Сообщение этюд в творчестве ф шопена и ф листа

Обновлено: 07.07.2024

Этюдам Шопена, без которых не обходится практически ни один международный фортепианный конкурс, предшествовала длительная история этого жанра, связанная с развитием инструментального исполнительства.

В своем первоначальном, прикладном значении, этюд не претендовал на особую художественную ценность, будучи пьесой инструктивно-тренировочного характера. Созданная для развития исполнительской техники, такая пьеса ставила конкретные исполнительские задачи.

Можно предположить, что I тетрадь этюдов была вначале задумана Шопеном как единый цикл. Об этом говорит определенная логика тонального плана, основанная, главным образом, на чередовании параллельных тональностей:

C – a – E – cis – Ges – es – C – F – f – As – Es – c.

И ор.10, и ор.25 Шопена завершаются c-moll'ными этюдами. В трактовке этой тональности композитор следует классической традиции, понимая ее как суровую и патетическую.

Тема этюда, вырастающая из коротких героических мотивов, имеет речевой характер, она воспринимается как пламенная речь оратора. Многократно повторяясь на протяжении всего сочинения, она предстает в динамике; поэтому при общем бурно-взволнованном тоне музыки здесь сменяются различные настроения – волевой порыв, острая душевная боль, мужественная энергия.

Среди медленных лирических этюдов Шопена выделяются № 3 и № 6 из ор.10 (E-dur и es-moll) и № 7 ор.25 (cis-moll). Их мелодика имеет абсолютно вокальный характер.

Лирическую теплоту и мягкость основного песенного образа оттеняет музыка среднего, развивающего, раздела. Здесь прорывается этюдная виртуозность: резко усложняется фактура, насыщается ладотональной неустойчивостью гармония, ускоряется темп и, как следствие, нарастает драматическое волнение.

Этюды Шопена


В XIX столетии было создано немало фортепианных этюдов. Повышенный интерес к этому жанру был вполне закономерен – с одной стороны, это была эпоха виртуозов, требовавшая от исполнителей безупречной беглой игры, с другой – в Европе широко распространилось любительское музицирование, для которого были просто необходимы пособия по овладению техникой инструмента. И. Крамер, М. Клементи, К. Черни, И. Мошелес и многие другие усиленно разрабатывали всевозможные технические приемы в своих опусах. Только вот все их творения, созданные в это время, абсолютно не похожи на этюды Фредерика Шопена . Польскому романтику удалось поднять этот жанр на новый уровень, соединив техническую составляющую с яркими образами и глубоким содержанием.

Историю создания Этюдов Шопена, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

В творческом наследии Фредерика Шопена числится 27 этюдов.

Фредерик Шопен

Второй цикл этюдов вышел в свет в 1837 году. Он содержит также 12 сочинений, созданных в разные годы – с 1831-1836 гг. Сборник адресован возлюбленной Ференца Листа , французской писательнице Марии Д'Агу.

В 1839-1849 гг. Шопен написал еще 3 этюда, которые предпочел оставить без опуса. Они были созданы специально для его друга пианиста И. Мошелеса и бельгийского музыковеда Ф. Фетиса, которые занимались разработкой учебников игры на фортепиано. Эти сочинения менее популярны среди пианистов, поскольку значительно уступают по сложности предыдущим произведениям в этом жанре.

Шопен
Ференц Лист

Фортепиано
рукопись Этюда Шопена №8 Фа мажор

Интересные факты

  • В октября 1939 года Шопен вернулся в Париж, где и завел знакомство с И. Мошелесом. Вскоре пианистов пригласили поиграть перед королевской семьей. Большую часть произведений, прозвучавших в тот день, составили этюды, написанием которых увлекались оба композитора. Его Величество Луи Филипп остался в восторге от услышанного и на следующий день отправил исполнителям подарки – Шопену позолоченный кубок, а Мошелесу дорожный несессер. Фредерик, известный своим тонким юмором, тогда еще отпустил шуточку – мол, не случайно его коллеге досталась дорожная сумочка, видимо, король хотел поскорее от него избавиться.
  • Шопен часто критиковал Листа за чрезмерную напыщенность в некоторых произведениях, а вот манера игры Ференца его приводила в восторг. В одном из писем Ф. Гиллеру композитор признался, что с удовольствием бы украл у Листа манеру исполнения своих собственных этюдов. Сам бы он так никогда не сыграл – Фредерик значительно уступал своему другу по силе, выносливости и состоянию здоровья.

Фредерик Шопен и Ференц Лист

Лондон

Необычные исследования

Этюды величайшего польского гения до сих пор занимают умы исследований. Что примечательно, изучают их не только теоретики музыкального искусства, но и представители точных наук. В числе последних – Массимо Бласон (Massimo Blasone), исследователь с кафедры физики Университета Салерно в Италии. Имя этого ученого известно во всем мире благодаря его работам в области квантовой теории поля. Собственно, идеи из этого раздела физики ученый и применил для изучения этюдов Шопена.

В качестве материала для своего исследования Бласон выбрал два этюда – № 3 op. 10, и № 1 op. 25. В них исследователь попытался проследить динамические процессы и объяснить логику композиции и ее интерпретации, опираясь на идею симметрии в квантовой теории, ее нарушение и восстановление. В данном случае, под динамическими процессами автор понимает гармонические отношения между различными аккордами в тональной системе, которые были применены Шопеном. Чтобы визуализировать эти отношения, физик использовал цветовой код Скрябина для звуков в нотной записи.


Содержание и технические задачи Этюдов Шопена

В своих этюдах Шопен не ограничивается дидактическими целями: свои творения он смог возвести на новый уровень, сделать из них подлинно художественные произведения и создать новый жанр – концертный этюд. Впоследствии он получил продолжение в творчестве Ф. Листа, К. Дебюсси, С. Рахманинова и др.

Польская революция 1831 года

Этюды op.10

Техническая задача

Содержание

Гибкость и растяжка правой руки при плавном движении мелодии

Совершенствование техники правой руки, перекладывание пальцев

Исполнение выразительной протяжной мелодии в сочетании с подвижным орнаментальным аккомпанементом

Совершенствование техники обеих рук, беглость, равномерное развитие и независимость пальцев

Ломаные арпеджио и игра на черных клавишах

Залигованный средний голос и плавный орнаментальный аккомпанемент

Исполнение двойных нот легато

Связное исполнение гаммообразных пассажей

Растяжка левой руки при плавном сопровождении

Исполнение различных штрихов, независимость рук, гибкость правой

Исполнение арфообразных арпеджио

Выносливость левой руки, сочетание пунктированной мелодии и подвижного фона

Этюды op.25

Техническая задача

Содержание

Совершенствование техники обеих рук при исполнении арпеджио легато

Развитие мелкой пальцевой техники, исполнение полиритмии

Растяжка рук, независимость пальцев

Исполнение аккордов при синкопах

Гибкие и проворные руки

Беглое и певучее исполнение терций

Игра развернутых мелодических линий с элементами полифонии

Исполнение секст и волнообразных пассажей из различных интервалов

Совершенствование движений кисти правой руки

Певучее исполнение октав

Игра легато в обеих руках

Певучее и слитное исполнение широких волнообразных пассажей в обеих руках

Этюды Op. posth

Этюды

Техническая задача

Этюд No. 1, фа минор

Этюд No. 2, ре-бемоль мажор

Одновременно легато и стаккато в одной руке

Этюд No. 3, ля-бемоль мажор

Музыка Этюдов Шопена в кинематографе

Режиссеры довольно часто используют музыку Ф. Шопена в кинофильмах, и его этюды не стали исключением. Чаще всего создатели кино выбирают эти виртуозные пьесы для своих драм и мелодрам – их тонкая романтическая лирика, чувственность и эмоциональность как нельзя лучше вписывается в атмосферу этих жанров.

Музыка Этюдов Шопена в кинематографе

Для Фредерика Шопена этюд был особенным жанром, которому он доверил самое сокровенное – в 1831 году именно в нем композитор воплотил все свои переживания о любимой родине, утонувшей в крови после подавления восстания. Шопен смог сделать невозможное – он объединил в одно неделимое целое сложнейшие технические проблемы и глубокое содержание, целый поэтический мир, который позволил этюду обрести новую жизнь.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Этюды Шопена

Почему содержания этюдов Шопена и Листа так отличаются друг от друга?

Шопен был более лирическим композитором. Лист любил играть более бравурно. В музыке и игре последнего нередко звучали трели, как отдельный голос и тремоло. Шопеновские этюды же более разнообразны. Каждый из из них был посвящен отдельной тематике фортепианной игры ( на растяжку пальцев, на хроматические гаммы, на выразительность исполнения, на развитие левой и правой руки отдельно). Весь комплекс средств — жанровые связи, гармония, динамика, педализация -- принимает участие в разрешении этой творческой задачи. Возвращаясь к Листу: он нередко дорабатывал, редактировал свои этюды, стараясь их максимально усложнить.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о жанрах камерной музыки в творчестве композиторов-романтиков 19 века. Записи, которые нужно сделать в тетради, выделены красным цветом. Запишите тему урока "Жанры камерной инструментальной музыки. Этюд. Транскрипция".

Этюд (от фр. изучение, упражнение) - это пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на каком-либо инструменте.

Это понятие встречается и в живописи: этюд - набросок, эскиз будущей картины.

В XIX веке в эпоху романтизма с расцветом виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов развивается новый жанр - концертные этюды.

Концертный этюд - это музыкальное произведение, технические трудности которого подчинены раскрытию художественного замысла композитора.

И сейчас популярны этюды композиторов-романтиков, искусство которых проникает во все уголки человеческого сердца. Яркими представителями романтизма являются польский композитор Фредерик Шопен (1810-1849) и венгерский композитор Ференц Лист (1811-1886). Оба они были прекрасными пианистами. Шопен завоевал признание слушателей в светских салонах, а Лист - в больших концертных залах.

Фридерик Шопен

Фридерик Шопен (1810-1849) - крупнейший представитель польского музыкального искусства. основоположник польской музыки; величайший пианист, вдохновленный импровизатор; патриот, великий гражданин своей страны.

Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

В этюдах Шопена звучит романтическая мечта о чувствах, возвышающих человека, - это и мысли о любви, и созерцание природы, и революционный пафос.

Слушание: Фридерик Шопен. Этюд №12 "Революционный"

(из х/ф "Шопен. Желание любви")

Ференц Лист

Ференц Лист (1811-1886) - знаменитый венгеро-немецкий композитор, выдающийся пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма.

Ф.Лист стремился приблизить звучание фортепиано к звучанию оркестра. Он был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности.

В его этюдах заложены принципы скрытой программности, образно-художественной живописной манеры изображения. Во времена Листа бытовало мнение о том, что многие этюды неисполнимы из-за их невероятной технической трудности.

Слушание: Этюд № 12 "Метель" Ференца Листа

Широкую популярность получили фортепианные транскрипции Ф.Листа.

Транскрипция (от лат. переписывание) означает переработку, переложение музыкальных произведений.

Транскрипции появились в XVI-XVII вв. как переложение нотных текстов для исполнения на других инструментах.

В XIX в. транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение.

Мастерство Ф.Листа как пианиста-виртуоза современники оценивали очень высоко.

"Когда играет Лист, - говорил немецкий писатель Г.Гейне, - не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка". Он сделал переложения для фортепиано девяти симфоний Л. Бетховена. Лист писал: "Если я выполню свою задачу - сделать их доступными - на уровне искусного гравера или умного переводчика, то моя цель будет достигнута". Огромной популярностью пользовались этюды Листа по каприсам Паганини. Именно Лист привлек внимание С.Рахманинова к Капрису №24 Н. Паганини.

Лист боготворил музыку австрийского композитора Франца Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как "Лесной царь", "Серенада", "Аве, Мария" и др.

Читайте также: