Сообщение готовой темы интригующим материалом

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Фальгот Любовь Викторовна

Организация: МБОУ ООШ №16

Населенный пункт: Забайкальский край, Хилокский район, с. Гыршелун

Приемы и методы , формирующие УУД ученика на разных этапах урока.

Существует несколько приемов создания проблемной ситуации. Даем проблемную ситуацию, т.е. вводим противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Любите своих детей, верьте в них, дарите им добро, тогда у нас с вами все получится.

1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками : пос. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2012. – 168 с.

2. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога : методы, формы, средства обучения/ Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии : сб. мат. – М. : Баласс, 2008. –Вып. 8.

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Перед современным школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

ВложениеРазмер
pedsovet_vystuplenie._tekhnologiya_problemno-dialogicheskogo_obucheniya.docx 20.29 КБ
pedsovet_vystuplenie._tekhnologiya_problemno-dialogicheskogo_obucheniya.pptx 197.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации стандартов второго поколения

(выступление на педсовете)

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Перед современным школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово " диалог " означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий . Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект .

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Рассмотрим эти действия.

Приемы создания проблемной ситуации.

Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой. Приведём пример:

  • Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
  • Вопрос был один? А мнений сколько?
  • Что вас удивило? Что интересного заметили?
  • Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Методы поиска решения учебной проблемы

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

Данная технология является:

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Технология проблемно-диалогического обучения Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока?

Методы поиска решения учебной проблемы Подводящий от проблемы диалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Деятельностный метод обучения как механизм реализации стандартов второго поколения


Система Л.В. Занкова на этапе реализации стандарта второго поколения

Статья,в которой даётся краткое описание Системы развивающего обучения Л.В. Занкова на этапе реализации ФГОС.


Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.

С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт.


Мастер-класс "Дифференцированное обучение как средство реализации ФГОС второго поколения"

Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности. Соответственно, .



В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в р.


1. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.2. Буклет "Рекомендации по составлению портфолио".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приёмы проблемно диалогического обучения на уроках русского языка и литературы.

Несколько слов о проблемно-диалогической технологии (технологии проблемного диалога).

Автор технологии – кандидат психологических наук, доцент Мельникова Елена Леонидовна.

Цель технологии: научить учащихся самостоятельно открывать знания.

- постановка учебной проблемы;

- поиск её решения.

Елена Леонидовна выделяет три метода постановки учебной проблемы:

-побуждающий от проблемной ситуации диалог (развивает речь и творческие способности учащихся);

- подводящий к теме диалог (развивает речь и логическое мышление учащихся);

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приёма проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Приёмы создания проблемной ситуации:

- Приём 1 . Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения;

- Приём 2 . Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал;

- Приём 3 . Проблемная ситуация с противоречием между житейским (то есть ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создаётся в два шага:

- Приём 4 . Дать практическое задание, несходное с предыдущими.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Изучив методы и приёмы создания проблемной ситуации, примеры, предлагаемые Е.Л.Мельниковой, я в процессе подготовки к урокам разрабатываю проблемный диалог применительно к изучаемой теме. Приведу примеры, иллюстрирующие каждый приём, из собственного опыта.

Примеры побуждающего от проблемной ситуации диалога .

Приём 1 .

Учитель предъявляет противоречивые мнения:

-Образ Базарова вызвал очень много противоречивых мнений.

Учитель побуждает к осознанию: Что вас удивило? Что интересного заметили?

Ученики , осознав противоречия данных высказываний, отвечают:

Учитель побуждает к проблеме:

-Какой возникает вопрос?

Ученики : Кто из критиков прав?

Учитель : Как мы сможем ответить на этот вопрос?

Ученики : Разобрав образ Базарова.

Учитель : Какова тема урока?

Ученики : Образ Базарова.

Тема фиксируется на доске.

Приём 2.

Учитель подводит к проблеме по новому материалу:

Что вам показалось странным в этом высказывании?

Ученики : Как может быть злодей симпатичным? Эти понятия несовместимы.

Учитель побуждает к осознанию: Вы придерживаетесь какой стороны?

Ученики высказывают свои мнения (их много, и они противоречивые):

-Злодей. Он жестоко расправился с капитаном Мироновым.

-Он симпатичен, потому что он добродушный, помог Петру Гринёву, наказал Швабрина и т.д.

Учитель побуждает к проблеме: Мы услышали разные мнения. Какой же возникает вопрос?

Ученики : Так кто же Пугачёв? Злодей или симпатичный человек?

Учитель : Как мы можем ответить на этот вопрос?

Ученики : Разобрав образ Пугачёва.

Учитель : Какова тема урока?

Ученики : Образ Пугачёва.

Тема фиксируется на доске.

Приём 3.

Урок литературы в 7-м классе по теме:

Ученики : Царь Иван Грозный, Кирибеевич, купец Калашников.

Учитель предъявляет первый факт: Кого, на ваш взгляд, можно назвать отрицательным героем?

-Опричника, т.к. опозорил семью купца, обманул царя.

-Ивана Грозного, т.к. приказал казнить купца, который защищал честь своей семьи. Царь не разобрался, почему купец убил опричника.

Учитель : Кого, по-вашему, можно отнести к положительным героям?

Ученики : Купца Калашникова. Он защищал честь своей семьи.

Учитель побуждает к проблеме: Что вас удивило в словах критика?

Ученики : Почему он считает Калашникова отрицательным героем?

Учитель : Как вы думаете, что имел критик в виду?

Ученики : Калашников, пытаясь восстановить справедливость в кулачном бою, нарушает правила поединка. Он сознательно убивает опричника.

Учитель : Какой возникает вопрос?

Ученики : Кто прав в этом сложном конфликте?

Вопрос фиксируется на доске.

Учитель : Как мы будем искать ответ на этот вопрос?

Ученики : Нужно дать характеристику каждому образу.

Учитель : Какова тема урока?

Тема фиксируется на доске.

Приём 4.

Учитель даёт задание на известный материал:

-Выпишете из отрывка имена существительные и определите их род:

А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука…

Учитель побуждает к осознанию проблемы: Вы до конца смогли выполнить задание?

Учитель : В чём затруднение?

Учитель : А почему?

Ученики : Потому что его можно употребить по отношению к лицу и женского, и мужского пола.

Учитель побуждает к проблеме: Какова проблема урока?

Ученики : Какого рода имя существительное, если его можно употребить по отношению к лицу и женского, и мужского пола?

Учитель : Такие существительные в русском языке называют СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.

Тема фиксируется на доске.

Пример подводящего к теме диалога.

Учитель : Посмотрите на два столбика слов на доске.

Ученики читают на доске:

никто, ничто, ничего, никому, ничем

некем, нечего, некому, нечему, некого

Учитель : Что заметили общего в этих словах?

Ученики : В каждом столбике отрицательные местоимения.

Учитель : В чём различие?

Ученик и: В первом столбике отрицательные местоимения пишутся с приставкой НИ , а во втором с приставкой НЕ.

Учитель : Значит, какая проблема возникает?

Ученики : Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ , а когда НЕ .

Учитель : Значит, тема урока какая?

Ученики : Правописание приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Тема фиксируется на доске.

Подводящий к теме диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без неё. В первом случае учитель любым методом обеспечивает постановку проблемы, во втором случае этот этап урока пропускается вообще.

Какая проблема стоит перед нами?

Ученики : Согласиться или нет с высказыванием Л.Н.Толстого.

Учитель : Каковы пути решения проблемы?

Ученики : Проанализировать произведение, выявить его идейные и художественные особенности.

Учитель : Согласна. А потом на примере этого рассказа мы сможем судить об особенностях большинства ранних произведений М.горького.

Тема фиксируется на доске.

Учитель читает стихотворение:

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра .

О чём это стихотворение?

Ученики : Фрагмент осеннего пейзажа.

Учитель : Какие эмоции вызывают эти строчки?

Ученики : Ощущение сказки, волшебства. ( Примерный ответ).

Учитель : Обратите внимание на предложения, с помощью которых передаётся красота окружающего мира.

А для этого выделите грамматические основы и назовите главный член в этих предложениях.

Итак, какую особенность вы заметили? Что объединяет эти предложения?

Ученики : В этих предложениях нет сказуемого, здесь один главный член – подлежащее.

Учитель : Правильно. Такие предложения именуют НАЗЫВНЫМИ.

Тема фиксируется на доске.

Учитель : Начинаем новую тему, а какую – догадаться нетрудно. С этим мы сталкиваемся на каждом шагу. Не знаем лексического значения слова - смотрим …

Ученики : В лексический словарь.

Учитель : Переводим текст с одного языка на другой – пользуемся…

Ученики : Переводным словарём.

Учитель : Смотрим, как произносится то или иное слово…

Ученики : Словари прочно вошли в нашу жизнь, без них современный всесторонне развитый человек не мыслит своего существования. Существуют разные ВИДЫ СЛОВАРЕЙ. Это и есть тема нашего урока.

Тема фиксируется на доске.

Я осветила лишь некоторые примеры из собственного опыта по проблемно-диалогическому обучению, способствующему созданию проблемно-развивающей среды на уроках. Практическая часть была опробирована мною и многими моими коллегами на уроках русского языка и литературы.

Авторы проблемно диалогической технологии

Проблемное обучение это не новое педагогическое явление.

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много

этими вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В. Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.

Цели использования технологии проблемно – диалогического обучения

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей.

Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Условия успешного использования технологии проблемно – диалогического обучения

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

Виды проблемного обучения

М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод обучения.

Структура проблемного урока

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

5. Первичное закрепление

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности.

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Приемы создания проблемных ситуаций:

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

- Определить проблемные теоретические и практические задания;

- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Алгоритм осуществления решения проблемных ситуаций на уроке

(по Махмутову)

1.Формулирование проблемы и вопросов к учащимся.

2.Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы.

3. Поиск необходимой дополнительной литературы.

4.Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности, нахождение слабых сторон и недостатков предложенных вариантов решения, ведение поиска путей их преодоления.

5.Самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование выбора лучшего решения; проверка его правильности.

Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении

(по Е.Л. Мельниковой)

1.Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного

2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки.

На комбинированных уроках, уроках-практикумах, обобщающих применяю отдельные элементы алгоритма. Данная структура урока обеспечивает:

а) повышение познавательной и социальной мотивации учащихся,

б) формирование умений применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, творчески преобразуя их,

в) развитие интеллектуальных способностей.

Использование проблемно – диалогической технологии на уроках изучения нового материала

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения

Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.


Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Задача моей работы – это развивать умения ребят: правильно формулировать проблему, задавать и искать пути решения этой проблемы, творчески мыслить. Поэтому в обучении я применяю технологию проблемно-диалогического обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого современного и творческого человека.

Содержимое разработки

Методические рекомендации

«Использование технологии проблемного - диалога

Введение

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

создание положительных эмоциональных ситуаций;

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Задача моей работы – это развивать умения ребят: правильно формулировать проблему, задавать и искать пути решения этой проблемы, творчески мыслить. Поэтому в обучении я применяю технологию проблемно-диалогического обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого современного и творческого человека.

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Педагогическая технология.

Технология проблемного диалога

Что же такое технология проблемного обучения?

Технология – это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.

Читайте также: