Сообщение это содержание информации среда и личность

Обновлено: 02.05.2024

Существует множество определений понятия “информация”. В этом параграфе мы раскроем сущность информации во взаимосвязи с коммуникацией. Затем будет дано определение и объяснено содержание информации в контексте формирования и развития информационной политики с акцентом на информационной политике современного государства.

Применительно к коммуникативным структурам информация представляет собой совокупность сведений о коммуникативной структуре и процессах, протекающих в ней.

Социальная информация способствует формированию структуры знаний. Однако структура знания более сложна, нежели информация, включающая в себя сведения, с помощью которых отображают факты, процессы, явления, мотивы, ценности и пр. Социальная информация представляет собой сведения о состоянии общества, ее институтов и других составляющих общественных структур и отношений. Информация, используемая в различных отраслях знания, имеет специфические формы отображения. Это требует исследования феномена неоднозначности восприятия одних и тех же единиц информации различными ее потребителями. Социотехнические модели информационной среды разрабатываются с целью ее теоретического осмысления и практического применения. Эти модели строятся с учетом сформировавшихся норм и нормативных требований. Их обязательными составляющими являются такие блоки, как: а) производство и преобразование информации; б) получение и распространение контента; в) предоставление информации в приемлемой для потребителя форме; г) потребление информации пользователями; д) обеспечение информационной безопасности общества, организации и личности.

Информация иначе представляется как комплекс сведений, необходимых для успешного функционирования коммуникативной системы. Согласно утверждению французского социолога А. Моля, действуют глубинные факторы, превращающие информацию в качественно новое состояние.

Информационная сфера современного общества имеет развитую информационно-коммуникационную структуру, содержащую развитую компьютерную сеть, включенную в Интернет и региональные сетевые структуры; совокупность информационных ресурсов; систему надежной информационной защиты, обеспечивающей требуемый уровень безопасности.

Интеграция компьютерной глобальной сети с телекоммуникационными ресурсами выводит общество на новый информационный уровень. Но главным действующим лицом этой глобальной структуры должен оставаться человек. Он не должен потеряться в “дремучем информационном лесу”, раствориться в виртуальном пространстве. Даже целиком уходя в мир информации и коммуникации, человек не должен терять связь с публичным пространством коммуникации. В особой информационной защите нуждаются подростки, которые уже начинают тонуть в информационном океане, “заплывая” в него слишком далеко. Сегодня нельзя не обращать внимания на новую болезнь, которая появилась в обществе, – интернет-манию. Даже здоровым интернет-пользователям грозит навязывание неприемлемой информации, насаждающей порнографию, насилие, межнациональную, межконфессиональную и межрасовую нетерпимость.

Информация и коммуникация. Коммуникация, организованная каким-либо субъектом, всегда направлена на определенный объект (адресат). Адресат, получивший информацию, превращается в реципиента. Для конкретных получателей информации сведения формируются с учетом цели осуществляемого взаимодействия. Иначе говоря, специализированная информация предназначена конкретным лицам или организациям, а специализированная коммуникация осуществляется со специально выделенной аудиторией (например, коммуникации), в специально выделенных местах или организациях (например, коммуникации в организациях, офисные коммуникации), в местах, организованных специализированным способом или с помощью специальных средств восприятия информации (визуальная коммуникация).

Социальная коммуникация осуществляется в системном взаимодействии трех элементов “человек – информация – коммуникация”. В таком сочетании информация, попадая в каналы коммуникации, распространяющие ее на массовую аудиторию, выводит коммуниканта в глобальный мир. Именно в таком треугольнике человек преобразовывает окружающий его мир, организуя информационно-коммуникационную среду, в которой протекают разнообразные процессы в рамках систем информации и коммуникации.

Любые информационные процессы являются одновременно и коммуникационными, так как сам факт передачи информации от какого-либо субъекта определенному объекту обозначает акт взаимодействия (коммуникации) между ними. Наоборот, совершение акта коммуникации означает, что совершается передача сведений от субъекта (коммуникатора) к объекту (коммуниканту). Таким образом, информационные и коммуникационные процессы, протекающие между одними и теми же коммуникантами в одной и той же предметной сфере, являются информационно-коммуникационными.

Происходящие процессы и явления человек может осознать лишь с помощью обработки получаемых им сведений. Коммуникация как форма обмена информацией существует в любом социальном процессе. Таким образом, информация и коммуникация становятся обязательными компонентами всех макропроцессов, протекающих в планетарном масштабе. Любые сколь-нибудь значимые социальные проблемы сегодня невозможно решить без умелого использования информационно-коммуникационных ресурсов. Иными словами, взаимодействие между сторонами так или иначе осуществляется посредством передачи тех или иных сведений, а также обмена ими. О потребности непрерывного информационного взаимодействия человека с внешней средой А.И. Берг писал: “Простыми опытами доказано, что человек может нормально мыслить при условиях непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира – это начало безумия”[6]. Ж.Т. Тощенко справедливо характеризует проблему информации как “наиболее уязвимую точку совершенствования стиля работы управленцев”. Но не всегда информация доходит до потребителя в первоначальном варианте, что в принципе, считает Ж.Т. Тощенко, “в той или иной мере присуще любому устройству”. Однако, говоря в связи с этим о роли информации в функционировании социального настроения, он подчеркивает: “Замалчивание (“открытой информации”), а еще хуже ее искажение может серьезно подорвать политические, экономические устои государства, лишить веры людей”[7].

Итак, во всем мире всеми учеными сегодня признается роль информации в организации как частной, так и общественной жизни, в приращении, закреплении знаний, управлении общественными процессами.

В государственном управлении информация приобретает еще большее значение. В управленческом процессе получение репрезентативной информации, ее обработка, хранение, осознание и своевременное применение становятся все более усложняющимися. Работа государственных и муниципальных служащих с информацией требует все больших регламентаций, особенно при ее использовании для принятия управленческих решений.

Понятие “массовое” в быту часто используется для усиления представлений о какой-либо большой совокупности людей, каком-либо процессе или явлении. Например, словосочетанием “собралась масса людей” выражают мысль о скоплении большого их количества. Или слова “масса впечатлений” часто применяют тогда, когда желают выразить мысль о получении огромных по силе воздействия впечатлений. Однако в терминах “массовая информация”, “массовая коммуникация” основание “масса” несет другой смысл. Применительно к средствам массовой информации это означает, что источник (печатные и электронные СМИ) направляет совокупность сведений (информацию) в однородную (для коммуникатора) массу людей, в которой не идентифицируются (не выделяются, не индивидуализируются, не определяются) отдельные личности.

Массовая информация и массовое сознание. Массовая информация прежде всего проявляет себя не в том, что ею пользуются массы. Здесь, однако, важно обратить внимание на ее свойство по первичному предназначению. Такая информация формируется для направления в массу людей, т. е. предназначена для всех, кто ее сможет получать. Причем в этой “массе людей” (с точки зрения отправителя информации) она ни на кого конкретно не направлена, а охватывает всю совокупность получателей в пределах своей досягаемости в зависимости от применяемых средств ее доставки (СМИ). Массовая информация представляет собой не просто сведения, которые касаются всех, а сведения для тех, кто в состоянии их получить через представителей данных СМИ. Если сказать проще, любая информация становится массовой после того, как попадает в средства, которые доводят ее до массовой аудитории.

Для того чтобы информация была общедоступной, нужно лишь подписаться на соответствующие газету или журнал, включить радиоприемник или телевизор и настроить их на нужный канал коммуникации.

Массовая информация играет большую роль в формировании сознания определенной части общественности. Массовое же сознание – разновидность общественного сознания. Оно отличается от более узкого и более конкретного понятия “специализированное сознание”, или “групповое сознание”.

Массовое сознание формируется в интеграции с такими разновидностями группового сознания, как профессиональное, национально-этническое, классовое и др. Процесс воспроизведения массового сознания в новых поколениях является важным механизмом общественной саморегуляции.

Принято выделять два типа массовой информации. Один тип – это информация, спонтанно возникающая и распространяемая большинством представителей самой массы людей. К ней, к примеру, можно отнести слухи, сплетни, анекдоты и пр. Другой тип – это контенты, создаваемые специалистами (аналитиками информации, журналистами и др.) и распространяемые через специально формируемые каналы (например, через СМИ), но с учетом специфики информации в конкретно выбранных каналах, рубриках, передачах и т. д.

Общество, государство и его органы должны быть заинтересованы в том, чтобы информация, заполняющая СМИ, осуществляла не только информационную функцию, но и социализирующую, воспитательную и др. В то же время государственные органы не должны прямо вмешиваться в информационную политику редакций, оставляя за собой функцию контроля за нарушениями принятых нормативных актов.

Можно сказать, что бульшая часть массовой информации, сосредоточенной в СМИ, как бы пассивно ждет своего адресата. Вместе с тем такая информация имеет выход через каналы так называемой утечки. Например, “лидер мнений”, прочитав очень интересную и содержательную статью в газете, пересказывает ее содержание в виде квинтэссенции своему ближайшему окружению. Таким образом, массовая информация, находя своего адресата, персонализируется.

Информацию для предоставления массам формируют не только СМИ, но и другие социальные субъекты (организации, социальные институты и др.). Доставляется она по специализированным каналам, которые также не ориентируются на конкретных адресатов. Например, такую информацию можно передать в массы посредством митингов, заставок в кинофильмах, театрализованных представлений и даже массовой художественной литературы. Реклама при соблюдении ряда условий также является специализированным средством, доставляющим массовую информацию до целевой аудитории, не являясь при этом средством массовой информации.

Информационные потоки. Некоторые средства доставки информации, включая СМИ, формируют информационные потоки, несущие в себе огромный объем данных. Эти потоки, подобно руслам, переносят большое количество взаимосвязанных общей тематикой сведений. Такие информационные русла представляют собой источник непрерывно (перманентно) текущей информации. Таким образом, массовая информация, непрерывно воспроизводимые сведения в информационных потоках достаточно легко актуализируются. Такие потоки представляют собой некий дискурс, включающий разные виды текстовой (устной или письменной) информации.

Информационные потоки, включающие огромные массивы, содержат различные виды контента: текстовую информацию, визуальные материалы в виде рисунков или динамических картин, аудиальные (воспринимаемые на слух) или аудиовизуальные (воспринимаемые с помощью зрения и слуха) материалы. Они так или иначе затрагивают различные группы населения. Один из видов таких потоков включает контент, отражающий достижения науки, идеологические и эстетические ценности, стереотипы поведения, ориентированного на актуальные общественные идеалы. Такие тексты могут стимулировать духовные поиски и переживания людей, способны формировать массовое сознание.

Другие текстовые материалы включают тексты новостного и проблемно-аналитического жанров журналистики. Они информируют общественность о состоянии и изменениях действительности, освещают не только события, но и проблемы.

Можно выделить в особую группу материалы, попавшие в массивы публицистических выступлений политиков, ученых, писателей, журналистов и других лидеров. Они, как правило, имеют злободневный характер и доводят до целевой аудитории информацию о происходящих событиях и волнующих общество вопросах.

Документы, другие тексты административно-управленческого характера доводят до населения информацию о решениях институтов и органов власти. Справочные, а также юридически-консультативные материалы, рекламные объявления, полезные советы и т. п. служат разрешению проблем как делового, так личного характера.

В информационные потоки попадают и тексты, способствующие формированию специфических групповых ценностей. Например, такими могут быть мировоззренческие и культурные особенности представителей различных этносов, профессий, возрастов и т. д.

Информационные потоки могут играть и рекреативную роль. В них может содержаться контент, способствующий психологической разрядке, обретению душевного равновесия, восстановлению жизненных сил, поддержанию хорошего настроения и т. д. Например, рекреативную роль могут играть спектакли и фильмы, выступления юмористов и сатириков, звезд эстрады, конкурсы, соревнования, игры.

Одним словом, информационные потоки, имеющие массовый характер, включают массив текстов, воздействующих как на отдельного человека, так и на различные общественные формирования и общество в целом.

Как бы мы ни ратовали за полную независимость СМИ, они на практике отстаивают прежде всего интересы тех, кто ими владеет. Поэтому важно, чтобы средства массового воздействия были в руках независимого объединения людей. Ни в коем случае нельзя допускать монополии на СМИ ни со стороны государства, ни со стороны сообществ или отдельных влиятельных лиц.

Информационная революция. В 1950-х гг. японцы осознали цену информации, особенно ее значение в развитии экономики. “Японское чудо” свершилось именно благодаря последовательной, конкретной работе с информационными составляющими, используемыми в экономической деятельности. Данные о новейших технологиях, микропроцессорной технике стала основой информационной индустрии Японии.

Информация для Японии стала иметь гораздо большее значение, чем развитие теоретических предпосылок. Она стала реально ощутимой и финансово значимой. От информационной индустрии стало зависеть будущее. Неслучайно известный футуролог Э. Тоффлер в книге “Столкновение с будущим” пишет об упущенных мгновениях времени как об упущенной экономической выгоде.

Насыщение всех сфер общества информационной техникой, расширение сферы создания, обработки информации изменили функции и задачи работников, характер трудовых отношений. “Новые технологии и изменения в организации производства на предприятиях являются ключевыми факторами, вызывающими сдвиг в сфере трудовых отношений и распространение новых форм занятости”[8]. Сегодня более половины занятых имеют отношение к сбору, анализу, обработке и использованию информации. Фактически же информационными технологиями пользуется подавляющее большинство работников.

Потоки информации создают одни люди, информационные технологии – другие, используют – третьи. Информационные ресурсы постоянно и очень быстро обогащаются, совершенствуются, способствуют появлению новых знаний и технологий.

Современные интернет-коммуникации являются неотъемлемой частью социокультурной системы общества. Они представляют собой важнейшее средство как межличностных интерактивных, так и массовых коммуникаций.

29. Модель связей с общественностью, для которой характерно рассматривать коммуникацию как однонаправленный процесс, но здесь предполагается, что СМИ будут получать и распространять только правдивую информацию, что способствовало бы формированию положительного паблисити
• общественно значимая информация

30. Модель связей с общественностью, для которой характерно рассматривать процесс коммуникации как однонаправленный процесс, основная цель которого не слушание, а говорение
• агентство по связям с прессой

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1.Однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации — это … коммуникативная форма
монологическая
диалогическая
полилогическая

2. Нормативная функция коммуникации – это …
процесс обмена информацией
взаимодействие индивидов в процессе межличностного общения
процесс обмена духовными ценностями
процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании
обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками

3. Реклама – это форма … коммуникации
познавательной
убеждающей
экспрессивной
суггестивной
ритуальной

4. Коммуникация – это …
специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю
сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления
поиск, получение и потребление информации пользователем

5. Аксиологическая функция коммуникации – это …
процесс обмена информацией
взаимодействие индивидов в процессе межличностного общения
процесс обмена духовными ценностями
процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании
обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками

6. Форма коммуникационной деятельности, для которой характерно заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими
общение
управление
подражание

7. Горизонтальная коммуникация – это коммуникация …
между людьми, стоящими на различных ступеньках социальной иерархии
между лицами одинакового статуса или уровня в социальной иерархии
которая реализуется посредством устных и письменных коммуникационных каналов между современниками
которая реализуется посредством передачи информации духовного содержания от поколения к поколению

8. Синхроническая коммуникация – это коммуникация …
между людьми, стоящими на различных ступеньках социальной иерархии
между лицами одинакового статуса или уровня в социальной иерархии
которая реализуется посредством устных и письменных коммуникационных каналов между современниками
которая реализуется посредством передачи информации духовного содержания от поколения к поколению

9. Функция социализации деловой коммуникации заключается в …
объединении деловых партнеров
передаче конкретных способов деятельности
регламентации поведения и деятельности
развитии навыков культуры делового общения

10. Интерактивная функция коммуникации – это ..
процесс обмена информацией
взаимодействие индивидов в процессе межличностного общения
процесс обмена духовными ценностями
процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании
обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками

11. Вид коммуникации, для которого характерно распространение информации и её влияние на общество посредством печати, телевидения, радио, кино и т.д.
межличностная
групповая
массовая

13. Коммуникативная форма передачи информации, субъекты общения которой взаимодействуют и взаимно активны
монологическая
диалогическая
полилогическая

14. Цель экспрессивной коммуникации
расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения
вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником
сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию
оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения
сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые

15. Интерактивная сторона межличностной коммуникации заключается в …
обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств
обмене действиями между взаимодействующими сторонами
процессе восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений

16. Цель ритуальной коммуникации
расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения
вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником
сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию
оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения
сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые

17. Вид коммуникации, для которого характерны процесс межличностного влияния, стимулирования группы, нацеливания её на выполнение задач
межличностная
групповая
массовая

18. Функция социального контроля деловой коммуникации заключается в …
объединении деловых партнеров
передаче конкретных способов деятельности
регламентации поведения и деятельности
развитии навыков культуры делового общения

19. Лозунги и призывы – это форма … коммуникации
познавательной
убеждающей
экспрессивной
суггестивной
ритуальной

20. Цель познавательной коммуникации
расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения
вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником
сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию
оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения
сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые

Что же это за штука такая, с помощью которой можно сколотить миллиардное состояние и управлять чужими судьбами?

Информация

Понятие информации — что это

Информация — это любые сведения, которые воспринимаются живыми организмами, электронными устройствами и другими системами, об окружающем мире, процессах, предметах и явлениях.

Сведения о чем-либо

Дезинформация

Модель передачи информации

Передача данных – это физический перенос информации в форме сигналов от одной точки к другой по каналу связи с целью последующей обработки.

Чтобы информация приносила пользу, она должна передаваться и приниматься. Это происходит по следующей схеме:

Канал связи

Чем выше уровень помех, тем сложнее передать сигнал. Для защиты информационного сигнала от внешних воздействий используют различные меры:

На стороне другого абонента происходит обратный процесс – полученные электрические сигналы преобразуются в звуковые волны. Они вылетают из динамика телефона и попадают прямо в Васино ухо.

Обработка и хранение информации

Информационный поток увеличивается на 30% каждый год, вовлекая в свои процессы даже маленьких детей, которые чуть ли не с рождения пользуются телефонами и планшетами.

Информация со временем накапливается. Человеческое сознание уже не способно обрабатывать такие объемы. Тут на помощь приходят компьютеры, которые берут на себя функции по обработке и хранению сведений.

Обработка – это процесс, при котором изменяется содержание или форма представления информации.

Например, режиссер берет готовый сценарий и снимает фильм. Он меняет форму – с текстовой на визуальную.

Хранение информации – это ее запись на запоминающие устройства для последующей обработки.

Раньше для этих целей использовались дискеты и перфокарты. Теперь же применяют лазерные диски (CD и DVD) и энергонезависимую память.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Сейчас много лживой информации, но проверить достоверность всё же можно, просто нужно перепроверить её в нескольких источниках, а ещё лучше найти первоисточник, если информация появляется из ниоткуда, значит это фейк. Сейчас за распространение фейков введена ответственность, но тут тоже тонкая грань между желанием оградить общество от недостоверной информации и затыканием рта несогласным.

Как показывает практика, даже имея под рукой интернет, и неограниченный доступ к любой информации, человек этой возможностью не пользуется. Та информация, которая ему неприятна, или вступает в конфликт с его устоявшимися убеждениями, будет игнорироваться.

Впрочем, уж лучше так, чем вовсе не иметь доступ к источникам информации. Да и вообще, сейчас полезная информация тонет в потоках спама и манипуляций.

Читайте также: