Сообщение средства выразительности устной речи тон тембр темп способы тренировки скороговорки

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ ТЕМП РИТМ ВЫСОТА И СИЛА ГОЛОСА УДАРЕНИЕ ИНТОНАЦИЯ Учитель- логопед первой квалификационной категории Муниципального образовательного." — Транскрипт:

1 ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ ТЕМП РИТМ ВЫСОТА И СИЛА ГОЛОСА УДАРЕНИЕ ИНТОНАЦИЯ Учитель- логопед первой квалификационной категории Муниципального образовательного учреждения детский сад 7 комбинированного вида Макаренкова Елена Борисовна

2 ТЕМП РЕЧИ Придаёт динамику высказыванию. Символы для обозначения темпа речи Быстро Медленно

3 Диагностика умения изменять темп речи Посчитать от 1 до 10 (перечислить дни недели) сначала в медленном темпе, затем в среднем, и закончить в быстром. Послушать стихотворение и сказать в каком темпе его нужно читать. Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом! Всё быстрей, быстрей бегом, Карусель, кругом, кругом! Тише, тише, не спешите! Карусель остановите.

4 Ритм речи Ритм- равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и кратности. Выражение ритма в стихе в чередовании ударных и безударных слогов в определённом порядке. Ритм ощущается в единстве с содержанием.

5 Диагностика умения изменять ритм речи Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании (без опоры на содержание). Много снега – много хлеба. От топота копыт пыль по полю летит.

6 Закончить стихотворение, вставить пропущенные слова На шесте, ветвях, на крыше Гнезда вьёт он, где повыше, Ест лягушек, что попались, С клювом длинным белый … (попугай, аист, лебедь)

7 Высота и сила голоса Голос - важная речевая характеристика, которая либо способствует общению, либо затрудняет его. Голос обладает характеристиками: Звучность, дикция Диапазон Высота Гибкость

8 Диагностика умения изменять высоту голоса, подражая голосам сказочных персонажей

9 Символы для изменения высоты голоса (низкий, высокий, средний)

10 Символы изменения силы голоса тихо громко

11 Ударение в речи Ударение – важный признак слова как звукового явления. Ударение бывает разноместным (на любой слог) Русское ударение подвижно (высокие стены, нет стены) Играет смыслоразличительную роль(замок, замок) Имеет в русском языке силовой характер (длительность звучания и напряженность артикуляции ударного слога)

12 Диагностика умения выделять ударный слог Отхлопать слово, выделяя ударный слог Подобрать слова, картинки к схемам: х-Х х-х-Х х-Х-х

13 Диагностика умения выделять ударный слог Графическая зарисовка слов – омонимов Замок-замок Атлас-атлас Полки-полки Пары-пары Хлопок-хлопок

14 Логическое ударение 4 способа выделить слово 1. Более заметным произношением. 2. Усилением голоса. 3. Изменением высоты голоса. 4. Паузой перед словом (иногда после него) Выделить в предложении поочерёдно каждое слово, проследить как меняется высказываемая мысль. Девочка играет в саду с куклой.

15 Интонационная выразительность Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Произнесение предложений с различной интонацией. Мы поедем на экскурсию. Мы поедем на экскурсию! Мы поедем на экскурсию?

Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т. е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение.

Техника речи : в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных занятий техникой произношения. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия:

Дыхание: должно быть свободное, глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность управлять голосом.

Голос: большое значение имеет для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания. Атака звука – это способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому. Голос имеет особые свойства: силу, высоту, длительность, полетность, качество. Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности речи.

Дикция: одно из важнейших качеств речи преподавателя. Поэтому работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Дикция – четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.

Орфоэпия: неправильные ударение в словах, фонетические отклонение от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность речи. Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения.

Учителю очень важно знать средства выразительности устной речи и свободно владеть ими. С их помощью педагог передает суть произведения.

1. Членит речевой поток;

2. Оформляет высказывание в единое целое;

3. Различает коммуникативные типы высказывания;

4. Выделяет важное;

5. Выражает эмоциональное состояние;

6. Различает стили речи;

7. Характеризует личность говорящего.

Интонация описывается при помощи акустических параметров: интенсивности, длительности, частоты основного тона и спектра. Интонация должна быть живой, яркой.

Как уже говорилось, интонация – явление сложное. Чтобы представить себе ее более отчетливо, рассмотрим отдельные компоненты, составляющие интонацию :

1. Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабление. Она выражается, во-первых, в общей громкости звучания, но и в выделении наиболее значимых слов.

3. Пауза – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза.

4. Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создание определенной интонации. Эти выразительные средства между собой. Станиславский объединял их в единое понятие темпоритм.

Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения – прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают.

Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.

5. Мелодика речи – движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах. Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.

6. Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь.

7. Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу… Тембр в определенной степени можно менять.

8. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания. Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности. Приведем здесь некоторые из них:

- на уроке лучше стоять. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей;

- не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их;

- учителю надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно;

- следует избегать механических жестов, не оправданных психологически;

- удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывают у исполнителя чувство уверенности, и помогает найти нужное для исполнения внутреннее состояние.

Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.

Все перечисленные компоненты составляющие интонацию помогают в усвоение выразительного чтения.

Интонация – это ответ на ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она – проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. И это – один из показателей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Всему начало -слово, чистое, живое.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Всему начало -слово, чистое, живое.

Всему начало -слово, чистое, живое.

Незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хороше.

Незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность. * Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. Значение качества речи:

*Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (про.

*Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (профессиональных, жаргонных и др.) * Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли. *Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей.

*Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, п.

*Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию. *Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

 Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Вспомним ст.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлека.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить: - какие положения будут развиты; - что нового вносится в решение вопроса; - что остается спорным и требует дальнейших размышлений; - насколько высказываемые мысли аргументированы; - какова авторская позиция.

Ре́чь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конс.

Ре́чь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка. Словарь:

РЕЧЬ ПРАВИЛЬНАЯ, ХОРОШАЯ: ЛОГИЧНОСТЬ ТОЧНОСТЬ ЧИСТОТА УМЕСТНОСТЬ БОГАТСТВО В.

РЕЧЬ ПРАВИЛЬНАЯ, ХОРОШАЯ: ЛОГИЧНОСТЬ ТОЧНОСТЬ ЧИСТОТА УМЕСТНОСТЬ БОГАТСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ Качество хорошей речи можно представить в виде схемы

• безграмотность; • низкий уровень речевой культуры; • безвкусица; • бедност.

• безграмотность; • низкий уровень речевой культуры; • безвкусица; • бедность словарного запаса; • неумение выразить свои мысли

 "Враги" русского языка: II. Жаргонизмы I. Слова - паразиты III.Сквернословие

"Враги" русского языка: II. Жаргонизмы I. Слова - паразиты III.Сквернословие

* для повышения речевой грамотности больше читать произведений отечественной.

* для повышения речевой грамотности больше читать произведений отечественной и мировой литературы; * пользоваться словарями; * прислушиваться к советам мудрых людей; * включить самоконтроль за своей и чужой речью. Моя речь – это моё зеркало, моё достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри.

РЕЧЬ ПРАВИЛЬНАЯ, ХОРОШАЯ, РЕЧЬ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА ЛОГИЧНОСТЬ ТОЧНОСТЬ ЧИСТ.

РЕЧЬ ПРАВИЛЬНАЯ, ХОРОШАЯ, РЕЧЬ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА ЛОГИЧНОСТЬ ТОЧНОСТЬ ЧИСТОТА УМЕСТНОСТЬ БОГАТСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ Качество хорошей речи можно представить в виде схемы

 1. Звонишь ходатайство тефтели некролог обеспечение

1. Звонишь ходатайство тефтели некролог обеспечение

 Вопреки ожиданию согласно расписанию благодаря дождю

Вопреки ожиданию согласно расписанию благодаря дождю

 3. Я занята я занята

3. Я занята я занята

 приоритет привилегия инцидент винегрет рецидив

приоритет привилегия инцидент винегрет рецидив

 Нет носков чулок вафель полотенец шампуня тюля

Нет носков чулок вафель полотенец шампуня тюля

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения

Сделать синтаксический разбор предложения и записать в тетрадь Черника растёт.

Сделать синтаксический разбор предложения и записать в тетрадь Черника растёт на крепеньких кустиках.

Подведение итогов занятия ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ викторина

Подведение итогов занятия ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ викторина

1. Основные качества речи: правильность, точность, логичность, богатство, чис.

1.Основные качества речи: правильность, точность, логичность, богатство, чистота, уместность, выразительность.

2. Точной речь называется, когда говорящий хорошо знает то, о чём говорит, и.

2.Точной речь называется, когда говорящий хорошо знает то, о чём говорит, и подбирает для этого нужные слова. ПРАВИЛЬНО или НЕПРАВИЛЬНО? ПРАВИЛЬНО или НЕПРАВИЛЬНО?

3. … — это речь, в которой мысль выражается последовательно, слова, предложен.

3. … — это речь, в которой мысль выражается последовательно, слова, предложения, части связаны между собой по смыслу.

4. Богатая речь — это речь, в которой используются …

4.Богатая речь — это речь, в которой используются …

5. … — это речь, в которой не употребляются лишние слова, стоящие рядом однок.

5. … — это речь, в которой не употребляются лишние слова, стоящие рядом однокоренные слова, просторечные слова и др. Логичная речь Богатая речь Выразительная речь Точная речь Чистая речь А Б В Г Д

Подведение итогов занятия -Что нового вы узнали на уроке? -Какие из заданий в.

Подведение итогов занятия -Что нового вы узнали на уроке? -Какие из заданий вы выполнили с лёгкостью? Какие нет?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание эстетической ценности родного русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные

(компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретена компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний , умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках русского языка, литературы и др.)

(объем освоения и уровень владения компетенциями):

знать характеристики средств выразительности устной речи

- интонация (восходящий, исходящий и ровный тон);

-тембр голоса (его окраска) ;

-сила звучания (громкость);

-темп речи (скорость произнесения);

-небольшие перерывы (паузы) между отрезками речи;

уметь правильно и уместно использовать интонационные средства; с помощью интонации в предложении уметь выделять важное по смыслу слово

Урок открытия новых знаний

Дидактические

-обеспечение усвоения обучающимися свойств не только письменной, но и устной речи (выразительность);

- усвоение учащимися понятий интонационных средств выразительности устной речи (тон, тембр голоса, сила голоса, темп речи, пауза) ;

- совершенствование способностей учащихся интонационно правильно произносить предложения в зависимости от цели высказываний;

- расширение представлений учащихся о предложении, о его интонационных и смысловых особенностях, зависящих от цели высказывания (научиться уметь выделять важное по смыслу слово);

-систематизировать и расширять знания о различных видах словарей;

-формировать устойчивую потребность использования словарей различного типа;

Развивающие

-развитие устной речи учащихся;

-развитие представлений о соотношении устной речи и письменной;

-развитие творческих способностей

Воспитательные

-формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов лоно, лавировать, таска, барышня, картонаж, тапёр и др. ?

-воспитание внимательного отношения к художественному слову

Задачи урока

1)Обеспечивать высокий уровень включённости обучающихся в учебную деятельность.

2)Формировать общие понятия о средствах выразительности речи; учить различать интонационные средства выразительности устной речи.

3)Формировать устойчивую потребность использования толкового словаря С.И.Ожегова (словарей различного типа);

4) Формирование навыков выразительного чтения и чтения наизусть (скороговорок)

ЗАМЫСЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ

Структура урока / этапы деятельности

(краткий комментарий относительно приемов для активного включения в образовательный процесс обучающихся)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Слово учителя.

Сегодня замечательный зимний день. И ничего, что на улице холодно и ещё недавно был сильный мороз. Я думаю, что зима - это оно из тех времен года, которое наравне с весной, летом, осенью имеет право быть. Тем более она такая неожиданная, снежная,…

Слайд-1

Поэтическое введение

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми её скорей!)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета .

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает , вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

1)Весь класс во фронтальном

стихотворение

2)Понимают на слух текст стихотворения (строфы)

Первый вариант вопросов

Вопрос 1

Что вы видите? Кого вы видите?

..мальчишек, …видим как ступает гусь…, вьется снег

Участвуют в обсуждении

поэтического произведения во фронтальном

Вопрос 2

Что вы слышите?

как трещит мороз,

..звук коньков ,

гусь скользит

Вопрос 3

Что чувствуете?

радость (…Мальчишек радостный народ , …весёлый

Мелькает , вьется первый снег)

Второй вариант вопросов (вопросы по звукописи)

Вопрос 1

Как вы считаете, удалось мне при чтении передать ту звуковую волну, настроения , которое вкладывает в это поэтическое творение А.С. Пушкин?

Осуществляют актуализацию личного жизненного опята

Т.е.звуковая волна передавалась с помощью созвучья определённых звуков

Вопрос 2

Какую роль играют в строфе звуковые образы?

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми её скорей!)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета .

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает , вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Владеют смысловым чтением и вычитывают фактуальную информацию

Вопрос 4

Какая звуковая волна рисует картину ясного зимнего дня?

как трещит мороз,

звук коньков

как ступает, скользит птица гусь … как падает, мелькает звездами снег

Замечательно.

Ну что ж, погода за окном, я думаю, нас с Вами вдохновит на новые знания , которые вы получите на сегодняшнем уроке.

Актуализация и пробное учебное действие

Начнем урок с речевой разминки. Ведь это очень важно, когда устная речь активна, красива, правильна, и когда говорящий может донести необходимую информацию до слушателя , т.е сделать её понятной; Перед вами две скороговорки , произнесите их три раза с каждым разом все ускоряясь.

Пожалуйста, сначала давайте сделаем это один раз, чтобы прочитать все вместе:

Кто попробует это сделать индивидуально, самостоятельно

Вторая скороговорка…

Слайд 2 (+Работа по учебнику:

см. стр. 129, упр. 163)

1.Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

2. Если к таксе с таской, станет такса плаксой, станет славной такса, если к таксе с лаской: чтоб не тосковала такса от досады и не так совала нос куда не надо!

1)Трое обучающихся последовательно один за другим вслух читает текст скороговорки

Анализируют степень проговаривания

(сила голоса, темп /скорость

скороговорки)

Вопрос 1

Почему не смогли сразу выполнить задания?

Что получается ?

Легко ли было произнести эти скороговорки? Какие звуки вызвали затруднения?

Произношение звуков и определение различия в произношении (работа органов речи (артикуляция)

Вопрос 2

Скажите, что нужно для того , чтобы

скороговорка произнеслась замечательно.

Какие признаки речи мы развиваем во время скороговорок?

+дикция и др.

Анализируют степень произношения, проговаривания

(сила голоса, темп /скорость)

скороговорки

Вопрос 3

Чего нам не хватило при прочтении?

+ сила голоса и др.

Вопрос 4

А понятны ли Вам значения слов?

О чем они? Если говорить на доступном языке, объясните их ?

Вторая скороговорка была трудна не только в звуковом произношении , но в лексическом значении?

Объяснение значения скороговорки

Вопрос

Какие слова вызвали затруднения и почему?

Обозначают слова

Задание

Лавировать ?

Чтение словарной статьи

В каком значении употреблено данное слово?

Чтение словарной статьи

Наблюдение омонимии слов, определение значения употребления слова в данной скороговорке

Почему в словаре С.И Ожегова нет этого слова

Оно устаревшее, ушло из употребления

3-ий этап. Целеполагание. Постановка практической частной познавательной задачи или определение УЗ обобщенного типа

Разминка поэтическая, слуховая разминка, разминка нашего слухового аппарата, она немножко Вас должна была натолкнуть на тему сегодняшнего урока.

Как Вы считаете, какова она? Чем мы сегодня будем заниматься? Судя потому, чем мы уже начали заниматься на поэтической разминке, речевой разминке. Если быть абсолютно точным, мы сегодня будем заниматься темпом речи, силой голоса, кроме того мы будем обращать на тембр голоса , а главное на тон нашей речи. Все эти

составляющие будут относиться к

средствам выразительности устной речи, что и будет являться нашей темой урока

- интонация (восходящий, исходящий и ровный тон);

-тембр голоса (его окраска) ;

-сила звучания (громкость);

-темп речи (скорость произнесения);

-небольшие перерывы (паузы) между отрезками речи;

Работа в тетрадях (запись темы)

Средства выразительности устной речи

Принимают и сохраняют УЗ и цель урока

Вопрос

Какова цель нашего урока?

Используя эти качества речи, сделать нашу речь выразительной.

Посмотреть на себя со стороны, проанализировать, а соответствует ли наш темп речи , тембр сила голоса, мелодика речи, тон тем задачам, которые поставлены перед нами при чтении текста.

И, во- вторых, использовать эти качества в своей речи, накапливать их, совершенствовать

Темп речи в наших речевых оборотах всегда разный, он зависит очень часто от многих показателей .Перед Вами две фразы. Произнесите их соответственно определенным признакам. А какие это признаки? Подумайте, и мы дальше сделаем вывод , что нам помогло.

Слайд-4 См. стр. 128, упр.165

Я не ожидал от от вас такого ответа.

Какая красивая птичка сидит на ветке!

Слайд-4.1 (наблюдение паузы в строке)

За Доном в лесу (I )прижилась тихая осень

С шелестом (I) падали c тополей сухие листья.

Всепобеждающий запах сопревшей дубовой коры

( I )заполнял лес.

Слайд 4.2

к концу идет на повышение(восходящий тон)

Не боли , ты душа

Здравствуй , солнце да утро весёлое!

Почему первая фраза произнесена быстро, а вторая медленно?

Что ещё помогает увидеть, что темп разный?

Содержание самой речи наталкивает нас на то , как произносить.

Помимо всего прочего в темпе речи мы использовали определенные дыхательные способности (делать паузы, нужным способом брать дыхание)

В какой фразе дыхание нужно было сделать чаще и короче?

По эмоциональной окраске разные: одно восклицательное, другое невосклицательное

Пример чтения учителем

+ Ученик (в первой)

Слушание образцовой речи фрагментов художественных произведений.

Определение исключительности тембра голоса актера .

Задача. Передать своим голосом мелодику речи. Прочитать текст выразительно (предлагается прочитать текст подготовленному ученику)

А вы должны определить, удалось ли вашему однокласснику выполнить поставленную задачу

Выходят на роль эксперта

(оценивают темп речи , точность, выразительность)

Звонки раздавались один за другим почти непрерывно. Приезжали все новые и новые гости. Барышни Рудневы едва успевали справляться с ними. Взрослых приглашали в гостиную, а маленькие завлекали в детскую и столовую , чтобы запереть их там предательским образом. В зале ещё не зажгли огня. Огромная елка посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом. Там и здесь на ней тускло поблескивала , отражая свет уличного фонаря, позолотой цепей, орехов и картонажей.

Дуняша все ещё не возвращалась, и подвижная , как ртуть ,Тина сгорала от нетерпеливого беспокойства. Десять раз подбегала она к Тане, отводила её в сторону и шептала взволнованно:

- Танечка, голубушка, как же теперь нам быть.

Ведь это же ни на что не похоже.

Таня сама начинала тревожиться . Она подошла к старшей сестре и казала вполголоса:

- Я же и не придумаю, что делать. Придётся попросить тетю Соню поиграть немного… А потом я её сама как-нибудь заменю.

- Благодарю покорно, - насмешливо возразила Лидия. Тетя Соня будет потом нас целый год своим одолжением донимать. А ты так хорошо играешь, что уж лучше совсем без музыки танцевать.

В эту минуту к Татьяне Аркадьевне подошел, неслышно ступая своими замшевыми подошвами , Лука.

- Барышня, Дуняша просит вас на секунду выйти к ним.

- Ну что, привезла? – сбросили в один голос три сестры.

- Пожалуйте-с. Извольте-с посмотреть сами, - уклончиво ответил Лука. –Они в передней… Только что-то сомнительно-с… Пожалуйте.

В передней стояла Дуняша, еще не снявшая шубки, закиданной комьями грязного снега. Сзади её копошилась в темном углу какая-та маленькая фигурка, разматывавшая желтый башлык, окутывавший её голову.

- Только, барышня, не браните меня, - зашептала Дуняша, наклоняясь к самому уху Татьяны Аркадьевны. – Разрази меня бог – в пяти местах была и ни одного тапера не застала. Вот нашла этого мальца, да уж и сама не знаю , годится ли. Убей меня бог, только один остался.

Божится, что играл на вечерах и на свадьбах, а я почему могу знать…

Вопрос

Есть ли в речи показатели, слова, которые отражают эпоху времени писателя, а не нашего современника?

Хорошая дикция – необходимое качество человека, работающего с другими людьми. Но достаточно ли этого для того, чтобы донести смысл своих высказываний до собеседника, достаточно ли этого, чтобы передать мысль автора произведения, которое нужно прочитать вслух перед аудиторией, заставить воображение слушающего человека воссоздать картины мира, созданные писателем, вызвать сопереживание персонажам?

Мысль, чувство, слово в чтении соединяются в единое целое. Можно правильно произнести все слова в тексте, но при этом не окрасить их эмоциями. Можно, напротив, сделать чтение чрезмерно эмоциональным. Все это отразится и на мысли – она неизбежно будет искажена.

Вслушайтесь в речь людей. Она мелодична: голос все время изменяется по высоте звука, чуть поднимаясь и опускаясь; по силе, – делаясь то тише, то громче; по окраске, – становясь то бархатным, то резким; по темпу, – то убыстряясь, то замедляясь. Как и в музыкальной фразе, в речи есть сильные и слабые доли, что делает ее ритмичной; паузы. Отчетливее понять это помогает прослушивание речи на незнакомом языке, когда мы не понимаем смысла, а только слышим звучание.

Единство взаимосвязанных компонентов речи – мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений – называется интонацией.

Речевая интонация – явление акустическое (т.е. оно создается определенными колебаниями звуковой волны в пространстве – воздухе – и во времени). Рассмотрим параметры интонации.

Тон и диапазон

Когда звуковая волна, образующаяся в результате прохождения воздуха через гортань, доходит до нашего уха, мы начинаем слышать звук.

Усилием воли человек напрягает или ослабляет голосовые связки и тем самым регулирует размер отверстия, через которое проходит воздух. Это и позволяет менять высоту нашего голоса. Природа наделила человека разным диапазономголоса, т.е. количеством доступных голосу тонов. Но диапазон можно увеличить, выполняя специальные упражнения, “распевая” голос.

Задание.Попробуйте прочитать вслух фрагмент из сказки Дональда Биссета “Туман”, не меняя тон голоса. Как бы вы назвали такое исполнение?

Туман

Однажды в день рождения королевы на Лондон спустился туман. Он хотел посмотреть праздничный парад. Но как только он окутал Лондон, королева сказала генералу:

– Сегодня парад придется отменить. Туман!

И так повторялось каждый раз, когда на Лондон спускался туман.

Туману было очень обидно, он давно мечтал увидеть парад, но что делать, если всякий раз, когда он появлялся в Лондоне, королева говорила:

В Букингемском дворце под королевским троном жила кошка по имени Смоки. Она пожалела туман и решила ему помочь.

Один из параметров интонации – это ее диапазон.Чтение на одном тоне или в очень узком звуковом диапазоне называется монотонным (однотонным) и вызывает раздражение слушающего. Монотонный голос лишен выразительности и может донести только содержание текста. Изменения тона в зависимости от эмоциональной окрашенности предложения, его смысла, коммуникативной ситуации делает речь естественной, мелодичной, приятной на слух.

Повышение тона связано в нашем сознании с восклицанием, которое может выражать и радость, и испуг, и восторг, и удивление, и приказание.

Понижение тона – показатель твердости, решительности, спокойствия, с которым выражается суждение, приказ, просьба.

Иногда (помимо мускульного напряжения и усиления выдоха) повышением или понижением тона мы обозначаем ударные слоги в словах, к которым хотим привлечь внимание слушающего.

Задания

1.Понаблюдайте за речью кого-либо из своих знакомых в привычной ситуации. Постарайтесь уловить в ней повышение и понижение тона. Запишите несколько примеров, отмечая изменения тона (высоты звуков). Сделайте выводы о том, в каких случаях чаще всего мы прибегаем к этому выразительному средству.

2. Прослушайте актерское чтение небольшого отрывка художественного произведения несколько раз и отметьте в печатном тексте, как изменяется высота голоса исполнителя. Какой эффект создает этот прием?

Плавность

Если мы коснемся гитарной струны плавно, спокойно, а затем резко (дернем за струну), то инструмент издаст звуки хоть и одного тона, но явно разного качества. Перебирая струны плавно, мы получаем спокойно льющуюся мелодию. Резкие удары или щипки рождают отрывистые звуки. Произнося слова, мы то выдыхаем воздух постепенно, плавно – и говорим на одном дыхании, соединяя слова между собой, произнося их как одно; а то выдыхаем толчками, на каждом слове – и говорим резко, отрывисто.

Читайте также: