольшей полнотой и силой проявился интерес писателя к истории, прошлому России, специфике народного характера и проблеме соотношения дворянского и народного миров в составе русского общества.
В этом произведении ставится важнейшая для позднего творчества Пушкина проблема: что происходит, когда история сталкивается с личной жизнью человека, каковы причины и следствия “русского

бунта”? Эта фраза из “Капитанской дочки” – “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”, – которая в самом произведении звучит в устах Гринева – автора записок о своей юности, – до сих пор вызывает неоднозначные оценки. Прежде всего, встает вопрос о том,, можно ли ее приписать самому Пушкину, соответствует ли мысль-, выраженная в этой фразе, авторской позиции?

Для ответа На этот вопрос надо выяснить, каковы были представления Пушкина о движущих силах истории, их соотношении, рассмотреть “Капитанскую дочку” в контексте других произведений писателя того периода.
Тема крестьянских волнений становится центральной в творчестве Пушкина 1830-х годов. Само обращение к ней в тридцатые годы, когда по стране прокатилась волна волнений крестьян в военных поселениях, прошли холерные бунты, было актом гражданского мужества писателя. Но для Пушкина с присущим ему всегда историзмом мышления постановка вопроса о “русском бунте” была вполне закономерна.

С размышлениями о “русском бунте” связана не только повесть “Капитанская дочка”, но и написанные несколько ранее “Дубровский” и научная работа “История Пугачева”, опубликованная в 1834 году под измененным по решению царя названием-“История пугачевского бунта”. “Дубровский”, начатый в 1832 году, остался неоконченным: 6 февраля 1833 года Пушкин дописал девятнадцатую главу этого произведения, а 7 февраля он обратился за разрешением познакомиться с архивными документами по делу Пугачева. Таким образом, очевидно, что были какие-то очень значительные изменения в позиции Пушкина по отношению к вопросу о “русском бунте”.
В основе изображения народного выступления в “Дубровском” лежит идея, близкая позиции декабристов. Пушкин, как и они, считал, что борьба за свободу может связывать интересы народа и старинного дворянства, к которому принадлежал и сам Пушкин. Ведь во время правления Екатерины 11 люди, подобные Троекурову, стали быстро продвигаться вверх не в результате своих заслуг перед отечеством, а вследствие умения угождать начальству. В их богатых имениях царил полный произвол, причем он затрагивал не только бесправных крепостных крестьян, но мог коснуться и дворян, не желающих склонить голову перед новыми хозяевами жизни.

Так происходит и “Дубровском”, где в результате несправедливости, допущенной Троекуровым по отношению к семье помещиков-соседей, сын хозяина имения Владимир Дубровский вместе со своими крестьянами вступает в борьбу со своим обидчиком. Правда, в этом произведении много черт авантюрного романа, а центральное место занимает любовная линия. Но все же не случайно, что Пушкин так резко оборвал работу над почти завершенным произведением.

Мне кажется, что именно неправдоподобность того, что дворянин мог стать предводителем крестьянского выступления, и побудила Пушкина к такому решению. Он захотел проверить свои выводы на подлинном историческом материале и вначале взялся за работу над историческим трудом о Пугачеве.
Показателен еще один факт. По первоначальному замыслу в центре “Капитанской дочки” тоже должна была быть судьба дворянина, перешедшего на сторону Пугачева. Но исторические факты, с которыми познакомился Пушкин, работая в архиве, разрушили такой сюжет. В “Замечаниях о бунте” Пушкин писал об этом так: “Весь черный народ был за Пугачева. …

Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны”.
Вот так в центре сюжета “Капитанской дочки” оказывается не дворянин, перешедший на сторону Пугачева, а молодой офицер Петр Гринев, верный долгу и присяге, сохранивший честь и достоинство. А от прежнего замысла сохранился лишь образ предателя Швабрина, явно отрицательного со всех точек зрения.
В “Капитанской дочке”, как и в “Дубровском” есть любовная линия (Гринев и Маша Миронова), которая очень важна для понимания главной идеи произведения, но все же она приобретает свой смысл и значение только в связи с основной линией – изображением восстания крестьян под предводительством Пугачева. Это событие – одно из важнейших в русской истории XVIII века. Крестьянская война шла почти полтора года – с 1773 по 1774 г., против восставших были брошены войска русской армии с ее крупнейшими военачальниками. Борьба была жестокой и кровопролитной
Пушкин хорошо изучил эту страшную историческую правду по документальным источникам, по рассказам очевидцев – ведь он ездил по тем местам, где проходили сражения, беседовал с людьми, которые видели Пугачева. Но как не похож этот ужасный предводитель крестьян, о котором и в XIX веке дворяне вспоминали с ужасом, на того Пугачева, которого мы видим в “Капитанской дочке”! Здесь перед нами настоящий народный вождь, каким его создала многовековая традиция. Необыкновенно привлекателен как внешний, так и внутренний облик Пугачева.

Это истинный богатырь, отличающийся удалью и необыкновенной цельностью истинно русской натуры. Ему присущ и талант полководца, истинно народного вожака. Кровно связанный с народом, плоть от плоти его, пользуется народной любовью, поддержкой и уважением.

Он вместе со всеми своими сподвижниками может и задушевно спеть песню, а может и в баньке попариться – да так, что даже самые крепкие люди вокруг него не выдерживают. Он знает много сказок и пословиц и поговорок, которыми так и пестрит его речь. В народной мудрости черпает он истоки своих представлений о жизни.

Ему, как подлинному русскому богатырю, защитнику слабых и обездоленных, присущи четкие нравственные понятия, есть у него и свой кодекс чести.
Как не похож этот образ Пугачева, нарисованный в “Капитанской дочке”, на того “изверга и злодея”, которого привыкли изображать дворянские писатели той эпохи! Да иного мнения в среде дворян и трудно было ожидать. Пушкин не мог не чувствовать, сколь резким контрастом выступит образ, нарисованный в его повести, по сравнению с этой уже сложившейся традицией.

Но еще любопытнее выглядит другой факт: образ, созданный в художественном произведении, мало похож и на Пугачева из научного труда того же автора – Пушкина. В “Истории Пугачева” предводитель восставших невелик ростом, тщедушен, и самое важное – отнюдь не блещет ни честью, ни достоинством, ни чистотой нравственных устремлений. Здесь показаны потрясающие по своей жестокости казни и пытки, которыми руководил Пугачев.
В повести мы только один раз видим Пугачева в таком качестве: в сцене взятия Белогорской крепости. Но даже здесь автор подчеркивает, что жесткость восставших была во многом уравновешена жестокостью правительственных войск – это реальный исторический факт, о котором хорошо знал Пушкин, но на который не акцептировали внимание историки той эпохи. У Пушкина в “Капитанской дочке” перед главой VII “Приступ”, где изображается казнь защитников крепости и гибель Василисы Егоровны, жены коменданта, помещена глава VI “Пугачевщина”, где дается сцена допроса у коменданта пленного башкирца. Оказывается, что этот пугачевец был страшно изувечен, что, по-видимому, было свидетельством карательных мер правительства к участникам незадолго до того прошедшего восстания в Башкирии Более того, здесь же мы читаем о том, что добрейший человек капитан Миронов считает необходимым “выстрочить спину” этому бунтовщику, захваченному в плен, и не видит в таком действии ничего предосудительного.

Повествователь комментирует >гу сцену так: “Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”. Вне сомнения, это мысль самого Пушкина. Это очевидно из самого хода развития событий в повести и даже из той сцены в VII главе, где описывается казнь капитана Миронова и его соратников: исполнителем казни является тот самый башкирец.
Очевидно, авторская мысль развивается в ином направлении по сравнению с традиционной для того времени оценкой восстания: дело не в том, плохи или хороши участники “русского бунта”, он ужасен, “бессмысленен и беспощаден” сам по себе – и это исторический закон. Вот почему так необычно вплетается в канву исторического повествования история личной жизни – любви Маши и Гринева. И оказывается, что тот, кто был “злодеем для всех”, для влюбленных оказался благодетелем, “посаженым отцом”, без участия которого их судьбы никогда не соединились бы. Но для этого перед нами должен был предстать не просто предводитель восстания, злодей или герой, а человек, умеющий слышать и понимать другого человека.

Именно таким в “Капитанской дочке” оказывается Пугачев. Это широкая, чисто русская натура, которой присуще чувство достоинства и чести, четкое различение правды и лжи, свое представление о справедливости. Помня о заячьем тулупчике, подаренном ему Гриневым в награду за помощь во время бурана, Пугачев милует его, избавляя от мучительной казни на виселице.

А потом он со всей широтой своей натуры готов отпустить Гринева, хотя тот даже не обещает не сражаться против него, ведь он офицер царской армии и давал присягу. Но Пугачев щедр в своем порыве великодушия: “Казнить так казнить, миловать так миловать”, – говорит он, отпуская Гринева в Оренбург. Но и далее он готов помогать Гриневу, когда гот попадает к нему в плен, вырвавшись из осажденного Оренбурга, чтобы спасти Машу от посягательств Швабрина.

Даже узнав об обмане Гринева – тот не сказал, что Маша и есть дочь казненного капитана Миронова, – Пугачев прощает его в очередной раз и опять – “казнить так казнить, миловать так миловать” – готов уже быть “посаженым отцом” на их свадьбе.
Так милосердие и человечность, столь неожиданно проявившиеся в “страшном злодее”, оказываются сильнее беспощадных законов “русского бунта”. И удивительно, что совсем еще молодой и неопытный человек Гринев в конце концов меняет свое мнение о Пугачеве: расставаясь “с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех”, кроме него, он чувствует к Пугачеву не только благодарность, но и “сильное сочувствие”, даже хочет “вырвать его из среды злодеев” и “спасти его голову”. Но, конечно, этому не суждено было свершиться: последняя встреча Г ринева с Пугачевым происходит во время казни предводителя “русского бунта”.
Но разве только лагерю восставших нужны терпимость, понимание и милосердие? Ведь жестокость и нетерпимость свойственны и другому лагерю – правительственному. Гринев, по логике действующих там законов, признается предателем и должен быть осужден.

Маша, приехавшая в Петербург просить о помиловании Гринева, говорит, что ищет “милости, а не справедливости”. Это очень показательно: государыня не может помиловать Гринева, но просто женщина, встреченная Машей в саду и выслушавшая ее трогательный рассказ о злоключениях влюбленных, готова ее понять. И тогда, как в сказке, превратившись в Екатерину II, эта женщина объявляет о помиловании, и Маша с Гриневым наконец обретают друг друга.
Все это похоже на сказку: сначала “злодей” Пугачев, превращаясь в “доброго волшебника”, помогает влюбленным, а потом свою роль благодетельницы исполняет Екатерина, из строгой и беспощадной императрицы становясь “доброй феей”. Но разве не может сказка стать былью? Ведь если законы государства – неважно какого, дворянского или крестьянского, – станут такими, что главным среди них окажется закон человечности, закон милосердия, может, тогда и не будет больше этого страшного “русского бунта”, бессмысленного и беспощадного?

Видимо, именно об этом думал и мечтал Пушкин, создавая свою “Капитанскую дочку”. Утопия, скажут рациональные люди нашего века. Конечно, утопия.
Но как хочется верить, что когда-нибудь наступит то время, когда прекратятся никому не нужные войны и распри, люди, даже самые разные, с очень несхожими идеалами и представлениями о жизни, научатся понимать друг друга и навсегда прекратят “бессмысленную и беспощадную” вражду.

Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачёва носило, как я думаю, стихийный характер. Хотя у донского казака был чин офицера, и Пугачёв участвовал в двух войнах, он не стремился стать военным по профессии. Ему по душе пришлась роль предводителя народного мятежа. При этом Пушкин не имел целью изображение бунтовщиков как однозначно отрицательных героев. Пугачёв, например, проявляет и мудрость, и великодушие, и решительность, и жестокость. Он выступает как отзывчивый провожатый, готовый прийти на помощь. Он же и Пётр III – самозванец, самопровозглашённый император. Он и преступник, схваченный и посаженный в клетку. Все эти черты создают портрет предводителя, которого отличали сильная воля и вместе с тем внутренние противоречия. Пугачёв грабил и убивал без сожаления и вдруг оказывался милосердным. Конечно, он понимал, что когда-нибудь бунтовщиков приговорят к смерти, но не мог оставаться равнодушным, мириться с несправедливостью.

Когда мы впервые видим Пугачёва, он спасает Петра Гринёва и Савельича, указывает им верную дорогу. Уже тогда о нём можно было сказать, что он вожак. Но в то время он чувствовал обречённость. Не случайно Пугачёв рассказал своим невольным спутникам легенду об орле и вороне. Первому суждено было прожить на свете только тридцать лет и три года, второму – практически целую вечность. Но орёл питался кровью, а ворон – падалью. Очевидно, лжеимператор считал, что лучше насладиться короткой и интересной жизнью, чем смириться с жалким существованием. Таковы большинство крестьян, которые организовали восстание и поддержали его. Они не могут жить в неволе и не видят иных путей вырваться из узды, кроме восстания. И этот бессмысленный, обречённый на провал бунт становится поистине беспощадным. Вот почему Пушкин в подробностях описывает сцену казни на территории Белогорской крепости. Читатель обескуражен. Так кто же всё-таки эти люди? Безжалостные убийцы или бесправные рабы, которые в безвыходном положении взялись за оружие?

По моему мнению, дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. С одной стороны, крестьяне жертвовали самым дорогим во имя свободы и оставались милосердными по отношению к тем, кто не делал им зла. С другой – в пылу ярости они не останавливались не перед чем и жестоко расправлялись с теми, кто не разделял их взгляды.

Автор: Виктория Арутюнян

С точки зрения Гринева, дворянина и офицера, верного своему долгу,- восстание – беззаконие, мятеж. Но считать это проявлением только сословных предрассудков неверно. Ведь крепостной крестьянин Савельич, священник отец Герасим и его жена Акулина тоже видят в пугачевцах злодеев и разбойников. Пугачевский бунт показан в повести как национальная трагедия. Это беспощадная гражданская война, в которой бунтовщики не могут победить: свою обреченность хорошо понимает сам Пугачев. Не считают себя победителями и усмирители бунта. В этой войне есть только побежденные – русские люди, воюющие против таких же русских людей.

Русский бунт в романе “Капитанская дочка” (А.С. Пушкин)

По моему мнению, А.С. Пушкин показал русский бунт объективно и правдиво. Он не старался идеализировать ту или иную сторону конфликта, а также не пытался принизить значение этого события в истории нашей страны.

Как раскрывается тема русского бунта в повести Пушкина Капитанская дочка

Вот так в оказывается не дворянин, перешедший на сторону Пугачева, а молодой офицер Петр Гринев, верный долгу и присяге, сохранивший честь и достоинство. А от прежнего замысла сохранился лишь образ предателяи Швабрина, явно отрицательного со всех точек зрения.

Читайте также: