История развития земства и земского движения сообщение

Обновлено: 02.07.2024

План
Введение
1 Общий очерк по истории земства
1.1 Уездные земские учреждения
1.2 Губернские земские учреждения
1.3 Участие земских служащих в политической борьбе
1.4 Земства в годы первой мировой войны

2 Земства и земельная реформа
3 Земское образование
4 Земская медицина
5 Земская почта
6 Результаты работы земств
Список литературы

Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914—1918 гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918 году декретом Советского правительства.

Кроме того, в 1918 г. постановлением Временного правительства были созданы Земские волостные управы.

1. Общий очерк по истории земства

6 ноября 1904 года состоялся земский съезд, итогом работы которого стала программа реформ из одиннадцати пунктов, плод борьбы и компромиссов между земствами[4].

1.1. Уездные земские учреждения

«Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимыми имуществами определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на три года представителей („гласных“) в уездные земские собрания. Эти собрания, под председательством уездного предводителя дворянства, собираются ежегодно на короткий срок для руководства хозяйственными делами уезда. Уездное земское собрание избирает из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов. Управа постоянное учреждение, ведает все земские дела своего уезда.

1.2. Губернские земские учреждения

В губернское земское собрание, помимо гласных, входили представители ведомств (например, государственных имуществ, духовного и прочих). В губернских собраниях председательствовал губернский предводитель дворянства или иное лицо, установленное на эту должность губернатором.

1.3. Участие земских служащих в политической борьбе

Эволюционная деятельность земского движения всемерно поддерживалась, но революционная не поощрялась. Увлечение земцев политической борьбой, отход от от целей и задач, положенных в основу деятельности земских учреждений, приводило, естественно, к тому, что хозяйственная деятельность останавливалась. Порой для наведения порядка приходилось применять жёсткие меры, вплоть до ареста служащих. Недовольные объявляли забастовки, на место ушедших в знак протеста приходили новые. Такое штрейкбрехерство совершенно не вызывало осуждения в земской среде — большинство понимало, что из-за политики страдало дело. Период после 1905 года советская историография называла не иначе как реакционным, а вот современники считали, что это были годы окончательного становления земского движения на путь истинный.

1.4. Земства в годы первой мировой войны

2. Земства и земельная реформа

Реформа 1861 года поставила проблем едва ли не больше, чем решила. Вопрос о земле оставался главным на протяжении всего этого времени. Центральные губернии были перенаселены, а громадные просторы Средней Азии и Сибири оставались слабо заселёнными.

3. Земское образование

4. Земская медицина

5. Земская почта

Подавляющее большинство земских управ организовывали свои почтовые службы для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой.

6. Результаты работы земств

1. Доклад императору 2 августа 1859 г.

2. Герасименко Г. А. История земского самоуправления. Саратов, 2003

3. Толмачев Е. П. Александр II и его время. М., 1998

5. Проф. С. Ф. Платонов. Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический, в двух частях. Издание пятое, пересмотренное. — СПб, 1913, с.447-448

6. Кн. С. М. Волконский, Мои воспоминания. — М., Искусство, в 2 томах, т.2. с.197


Первый состав Тверской губернской земской управы. На фото (слева направо): председатель управы князь Б. В. Мещерский, члены управы А. В. Верёвкин, П. П. Максимович, А. А. Ушаков, секретарь И. В. Тулуб.

ЗЕ́МСТВА, в Рос­сии уезд­ные и гу­берн­ские рас­по­ря­дит. и ис­пол­нит. ор­га­ны ме­ст­но­го все­со­слов­но­го са­мо­управ­ле­ния – зем­ские со­б­ра­ния и зем­ские упра­вы . Вве­де­ны зем­ской ре­фор­мой 1864 в 34 гу­бер­ни­ях: в 1865 – в Во­ро­неж­ской, Ка­зан­ской, Ка­луж­ской, Ко­ст­ром­ской, Кур­ской, Мо­с­ков­ской, Ни­же­го­род­ской, Нов­го­род­ской, Са­мар­ской, С.-Пе­тер­бург­ской, Пен­зен­ской, Пол­тав­ской, Псков­ской, Ря­зан­ской, Там­бов­ской, Харь­ков­ской, Хер­сон­ской, Чер­ни­гов­ской, Яро­слав­ской; в 1866 – во Вла­ди­мир­ской, Ека­те­ри­но­слав­ской, Ор­лов­ской, Са­ра­тов­ской, Сим­бир­ской, Смо­лен­ской, Твер­ской, Туль­ской и Тав­ри­че­ской; в 1867 – в Вят­ской и Оло­нец­кой; в 1869 – в Бес­са­раб­ской; в 1870 – в Во­ло­год­ской и Перм­ской; в 1875 – в Уфим­ской. В 1875–82 З. су­щест­во­ва­ли в Об­лас­ти вой­ска Дон­ско­го. В 1911 З. соз­да­ны в Ви­теб­ской, Во­лын­ской, Ки­ев­ской, Мин­ской, Мо­ги­лёв­ской и По­доль­ской, в 1913 – в Ас­т­ра­хан­ской, Орен­бург­ской и Став­ро­поль­ской гу­бер­ни­ях. К 1916 зем­ские уч­ре­ж­де­ния дей­ст­во­ва­ли в 43 из 94 гу­бер­ний и об­лас­тей Рос­сии; их дея­тель­но­стью бы­ло ох­ва­че­но 110 млн. чел. из 172 млн. чел. З. са­мо­стоя­тель­но оп­ре­де­ля­ли гл. на­прав­ле­ния сво­ей дея­тель­но­сти (за ис­клю­че­ни­ем вы­пол­не­ния ря­да обя­зат. по­вин­но­стей – строи­тель­ст­ва и со­дер­жа­ния до­рог, со­дер­жа­ния не­ко­то­рых гос. уч­реж­де­ний и др.). Они под­ле­жа­ли кон­тро­лю со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва, уси­лен­но­му Зем­ским по­ло­же­ни­ем 1890 . Осо­бый раз­мах дея­тель­ность З. при­об­ре­ла с 1890-х гг.

Роль земств в дореволюционной России

Не вписываются они в монархические взгляды, так как их роль – именно ослабление самодержавной монархии. Не укладываются они и во взгляды республиканские – признавая земства, приходится принять, что ростки этой самой демократии были еще и при царе-батюшке.

И все же их роль была огромной, а многие привычные нам в России вещи внедрили именно они.


Родились земства еще при Александре Освободителе и имели глубоко исторические корни – еще Елена Глинская пыталась ввести институт выборных губных старост, а ее сын Иван, известный всем под прозвищем Грозный, разделил страну на уезды, в которых начали избирать губных старост и губных целовальников им в помощь.

Подчинялось местное самоуправление тогда Разбойному приказу. Александр же, по сути, модифицировал древний институт, упразднённый Петром Великим, и подчинил его МВД.

Реально работать земства начали в 1867 году, и были они двухуровневыми – губернские и уездные. В земство входили земская управа (постоянно действующая) и земское собрание (очередное – один раз в год, внеочередные – по потребности). В ведении земств не находились города, где были свои городские думы.

Депутатов избирали на три года: от землевладельцев, торговцев, промышленников и крестьян, возглавлял собрание местный предводитель дворянства.

Финансирование шло за счет земского сбора – специального налога на жителей данного региона, вызывавшем, кстати говоря, немалое недовольство у крестьян, которые попросту не понимали, зачем платить за врача, если ты здоров, и уж тем более за школы и дороги с мостами? Тем не менее земства сразу активно включились в работу и добились, в общем-то, хороших результатов, несмотря (или даже благодаря) на нюансы избирательной системы.

Дело в том, что в собраниях крестьяне были меньшинством, а большинство все-таки составляли купцы и промышленники. В целом делу это шло на пользу, потому как именно эти слои общества были заинтересованы в то время в развитии страны, а главное – умели обращаться с деньгами. Повестки дня всех земств, в общем-то, однотипны, и для примера взяты журналы уездного Брянского и губернского Екатеринославского земств за 1901 год.

Первый вопрос любого уездного собрания в те времена – деньги. Вернее – земский сбор, а еще точнее – недоимки, сложение сбора и бюджет.

Второй пункт обычно – дороги.

Третий вопрос – образование.

Здесь было все очень даже печально. Нет, земства старались, дебаты вокруг школ велись не меньшие, чем вокруг дорог, но особенности финансирования… Крестьяне выделяли помещение и дрова, помимо того, оплачивали часть расходов, земство же отвечало за ремонт, закупку учебных материалов и наем учителей.

В итоге нормально образование развивалось в тех поселках, где были промышленные предприятия – и их владельцы, и мастеровые понимали его значение. В деревнях же крестьяне боролись со школой как могли, видя в этом лишь дополнительные проблемы и расходы. Частично помогали делу чиновники – окончившим земскую школу были положены льготы по призыву.

Аналогично и здравоохранение.

Врач в России дореволюционной был человеком зажиточным и уважаемым, но их было крайне мало, на 200-тысячный уезд вполне могло приходиться 4–5 врачей в самых крупных населенных пунктах, остальные обходились фельдшерами, но далеко не везде. Нередки были ситуации, когда население жаловалось – до фельдшера 10–15 км, а до врача. Формально врачам оплачивали лошадей и коляску, но если единственный специалист поедет по вызову, остальные больные будут два дня ждать.

Еще один пункт расходов – общественное призрение.

Это дома престарелых, клиники для душевнобольных и прочие заведения такого рода. С этим делом было откровенно туго – проблема упиралась в помещения, аренда которых была очень дорога. Точно в это же упиралась ветеринария, агрономия, вакцинация. С таких доходов не разгуляешься.


Ну и прошения людей – в основном на обучение детей, пособия по старости и болезни.
Работающим в земской сфере, как правило, помогали, но в пределах возможного и не без выгоды. Скажем, пособие на обучение будущих учителей и фельдшеров давали, а вот помощь на обучение неинтересным земству профессиям – нет. По старости и болезни старались помогать, но. Опять же – деньги, а пенсионной системы не было как таковой.

Губерния

На уровне земств губернских дела были крупнее и серьезнее, но в целом проблемы и цели были такими же. И главная проблема та же – деньги. Хотя это и не отменяло стараний сделать все возможное и невозможное для развития регионов.

Именно губернские земства внедряли обязательное страхование от пожаров, они же занимались санитарным благополучием губерний, а значит – борьбой с тифом и холерой, на них ложилась обязанность по организации и планировании железных дорог.


Забота об инвалидах и даже планирование новых городов. Были обязанности и забавные, с точки зрения сегодняшнего дня. Так, в Екатеринославской губернии ввели сусликовую повинность по истреблению данных зверьков-вредителей.

Ну и ходатайства – от открытия базаров до постройки школ.

Объем работы колоссальный.

Государство

Польза земств была несомненной, но при этом государство Российское им не доверяло и не давало в руки серьезных рычагов.

Даже проведение собрания было возможно только с разрешения губернатора, возглавлять земства могли только дворяне, расходование средств строго регламентировалось. То же образование жестко контролировали на предмет вольнодумства. Отдельно регламентировались отношения с Церковью, которая на всех собраниях имела своего представителя с правом голоса и тоже была своего рода контролером.

Нельзя отрицать – земства сделали для России очень много. Но проблема была в том, что потенциально, при развязанных руках и наличии финансирования, они были способны на гораздо большее.

Например, могли внедрить всеобщее образование, о котором говорили и мечтали гласные, но на которое не было денег, потому как крестьяне не тянули, и специалистов, потому как учительские семинарии были платными. Аналогично и медицина, и новые агротехнологии, и ветеринария. Земства пытались работать везде, но были загнаны в узкие рамки бюрократической машины и ограничены в каждом шаге.

Не зря земства не боролись с революцией первой, а многие земцы участвовали во второй – энергию талантливых и неравнодушных людей использовали вхолостую, упустив шанс изменить историю России XX века.

В целом же земства – пример того, что наш народ вполне способен к эффективному самоуправлению, если государство не создает помех.


Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914—1918 гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918 году декретом Советского правительства.

Содержание

Общий очерк по истории земства

6 ноября 1904 года состоялся земский съезд, итогом работы которого стала программа реформ из одиннадцати пунктов, плод борьбы и компромиссов между земствами. [1]

Уездные земские учреждения

«Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимыми имуществами определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на три года представителей („гласных“) в уездные земские собрания. Эти собрания, под председательством уездного предводителя дворянства, собираются ежегодно на короткий срок для руководства хозяйственными делами уезда. Уездное земское собрание избирает из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов. Управа постоянное учреждение, ведает все земские дела своего уезда.

Губернские земские учреждения

В губернское земское собрание, помимо гласных, входили представители ведомств (например, государственных имуществ, духовного и прочих). В губернских собраниях председательствовал губернский предводитель дворянства или иное лицо, установленное на эту должность губернатором.

Участие земских служащих в политической борьбе

Эволюционная деятельность земского движения всемерно поддерживалась, но революционная не поощрялась. Увлечение земцев политической борьбой, отход от от целей и задач, положенных в основу деятельности земских учреждений, приводило, естественно, к тому, что хозяйственная деятельность останавливалась. Порой для наведения порядка приходилось применять жёсткие меры, вплоть до ареста служащих. Недовольные объявляли забастовки, на место ушедших в знак протеста приходили новые. Такое штрейкбрехерство совершенно не вызывало осуждения в земской среде — большинство понимало, что из-за политики страдало дело. Забавно, что период после 1905 года советская историография называла не иначе как реакционным, а вот современники считали, что это были годы окончательного становления земского движения на путь истинный.

Земства в годы первой мировой войны

Земства и земельная реформа

Реформа 1861 года поставила проблем едва ли не больше, чем решила. Вопрос о земле оставался главным на протяжении всего этого времени. Центральные губернии были перенаселены, а громадные просторы Средней Азии и Сибири ост

Земское образование

Земская медицина

Одной из важных сторон работы земства было создание системы медицинской помощи. Организация ее была в существенных чертах такова: уезды разделялись на участки (иногда 4-5 на уезд), каждым участком заведовал врач, приглашаемый земством; для приема амбулаторных больных, для помещения нуждающихся в больничном лечении существовали в каждом участке земские больницы или приемные покои; лечение, содержание больных было бесплатное; в среднем на участкового врача приходится около 10-15 тыс. человек, разъезды врачей были очень велики. Помощниками Земских врачей являлись фельдшера, акушерки и фельдшерицы. Для объединения деятельности земских врачей созывались съезды земских врачей (в Твери 1871).

Земская почта

Некоторые земские управы организовывали свои почтовые службы для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой.

Результаты работы земств

Читайте также: