Сообщение есть ли жизнь подо льдом

Обновлено: 20.05.2024

Антарктида — это огромный континент, расположенный на самом юге нашей планеты. Его площадь равна 14 миллионам километров, то есть он в несколько раз больше большинства других континентов. На этой обледенелой и заснеженной земле может найтись место миллионам людей и животных, но там почти никого нет. А все потому, что там слишком холодно и почти нет источников пищи. На полярных станциях живет около 1000 исследователей, а из животных можно встретить разве что пингвинов и тюленей. Ранее считалось, что под ледниками могут жить только черви и небольшие рыбы, но оказалось, что там способны выживать и другие создания. Недавно ученые сделали во льду отверстие глубиной 1233 метра и обнаружили подо льдами неподвижных созданий, которые каким-то магическим образом умудряются жить без солнечного света, тепла и других жизненно важных условий. Давайте познакомимся с ними поближе?

Животные Антарктиды

Толщина льда в Антарктиде может достигать 4,8 километров, поэтому ученые не могут просто взять и посмотреть, что под ней находится. Поэтому они используют мощное оборудование и бурят скважины глубиной в несколько километров. Взглянуть под лед они могут только при помощи специальных камер и одно из таких погружений было сделано относительно недавно. В кромешной тьме, при минусовой температуре, они обнаружили покрытый похожими на губки созданиями валун. По словам исследователя Хью Гриффитса (Huw Griffiths) это открытие доказывает удивительную способность животных приспосабливаться даже к самым экстремальным условиям.

На данный момент ученые пока не могут точно сказать, с каким видом животных они имеют дело, но у них есть несколько предположений. Во-первых, найденными созданиями могут быть губки — морские многоклеточные животные, которые ведут прикрепленный образ жизни. В мире их насчитывается около 8000 видов и найденные экземпляры могут быть неизвестными ученым. Губки не имеют тканей и органов, поэтому их функции выполняют специальные клетки. Питательные вещества губки получают за счет фильтрации морской воды.

Загадки Антарктиды

На данный момент определить точно, что то за создания, невозможно. Ведь ученые не могут просто взять и нырнуть под воду, потому что это очень опасная затея. Ранее это частично удавалось только фотографу Тобиасу Фридриху, который нырнул под айсберг и сделал удивительные снимки. Посмотреть на них можно по этой ссылке . А все фотографии, которые вы видите в этой статье, были сделаны при помощи спускаемых на большую глубину фотокамер. Качество изображения с них, само собой разумеется, достаточно посредственное.

На данный момент найти ответы на все возникающие вопросы можно только продолжив изучение водной среды Антарктиды. Но сложность заключается не только в том, что исследователям необходимо бурить километровые скважины и опускать в них оборудование. Дело в том, что отверстия проделываются на расстоянии около 260 километров от лабораторий. Конечно, исследователи могут продолжить изучение и в более близкой местности, но не факт, что загадочные создания есть под всеми ледниками.

Презентация на тему: " Есть ли жизнь в воде подо льдом." — Транскрипт:

1 Есть ли жизнь в воде подо льдом

2 Зимует сом в глубоких ямах. Если его не беспокоить, он может пробыть без движения до весны.

3 Лежат рядками на дне реки без малейшего движения

4 Засыпает в ямках, между камней, упавших на дно деревьев.

5 Не спит. Охотится на сонных рыб.

6 Разные виды рыб неодинаково пережидают этот тяжелый период. Многие виды теплолюбивых рыб, таких как лещи, карпы, лини, уже в октябре-ноябре собираются в огромные стаи и отправляются в зимовальные ямы. Здесь они проводят около 3 месяцев практически без движения, как сельди в бочке! У тех рыб, которые находятся в самом низу, даже образуются пролежни на брюхе.

7 Труднее всего приходится рыбам, постоянно живущим в мелких непроточных озерах арктической области, - обыкновенному карасю и черной рыбе - даллии. С наступлением зимы они зарываются в ил.

8 Если для большинства наших пресноводных рыб самым благодатным временем года является лето, то для широко распространенного в реках России налима благоприятный период - зима. Теплая летняя вода его угнетает. При температуре выше о налим перестает питаться и впадает в спячку, забившись в береговые норы, под крупные камни или коряги. Лишь осенью, когда вода в реках заметно остывает, он пробуждается и начинает интенсивно откармливаться. А уж когда грянут трескучие морозы и реки покроются толстым слоем льда, налим становится еще более активным и приступает к размножению, выметывая свою икру на каменистых участках дна.

9 Что делают лягушки зимой? В северных стра­нах с наступлением холодов лягушки ныряют в пруды, зарываются в ил и остаются там на всю зиму. Пруды не промерзают насквозь даже в са­мые холодные зимы, поэтому лягушки тоже не замерзают. Лягушки это амфибии, они принадлежат к виду хладнокровных существ, живущих как в воде, так и на суше. Когда амфибии принимают температуру окружающей среды и становятся хо­лодней, им нужно очень мало кислорода, потому что требуется мало пищи. Поэтому лягушки мо­гут оставаться под водой практически не вдыхая воздух.

11 Прудовик и еще 4 вида наших водоемов при замерзании водоемов не погибают, вмерзая в лед, а оживают при оттаивании. Лужанки и британии дышат жабрами и чаще погибают при замерзании или переохлаждения водоема, зимою держатся у дна где температура выше, но кислорода там меньше. :( Катушки дышат неким подобием легких - атмосферным кислородом,живут в водоемах с температурой выше 3 градусов при охлаждении воды ниже - опускаются на дно и впадают в подобие спячки, во время которой минимум кислорода получают через наружные покровы.

12 Когда наступают холода, раки забираются под коряги в норы иногда по несколько штук и такими компаниями впадают в анабиоз. Анабиоз (греч. anabiosis – оживление, от ana – вновь и bios – жизнь) – состояние, во время которого, все биологические процессы в организме сильно замедляются или полностью прекращаются. В таком виде рак и проводит все холодное время года.

14 Водная среда обусловливает специфику перезимовки растений. Только у водных растений можно встретить особый способ перезимовки, (когда зимуют специальные почки, погружающиеся на дно. Эти почки получили название турионов. Они образуются в конце лета, затем отделяются от материнского организма и уходят под воду. Весной почки прорастают и дают начало новым растениям. Многие обитатели водоемов зимуют в виде корневищ, находящихся на дне. Ни у одного из водных растений зимой не остается живых органов на поверхности водоема, покрытой льдом.

Цели: познакомить учащихся с жизнью некоторых животных и растений в воде подо льдом; выделить существенные признаки рыб; рассмотреть правила безопасного поведения у водоемов; развивать речевые умения, внимание, мышление; продолжить формирование навыка чтения.

Оборудование: изображения рыб; картонные рыбки разных размеров для игры; анаграммы; карточки.

Э п и г р а ф н а д о с к е:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Ход занятия

– Сегодня мы отправляемся в новое путешествие по родному краю. Отгадав загадки, вы узнаете, о ком пойдет наш разговор.

1) У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба.)

3) Вильнет хвостом туда-сюда, и нет ее, и нет следа. (Рыба.)

4) В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба.)

– Сегодня мы узнаем: есть ли жизнь в воде подо льдом?

II. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 40–41).

– Какие тайны зимы вы узнали на предыдущих уроках?

– Какую роль выполняет снег в зимовке животных?

– Дремлют животные под снегом, там им теплее, чем на холодном ветру, в особенности когда разгуляется непогода.

В такую пору все животные – звери и птицы – ищут, где бы спрятаться от ледяного ветра. Многим из них глубокий снег служит хорошим укрытием. Под снегом не так донимают мороз и ветер.

От холода прячутся в снег тетерева и другие лесные птицы – рябчики, глухари.

Снег служит надежным укрытием также для различных зверей и зверюшек.

В наших лесах есть и такие звери, которые всю зиму спят, не вылезая из своего убежища. Зарывшись в опавшие листья, спит под снегом непробудным сном колючий ежик. Спит в глубокой норе барсук. А в самой чаще леса дремлет в своей берлоге медведь.

– Для наблюдательного человека немало интересного найдется зимой у реки, у озера. Рассмотрите центральный рисунок в учебнике.

– Как вы думаете, как рождается лед в водоеме – сверху или в глубине?

– Оказывается, на мелководье переохлаждение захватывает все слои воды. Вся толща воды остывает равномерно, и рождение ледяных кристаллов идет по всей глубине: сначала в воде образуются очень мелкие кристаллики, затем они становятся больше, срастаются друг с другом, поднимаются наверх и создают на поверхности сплошную пленку льда, а в глубине – пористые скопления, похожие на мокрый снег. В глубоких водоемах лед также образуется по всей толще, но, всплывая наверх, он ограждает глубокие слои водоема от дальнейшего охлаждения, и водоем не промерзает до дна.

Учитель проводит опыт, чтобы подтвердить данное объяснение. В стакан с водой опускаются кусочки льда. Лед легче воды, он всплывает на поверхность. Тем более легче кусочков льда мелкие кристаллики льда, образующиеся в толще воды.

– Назовите изображенных в учебнике рыб. (Ответы детей.)

– Налим, окунь, щука, карп, карась различаются по форме и размерам. Но что их объединяет? (Ответы.)

– Всех рыб объединяет чешуйчатый покров тела, жабры, наличие головы, хвоста и плавников вместо конечностей.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

– Что это за одежда? (Чешуя.)

Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу. Затем просит дорисовать чешуйки в круге на странице учебника. Один-два ряда чешуек рисуются под руководством учителя (учитель рисует мелом на доске), затем дети рисуют самостоятельно.

2. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.

– Как же живут рыбы в воде подо льдом?

– Что нового узнали из рассказа?

– Какие рыбы зимуют подо льдом в наших водоемах?

– Какая беда может произойти в водоеме в зимнее время?

– Что вы знаете о зимовке рыб в водоемах?

– Рыба налим интересна тем, что чем холоднее вода, тем она бодрее и активнее. Налим зимой не спит. Он заядлый хищник. И в ночную зимнюю стужу, когда большинство рыб находятся в полусонном состоянии, приткнувшись в каком-нибудь затишке, он заглатывает все живое без разбора (улиток, червяков, личинок, лягушек, утонувших полевок). Но растительный корм налим не признает. А в конце декабря – январе у налима начинается нерест. Ночами он движется вверх по течению и, выбрав себе каменистое или песчаное дно, выметывает икру.

Как и все животные, рыбы должны дышать. Зимой дышать им труднее, плохо пробивается свежий воздух под лед. От недостатка воздуха может начаться рыбий мор. Любопытно, что людей о беде предупреждают вороны.

«Ваня и Коля пошли на рыбалку. Клев был хороший, но поймать крупную рыбу не удавалось. Свой улов они опускали в ведерко с водой. Неподалеку рыбачил их знакомый дядя Захар. Он подошел к ребятам, поздоровался и попросил:

– Ну-ка, похвалитесь уловом.

Посмотрел и сказал:

– Такую мелочь не берут. Ее отпускают, чтобы подросла и оставила потомство. Если все будут брать только крупную рыбу, а мелочь отпускать, то в нашем пруду будет много рыбы. Лишь бы вода была чистая.

А у нас только такая ловится, – пожаловались мальчики.

Учитель. Давайте проверим, хорошие ли мы рыбаки.

Покажи-ка свой улов!

– Я поймал леща большого

И налима – вот такого!

Двух горбатых, полосатых

Окуней и двух линей,

Щуку, карпа, судака.

А в ведерке – два малька.

4. Г р у п п о в а я р а б о т а.

– Рассмотрите на рисунке в учебнике Мишу и Машу. Как дети разговаривают под водой? (Используя жесты рук и мимику.)

Ерш чем-то напоминает ежа – такой же колючий. Ерш очень живуч: бросишь его на лед – замерзнет, а в тепле оттает и вновь поплывет.

Карась неприхотлив. Может жить в стоячей воде. Ест все подряд.

Плотвички очень похожи на ласточек – резкие, ловкие и хвостик вилочкой, раздвоен. За красивые красные плавнички рыбаки еще зовут плотву красноперкой.

Линь на суше покрывается пятнами, какими-то лохмотьями. Это слизь на нем твердеет, шелушится и отпадает. За способность линять рыба и получила свое название.

Щуку рыбаки прозвали речным волком. Нападает она и на маленьких рыбешек, и на крупных, если голодная, утащит на дно гусенка или утенка. Но еще одно прозвище есть у щуки – речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоемы, не дает распространиться болезням.

Горбуша – рыба-путешественница. Пока растет – плавает по морям. Но когда придет время откладывать икру, горбуша изо всех сил устремится в речку, где когда-то родилась сама. Долог и труден ее путь – через водопады, мели и перекаты, порой ползком на брюхе добирается рыба до родной протоки или ручья. Прибудет на место, выроет на дне ямку, отложит икру, а сама, обессиленная, погибнет. Мальки горбуши, когда появятся из икринок, скатятся по реке в океан.

III. з акрепление изученного материала.

На доске – картинки с изображением разных рыб. Учитель загадывает загадку, учащиеся отгадывают ее и показывают на доске нужную картинку.

1) В реках, старицах, озерах

Много зарослей, в которых

Эта рыба обитает,

И прудов не избегает

С промерзающей водой.

И серебряный бывает,

И бывает золотой.

2) Драчун и забияка

В речной воде живет

И маленьким рыбешкам

Проходу не дает.

Костлявый и колючий,

Не любит он шутить.

Его ведь даже щука

Не может проглотить.

Он весь в иголках, словно еж,

А как зовется рыба? …

3) На дне, где тихо и темно.

Лежит усатое бревно.

Он в самом омуте живет,

Имеет он огромный рот.

А глазки чуть видны.

4) У нее во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь – в котел попала.

5) Я рыба. Вся моя семья

Живет в морях, лишь в речке я!

Знаас (сазан). Укащ (щука). Раська (карась). Милан (налим). Парк (карп). Куала (акула).

3. Р а б о т а в п а р а х.

Каждая пара учащихся получает конверт с карточкой-заданием: подготовить по плану подробное устное описание одной из рыб, изображенных в учебнике.

П л а н о п и с а н и я р ы б ы.

1) Название рыбы.

2) Речная или морская.

3) Размеры (большая, средних размеров, маленькая).

5) Окраска туловища, плавников.

6) Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

4. Р а б о т а п о к а р т о ч к а м.

а) Рассмотрите внимательно это фантастическое животное. Из частей каких рыб оно составлено?



б) Подумайте, почему у большинства рыб брюхо светлее спины? Зачем им это нужно?

с а с з к б а т р е о к о б ы о ч а а р в м и ь у

Маша и Миша хотят узнать, кто такие рыбы. Давайте расскажем им.

ТУЛОВИЩЕ ХВОСТ ПЛАВНИКИ ГОЛОВА ЖАБЕРНАЯ КРЫШКА

Тело рыбы покрыто чешуёй

Спасибо за урок! Что нового и интересного вы узнали? Как отличить рыб от других животных?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технологическая карта урока по окружающему миру "Что такое погода?" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Технологическая карта по окружающему миру по теме " Что такое погода?" по УМК "Перспективная школа". К данному уроку прилагается Презентация. .

Урок по окружающему миру Тема : Есть ли жизнь в воде подо льдом . УМК Перспективная начальная школа.

· Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью некоторых животных в воде подо льдом, правилами безопасного поведения у водоёмов;·.


Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Жизнь птиц" по программе Начальная школа 21 века

Открытый урок окружающего мира в 1 классе "Жизнь птиц зимой" по программе Начальная школа 21 века (общие признаки, виды, охрана).


Открытый урок по окружающему миру + химия в 4 классе по программе Перспективная начальная школа


Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен.

Презентация к уроку по Окружающему миру "Кто такие рыбы? Проверочная работа." 1 кл. УМК "Школа России"

Презентация позволяет проверить знания по материалу урока "Кто такие рыбы?", т. к. содержит фотографии тех видов рыб, которые рассматривали на уроке (соответствует содержанию учебника А. А. Плешакова .


Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия и её соседи. Япония" 4 класс "Начальная школа 21 века"

В основе урока окружающего мира по теме "Россия и её соседи. Япония" для 4 класса лежит функциональное чтение. Ребята читают "с пометами", соотносят высказывания с текстом о .

Читайте также: