Сообщение формы и методы научного познания

Обновлено: 01.06.2024

Цель данной работы хорошо раскрыть тему с помощью рассуждений и различных источников.
Задачи:
Ознакомиться со структурой научного познания;
Раскрыть формы научного познания;
Охарактеризовать основные методы научного познания.

Содержание

Введение 2
1. Научное познание и его особенности. 3
2. Уровни научного познания. 5
3.Формы научного познания. 7
4.Методы научного познания. 10
Вывод 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Формы и методы научного познания.docx

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕСИТЕТ

Реферат по философии

Формы и методы научного познания

студентка гр. 2209

1. Научное познание и его особенности. 3

2. Уровни научного познания. 5

3.Формы научного познания. 7

4.Методы научного познания. 10

Список литературы 17

Введение

Наука зародилась в древности. Но долгое время научное знание находилось в зачаточном состоянии. Ситуация начала меняться в XVI—XVII вв.. В Новое время наука становится широко распространенным явлением. Она становится непосредственной производственной силой, а научно техническая революция приобретает все более широкий размах. Особенностям научного познания, средствам и методам исследования в науке уделялось значительно меньше внимания. В последние годы положение в этой области заметно изменилось. На данный момент это является одной из актуальных задач философии. Непрерывный и все увеличивающийся поток научных исследований, заметный рост числа людей, занимающихся наукой, превращение профессии научного работника в массовую – все это требует анализа и разработки методов исследования, используемых в современной науке.

Я хочу раскрыть данную тему, она мне интересна.

Цель данной работы хорошо раскрыть тему с помощью рассуждений и различных источников.

  • Ознакомиться со структурой научного познания;
  • Раскрыть формы научного познания;
  • Охарактеризовать основные методы научного познания.

1. Научное познание и его особенности.

Что такое научное познание? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала скажем что такое познание.

Познание – это процесс получения и обновления знаний. Деятельность людей по созданию понятий, концепций и т.п. обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентаций в окружающей среде.

Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.

Целью научного познания является получение объективных знаний о реальности.

В результате научного познания появляется научное знание об объекте. Оно отличается от обыденного, религиозного, художественного и других видов познания объективностью, систематичностью, оформленностью, обоснованностью.
Научное познание осуществляется не спонтанно, а опирается на целый арсенал надежных принципов, методов и средств. Методы и принципы научного исследования постоянно подвергаются рефлексии, которой занимается философия и методология науки.

Предметом научного познания является наиболее существенные и необходимые свойства объектов, а также отношения между объектами. Наука нацелена на выявление и познание законов и закономерных связей.

Таким образом, можно сказать, что научное познание - это специальным образом организованный, систематизированный и оформленный вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных знаний о мире.

2. Уровни научного познания.

Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирическое (от лат. empeiria - опыт) познание направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Основными средствами формирования и развития научного знания в XVII - XVIII вв. были эмпирические исследования и последующая логическая обработка их результатов посредством эмпирических законов, обобщений и классификаций. Уже на этой стадии возникли первичные научные абстракции. В дальнейшем, такие логические формы, как типология, объяснительные схемы, идеальные модели выступили в качестве переходных от эмпирического уровня научного познания к теоретическому.

Для ученого очень важно обнаружить некоторую регулярность. Обнаруженная регулярность позволяет объяснять и предсказывать явления.

Например, предсказание погоды без приборов на следующий день, неделю, зиму, лето и т.д. Все это предсказывают по закономерностям поведения природы. При анализе эмпирических фактов надо учитывать все обстоятельства. Основа эмпирического исследования — эксперимент. Эксперимент есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Побочные обстоятельства должны быть устранены. Недопустимо, например, проводить химические эксперименты в грязных халатах, измерять что-либо неисправными приборами и т.д. Особое значение здесь имеют приборы.

На теоретическом уровне реализуется главное предназначение науки - открытие и описание законов. Теоретическое исследование связано с созданием и развитием понятийного аппарата, большое внимание здесь уделяется совершенствованию принципов и методов познания. ТЕОРИЯ (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знаний. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обобщения имеют дело со многими фактами, с учетом этого говорят о законах. Закон — это связь между фактами и их обобщениями. Главные законы называются принципами. В эмпирическом законе приводятся только факты. Теоретический закон имеет дело только с обобщениями, понятиями. Эмпирические и теоретические законы не имеют смысла один без другого.

Эмпирический и теоретический уровни органически взаимосвязаны и дополняют друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирические исследования, доставляя новые данные, стимулируют развитие теории, которая, в свою очередь, открывает новые перспективы для объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет опытную науку. Факты, доставляемые в ходе наблюдений и экспериментов, образуют, по образному сравнению физиолога И.П. Павлова, "воздух ученого". Но если наука ограничится эмпирическим уровнем, она превратиться в простое собирательство, накопление фактов. Френсис Бэкон называл такой подход "путем муравья" в познании. Если же ученые будут теоретизировать в тиши кабинетов, то они рискуют оторваться от жизни и уподобятся, опять-таки по Бэкону, пауку, плетущему паутину из нитей, которые сами же из себя и прядут. Поэтому единственно правильный выход - "путь пчелы", то есть взаимное дополнение одним другого эмпирического и теоретического уровней.

3.Формы научного познания.

Формы научного познания - это способ организации содержания и результатов познавательной деятельности.

Факт является формой эмпирического исследования, а теория и гипотеза – теоретического исследования.

Научный факт - это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов. Работа ученого на 80% состоит в наблюдениях над интересующим объектом с целью установления его устойчивых, повторяющихся характеристик. Когда исследователь убедится в том, что при соответствующих условиях объект всегда выглядит строго определенным образом, он подкрепляет этот результат с помощью эксперимента и, в случае подтверждения, формулирует научный факт.

В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Познание не может ограничиться фиксированием фактов, потому что это не имеет смысла: любой факт должен быть объяснен. Это является задачей теории. Например яблоко, упавшее Ньютону на голову побудило его на объяснение данного факта, благодаря чему была создана теория гравитации.

В понимании фактов в философии науки существует две тенденции: фактуализм и теоретизм. Фактуализм утверждает, что факты независимы и автономны по отношению к теории. Сторонники теоретизма исходят из того, что факты зависят от теории, которая выделяет изучаемый аспект действительности, задает язык, на котором описывается факт.
Теоретический уровень научного исследования начинается с выдвижения гипотез. С греческого гипотеза переводится как предположение. В качестве формы теоретического знания гипотезу определяют как предположительное знание, которое удовлетворительно объясняет эмпирические факты и не вступает в противоречие с основополагающими научными теориями. Гипотеза выдвигается для решения конкретной научной проблемы и должна удовлетворять определенным требованиям, таким как релевантность, проверяемость, совместимость с существующим научным знанием, наличие объяснительных и предсказательных возможностей и простота.

Релевантность (от англ. relevant - уместный, относящийся к делу) гипотезы характеризует её отношение к фактам, для объяснения которых она создается. Если факты подтверждают или опровергают гипотезу, она считается релевантной.

Проверяемость гипотезы предполагает возможность сопоставления её результатов с данными наблюдений и экспериментов. Имеется в виду именно возможность такой проверки, а не требование обязательного её проведения. Многие гипотезы современной науки оперируют ненаблюдаемыми объектами, что требует совершенствования экспериментальной техники для их проверки. Те гипотезы, которые нельзя проверить в настоящее время, возможно будут проверены позже, с появлением более совершенных экспериментальных средств и методов.

Совместимость гипотез с существующим научным знанием означает, что она не должна противоречить установленным фактам и теории. Это требование не распространяется на периоды кризисов и научных революций.

Объяснительная сила гипотезы состоит в количестве дедуктивных следствий, которые из неё можно вывести. Если из двух гипотез, претендующих на объяснение одного и того же факта, выводится разное количество следствий, то, соответственно, они обладают разными объяснительными возможностями. К примеру, гипотеза Ньютона об универсальной гравитации не только объясняла факты, обоснованные до этого Галилеем и Кеплером, но и дополнительное количество новых фактов.

Предсказательная сила гипотезы заключается в количестве событий, вероятность которых она в состоянии предугадать.

Критерий простоты гипотезы относятся к ситуациям, когда конкурирующие научные гипотезы удовлетворяют всем вышеуказанным требованиям и, тем не менее, нужно делать выбор в пользу одной из них. Серьёзным доводом может служить простота. Она предполагает, что одна гипотеза содержит меньше число посылок для выведения следствий, чем другая.

Одной из наиболее существенных особенностей научного познания является использование особых познавательных средств. Наука – единственный вид познания, в котором в течение длительного времени специально разрабатывались собственные методы и формы организации научного знания.

Эмпирическое и теоретическое познание различаются:

а) по объекту: в эмпирическом познании исследователь имеет дело с реальным объектом, объект теоретического познания представляет собой идеальную конструкцию и может наделяться признаками, которых нет ни у одного реального объекта;

б) по направленности отражения: эмпирическое познание направлено на явления, теоретическое – на существенные, непосредственно не наблюдаемые связи, законы реальности;

в) по задачам: для эмпирического познания это описание и первичное обобщение, для теоретического – объяснение и предсказание.

Эмпирическое и теоретическое познание тесно взаимосвязаны. Очевидно, что теоретическое познание происходит на основе эмпирического: на основе установленных в опыте фактов делаются теоретические выводы, выделяются и подтверждаются общие закономерности. С другой стороны, опыт планируется исходя из определенных теоретических построений, т.е. теория, в свою очередь, служит основой для эмпирии.

На эмпирическом и теоретическом уровнях используются различные методы научного познания.

В целом методы, используемые в науке, могут быть разделены на три большие группы:

1. Общие логические методы – они образуют методологическую основу всякого познания; в науке они часто приобретают вид специально разработанных процедур.

Аналогия – это заключение о свойствах объекта на основе его сходства с другим, ранее изученным объектом. Имеющееся знание об уже изученном объекте переносится на другой, новый объект, который представляется с ним сходным. Аналогия является традуктивным заключением – не индуктивным и не дедуктивным движением мысли, а выводом от частного к частному.

В науке аналогия используется как способ выдвижения и объяснения новой идеи, риторический прием аргументации, форма представления позиции. С аналогией связан фундаментальный общенаучный метод моделирования, а также такая универсальная научная процедура, как экстраполяция – распространение теории за пределы первоначальной области ее применения. При этом в науке аналогия не считается строгим доказательством. Аналогия способствует рождению нового знания, но это метод предположения: для обоснования требуются более строгие и достоверные построения.

2. Общенаучные методы – они подразделяются на эмпирические (наблюдение, эксперимент) и теоретические (восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматический метод и др.). Данное деление является относительным: эмпирические методы имеют свои теоретические аналоги (например, реальному эксперименту как эмпирическому методу соответствует теоретический – мысленный эксперимент), некоторые методы имеют как эмпирическую, так и теоретическую разновидность (например, моделирование подразделяется на физическое, когда создается реальная вещественная копия объекта, и логическое, в котором модель объекта строится теоретическими средствами).

Эксперимент – это воспроизведение или изменение объекта, осуществленное в специально созданных и контролируемых условиях. В самом общем определении в эксперименте мы выделяем или формируем некоторый процесс и, изменяя один или несколько его параметров, анализируем происходящие изменения, раскрывая тем самым закономерности взаимосвязи. К преимуществам эксперимента по сравнению с наблюдением относятся многократная воспроизводимость, возможность варьирования условий, в которых рассматривается объект, возможность выделения отдельных свойств и соотношений в чистом виде, возможность изучения объекта в пограничных и не присущих ему в естественном бытии условиях (например, в невесомости, в вакууме). Этими особенностями обусловлена эффективность эксперимента.

Классическая модель научного познания предполагает, что научная мысль движется от эмпирии – стадии накопления фактического материала – к теории. Но нельзя представить эмпирический уровень в науке как независимый. Как правило, и наблюдение, и тем более эксперимент проектируются, планируются и осуществляются, исходя из определенных теоретических представлений.

Важнейшими процедурами эмпирического уровня, входящими в состав как наблюдения, так и эксперимента, являются измерение и описание.

Измерение – это определение количественных значений тех или иных свойств изучаемого объекта с использованием специальных средств (измерительных приспособлений, приборов). Результат измерения всегда выражается в некотором числе единиц измерения; измерить – значит сравнить с некоторым эталоном. Именно процедура измерения обеспечивает необходимый для науки уровень точности в установлении взаимосвязей.

Рассматривая переход от эмпирического к теоретическому познанию, выделим сначала методы, которые имеют как эмпирическую, так и теоретическую модификации.

Еще одним фундаментальным общенаучным методом, который реализуется и на эмпирическом, и на теоретическом уровне, является моделирование. Под моделью понимается некоторая реально существующая или мысленно представляемая система, которая замещает в познавательном процессе систему-оригинал и находится с ней в отношении сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет приобретать информацию об оригинале. Соответственно моделирование – это создание такого объекта, связанного с основным объектом исследования отношением подобия, и его изучение. Метод моделирования основан на логике аналогии, устанавливаемой между объектом и его моделью. При этом модель, как правило, должна быть сходной с объектом не во всех отношениях, а только в тех аспектах, которые наиболее важны и специально выделены в рамках исследования.

Поскольку модель может быть как материальной, так и идеальной, разграничивается, с одной стороны, предметное (физическое), с другой стороны, логико-символическое и математическое моделирование. Особым видом логического моделирования, является информационное моделирование, в котором модель объекта имеет вид компьютерной программы.

К важнейшим общенаучным теоретическим методам наряду с логико-символическим и математическим моделированием относится идеализация.

Большую группу теоретических общенаучных методов составляют так называемые методы построения теории. К ним относятся в первую очередь аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и метод восхождения от абстрактного к конкретному.

При использовании аксиоматического метода построение теории начинается с формулировки некоторых базовых определений и аксиом (постулатов), которые принимаются как достоверно-истинные без доказательства в пределах данной теоретической системы. Затем задается система правил вывода, и путем применения этих правил выводятся теоремы и остальные положения теории, обычно дедуктивным образом, посредством доказательства. Древнейшая из систем, построенных аксиоматическим способом – это геометрия Эвклида.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному – это способ движения мысли к полному, всестороннему и целостному воспроизведению объекта через совокупность абстрактных, односторонних определений. В рамках этого метода построение теории начинается с попыток зафиксировать сущность объекта исследования. Первые из таких попыток дадут лишь абстрактные формулировки, фиксирующие лишь какие-то моменты или аспекты объекта. Но наращивание комплекса таких абстрактных определений и установление связей между ними делает гносеологический образ объекта все более полным, и, в конце концов, возникает достаточно конкретная и точная его теоретическая репрезентация.

Базовой процедурой в составе теоретического уровня научного познания, составляющей необходимое основание многих методов, является формализация – введение и использование специальной символики для отображения объектов теории в знаково-символическом виде. Примерами могут служить математическая символика, химические обозначения, логические знаки и др. В процессе формализации разрабатывается своеобразный искусственный язык. Формализация не только оптимизирует процессы представления и обработки информации, но и может быть способом достижения нового содержания путем интерпретации осуществленного формального преобразования.

3. Конкретно-научные методы – они разрабатываются в каждой науке или группе наук, дополняют общенаучные методы и должны строиться с соблюдением общих методологических требований. Например, в естественных и технических науках широко применяются математические методы, являющиеся приложениями разделов математики. К методам социологии относятся анкетный опрос, интервью, метод фокус-группы и др. К методам психологии наряду с наблюдением и экспериментом – самонаблюдение (интроспекция), тестирование и др.

Рассматривая движение научной мысли на эмпирическом и теоретическом уровнях, можно выделить также основные формы, в которых фиксируется научное знание на разных фазах развития научных идей.

Исходным эмпирическим основанием науки являются непосредственные данные наблюдения и эксперимента. На основе непосредственных данных формируются эмпирические факты – фиксация полученной информации уже в определенной концептуальной системе. Для превращения в эмпирические факты непосредственные данные проходят концептуальную обработку: отсеиваются случайные детали, проверяется регулярность и достоверность замеченных явлений, проводятся точные измерения и т.д.

Сопоставляя и систематизируя эмпирические факты, можно установить эмпирическую закономерность – регулярную повторяющуюся взаимосвязь между эмпирически обнаруживаемыми процессами. Эмпирическая закономерность фиксирует повторяемость фактов и выводит количественную характеристику их соотношения. Но эмпирическая закономерность не содержит объяснения устанавливаемой взаимосвязи, поиск объяснения – это задача уже теоретического уровня научного познания.

Соответственно исходной формой представления знания на теоретическом уровне науки является проблема. Проблема – это форма мышления, фиксирующая недостаточность имеющихся средств для достижения намеченной цели в познании. С логической точки зрения проблема – это вопрос, на который пока не существует ответа. При этом постановка проблемы определяет и базу решения: в процессе формулировки проблемы связываются определенные факты, намечаются взаимосвязи, которые следует проверить, устанавливаются цели, которые должны быть достигнуты, происходит выбор методов и процедур, необходимых для решения.

В процессе поисков решения проблемы выдвигается гипотеза, т.е. предлагается решение или объяснение, которое нуждается в дальнейшей разработке и проверке. Гипотеза – обоснованное предположение, сформулированное при этом на базе информации, которой не вполне достаточно для однозначного решения. Гипотеза опирается, с одной стороны, на факты, а с другой – на научную картину мира и общие мировоззренческие представления.

Гипотеза является формой вероятностного знания, и это основная форма роста науки.

Гипотеза в своем развитии обычно проходит следующие стадии:

- догадка – выдвижение и формулировка предположения;

- эмпирический анализ – обрастание фактами и формулировка их объяснений;

- этап теоретически правдоподобной гипотезы – логическая разработка, оформление аппарата, в ходе которых гипотеза приобретает стройность и законченность;

- и стадия проверки, в результате которой гипотеза либо сходит со сцены, либо превращается в теорию.

Когда гипотеза в достаточной степени разработана и подтверждена, можно говорить, что в данной области сформировалась научная теория. Теория – форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области.

Содержание

Введение3
1.Особенности научного познания4
2.Формы научного познания5
3.Методы научного познания4
Заключение14
Список литературы16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат. философия.docx

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Факультет Международных Экономических отношений

1.Особенности научного познания4

2.Формы научного познания5

3.Методы научного познания4

Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика).

В научном познании при обнаружении изменений, происходящих без видимых причин в чувственно воспринимаемых явлениях, исследователь догадывается о существовании явлений не воспринимаемых. Однако для того, чтобы доказать их существование, вскрыть законы их действия и использовать эти законы, необходимо, чтобы его (исследователя) деятельность оказалась одним из звеньев причиной цепи, связывающей наблюдаемое и ненаблюдаемое. Управляя этим звеном по своему усмотрению и вызывая на основе знания законов ненаблюдаемых явлений наблюдаемые эффекты, исследователь тем самым доказывает истинность знания этих законов.

1. Обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др., является основной задачей научного познания. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами.

6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

Формы научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, теория, закон, категория.

В свою очередь, наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов влечет за собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального, теоретического и логического подтверждения. Такого рода предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, называется научной гипотезой.

  • Гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда достоверных фактов. По своему происхождению гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и поэтому требует обоснования и проверки. Если в ходе проверки содержание гипотезы не согласуется с эмпирическими данными, то гипотеза отвергается. Если же гипотеза подтверждается, то можно говорить о той или иной степени вероятности гипотезы. Чем больше найдено фактов, подтверждающих гипотезу, тем выше ее вероятность. Таким образом, в результате проверки одни гипотезы становятся теориями, другие уточняются и корректируются, третьи отбрасываются как заблуждение, если их проверка дает отрицательные результат. Решающим критерием истинности гипотезы служат практика во всех своих формах, а вспомогательную роль здесь играет логический критерий истины.
  • Теория - это логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существующих связей в определенной области объективной реальности. Главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество эмпирических фактов. Теория представляет собой систему истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явления, высшую форму научного знания, всесторонне раскрывающую структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношения всех его элементов, сторон и связей.

В современной науке выделяют следующие основные элементы структуры теории:

1) Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.;

2) Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов;

3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания;

4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы;

5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными. принципами.

  • Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий. Открытие и формулировка законов составляет важнейшую цель научного исследования: именно с помощью законов выражаются существенные связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Все предметы и явления реального мира находятся в вечном процессе изменения и движения. Там, где на поверхности эти изменения кажутся случайными, не связанными друг с другом, наука вскрывает глубокие, внутренние связи, в которых отражаются устойчивые, повторяющиеся, инвариантные отношения между явлениями. Опираясь на законы, наука получает возможность не только объяснять существующие факты и события, но и предсказывать новые. Без этого немыслима сознательная, целенаправленная практическая деятельность.

Путь к закону лежит через гипотезу. Действительно, чтобы установить существенные связи между явлениями, мало одних наблюдений и экспериментов. С их помощью мы можем обнаружить лишь зависимости между эмпирически наблюдаемыми свойствами и характеристиками явлений. Таким путем могут быть открыты только сравнительно простые, так называемые эмпирические законы. Более глубокие научные или теоретические законы относятся к ненаблюдаемым объектам. Такие законы содержат в своем составе понятия, которые нельзя ни непосредственно получить из опыта, ни проверить на опыте. Поэтому открытие теоретических законов неизбежно связано с обращением к гипотезе, с помощью которой пытаются нащупать искомую закономерность. Перебрав множество различных гипотез, ученый может найти такую, которая хорошо подтверждается всеми известными ему фактами. Поэтому в самой предварительной форме закон можно охарактеризовать как хорошо подтвержденную гипотезу.

В своих поисках закона исследователь руководствуется определенной стратегией. Он стремится найти такую теоретическую схему или идеализированную ситуацию, с помощью которой он смог бы в чистом виде представить найденную им закономерность. Иными словами, чтобы сформулировать закон науки, необходимо абстрагироваться от всех несущественных связей и отношений изучаемой объективной действительности и выделить лишь связи существенные, повторяющиеся, необходимые.

Процесс постижения закона, как и процесс познания в целом, идет от истин неполных, относительных, ограниченных к истинам все более полным, конкретным, абсолютным. Это означает, что в процессе научного познания ученые выделяют все более глубокие и существенные связи реальной действительности.

Второй существенный момент, который связан с пониманием законов науки, относится к определению их места в общей системе теоретического знания. Законы составляют ядро любой научной теории. Правильно понять роль и значение закона можно лишь в рамках определенной научной теории или системы, где ясно видна логическая связь между различными законами, их применение в построении дальнейших выводов теории, характер связи с эмпирическими данными. Как правило, всякий вновь открытый закон ученые стремятся включить в некоторую систему теоретического знания, связать его с другими, известными уже законами. Это заставляет исследователя постоянно анализировать законы в контексте более широкой теоретической системы.

Поиски отдельных, изолированных законов в лучшем случае характеризуют неразвитую, до теоретическую стадию формирования науки. В современной, развитой науке закон выступает как составной элемент научной теории, отображающей с помощью системы понятий, принципов, гипотез и законов более широкий фрагмент действительности, чем отдельный закон. В свою очередь система научных теорий и дисциплин стремится отобразить единство и связь, существующую в реальной картине мира.

  • Категории науки - это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Например, важнейшими категориями являются материя, пространство, время, движение, причинность, качество, количество, единство и связь, существующую в реальной картине мира.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

w29

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
  • Непротиворечивость, доказательность, системность
  • Проверяемость
  • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
  • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
  • Высокий уровень обобщения полученных знаний
  • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности– то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности– любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический– это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение –восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение –определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Читайте также: