Сообщение этапы проектной деятельности

Обновлено: 03.07.2024

Начинаем серию статей для быстрого погружения в проджект-менеджмент. Весь курс в видеоформате можно бесплатно пройти на GeekBrains. А здесь первый урок в текстовом виде — для тех, кому удобнее читать.

Этапы проекта

Любой проект состоит из четырёх этапов: инициализации, планирования, реализации и завершения. Рассмотрим каждый подробнее.

Инициализация. Заказчик приходит к проджект-менеджеру с запросом. Менеджер анализирует бизнес-идею (определяет содержание и длительность проекта), разрабатывает проектное задание и выполняет стратегическое планирование.

Планирование. Проджект-менеджер определяет, из каких специалистов будет состоять команда, каковы объёмы проекта, его этапы и контрольные точки для сверки с заказчиком. Также выявляет возможные риски и рассчитывает ресурсы.

Реализация. Проджект помогает команде создать конечный продукт или его часть — для этого отслеживает и контролирует каждый из этапов, решает проблемы, информирует заказчика о ходе проекта и управляет изменениями.

Завершение. Проджект-менеджер сдаёт продукт заказчику, оценивает уровень удовлетворённости клиента и приобретённый опыт. Фиксирует успехи, неудачи и их причины, чтобы стать эффективнее и избежать негативного опыта в будущем.

Проектные артефакты

Артефакты проекта — это физические носители информации, которые подтверждают договорённости и позволяют всем членам команды следить за ходом проекта. Например, договор, коммерческое предложение, техническое задание, сопроводительные документы, исполняемые файлы, исходные тексты, веб-страницы, файлы с данными и справочной информацией. При этом универсального набора артефактов не существует — на каждом проекте он свой.

Рассмотрим, как распределяются артефакты на каждом из этапов проекта. При этом от проекта к проекту набор будет немного разным.

Инициализация: техническое задание, коммерческое предложение, договор и приложение к нему, дополнительное соглашение.

Планирование: план проекта, дорожная карта, точки сверки и ресурсный план.

Реализация: акт сдачи-приёмки работ, замечания и доработки.

Завершение: инструкция по работе, обучение, акт сдачи-приёмки работ.

Так могут выглядеть основные артефакты по IT-проекту:

  1. Техническое задание (цели, требования, техническая документация).
  2. Паспорт проекта (свод данных, участники и их зоны ответственности).
  3. Макеты и дизайн.
  4. Результаты исследований.
  5. Итоги встреч и других коммуникаций.
  6. Список задач.
  7. Итоги проекта (доступы, документация, права).
  8. Планы на будущее (доработки).

Сбор артефактов

Проджект-менеджер собирает артефакты проекта во время согласования требований с заказчиком и уточнения деталей — лучше показаться дотошным и избежать недоразумений, чем поскромничать и недопонять клиента.

Проджект обсуждает требования с командой, чтобы быть уверенным, что каждый понял свою задачу и выполнит работу корректно. Это ещё один этап, на котором формируются артефакты проекта.

Проджект-менеджер согласовывает результаты с конечными пользователями — это подтверждает, что команда делает именно то, что нужно заказчику.

После встречи проджект рассылает её итоги всем участникам проекта, а клиента просит подтвердить, что он тоже ознакомился с ними. Если он не отвечает, то менеджер не стесняется напомнить о письме.

Виды артефактов

Артефакты делятся на формальные и неформальные.

Формальные — обязательные, прописанные в договоре, на которых стоят реквизиты заказчика и исполнителя. Также к формальным артефактам относится документация и элементы, которые указаны в официальных документах. Если в договоре написано, что исполнитель обязан предоставить результаты исследования, то они будут формальным артефактом.

Виды заказчиков

Заказчиков принято разделять по двум принципам. Первый — по традиционному объёму документации, который необходимо вести по проекту. Второй — с точки зрения того, как происходит процесс взаимодействия до запуска проекта. В этой классификации выделяют четыре вида заказчиков:

  1. Государственный заказчик (управление, больница, школа).
  2. Близкий к государственной сфере.
  3. Бизнес-заказчик.
  4. Стартап (небольшой бизнес-заказчик).

Зона ответственности заказчика

Работая в любом проекте, нужно понимать, к кому и с каким вопросом обращаться: что может решить заказчик, что руководитель, а когда стоит получить больше информации от команды. Чтобы не растеряться в самый неподходящий момент, на старте нужно распределить зоны ответственности. Один из классических инструментов для этого — матрица RACI.

Матрица RACI — это таблица, в которой проджект-менеджер по горизонтали вписывает зоны ответственности, а по вертикали — исполнителей и другие действующие лица на проекте (заказчиков, членов команды, подрядчиков). Этот инструмент помогает распределить ответственность ещё на этапах инициализации и планирования проекта.

В матрице выделяется четыре зоны ответственности: R — responsible (исполняет), A — accountable (несёт ответственность) C — consult before doing (консультирует до исполнения), I — inform after doing (оповещает после исполнения). Рассмотрим это на примере.


По горизонтали прописаны зоны ответственности, а по вертикали — действующие лица. Анна разрабатывает устав, а Бен несёт ответственность за выполнение этой задачи. Если у кого-то из членов команды появится вопрос про устав, он сразу поймёт, к кому обратиться.

Чтобы составить матрицу RACI, нужно выполнить следующие шаги:

  1. Составить список процессов или зон ответственности.
  2. Выделить функциональные роли.
  3. Назначить встречу с заказчиком и командой.
  4. Описать матрицу.
  5. Определить несоответствия (опционально).
  6. Проконтролировать выполнение назначенных ролей.

При этом важно соблюдать основные принципы:

  • A должен быть в каждой задаче только один.
  • R должен быть в каждой задаче, и их может быть несколько.

Удержать все эти вещи в голове непросто, но благодаря практике можно стать эффективным проджект-менеджером. Попробуйте начать свой путь в профессии с бесплатного курса GeekBrains. Желаем удачи!


Начинаем серию статей для быстрого погружения в проджект-менеджмент. Весь курс в видеоформате можно бесплатно пройти на GeekBrains. А здесь первый урок в текстовом виде — для тех, кому удобнее читать.

Этапы проекта

Любой проект состоит из четырёх этапов: инициализации, планирования, реализации и завершения. Рассмотрим каждый подробнее.

Инициализация. Заказчик приходит к проджект-менеджеру с запросом. Менеджер анализирует бизнес-идею (определяет содержание и длительность проекта), разрабатывает проектное задание и выполняет стратегическое планирование.

Планирование. Проджект-менеджер определяет, из каких специалистов будет состоять команда, каковы объёмы проекта, его этапы и контрольные точки для сверки с заказчиком. Также выявляет возможные риски и рассчитывает ресурсы.

Реализация. Проджект помогает команде создать конечный продукт или его часть — для этого отслеживает и контролирует каждый из этапов, решает проблемы, информирует заказчика о ходе проекта и управляет изменениями.

Завершение. Проджект-менеджер сдаёт продукт заказчику, оценивает уровень удовлетворённости клиента и приобретённый опыт. Фиксирует успехи, неудачи и их причины, чтобы стать эффективнее и избежать негативного опыта в будущем.

Проектные артефакты

Артефакты проекта — это физические носители информации, которые подтверждают договорённости и позволяют всем членам команды следить за ходом проекта. Например, договор, коммерческое предложение, техническое задание, сопроводительные документы, исполняемые файлы, исходные тексты, веб-страницы, файлы с данными и справочной информацией. При этом универсального набора артефактов не существует — на каждом проекте он свой.

Рассмотрим, как распределяются артефакты на каждом из этапов проекта. При этом от проекта к проекту набор будет немного разным.

Инициализация: техническое задание, коммерческое предложение, договор и приложение к нему, дополнительное соглашение.

Планирование: план проекта, дорожная карта, точки сверки и ресурсный план.

Реализация: акт сдачи-приёмки работ, замечания и доработки.

Завершение: инструкция по работе, обучение, акт сдачи-приёмки работ.

Так могут выглядеть основные артефакты по IT-проекту:

  1. Техническое задание (цели, требования, техническая документация).
  2. Паспорт проекта (свод данных, участники и их зоны ответственности).
  3. Макеты и дизайн.
  4. Результаты исследований.
  5. Итоги встреч и других коммуникаций.
  6. Список задач.
  7. Итоги проекта (доступы, документация, права).
  8. Планы на будущее (доработки).

Сбор артефактов

Проджект-менеджер собирает артефакты проекта во время согласования требований с заказчиком и уточнения деталей — лучше показаться дотошным и избежать недоразумений, чем поскромничать и недопонять клиента.

Проджект обсуждает требования с командой, чтобы быть уверенным, что каждый понял свою задачу и выполнит работу корректно. Это ещё один этап, на котором формируются артефакты проекта.

Проджект-менеджер согласовывает результаты с конечными пользователями — это подтверждает, что команда делает именно то, что нужно заказчику.

После встречи проджект рассылает её итоги всем участникам проекта, а клиента просит подтвердить, что он тоже ознакомился с ними. Если он не отвечает, то менеджер не стесняется напомнить о письме.

Виды артефактов

Артефакты делятся на формальные и неформальные.

Формальные — обязательные, прописанные в договоре, на которых стоят реквизиты заказчика и исполнителя. Также к формальным артефактам относится документация и элементы, которые указаны в официальных документах. Если в договоре написано, что исполнитель обязан предоставить результаты исследования, то они будут формальным артефактом.

Виды заказчиков

Заказчиков принято разделять по двум принципам. Первый — по традиционному объёму документации, который необходимо вести по проекту. Второй — с точки зрения того, как происходит процесс взаимодействия до запуска проекта. В этой классификации выделяют четыре вида заказчиков:

  1. Государственный заказчик (управление, больница, школа).
  2. Близкий к государственной сфере.
  3. Бизнес-заказчик.
  4. Стартап (небольшой бизнес-заказчик).

Зона ответственности заказчика

Работая в любом проекте, нужно понимать, к кому и с каким вопросом обращаться: что может решить заказчик, что руководитель, а когда стоит получить больше информации от команды. Чтобы не растеряться в самый неподходящий момент, на старте нужно распределить зоны ответственности. Один из классических инструментов для этого — матрица RACI.

Матрица RACI — это таблица, в которой проджект-менеджер по горизонтали вписывает зоны ответственности, а по вертикали — исполнителей и другие действующие лица на проекте (заказчиков, членов команды, подрядчиков). Этот инструмент помогает распределить ответственность ещё на этапах инициализации и планирования проекта.

В матрице выделяется четыре зоны ответственности: R — responsible (исполняет), A — accountable (несёт ответственность) C — consult before doing (консультирует до исполнения), I — inform after doing (оповещает после исполнения). Рассмотрим это на примере.


По горизонтали прописаны зоны ответственности, а по вертикали — действующие лица. Анна разрабатывает устав, а Бен несёт ответственность за выполнение этой задачи. Если у кого-то из членов команды появится вопрос про устав, он сразу поймёт, к кому обратиться.

Чтобы составить матрицу RACI, нужно выполнить следующие шаги:

  1. Составить список процессов или зон ответственности.
  2. Выделить функциональные роли.
  3. Назначить встречу с заказчиком и командой.
  4. Описать матрицу.
  5. Определить несоответствия (опционально).
  6. Проконтролировать выполнение назначенных ролей.

При этом важно соблюдать основные принципы:

  • A должен быть в каждой задаче только один.
  • R должен быть в каждой задаче, и их может быть несколько.

Удержать все эти вещи в голове непросто, но благодаря практике можно стать эффективным проджект-менеджером. Попробуйте начать свой путь в профессии с бесплатного курса GeekBrains. Желаем удачи!

Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям учеников, была для них интересна.

Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.

Реализация проекта.Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.

Подведение итогов.Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.

Критерии оценки проектов:

· осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы

· аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов

· выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность

· качество изделия, его оригинальность, уровень творчества,

· качество и полнота в оформлении записей

· свободное владение материалом во время защиты проекта

4. Организация проектной деятельности младших школьников
в условиях внеурочной занятости

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Это проявляется в сформированности у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

· умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

· умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

· умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

· умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

· развитие аналитико-синтетических действий;

· сформированность алгоритма сравнительного анализа;

· умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

· возможность выделять общий способ действий;

· перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

В качестве ещё одного показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности служит опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

· адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

· обоснованно и доброжелательно оценивать, как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное оценивание;

· выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения [27].

В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

· мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

· этап планирования – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

· информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

· рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности) [16].

Анализ литературы показывает, что роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом.

В своей практической работе Маллуева К.Ю. отмечает роль родителей в сопровождении учащихся в проектной деятельности. Учитывая особенности возраста учащихся, учитель берёт на себя задачу заинтересовать родителей в процессе и результате деятельности их ребёнка [13].

На последнем этапе роль учителя и родителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали. Прийти к умозаключениям, сделать анализ деятельности и продукта, может взрослый с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Помощь со стороны родителей, по словам Маллуевой К.Ю., является необходимым условием для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте. Третьим субъектом проектной деятельности в начальной школе, автор считает родителей [13].

Учителя-практики отмечают, что привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов [17].

Чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо тем, прежде всего, замечает Пахомова Н.Ю., начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта [19].

Важно отметить, что тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес.

Следуя этапам проектной деятельности, на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Таким образом, организация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости осуществляется при условии психолого-педагогического сопровождения. На каждом этапе, как учитель, так и учащиеся выполняют определённую роль, решают поставленные цели и задачи. В организации проектной деятельности учащихся начальной школы учитель, на своё усмотрение, привлекает родителей учащихся.

Подробно на технологии организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности мы остановимся в следующей главе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Какой бы самостоятельной ни была работа обучающегося над проектом, руководящая роль принадлежит преподавателю. Часто именно преподаватель в одном лице представляет собой заказчика проектного продукта и руководителя работы по его созданию, вдохновителя будущих свершений и помощника в трудных ситуациях, благодарного зрителя-слушателя и осторожного критика.

Роль преподавателя в процессе проектирования

1. Планирование (этапы проектирования)

2. Организация (не подача информации, а организация процесса)

Учебно-воспитательная работа переносится на самостоятельную.

Успех работы над проектом во многом зависит от грамотного планирования и организации деятельности обучающегося и преподавателя в их тесном сотрудничестве. Чтобы достичь максимальной эффективности проектной работы необходимо четко спланировать все этапы выполнения проекта.

Основные этапы работы над проектом.

І этап. Подготовка к проекту.

На данном этапе необходимо:

1. Определить проблему – изучить и исследовать то, что вызывает у вас

2. Назвать свое исследование, определить тему проектной работы. Тема может быть заявлена обучающимися.

3. Описать актуальность проектной работы, т.е. обосновать выбор именно этой темы.

4. Сформулировать цели работы, то чего вы хотите достичь в результате совместных действий.

5. Поэтапно расписать задачи проекта.

6. Выбрать оптимальный вариант решения проблемы.

7. Составить совместно план работы для реализации своего проекта.

Если проект исследовательский, то после актуальности проблемы исследования обучающиеся определяют объект и предмет исследования.

ІІ этап. Планирование проектной работы.

Это будет ваш план действий.

На данном этапе необходимо:

1. Определить, где планируете искать информацию.

2. Определиться со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию.

3. Выбрать способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет предоставлен отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографии, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата).

4. Установить критерии оценки результатов и процесса.

5. Распределить задачи и обязанности между обучающимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование, поиск.

1. Сформулировать проблему.

2. Поставить вопрос или выдвинуть гипотезу, подтвердить или опровергнуть её в результате работы над своим проектом.

3. Изучить литературу

4. Собрать необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, произвести расчеты, замеры, подобрать качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.

Основные инструменты на данном этапе: опросы, наблюдения, эксперименты.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, интервью, поиск в библиотеке, архиве, материальных источниках информации, поиск в Интернет- ресурсах.

ІV этап. Выполнение самого проекта.

Необходимо осуществить то, что запланировали:

-эксперимент (исследовательский проект);

-создание продукта (творческий или какой-либо другой проекты).

Продуктом может быть презентация, видеофильм, стендовый доклад, фотовыставка, театральная постановка и т.д.

V этап. Результаты и выводы, оформление проекта.

1. Провести анализ полученной в ходе проектной работы информации.

3. Дать экономико-экологическое обоснование (требует больших затрат, экономически выгодно, экологически безопасно ли выполнение работы).

4. Сформулировать выводы .

5. Оформленный проект должен содержать:

-титульный лист (образовательное учреждение, название проекта, автор, группа, руководитель проекта, дата исполнения);

-рабочие листы портфолио проектной деятельности;

-источники информации, в том числе библиография (в соответствии с

-приложения (рисунки, фотографии, карты, графики, анкеты и т.д.).

VI этап. Представление результата, публичная защита.

1. Подготовить представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, отчета с демонстрацией, письменного отчета, краткой устной защиты с презентацией и т.д. Отчет можно проводить и в конце каждого этапа работы над проектом.

2. Провести защиту своей проектной работы и принять участие в возможном обсуждении, давать четкие ответы на возникшие вопросы.

VІI этап. Оценка процесса и результатов работы.

1. Принять участие в оценке проектной работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

Дидактическое обеспечение: информация по методу проектов, перечни примерных тем, письменные рекомендации авторам проектов, требования, сроки, график консультаций, алгоритмы работы и пр.

Основные результаты:

  • Анализ литературы по проблеме.
  • Теоретическое обоснование идеи (гипотезы).
  • Выбор и обоснование путей решения проблемы.
  • Определение вида продукта и сроков презентации.
  • План действий по разрешению проблемы.

Деятельность учащегося

  • Анализирует проблему, определяет источники информации, выбирает критерии оценки результатов, обосновывает свои критерии успеха.
  • Осуществляет анализ и отбор информации для теоретической главы пояснительной записки.
  • Конкретизирует и обосновывает идею, определяет желаемый результат проекта, его параметры, способы достижения.

Деятельность учителя

  • Проводит индивидуальные консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. Помогает учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта. Консультирует по содержанию проектов.
  • Организует промежуточные отчеты учащихся, проводит организационно-консультационные занятия.

Дидактическое обеспечение: информация по методу проектов, информационные базы данных, образцы выполненных проектов, письменные рекомендации авторам проектов: требования к оформлению, инструкционные карты и т.п.

Основные результаты:

  • изготовление изделия, продукта,
  • окончательное оформление технологической документации.

Деятельность учащегося

  • Выполняет подготовительную работу: эскизы, поиски, упражнения и т.п.
  • Изготавливает продукт (проводит эксперимент), вносит коррективы согласно замечаниям.
  • Вносит коррективы в технологическую документацию.

Деятельность учителя

  • Организует работу учащихся в учебных мастерских (исследовательских лабораториях). Контролирует, корректирует.
  • Консультирует по вопросам изготовления изделия, выбору материалов, методов, корректировке изделий.

Дидактическое обеспечение: учебные мастерские (лаборатории). Образцы инструкционных карт, протоколов экспериментов.

Читайте также: